Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования мотивации учащихся на здоровый образ жизни'

Психолого-педагогические условия формирования мотивации учащихся на здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворощенко Валентина Егоровна

В статье раскрывается логика развития экспериментальной работы и ее содержание по созданию психолого-педагогических условий повышения у учащихся мотивации здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворощенко Валентина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования мотивации учащихся на здоровый образ жизни»

64/2009

Вестник Ставропольского государственного университета

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

В. Е. Ворощенко

PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE PUPILS' MOTIVATIONS TO A HEALTH WAY OF LIFE

Voroschenko V. E.

The article reveals the logic of the experimental work development and its content on creation the psychology-pedagogical conditions of increasing pupils' motivations to a healthy way of life.

В статье раскрывается логина развития экспериментальной работы~ы и ее содержание по созданию психолого-педагогичесних условий повы1шения у учащихся мотивации здорового образа жизни.

Нлючевы/е слова: здоровы1й образ жизни, мотивация, здоровьесберегающие технологии, направленность на здоровы1й образ жизни.

УДК 159.922.8:37.03

Одной из ведущих личностных функций человека является отношение к собственному здоровью как важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей. Современный этап развития общества, обострение социальной напряженности и ухудшение экологических характеристик среды обитания человека настоятельно требуют подготовки личности учащихся школы к динамично изменяющимся условиям существования. Отсюда возрастают требования к адаптационным способностям организма человека, уровню здоровья и его ресурсов. В связи с этим функции образовательных учреждений не сводятся только к вооружению учащихся знаниями в соответствии с учебным планом - диктуется необходимость актуализации мотивационной сферы выпускников к здоровому образу жизни, вхождению личности в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации, необходимость развить у них способность противостоять отрицательным факторам, разрушающим здоровье. Под мотивацией ЗОЖ мы понимаем целостную систему осознанных побуждений, направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности к ценностям здоровья.

Формирование готовности современного человека к принятию здорового образа жизни в качестве важнейшей ценности человека рассматривается исследователями (И. И. Брехман, В. А. Воскресенский, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова и др.) как

приоритетная цель личностно ориентированного образования (2, 4, 6, 7).

Традиционно здоровый образ жизни понимается как отсутствие вредных привычек, соблюдение режима дня; двигательная активность; использование физических упражнений, закаливания; правильное и рациональное питание. Исследование содержательных характерных основ ЗОЖ в научной литературе показало, что это не только способ жизнедеятельности, направленный на достижение физического здоровья, а чрезвычайно сложный социальный, психологический и педагогический феномен, суть которого заключается в гармонизации личности с собой, природой и обществом (3, 5). Исходя из этого, в МОУ СОШ №19 города Ставрополя в течение пяти лет ведется эксперимент по теме «Формирование у учащихся мотивации здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы».

Модель системной комплексной работы школы по мотивации ЗОЖ учащихся включает два блока: 1) здоровьесберегаю-щая инфраструктура образовательного учреждения; 2) рациональная организация учебного процесса. Первый блок включает следующие компоненты: содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями, оснащенность кабинетов, спортивного зала необходимым оборудованием и инвентарем, соответствующее оснащение медицинского кабинета, школьной столовой; организация качественного питания; необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя биологии и физкультуры, психологи, логопеды, социальные педагоги т. п.). Второй блок включает использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся; соблюдение гигиенических норм и требований к организации, объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении; индивидуализацию обучения (учет индивидуальных особенно-

стей развития ребенка), работу по индивидуальным программам в старших классах. Реализация этих блоков создает возможность организации полноценного и регулярного питания, снятие перегрузок в учебном процессе, нормальное чередование труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса.

Целью эксперимента стало создание комплекса мероприятий по стабилизации и снижению уровня заболеваемости учащихся, увеличение двигательной активности детей, формирование личной гигиены, духовно-нравственной культуры, а также разнообразные системы контроля физического и психического здоровья школьников. Используя рекомендации академика В. Ф. Базарного, мы определили задачи эксперимента: 1) разработка комплексной стратегии, направленной на формирование у учащихся положительной мотивации ЗОЖ, 2) внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы, содержание образования путем увеличение двигательной активности детей через внеклассную и спортивно-массовую работу, экскурсии, игры на свежем воздухе, динамические паузы, физкультминутки, утреннюю зарядку; 3) мониторинг эффективности мероприятий с ярко выраженной здоровьес-берегающей направленностью; 4) создание условий для максимального сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся, сохранения их эмоционального благополучия путем реализации программы «Здоровый образ жизни как важнейшая ценность человека».

В ходе эксперимента выявлены две группы условий, обеспечивающие позитивную динамику формирования ценностной направленности учащихся на здоровый образ жизни:

1) организационно-педагогические условия;

2) психолого-педагогические условия.

Организационно-педагогические условия предусматривали: 1) формирование организационных структур: медико-психолого-педагогической службы, научно-методического совета, методических объединений учителей-предметников и классных руководителей, педагогического совета, твор-

64/2009 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН

ческих групп учителей по реализации опытно-экспериментальной работы; 2) подготовку педагогов для решения экспериментальных задач; 3) моделирование здоровьесбере-гающего образовательного пространства.

К психолого-педагогическим условиям мы относим: 1) разработку спецкурсов с ярко выраженной направленностью на формирование у школьников здорового образа жизни, стремление к совершенствованию собственного здоровья и бережное отношение к здоровью окружающих людей; 2) соблюдение здоровьесберегающих требований к организации учебно-воспитательного процесса; 3) систематическое отслеживание состояния здоровья ребенка; его ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Координатором работы по направлению «Физическое здоровье школьников» стала медицинская служба. Было запланировано время обязательного посещения кабинета врача, создание фитобара, зала лечебной физкультуры, тренажерного зала, кабинета массажа, комнаты релаксации. Главными функциями медицинской службы являются: проведение индивидуального наблюдения, лечебно-профилактических мероприятий, углубленных медицинских осмотров учащихся (массовых и индивидуально-групповых); оказание медицинской помощи учащимся и педагогам школы во время стрессогенных ситуаций (олимпиады, ЕГЭ и т. п.) в виде успокоительных чаев, усиленной витаминизации питания, тренингов по релаксации и т. п.; организация массового санитарного просвещения (уроки ЗОЖ, Дни здоровья, индивидуальные и групповые беседы с детьми и их родителями, постоянно действующая рубрика по пропаганде здорового образа жизни в школьной печати, родительский лекторий, тематические классные часы); систематический контроль питания, нагрузок на уроках по физической культуры и технологии. Медицинская служба функционирует в рамках преемственности и взаимосвязи между различными структурными подразделениями образовательного учреждения.

Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности пред-

ставляет собой базовое условие формирования здорового образа жизни.

Одной из первых в крае школа апробировала учебный план в таких профильных классах, как оборонно-спортивный, спортивно-юридический и классы с углубленным изучением физической культуры. В экспериментальных классах увеличивается количество уроков физической культуры, изменяется их содержание. Урок физической культуры - это школьный предмет, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей, позволяющий хотя бы частично компенсировать статические и психологические нагрузки современного школьника в процессе обучения. Целесообразность введения ежедневного урока физической культуры и, следовательно, повышения объема двигательной активности школьников, очевидна по своей профилактической ценности для здоровья (1, 5).

Физкультурно-оздоровительное образование учащихся на уроке в школе направлено на решение следующих задач:

• формирование системы элементарных теоретических знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе жизни, основах самостоятельных занятий физическими упражнениями;

• укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию;

• формирование привычки к систематической целенаправленной двигательной активности;

• обучение навыкам безопасности жизнедеятельности.

Единство теоретического и практического обучения оздоровительной физической нагрузке создаёт предпосылки к формированию культуры здоровья школьников. Кроме уроков физической культуры, двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть разнообразной.

Изучение психофизических особенностей школьников помогает учителю активи-

зировать работу по формированию здорового образа жизни. Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, предусматривает увеличение двигательной активности учащихся не только за счет уроков физической культуры, но и активных пауз в режиме дня, динамических перемен, спортивно-массовой работы во внеурочное время.

Главной целью деятельности психолого-педагогической службы является создание условий для обеспечения психологического здоровья и личностного благополучия всех субъектов образовательного процесса. Основные задачи психолого-педагогической службы: содействие педагогическому коллективу в создании позитивной социальной ситуации развития учащихся, поддержка и укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса; содействие педагогическому коллективу в создании условий для самореализации школьников в различных видах деятельности, в том числе и учебной; психолого-педагогическое изучение личности ребенка, выявление причин нарушений в обучении и развитии, разработка программы коррекции психологических и личностных особенностей учащихся; психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, администрации) через семинары, родительские чтения, тренинги, факультативные занятия; содействие учителям в реализации индивидуального подхода к детям на основе психолого-педагогического изучения личности ребенка, ознакомление педагогов с результатами психолого-педагогической диагностики, консультирование педагогов и родителей по проблемным вопросам индивидуального развития учащихся.

Одним из эффективных средств формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни является социально-психологический тренинг, который проводится с учащимися 9-х классов. В ходе этого тренинга подростки учатся формулировать и отстаивать свои взгляды на здоровый образ жизни; получают от ведущего информацию

о моделях изменения поведения человека с ориентацией на здоровье; выполняют упражнения, в ходе которых познают себя, других; учатся оценивать состояние своего здоровья и другого, помогать друг другу в ситуациях, угрожающих здоровью, выражать и адекватно реагировать на проявление чувств; проявлять толерантность к болезненному состоянию другого, противостоять групповому давлению, вести себя в ситуации выбора альтернативного поведения и брать ответственность на себя в критических ситуациях.

Каждое занятие проводится по следующей схеме: а) выявление знаний и представлений учащихся по новой теме; б) сообщение новой информации и обобщение имеющейся; в) отработка навыков. Эта схема позволяет реализовать профилактические цели, направленные на формирование ответственного и бережного отношения друг к другу, к себе. При проведении занятий используются разные формы работы: групповая работа (мозговой штурм, ролевая игра), работа в малых группах (парах и тройках).

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится по следующим темам: «Питание и здоровье», «Реклама и продукты питания», «Эмоции человека и стресс», «Способы преодоления стресса», «Общение и конфликты», «Отклонения в психическом и физическом здоровье».

Опыт проведения такого рода тренингов показывает, что игровой характер занятий раскрепощает детей, расширяется опыт рефлексии эмоциональных состояний, переживаний, повышается уровень социальной и интеллектуальной компетентности, формируется уверенное поведение, подростки учатся конструктивным способам выхода из конфликтов, формируется представление о необходимости стремления вести здоровый образ жизни, следить, сохранять, укреплять психическое и физическое здоровье как личностную ценность.

Другим эффективным средством мотивации здорового образа жизни у учащихся являются тренинги с учащимися в Кабинете биологической обратной связи «Здоровье». Цель этих занятий - выработать стойкий

64/2009 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН

навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Применение метода биологической обратной связи, в частности дыхательных тренажеров, позволяет не только решать проблемы физиологического плана, но и влияет на повышение эмоциональной устойчивости, успокаивает нервную систему, повышает уверенность в себе, способствует лучшему усвоению учебных программ, а также снижает уровень личной тревожности, влияет на снижение сезонной заболеваемости ОРВИ. Например, уже после второго сеанса учащиеся убеждаются в том, что они могут влиять на состояние своего здоровья и управлять им. В середине оздоровительного цикла ребята приходят к выводу, что каждое последующее занятие помогает приблизиться к синхронизации работы сердца и дыхания, учит управлять различными группами мышц, участвующих в цикле вдох-выдох. Динамика формирования диафрагмально-релаксационного типа дыхания следующая:

«1» - отсутствие навыка диафраг-мально-релаксационного типа дыхания;

«2», «3», «4» - оценка стадии формирования правильного типа дыхания;

«5» - оценка выработки стойкого стереотипа диафрагмально-релаксационного типа дыхания. На начало оздоровительного цикла в третьем классе, например, «1» балл получили 0% учащихся, «2» балла - 45,4% учащихся, «3» балла - 54,5% учащихся, «4» балла - 0% учащихся, «5» баллов - 0% учащихся. В середине оздоровительного цикла прослеживается положительная динамика формирования диафрагмально-релаксацион-ного типа дыхания: «1» балл получили 0% учащихся, «2» балла - 27,2% учащихся, «3» балла - 54,5% учащихся, «4» балла - 18,1% учащихся, «5» баллов - 0% учащихся. Результаты в конце оздоровительного цикла выглядят следующим образом: «1» балл получили 0% учащихся, «2» балла - 18,1% учащихся, «3» балла - 63,6% учащихся, «4» балла - 18,1% учащихся, «5» баллов - 0% учащихся. Достигнута определенная стадия формирования правильного типа дыхания.

Все более востребованной становится совместная работа учителя-предметника, психо-

лога, классного руководителя, социального педагога, медицинского работника, а создание здоровьесберегающего пространства школы возможно лишь при наличии общепедагогической, психологической и валеологической компетенции педагогов и других специалистов.

Психолого-педагогическая служба школы ведет мониторинг психического здоровья, степени тревожности, мотивации ЗОЖ ученика, комфортности в общеобразовательном учреждении и др. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются с классными руководителями, даются необходимые рекомендации по формированию детского коллектива, созданию условий для плодотворной совместной работы учителя, ученика, родителя. Психологи школы принимают самое активное участие в постоянно действующих семинарах с классными руководителями, обучая их методике проведения социометрии педагогических наблюдений. Совместная деятельность классных руководителей, психолога, социального педагога и полученные результаты социометрии позволили определить тех учеников, которым необходима психолого-педагогическая поддержка.

Особое место занимает система воспитательной работы, направленная на формирование мотивации у учащихся здорового образа жизни. В школе ведется спортивно-оздоровительная работа. Действуют спортивные секции рукопашного боя, легкой атлетики, карате, баскетбола, ритмической гимнастики. Работает военно-спортивный клуб «Зарничник», клуб спортивного бального танца «Альтаир», проводятся соревнования «Веселые старты», конкурсы: «А, ну-ка, девочки!», «А, ну-ка, мальчики!», проходят спортивные викторины и встречи со знаменитыми спортсменами и тренерами. У учащихся пользуется популярностью видеолекторий, в рамках которого организуются тематические видеофильмы по профилактике различных видов зависимости, фрагменты об известных людях, создавших систему ЗОЖ, таких как И. И. Брехман, Л. Г. Татар-никова и др.

В школе накоплен опыт проведения педагогических советов, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по во-

просам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Результаты работы коллектива обсуждаются на педагогических и методических советах, на заседаниях методических объединений учителей школы, например, за последние три года были проведены педагогические советы по самым актуальным темам: «Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся», «Психолого-педагогические аспекты формирования культуры здоровья учащихся», «Проблемы сохранения психического и физического здоровья детей в условиях современной школы», «Ступени к собственному здравию», «Образование, формирующее здоровье» и другие. Результатом деятельности педагогического совета стало сотрудничество, в которое включены высшие учебные заведения, центры и дома детского творчества (широкая сеть кружков художественно-эстетической, научно-

технической и спортивной направленности).

Школа становится лабораторией отдела образования города по проблемам здо-ровьесбережения. Так, на базе школы проведен ряд краевых и городских семинаров по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс: «Медико-педагогический мониторинг здоровья школьников в условиях современной школы», «Современные компьютерные технологии в оздоровлении детей», «Здоровое питание - здоровые дети» и др.

Таким образом, мы считаем, что только коренная и целостная перестройка образовательной деятельности педагогического коллектива школы в соответствии с медицинскими нормами поможет не только укрепить здоровье участников образователь-

ного процесса, но и сформировать устойчивую мотивацию ЗОЖ. Выделенные организационно-педагогические и психолого-педагогические условия способствуют созданию обстановки успеха на протяжении всего процесса формирования мотивации ЗОЖ у учащихся в период обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аносова М. В. Анализ урока с позиции здо-ровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. — 2003. — С. 14-16.

2. Брехман И. И. Валеология — наука и здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 2001.

3. Виноградов Э. Н. Основы физической культуры и здорового образа жизни. — М, 1998. — С. 506.

4. Воскресенский В. А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков. — М.: Знание, 1987. — 83 с.

5. Глухов В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. — Киев: Здоровье, 1989.

6. Колбанов В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях // Ва-леология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып. 3. — Владивосток: Дальнаука, 1996. — С. 139—147.

7. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. — СПб.: ПЕТРОС, 1997.

Об авторе

Ворощенко Валентина Егоровна, муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 19, г. Ставрополь, директор. Сфера научных интересов -изучение психолого-педагогических условий формирования мотивации учащихся на здоровый образ жизни @^сЫ 9. stavedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.