Научная статья на тему 'Метапредметный элективный курс: компонент внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся'

Метапредметный элективный курс: компонент внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
177
209
Поделиться
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Новожилова Марина Михайловна

Чем заполнить школьный компонент учебного плана? Такой вопрос задает себе каждый директор. Автор статьи предлагает метапредметный элективный курс, формирующий культуру исследовательской деятельности учащихся. Дается обоснование введения элективного курса в школе, рассказывается о проведенном автором эксперименте и апробации учебно-методического комплекса элективного курса.

Текст научной работы на тему «Метапредметный элективный курс: компонент внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся»

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

Новожилова Марина Михайловна

кандидат педагогических наук директор НОУ СОШ «Росинка» доцент кафедры управления образовательными системами Московский педагогический государственный университет

г. Москва

E-mail: info@rosinka-school.ru

J ~ ^

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС:

КОМПОНЕНТ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

S___________________________________________________________г

Аннотация. Чем заполнить школьный компонент учебного плана? Такой вопрос задает себе каждый директор. Автор статьи предлагает метапредметный элективный курс, формирующий культуру исследовательской деятельности учащихся. Дается обоснование введения элективного курса в школе, рассказывается о проведенном автором эксперименте и апробации учебно-методического комплекса элективного курса.

Ключевые слова: метапредметный элективный курс, базисный учебный план, культура исследовательской деятельности учащихся, образовательные проекты

Важность вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность очевидна. По словам И. Я. Лернера, высказанных им в «Российской педагогической энциклопедии», традиции развития и изучения исследовательской деятельности учащихся в России имеют почти сто тридцатилетнюю историю [5]. Однако в связи с массовым переходом старшей школы на профильное обучение актуальность решения данной проблемы значительно возрастает, ибо кардинально меняется ситуация: исследовательской деятельностью должны заниматься не избранные учащиеся, а все старшеклассники. Так, в пояснительной записке к базисному учебному плану рекомендуется школьный компонент, составляющий за два учебных года не менее 280 часов, использовать не только для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением, но и для осуществления образовательных проектов, проведения исследовательской деятельности. Следовательно, современная старшая школа, в подавляющем большинстве перешедшая на профильное обучение, поставлена перед необходимостью вовлечения всех старшеклассников в исследовательскую деятельность [1]. В свою очередь, в процесс обеспечения формирования культуры исследовательской деятельности учащихся должно быть привлечено подавляющее

большинство учителей профильных классов в качестве руководителей и консультантов учебных исследований [2].

Столь же очевидным является факт, что исследовательская культура не может быть сформирована усилиями отдельных учителей школы посредством одной или нескольких учебных дисциплин. В решение столь сложной проблемы должно быть вовлечено подавляющее большинство педагогов, на это должны быть направлены все компоненты учебного плана, задействованы определенные направления воспитательной работы. Школа должна располагать целостным пакетом управленческих, дидактических, методических документов, обеспечивающих целенаправленное и скоординированное формирование данной культуры учащихся в границах как учебной, так и внеучебной работы. Очевидно, что решение данной проблемы носит не только дидактический или узко методический, но и управленческий характер, учитывая метапредметную сущность данной культуры, межпредметную составляющую некоторых учебных исследований [7]. Управление образовательным процессом должно обеспечивать скоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов различных ступеней обучения [4]. Реализация этих требований, как показал долговременный экспери-

2

Эксперимент и инновации в школе 2014/1

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

мент, позволяет значительно повысить эффективность формирования культуры исследовательской деятельности, предупредить деформацию или «угасание» тех или иных компонентов данной культуры старшеклассников. В связи с этим, учителя школы должны быть вовлечены в разработку, обсуждение и легитимное утверждение этого внутришкольного управленческо-методического и дидактического обеспечения. С нашей точки зрения, это будет способствовать не только повышению реализма и сознательного принятия педагогами разрабатываемого пакета материалов, но и проблемно-ориентированному совершенствованию профессиональной компетентности учителей профильных классов.

Создание внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности старшеклассников осуществлялось в соответствии со следующими позициями:

Во-первых, учитывая метапредметный характер культуры исследовательской деятельности учащихся, формирование данной культуры не может быть эффективно осуществлено только посредством традиционных базовых и профильных учебных дисциплин. Необходим метапредметный элективный курс гносеологической направленности, обеспечивающий целенаправленное формирование мотивационных, теоретических и технологических основ культуры исследовательской деятельности старшеклассников. Данный элективный курс, представляя старшеклассникам единые требования к корректному проведению учебного исследования, способен стать эффективным средством координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных дисциплин.

Во-вторых, проведение учебных исследований не является прерогативой только избранных учеников, в условиях профильного обучения все старшеклассники должны быть вовлечены в исследовательскую деятельность. Данное требование отражено в базисном учебном плане профильного обучения, в котором определены часы на осуществление исследовательской деятельности и образовательных проектов как школьного компонента учебного плана.

В-третьих, эффективное осуществление исследовательской деятельности учащихся не может ограничиваться только рамками учебного процесса, этому должно быть посвящено специальное направление внеурочной работы.

В результате экспериментальной работы была сформирована и апробирована внутришкольная система формирования культуры исследовательской деятельности учащихся, включающая следующие основные компоненты: метапредметный элективный курс, обеспечивающий целенаправленное формирование культуры исследовательской деятельности учащихся; базовые и профильные учебные предметы, способствующие реализации данной культуры; исследовательская деятельность и образова-

тельные проекты как школьный компонент учебного плана; школьная конференция исследовательских и проектных работ учащихся.

Остановимся только на кратком представлении метапредметного элективного курса «Основы учебного исследования» как эффективного средства формирования культуры исследовательской деятельности учащихся.

Элективный курс «Основы учебного исследования» определяет как для учащихся, так и для педагогов общешкольные «правила игры» при осуществлении и консультировании проектной и исследовательской деятельности. Курс доступно и, самое главное, без искажений доносит до учащихся азбучные азы исследования, элементарные правила разработки и воплощения исследовательского проекта. Он обладает целостным учебно-методическим комплексом, который включает учебную программу, календарно-тематический план, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации для учителя. Целостность учебно-методического комплекса элективного курса означает, в первую очередь, полноту состава его дидактических и методических компонентов, их непротиворечивость, преемственность, взаимодополняемость с учебнометодическими комплексами базовых и профильных дисциплин, способность обеспечить формирование и развитие запланированных знаний, умений, нормативно-ценностных установок учащихся.

В основу архитектоники нашего учебного пособия «Как корректно провести учебное исследование» [6], выдержавшего уже пять изданий, была положена логика научного исследования: от выявления и формулирования проблемы до публичной презентации ее решения. Назовем и кратко представим контур содержания только основных разделов учебного пособия:

1. Барьер и трамплин исследования. В данной части определение проблемы рассматривается как начало исследования. Особое внимание уделено значимости проблемы для исследования и корректности ее формулировки, предполагающей указание условий и требований проблемы.

2. Как найти интересную тему для проекта? В этой части учебного пособия названы, обоснованы и проиллюстрированы основные требования к выбору темы исследования.

3. «Почему?» и «для чего?» - два кита исследовательской работы. Актуальность исследования достигается, если оно отвечает насущной потребности практики и полученные результаты заполнят пробел в науке. Практическая значимость исследования связана с полученными в нём данными и с используемой методикой.

4. Общее и частное в исследовании. При определении объекта и предмета исследования подчеркивается, что предмет - это не кусок, отрезанный от объекта, не его часть, а способ или аспект его рассмотрения.

Эксперимент и инновации в школе 2014/1

3

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

5. Следующие шаги... В этой части учебного пособия определены и подробно обоснованы пять следующих (после определение проблемы) основных этапов исследования: определение цели и задач исследования; формулирование гипотезы; определение методов исследования; планирование исследования; распределение ролей при работе в команде.

6. Обзор информационных источников - одна из составляющих исследовательской работы. В этой самой большой по объему части названы и прокомментированы ключевые виды литературных источников информации, основные виды чтения, важнейшие виды первичного фиксирования информации (сложный планы, тезисы, конспект, выписки, цитирование письменного текста) и приоритетные виды обобщения информации (аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики). Кроме того, приведены современные правила библиографического описания литературных источников информации.

7. Эксперимент и исследование. В этой части содержатся рекомендации по планированию, выбору методов эксперимента, раскрываются требования к проведению основного (технологического) и аналитического этапов.

8. Ив заключении... В этой части определены и раскрыты основные литературные жанры представления результатов исследования (доклад, научная статья, тезисы доклада, литературный обзор, стендовый доклад, научный отчет, реферат).

9. Уважаемые члены комиссии!.. Эта часть учебного пособия раскрывает основные принципы и правила написания защитной речи, содержит рекомендации по ее произнесению. Особое внимание уделено подготовке и оформлению стендового доклада.

10. Успех презентации - залог признания и путь к номинации! Из всего возможного разнообразия форм представления результатов исследования и продуктов проектирования сделан акцент на устной защите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате PowerPoint.

11. Тезисы и рецензия - это тоже важно! В связи с тем, что перед школьной конференцией исследовательских работ учащихся традиционно печатается сборник тезисов будущих выступлений, в этой части приводятся их основные правила написания, возможная структура.

Преподавание данного курса способствует освоению старшеклассниками целостной совокупности сложных умений, позволяющих эффективно осуществлять учебное исследование: умения формулировать познавательную проблему исследования, определять ее внешние границы, разработанность, перспективность, значимость; умения формулировать цели исследования по решению проблемы как достижения новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как результата преодоления противоречия между должным и сущим, описывать проектируемый нормативный результат; умения выдвигать гипотезы исследования; умения

ставить задачи исследования; умения выбирать методы исследования; умения планировать исследовательскую работу; умения изучать теоретическую информацию, связанную с решаемой проблемой; умения осуществлять при необходимости экспериментальную работу (т.е. подбирать соответствующие методики эксперимента и техники регистрации текущих событий экспериментального процесса; выделять этапы эксперимента; собирать собственный материал; его анализировать, синтезировать, сравнивать и т.д.; делать выводы на основании проведенного эксперимента в соответствии с выдвинутой гипотезой); умения представлять данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде в виде письменного текста; умения объективно оценивать процесс, промежуточные и конечные результаты учебного исследования; умения презентовать и защищать результаты исследовательской работы. Данные умения, осуществляемые последовательно и параллельно, направлены на эффективное проведение учебного исследования.

Внутришкольные нормативные документы и методические материалы по организации и консультированию исследовательской деятельности были опубликованы в книге «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать» [3], которое также выступает в качестве одного из методических пособий к элективному курсу. Данное издание было рекомендовано УМО МПГУ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для слушателей системы дополнительного педагогического профессионального образования.

Таким образом, в процессе эксперимента был создан и апробирован учебно-методический комплекс элективного курса, являющийся сложной системой дидактических и методических документов. При этом главенствующее значение принадлежит учебной программе, определяющей общий проект содержательных и методических составляющих образовательного процесса, а учебное пособие выступает в качестве ядра учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс элективного курса «Основы учебного исследования» можно охарактеризовать как целостный, ибо соблюдены требования к полноте состава, функциональной взаимосвязи и качеству дидактических и методических материалов. Он является одним из обязательных компонентов внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся. Целенаправленное освоение старшеклассниками знаний и умений, необходимых для компетентного осуществления исследования, избавляют учителей-предметников от тавтологии и разнобоя в инструктажах, позволяют им более эффективно использовать эти умения на уроках.

В результате экспериментальной работы был не только создан реалистичный и целостный учебно-методический комплекс элективного курса, что, конечно, повышает коэффициент его реализуемости

4

Эксперимент и инновации в школе 2014/1

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

на практике, но произошло проблемно-ориентированное повышение профессиональной компетентности педагогов, вовлеченных в этот процесс. Сформировалась психологическая и методическая готовность преподавать данный курс, который успешно преподается в нашей школе уже пятый год.

Литература

1. Аксенова М. Н., Козырева О. Ф., Ланкина М. Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 60-72.

2. Власова О. И. Роль курса «Использование информационной среды Scilab в школьной математике» при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике и формировании метапредметных умений старшеклассников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 33-35.

3. Воровщиков С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: 4-е изд./ С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова.- М.: 5 за знания, 2009.- 352 с.

4. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 3.С.70-74.

5. Лернер И. Я. Исследовательский метод// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1/ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-С.386-387

6. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель: 5-е изд.- М.: 5 за знания, 2011.- 216 с.

7. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 25-30.

J

Л

Свиридова Любовь Анатольевна

директор МБОУ СОШ № 139 г. Нижний Новгород E-mail: mou139@mail.ru, Белогородцева Елена Александровна руководитель творческой группы учитель математики МБОУ СОШ № 139 г. Нижний Новгород E-mail: elenabelogorodceva@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

____________________________________________________________________г

Аннотация. В статье рассказывается об особенностях работы Федеральной экспериментальной площадки по программе эксперимента: «Разработка моделей сетевого взаимодействия по подготовке коллективов образовательных учреждений к реализации ФГОС второго поколения». Раскрываются этапы подготовки работы педагогического коллектива в режиме эксперимента, раскрываются особенности программы экспериментальной деятельности площадки.

Ключевые слова: эксперимент, формирование УУД, программа эксперимента, мероприятия по реализации эксперимента, контроль

В рамках работы ФЭП по программе эксперимента: «Разработка моделей сетевого взаимодействия по подготовке коллективов образовательных учреждений к реализации ФГОС второго поколения» нами взята тема: «Формирование регулятивных универсаль-

ных учебных действий на основе способов контроля и коррекции». Сроки эксперимента: 2012-2016 гг. Тема эксперимента утверждена на заседании Ученого совета от 01.03.2012 г. протокол № 46/2012, решением педагогического совета № 3 от 28.03.2012.

Эксперимент и инновации в школе 2014/1

5