Научная статья на тему 'Реализация метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии'

Реализация метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1815
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ФГОС / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербачева Людмила Александровна, Желтова Светлана Геннадьевна

В работе представлены пути внедрения метапредметного подхода в условиях муниципальной гимназии, являющейся членом научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербачева Людмила Александровна, Желтова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии»

ФГОС школьного образования

Щербачева Людмила Александровна

к.п.н., директор Желтова Светлана Геннадьевна

к.п.н., заместитель директора МБОУ гимназия № 18 г. Нижний Тагил E-mail: gimnaziya18@e-tagil.ru

J ^

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАЗИИ

Ц________________________________________________г

Аннотация. В работе представлены пути внедрения метапредметного подхода в условиях муниципальной гимназии, являющейся членом научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций.

Ключевые слова: метапредметный подход, ФГОС, сетевое взаимодействие, научно-образовательная сеть.

Особенностью нашего времени стало падение значимости репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий. Повышается потребность российского общества в инновационной активности человека во всех сферах жизнедеятельности. В этих условиях модернизация образования неизбежна, введение ФГОС стало серьезным шагом реформирования системы образования [10,11,14,19,21].

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, способной воспринимать инновации, создавать их и эффективно внедрять в повседневную жизнь. Образовательное учреждение должно обеспечивать освоение учащимися не только предметных знаний и умений, но и метапредметных [2,4,12,13,15,16,17,18].

Метапредметные результаты обучения в школе включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (http://standart.edu.ru). Таким образом, возрастает необходимость в реализации идей метапредметного подхода в образовательной практике.

В последние годы исследование этой проблемы стало одним из приоритетных направлений в работе Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации

[6,7,8,9,20].

Известно, что в настоящее время в мире в качестве нового инструмента повышения конкурентоспособности территорий и отраслей, развития их инновационного потенциала рассматриваются гибкие сетевые структуры - инновационные кластеры и инновационные сети, создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие инновационные фирмы, научные и образовательные организации [8,9].

Эти структуры призваны обеспечить благоприятные условия для концентрации интеллектуального, технологического и образовательного потенциала организаций, вступающих во взаимодействие в интересах повышения качества услуг, коммерциализации результатов научных исследований и обеспечения качества образования. Особая актуальность сетевого взаимодействия сегодня в числе других факторов определяется следующими соображениями: повсеместно наблюдается рост внимания к феномену неоднозначности обсуждаемых позиций и растет понимание необходимости учета не только ближайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений [1,3,5,6].

Научно-образовательная сеть инновационно-активных организаций, в нашем случае, предстает как динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные в развитии системы образования промышленные предприятия, которая функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты в сфере образования на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности в сфере образования и увеличению экстернального (внешнего) эффекта [7].

В современных условиях модернизации системы образования возникает ряд противоречий:

• между требованиями ГОС ориентированными в первую очередь на получение знаний и требованиями ФГОС нового поколения отдающими приоритет развитию универсальных учебных действий;

• между теоретическими разработками метапредметного подхода и их недостаточной технологической проработанностью в реальном педагогическом процессе;

• между необходимостью подготовки учителя к активизации образовательного процесса на основе метапредметного подхода и недостаточной теоретической разработанностью методического обеспечения данного процесса.

Обнаруженные противоречия определили проблему исследования, над которой в рамках научно-образовательной сети работает МАОУ гимназия № 18: проектирование меха-

12

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

низма внедрения метапредметного подхода в условиях перехода от ГОС к ФГОС в МАОУ гимназия № 18 г Нижний Тагил.

Идея изменения. Реализация идей метапредметного подхода в гимназии позволит оптимизировать процесс перехода на стандарты нового поколения и будет содействовать росту удовлетворенности образовательных потребностей субъектов образования.

Актуальность проблемы и ее социальная значимость, недостаточная теоретическая разработанность и объективная потребность практики обусловили выбор темы исследования: «Реализация метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии».

Цель: спроектировать образовательный процесс в гимназии в соответствии с основными принципами метапредметного подхода.

Объектом исследования является метапредметный подход в образовании.

Предмет: педагогические условия реализации метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии.

Гипотеза исследования: Эффективность механизма внедрения метапредметного подхода в условиях перехода от ГОС к ФГОС в МБОУ гимназия № 18 г. Нижний Тагил может быть обеспечена если:

• проектирование механизма соответствует современной нормативно-правовой базе образования, теоретическим разработкам и методическим рекомендациям;

• система повышения квалификации педагогов гимназии сочетает индивидуальные, групповые и коллективные формы, содействует росту профессионализма, квалификации, и способствует раскрытию личностных потенциалов учителей;

• внедрение учебно-методического комплекса «Перспектива» осуществляется на основе принципа преемственности с УМК «Школа 2000», успешный опыт реализации которого накоплен в гимназии;

• содержание междисциплинарных курсов и метапредметных программ отвечает потребностям субъектов образовательного процесса гимназии;

• отбор форм и методов обучения осуществлен в соответствии с основными принципами метапредметного подхода;

• психолого-педагогическая диагностика выявляет динамику развития метапредметных результатов у гимназистов и способствует оптимизации образовательного процесса с учетом педагогической ситуации и требований ФГОС.

Задачи:

1. Разработать проект перехода на ФГОС нового поколения.

2. Повысить квалификацию педагогического коллектива в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Закупить новые УМК.

4. Разработать метапредметные программы для урочной и внеурочной деятельности.

5. Осуществить отбор наиболее эффективных форм и методов формирования метапредметных результатов.

6. Организовать психолого-педагогическую диагностику метапредметных результатов.

Концептуальные основания деятельности. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, открывая новые перспективы развития для учебного предмета, урочных и внеурочных форм занятий.

Сегодня наиболее глубоко проблемы метапредметности рассматриваются в трудах А. Г Асмолова, Н. В. Громыко,

А. В. Хуторского. Исследователи фиксируют, что научный прогресс привел к раздробленности универсума знания, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности. Эта раздробленность сохраняется и усиливается благодаря использованию образова-

тельных моделей и образовательных программ, которые достались нам от прошлого века.

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI века. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что XXI век - век рефлексивных форм знания. Сегодня мало быть погруженным в «свой» предмет,- необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть «полипредметником», «метапредметником». Таким образом, сохраняя и приумножая формы изучения предмета, метапредметный подход обеспечивает их развитие на рефлексивной основе.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (http://standart.edu.ru).

В исследовании для решения поставленных задач используется следующий комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ материалов ФГОС, других нормативных и программно-методических документов в сфере образования. Эмпирические; изучение и обобщение опыта функционирования гимназии, педагогическое наблюдение и самонаблюдение; анкетирование; тестирование; собеседование; педагогический эксперимент.

Основное содержание деятельности по проекту:

• Разработка проекта перехода на ФГОС в условиях гимназии.

• Повышение квалификации педагогических работников гимназии в соответствии с требованиями ФГОС.

• Приобретение УМК «Перспектива» для перехода гимназии к работе в условиях ФГОС нового поколения.

• Разработка междисциплинарных курсов для основной школы, метапредметных программ для внеурочной деятельности.

• Организация круглых столов, семинаров и методических оперативок по оценке эффективности форм и методов формирования метапредметных результатов.

• Создание банка данных по оценке метапредметных результатов.

Научная новизна связана с разработкой проекта перехода на ФГОС нового поколения в условиях гимназии, разработка новых междисциплинарных курсов для основной школы, метапредметных программ для внеурочной деятельности гимназистов, определены критерии оценки метапредметных результатов в условиях гимназии.

Среди результатов изменений можно выделить следующие:

1. Осуществляется переход на ФГОС в начальной и основной школе.

2. Создана система повышения квалификации педагогов гимназии.

3. В образовательный процесс внедрен УМК «Перспектива».

4. Разработаны междисципинарные курсы и метапредметные программы для внеурочной деятельности.

5. Проведена оценка эффективности форм и методов обучения.

6. Выработаны рекомендации по формированию УУД.

7. Создан банк диагностических методик по оценки метапредметных результатов.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

13

ФГОС школьного образования

8. Составлен «Портрет выпускника» по ступеням обучения и разработаны рекомендации по коррекции образовательного процесса.

Анализируя особенности образовательной модели гимназии необходимо отметить, что в гимназии содержание образования отличается высокой степенью вариативности, ориентировано не только на усвоение когнитивных знаний, но и эмоционально-ценностных ориентаций. Акцент сделан на формирование умений и продуктивное внутригрупповое взаимодействие. При этом треть респондентов, участвовавших в опросе по итогам 2012-2013 уч.года подчеркивают, что родственные предметы объединены четкой связью между изучаемыми темами, а больше половины опрошенных активно используют проектные формы обучения в педагогической практике. 40% учителей отмечает, что в образовательном процессе они много внимания уделяют актуальным проблемам школьников и обучению групповому сотрудничеству. При отборе содержания все педагоги руководствуются ФГОС, а так же необходимостью подготовки к экзаменам и всестороннего развития личности.

Большая часть участников опроса (80%) считает, что дифференциация в гимназии осуществляется в соответствии с интересами ребенка и обусловлена дидактическими особенностями материала (70%).

Педагоги проектируют образовательную траекторию в «зоне ближайшего развития» ребенка, создавая условия для выбора профиля или углубленного изучения предмета, погружения в тему, при этом значительная часть учителей (60%) корректирует темп обучения, в зависимости от особенностей класса и отдельных школьников. Требования к образовательному уровню гимназистов носят индивидуальный характер и зависят от их возможностей и потребностей.

Как правило, на второй ступени обучения в классах гимназии формируются базовые группы как основа для индивидуального развития каждого ребенка - они постоянны и стабильны на протяжении длительного периода, а перегруппировки на ступени обучения происходят незначительные. «Команда» педагогов, работающих в классе постоянна на протяжении нескольких лет. Воспитательную функцию в образовательном процессе реализуют все учителя на основе интеграции учебной и воспитательной деятельности. Таким образом, важнейшей функцией «команды» является обеспечение благополучия каждого школьника, помощь в решении различных проблем и предупреждение их возникновения, при этом особое внимание уделяется вопросам социализации.

Главной функцией всех диагностических процедур в процессе обучения является проверка усвоения материала для установления необходимости его коррекции, а также постоянная обратная связь. Все тесты индивидуальны и направлены на выявление уровня знаний и личностных когнитивных особенностей. Они базируются на требованиях стандартов и выявляют индивидуальную динамику развития. Субъектами про-

верки являются школьники, ученики-консультанты при поддержке учителей предметников. Критерии оценки тестов обсуждаются и устанавливаются совместно с учениками.

Следствием оценки образовательного процесса становится коррекция рабочих программ и организации познавательного процесса. Следует отметить широкую направленность содержания образовательного процесса: наряду с традиционным когнитивным содержанием, образование направлено на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное и экспрессивное (умение выражать себя) развитие личности. Сильна межпредметная интеграция,- наряду с традиционными школьными дисциплинами вводятся курсы, в которых границы между отдельными предметами стираются. На занятиях часто обсуждаются актуальные социальные проблемы, развиты индивидуальные формы образования, например, проектные. Школьники, согласно своим интересам, имеют возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор учебных дисциплин, глубину освоения отдельных курсов и тем. Все это обусловливает необходимость создания структурной сети (матрицы), обеспечивающей кооперацию между всеми педагогами - учителями-предметниками и их методическими объединениями, наставниками-воспитателями, руководителями кружков и клубов (педагогами дополнительного образования). Анализ учебного плана гимназии позволяет сделать вывод, что наиболее широко представлены учебные предметы формирующие познавательно-информационную, гражданско-общественную, социально-трудовую, культурно-досуговую компетентность. Учитывая интересы субъектов образовательного процесса, в гимназии реализуется 35 учебных курсов за счет школьного компонента учебного плана. Можно отметить, что почти половина (45,6%) подростков и старшеклассников не имеют конфликтов с педагогами гимназии, а это важно для оптимизации их учебной деятельности. Не случайно большинство учащихся среднего звена гимназии имеют хорошие возможности от получения образования в ней в настоящее время. Это можно видеть на диаграмме рис. 1.

Высокий рейтинг можно наблюдать от возможности получать новые знания, подготовиться к сдаче экзаменов, возможности общаться со сверстниками, что говорит о благоприятном психологическом климате.

Корпоративная культура 5-11 классы гимназия позволяет учащимся 2012-2013 учебный год

Рис. 1. Спектр возможностей учащихся от получения образования в гимназии.

14

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС школьного образования

Уровень групповой сплоченности, % Таблица 1

низкая средняя высокая

Рис. 2

Показателем высокой степени проявления корпоративной культуры в гимназии мажеттлужитьвуивенв групповой сплоченности выпускных классов. Исследования этого урмвня ВОВЗ говатоктвываюв, чтву 10М% стаишектмссникои проявляется высокая и средняя степень уровня сплоченности. Это наглядно представлено на диаграмме рис. 2.

Вцмяом,жм резулттяттн жсмвоеого-уумжмлегвчтсвоги исследования 2012-2013 учебного года можно констатировать наличие выраженной корпоративной культуры гимназии, благоприятного психологического климата в ней, удовлетворенности гимназистов качеством образовательного процесса.

Количественные показатели научной деятельности МАОУ гимназии № 18 представлены в табл. 1 и 2, методическая результативность работы - в табл. 3.

Объём и уровень публикаций членов педагогического коллектива

Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях

2008 8 11 1 -

2009 18 47 - 1

2010 13 32 1 -

2011 15 11 - -

2012 5 16 1 5

2013 12 19 - 1

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

Год Магистерские работы Кандидатские работы

2009 - 1

2012 1 1

2013 2 -

Таблица 3

Методическая результативность работы

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008 Медиапрезентация опыта «Субъектность как ведущая идея гуманизации образования» - Семинар для учителей начальных классов «Развивающая среда начальной школы» - Семинар для учителей русского языка и литературы «Образ и мысль»

2009 Медиапрезентация опыта «Интерактивное образование: от теории к практике» Всероссийская НПК «Формирование мобильной личности в условиях открытого образовательного пространства»

2010 - Медиапрезентация опыта: «Имманентное развитие личности в условиях гимназии» - Круглый стол: «Реализация идей президентской инициативы «Наша новая школа» в гимназии» Семинар для руководителей города: «Аксиологический подход в образовании»

2011 - Медиапрезентация опыта: «Герменевтический подход: от смысла к действию» - Круглый стол: «Введение ФГОС в гимназии» Семинар для заместителей директоров по ВР «Модель внеурочной деятельности гимназии»

2012 Семинар для учителей истории «Моно-, интер-, трансуровневый подход в изучении общественных наук»

2013 Региональный семинар «Метапредметный подход в образовании» для участников сетевого взаимодействия

В гимназии разработана и реализуется авторская программа «Реализация принципа метапредметности в условиях формирования смысложизненных стратегий» для педагогов.

Литература

1. Адамский А. И. Авторская школа // Инновационное движение в российском школьном образовании / под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. М.: Парсифаль, 1997. С.186-225.

2. Аксенова М. Н., Козырева О. Ф., Ланкина М. Б., Прянишникова Е. А., Ткачева О. А., Трушкина Т. В. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся //

Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.60-72.

3. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-15.

4. Власова О. И. Роль курса «Использование информационной среды Scilab в школьной математике» при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике и формировании метапредметных умений старшеклассников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.33-35.

5. Громыко Ю. В. От экспериментальных площадок к инновационным сетям и к построению новой модели национальной школы

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

15

ФГОС школьного образования

на экспериментальных площадках. Экспериментальные площадки в московском образовании // Сборник статей. Второй выпуск. Ред.- сост. М. Г. Мокринский, Н. Ю. Пахомова. М.: Издательство МИОО, 2001.156 с.

6. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

7. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

8. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.

9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

10. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы

содержания образования // Образование и наука. 2010. № 2. С.3-18.

11. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностноразвивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.

12. Зимина Е. Г. Использование методов эвристического обучения для формирования метапредметных результатов при развитии навыков написания эссе по обществознанию // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.6-10.

13. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе // Ин-

новационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.70-74.

14. Колтышев В. А., Мухина С. С., Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Формирование системы развивающего обучения в основной школе, направленной на формирование метапредметных ключевых компетентностей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.31-35.

15. Нагайченко Н. Н., Петухова Т. В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.51-54.

16. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.

17. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.

18. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.

19. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.

20. Хан Е. Ю. Предпосылки и особенности введения метапредметных технологий в образовательный процесс начальной школы // Образование и наука. 2013. № 2. С.97-119.

21. Хуторской А. В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С.7-23.

J

Л

Говорухина Татьяна Анатольевна

заместитель директора по УВР и НМР Шаяхметова Альфия Исмагиловна заместитель директора по УВР Шукшина Наталья Ивановна

заместитель директора по правовому воспитанию Яковлева Екатерина Раисовна

заместитель директора по ВР МАОУ СОШ № 17 г. Екатеринбург E-mail: 17@uralschool.ru

ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СОЦИУМА

_________________________________Г

Аннотация. В статье представлены подходы к созданию образовательной среды, позволяющей направить ресурсы образовательного учреждения на формирование ключевых и социально-значимых компетентностей всех участников образовательного процесса как фактора достижения современного качества образования.

Ключевые слова: общественно-активная школа, социальное партнерство, сетевое взаимодействие.

Реализация курса демократических реформ, проводимых в российском обществе на протяжении последних десятилетий, привнесла серьёзные изменения в национальную систему образования. Явно обозначился переход от тотального администрирования государства к обеспечению общественного участия в реализации образовательной политики

[13,14,15,17]. Одним из важнейших условий эволюционного

развития общеобразовательной школы в современных условиях является обеспечение открытости её деятельности для всех общественных групп, организаций и структур, заинтересованных в позитивном развитии образовательного учреждения. Особенность развития системы образования в настоящее время заключается в том, что образование всё больше становится сферой общественных интересов. Про-

16

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.