Научная статья на тему 'Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС'

Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2556
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AFTERHOUR ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я.

В статье раскрываются сущность и основы инновации начального образования внеурочной деятельности школьников. Анализируются нормативные документы и возможные модели ее организации. Приводятся результаты мониторинга. Рассматривается опыт внедрения. Обсуждаются возможные риски и трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOLS IN THE CONTEXT OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

The article describes the content and basis of innovation primary education school extracurricular activities. Analyzed the regulations and possible models of organization. The results of monitoring. The experience of implementation. We discuss the possible risks and difficulties.

Текст научной работы на тему «Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»

подростков и молодежи, предусматривает значительное усиление образовательного и социализационного потенциала этой сферы. Последнее является новой задачей системы образования («Столичное образование, 2011-2016»).

Ответом и путем преодоления и снятия данных трудностей является открытие на нашем факультете новых образовательных программ подготовки бакалавров «Начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество)» (5 лет) и магистров «Инновационная начальная школа», «Внеурочная деятельность в начальной школе» (2 года).

Впереди большая работа по разработке новых программ и методических материалов, внедрение которых позволит повысить профессиональную компетентность наших выпускников и их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Землянская Е. Н, Дмитриева О. А. Использование технологии тьюторского сопровождения в образовательном пространстве начальной школы полного дня // Вестн. Ун-та управления. 2012. № 18.

2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений Алтайского края в условиях реали-

зации ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.educaltai.ru/files/docs/Metodika. doc (дата обращения 31.03.2013).

3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Покровская основная общеобразовательная школа Ба-евского района Алтайского края» в 2011 г. для 1 класса [Электронный ресурс]. URL: http://www. edu.of.ru/attach/17/ 181433.doc (дата обращения 31.03.2013).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г.).

5. Программа внеурочной деятельности учащихся Муниципального казенного образовательного учреждения Ключевская средняя общеобразовательная школа им. А. П. Бирюкова [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.of.ru/attach/ 17/182964.doc (дата обращения 31.03.2013).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

7. Штильман Н. В. Система подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕОРГАНИЗОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА1

MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REORGANIZED FEDERAL UNIVERSITY

Н. Г. Малышенко

В статье описывается необходимость создания автономных федеральных университетов в РФ. Создание и функционирование федеральных университетов сопровождается синергетическим эффектом, механизм оценки которого не разработан. Поэтому автором предложено использование общераспространенного инструмента - мониторинга, целью которого является повышение качества менеджмента федерального университета, анализ и контроль эффективности их реорганизации.

N. G. Malyshenko

In the article the need for creation of federal universities of autonomous type for the Russian Federation is described. Creation and functioning of federal universities are accompanied by the synergetic effect the evaluation mechanism of which has not been developed yet. Therefore, the author suggests the use of the most common tool namely monitoring which aims at improvement of the quality of management of the federal university, analysis and monitoring of the effectiveness of their reorganization.

Ключевые слова: мониторинг, присоединение, реорганизация, синергетический эффект, социально-экономическое развитие, анализ, контроль.

Keywords: monitoring, joining, reorganization, synergetic effect, social and economic development, analysis, control.

1 Статья выполнена в рамках проекта «Исследование многоканального механизма финансирования вуза» при поддержке РФФИ.

перспектив можно назвать следующие: инновационность как ориентация на внедрение новых образовательных технологий; развитие творческого потенциала учащихся; организация социально-педагогического взаимодействия школы с семьями обучающихся, с общественными и религиозными организациями, с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования.

Таким образом, учительству принадлежит сегодня особая роль в качественном развитии современного образования и в социокультурной модернизации страны в целом, в создании оптимальных психолого-педагогических условий освоения растущим человеком социальных, культурных, нравственных ценностей, важных в нравственном отношении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондаков А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. 2010. № 5. С. 18-23.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

3. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2011.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

5. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на расширенном заседании Президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 года // Педагогика. 2010. № 1.

6. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000.

7. Корнетов Б. П. Каким должен быть современный учитель? // Миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем: коллективная монография / отв. ред. А. В. Уткин. Н. Тагил: НТГСПА, 2010. С. 47-60.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142. М.: Просвещение, 2011.

9. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образовании: доклад Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. 2008. № 10. С. 9-28.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

RESEARCH AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOLS IN THE CONTEXT OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Е. Н. Землянская, М. Я. Ситниченко

В статье раскрываются сущность и основы инновации начального образования - внеурочной деятельности школьников. Анализируются нормативные документы и возможные модели ее организации. Приводятся результаты мониторинга. Рассматривается опыт внедрения. Обсуждаются возможные риски и трудности.

Ключевые слова: начальная школа, начальное образование, внеурочная деятельность, образовательный стандарт, образовательная программа.

I. Изменения в начальном образовании

Основные изменения в современном образовании регламентированы стратегическими направлениями Федерального государственного образовательного стандарта, принятого в октябре 2009 г. В рамках заданной темы отметим некоторые главные направления стандар-

E. N. Zemlyanskaya, M. Ya. Sitnichenko

The article describes the content and basis of innovation primary education - school extracurricular activities. Analyzed the regulations and possible models of organization. The results of monitoring. The experience of implementation. We discuss the possible risks and difficulties.

Keywords: elementary school, primary education, after-hour activities, educational standard, educational program.

та, напрямую связанные с организацией внеурочной деятельности школьников. Это системно-деятельностный подход в образовании, который в числе других позиций, предполагает:

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;

• ориентацию на результаты образования как на системообразующий компонент развития личности школьника на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), где цель и результат образования составляют познание и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.

Согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС), на ступени начального образования осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Необходимо отметить, что данные задачи начального образования важны для понимания сущности и содержания внеурочной деятельности.

Другим значимым законодательным документом является приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 г. (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г.). Согласно Изменениям, внесенным этим Приказом в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п. 16).

Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая из второстепенной, становится полноправным компонентом Основной образовательной программы школы. Это значит, что Основная образовательная программа в любых образовательных учреждениях содержит в обязательном порядке две части: учебный план и план внеурочной деятельности школьников.

II. Сущность современной внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, - то есть внеурочная деятельность должна расширить, увеличить образовательное пространство

общеобразовательной школы, она решает задачи развития у детей интереса к познанию, способствует формированию УУД и т. д. Отсюда следует, что само введение внеурочной деятельности активно направлено на реализацию указанных выше положений стандарта.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей;

- организовать свободное время ребенка, являясь тем самым средством и мерой профилактики включения детей в разные формы девиантного поведения и приобщения к вредным привычкам.

Внеурочной деятельности в начальной школе отводится 10 ч в неделю, что соответствует 1350 ч за 4 года обучения.

Материалы данного приказа указывают также на основные направления организации внеурочной деятельности, перечень которых напрямую согласуется с уже высказанными в ФГОС задачами начального образования. Это следующие направления:

• спортивно-оздоровительное;

• духовно-нравственное;

• социальное;

• общеинтеллектуальное;

• общекультурное.

С 2011 г., с момента выхода приказа, проводилась разъяснительная и подготовительная работа: во всех округах России прошли краевые, областные конференции, широкое обсуждение велось в сетевом пространстве Интернета, а с сентября 2012 г., с начала учебного года, все школы России и Москвы (согласно программе «Столичное образование») приступили в обязательном порядке к разработке программ и организации внеурочной деятельности.

При этом каждое образовательное учреждение имеет свободу выбора формы организации внеурочной деятельности, но во всех ее видах базовой частью выступает общеобразовательная школа. Согласно рекомендациям, используется несколько моделей организации внеурочной деятельности:

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

- модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);

- модель «школы полного дня»;

- инновационно-образовательная модель.

III. Характеристика моделей

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей

выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учи-тель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

- организует социально значимую творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель дополнительного образования тесно связана с дополнительным образованием детей, в учреждениях которой созданы более благоприятные условия для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства школьного и дополнительного образования детей. Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора занятий по интересам для ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов. Однако для реализации этой модели требуется создание правового поля взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и другими социальными партнерами.

Модель «школы полного дня». Характерной чертой ее является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Однако для организация данной модели требуется многое, а именно:

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию дви-

гательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Преимуществами данной модели является, среди прочих, наличие сложившейся практики финансирования групп продленного дня.

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность экспериментальной, пилотной площадки федерального, регионального, муниципального уровня. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Данная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями среднего и высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, грамотная научно-методическая их апробация, анализ уникальности формируемого опыта.

В практике сложилась интеграционная, или смешанная, модель организации внеурочной деятельности, при которой используются ресурсы школы и частично -учреждений дополнительного образования.

Кроме указанных, допустимы некоторые инварианты данных моделей с учетом специфики базового образовательного учреждения - профильные школы, школьные объединения - лига школ, разнопрофильные школы, кадетские корпуса и т. д.

IV. Первые выводы о современной внеурочной деятельности

1. Существуют два принципиально разных пути организации внеурочной деятельности: внутришкольный и интегративный.

Внутришкольный путь организации внеурочной деятельности предусматривает ориентацию на внутренние материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы образовательного учреждения. Для организации внеурочной деятельности предусматриваются часы, финансируемые за счет субвенций:

• внеаудиторных занятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организации деятельности в каникулярное время и летние каникулы;

• проведение занятий в рамках групп продленного

дня;

• организации воспитательной работы в рамках осуществления функций классного руководителя.

Интегративный путь выводит школу на взаимодействие с различными социальными организациями и учреждениями, где решаются самые разные вопросы их развития и воспитания. Соответственно, часть часов финансируется за счет школьных субвенций, часть из муниципального бюджета учреждений дополнительного образования.

При этом реализация обоих путей организации внеурочной деятельности школьников может сопровождаться участием родителей, волонтерских и студенческих движений, безвозмездной помощью общественных организаций и др.

2. Введение внеурочной деятельности намечает пути создания новой социальной структуры образовательных учреждений, которая включает непосредственно общеобразовательную школу и систему учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественные объединения и организации.

3. Эти изменения, независимо от выбранной модели, предполагают создание общего программно-методического пространства школьного образования и внеурочной деятельности, что указывает на переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

V. Направления развития внеурочной деятельности и ее условия

Для успешного введения ФГОС НОО и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому. Все они подробно изложены в законодательных документах, поэтому остановимся кратко на содержании каждого из них.

Например, организационное обеспечение может включать создание ресурсных центров для научно-технического творчества, интеграцию школ в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий и т. д.

Финансово-экономические условия предполагают создание трехкомпонентной модели бюджетного финансирования внеурочной деятельности: нормативное, программное, стимулирующее. Ключевым приоритетом в этом отношении должны стать развитие новой системы оплаты труда, ориентированной на ФГОС НОО.

Важная роль принадлежит информационному обеспечению внеурочной деятельности, куда может быть включено: проведение мониторинга изучения общественного мнения по внеурочной деятельности, обеспечение постоянной связи с родителями, социальными партнерами и т. д. Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть интернет-сайт образовательного учреждения, который обеспечивает открытость государственно-общественного управления. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для творческой самореализации учителей и школьников.

Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство,

обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, осуществляемые через:

- диверсификацию форм методической работы;

- анализ передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.

Безусловно, необходимо создание научно-методического обеспечения, поскольку реализация внеурочной деятельности требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, его форм и оценке результатов деятельности участников, отбору содержания образования.

VI. Характеристика годовой практики внедрения внеурочной деятельности

1. Образовательная программа школы представлена в большинстве случаев учебным планом и планом внеурочной деятельности.

2. В некоторых случаях прослеживается связь учебного плана, УМК, по которому работает школа, и программ внеурочной деятельности.

3. В теории и практике внедрения внеурочной деятельности освещаются такие важные проблемы, как формирование ключевых компетенций, формирование УУД в процессе урочной и внеурочной деятельности, разграничение понятий «результат» и «эффект» внеурочной деятельности, разрабатываются средства оценивания результатов внеурочной деятельности.

4. Учительский корпус активно включился в разработку программ внеурочной деятельности, среди которых есть и очень интересные, они ориентируют не только на годовую или четвертную работу с детьми, но и рассчитаны на все годы обучения в начальной и основной школе. В некоторых областях изданы сборники лучших программ внеурочной деятельности, разработанные учителями школ.

5. Регулярно проводятся семинары, конференции по обмену опытом организации внеурочной деятельности.

6. Ведется работа в вузах страны по созданию методической базы внеурочной деятельности. Методические рекомендации изданы педагогическими институтами Алтая, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени. Универсальным пособием является книга: Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2011.

7. Ведется мониторинг организации внеурочной деятельности. Например, выявлено, что приоритетность выбранных ее направлений ранжируется следующим образом:

1-е место - общеинтеллектуальное направление (86,9%);

2-е место - спортивно-оздоровительное (85,9%);

3-е место - общекультурное направление (84,5%);

4-е место - духовно-нравственное направление (79,0%);

5-е место - социальное направление (59,5%).

А из всех моделей организации внеурочной деятельности наиболее активно используются в образователь-

ной практике оптимизационная модель, модель дополнительного образования, модель «Школы полного дня», интеграционная модель.

Внеурочную деятельность проводят:

- учителя начальных классов (30%);

- учителя-предметники (39%);

- педагоги дополнительного образования (16%);

- внешние совместители (социальные партнеры) (15%).

8. Усиливаются сетевые контакты, которые позволяют осуществлять обмен опытом, оказывать дистанционную методическую помощь.

VII. Недостатки и трудности

Анализ практической деятельности показывает, что имеются риски внедрения внеурочной деятельности в образовательную практику:

• Проблема кадрового обеспечения внеурочной деятельности.

• Несоблюдение или полное отсутствие во многих школах требований СанПина. Пребывание детей постоянно в одних помещениях (школе) должно быть обеспечено комплексом необходимых помещений и особых служб -гардеробной со сменной одеждой, умывальными и душевыми, комнатами отдыха и уединения и т. п., чего нет во многих школах.

• Подмена внеурочной деятельности традиционным воспитательным процессом.

• Нехватка методических материалов.

• Возражения со стороны родителей об обязательности внеурочной деятельности.

• Низкая посещаемость занятий детьми.

• Низкая мотивация труда педагогов из-за отсутствия должного финансирования и материальной поддержки.

• Большая загруженность администрации и учителей.

Особого внимания требуют кадры внеурочной деятельности.

Так, у многих классных руководителей и воспитателей внеурочная деятельность не имеет достаточно целостного и систематического характера, нередко она сводится к проведению отдельных мероприятий.

Учителя слабо анализируют результаты данной деятельности, удовлетворяясь количественными показателями (сколько проведено мероприятий и т. д.), не задумываясь над ее качественными результатами и эффектами.

Изменение роли, места и характера внеурочной деятельности учащихся общего образования недостаточно отражено в ООП и рабочих программах дисциплин профессиональных образовательных учреждений (колледжей и университетов).

Нуждается в коррекции и система психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ.

VIII. Результаты мониторинга

Проведенный нами мониторинг учителей московских школ со стажем работы от 1 до 5 лет, а также студентов педагогических колледжей и университетов (факультет

начальных классов), всего более 2000 человек, показал следующее. Мониторинг предусматривал анкетирование и включенное наблюдение.

Положительное мотивационно-ценностное отношение к организации внеурочной деятельности школьников сформировано у 62% молодых специалистов. Однако оно не подкреплено прочными знаниями и компетенциями в этой области, поскольку учителя и студенты испытывают ряд определенных трудностей, а именно: затрудняются с планированием и содержанием внеурочной деятельности, - 74%; испытывают трудности с подготовкой и проведением внеурочных занятий - 48%.

Такое положение дел приводит к низкому уровню самой внеурочной деятельности, поскольку наблюдается преимущественное использование традиционных форм работы (66%), предпочтение массовых форм перед групповыми (54%), формализм, использование шаблонов и готовых разработок (86%) и т. п.

Также важно отметить, что прослеживается связь между результативностью внеурочной работы учителя и влиянием подготовки, полученной при обучении в профессиональном образовании. Студенты-практиканты почти на 95% используют полученные знания для организации урочной деятельности младших школьников. Учителя, работающие первый год по специальности, оценивают полученную ими подготовку как хорошую в 68 случаях из ста. Однако педагоги со стажем более года (до 5 лет) уже более критично относятся к полученным в процессе профессионального обучения знаниям в этой области и оценивают их как важные лишь в 36% случаев. Другими словами, приобретая собственный профессиональный опыт организации внеурочной деятельности, учителя начинают более критично относиться к качеству своей профессиональной подготовки.

Анализ образовательных программ вузов позволил сделать вывод, что вопросам организации внеурочной деятельности школьников в них отводится гораздо меньше времени, чем организации урочной деятельности по предметам начальной школы.

В программах основных рабочих дисциплин вузов недостаточно освещены вопросы развития личностных, метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУД в процессе внеурочной деятельности; практически не рассматриваются проблемы сопряженности урочной и внеурочной деятельности школьников. В образовательных программах явно не хватает дисциплин по выбору, направленных на подготовку учителей к организации разнообразной внеурочной деятельности младших школьников; недостаточное внимание уделяется изучению и самостоятельному проведению элементов внеурочной деятельности в программах практик студентов, в которых также превалирует обучающая составляющая.

IX. Ответы системы профессионального педагогического образования

Сегодня, в контексте новых образовательных инициатив, уточняются приоритеты целей данной деятельности, которая, оставаясь индустрией досуга детей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.