Социокультурная среда образовательной организации
18. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.
19. Тараканова В. В., Соловьева Н. Г Здоровье современных подростков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.66-71.
20. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С.112-126.
21. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.66-72.
22. Яшина Г А., Сиденко А. С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.21-25.
J
Л
Быстрова Ольга Аркадьевна
директор
Копылова Татьяна Владимировна
заместитель директора МБОУ СОШ № 23 г. Нижний Тагил E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
_____________________________________Г
Аннотация. В статье представлены подходы к созданию условий и обеспечению возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства в укреплении социального здоровья, где основными критериями социального здоровья являются социально-психологическая адаптированность субъектов социокультурного пространства, самоактуализация, социальная направленность деятельности.
Ключевые слова: социокультурное пространство, социальное здоровье, сетевое взаимодействие.
ктуальность исследования состоит в том, что сегодня образование выполняет по отношению к индивиду ценностно-ориентационную функцию, реализация которой подразумевает и формирование определенных компетентностей (например, социальной), и ряда базовых ценностей, имеющих особую значимость для нашей страны (патриотизм, нравственность, толерантность) [1,3,17,19]. В основе этого лежит позитивный социальный опыт, который получает индивид в процессе творческого преобразования действительности [2]. Указанные характеристики являются ключевыми для социального здоровья, которое рассматривается как гармония взаимоотношений человека с другими людьми, социумом, обществом, культурой, способствующая не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и тому благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, социум, общество и культуру в целом. (Л. А. Байкова). Школа формирует то пространство, в котором на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе [4,16,20,21]. Если социокультурное пространство образовательного учреждения по своему социально- и духовно-ценностному потенциалу превосходит окружающее ее пространство, тогда оно положительно влияет на социокультурное развитие микрорайона ОУ.
В связи с этим, подходы к проблеме сохранения и улучшения здоровья школьников сегодня характеризуются рядом противоречий:
• между особыми социальными потребностями учащихся в формировании позитивного опыта взаимоотношений в социуме
и сложившейся практикой точечных воспитательных воздействий в контексте школы;
• между потребностью образовательного учреждения в мобильном и творческом педагоге и традиционно консервативной позицией педагогического коллектива;
• между стагнацией семейного воспитания в условиях современного российского общества и повышенными требованиями к социальной адаптированности подрастающего поколения;
• между современными требованиями государственной политики в области образования, где школа для ребенка должна стать местом удовлетворения потребности в общении и личностном признании и отсутствием нормативно-методического обеспечения на уровне региона и города;
• между потребностью общества в формировании здорового поколения и реальными условиями жизни и обучения учащихся.
В этой связи в период 2011-2014 гг. в МБОУ СОШ № 23 г. Нижний Тагил в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г Москва) [10,11,12,13,14,15] ведется системная деятельность по разработке модели социокультурного пространства, способствующая укреплению социального здоровья учащихся.
Идея изменений: сущность деятельности в рамках проекта заключается в создании условий и обеспечении возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства в укреплении социального здоровья, где основными критериями социального здоровья являются:
• социально-психологическая адаптированность субъектов социокультурного пространства;
• самоактуализация;
• социальная направленность деятельности.
56
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
Базисным компонентом социокультурного пространства выступает территория, которой свойственен специфический комплекс социальных и культурных отношений, видов деятельности, локальных практик. Интегрирующими механизмами комплекса условий развития личности социокультурного пространства являются сотрудничество, совместная деятельность, взаимодействие при условии активной деятельностной позиции всех субъектов социальной, культурной и педагогической деятельности. Сотворчество участников образовательного процесса - учителей, учеников, родителей, основу которого составляют общее участие в определении цели, совместная деятельность, субъект-субъектные взаимоотношения, нестандартность действий [5,6,7,8,9,18].
Цель: разработка и обоснование оптимальной модели социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровья учащихся.
Объект исследования: социокультурное пространство микрорайона ОУ
Предмет исследования: создание условий и обеспечение возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства микрорайона ОУ в укреплении социального здоровья.
Гипотеза исследования: развитие социокультурного пространства ОУ будет успешным, если:
• разработана модель социокультурного пространства, способствующего укреплению социального здоровья учащихся;
• созданы необходимые условия для апробации модели;
• интегрирующими механизмами комплекса условий развития личности в социокультурном пространстве являются сотрудничество, совместная деятельность, взаимодействие при условии активной деятельностной позиции всех субъектов социальной, культурной и педагогической деятельности.
Задачи проекта:
• способствовать самоактуализации детей, родителей и педагогов в различных видах деятельности;
• формировать у детей опыт положительных социальных отношений, повышать их самооценку;
• адаптировать воспитательную систему школы к требованиям ФГОС, активно использовать потенциал социокультурного пространства микрорайона для реализации внеурочной деятельности;
• использовать образовательный потенциал учреждений и институтов социума для решения конкретных воспитательных задач, рассматривая его как одно их условий функционирования социокультурного пространства;
• координировать работу всех направленийшиилывсоот вет-ствии с выбранной программой развития.
Методологическую базу исследования системный, интегративный и личностно-деятельностный подходы к здоровьесберегающей деятельности обучающихся, положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений нового образовательного пространства. Исходные теоретические положения обосновали: концептуальные труды ученых (Э. Ф. Зеер, М. М. Поташник,
А. И. Субетто, С. Е. Шишов и др.); исследования по физическому воспитанию (М. Я. Виленский,
П. Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев и др.); разработка концепций здорового образа жизни (В. К. Бальсевич,
И. И. Брехман, Л. И. Лубышева и др.), принципов моделирования педагогических систем (Н. В. Кузьмина, Ф. Ф. Королёв, И. И. Легостаев, Э. Г. Юдин и др.), положения о целостности образовательного процесса (Б. Т Лихачев, Л. И. Новикова, В. А. Сла-стенин, Э. И. Сокольникова и др.), об аксиологической (Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, М. В. Кларин,
Е. Н. Шиянов и др.), субъектной (С. Л. Рубинштейн,
К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. И. Слободчи-ков и др.), индивидуально-творческой (В. И. Андреев, В. И. Загвя-зинский, Н. Г. Руденко, Н. Д. Никандров и др.) обусловленности профессиональных компонентов культуры и менталитета.
Методы исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, моделирование); диагностические (тестирование, письменная интерпретация ситуаций учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности по плану-алгоритму, самооценка и экспертная оценка); методы статистической обработки данных.
Научная новизна заключается в разработке модели социокультурного пространства школы, способствующего укреплению социального здоровья учащихся.
Основное содержание деятельности по проекту
С 2009 по 2011 год МОУ СОШ № 23 им. Ю. И. Батухтина работало по программе «Укрепление социального здоровья учащихся в воспитательном пространстве школы». Результатом внедрения программы явилось формирование в школе устойчивой мотивации педагогического и ученического коллективов к взаимодействию для получения эффективных результатов. В рамках программы проведен фестиваль мастер-классов «Школа - территория гармонии», где по основной теме работы школы было представлено девять мастер-классов. В 2011 прошел процедуру регистрации школьный музей истории детского движения. Разработаны программы:
• «Детско-родительский клуб» (комплекс совместных занятий детей и родителей, направленный на укрепление семейных взаимоотношений, 2009-2011 гг.).
• «Школа - правовое пространство» (программа деятельности ОУ по правовому просвещению всех субъектов образовательного процесса, 2011-2012 уч. год).
• Клуб вечернего досуга «Пирамида» для учащихся и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (организация занятий для детей и взрослых в вечернее время).
• Программа гражданско-патриотического воспитания «Знай и люби Россию».
Одно из важных ежегодных общешкольных мероприятий весны, которое ждут и дети, и родители - это Минута Славы, где можно показать свои творческие способности и творческие способности семьи,- каждый год отмечается рост участников конкурса.
В шуоле получила устойеивое резнитие фшбштвевеая ооспитаиельнаяеистшмш, гдесастемрвйуезующиШдеоаелш-ностью является социальная адаптация учащихся. Дети должны быть адаптированы не только к новым условиям обучения (при переходе их одной ступени обучения на дру-
со ставили
Образовательная среда школы
Рис.1.Анализсостоянияобразовательнойсредышколы
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Щ7
Социокультурная среда образовательной организации
гую), но и, учитывая особенности нашего контингента учащихся, к окружающей их среде. Иными словами, они должны знать, какие учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта находятся в нашем районе, куда можно обратиться в трудной ситуации, и кто может помочь реализовать ту или иную идею. Имея опыт отрицательных социальных отношений, дети должны знать и видеть, что бывают другие взаимоотношения, и каждый из них заслуживает большего.
Анализ состояния образовательной среды ОУ показывает (рис. 1), что наибольшие баллы были получены по параметрам «Доминантность» и «Эмоциональность». Учитывая специфику контингента и слабую заинтересованность родителей в результатах обучения, очевидно, что школа оказывает максимальное влияние на личность учащегося по отношению к другим источникам влияния. Высокий показатель эмоциональности свидетельствует о комфортности пребывания в школе как для пед агогов, так и для учащихся. Проблемы детей принимаются очень эмоционально, педагоги чувствуют ответственность за то, что происходит с детьми. Для реализации инновационной деятельности положительным является высокий показатель по па|эаметри«Широти».
К сожалению, недостаточные показателе по пара—-трам «Мобильность» и «Интенсивности свозтоыстем, чзо с момента начала работы по проекту прошло еща темноте времени и наблюдаемые сегодня положительные изменения в работе отдельных педагогов пока не стали нормой длятсот коллектива.
Состояние организационной культуры шкооы (рае. 2)сео-детельствует о том, что сложившаяся семейначаольтода-эт0 результат долгосрочных традиций школы. Во многом именно это воспринимается как «изюминка» школы. Школл аееелы-шая, и педагоги, и учащиеся - все друг друга зиащо,моглт оказать помощь и поддержку в трудной ситуаоии. Редулоеаты здесь рассматриваются не как самоцель, а как чззуеооитодаи-модействия. В дальнейшем хотелось бы акцентировать внимание педагогов на внедрение новых техно«ргие иуитодов д рер-пространение своего опыта в городе и регионе
Планируемый результат изменений
В качестве основного результата изменений следуетрас-сматривать уменьшение негативного влияния внршнейереды на личность детей и подростков. Данный результат может быть
представлен как количественно, так и качественно. Количественные показатели:
• уменьшение количества правонарушений;
- уменьшиниукоп-ч-с:тве датиТ, с-стоящеуиауиете в-ЫС;
• пололит-льная д-иан-иа успеваеаости т-ащуллот у к^т-иж^зчи^оа —чфлкке)аlxcитoуцзТ п школе. Качественные показатели:
• формирование активной жизненной позиции учащихся;
• тлдшшкврдмтфокнимало в педагогическом и ученическом еодлeатзчио;
• ралвишии скцырль-ос чемпотрнтлocти учащихся. Количественные и качественные показатели деятельно-
cрилаоaеpaагпоникло рамкох ттулно-о бразовательной сети ор-нроавлен ы в табл. 1-3.
Таблица 1
Публикационная активность педагогического коллектива
Год Материалы НПКрайонно-го, городского и регионального уровня Тезисы НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных журналах Статьив центральных журналах
2009 5 2 1 -
2010 9 2 - 1
2011 2 1 - -
2012 9 - - -
2013 3 2 - -
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах
Таблица 2
Год Гранты Конкурсы
2009 Дипломант городского конкурса по гражданско-правовому воспитанию молодежи
2010 - Особый приз жюри конкурса социально-политических проектов «Будущее - за нами» - Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Инновации в образовании» - Дипломант конкурса интеллектуальных продуктов УрО РАО
2011 Совместный социальный проект школы и нижнетагильского детского дома № 7 «История Выи в лицах» получил грант благотворительного фонда «Расправь крылья» в размере 40000 рублей. Проект реализован, он получил II место на Третьем социальном форуме в г. Москва, участники были отмечены поездкой в город Великий Устюг. - Лауреат городского конкурса методических разработок по профилактике детского алкоголизма - психологическая игра «Твой выбор» - Лауреат городского конкурса методических разработок по профилактике наркомании - ролевая игра «Без комментариев» - Лауреат Национальной премии в области образования, в номинации «Взаимодействие на основе конструктивного общения как фактор здоровьесбережения - 2011»
2012 - II место в городском конкурсе методических разработок программ внеурочной деятельности «Школа после уроков» - Победитель Национальной премии образования «Панорама учебного сотрудничества» в номинации «Лучшее воспитательное учреждение - 2012» - Победитель Национальной премии образования «Панорама учебного сотрудничества» в номинации «Лучший проект развивающего типа - 2012»
58
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
Таблица 3
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2009 i -
2011 i -
2012 - i
2013 - i
В инновационную деятельность по теме исследования включен весь педагогический коллектив школы 30 педагогов.
Социальная результативность выражается в: доступности инновационного опыта ИАШ широкой педагогической общественности: через сайт http://school23.site90. net, презентацию опыта работы школы на городских и региональных семинарах, НПК, в том числе на заседании городского Экспертного совета.
Обеспечивается широкой сетью социального партнерства: АПК и ПРО, ИУО РАО, Минобрнауки РФ (г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, НТГСПА, Нижнетагильский детский дом № 7, РЦ «Улыбка», детский центр «Мир», ФСК «Разведчик», образовательные организации -члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.
Литература
1. Акимова О. Б., Табаченко Т. С. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании // Образование и наука. 2013. № 1. С.42-59.
2. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. № 4. С.39-48.
3. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.24-30.
4. Бабич Э. А., Корякова А. А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.55-61.
5. Бобровникова Е. Р Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.24-29.
6. Бывшева М. В., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель со-
бытия и со-действия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С.41-46.
7. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3. С.35-46.
8. Герт В. А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.55-60.
9. Гончаров С. З. Креативная культурная антропология как методологический принцип // Образование и наука. 2012. № 7. С.5-17.
10. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.
11. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
12. Давыдова Н. Н. Сетевая организация научно-методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.13-17.
13. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.
14. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
15. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
16. Иванова Н. Н. Особенности современного образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.3-9.
17. Кулёва Л. М., Цапкова Н. Н. Современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.51-56.
18. Морозова С. А., Сыманюк Э. Э. Профессиональная мобильность как фактор реализации инновационной деятельности педагога // Образование и наука. 2012. № 4. С.50-64.
19. Пенькова Т. Н., Харитонова Л. Г. Создание условий для формирования межкультурной компетенции учащихся в условиях гимназического образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.51-55.
20. Письмак Г. А., Кухаренко С. Н., Поль В. Н., Кадочников А. Л. Организация образовательного пространства гимназии на основе полихудожественного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С.10-17.
21. Селиванова О. А. Роль актуализации жизненного опыта несовершеннолетних в создании безопасной социальной среды // Образование и наука. 2013. № 7. С.126-141.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
59