Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая среда в современном образовательном учреждении'

Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая среда в современном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2134
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дербенева Елена Павловна, Беломестных Марина Сергеевна

В статье представлена деятельность по внедрению в практику работы школы здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированных на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дербенева Елена Павловна, Беломестных Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая среда в современном образовательном учреждении»

Социокультурная среда образовательной организации

Дербенева Елена Павловна

директор

Беломестных Марина Сергеевна

заместитель директора МБОУ СОШ № 30 г. Нижний Тагил E-mail: school30-nt@mail.ru

J ^

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ц________________________________________________г

Аннотация. В статье представлена деятельность по внедрению в практику работы школы здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированных на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

Ключевые слова: здоровьесберегающий учебный процесс, здоровьеформирующая среда, сетевое взаимодействие.

Принципиальные изменения в российском обществе, «носящие, по сути, характер цивилизационного слома, качественно преобразили все стороны человеческой жизни - демографическую, этнополитическую, технологическую, социальную, экономическую, обусловив новую культурноисторическую ситуацию нашего бытия» (Д. И. Фельдштейн). В связи с обострением проблемы здоровьесбережения государственной политикой в области образования в XXI веке предусмотрен переход к здоровьесберегающей модели учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей снижение здоровьезатратности на всех уровнях и направлениях образования [16]. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь [3,14,19]. Образовательное учреждение сегодня может стать важнейшим звеном такой социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей [1,2,18]. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала, от его способности управлять собственным здоровьем и профессиональным развитием

[12,13,20].

Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса, является актуальной проблемой российского образования [15,17,21,22].

Вышесказанное, определяя актуальность, позволяет в качестве одного из продуктивных путей ее решения назвать разработку модели формирования здоровьесберегающей среды в школе с учетом индивидуального подхода к субъектам образовательного процесса.

Актуальность разработки детерминирована и обострением в педагогической практике следующих противоречий:

• между необходимостью в согласованных действиях по формированию здоровьеформирующей среды образовательных учреждений и невозможностью ее осуществления в условиях современной практики;

• между значимостью проблемы формирования здоровьеформирующей среды лицея для обеспечения разностороннего развития личности обучающихся и недостаточным уровнем развития системы образования в направлений здоровьесбережения и здоровьеформирования;

• между потенциальными положительными возможностями здоровьеформирования образовательных учреждений в развитии всех ее субъектов и недостаточной методической и содержательной разработанностью этой проблемы и др.

В этой связи в МБОУ СОШ № 30 г. Нижний Тагил в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [4,5,7,8,9,10,11] ведется системная деятельность по разработке основных педагогических условий формирования здоровьесберегающей среды с позиции современного педагога.

Идея изменения - ввести новую оригинальную схему управленческой деятельности по организации методической работы с педагогами школы.

Тема исследования - Профессионализм и профессиональное здоровье педагогов.

Цель разработки - создание условий для роста профессиональной компетентности и ответственности (компетенции) педагога по организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе.

Объект исследования - система управления процессом роста профессиональной компетентности и ответственности (компетенции) педагога по организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие рост профессиональной компетентности

60

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

4.

5.

и ответственности (компетенции) педагога по организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой управление процессом роста профессиональной компетентности и ответственности (компетенции) педагога по организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе будет эффективным, если

• осуществляется интеграция субъектов управления организацией здоровьесберегающей образовательной среды в школе;

• процесс управления ростом профессиональной компетентности педагога по организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе способствует формированию у них готовности к здоровьеформирующей деятельности.

Задачи:

1. Определить и реализовать новые формы методической работы с руководителями школьных методических объединений.

2. Включить весь педагогический коллектив в педагогическое творчество на базе инновационных процессов.

3. Организовать семинары-практикумы и тренинги по восстановлению и укреплению психоэмоционального здоровья педагогов. Обеспечить возможность каждому педагогу учиться на примерах существующей практики и опыта коллег, представлять технологические составляющие собственного педагогического опыта педагогической общественности.

Организовать конкурсы на лучший учебный кабинет и на лучшее методическое объединение школы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи и научные положения, обусловленные: комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов), педагогическим подходом к классификации условий достижения поставленных педагогических целей (B. C. Ильин, A. M. Новиков, В. И. Смирнов), теорией управления образовательными системами (Ю. С. Васильев, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, Т. И. Шамова), научными основами организации целостного учебно-воспитательного процесса (Л. В. Байбородова, Н. В. Бордовская, А. А. Реан, М. И. Рожков), пониманием качества образования как процесса развития ключевых профессиональных компетенций специалиста (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина,

А. К. Маркова), использованием ква-лиметрического подхода к оценке качества образования (В. И. Байденко,

Л. Н. Давыдова, Н. А. Селезнева,

А. И. Субетто, Н. П. Фетискин), концепции развития здоровьеформирующего образования (Н. М. Амосов, Э. Н. Вайнер, Г К. Зайцев, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Т. В. Карасева, В. В. Колба-нов, Л. Ф. Тихомирова), положением о здоровье как условии развития и профессионального роста (Р. И. Айз-ман, А. А. Бодалев, И. И. Брехман,

А. А. Деркач, Э. Н. Вайнер, Д. Н. Дави-денко, Ю. П. Лисицын, М. Ф. Секач).

Методы исследования:

• теоретические:теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение официальных документов, регламентирующих деятельность высшей школы, моделирование;

• эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, SWOT-анализ; статистический анализ полученных данных.

Концептуальные основания деятельности:

Если создать условия для открытого профессионального диалога и здорового соперничества между учителями внутри школы, то произойдёт обогащение практики учителя, возрастёт интерес к вопросам профессионализации. Включение в диалог передовых учителей других ОУ способно создать условия для выявления множественности или единства подходов педагогов к использованию педагогических технологий в собственной практике, где можно будет проанализировать обстоятельства взаимосвязи или взаимовлияния учителя и ОУ в их уникальных системных подходах к образовательной практике. Разрабатывая программы укрепления профессионального здоровья педагогов, исходим из того положения, что необходимо не фрагментарное воздействие на эту жизненно важную сферу профессионала, а использование системного подхода - управления здоровьем. Эта система создана и представляет собой модель из четырех основных блоков.

Блок 1. «Отражение». Формирует умение принимать самого себя и других людей. Реализуется через совместную деятельность педагогов при работе над творческими заданиями.

Блок 2. «Путь к себе». Направлен на развитие личностной рефлексии. Реализуется через психологические тренинги, индивидуальную работу, психодиагностику.

Блок 3. «Ветер перемен». Формирует потребность в саморазвитии и личностном росте. Реализуется через различные конкурсы, работу в творческих группах.

Блок 4. «Стержень жизни». Направлен на развитие навыков саморегуляции. Реализуется через семинары-практикумы.

Научная новизна исследования заключается в систематизации и описании педагогических условий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности и ответственности (компетенции) педагогов по организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе. Основное содержание деятельности по проекту: За 2011-2014 гг в образовательном учреждении был реализован новый подход управленческой деятельности

Организационно-функциональная структура управления

Директор школы

(постановка целей и материально-техническое обеспечение проекта, контроль результатов)

Научный Методический совет

руководитель (организация планирования,

(научно- обеспечение контроля результатов, i

методическая аналитическая деятельность) ,

поддержка) _ _

Медико-

психологическая

служба

(контроль эффектов и результатов)

Г

Руководители МО (планирование и оперативное управление)

Совет школьного самоуправления (обеспечение самоконтроля)

61

Эксперимент и инновации в школе 2о14/6

Социокультурная среда образовательной организации

по организации методической работы с педагогами школы, которая системно велась по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитическая деятельность.

2. Организационно-методическая деятельность.

3. Организация повышения квалификации педагогических кадров.

4. Обобщение и распространение наиболее результативного педагогического опыта .

5. Организация практической, консультативной помощи в учебно-метсщическойра^те.

Методическое чбеспечстис икитррей носило еептеоые-ный характер, включало различные формы и содержание дечтедьпчсти. На праетчксПыч рттсикттои принриспчдаго-гетесчой поддьржкив дептелснпсчт саждого -(^ткп^^^.Сдло ках образовательного процесса функционировало 7 методических объсдичстся, оТътжлпскныхтбщей ттмчйраИоты по формированию здоровьесберегающей среды школы.

В ходе работы над проблемой основной акцент был сделан на:

• использование новых форм, методов, средств повышающих эффективность педагогического процесса;

• использование современные способов проверки знаний, умений и навыков учащихся;

• освоение и применение единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся;

• оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации;

• творческий подход к делу, достижение высоких результатов в обучении и воспитании.

Все учителя регулярно проходят курсовую подготовку, что способствует успешному решению многообразных проблем образовательного процесса:

• систематической корректировке и своевременному обновлению учебного процесса,

• совершенствованию методов и форм обучения,

• освоению образовательных технологий.

Для обеспечения продуктивного и развивающего обучения, повышения квалификации и профессионального роста педагогических кадров было спланировано и проведено целодневное обучение учителей по теме «Внедрение эффективных форм и методов организации образовательного процесса со слабоуспевающими и академически одаренными детьми в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы». В работе семинара приняли участие 86% учителей.

Мониторинг профессионального здоровья педагогов включал проведение исследования по выявлению активной позиции учителей по отношению к профессиональному становлению. Проведено исследование предрасположенности педагогов к стрессам, профессиональному выгоранию с помощью экспресс-диагностики. На основании данных мееитдрпкгт было сфермолсрт ваны основные проСлемные вопросы, разрешение которых потребовало организации пркттбко-ттттнтирорснпытс!ееятик1. Дактот напрлвление дтителфооели Оылс рколитнвбоо срьз оаптття ъ-фенинги на темы: «Умейте властвовать собой», «Идеальная школа».

01стфилиформирт ванияопгтлсзециьдной крльтуры шкилы треостктдкфыноди с. 1.

Анализируя результаты анкетирования, следует отме-китт,. что в фосттящтй ткеля пеъчодкефтбот тсътвиях реализации проекта ФЭП АПК и ПРО ориентирован в большей степени к инновационной культуре, в равной - к семейной и результативной. В среднесрочной перспективе акцент сделан на переходе к результативной культуре, что хорошо согласуется со стратегическими документами развития системы образования.

Результаты анализа интегральной готовности педагогов к инновационной деятельности (по И. Д. Писарскому) представлена на рис. 2-4.

Согласны ли Вы, чтобы в школе происходили изменения

Рис. 2. Отношение участников проекта к инновационным процессам в школе

62

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

Рис.З.Личностноеотношениепедагогов к внедрению инноваций в ОУ

Из представленных результатов видно, что подавляющая часть педагогического коллектива перешла к работе в инновационном режиме. Анализ интегральной готовности педагогов к инновационной деятельности показывает, что в целом педагоги готовы к системной реализации инновационных процессов.

Планируемый результат изменений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• улучшение психологического климата в коллективе, снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов;

• формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, повышение самооценки и уверенности в себе, выраженные активной профессиональной позицией;

• рост педагогического мастерства учителей;

• повышение качества образовательного процесса;

• удовлетворенность здоровьесберегающей деятельностью родительской общественности.

Количественные и качественные показатели деятельности школы в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1,2,3

Таблица 1

Публикационная активность педагогического коллектива

Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня

2009 2 3

2010 1 2

2011 1 1

2012 2 2

2013 2 2

Если происходит ухудшение ситуации.

я буду по-прежнему активно участвовать

Я устраняюсь от участии в изменениях

Я стану противником изменении

Я проведу коррекцию в действия к

Я проанализируюе коллегами причины

Я постараюсь преодолеть

трудности

Разберусь, что стало реальной причиной

Рис.4. Действия в случае ухудшения ситуации с внедрением инновационных процессов в школе

Таблица 2

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах

Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2009 Выставка «Инновации в системе образования Свердловской области: внедрение современной модели образования»

2010 - Дипломант Конкурса интеллектуальных продуктов инновационно-активных школ УрО РАО - Дипломант Областной выставки «Инновации в системе образования Свердловской области» -.Дипломант Конкурса « Лучший по профессии» среди учителей экологов

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

63

Социокультурная среда образовательной организации

Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2011 Дипломант Конкурса инноваций Национальной премии «Элита российского образования» «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

2012 - Дипломант Конкурса среди ГОУ и МОУ Свердловской области, реализующих программы патриотического воспитания в 2011/2012 учебном году - Дипломант Городского конкурса методических разработок по вопросам реализации ФГОС в начальной школе - Дипломант Городского конкурса методических разработок и программ организации внеурочной деятельности педагогов начальной школы «Школа после уроков» в рамках реализации ФГОС - Победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями ОУ в 2012 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» - Победитель Конкурса инноваций «Здоровьесберегающие технологии в образовании - 2012»: национальная премия в области образования «Элита Российского образования» Грант (400 тыс. руб.) за победу в конкурсе среди ГОУ и МОУ Свердловской области, реализующих программы патриотического воспитания в 2011/2012 учебном году

Таблица 3

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009 Презентация опыта работы педагогов по проблеме -- Презентация опыта работы МОУ СОШ № 30 в рамках областной экспериментальной площадки по проекту «Здоровьесбережение» по теме «Школа здоровья»» - Круглый стол в рамках выставки «Инновации в системе образования Свердловской области: внедрение современной модели образования»

2010 Круглый стол «Особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесбережения» - Видеоконференция в рамках дней ИРО Свердловской области «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - Областная выставка «Инновации в системе образования Свердловской области»

2011 Семинар «Внедрение эффективных форм и методов организации образовательного процесса со слабоуспевающими и академически одаренными детьми»

2012 - Презентация опыта работы ОУ по патриотическому воспитанию обучающихся - Городской семинар «Школа - территория здоровья»

Наличие и реализация школой собственных программ повышения квалификации

В 2013 году в ОУ реализована программа повышения квалификации «Аналитическая деятельность педагога», обучено 34 педагога.

Инновационный опыт ОУ широко представлен на сайте школы в ежегодных Публичных докладах (http://school30-nt. ucoz.ru), а также в сборниках Управления образования г. Нижний Тагил:

• «Формирование и развитие здоровьесберегающего пространства ОУ»;

• «Методические рекомендации для развития внутренних интеллектуальных ресурсов ученика»;

• «Проектная деятельность как средство формирования учебнопознавательной компетентности учащихся»;

• «Традиционные и инновационные формы организации внеклассных здоровьесберегающих занятий с учащимися и родителями»;

• «Уроки мастерства»;

• «Методические рекомендации по реализации программы развития школы».

В диссеминацию результатов инновационной деятельности школы прямо включены: МБОУ ДОУ № 205, УДОЦДТ «Выйский», УДО ДДТ, УДО ДЮЦ «Мир», СК «Юпитер»; через возможности портала ФЭП АПК и ПРО образовательные организации, входящие в сетевое взаимодействие в рамках научно-образовательной сети.

Сеть социального партнерства: АПК и ПРО и ИУО

РАО, УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, НТФ «ИРО», МИМЦ г. Нижний Тагил, НТГСПА, ГДДЮТ, СЮН, СЮТур, СК «Юпитер», УДО ЦДТ «Выйский», УДО ДЮЦ «Мир», МОУ ДОУ № 205, Железнодорожный цех ВГОКА, МБОУ Лицей № 3 г. Екатеринбург, ФГБОУ ВПО УрГПУ, образовательные организации - члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.

Литература

1. Бабич Э. А., Корякова А. А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.55-61.

2. Валюх М. Н., Голева Л. В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.13-15.

3. Васильев И. А. Качественное образование - детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. 2013. № 9. С.103-121.

4. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3. С.35-46.

5. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.

64

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

6. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

8. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С.98-105.

9. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.

10. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.

11. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

12. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука. 2011. № 2. С.42-56.

13. Марчук Н. Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога // Образование и наука. 2011. № 6. С.60-72.

14. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.

15. Самарцева И. Ю., Курбачева Т.Л. Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. С.39-44.

16. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.

17. Третьякова Н. В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С.30-36.

18. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013 № 4. С.112-126.

19. Фоменко С.Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетентностной модели образования // Образование и наука. № 11 (79). 2010. С.3-12.

20. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.66-72.

21. Яшина Г. А., Минашкин А. В. Основные пути развития новой школы и деятельность школы здоровья // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.28-34.

22. Яшина Г. А., Сиденко А. С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.21-25.

Никифорова Светлана Викторовна

директор

Ткаченко Евгения Викторовна

заместитель директора МБОУ СОШ № 20 г. Екатеринбург E-mail: mou202003@mail.ru

J Ч

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Л__________________________________________________________________________г

Аннотация. В статье представлены условия и содержание совместной деятельности субъектов образовательного пространства по разработке и обеспечению успешного продвижения старшеклассника по индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: индивидуальная траектория развития, сетевое взаимодействие, психолого-педагогическое сопровождение.

Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Сегодня, с одной стороны, в государстве укрепляется вертикаль власти, с другой стороны, формируются институты гражданского общества, которые предполагают наличие гражданского самосознания и обоснованного ответственного выбора гражданином стратегий своего социального поведения. Гражданское общество с его принципами свободы и открытости актуализирует способность человека самостоятельно осуществлять выбор

в политической, экономической, профессиональной, бытовой и др. ситуациях. Та степень свободы, которую предоставляет общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой, т.е. самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию и т.п. [1,3,5,13,18,21,22] С данным социальным заказом вступает в противоречие традиционная педагогическая практика, организованная

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.