Научная статья на тему 'Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: задачи и пути развития новой школы в деятельности ГБОУ школа №64'

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: задачи и пути развития новой школы в деятельности ГБОУ школа №64 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Галина Алексеевна, Минашкин Андрей Владимирович

В статье описывается механизмы и результаты реализации положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в деятельности ГБОУ Школа №64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: задачи и пути развития новой школы в деятельности ГБОУ школа №64»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Яшина Галина Алексеевна

директор, к.п.н. Минашкин Андрей Владимирович

руководитель структурного подразделения по правовому воспитанию и юридическим вопросам

ГБОУ Школа №64 г. Москва

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ЗАДАЧИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБОУ ШКОЛА №64

Аннотация. В статье описывается механизмы и результаты реализации положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в деятельности ГБОУ Школа №64.

Ключевые слова: новая школа, образовательные стандарты, школа здоровья.

Высшее руководство Российской Федерации неоднократно отмечало, что «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Эти положения и концепция современной школы были сформулированы и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В ней, в частности, указывается, что «модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий

получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. Национальная образовательная инициатива активно реализуется в деятельности ГБОУ Школа №64.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:

• российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации;

• современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу, для решения новых амбициозных задач.

Эти ценности закладываются в основу предметных программ, программ воспитания и социализации. В этом отношении федеральные государственные образовательные стандарты впервые фиксируют в нормах образования те педагогические инновации, которые убедительно доказали свою практическую целесообразность [4].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

3

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы информатизации уже сегодня идет в нашей школе.

Обновленное содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

В связи с этим одной из наиболее важных задач государства и современной школы становится обеспечение доступности качественного общего образования Конституционный принцип доступности качественного общего образования независимо от места жительства реализуется через:

• повышение охвата детей дошкольного возраста вариативными формами и программами дошкольного образования и тем самым выравнивание стартовых возможностей для получения общего образования;

• развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе, оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, здоровьесберегающей мебели, интерактивных и мультимедиа-комплексов); их концентрацию в базовых школах;

• создание условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности;

• обновление содержания общего образования с учетом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей, личностью к общему образованию, разработку стандарта общего образования нового поколения, включающего требования к условиям организации образовательного процесса;

• совершенствование системы оценки качества образования.

В соответствии с новыми стандартами современной школы для каждого конкретного образовательного учреждения образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями в лице общественного совета) и образованием (педагогического коллектива школы) для обеспечения и гарантии качества образования [1,12]. Она объединяет основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями (высокомотивированные и одаренные дети, дети с проблемами в развитии и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья).

Школы, как ГБОУ Школа №64, создающие концепции и программы развития своих коллективов, исполь-

зуют при их разработке современные научные идеи, технологические пакеты и модули, разработанные и апробированные на экспериментальных площадках и в инновационных сетях.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [11].

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

• единство образовательного пространства Российской Федерации;

• преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Напомним, что Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Задачи государственной политики в сфере образования находят свое отражение и в образовательных стандартах нового поколения. Они предполагают внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся, направлены на реализацию программ и технологий, обеспечивающих достижение образовательных личностных результатов, формирование идентичности в поликультурной среде.

Эти задачи реализуются в локальных нормативных актах ГБОУ Школа №64.

В настоящее время были разработаны проекты таких основополагающих документов как Концепция развития воспитания в системе столичного образования. Концепция, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

В Концепции учтены положения национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

стандартов общего и высшего профессионального образований. Содержательные аспекты Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и базовые основания Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг. позволили выделить ключевые задачи развития воспитания с учетом региональной специфики.

В течение ряда лет в Москве реализуются Комплексные среднесрочные программы: «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Столичное образование», «Спорт Москвы», в которые входят мероприятия по различным направлениям воспитания детей и молодежи, на уровне округов разработаны программы воспитывающей деятельности.

Утверждена и начала реализовываться в ГБОУ Школа №64 Государственная программа развития системы образования города Москвы на период 20122016 гг.

Задача Государственной Программы - разработка и внедрение современных стандартов качества образования, отвечающих федеральным государственным образовательным стандартам. Одна из целей - усиление вклада образования в социально-экономическое развитие города, а также ориентация системы образования на поддержку учебной и социальной успешности каждого школьника.

Для решения этих задач и достижения целей весьма актуально развитие инициативной творческой изыскательской деятельности учащихся, активно внедряемое в ГБОУ Школа №64.

Как уже отмечалось, в основе новой школы должен быть заложен деятельностно-компетентностный подход, в котором ключевая фигура - учитель, а главное действующее лицо - ученик. При этом основным критерием качественного образования становятся его социальные результаты, то есть у выпускника должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу [8,9]. Сегодня необходимо расширить систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых ребят и усовершенствовать систему моральных и материальных стимулов педагога, обеспечив учителю постоянный профессиональный рост [6].

В этом отношении важное значение приобретает проектная и исследовательская деятельность обучающихся в образовательных учреждениях. Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов

образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни [2,5].

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, чем обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения [10].

Исследовательская деятельность обучающихся -деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

• постановку проблемы,

• изучение теории, посвященной данной проблематике,

• подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выпол-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

5

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

няется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся. В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

В ближайшие годы должен значительно измениться и облик самой школы. Речь идет о том, что современная школа - это не только отвечающий всем требованиям времени центр обязательного образования, здесь, прежде всего, должны быть созданы условия для самоподготовки, занятий творчеством и спортом. При этом нельзя забывать и о такой важной составляющей образовательного процесса, как укрепление здоровья ребенка. Минимизация рисков для здоровья в процессе обучения должна быть выстроена на основе индивидуального подхода.

Начало реализации ФГОС второго поколения в ГБОУ Школа №64 положила реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в соответствии с которым основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность [3,7].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

• улучшить условия для развития ребенка;

• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

• модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

• модель «школы полного дня»;

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

• инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является расширение общественного участия в управлении образованием. Полноценное и неформальное участие граждан в управлении образовательными учреждениями, формировании образовательной политики на местном, региональном и федеральном уровнях призвано обеспечить открытость и восприимчивость системы образования к общественным потребностям, обновление и повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие социально-экономическим реалиям и перспективам. Основной механизм развития государственно-общественного характера управления образованием - разработка нормативной правовой базы передачи гражданским институтам части полномочий и ответственности за реализацию некоторых управленческих функций.

Расширению и повышению эффективности общественного участия в управлении образованием способствует реализация следующих мер:

• Обязательное участие общества, профессионального сообщества, деловых кругов в выработке и реализации основных направлений образовательной политики, стратегических управленческих решений по ключевым вопросам развития российского образования.

• Согласование государственного, общественного и корпоративного заказов образовательной системе.

• Ежегодная публикация по установленной форме финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений, а также отчетов по результатам деятельности.

• Систематическая государственно-общественная экспертиза и поддержка на конкурсной основе инноваци-

онных образовательных программ, распространение инновационных технологий.

• Функционирование управляющих, попечительских советов образовательных учреждений с привлечением в них представителей педагогов и обучающихся, родителей, учредителей, местной общественности (бизнеса, науки, здравоохранения, культуры и т. п.). Наделение этих советов полномочиями по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений, разработке и реализации программ развития, определения содержания и организации образовательного процесса, хозяйственно-экономической деятельности и др.

• Развитие современных форм ученического самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Развитие государственно-общественной системы лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательных учреждений.

Информационная открытость -один из принципов новой школы Так, на сайте ГБОУ Школа №64 можно получить полную информацию по всем вопросам жизни нашего коллектива. Главную задачу педагогический коллектив видит в создании в школе психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития школьников, в предоставлении учащимся возможности получать образование, соответствующее их индивидуальным способностям и склонностям. Особое внимание уделяется укреплению здоровья школьников. Ведь успешный ребенок - здоровый ребенок.

Мы считаем, что школа должна стать для каждого учащегося «вторым домом», местом, где ему «хочется быть», где его понимают и относятся к нему с уважением. Поддержание в школе «доброй, домашней атмосферы» помогает детям решать проблемы учебного и личного плана, воспитывать у себя правильную линию поведения. Это важно еще и потому, что учебная программа в нашей школе очень насыщенная. Уже в начальных классах дети изучают английский язык и информатику. С 5-го класса открыты гимназические классы с повышенным уровнем гуманитарного образования и введением второго иностранного языка - испанского, французского или немецкого, а также классы с расширенным изучением математики и информатики.

Наряду с традиционными формами обучения на уроках применяются компьютерные технологии. Успешно функционируют 17 творческих объединений естественнонаучного, научно-технического, художественно-эстетического и культурологического направлений. Работает общешкольная студия телевидения «Планета 64».

Такой комплексный подход к учебно-воспитательной работе полностью оправдывает себя. В школе нет второгодников. На «четыре» и «пять» учатся более 60% учащихся. Все выпускники успешно сдают ЕГЭ. Ежегодно несколько выпускников получают золотые и серебряные медали. Почти все выпускники посту-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

7

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

пают в ВУЗы. Учащиеся школы участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах и занимают призовые места.

Наглядным свидетельством успешности работы педколлектива является востребованность школы родителями района. С каждым годом число учащихся увеличивается. Более того, число желающих учиться в нашей школе превышает число свободных мест. И эта тенденция сохраняется год за годом. 1 сентября к нам придут 120 первоклассников.

С нового учебного года в школе будут введены электронные дневники и классные журналы. С их помощью родители смогут контролировать успеваемость своего ребенка, узнавать расписание занятий и домашнее задание.

Онлайн возможности школы можно будет использовать для оперативной коммуникации между всеми заинтересованными в учебном процессе сторонами. В скором времени появится возможность проводить совещания и педсоветы, открытые уроки и родительские собрания. Таким образом, родители смогут участвовать в видеоконференции, не покидая дома или офиса, или находясь в командировке.

Московская городская программа «Информационный город» на 2012-2016 годы предусматривает оснащение школ интерактивными досками. Подобное техническое перевооружение позволит проводить дистанционные уроки. Это совершенно новая возможность, которой так не хватало в школе. Ведь это позволит ученикам не отставать от одноклассников, даже когда по тем или иным причинам процесс очного обучения прерывается.

В прошлом году первоклашки в дополнении к ручкам и тетрадям получили современные переносные компьютеры, согласно новым стандартам начального образования. Теперь же подобным образом будут обеспечены и вторые классы.

Все задачи обучения и воспитания учащихся школа может решать только в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому диалог с органами родительского самоуправления мы очень ценим. Некоторые родители входят в Управляющий совет.

Таковы в общих чертах пути и принципы развития новой школы в рамках подготовки к реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в деятельности ГБОУ Школа №64.

Бесспорно, что для реализации новых стандартов еще потребуются как усилия со стороны государства, например, формирование образовательной поли-

тики, законодательное сопровождение изменений, так и со стороны педагогического сообщества, других институтов гражданского общества, что позволит на современном уровне реализовать гражданам одно из ключевых конституционных прав граждан - право на образование.

Литература

1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.33-36.

2. Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2 изд. М.: Просвещение, 2010. 152 с.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 35 с.

5. Логинова А. С. Учебное сотрудничество в рамках развивающего обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.22-24.

6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. М.: Просвещение, 2011.96 с.

7. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболето-ва и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 2 изд. М.: Просвещение, 2010. 120 с.

8. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.73-76.

9. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.3-9.

10. Тангалычева Н. В. Риски образовательного учреждения при внедрении стандартов нового поколения и пути их минимизации // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.7-16.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011.48с.

12. Яшина Г.А, Сиденко А. С., Хачатрян Н. Л. Программа педагогических советов и опыт ее реализации // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2.

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.