Научная статья на тему 'Из опыта экспериментальной работы школ Курганской области по организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО'

Из опыта экспериментальной работы школ Курганской области по организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1872
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КОНСТРУКТОР «НЕГО» / МОНИТОРИНГ ВОВЛЕЧЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Ю. В., Фалалеева И. В.

Авторы рассказывают об опыте экспериментальной работы школ Курганской области по организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС начального общего образования. В школах был проведен мониторинг вовлечённости обучающихся во внеурочную деятельность, выявлены трудности, с которыми столкнулись учителя в ходе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Ю. В., Фалалеева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта экспериментальной работы школ Курганской области по организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Панченко Ю.В. фалалеева И.В.

J ^

из ОПЫТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛ

КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ

деятельности в Условиях перехода на фгос ноо

л___________________________________________г

Аннотация. Авторы рассказывают об опыте экспериментальной работы школ Курганской области по организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС начального общего образования. В школах был проведен мониторинг вовлечённости обучающихся во внеурочную деятельность, выявлены трудности, с которыми столкнулись учителя в ходе эксперимента.

Ключевые слова: федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, внеурочная деятельность, потребности обучающихся, условия реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, конструктор «ЛЕГО», мониторинг вовлечённости обучающихся во внеурочную деятельность.

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения [2, 3, 4, 5]. С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности [1,6].

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога - дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе образовательные учреждения также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Тем не менее воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. «Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия

к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни» [3, 5]. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают перед образовательным учреждением возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все образовательные учреждения имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Но в условиях сельской местности не всегда есть и учреждения социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компе-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

13

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

тентности у учителем в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материальнотехнических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социо-культурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов - в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности. В связи с этим в Курганской области с 2009/2010 учебного года началась экспериментальная работа по апробации вариативных моделей организации внеурочной деятельности на базе трёх образовательных учреждений: МОУ «Гимназия № 30» г. Кургана, МОУ «Далматовская НОШ» г. Далматово, «НовоСидо-ровская СОШ» Кетовского района. Выбор данных образовательные учреждения был обусловлен их отражением наиболее типичных социокультурных ситуаций. В Новосидоровской СОШ организация внеурочной деятельности происходит в сельской школе в условиях отсутствия социокультурных объектов; в Далматовской НОШ отрабатывается модель организации внеурочной деятельности в сельской школе на основе развитого социального партнёрства с учреждениями социокультурной сферы (в том числе с УДОД); в гимназии № 30 идёт апробация модели организации внеурочной деятельности в городской школе на основе диагностики индивидуальных потребностей детей.

В МОУ «Гимназия № 30» г. Кургана к моменту введения ФГОС НОО уже имелась неплохая база для развития внеурочной деятельности. Необходимо было соединить отдельные направления работы (учебную, воспитательную, дополнительного образования) в систему для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроить её в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности.

Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, было определено объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определила стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности образовательных учреждений.

Целью эксперимента стала разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:

1) изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей;

2) создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказа-

ния им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

• в образовательных мероприятиях города (интеллектуальный марафон «Ключик», предметные олимпиады, научно-практическая конференция младших школьников) и области (интеллектуальный марафон учеников-занковцев, предметные олимпиады);

• в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как образовательных учреждений, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;

• в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, коммуникативно-практических сборах, конференциях);

• в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательные учреждения и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;

3) создать условия для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников средствами конструктора «ЛЕГО» на занятиях кружка «Легоконструирование» и участие в выставках;

4) повысить результативность работы по профилактике правонарушений, дезадаптации через осуществление информационно-организационного, нормативно-правового, психолого-педагогического сопровождения средствами адаптационного курса «Введение в школьную жизнь», кружка «Я - гражданин»;

5) разработать и реализовать систему мониторинговых исследований эффективности воспитательной работы в школе.

Что удалось сделать на сегодняшний день?

Для реализации задач проведена следующая работа:

1. Создана рабочая группа педагогов по организации внеурочной деятельности школьников.

Рабочей группой изучены основные документы ФГОС НОО, программы кружков и секций образовательные учреждения на соответствие требованиям ФГОС, проанализированы планы воспитательной работы с точки зрения возможности достижения воспитательных результатов первого и второго уровня.

2. Спланирована методическая работа кафедры учителей начальных классов по сопровождению введения ФГОС НОО.

3. Изменён в соответствии с требованиями ФГОС режим занятий с целью реализации внеурочной деятельности.

4. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми тарифноквалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения.

5. Создана система стимулирующей оплаты труда.

14

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

6. Перераспределены ставки педагогов дополнительного образования для реализации часов внеурочной деятельности в первых классах.

7. Составлен график повышения квалификации учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования по проблемам внедрения ФГОС НОО.

8. Продумана система мероприятий, направленных на воспитание и социализацию школьников, в сотрудничестве с ДШИ № 1 и театром «Гулливер».

9. Разработаны и утверждены программы дополнительного образования детей интеллектуальной и патриотической направленности.

10. Материальнотехническая база пополнилась конструкторами «ЛЕГО» и оборудованием для кружка «Шахматы».

Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в экспериментальных первых классах и, в частности, выбора её содержательных направлений, ориентировались:

- на запросы родителей, законных представителей первоклассников;

- на приоритетные направления деятельности гимназии;

- учитывались интересы и склонности педагогов;

- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах.

Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников.

В целях расширения воспитательного пространства была разработана модель, основанная на интеграции начального и дополнительного образования нескольких учреждений, находящихся в едином образовательном пространстве: МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1», гимназия, театр «Гулливер». Были определены следующие формы сотрудничества:

• проведение массовых мероприятий для параллелей, школы (спектакли кукольного театра, творческие выставки работ учащихся);

• эстетический всеобуч (проведение занятийкон-цертов силами преподавателей и воспитанников ДШИ № 1);

• занятия по выбору учащихся в секциях, студиях, ансамблях образовательные учреждения и ДШИ № 1;

• индивидуальное и коллективное участие в городских мероприятиях.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется через следующие составляющие:

- оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

- сохранность контингента всех направлений внеклассной работы;

- анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями.

Мониторинг вовлечённости обучающихся во внеурочную деятельность

Формы работы Охват обучаю-щихся,%

на- чало года первое полу- годие

Реализация программ дополнительного

образования

Кружок «Основы художественных

ремёсел» 25 24

Секции «Подвижные игры» 35 35

«Театр миниатюр» 21 20

Кружок «Легоконструирование» 40 42

«Вокально-инструментальный шумовой

ансамбль» 10 10

Кружок «Энергия танца» 35 35

Клуб «Что? Где? Когда?» 50 58

Кружок «Я - гражданин» 33 35

Кружок «Шахматы» 27 25

Предметные декады 100

Перед вами результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:

• формирование единого воспитательного пространства;

• социализация личности;

• формирование духовнонравственных качеств у школьников;

• развитие творческих способностей обучающихся;

• обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

Трудности, с которыми столкнулись учителя гимназии:

• недостаточность разработанных программ по реализации духовнонравственного направления;

• нехватка знаний и опыта у учителей начальных классов по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня;

• сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.

Опыт гимназии является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры. Вся система работы по данному направлению призвана предоставить обучающимся возможность свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

15

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

К моменту определения содержания экспериментальной деятельности МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа» до введения ФГОС НОО у школы уже сложился определённый опыт работы по организации активной деятельности обучающихся во внеурочное время. Программа развития школы содержала раздел «Развитие воспитательной системы в школе», структура работы педагогического совета школы предусматривала обязательное изучение вопросов, связанных с воспитанием обучающихся. Школа работала в режиме полного дня. Именно вторая половина дня позволяла на базе каждого класса функционировать группе продлённого дня, проводить индивидуальногрупповое консультирование, организовывать досуговую деятельность, психологопедагогическое сопровождение. У каждого школьника существовала возможность получения дополнительного образования. При подобной насыщенности содержания второй полвины дня возникает риск перегрузить детей. Поэтому отметим, что охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности данной школы, контроль и корректирование функционального состояния детей осуществляется здесь систематически. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.

В рамках эксперимента по апробации модели внеурочной деятельности акцент был сделан на интеграцию возможностей школы, системы дополнительного образования и учреждений культуры. Внешними партнёрами образовательного учреждения стали Школа искусств, Дом детского творчества и детско-юношеская спортивная школа.

Сотрудничество началось с составления и заключения договора о совместной деятельности, а затем осуществлялось через совместное планирование воспитательной работы, проведение массовых мероприятий для параллелей, школы, города; организацию внеурочных занятий по выбору учащихся в секциях, студиях, кружках, реализацию социально значимых проектов, проведение для педагогов мастер-классов (ритмика, музыкальные занятия).

Модель интеграции общего и дополнительного образования, а также учреждений культуры позволяет реализовать разнообразные виды деятельности.

Виды и формы внеурочной деятельности

Виды деятельности Формы организации

Спортивно-оздоро- вительная Секция «Баскетбол» Лечебная физкультура Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Художественно- эстетическая Изостудия «Декор» Танцевальный кружок «Капитошка» Хореографическая студия

Научно-познава- тельная Волшебный монитор Английский для малышей Валеология Развитие речи Риторика

Проектная Моя вообразилия Я - исследователь

Общественно полезная Работа по благоустройству территории Акции «Родничок», «Журавлик»

Военно-патриоти- ческая Классные и клубные часы Акции «Ветеран», «Забота» Уроки мужества

Вся система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе. Привлечение ресурсов данных учреждений позволило, во-первых, значительно расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей; во-вторых, рационально использовать собственные площади; в третьих, привлечь к работе квалифицированные кадры. А близость расположения учреждений обеспечила занятость во второй половине дня 100% обучающихся.

Таким образом, в результате кропотливой работы удалось создать такую специфичную школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, эстетической, спортивной, оздоровительной деятельности. Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.

Сельская школа занимает важное место в социальной системе села, являясь не только образовательным, но и социальным, культуро-сберегающим центром. В то же время существует важный сдерживающий фактор развития сельского образования. Это ограниченность ресурсов: финансовых, материальнотехнических, кадровых. МОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» - сельская школа. Социальное окружение этой школы достаточно ограничено: клуб, Совет ветеранов, библиотека. Организовать внеурочную деятельность школе в условиях полного отсутствия учреждений системы дополнительного образования (как возможных внешних партнёров по организации внеурочной деятельности) возможно за счёт собственных резервов и учреждений социума. Тема экспериментальной деятельности Новосидоровской СОШ была определена как «Создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума».

С учётом имеющихся условий создана модель внеурочной деятельности, которая реализуется через планирование сотрудничества с Советом ветеранов, сельским клубом; организацию совместных мероприятий с сельской библиотекой; через кружковую работу.

В программе образовательного учреждения по воспитанию и социализации младших школьников нашла отражение система дополнительного обра-

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

зования. Она представлена следующими кружками, реализующими направления внеурочной деятельности:

Направление Название кружка

Обще-интеллектуальное «Литературное Зауралье»

«Развивающая информатика»

«Страна Играндия»

Спортивно-оздоровительное «Юные лыжники»

Общекультурное «Синяя птица»

«Классики детской литературы»

Содержание занятий кружков носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты: рисунки, аппликации, модели, поделки, собственные произведения словесного творчества. Систему кружков обще-интеллектуального направления дополняет воспитательная работа классного руководителя по организации познавательного досуга, проведения экскурсий, реализации социальных проектов («Я и мир вокруг меня» и др.). Предусмотрено и проведение совместных мероприятий с сельской библиотекой: утренники, беседы «Мир природы», обсуждение «Жильцы портфеля».

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется с учётом специфики местных географических условий, приоритет отдан лыжной подготовке младших школьников. Эти занятия позволяют решить несколько задач: оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление организма, воспитывают морально-волевые качества, повышают работоспособность организма и его сопротивляемость различным заболеваниям (что подтверждается снижением заболеваемости первоклассников). Отметим, что прогулки на лыжах используются школой и как средство активного совместного отдыха первоклассников и их родителей. Спортивно-оздоровительная деятельность дополняется общешкольными мероприятиями: конкурсом рисунков «Нет вредным привычкам», спортивными соревнованиями «Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые старты».

Общекультурное направление реализуется через организацию деятельности театральной студии «Синяя птица». Работа студии стала возможна благодаря использованию ставки педагога дополнительного образования от Дома творчества. Занятия проводит учитель школы. Вовлечение детей в массовый культурный досуг обеспечивают общешкольные праздники художественноэстетического направления, что способствует развитию интереса к культуре Отечества и мировой культуре, умению найти своё место в творчестве.

Духовно-нравственное направление реализуется через «Программу воспитания и социализации младших школьников образовательного учреждения», которая предусматривает разнообразную деятельность: школьные праздники и социально значимые мероприятия: «День рождения школы», конкурс рисунков «Подружись с природой», конкурс чтецов «Салют, Победа!», ценностное общение «Что такое доброта?», «Трудиться - всегда пригодится», «Я и моё здоровье», «Что значит быть учеником?», а также участие в мероприятиях сельского клуба (фестиваль военной песни, День села).

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Программы экспериментальной деятельности Далматовской, Новосидоровской школ и гимназии № 30 рассчитаны на 4 года, и пока мы можем говорить лишь о промежуточных результатах. Безусловно, отработка механизма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материальнотехнических условий, и невозможность привлечения учреждений социума или системы дополнительного образования детей, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение воспитательных результатов разных уровней, и др. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.

Литература

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с. - (Стандарты второго поколения).

2. Планируемые результаты начального общего образования /(Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-изд.

- М.: Просвещение, 2010. - 120с. - (Стандарты второго поколения).

3. Примерные программы начального общего образования [Текст]: в 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 315с.

- (Стандарты второго поколения).

4. Сиденко А.С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №1.

5. http://standart.edu.ru

6. http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266 - 1 /

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.