Научная статья на тему 'Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования'

Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / ФОРМЫ ОБЩЕШКОЛЬНОГО СОБРАНИЯ / ФГОС / ИСТОРИЯ ШКОЛЫ / ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Татьяна Владимировна, Баранова Юлия Юрьевна

Автор делится опытом проведения родительских собраний с родителями будущих первоклассников в образовательных учреждениях Челябинской области, раскрывает несколько задач на уровне образовательного учреждения, на уровне родителей; выделяет формы общешкольного собрания для родителей, описывает их преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Татьяна Владимировна, Баранова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Т. В. Абрамова Ю. Ю. Баранова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕШКОЛЬНОГО СОБРАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Автор делится опытом проведения родительских собраний с родителями будущих первоклассников в образовательных учреждениях Челябинской области, раскрывает несколько задач на уровне образовательного учреждения, на уровне родителей; выделяет формы общешкольного собрания для родителей, описывает их преимущества.

Ключевые слова: образовательные учреждения Челябинской области; родительские собрания будущих первоклассников; формы общешкольного собрания; ФГОС; история школы; ознакомление родителей; режимные моменты; рефлексия; мероприятия по организации взаимодействия семьи и школы.

Введение в образовательных учреждениях Челябинской области, как и в России в целом, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для конкретного образовательного учреждения означает, что реализация содержания образования на первой ступени школы будет осуществляться в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. При этом основная образовательная программа начального общего образования конкретной школы должна содержать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, к которым, несомненно, относятся и родители обучающихся.

Соответственно содержание основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения должно учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, а потому стать предметом заинтересованного изучения, одобрения и участия в реализации родителями как основными заказчиками образовательных услуг и социальными партнёрами школы.

Первое знакомство родителей будущих первоклассников с понятием, целями, структурой и содержанием основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, являющейся главным нормативным документом начальной школы, должно состояться на родительском собрании.

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников традиционно является важнейшей формой работы образовательного учреждения по превращению родителей в надёжных социальных партнёров школы, равноправных субъектов её жизни и развития. В условиях, когда с 1 сентября 2011 года все первоклассники страны начнут обучаться в соответствии с Федеральным государственным образова-

тельным стандартом начального общего образования, первое знакомство родителей с образовательным учреждением должно стать максимально результативным как для самой школы, так и для каждого родителя.

Целями первого родительского собрания, организуемого образовательным учреждением для родителей, должны стать установление партнёрских отношений с семьёй каждого ученика, организация взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения стандарта в конкретном образовательном учреждении.

В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:

создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;

повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;

вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;

информационной открытости образовательной деятельности школы.

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать определённые задачи на различных уровнях:

1) на уровне образовательного учреждения:

- представить образовательное учреждение, его устав и проект основной образовательной программы начального общего образования на 2011-2015 учебные годы;

- познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами;

- изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

25

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

- обеспечить информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы начального общего образования;

2) на уровне родителей:

- познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс в данную школу в комплекте представляемых документов;

- получить разъяснения смысла основных требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе;

- получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники;

- высказать своё мнение по учебным курсам, требуемым ребёнку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

- высказать свои предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определённых стандартом направлений развития личности ребёнка (спортивнооздоровительного, духовнонравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного);

- получить советы учителя, психолога по подготовке в семье ребёнка к школе.

Эффективность реализации всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников. Достижение цели общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников во многом зависит от выбора формы его проведения.

Современные требования к формам взаимодействия школы с родительской общественностью существенно разнообразили такой выбор. Среди многообразия форм наиболее полно позволяют реализовать задачи такие формы общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников, как собрание -лекторий, круглый стол, общешкольная конференция. Применение конкретной формы зависит от условий школы, её специфики и сложившейся системы работы с родителями. Так, собрание - лекторий целесообразно проводить в том случае, если сформулирована нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: «ФГОС: что для других сложно, для нас легко!» Если определённые ожидания родителей по поводу данного собрания оправдываются, то это решит и проблему посещения родителями первоклассников последующих собраний, поскольку сформирует готовность родителей в получении новых знаний о том, чему и как учат их детей в конкретной школе. Круглый стол как форма проведения родительского собрания представляет собой встречу родителей учеников одного - двух классов (если такое количество классов планируется) с педагогами и руководством школы в формате обсуждения актуальных проблем введения стандарта. Для обсуждения предлагается какая - либо значимая для всех тема, например: «Мой ребёнок идёт в 1 класс: чем я могу ему помочь?» Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло

предлагается «рамка», т. е. заранее подготовленные задания и вопросы (предварительно размещённые в информационных источниках школы). Собрание в форме круглого стола позволяет родителям получить полезную информацию, высказать собственную позицию и сравнить её с позициями других родителей. Комуто необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), комуто - поделиться опытом, а всем нужна возможность получить полную, достоверную информацию об актуальных проблемах обучения их детей по новым стандартам. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом круглого стола становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме. Родительская общешкольная конференция как форма проведения собрания для родителей будущих первоклассников имеет высокую степень эффективности при значительном количестве родителей - его участников. Готовить и проводить такую конференцию необходимо команде педагогов школы во главе с директором, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога и представителей общешкольного родительского комитета. В задачу последних входит проведение социологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций должны выступать сами родители, но ведущую роль должны взять на себя представители администрации и общешкольного родительского комитета. Они совместно анализируют проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определённые решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Эффективность родительского собрания во многом зависит от подготовленности всех его этапов, среди которых обязательными являются: 1й этап - организация родительского собрания (период подготовки); 2й этап - проведение собрания; 3й этап - период анализа результатов родительского собрания.

Кроме того, в содержательную часть собрания целесообразно включать следующие компоненты:

1. История школы: дата создания, этапы жизни школы; педагогический и детский коллективы (численность и достижения); традиции образовательного учреждения. На этом этапе важно представить фотографии или видеофильм о школе, виртуальную экскурсию, включая интервью с отзывом о школе выпускников, родителей, учителей, ветеранов. Полученная родителями информация даст им возможность ответить себе самим на вопрос: «Почему именно эта школа лучше всего подходит моему ребёнку?»

2. Ознакомление родителей с основными положениями стандарта:

- информация о целях, задачах, структуре стандарта;

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

- представление проекта основной образовательной программы начального общего образования школы;

- презентация модели внеурочной деятельности (дополнительно к этому этапу можно организовать выставку достижений учащихся (поделки, грамоты), творческий концерт учащихся;

- организация анкетирования родителей об отношении к полученной информации.

3. Представление режимных моментов организации образовательного процесса, формулирование правил взаимной ответственности родителей и школы за выполнение требований основной образовательной программы начального общего образования, требований безопасности.

4. Обсуждение вопросов родителей, как поступивших в ходе самого собрания, так и сформулированных после, в том числе на сайте школы.

5. Рефлексия как важный момент осознания и оценки значимости, актуальности, полезности содержания

собрания каждым родителем. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление коллажа, интервью, обсуждение на сайте школы и т. д.

Таким образом, требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования предполагают проявление родителями субъектной позиции по её формированию, обсуждению и участию в реализации. Осознание родительской общественностью высокой степени совместной со школой ответственности за результаты образования своих детей формируется на самом первом родительском собрании, а потому его подготовка и проведение требуют от школы системнодеятельностного, творческого подхода, доверительного отношения к родителям будущих первоклассников как её самым заинтересованным социальным партнёрам.

Приложение

Мероприятия по организации взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения ФГОС НОО (в рамках общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников)

Задача Мероприятия родительского собрания

Период подготовки Период проведения Период анализа результатов

1 2 3 4

На уровне образовательного учреждения

Представить образовательное учреждение, его устав и проект основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) на 2011-2015 учебные годы Подготовка презентации школы (её достижения за последние годы, особенности образовательного и воспитательного процесса, работы с социальными партнёрами, вклад родителей в укрепление материальной базы школы и др.); Презентация образовательного учреждения (с электронным сопровождением, выставками достижений, концертом, реальной или виртуальной экскурсией и др.); Анализ количества заявлений, поданных родителями на поступление их детей в школу; анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного);

подготовка информации об уставе ОУ, его положениях, связанных с темой собрания; подготовка презентации ООП НОО школы на 2011-2015 учебные годы; информация о положениях устава, связанных с темой собрания и возможностями родителей самостоятельного его изучения через сайт и информационный центр школы;

подготовка для анкеты вопросов об отношении родителей к школе представление проекта ООП НОО школы на 20112015 учебные годы (особое внимание - роли родительской общественности в достижении планируемых результатов) завершение формирования ООП НОО на 2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса; формирование плана (программы внеурочной работы с учётом социального заказа родителей)

Познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами Разработка школьной модели организации внеурочной деятельности с предложениями школы по её содержательному наполнению Представление школьной модели организации внеурочной деятельности; предложения школы по её содержательному наполнению; творческая презентация программ внеурочных занятий по направлениям развития личности ребёнка Анализ анкетирования родителей по содержанию внеурочных занятий в рамках определённых стандартом направлений развития личности; завершение формирования ООП НОО на 2011-2015 учебные годы в части формирования плана (программы вне-урочной работы с учётом социального заказа родителей)

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

27

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Задача Мероприятия родительского собрания

Период подготовки Период проведения Период анализа результатов

1 2 3 4

Изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности Разработка единой анкеты для родителей с включением конкретных предложений школы по группам вопросов (тиражирование анкеты по количеству родителей): 1) по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; Проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием её цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования ООП НОО школы Завершение формирования ООП НОО на 2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса; формирование плана (программы внеурочной работы с учётом социального заказа родителей)

2) по содержанию внеурочной деятельности в рамках определённых стандартом направлений развития личности; 3) по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного); 4) по вопросам информированности по ключевым проблемам введения ФГОС НОО

Обеспечить информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией ООП НОО Размещение информации о содержании, особенностях и преимуществах ООП НОО на 20112015 учебные годы на сайте школы, на информационном стенде; подготовка информации о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к данной информации Предоставление родителям информации о способах получения информации о содержании, особенностях и преимуществах ООП НОО на 2011-2015 учебные годы на сайте школы, на информационном стенде Информационная справка о перечне видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов. Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС НОО

На уровне родителей

Познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс данной школы в комплекте представляемых документов Подготовка информационных материалов для родителей (памятки, буклеты и др.); размещение на информационном стенде, на сайте приказа по ОУ об организации приёма в 1 класс, регламента работы комиссии по приёму, условий приёма; Предоставление родителям информационных материалов (памятки, буклеты и др.); ознакомление с локальной нормативной базой ОУ; предоставление образцов документов, комментирование правил и вариантов их заполнения Технологизация и оптимизация работы по приёму в 1 класс, создание полного банка данных будущих первоклассников

подготовка образцов документов для заполнения (заявление о приёме, договор между ОУ и родителями и др.), размещение их на стенде, на сайте школы

Получить разъяснения смысла основных требований ФГОС НОО к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе Подготовка презентации (раздаточного материала): 1) разъясняющей смысл основных понятий ФГОС НОО: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; основная образовательная программа начального общего образования, её составные части; результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные; универсальные учебные действия; деятельностное обучение; учебный план, учебные предметы обязательные и по выбору; внеурочная деятельность, её направления, предельная аудиторная нагрузка и др.; 2) показывающей, как школа конкретизирует содержание ФГОС НОО (через проект ООП НОО на 2011-2015 учебные годы) Презентация материалов одновременно с представлением проекта ООП НОО на 2011-2015 учебные годы (возможно в форме групповой работы, в другой интерактивной форме) Формирование ООП НОО на 2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса (завершение); формирование плана (программы внеурочной работы с учётом социального заказа родителей); анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного)

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Задача Мероприятия родительского собрания

Период подготовки Период проведения Период анализа результатов

1 2 3 4

Получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники Подготовка учебно-методи-ческих комплектов в соответствии с выбранной ОУ системой учебников Аналитическая информация о системе учебников; демонстрация учебных комплектов, краткая характеристика их преимуществ для конкретной школы; объяснение порядка обеспечения учебниками первоклассников школы Процедура обеспечения учебниками будущих первоклассников; подготовка информационной справки об обеспеченности учебниками

Высказать своё мнение по учебным курсам, требуемых ребёнку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов Подготовка части анкеты, позволяющей по её результатам составить часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса на 20112015 учебные годы Проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием её цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования учебного плана как составной части ООП НОО школы Завершение формирования ООП НОО на 2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса с учётом социального заказа родителей

Высказать свои предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определённых стандартом направлений развития личности ребёнка (спортивнооздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного) Подготовка части анкеты, позволяющей по её результатам составить план (программу внеурочной работы с учётом социального заказа родителей) на 2011-2015 учебные годы Проведение соответствующей части анкетирования с предвари-тельным комментированием её цели, содержания, роли результатов анкетирования для формирования плана (программы внеурочной работы) как составной части ООП НОО школы Завершение формирования ООП НОО на 2011-2015 учебные годы в части формирования плана (программы внеурочной работы с учётом социального заказа родителей)

Получить советы учителя, психолога по подготовке в семье ребёнка к школе Обзор вопросов, размещённых родителями на форуме ОУ (если есть); подготовка памяток (на основе требований СанПиН) для родителей по проблемам: 1) как правильно подобрать портфель и учебные принадлежности; 2) как организовать режим дня первоклассника; 3) как психологически подготовить ребёнка к учебной деятельности; 4) рабочая одежда первоклассника и др. Беседа с родителями (возможно в форме групповой консультации); предоставление информации Размещение материалов для родителей на сайте школы, информационном стенде, раздаточном материале; анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного)

Литература

1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 3.

2. Ганичева Е. Ю. «Почта психологу» - новая форма взаимодействия с родителями // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 4.

3. Исмаилова З. А. Роль организации эффективного взаимодействия учителей и родителей в создании успешного учебно-воспитательного процесса // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3.

4. Коптева Т. В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.

5. Мухаметова Л. А. Взаимодействие школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 5.

6. Никитина Е. В. Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2.

7. Пеньевская Н. Н. Повышение психолого-педагогической, коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей» // Эксперимент и инновации в школе.— 2010. - № 4.

8. Петухова И. В. Популярная педагогика для не очень занятых родителей, у которых ещё осталось время читать журналы и думать // Эксперимент и инновации в школе.—

2009. № 2.

9. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - № 1.

10. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -

2010. - № 3.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.