Научная статья на тему 'Ключевые аспекты качества образования'

Ключевые аспекты качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3739
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покасов Владимир Федорович

Эта статья общий взгляд на аспекты актуальной проблемы. Сейчас, когда в регионах и школах уже разработаны системы оценки качества образования, полезно сравнить свои представления о факторах, влияющих на качество, с тем, как их определяет автор стать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покасов Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты качества образования»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015

От теории к практике реализации ФГОС

УДК 316.7

В.Ф. Покасов

Ключевые аспекты качества образования

Аннотация. Эта статья — общий взгляд на аспекты актуальной проблемы. Сейчас, когда в регионах и школах уже разработаны системы оценки качества образования, полезно сравнить свои представления о факторах, влияющих на качество, с тем, как их определяет автор статьи.

Ключевые слова:

образовательные результаты, организация образовательного процесса, система оценки качества образования, образовательные стандарты, методы организации обучения, информационно-коммуникационные технологии, мониторинг образовательных достижений учащихся

Keywords:

educational results, the organization of educational process, the system of education quality assessment, educational standards, methods of organization of learning, information and communication technology, monitoring of educational achievements of schoolchildren

Abstract. This article is a view on the current aspects of the problem of assessing the quality of education. Now, as the regions and schools have developed a system of education quality evaluation, it is useful to compare their views on the factors affecting the quality as determined by the author.

Как отмечено в современных исследованиях, многообразные факторы оказывают непосредственное влияние на качество школьного образования [1,2,5,8]. Среди них учёные и исследователи выделяют такие, как:

- поддержка и привлечение родителей и представителей местного сообщества;

- преподавание на родном языке (особенно в начальной школе); современный учебный план и учебные материалы;

- процесс обучения, ориентированный на ребёнка и предполагающий активное вовлечение учащихся;

- безопасная и здоровьесберегающая среда;

- система оценки учебных достижений;

- эффективное управление и руководство;

- обеспеченность ресурсами;

- всё, что связано с учителем — подготовка и повышение квалификации, система морального и материального стимулирования, профессиональные ценности и приоритеты [3,4,14,15].

Рассмотрим подробнее некоторые из этих факторов, сгруппировав их по трём областям: образовательные результаты, организация образовательного процесса и система оценки качества образования. Тем самым мы ставим во главу угла три ключевых вопроса: «На

какие результаты мы ориентируемся?», «Какими ресурсами мы располагаем и как их используем?» и «Как мы узнаём о том, чего достигли?» [7,11,12,13].

Образовательные результаты

Всё более важным в практике работы различных образовательных систем становится более широкое понимание образовательных/учебных достижений — не только академические знания, но и компетентности, здоровье ученика, безопасность, благосостояние, мотивация к обучению, гражданская позиция, умение позитивно взаимодействовать с другими, самоуважение, уважение к семье и обществу, забота о других и об окружающей среде.

Во многих культурах всегда делался особый акцент на важность приобретения подрастающим поколением навыков, необходимых для функционирования в обществе. Эти навыки постоянно меняются и находятся в зависимости от развития технологий и способов коммуникаций между людьми. Современные учебные планы во многих странах теперь уделяют больше внимания обучению информационным технологиям. В некоторых стра-

18 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015

нах в центре внимания находится обучение социальным и межличностным навыкам, в которых нуждается молодежь, когда она пытается занять свое место в обществе. Во многих образовательных системах уделяется больше внимания вопросам социальной сплоченности, информированности общества об экологических проблемах и правах человека, что отражает желание политиков обеспечить возможность следующим поколениям занять свое место в качестве граждан в быстро меняющемся и всё более усложняющемся обществе [6,9,10].

Следующую простую классификацию основных типов учебных результатов предлагает ЮНЕСКО:

- Знания: основные когнитивные результаты, которые должны достигаться всеми учащимися (включая грамотность чтения, письма, счёта и знания основ учебных предметов);

- Ценности: солидарность, гендерное равенство, толерантность, заимопонимание, уважение к правам человека, неприятие насилия, ценность человеческой жизни, чувство собственного достоинства;

- Навыки и компетентности: владение навыками решать проблемы, организовывать эксперимент, работать в команде, жить и взаимодействовать с другими, умение учиться;

- Поведение: готовность применять на практике то, что было изучено.

Организация образовательного процесса

Содержание обучения, ориентированное на ученика.

Постоянно обновляющиеся знания и технологии являются определяющим фактором развития общества XXI века. Традиционная «индустриальная» школа, ориентированная на унифицированный процесс обучения, негибкий учебный план, доминирующее положение учителя в классе, передачу знаний от учителя к ученику, не может обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе.

Наиболее эффективные стратегии развития школьного образования связаны с формированием системы обучения, ориентированной на ученика. Системы, способной учитывать нужды и потребности ребёнка, развивать его природную любознательность, обеспечивать изучение окружающего мира в близком ему темпе и стиле.

Ориентация на ребёнка требует серьёзной перестройки образовательного процесса и изменений в содержании образования. Наиболее передовой международный опыт в этой области заключается в следующем.

Стандарты. Отказ от жёстких и тотально регламентирующих стандартов, предписывающих в деталях, какое содержание и в каком объёме необходимо изучить. Использование рамочных стандартов, определяющих основные образовательные области и базовые навыки, формирование которых у учащихся следует обеспечить. Такие «мягкие» стандарты дают свободу школе вформулировании образовательных результатов, которые могут достигаться с учётом местной специфики и

потребностей, а также возможностей конкретных учащихся.

Учебный план и содержание обучения. Гибкий учебный план лежит в основе построения эффективного образовательного процесса. Его основными характеристиками являются:

Наличие вариативного компонента, который позволяет школе сформировать разнообразное предложение курсов, программ и учебных практик с учётом собственных возможностей и потребностей учащихся. Как следствие реальностью, а не декларацией, становится индивидуальный образовательный маршрут ученика.

Включение новых знаний, предметов и дисциплин, приобретающих социальную и экономическую значимость и необходимых для адаптации в современном обществе — например, экономика, обществознание, экология, второй иностранный язык и др. При этом учебный план должен оставаться сбалансированным и не допускающим неоправданного увеличения учебной нагрузки.

Распределение учебного времени по широким образовательным областям, что даёт возможность школе более оптимально устанавливать нагрузку по конкретным учебным предметам.

Учёт разных форм организации обучения, включая внеурочную, проектную и самостоятельную деятельность учащихся.

Содержание обучения не перегружено узко академическими и описательными знаниями, требующими запоминания многочисленных фактов. Оно ориентировано на самостоятельное изучение окружающей действительности и использование исследовательского подхода.

Используемые программы и учебные материалы чувствительны к различиям учащихся (половым, этническим, языковым и т.п. ), поддерживают культурное многообразие обучаемых. Они обеспечивают не только когнитивное развитие ученика, но и формирование ценностей, моральных установок и навыков социального взаимодействия.

Методы организации обучения. Современные методы обучения и организации образовательного процесса характеризуются использованием гибких и разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; учёт индивидуальной особенности обучающихся (возможность обучения в собственном темпе, использование стиля обучения, близкого ребёнку, возможность смены видов учебной деятельности и т.д.); прикладной характер обучения — создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности, зачастую выходящих за рамки традиционного урока: обучение в сотрудничестве и работа в команде, самостоятельная работа вне школы, исследовательская работа, выполнение длительных проектов по тематике, охватывающей смежные области знаний (а не концентрирующейся на содержании конкретного учебного предмета), получение знаний из различных источников (библиотеки,

Ключевые аспекты качества образования 19

Составляющие качества образовательного процесса

Качество основных условий Качество реализации образовательного процесса Качество результатов

Управление Кадровое обеспечение Научно-методическая работа Финансово-хозяйственное обеспечение Психологический климат Содержание образования Преподавание (оценка и самооценка) Педагогические и информационные технологии Профессиональный рост Обученность Сформированность ЗУН Сохранение физического и психического здоровья Успешность в социуме

музеи, различные учебные заведения, производственные компании, Интернет).

Отдельно следует отметить использование инфор-мационнокоммуникационных технологий (ИКТ), которые способны, при определённыхусловиях, существенно изменить учебный процесс. ИКТ меняет роль учителя и формирует более эгалитарные отношения между учителем и учеником. Учитель перестаёт быть единственным источником данных. ИКТ способствует повышению доступности новых знаний и образовательных программ за счёт реализации моделей дистанционного образования.

Влияние ИКТ на результаты обучения в меньшей степени зависят от наличия необходимой инфраструктуры (компьютеры и сопутствующее оборудование, доступ в Интернет), которая является необходимым, но не достаточным условием. Ключевым является создание в учебном заведении информационно насыщенной среды, обеспечивающей реализацию принятых школой образовательных целей и педагогических подходов. В основе построения такой среды находятся несколько элементов: разнообразные цифровые учебные ресурсы, а также понятные учителю методики их использования в повседневной практике; гибкий график учебного процесса, позволяющий применять ИКТ как на уроках, так и в дополнительное время; мотивированные учителя, систематически использующие ИКТ в своей работе.

В контексте концепции развития образования в Российской Федерации до 2020 года представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования. Исходя из этой взаимосвязи, качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых и задача формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг путем создания:

- прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

- объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

- механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Модель школьной системы оценки качества образования может включать в себя несколько компонентов:

1. Содержательный компонент, который включает в себя несколько этапов:

- формирование представления о качестве образования;

- методологические подходы оценки качества;

- анализ качества образования; определение цели, задач и направлений;

- разработка Программы школьной системы оценки качества образования.

2. Управленческий компонент включает в себя:

- общественно-управляющую систему;

- систему методической деятельности;

- систему социально-психологической, воспитательной деятельности;

- систему контрольно-оценочной, экспертной деятельности.

3. Технологический компонент состоит из инвариантных (региональных, муниципальных) и вариативных (школьных) технологий оценивания и может содержать следующие технологии:

- Технологии по учету, обработке и передаче специальной управленческой информации (контрольно-надзорные технологии).

- Технологии социально-экономического мониторинга качества образования (мониторинговые технологии).

- Технологии социально-педагогического мониторинга качества образования (мониторинговые технологии).

4. Организационно-деятельностный компонент школьной системы оценки качества образования формируется на основе системы индикаторов, банка диагностических методик, контрольно-измерительных материалов, с помощью которых функционируют:

- Система мониторинга.

- Система социально-педагогического диагностирования.

- Система внутришкольного контроля.

- Система аттестации педагогических кадров.

- Система общественной экспертизы.

Вся полученная аналитическая информация в результате комплексной оценки качества образования (информационный компонент) может быть использована в портфолио учащихся, педагогических и руководящих кадров для отражения индивидуальных достижений; использована при проведении анализа деятельности общеобразовательного учреждения, в публичном докладе, который размещается на сайте школы.

В современных социокультурных условиях России действенность развития системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько

20 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6 • 2015

эффективно осуществляется управление всеми её звеньями. Результаты учебной деятельности:

- уровень успеваемости обучающихся по предметам, причины пробелов в знаниях;

- уровень обученности обучающихся;

- уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся должен осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами общеобразовательного учреждения, например:

- Положение о текущем контроле успеваемости обучающихся.

- Положения об промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

- Положение о порядке перевода обучающихся в следующий класс. Положения о школьной аттестационной комиссии, экзаменационных комиссиях.

- Положение о портфолио обучающегося.Положение о должностном (внутришкольном) контроле и др.

Объектом мониторинга образовательных достижений являются результаты учебной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Цели мониторинга образовательных достижений:

- оценка достижения учащимися стандарта;

- сравнение образовательных достижений учащихся;

- определение динамики изменений образовательных достижений и наличие определённых тенденций;

- выявление факторов, связанных с особенностями процесса обучения или социальным окружением, оказывающих влияние на образовательные достижения учащихся (выделение оптимальных учебных планов, учебников, методик обучения и др.);

- полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных решений на разных уровнях управления системой образования.

Общие подходы к организации мониторинга:

- мониторинг осуществляется по всем основным предметам начальной школы и по предметам федерального цикла основной и старшей школы;

- проверка образовательных достижений и степени об-ученности должна быть ежегодной, во всех параллелях классов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- критерии, показатели, формы сбора и предоставления информации, а также сроки проверки определяются администрацией ОУ в зависимости от особенностей процесса обучения;

- обработка и накопление материалов может проводиться в бумажном и электронном варианте — в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями. Первый уровень индивидуальный (персональный) — осуществляет его учитель отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков). На втором (внутришкольном) уровне ежегодно проводится мониторинг уровня сформирован-ности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ:

- стартовый (входной) — определяется степень устойчивости знаний обучающихся, выясняются причины потери знаний за летний период и намечаются меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;

- промежуточный (тематический, четвертной, полугодовой) отслеживается динамика обученности обучающих-

Структура управления качеством образования

Основания и база для оценки и обеспечения качества образования

Государственный образовательный стандарт; образовательные программы; учебные планы; региональные нормативные требования; нормы, закреплённые в Уставе школы, контрольно-оценочная система школы

I

Процедуры, используемые для обеспечения качества образования

Аккре- Атте- Атте- Экспер- Самооб- Приня- Про- Эффек Докумен-

дитация стация стация тиза инно- следова- тие верка тивность тирование

школы педаго- вы- ваций, ние по важ- выпол- системы хода и

гов пускни- проектов, качеству нейших ненных монито резуль-

ков образова- образо- управ- планов, ринга татов

тельных и вания ленче- реше- процессов

учебных ских ний

программ решений

Ключевые аспекты качества образования 21

Результаты образовательной деятельности и функционирования образовательного учреждения

Основные про- Вспомогательные про-

цессы: учебная, цессы: методическая

воспитательная и экспериментальная

работа, процесс деятельность школы,

функциониро- система доп. образования,

вания, процесс кадровая работа, хозяй-

развития ственная деятельность

Администрация и педагоги школы, продукты интеллектуальной деятельности, бюджетные и внебюджетные средства,

статистика, банки данных, средства коммуникации, библиотечные фонды, контрольно-оценочные средства

v

Качество подготовки выпускников, выполнение образовательной программы школы, удовлетворённость обучающихся качеством образования, личностные достижения учителей и учащихся, результаты инновационной, хозяйственной деятельности, влияние школы на другие образовательные и социальные системы, результаты внешней оценки деятельности школы, качества образования

ся, корректируется деятельность учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости; - итоговый (годовой) — определяется уровень сформиро-ванности знаний, умений и навыков при переходе обучающихся в следующий класс, прогнозируется результативность дальнейшего обучения обучающихся, выявляются недостатки в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга. Тренировочные, диагностические задания разрабатываются и проводятся учителями предметниками, председателями методических объединений, заместителем директора. Используются тренировочные задания системы СтатГрад, ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), ФЦТ (Федеральный центр тестирования).

Литература

1. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-15.

2. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.17-28.

3. Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.24-29.

4. Гоглова М.Н. Качество образования в условиях введения ФГОС: препятствия и пути устранения. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. С. 2-6.

5. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор

инновационного развития регионального образования // Образование и наука. 2010. № 8. С. 32-42.

6. Давыдова Н.Н., Токарева Е.В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутри гимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 1. С.37-41.

7. Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы. // Инновационные проекты и программы в образовании 2011. № 4. С. 21-26.

8. Десятериченко М.А. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Образование и наука. 2012. № 4. С.73-85.

9. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.

10. Мамонтова М.Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.14-18.

11. Никифорова С.В., ТкаченкоЕ.В. Влияние психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий субъектного развития участников образовательного процесса на качество образования. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С.65-70.

12. Попова Г. А., Дмитриева М.В. Управление качеством образования на основе мониторинга учебных достижений обучающихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С.44-48.

13. Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.40-45.

14. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.

15. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.