Научная статья на тему 'Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы'

Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА» / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева С. Т.

В статье раскрывается опыт школы по достижению основных целей в реализации стратегической инициативы «Наша новая школа» в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терентьева С. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

3 Ученик выполнил задание в срок Учеником раскрыта тема задания, успешно подобран Задание вы-

материал, систематизирована в искомую в соответ- полнено пол-

ствии с заданием, представлена наглядно ностью

Литература

1. Голоднова Л.В. Технология портфолио - формальный и неформальный подход // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №5.

2. Дамбаева Б.Б. Стратегии развития образования Забайкальского края в контексте компетентностного подхода / Компетентностный подход как фактор повышения качества образования: материалы международной научнопрактической конференции. Пленарные доклады. - Чита: ЗабКИПКРО. - 2010. - С. 12-18.

3. Егорова Л.Н. Бальная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №2. С. 22-26.

4. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Даутова, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына; Под ред. С.А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 159 с.

5. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.

6. Фишман И.С., Голуб ГБ. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. -244 с.

С. Т. Терентьева

J

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Л___________________________________________________________________г

Аннотация. В статье раскрывается опыт школы по достижению основных целей в реализации стратегической инициативы «Наша новая школа» в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

Ключевые слова: стратегическая инициатива «Наша новая школа», федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, новый социальный заказ.

Деятельность коллектива школы по достижению основных целей и решению задач в данном направлении выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе «Наша новая школа», отраженными в ФГОС второго поколения [3, 4, 5].

Наша школа в значительной степени была подготовлена к процессам, связанным с обновлением содержания образования [2]. Мы видели такую необходимость, опираясь на результаты мониторинга участников образовательного процесса: детей, родителей,учителей, а также социальных партнёров.

Сегодня 7 первых классов, в которых обучается 170 детей, учатся в соответствии с новыми стандартами по 6 учебно-методическим комплексам. Я хочу остановиться на некоторых достигнутых результатах, а также задачах, которые следует решать на пути массового перевода начальной школы на стандарты нового поколения [4, 5].

С появлением стратегической инициативы «Наша новая школа», стандартов и новых СанПиН усилился поток требований, предъявляемых сегодня к школе. Это ещё в большей мере повлияло на чёткость планирования школой расходов, в том числе долгосрочных, заставило нас уделить внимание проблеме экономии и бережливости ресурсов, активизировать работу

по обеспечению привлекательности школы на рынке образовательных услуг.

Очевидно, что требуемые изменения должны были сопровождаться существенным преобразованием ресурсной базы, что предусмотрено в Программе развития школы на период до 2015 года.

Работа с кадрами была направлена на изучение и практическую отработку нового содержания, эффективных педагогических и образовательных технологий, разнообразия вариативности образования. Организация учительских сообществ школы по принципу «Сотрудничество, содружество, сотворчество», методического совета, экспериментальных проблемных творческих групп, методических объединений классных руководителей позволила решить многие задачи обучения на рабочем месте, повышения квалификации, подготовки кадров к работе в новых условиях. Кроме того, учителям школы делегировано право на апробирование и практическое претворение инновационных идей в образовании, качественное совершенствование образования в школе [1].

Педагогами проведена экспертиза материалов ФГОС - требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования, требований к условиям её реализации, продуманно отобрано содержание (учебно-методические комплексы), отвечающее задачам реализации стандартов [4].

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Сегодня поисково-творческая деятельность педагогов школы вышла далеко за пределы учреждения. Практически осознанным опытом работы, имеющимися проблемами и перспективами они активно делятся не только в рамках школьных семинаров, мастер-классов, круглых столов, но и в плане работы школылабо-ратории ЛОИРО, опорной площадки района по вопросам проектирования инновационного образовательного процесса, где успешно проходят обучение по проблеме введения ФГОС учителя, руководители ОУ, тьюторы. Только за этот учебный год проведено 8 практико-ориентированных семинаров. Новым уровнем деятельности в распространении опыта работы педагогов, взаимообмена идеями развития стала организация и активное функционирование сетевого сообщества «Openclass», имеющего выход как с личных сайтов учителей, так и с сайта нашего учреждения; активизация работы в сети «Творческие учителя» России, работа с электронным ресурсом «Dnevnik.ru».

Стандарты предъявили и определённые квалификационные требования к личности руководителя [6], что побудило меня в 2009 году к участию в конкурсном отборе для обучения по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций социальной сферы и как результат - обучению в ВШМ СПб ГУ по специализации «Менеджмент в социальной сфере». Этот подход укрепил мои знания как руководителя, позволил поновому увидеть систему стратегического планирования развития школы.

В работе по обновлению образовательного процесса школы нам было важно увидеть поддержку родительской общественности. Просветительская работа школы через Совет образовательного учреждения, школьные и классные родительские комитеты, родительские собрания, обновление материалов школьного сайта по проблеме введения стандартов была направлена прежде всего на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые моменты и ориентиры.

Это позволило родителям осознать масштаб и прогнозировать положительность перемен, связанных с введением ФГОС; успешно в сотрудничестве со школой выстроить формы внеурочной деятельности согласно обозначенным направлениям; разработать индивидуальный образовательный маршрут своего ребёнка.

Новый стандарт нацелил нас на усиление работы школы как центра досуга для детей и взрослых. Результатом стала активизация внеклассной и внеурочной работы с детьми, прежде всего с помощью собственных ресурсов, в том числе творческих семейных проектов, например, на базе школьного музея «Быт и культура народов края», а также совместного проекта с системой дополнительного образования и открытия более 32 кружков, секций, объединений детей.

Особое место в этой среде - детяминвалидам: доступность получения ими общего образования; школой предоставлены различные формы образования (индивидуальное, семейное, коррекционно-развивающее), выбор индивидуального маршрута, поддержка его реализации службами сопровождения; в каждом учебном кабинете имеется доступ к Интернету.

Стандарт обратил внимание на вопрос предшкольной подготовки ребёнка, что побудило нас активно

продолжить работу по ранней адаптации к школьной жизни. Мы открыли две группы «Малышкиной школы», пересмотрели подходы в работе по преемственности с дошкольными образовательными учреждениями. Отлажена работа с родителями будущих первоклассников: им было предложено подумать об основных направлениях внеурочной деятельности школы в новом 2011/2012 учебном году.

На основе такого социального заказа будет сформирован план действий школы. Кроме того, занятия в предшкольных группах, раннее общение с педаго-гомспециалистом дают право молодым родителям реально оценить возможности своего ребёнка, а при поступлении в школу - определиться с его образовательным маршрутом. Для родителей и детей в этот период работает консультационная служба логопеда, психолога, администрации школы.

Но работа по преемственности не может быть односторонней. Уже в этом году нами проведён ряд практико-ориентированных семинаров с коллегами средней школы, ведь и их в ближайшее время ждут значительные перемены, связанные с введением стандартов.

Целенаправленность действий администрации школы по выполнению требований к условиям образовательной деятельности согласно ФГОС позволила не только реально оценить наши возможности, но и предпринять первоочередные меры по сохранению здоровья участников образовательного процесса: привести в полное соответствие с требованиями медицинский кабинет школы, спортивные и актовый залы, оснастить школу современной мебелью, остановиться на решении проблемы обеспечения безопасности ОУ, довести до высокого уровня организацию питания в школьной столовой. Безусловно, решить в одночасье все задачи невозможно. Но в условиях имеющегося финансирования и собственных ресурсов школы уже сегодня можно сделать очень многое.

Литература

1. Александрова Э.И., Воронцов А.Б., Восторгова Е.В., Горбов С.Ф., Новлянская З.Н., Ломакович С.В., Матвеева Е.И., Чудинова Е.В. Основные положения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.

2. Воронцов А.Б. Риски и затруднения введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №3.

3. Кудрикова Д.Н., Узянова И.М. Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №3.

4. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2

5. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.

6. Усольцева И.В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №2.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.