Научная статья на тему 'Общественно-активная школа как форма эффективного взаимодействия образовательного учреждения и социума'

Общественно-активная школа как форма эффективного взаимодействия образовательного учреждения и социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1205
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорухина Татьяна Анатольевна, Шаяхметова Альфия Исмагиловна, Шукшина Наталья Ивановна, Яковлева Екатерина Раисовна

В статье представлены подходы к созданию образовательной среды, позволяющей направить ресурсы образовательного учреждения на формирование ключевых и социально-значимых компетентностей всех участников образовательного процесса как фактора достижения современного качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Говорухина Татьяна Анатольевна, Шаяхметова Альфия Исмагиловна, Шукшина Наталья Ивановна, Яковлева Екатерина Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-активная школа как форма эффективного взаимодействия образовательного учреждения и социума»

ФГОС школьного образования

на экспериментальных площадках. Экспериментальные площадки в московском образовании // Сборник статей. Второй выпуск. Ред.- сост. М. Г. Мокринский, Н. Ю. Пахомова. М.: Издательство МИОО, 2001.156 с.

6. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

7. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

8. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.

9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

10. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы

содержания образования // Образование и наука. 2010. № 2. С.3-18.

11. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностноразвивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.

12. Зимина Е. Г. Использование методов эвристического обучения для формирования метапредметных результатов при развитии навыков написания эссе по обществознанию // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.6-10.

13. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе // Ин-

новационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.70-74.

14. Колтышев В. А., Мухина С. С., Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Формирование системы развивающего обучения в основной школе, направленной на формирование метапредметных ключевых компетентностей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.31-35.

15. Нагайченко Н. Н., Петухова Т. В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.51-54.

16. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.

17. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.

18. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.

19. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.

20. Хан Е. Ю. Предпосылки и особенности введения метапредметных технологий в образовательный процесс начальной школы // Образование и наука. 2013. № 2. С.97-119.

21. Хуторской А. В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С.7-23.

J

Л

Говорухина Татьяна Анатольевна

заместитель директора по УВР и НМР Шаяхметова Альфия Исмагиловна заместитель директора по УВР Шукшина Наталья Ивановна

заместитель директора по правовому воспитанию Яковлева Екатерина Раисовна

заместитель директора по ВР МАОУ СОШ № 17 г. Екатеринбург E-mail: 17@uralschool.ru

ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СОЦИУМА

_________________________________Г

Аннотация. В статье представлены подходы к созданию образовательной среды, позволяющей направить ресурсы образовательного учреждения на формирование ключевых и социально-значимых компетентностей всех участников образовательного процесса как фактора достижения современного качества образования.

Ключевые слова: общественно-активная школа, социальное партнерство, сетевое взаимодействие.

Реализация курса демократических реформ, проводимых в российском обществе на протяжении последних десятилетий, привнесла серьёзные изменения в национальную систему образования. Явно обозначился переход от тотального администрирования государства к обеспечению общественного участия в реализации образовательной политики

[13,14,15,17]. Одним из важнейших условий эволюционного

развития общеобразовательной школы в современных условиях является обеспечение открытости её деятельности для всех общественных групп, организаций и структур, заинтересованных в позитивном развитии образовательного учреждения. Особенность развития системы образования в настоящее время заключается в том, что образование всё больше становится сферой общественных интересов. Про-

16

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

исходят ощутимые изменения и в составе субъектов, готовых предъявить свой запрос к школе, и в самом содержании такого запроса. В результате у образовательного учреждения возникает необходимость регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа [11,12,18,22]. При этом административные методы регулирования оказываются недейственными ввиду независимости самих субъектов. Здесь уместны только партнёрские отношения, которые способны формировать осознанную гражданскую позицию представителей различных социальных и общественных групп, заинтересованных в результатах деятельности школы. Возникает необходимость развития школы как эффективного института гражданского общества [2,3,4,16].

Задача обеспечения открытости школы социуму требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения общественности к управлению образовательным учреждением и создания системы информирования о деятельности школы всех участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения и широкой общественности.

Выбор инновационной идеи развития МБОУ СОШ № 17 определялся следующими особенностями современной образовательной ситуации:

1. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап образования каждого человека, обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору ориентиров дальнейшей самостоятельной жизни и поэтому рассматривается как один из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны [1,10].

2. Рост конкуренции среди образовательных учреждений разного уровня приводит к необходимости выявления уникальности каждой школы в образовательной деятельности [19,20].

Противоречия:

1. Между требованиями общества к личности выпускника школы 21 века и несоответствием реальных возможностей учащихся этим требованиям.

2. Между мотивационной готовностью педагогов к построению инновационной среды школы и недостаточным уровнем развития у них инновационной культуры [21].

3. Между возложенной государством ответственностью родителей как субъектов образовательного процесса за качество образования своих детей и снижением воспитательного потенциала семьи вследствие новых социально-экономических преобразований.

В этой связи в период 2011-2014 гг. в МБОУ СОШ № 17 г. Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва)

[5,6,7,8,9] велась системная деятельность по решению проблемы необходимости создания образовательной среды, позволяющей направить ресурсы образовательного учреждения на формирование ключевых и социально-значимых компетентностей всех участников образовательного процесса как фактора достижения современного качества образования.

Идея изменения: В контексте нашего экспериментального исследования предполагается создание условий для формирования ключевых компетентностей, а также инновационной культуры личности, ее стремления к саморазвитию.

Цель: Комплексное изменение образовательной среды (в области обучения, воспитания, социализации, управленческой системе) для оптимизации саморазвития всех участников образовательного процесса.

Задачи:

1. На основе теоретического анализа научных источников и изучения педагогического опыта описать содержание понятия

«инновационная образовательная среда», создать теоретическую и методологическую основу для преобразования инновационной образовательной среды, способствующей саморазвитию участников образовательного процесса.

2. Трансформировать инновационную образовательную среду: произвести комплексные изменения в области обучения, воспитания, социализации личности учащихся; в области профессиональной и мотивационной подготовки учителей к инновациям; оптимизировать систему управления школой.

3. Определить критерии оценки образовательной среды как инновационной, критерии оценки эффективности ее применения; сформировать психодиагностический инструментарий для выявления динамики процесса саморазвития учителей и учащихся в условиях преобразованной инновационной образовательной среды.

4. На основе анализа результатов экспериментального исследования сделать выводы об эффективности применения модели инновационной образовательной среды в педагогической практике.

Концептуальные основания деятельности.

В основе эксперимента лежит концептуальная идея развития личности как единого биосоциального процесса, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Ведущая роль в образовательной системе отводится процессу социализации личности в условиях инновационной образовательной среды.

Среди трактовок понятия «социализация» выделяются следующие:

• Социализация (Л. С. Выготский) - основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического в социальной, коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, ин-трапсихическому.

• Социализация (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина) - превращение социальной речи, «речи для других», в «речь для себя», развитие внутреннего диалога, «диалога с самим собой».

• Социализация (А. Маслоу) - высший уровень личностного развития, когда осознанность потребности саморазвития создает перманентное стремление к внутреннему росту.

• Социализация (Т. Парсонс, Р Мертон) - процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Таким образом, сущностный смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Факторы социализации в условиях образовательного учреждения - это развивающая образовательная среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и управляема. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Принципы социально-ориентированного образования:

• гуманистическая направленность обучения и воспитания -переход к субъект-субъектным отношениям между педагогами и учащимися; уважение каждого ребёнка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

• природосообразность- обучение и воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие его как части природы, единственного и неповторимого;

• культуросообразность - формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношений с при-

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

17

ФГОС школьного образования

родой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;

• эффективности социального взаимодействия-осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;

• концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности-помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

• принцип событийности - введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.

Теоретический анализ научных источников по проблеме инноваций в образовании (С. Г Глухова, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, А. В. Лоренсов, М. А. Меладзе, А. М. Моисеев, Т. Г. Новикова, Н. П. Капустин, Л. В. Куриленко, В. М. Монахов, В. В. Краевский, М. М. Поташник, Е. В. Прозорова, Е. А. Раудсик, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, О. Г. Хомерики, К. М. Ушаков, И. Т Фролов, И. Д. Чечель, Т М. Чурекова, Т. И. Шамова, Е. А. Шатохин, Н. Р Юсуфбекова, Е. А. Ямбург) позволил следующим образом определить ряд ключевых понятий исследования.

Инновационная среда - определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

Инновационная образовательная среда - комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность.

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращали я идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивировинн ый, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития (С. Г. Глухова).

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития обраьо-вательных систем на основе нововведений (В. И. Загсяеин-ский). Он отражает формирование и развитие содеежаовя и организации нового (Т. И. Шамова).

Инновационная культура - это знания, умения, льыв целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областяв человеческой жизнедеятельности при сохранении в инбова-ционной системе динамичного единства старого, совцемес-ного и нового или это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.

Инновационное мышление - присущий человеку аевив-ный способ восприятия и оценки объектов внешне гомьра, связанный с необходимостью постоянной разработеи иессо-ения новых моделей взаимодействия с ними.

Теоретический анализ научных источников по прлблямь саморазвития личности, его механизмов, психологичеясох и педагогических условий, связи с творческой деяьельяв-стью (Г. С. Альтшулер, А. Г. Асмолов, Д.А. Белухин, Н. РБитя-нова, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, П. Я. Гелясерин, М. А. Данилов, И. Д. Демакова, В. И. Додонов, В. В. Загяьилв-ский, О. В. Заславская, Е. Н. Кабанова-Меллер, В. А. Кан-балек,

Б. М. Кедров, М. Н. Кларин, В. Кудрявцев, В.А. Караковский, Л. Клинберг, В. В. Краевский, Н. С. Лейтес, И. Я. Лернер, Х. И. Лийметс, А. М. Матюшкин, В. Оконь, П. И. Пидкаси-стый, Я. А. Пономарев, М. М. Поташник, А. И. Савостьянов,

В. В. Сериков, М. Н. Скаткин, О. К. Тихомиров, М. И. Сеченов, В. И. Слободчиков, Н. Ф. Талызина, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская) позволил выделить ряд ключевых моментов, касающихся сущности саморазвития личности.

Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; это форма жизнетворчества человека, культивирования собственной уникальности путем расширения собственных возможностей.

Для саморазвития необходима организация трех групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.

3. Адекватные стиль и методы внешних педагогических воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Экспериментальное исследование саморазвития учащихся в условиях инновационной образовательной среды будет исследоваться нами с учетом следующей модели процесса саморазвития учащихся на разных возрастных этапах (рис.1.):

По направлению инновационной организации процесса обу ченияибеспечен а:

• оптимизация учебного плана, обновление структуры содержа-н-я образова ни-,иязг^иоризагдсд;

р °собоное поисково-исследовательского, проблемного харак-теро предмотвяго ярдержаис^повышение ролипрюектной деятельности учащегося;

- вросмоовдо-д-лри пьин,изсоаоьо1х школии-т-м-:иглеoвацион-нымивосeлрalгlи:сoвтлтeниeвьeьноlр-lо-смeтoслрcтео-lм и лабо-рато-ных рибот, твотческбх вораний-н-., позволс-щв-учащимся -рияенять формт-ующиеся-них компетентности на практике;

т --смлрeнрс-р-ювaциoс-рl-тexп-ь-г-й (отоо ялогиятомораз-р-р-о личностиучащихся-технагоггаГ. К. Cрлeвк->,И. Н. Закатовой, теxиoлoгие я.А. Aлeкcaвлгювol-), одорилoгий про-влeмтo-ьc-ледoвaреллсгсгс и^лоргс;

• рсооятле существующей в школе системы предпрофильной подготовки и профориентационной работы;

• организация многопрофильного обучения за счет углубленного изучяти я отдельных предметов и вариативной части учебного —нс (рлл-уевныx-yрсов);

ь инлрг ревт-yчeб ныоге-co в;

т прбноренил леитоиициo^^ныхфбямуоока;

я следяeнилуевpобин-ыx е1езилo-, оя-умр в, рл-м-р-рв педа--огреиcриx технологий, пoрбшоющиxтффeк■гивнocть-бразо-вания в условиях информационного взрыва (информационно--томуникациняных т^^ои-^бвор, методaгlpoелтпр,п-юблемного о бичe^^ил,уеx^^oлo гииразииллр кяитруирк0 гомышлепвв и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация факультативов, кружков, развивающих творческое мышление;

Сощяяцрр

илиоиле

Iстдгеиг 1-4 нлоссл

Сощятязуоулр

II отдив-г 5-9 нлооол

И-щяу-зилтлр

III отдив-г 10-11 нлооол

Рис.1. Модель процесса саморазвития учащихсянаразныхвозрастныхэтапах.

18

Экнперимьн т и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

• организация доступа к информации (доступный Интернет, дальнейшее комплектование медиатеки и т. п.);

• участие в эксперименте «Сетевой город. Образование»;

• мониторинг результатов тренировочных ЕГЭ;

• оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.

Этапы эксперимента

I. Организационно-преобразующий этап (в том числе диагностический, прогностический) (2011-2012):

• поиск и апробация механизма преобразования модели инновационного образовательного пространства;

• согласование целей и задач эксперимента с вызовами общества, касающимися школьного обучения и воспитания;

• разработка и освоение методов и средств развития личности в контексте инновационной модели;

• анализ инновационных изменений, проработка проблематики исследования, уточнение перспектив реализации экспериментальных идей;

• систематизация диагностического инструментария для исследования;

• входящее психодиагностическое обследование учащихся и педагогов на личностные особенности, связанные с саморазвитием.

II. Экспериментально-преобразующий этап (2012-2015):

• конструирование инновационно восприимчивой среды, способствующей формированию открытости личности изменениям и новшествам в образовательном процессе;

• раскрытие инновационного потенциала личности учителей и учащихся в условиях эксперимента;

• преобразование образовательной среды на основе развития дополнительных проектно-исследовательских маршрутов, взросло-детских видов деятельности, реализации

современных технологий, методов и средств обучения и воспитания;

• предварительный анализ и описание механизма комплексного преобразования инновационной образовательной среды в контексте гипотезы эксперимента;

• описание оптимальных критериев оценки результатов экспериментальной работы;

• промежуточные психодиагностические обследования учащихся и педагогов на личностные особенности, связанные с саморазвитием.

III. Обобщающе-внедренческий этап (2015-2016):

• итоговое психодиагностическое обследование учащихся и педагогов на личностные особенности, связанные с саморазвитием;

• обобщение результатов экспериментального исследования и выработка рекомендаций для его распространения в регионе;

• издание учебных пособий, программ, научных статей по результатам исследования;

• публичная защита экспериментальной модели инновационной среды, способствующей саморазвитию учащихся и учителей школы.

Результат изменений:

1. Разработана модель комплексного преобразования инновационной образовательной среды по следующим направлениям: обучение, воспитание, социализация личности, профессиональная и мотивационная готовность педагогов к инновациям; система управления.

2. В результате преобразования инновационной образовательной среды будут созданы условия для успешного саморазвития личности участников педагогического процесса; школа будет соответствовать целям опережающего развития, оперативно реагировать на вызовы общества.

Рис.1.Социокультурнаясреда ОУ № 17.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

19

ФГОС школьного образования

3. Будет апробирован критериальный комплекс для определения образовательной среды как инновационной, разработан критериальный комплекс для исследования саморазвития личности в инновационной образовательной среде, подобран соответствующий диагностический инструментарий.

4. Будут описаны критерии оценки эффективности применения инновационной модели. Анализ и обобщение данных эксперимента даст возможность сделать выводы об эффективности преобразований инновационной образовательной среды, творческого применения инноваций в массовом опыте.

Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.

Таблица 1

Публикационная активность педагогического коллектива

Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях

2009 3 3 3 1

2010 3 - - -

2011 3 2 - -

2012 6 4 - 1

2013 2 1 - 3

Таблица 2

Участие МБОУ СОШ № 17 в грантах и конкурсах.

Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2011 II место в городском конкурсе «Лучшее МОУ -2012» в номинации «Роль Совета образовательного учреждения в формировании имиджа ОУ» - Диплом II степени - Всероссийском конкурсе инноваций Национальной премии «Элита российского образования» - «Здоровьесберегающие технологии в образовании - 2012» - Победитель городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение - 2012» - Лауреат в номинации «Роль Совета образовательного учреждения в формировании имиджа ОУ»

II место в номинации «Лучшее информационное наполнение и дизайн сайта школьной библиотеки» в городском конкурсе специалистов школьных библиотек «Суперчитатель - 2012» ОУ - победитель в номинации «Лучшее образовательное учреждение Ленинского района 2011-2012 года»

2012 Победитель районного конкурса «Самый классный классный» Номинация городского конкурса Победители и дипломанты Всероссийского конкурса ЭРО «Лучший инновационный проект - 2012» ОУ - победитель в номинации «Лучшее образовательное учреждение в сохранении и развитии имиджа ОУ Ленинского района в 2012-2013 г. «

2013 Участие в областном конкурсе программ педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, по профилактике наркомании, алкоголизма и токсикомании - 2013 - «Лучшее учреждение общего образования, реализующее программы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи - 2013» - Дипломант Всероссийского конкурса «Ангел вдохновения» - Дипломант Всероссийского сетевого Конкурса «Профессиональный успех - XXI» - Дипломант Всерос. фестиваля «Портфолио ученика»

В модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ включены 38 педагогов.

Таблица 3

Организация и участие в проведении конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008 - -

Семинар «Компетентность обучающихся в области культуры здоровья и формирование её в рамках программы «Все цвета, кроме черного» в рамках экспериментальной площадки с УГМА Региональный семинар «Развитие гендерных особенностей мышления и общения учащихся в условиях смешанного обучения» (Опыт ОУ-БП ИРРО СОШ № 17)

2009 Семинар «Инновационная деятельность как фактор развития образовательного пространства школы. Воспитание социально успешной личности школьника в условиях системы внеклассной работы по программе «Все цвета, кроме черного» (представление результатов работы по эксперименту внедрения проф.программы) 1-й Уральский Конгресс по здоровому образу жизни (с презентацией и выступлением волонтеров школы)

Семинар «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции в образовательную среду»

2010 - Семинар-презентации педагогических и руководящих работников системы образования г. Екатеринбурга - Форум «Школьный урок - пути инновационного развития» (г. Екатеринбург)

20

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011 Районный семинар «Теория и практика волонтерской работы в ОУ» - Городской семинар «Здоровьесберегающие технологии как фактор социально-личностного развития всех участников образовательного сообщества» (организаторы) - Региональная конференция в УрО РАО «Создание системы профилактических мероприятий в школах Ленинского района по формированию ценностей ЗОЖ в рамках программы социального партнерства «Вместе - в будущее» (выступление на секции) - Городской семинар «Особенности предметного содержания и методического обеспечения ФГОС» (организаторы) - Городской семинар «Живая инновация» (ведущие секции)

Районная конференция «Профи-дебют. Результаты взаимодействия ОУ и НПО, СПО»

2012 - Школьный семинар «Формирование межпредметных связей как способ создания целостной картины мира» и мастер-класс учителя ИКТ Карелиной А. С. - Районный семинар для учителей англ. языка «Использование интерактивных коммуникативных технологий в обучении английскому языку» (Волкова Н. В.- уч. англ. яз) - Районный семинар для заместителей директоров начальной школы «Построение системы взаимодействия между ДОУ и ОУ в контексте основных требований ФГТ и ФГОС НОО» - Международная заочная НПК «Инновационные процессы в современном образовательном пространстве» (участие Овсянкиной К. В.) - Городской семинар-практикум учителей англ. языка и мастер класс «Использование интерактивных технологий в обучении английскому языку» (Суставова Е. В.)

Инновационный опыт школы представлен широкой педагогической общественности на сайте: http://17.uralschool.ru Сеть социального партнерства: АПК и ПРО, УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, УрГМА кафедра гигиены и экологии, Диалог, ПДН МО № 5, ТКДН и ЗП, Управление соцзащиты Администрации г Екатеринбурга, ДГБ № 5, КМЖ «Салют», «Спартаковец», ДДТ Лен. района, Детские сады микрорайона № № 40, 49, 365, 465; Главное Управление МЧС России по Свердловской области; Машиностроительный завод им. Воровского. Образовательные организации -члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.

Литература

1. Агуреева С. В., Остроумова Е. Е. Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.58-63.

2. Бывшева М. В., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель события и со-действия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С.41-46.

3. Валамина О. В. Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.55-61.

4. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.48-54.

5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

6. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.

7. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. 2010. № 8. С.32-42.

8. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.

9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

10. Давыдова Н. Н., Журавлева А. В. Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.51-56.

11. Загвязинский В. И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С.3-7.

12. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.

13. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А., Давыдова Н. Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука. 2011. № 9. С.3-18.

14. Комолова В. А. Взаимодействие с социальными партнёрами как одно из условий успешного развития образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.13-18.

15. Макарова Р Т. Технология социального проектирования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.5-16.

16. Мусорина А. А. Использование вариативной части ФГОС СПО третьего поколения для получения дополнительных профессиональных компетенций с учетом запросов работодателей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.3-5.

17. Немова Н. В. Переход школ к государственно-общественному управлению на основе использования проектного подхода // Образование и наука. 2012. № 6. С.43-54.

18. Новикова Т. Г., Новиков А. Е. Роль объединений, общественных организаций, союзов и ассоциации в повышении инновационной активности в образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.53-58.

19. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5. С.95-109.

20. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.

22. Теплякова О. А. Социальный заказ на воспитание духовно-нравственной личности в государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.18-21.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.