Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
J
Л
Воровщиков Сергей Георгиевич
доктор педагогических наук профессор кафедры управления образовательными системами декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московский педагогический государственный университет
г. Москва E-mail: [email protected], Новожилова Марина Михайловна кандидат педагогических наук директор НОУ СОШ «Росинка» доцент кафедры управления образовательными системами Московский педагогический государственный университет
г. Москва
E-mail: [email protected]
V.
Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «ДУМАЙ ГЛОБАЛЬНО - ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО»
____________________________._______________________С
Аннотация. В статье рассказывается о проведении конференции проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России «Think global - act local» («Думай глобально - действуй локально»). В работе представлена модель внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся, состоящая из пяти блоков. Авторы раскрывают особенности каждого блока, а также дают практические рекомендации учителям, заинтересованным вовлечением учащихся в исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся, проектная деятельность, конференция, сетевое взаимодействие, сетевые образовательные проекты, учебное исследование, метапредметность
Конференция проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России «Think global - act local» («Думай глобально - действуй локально») ежегодно проводится на базе НОУ СОШ «Росинка» и поддерживается Западным окружным управлением образования Департамента образования г. Москвы, факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета, Советом директоров негосударственных образовательных учреждений Западного округа г. Москвы, другими заинтересованными организациями.
В Конференции могут принимать участие учащиеся 1-11 классов. Для учащихся 1-4 классов работает секция «Первые шаги», для учащихся 5 и 6 классов - «Юный исследователь». Учащиеся 7-11 классов представляют свои работы в секциях определенных областей знаний: «Лингвистика и литература», «Математика, информатика и ИКТ, физика», «Человек
и общество», «Естественно-научная», «Психология, социология, здоровье человека», «Москва и москвичи», «Искусство и культура» и др.
Существуя десятый год, конференция по инициативе председателя общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» А. В. Леонтовича, получила пять лет назад статус общероссийской, став заметным инновационным явлением образовательной системы г. Москвы. Так, в 2003 году на первую конференцию, проводимую в статусе школьной, было представлено всего 24 исследовательские работы, в 2012 году на официальном сайте общероссийской конференции http://www. konfdg.ru зарегистрировались более 300 учащихся из 53 образовательных учреждений 12 регионов России: Волгоградской области, Забайкальского Края, Кировской области, Москвы, Московской области, Ростовской области, республики Башкортостан, республики Татарстан, Пермского края, Самарской области, Тамбовской области, Чувашской республики и т.д.
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
9
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
При определении идеологических, содержательных и технологических позиций нашей конференции мы исходили из следующих теоретических позиций:
Первая позиция. Важность вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность подчеркивается во многих федеральных и региональных инструктивно-методических документах. Так, в «Методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях», предложенных Департаментом образования города Москвы (№ 2-34-20 от 20.11.2003), заявлено: «Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы». Приоритетная цель организации исследовательской деятельности заключается «в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний».
Важность данного направления образовательного процесса была вновь подчеркнута и в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), утвержденной Правительством города Москвы 27.09.2011 г. Так, в качестве одного из стратегических приоритетов в данном документе провозглашено разработка и внедрения в образовательную систему Москвы «современных стандартов качества образования («Московского стандарта качества образования»). Об этом пишут исследователи и практики [2,6,8,9,12,13,14,15]. Разработка и введение московского стандарта качества образования, предполагающего модернизацию образовательных программ в соответствии с актуальными и перспективными запросами общества и экономики города, в частности предусматривает внедрение проектной деятельности в образовательный процесс начальной и основной школы, а не только в старших классах.
По словам И. Я. Лернера, высказанных им в «Российской педагогической энциклопедии», традиции развития и изучения исследовательской деятельности учащихся в России имеют почти сто тридцатилетнюю историю [5, с. 386]. Однако в связи с тотальным переходом старшей школы на профильное обучение актуальность решения данной проблемы значительно возрастает, ибо кардинально меняется ситуация: исследовательской деятельностью должны заниматься не избранные учащиеся, а все старшеклассники [5, с. 386]. В свою очередь, в процесс обеспечения формирования культуры исследовательской деятельности учащихся должно быть вовлечено подавляющее большинство учителей профильных классов в каче-
стве руководителей и консультантов учебных исследований. Однако к этому ни школа, ни педагогическая наука в полной мере не готовы. Несмотря на признаваемую всеми социальную и педагогическую значимость данного явления в педагогической практике, школа не располагает целостной и теоретически обоснованной нормативной и инструктивной базой дидактических и методических документов. В связи с этим становится особо актуальным управленческий аспект решения данной проблемы. Внутришкольное управление призвано инициировать разработку целостной и непротиворечивой внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности обучающихся, способствовать обеспечению качества совместной деятельности учащихся и педагогов при осуществлении учебного исследования.
Вторая позиция. В соответствии с культурологической концепцией И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. В. Краевского, утверждающей, что содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре и состоящий из четырех культуросообразных компонентов: знаний, умений, процедур творческой деятельности, эмоциональноценностных установок, [4, с. 102-108] в содержании культуры исследовательской деятельности учащихся нами были определены четыре компонента:
1. Когнитивный компонент, т.е. опыт исследовательской деятельности, зафиксированный в форме ее результатов - знаний.
2. Операционально-деятельностный компонент, т.е. опыт осуществления способов исследовательской деятельности в форме способности действовать по образцу - умений.
3. Креативный компонент, т.е. опыт творческой деятельности в форме умений принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных познавательных проблемных ситуациях при осуществлении учебного исследования - процедур творческой деятельности.
4. Ценностно-мотивационный компонент, т.е. опыт эмоционально-ценностных отношений при осуществлении учебного исследования - ценностные ориентации.
В результате моделирования содержания культуры исследовательской деятельности обучающихся и ее обоснования мы сформулировали следующее определение: культура исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как индивидуальный уровень владения системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование [9, с. 135]. Очевидно, что одной из приоритетных целей конференции проектных и исследовательских работ является формирование, использование и развитие у учащихся культуры исследовательской деятельности.
Позиция третья. Учитывая метапредметный характер культуры исследовательской деятельности
10
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
учащихся, формирование данной культуры не может эффективно осуществляться только посредством конференции проектных и исследовательских работ. Конечно, трудно переоценить роль конференции в вовлечении учащихся в самостоятельную и мотивированную исследовательскую деятельность. Однако следует признать, что если конференция не будет сопровождаться соответствующей образовательной деятельностью в течении всего учебного года как на учебных занятиях, так и во внеурочной работе учащихся, то она превратиться в формальную акцию, проводимую один раз в год, в которой учащихся интуитивно и только опытным путем будут пытаться овладеть отрывочными знаниями и умениями по проведению учебного исследования или реализации проекта.
Эффективное проведение конференции предполагает, что она должна обладть легитимной внутришкольной нормативной базой (положение, требования к проектам и исследованиям, критерии оценки и т.д.), участники конференции владеют необходимыми инструктивными знаниями и базовыми умениями по проведению исследования и осуществлению проекта, у них есть компетентные научные руководители, которые в течение всего учебного года оказывали востребованные консультации по подготовке, проведению исследования или проекта, публичной защите их результатов.
Не соблюдение данных требований является одной из причин дискредитации школьных конференций, когда учащиеся вынуждены спасаться «скачиванием» из Интернета уже готовых текстов. В этом случае школьная конференция не просто превращается в профанацию и потерю времени, а имеет антипедагогическую направленность, приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому эффективное осуществление конференции проектных и исследовательских работ предполагает, что в течении всего учебного года исследовательская деятельности учащихся организуется в рамках и учебного процесса, и внеурочной работы.
Следовательно, внутришкольная система формирования и развития культуры исследовательской деятельности учащихся включает разнообразные педагогические компоненты, которые условно делятся на три группы.
Первая группа представляет формы совместной деятельности учащихся и педагогов, регламентированные учебным планом (базовые, профильные, метапредметные, факультативные и элективные курсы, учебные проекты и исследовательская деятельность как школьный компонент учебного плана). Приоритет-
ное значение принадлежит метапредметному курсу, обеспечивающему целенаправленное формирование мотивационных, теоретических и технологических основ культуры исследовательской деятельности учащихся. Данный элективный курс, представляя учащимся единые требования к корректному проведению учебного исследования, способен стать эффективным средством координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных дисциплин.
Вторая группа отражает другой вектор данной деятельности, осуществляемой вне учебных занятий, например, школьная конференция проектных и исследовательских работ учащихся.
Третья группа отражает сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями регионов России с целью демонстрации учащимися результатов учебных исследований и опыта реализации культуры исследовательской деятельности.
Внутришкольную систему формирования культуры исследовательской деятельности учащихся можно представить в виде модели, состоящей из пяти блоков.
Схема
Модельвнутришкольнойсистемыформирования культурыисследовательскойдеятельности учащихся
Прокомментируем некоторые отдельные блоки данной системы, определяющей конференцию как важный, но не единственный компонент внутришкольной системы формирования и развития культуры исследовательской деятельности учащихся.
Первый блок. Метапредметный курс, обеспечивающий целенаправленное формирование культуры исследовательской деятельности учащихся. В каче-
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
11
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
стве примера такого метапредмета представим курс «Основы учебного исследования», который определяет общешкольные «правила игры» как для учащихся, так и для педагогов при осуществлении и консультировании проектной и исследовательской деятельности. Курс доступно и без искажений доносит до учащихся азбучные азы научного исследования, элементарные правила разработки и воплощения исследовательского проекта. В начальной школе функцию подобного метапредметного курса отчасти выполняют «логические пятиминутки» и индивидуально-групповые консультации педагогов, выступающих в роли научных руководителей учебных исследований и образовательных проектов.
При характеристике особенностей содержания данного курса будем опираться на краткое представление традиционных компонентов учебно-методического комплекса учебного курса. Под учебно-методическим комплексом обычно подразумевают целостную совокупность учебно-методических документов, представляющих собой проект образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике [1, с. 6]. Традиционно указывают, что минимальный состав целостного учебно-методического комплекса должен включать учебную программу, календарно-тематический план, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации.
В качестве основного компонента учебно-методического комплекса учебного курса выступает учебное пособие для учащихся как учебное издание, частично или полностью заменяющее учебник и утвержденное в качестве данного вида издания. В отличие от учебника, который должен представлять наиболее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает авторскую позицию в той области знания, которой посвящено пособие. Учитывая инновационный характер элективных курсов, их подавляющее большинство не обладают стабильными учебниками, поэтому учебные пособия выполняют функцию учебника.
В основу архитектоники учебного пособия «Как корректно провести учебное исследование» [8] была положена логика научного исследования: от выявления и формулирования проблемы до публичной презентации ее решения [8,12]. Назовем и кратко представим контур содержания только основных разделов учебного пособия:
1. Барьер и трамплин исследования. В данной части определение проблемы рассматривается как начало исследования. Особое внимание уделено значимости проблемы для исследования и корректности ее формулировки, предполагающей указание условий и требований проблемы.
2. Как найти интересную тему для проекта? В этой части названы и проиллюстрированы основные требования к выбору темы исследования.
3. «Почему?» и «для чего?» - два кита исследовательской работы. Актуальность исследования достигается, если оно отвечает насущной потребности
практики и полученные результаты заполнят пробел в науке. Практическая значимость исследования связана с полученными в нём данными и с используемой методикой.
4. Общее и частное в исследовании. При определении объекта и предмета исследования подчеркивается, что предмет - это не часть объекта, а способ или аспект его рассмотрения.
5. Следующие шаги... В этой части учебного пособия определены и подробно обоснованы пять следующих (после выявления проблемы) основных этапов исследования: постановка цели и задач исследования; выдвижение и формулирование гипотезы; выбор методов исследования; планирование хода исследования; распределение ролей при работе в команде.
6. Обзор информационных источников - одна из составляющих исследовательской работы. В этой самой большой по объему части названы и прокомментированы ключевые виды литературных источников информации, основные виды чтения, важнейшие виды первичного фиксирования информации (сложный план, тезисы и т.д.) и приоритетные виды обобщения информации (аннотация, реферат и т.д.). Кроме того, приведены современные правила библиографического описания литературных источников информации.
7. Эксперимент и исследование. В этой части содержатся рекомендации по планированию экспериментальной работы, выбору методов эксперимента, раскрываются требования к проведению основного (технологического) и аналитического этапов.
8. И в заключение... В этой части определены и раскрыты основные литературные жанры представления результатов исследования (доклад, научная статья, тезисы доклада, литературный обзор, стендовый доклад, научный отчет, реферат). Кроме того, представлены возможные формы и виды проектов.
9. Эта часть учебного пособия раскрывает основные принципы и правила написания защитной речи, содержит рекомендации по ее устному представлению. Особое внимание уделено подготовке и оформлению стендового доклада.
10. Успех презентации - залог признания и путь к номинации! Из всего возможного разнообразия форм представления результатов исследования и продуктов проектирования сделан акцент на устной защите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате Power Point. Проиллюстрированы достоинства и обязательные правила применения этого графического пакета для создания презентаций и слайд-фильмов.
11. Тезисы и рецензия - это тоже важно! В связи с тем, что перед Конференцией исследовательских работ учащихся традиционно печатается сборник тезисов будущих выступлений, в этой части приводятся их основные правила написания, возможная структура. Каждая публикация тезисов обычно сопровождается рецензией либо руководителя проекта и исследования, либо независимого эксперта, являющегося
12
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
специалистом в данной области. Поэтому в рекомендациях приводится не просто типовой план написания рецензии, но и основные этические правила, адресованные рецензенту.
Важную роль в учебном пособии играют приложения. До сведения учащихся как потенциальных участников конференции исследовательских и проектных работ доводится ее положение. Для учителей интерес будет представлять учебная программа курса. Список рекомендуемой литературы по саморазвитию логических, мнемонических умений, умений учиться и творческих умений должен помочь учащимся дополнить материал, содержащийся в данном учебном пособии.
При этом содержание и построение учебного пособия, с нашей точки зрения, побуждает учащихся к самостоятельному поиску, формулированию и решению познавательных проблем, самостоятельной работе по освоению курса, подготовке творческих проектов, проведению учебных исследований. Этому содействует справочно-методический аппарат пособия: присутствующий в каждом параграфе иронично-рефлексивный «POST SCRIPTUM», многочисленные примеры из реальных учебных исследований, рубрикация, словарь, обобщающие таблицы, проблемные и творческие вопросы и задания, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.).
В качестве другого основного компонента учебнометодического комплекса учебного курса выступает методическое пособие для учителя как методическое издание, содержащее материалы по методике преподавания учебного курса или его раздела. Обычно к методическим пособиям относят методические рекомендации, конспекты уроков, сборники программно-методических материалов, сборники тестов, практических заданий и т.д. Методическое пособие, содержащее комплекс кратких предложений и указаний по организации освоения учащимися учебного материала, является важным компонентом учебнометодического комплекса элективного курса. В связи с инновационным характером элективных курсов, на стартовом этапе разработки их учебно-методических комплексов, подчас создаются синтетические книги, объединяющие учебное пособие для учащихся и методические рекомендации для учителя: «в такой книге учитель и ученик находят необходимые для себя материалы» [3, с. 11]. Отчасти это относится и к нашему учебному пособию «Основы учебного исследования», которое обращено как к учащимся, так и к педагогам. Однако решающую роль сыграло методологическое положение С. Л. Рубинштейна, которое мы полностью разделяем: учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником» [11, с. 101]. Учебно-познавательная деятельность в целом представляется как совместное исследование: «вместо догматического сообщения и механической рецепции готовых результатов - совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит» [10, с. 59-60]. Поэтому
правила и требования к осуществлению учебного исследования заявляются как общие и для учащихся-ис-следователей и для их научных руководителей. Более того, пакет нормативных, инструктивно-методических документов, содержащийся в учебном пособии и регламентирующий основные позиции содержания, методов, форм общешкольной организации исследовательской деятельности учащихся, оказался гласным и общим для всех субъектов этого процесса.
Таким образом, учебно-методический комплекс учебного курса «Основы учебного исследования» является одним из обязательных компонентов внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся. Целенаправленное освоение учащимися знаний и умений, необходимых для компетентного осуществления исследования, избавляет учителей-предметников от тавтологии и разнобоя в инструктажах, позволяет им более эффективно использовать эти умения на уроках. Следовательно, данный курс становится эффективным средством координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных дисциплин при общешкольной организации исследовательской деятельности учащихся.
Второй блок. Учебные дисциплины, способствующие реализации культуры исследовательской деятельности учащихся.
Очевидно, что посредством только одного учебного курса невозможно сформировать культуру исследовательской деятельности учащихся. Необходимо в границах основных учебных дисциплин, которым принадлежит больше половины учебного времени, создать условия востребованности данной культуры, ее применения в традиционных и нетрадиционных познавательных ситуациях. И. Я. Лернер, определяя содержание исследовательского метода обучения, подчеркивал его направленность на организацию поисковой, учебно-познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Особенности исследовательского метода заключаются в том, что он «организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании» [5, с. 386].
Благодаря метапредметному курсу гносеологической направленности учителя-предметники избавлены от необходимости повторения норм и правил корректного проведения учебного исследования. В отличие от элективного курса, имеющего ограниченные временные рамки, традиционные общеобразовательные учебные предметы создают больше возможности для длительного и полного развития теоретических и технологических основ культуры исследовательской деятельности.
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
13
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
Учителя-предметники в данном случае выступают в качестве научных руководителей учебных исследований, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, т.е. осуществляться в течение всего учебного года. В соответствии с внутришкольной циклограммой проектной и исследовательской деятельности учителя должны презентовать перспективные темы, заинтересовать и побудить учащихся к выбору той или иной темы учебного исследования. В процессе оформления заявки (паспорта исследования) происходит уточнение предполагаемой темы учебного исследования, определяется круг научных консультантов, устанавливается возможность межпредметного сотрудничества в решении учебно-познавательной проблемы, осуществляется характеристика учебного исследования (например, по доминирующей деятельности учащегося, по комплексности, по характеру контактов, по продолжительности и т.п.), перечисляется необходимое оборудование и т.д. В ноябре на заседании Совета школьного научного общества могут быть обсуждены ход и промежуточные результаты учебного исследования, а в конце января на проектной неделе в рамках школьной конференции проектных и исследовательских работ учащихся могут быть представлены итоговые результаты данного исследования. Подведение итогов исследовательской работы может быть осуществлено на заседании школьного научного общества. Достигнутые результаты, отзывы и рецензии на данное учебное исследование могут быть отражены в портфолио образовательных достижений учащегося.
Таким образом, конкретная реализация культуры исследовательской деятельности учащихся в режиме репродуктивной и творческой деятельности в границах учебных предметов осуществляется с опорой на те знания и умения, которые сформированы в границах метапредметного курса гносеологической направленности. Эффективное осуществление учебных исследований базируется на их предварительном фиксировании в календарно-тематическом планировании, творческом соблюдении общешкольной циклограммы управления исследовательской деятельностью учащихся, тщательной разработке заявки на учебное исследование, компетентном участии в данной работе школьного научного общества, тактичном использовании портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся, публичном представлении результатов учебного исследования на школьной конференции проектных и исследовательских работ учащихся и др.
Третий блок. Исследовательская деятельность и образовательные проекты как школьный компонент учебного плана.
Организация исследовательской деятельности и осуществление образовательных проектов как школьного компонента учебного плана еще в большей степени соответствует проектированию и реализации
индивидуальных траекторий развития учащихся [14]. Так, некоторые учебные исследования учащихся могут осуществляться вне рамок базовых и профильных учебных дисциплин. Часто подобные исследования осуществляются на научной базе вузов, сотрудничающих со школой. Подчас в качестве научных руководителей могут выступать представители высшей школы, учреждений дополнительного образования, родительской общественности. Однако и в этом случае решающую роль играет метапредметный курс гносеологической направленности, заявляющий не какие-то эксклюзивные и уникальные, а общепринятые правила и нормы проведения исследования. Более того, подобные учебные исследования еще больше углубляют учебный материал учебных дисциплин. Кроме того, публичные защиты таких исследований вызывают наибольший интерес аудитории на конференциях проектных и исследовательских работ учащихся.
Очевидно, что осуществление исследовательской деятельности и образовательных проектов соответствует проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории, идущей от личности ученика, от значимости его индивидуального субъектного опыта, от сформированности его познавательных способностей [2]. В данном случае актуализируется позиция учащегося как субъекта учебно-познавательной деятельности, увеличивается субъектная избирательность школьника к содержанию научного знания, методам его переработки и, что наиболее ценно, к использованию приобретённого знания в своей творческой деятельности, в самоопределении и самореализации [6].
Четвертый блок. Школьная конференция исследовательских и проектных работ учащихся.
В отечественной педагогике ученическую конференцию традиционно рассматривают как комплексную форму обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной целенаправленной учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной) под руководством педагога, организуемую совместными усилиями педагогического коллектива и старшеклассниками. По мнению Л. А. Николаевой, «искусство конференции, ее учебно-воспитательное назначение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, проявить общественно значимый характер этой работы, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса» [7, с. 6-7]. Действительно, при определенных условиях ученическая конференция, которая находится на стыке урочной и внеурочной деятельности учащихся с их самодеятельностью в общественных организациях, обеспечивает: упрочение, расширение, углубление и актуализацию знаний учащихся; формирование личностного аспекта восприятия этих знаний; развитие умений и навыков, составляющих операционную сферу самостоятельного пополнения знаний; воспитание
14
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
общественной активности школьников [7, с. 22-23]. Таким образом, данная форма образовательного процесса является реальным воплощением совместной управленческой и исследовательской деятельности учащихся и педагогов на всех этапах подготовки, проведения и подведения итогов конференции. Данные характеристики в полной мере относятся к конкретному проявлению ученической конференции - общешкольной конференции исследовательских и проектных работ учащихся. Школьная конференция выступает в качестве своеобразного интегративного средства, объединяющего все направления педагогической деятельности по формированию культуры исследовательской деятельности учащихся школы [13].
Пятый блок. Сетевые образовательные проекты с образовательными учреждениями регионов России, организатором которых является НОУ СОШ «Росинка» является следующим компонентом внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности учащихся.
С целью трансферта опыта по формированию культуры исследовательской деятельности, создания условий для ее проявления в нашей школе организуется взаимодействие с образовательными учреждениями различных регионов России в рамках сетевых образовательных проектов окружного, городского и федерального уровней. В ходе данной работы ведется интеллектуальная игра для младших школьников «КРОТёнок» (Команды Ребят Очень Талантливых) и открытый интеллектуальный Интернет-турнир учащихся образовательных учреждений «Точка опоры». В связи с этим кратко охарактеризуем Конференцию исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально -действуй локально!».
Подготовка и проведение конференции имеет целостную внутришкольную нормативную базу, включающую как стратегические, так и тактические документы, как регламентирующего, так и рекомендательного характера, методической и дидактической направленности, которые не только ежегодно публикуются в сборниках тезисов конференции, в многочисленных публикациях руководителей и педагогов школы, обобщающих опыт работы, но и представлены на сайте конференции www.konfdg.ru. Каждая конференция сопровождается публикацией сборника тезисов исследовательских работ и их рецензий. Если в первый год был выпущен пятидесяти четырех страничный сборник, то в последнее время публикуются четырехтомники общим объемом в триста страниц.
В качестве примера нормативных управленческометодических документов можно назвать Положение о конференции исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально - действуй локально» [Приложение 1], общие требования к оформлению текстов тезисов для заявки [Приложение 2], общие требования и правила оформления текстов [Приложение 3], памятку для
председателя и ведущего секции [Приложение 4], матрицу оценки учебного исследования [Приложение 5], анкету участника (учащегося, педагога) конференции [Приложение 6], циклограмму управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся и др.
Данный пакет управленческо-методических документов, регламентирующих осуществление и консультирование исследовательской деятельности, является реальной основой для координации деятельности педагогов школы и консультантов, привлекаемых из учреждений дополнительного образования и высшей школы. Скоординированные действия учи-телей-консультантов и приглашенных специалистов, имеющих единую содержательную основу, в качестве которой выступает классификация общеучебных умений.
Конечно, десять лет - достаточно скромный временной отрезок, и рано подводить какие-то серьезные итоги. И все-таки впечатляет тот путь, который прошла конференция. Теперь победители и дипломанты первой конференции уже окончили лучшие столичные и зарубежные вузы. Мы убеждаемся: тот бесценный опыт, который они приобрели в процессе осуществления исследований, публичной презентации результатов поисковой деятельности, помогли им быть успешными студентами. Надеемся, что этот преумноженный опыт будет полезен им на протяжении всей жизни. Вполне возможно, что не все участники данной конференции станут в будущем профессионально заниматься серьезной научной деятельностью. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше учащихся уже на школьной скамье почувствовали радость открытия, испытали вкус исследования, попытались создать нечто свое, уникальное.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о конференции проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально - действуй локально»
Общие положения
Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально - действуй локально!» (далее - Конференция) носит открытый характер, как по составу участников, так и по тематике представленных работ. Ее предназначение заключается в развитии интеллектуального потенциала учащихся и выработке умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности, носящей исследовательский или проектный характер.
Цели Конференции
1. Привлечение учащихся к творческой исследовательской и проектной деятельности в различных образовательных областях как к средству личностного развития.
2. Развитие умений самостоятельно ставить и решать задачи исследовательского и поискового характера.
3. Общественное признание результатов ученической проектной и исследовательской деятельности.
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
15
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
4. Развитие ключевых образовательных компетентностей учащихся и совершенствование профессиональной компетентности научных консультантов.
5. Создание коммуникативных связей между различными образовательными учреждениями науки, культуры, общего, высшего и дополнительного образования, их представителями.
6. Активизация творческой интеллектуальной инициативы учащихся, их родителей, педагогов.
Организация Конференции
Организатором данной Конференции является НОУ СОШ «Росинка» г. Москвы, проводящая данную Конференцию по согласованию с Общероссийским общественным движением творческих педагогов «Исследователь».
В Конференции могут принимать участие учащиеся 1-11 классов. Представленные работы на Конференцию должны носить проектный и (или) исследовательский характер. Работы оформляются в соответствии с предъявляемыми требованиями к таким работам.
Защита работ производится в свободной форме до 12 минут на каждый проект (9 мин.- защита, 3 мин.- обсуждение, или 12 мин. без обсуждения).
Работу при регистрации можно представить файлом с расширением doc (MS Office-2003) или pdf. Размер файла не должен превышать 2 Мб. Необходимо сжимать изображения до размеров, не превышающих 100 Кб, при вставке их в текстовой документ, или вставлять заранее обработанные графические объекты с оптимальными размерами.
Тезисы представляются только в формате MS Office-2003.
Технические средства, необходимые для демонстрации работы в формате MS Office-2007, предоставляются организаторами Конференции. Дополнительные технические средства и программное обеспечение предоставляются участникам по предварительной (за 3 дня) заявке. Участникам Конференции предоставляется возможность в течение двух дней, предшествующих Конференции, апробировать свои материалы на технических средствах, соблюдая при этом все правила их эксплуатации. Материалы, направленные на Конференцию, возвращаются авторам лично в день Конференции.
Отбор работ на Конференцию производит Экспертный Совет Конференции (в дальнейшем - Совет); в его состав входят представители Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», Московского педагогического государственного университета, Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов (АСНООР) РФ, Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, Окружного методического центра, Института системной педагогики и др.
Рассмотрение работ, не отвечающих требованиям Конференции, не проводится.
Для участия в Конференции необходимо зарегистрироваться на сайте Конференции www.konfdg.ru, думай-гло-бально.рф, заполнив анкету, выбрав секцию для участия и поместив тезисы и рецензию, с правилами оформления которых Вы можете познакомиться в Положении о Конференции (смотрите на сайте). Регистрация участников осуществляется с 1 сентября по 31 января ежегодно.
Работы помещаются на сайте Конференции (на странице участника) в электронном виде до 1 февраля ежегодно.
В печатном виде работы привозятся в день проведения Конференции.
Первичная экспертиза проводится с 2 по 10 февраля ежегодно.
Секции Конференции
Секция № 1. «Первые шаги. 1-3 кл.»
Секция № 2. «Первые шаги. 4-5 кл.»
Секция № 3. «Юный исследователь» (5-6 кл.)
Секция № 4. «Лингвистика и литература»
Секция № 5. «Математика, информатика и ИКТ, физика» Секция № 6. «Человек и общество»
Секция № 7. «Естественно-научная»
Секция № 8. «Психология, социология, здоровье человека»
Секция № 9. «Москва и москвичи»
Секция № 10. «Искусство и культура»
Секция № 11. «Online-защита» (межпредметная) Оргкомитет Конференции оставляет за собой право изменения заявленной участником секции.
Авторы работ, допущенных к защите на Конференции, но не имеющие возможности присутствовать на ней лично, могут представить работу в On-line формате.
Порядок проведения Конференции
- Регистрация участников подготовка к защите в аудиториях 9.00-9.45
- Открытие Конференции 10.00
- Защита проектов по секциям 10.30-13.00
- Обсуждение работ по секциям, выдвижение работ по номинациям. 13.00-13.30
- Кофе-пауза 13.30-14.00
- Вручение номинаций по секциям (по аудиториям) 14.00-14.30
- Торжественное закрытие. Вручение Гран-При. Награждение 14.30-15.00
Общие требования к представляемым работам на Конференцию
Работы, представляемые на Конференцию, выполняются индивидуально или коллективно. Они должны содержать результаты исследований и (или) описание практических разработок (постановка проблемы, наличие целей и задач, соответствие содержания работы поставленной цели и соответствующих им анализа и выводов; наличие теоретических и (или) практических достижений автора работы).
Работы, имеющие реферативный характер, к участию в Конференции не принимаются. Повторное участие в Конференции одной и той же работы не допускается.
Для определения участников Конференции Совет проводит предварительную (первичную) экспертизу работ и по ее результатам выносит решение: допустить работу к публичной защите; отклонить работу.
При предварительной экспертизе оценивается следующее:
- Наличие исследования и (или) практической разработки.
- Тезисы и их соответствие общим требованиям к оформлению.
- Соответствие содержания работы заявленной теме, наличие самостоятельного анализа необходимой информации и собственных аналитических выводов (глава 1 с выводами).
- Наличие знаний специальной литературы по исследуемой теме.
- Демонстрация обозначенных в работе теоретических и практических достижений автора, области их использования; в случае, если результаты работы уже нашли применение, должны быть приложены подтверждающие материалы (глава 2 с выводами).
16
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
- Соответствие общим правилам и требованиям оформления работ: введению, основному содержанию, выводам, списку литературы, оглавлению, оформлению иллюстративного материала источникам информации (библиографическое описание источников, сноски, примечания).
При предварительной экспертизе оценивается соответствие вышеназванным критериям. Максимальное количество баллов при предварительной экспертизе - 58 баллов, при этом количество баллов (если работа была оценена в 30 и более баллов) не является определяющим условием для участия в Конференции.
Результаты предварительной оценки, а также причины отклонения работ авторам и руководителям не комментируются.
Для оценивания работы в процессе защиты Совет руководствуется следующими критериями:
Оценка работы:
1. Формулировка темы, ее актуальность, глубина её раскрытия, соответствие возрасту автора.
2. Введение:
- проблема (проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной; если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение; ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть необычных, но обоснованных);
- наличие корректных формулировок проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования (проекта), указание методов исследования (теоретических и эмпирических).
3. Актуальность данной работы и новизна предлагаемых решений.
4. Широта и глубина изучения источников информации (использование известных результатов и научных фактов в работе; представление о современном состоянии проблемы; полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой; оформление списка литературы согласно библиографическому стандарту).
5. Наличие исследовательской части, глубина выводов по каждой главе.
6. Реальность и практическая ценность исследования, выражающаяся в возможности использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.
7. Продукт и его апробация.
8. Уровень самостоятельности.
Оценка защиты:
1. Умение логично и убедительно раскрыть основное содержание работы, качество презентации доклада.
2. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме.
3. Умение вести дискуссию и отвечать на вопросы.
4. Субъективная оценка личностных качеств докладчика.
При презентации своей работы автор должен уметь отвечать на вопросы по теме выступления, обладать достаточной культурой речи и соблюдать принцип наглядности и иллюстративности.
Оценка проекта проводится по бальной системе: за каждый критерий оценки работы и ее защиты выставляется от 1 до 5 баллов. Итоговая оценка выводится по сумме баллов. Максимальное количество баллов - 125.
При подведении итогов баллы предварительной оценки суммируются со средним арифметическим баллом, полученным после публичной защиты работы.
Награждение победителей номинаций Конференции
После публичной защиты работы на секциях Советы секций, основываясь на результатах публичной защиты (среднем арифметическом балле), подводят общий итог. Каждой работе может быть присвоено от одной до двух номинаций из 10-ти следующих:
- «За глубину знаний автором избранной области исследования»,
- «За актуальность исследования»,
- «За практические достижения автора»,
- «За оригинальность проблемы и (или) ее решения»,
- «За учет межпредметных связей»,
- «За практическое применение данной работы»,
- «За наличие авторской позиции»,
- «За лучшую презентацию»,
- «Лучший докладчик»,
- «За стремление к исследовательской деятельности».
Совет секции выдвигает одну работу с наибольшим
количеством баллов и присуждает ей 1 место на данной секции. Работы, набравшие наибольшее количество баллов, получают Гран-При «Первые шаги» (1-2 секции) и Гран-При «Юный исследователь» (3-4 секции) и Гран-При «Исследователь» (5-10 секции). Победителю секции «Online-защита» Гран-При не присуждается. В секции, где работа с наибольшим количеством баллов получила Гран-При Конференции, работа, занявшая 2 место, передвигается на 1 место. Решение Совета является окончательным.
В случае если в составе выбранного Совета секции будет находиться руководитель работы участника, он не принимает участия в ее экспертизе, обсуждении и оценке.
Время проведения Конференции
Ежегодно, последняя суббота февраля (первая суббота марта).
Место проведения Конференции
Конференция проводится на базе НОУ СОШ «Росинка» Западного округа города Москвы.
Вся информация по Конференции на сайте Конференции www.konfdg.ru, думай глобально.рф или на сайте школы www.rosinka-school.ru
Приложение 2
Общие требования
и правила оформления текстов тезисов
Объем тезисов 1-3 страницы печатного текста. Для текста, выполненного на компьютере,- размер шрифта 13, Times New Roman, обычный; интервал между строк - 1,15; размер полей: левого - 20 мм, правого - 20 мм, верхнего -20 мм, нижнего - 20 мм. При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Абзац 15 мм. Интервал между абзацами перед 0 пт, после 0 пт.
Тезисы работ участников Конференции, будут напечатаны в сборнике конференции.
В начале листа с тезисами (отступ 10 см) дается визитка проекта по форме:
Город, Округ, Название учебного заведения
Автор: Фамилия Имя, класс
Руководитель: Фамилия Имя Отчество, должность
Консультанты: (если есть)
Тема (указывается ниже посередине, тем же шрифтом)
Материалы представляются при регистрации на сайте в электронном виде в формате Microsoft Office Word (только 2003). Материалы, представленные в других форматах, в сборнике опубликованы не будут.
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
17
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
Приложение 3
Общие требования и правила оформления текстов (исследовательские работы, проекты)
Объем текста колеблется от 20 до 25 (для начальной школы - до 15) страниц печатного текста (без приложений). Для текста, выполненного на компьютере,- размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк - 1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, подглавы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем (1,5 * 2) интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы работы без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название работы должно отражать проблему, заявленную в ней, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем». Точка в конце темы не ставится.
Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы (например, исследовательская работа).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя ученика, класс. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город, ниже строчкой год выполнения работы (без слова «год»).
Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Оглавление должно отражать структуру работы, соответствующую ее виду (исследовательская работа, проектная работа, проектно-исследовательская работа).
Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы), который нумеруется и подписывается.
Списки в тексте должны быть оформлены в соответствии с требованиями. Они бывают нумерованные и маркированные.
1. Нумерованные используются в тех случаях, когда описывается последовательность действий.
2. Каждый пункт нумерованного списка должен начинаться с прописной (большой) буквы и заканчиваться точкой, например:
1. История науки.
2. История науки в России.
3. Ведущие российские ученые.
3. Каждый пункт маркированного списка должен начинаться со строчной буквы и заканчиваться точкой с запятой; последний пункт заканчивается точкой, например:
• летописные источники о науке;
• дневники ученых;
• газетные статьи об открытиях.
4. Если внутри маркированного или нумерованного списка находится список второго уровня, он обозначается маркерами в виде тире.
Пример:
1. Кукла в литературных и художественных контекстах:
■ кукла как нечто безжизненное, недееспособное;
■ кукла как предмет интерьера:
- украшение;
- оберег.
Обратите внимание на использование кавычек, тире и специальных символов в работе:
1. В тексте авторского оригинала должны употребляться только кавычки-«елочки» (парные кавычки «»).
2. Если в тексте встречается тире, то оно оформляется как короткое тире (-) (сочетание 2012+Alt+X), а не как дефис (-).
3. Символы (греческий алфавит, х, ±, >, ^, ~, символ градуса °, ®, ©, ^ и т.д.) вставляются так: Вставка ^ Символ.
4. Если в слове необходимо обозначить ударение, поставьте курсор после буквы, над которой должен быть знак ударения, и наберите Alt+0136 на цифровой клавиатуре при включенном индикаторе Num Lock. Появится символ €, который при верстке преобразуется в знак ударения.
Некоторые знаки в тексте принято отбивать (отбивки).
1. Кавычки и скобки не отбиваются от заключенных в них слов. Знаки препинания от скобок и кавычек никогда не должны быть отбиты.
2. Тире между словами отбивается с двух сторон (Лесть -порок), но между цифрами используется без отбивки (1015 дней).
3. Знаки номера (№ ) и параграфа (§ ) применяют только с относящимися к ним числами и отбивают от этих чисел (№ 162, § 12, § 10-12).
4. Знаки процента (%) и промилле (%о) применяют только с относящимися к ним числами, от которых делается отбивка (10%, 20%).
5. Знаки градуса (°), минуты (‘), секунды (“) и терции (‘‘‘) от предыдущих чисел не должны быть отбиты, а от последующих чисел должны быть отбиты (10° 15'). Если за этими знаками следует сокращенное обозначение шкалы, то оно должно быть отбито (15 °C), однако в случаях применения знака градуса без цифр такую отбивку не делают (°C).
6. Многозначные числа, набираемые арабскими цифрами, классы (по три цифры справа налево) разбивают пробелами. (3 245 758). Разбивку на классы не делают для четырехзначных чисел, десятичных дробей и для обозначения номеров и стандартов (0,01599, ГОСТ 16598-75).
7. Числа должны быть отбиты от относящихся к ним знаков и наименований (25000 т).
8. Наращения (падежные окончания) к числам набирают через дефис без каких-либо отбивок (2-й). Простые дроби от целой части числа не отбивают. Числа с буквами в обозначениях (как арабские, так и римские) не должны иметь отбивки (3а, IV6). Числа и буквы, разделенные точками (на-
18
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
пример, при обозначении пунктов), набирают без отбивки (1.3.14 а).
9. Основные математические знаки в формулах и математических выражениях отбиваются от чисел (10 с 2 = 8, 2 х 3 = 6), если математические знаки употребляются перед числами в значении степени увеличения, положительной или отрицательной величины и тому подобные от чисел не отбиваются (+5°, х20, ±3, 60x90%).
10. Математические сокращения (sin) - прямым светлым латинским шрифтом, обозначения химических элементов -прямым светлым латинским с прописной буквы.
11. Сокращения должны быть отбиты от относящихся к ним чисел или слов. Так же должны быть разделены между собой и от фамилии инициалы.
12. В сокращениях по начальным и конечным буквам слова (ф-ка) знак дефис не должен быть отбит от предшествующих и последующих элементов.
13. Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть отбиты (Н2О, м3/с).
Использование сокращений
1. Принято сокращать единицы измерения, если перед ними указана цифра, например 10 с, 35 мин, 2В, 15° (но 15 °С), 100%. Стандарты сокращений берутся из СИ и соответствующих словарей.
2. В тексте допустимы следующие сокращения: т.д., т. п., др. Остальные сочетания принято писать полностью: то есть, так называемый, так как.
3. Сокращения, принятые при внутритекстовых ссылках и сопоставлениях: гл. (глава), п. (пункт), подп. (подпись), рис. (рисунок), см. (смотрите), табл., ч. (часть), с. (страница), (но не стр. это устаревшая форма сокращения).
4. Слова, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в., вв., г, гг. (1925-1932 гг., 30-е гг.), до н.э., н.э., ок.
5. Слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: тыс., экз., к., р. (но не руб. и коп.), млн., млрд. (обратите внимание, что сокращения мнл и млрд. употребляются без точек в конце).
Включение формул в текст
Формулы набираются в отдельных абзацах теста. Если они являются частью предложения, после их ставятся знаки препинания. Исключение составляют случаи, когда формулы нумеруются, например:
(a + b) 2 = a2 + 2ab + b2 (5.1)
Номер проставляется справа в круглых скобках и отделяется от формулы не пробелами, а табуляцией. Все переменные в формулах набираются курсивным шрифтом. Арифметические знаки (+,-, =, х) отделяются от цифр пробелом с двух сторон. Простые формулы могут быть набраны непосредственно в программе Microsoft Word. Для набора сложных формул необходимо воспользоваться программой Microsoft Equation или Math Type 4 и вставить формулы в текст в виде графических объектов [10].
Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому -и я научусь» [3, с. 65]. Или: По замечанию А. Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета [6, с. 22]. Сноски и примечания могут печататься на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.
Пример списка источников:
1. Описание книги, написанной одним автором:
Сведение об авторе. Основное заглавие/Сведения о редакторах.- Сведения о повторности издания.- Место издания: Издательство, Год издания.- Количество страниц.
Например, Новикова, Э. А. Информация и исследователь.- Л.: Наука, 1974.- 99 с.
Ерина, Е. М. Обычаи поволжских немцев.- 3-е изд., пере-раб. и доп.- М.: Готика, 2002.- 102с.
2. Описание книги, написанной несколькими авторами:
Сведение о первом авторе. Основное заглавие/ Сведения об авторах; сведения о редакторах.- Сведения о повторяемости издания.- Место издания: Издательство, год издания.- Количество страниц.
Например, Алексеев, А. А. Практические занятия по психологии: учеб. пособие для вузов/ А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др.; под ред. А. И. Щербакова.- М.: Просвещение, 1987.- 255 с.
3. Описание статьи:
Сведения об авторе. Основное заглавие.- Сведения об издании// Где опубликована статья.- Год.- Номер.-Страницы.
Например, статья в журнале: Толстых, Н. Н. Психология воспитания воли у младших школьников// Вопросы психологии.- 1979.- № 4.- С. 146-151.
Шамова, Т. И. Экспериментальные школы как эффективный способ взаимодействия педагогической науки и практики/ Т. И. Шамова, С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова// Управление образованием.- 2009.- № 1.- С. 58-70.
Статья в сборнике: Лузгин, В. В. Единство учебной и научно-исследовательской работы студента// Проблемы подготовки учителя: сб. науч. тр. Казан, гос. педагог, ин-та.- Казань: КГПИ, 1976.- С. 188-206.
4. Описание многотомного издания:
Основное заглавие: Общее количество томов. Том. / Сведения о редакторах.- Сведения о повторяемости издания.-Место издания: Издательство, год издания.- Количество страниц.
Например, Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. Т. 4/ Гл. ред. К. С. Горбачевич.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Рус. яз., 1993.- 576 с.
5. Описание диссертации:
Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в Х1П-ХШ вв.: дис. канд. ист. наук.- М., 2002.- 215 с.
Переславцева, Е. В. Развитие государственно-общественного управления образованием в России в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Моск. пед. гос. ун-т,- М., 2006.- 22 с.
6. Описание электронного ресурса:
При описании ресурса Интернет необходимо указывать подробный электронный адрес.
Например, Муратов, А. Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос».- 2005.23 мая. Адрес: http://eidos.ru/joumal/2005/0523.htm
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
19
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
Муратов, А. Ю. Инновационная деятельность педагогического университета [Электронный ресурс]. Адрес: http://schooloftomorrow.ru/content/2010/articles/index. php?articles=11007
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: Межгос. стандарт,- Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 01.07.2004.- М. ИПК Издательство стандартов, 2004.172 с.
Приложение 4
Памятка для руководителя и ведущего секции
1. Уточнить авторов и руководителей проектов и исследований до начала работы секции.
2. Представить экспертов.
3. Ознакомить участников с номинациями, которые могут быть присуждены работе.
4. Прокомментировать оценочный лист, обратив внимание на критерии оценки и баллы.
5. Объявить регламент защиты проектов и исследований: защитная речь - 9 минут, дискуссия - 3 минуты.
6. После выступления участника собрать заполненные экспертами оценочные листы. Предоставить их счетной комиссии.
7. По окончании выступлений участников сообщить им о дальнейшей программе работы конференции.
8. Организовать обсуждение работ экспертным советом:
• определить итоговый балл по каждой работе;
• определить работу с максимальным количеством баллов, присудить 1 место по секции;
• присудить номинации каждой работе;
• подписать дипломы по номинациям.
9. Предоставить итоговый протокол с указанием работы с максимальным количеством баллов оргкомитету конференции.
10. Подвести итоги работы в секции (обсуждение работ и награждение их номинациями).
11. Объявить благодарность экспертам и вручить им сертификаты эксперта конференции.
12. Возвратить работы участникам.
13. Направить участников для подведения итогов конференции в зал.
Приложение 5
Лист оценки учебного исследования / проекта в день защиты на конференции
Секция «Первые шаги»
Тема работы_____________________________________
Автор (ы)_______________________________________
Образовательная организация_____________________
Класс_______________
Город___________________________________________
Критерий оценки Примерное наполнение критерия оценки Кол-во баллов
I раздел Оценка работы (Обведите балл, соответствующий Вашей оценке). Не можете оценить, задайте соответствующий вопрос.
Тема работы Формулировка темы. Глубина раскрытия темы. Насколько точно тема отражает содержание работы. Соответствие возрасту 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Актуальность работы Можно ли считать интересной и полезной автору... Другим людям. Личная заинтересованность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Практическая значимость работы Насколько результат работы можно считать ценным, полезным, приносящим пользу другим людям 5 4 3 2 1
Результаты (продукт) работы Наличие в работе выводов по теме. Наличие практических достижений (продукта) автора 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Изучение источников информации Насколько разнообразны используемые источники информации (литературные источники, интернет - источники, видео- и аудио-источники, человек как источники информации, реальные объекты действительности) Наличие оформленного списка источников информации согласно принятым правилам 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Гипотеза (проблема) Постановка интересных (оригинальных) проблемных вопросов 5 4 3 2 1
Исследование (эксперимент) Наличие исследовательской (практической) части 5 4 3 2 1
Выводы (заключение) Осознание автором поставленной в работе цели и ее достижения 5 4 3 2 1
Раздел II. Оценка защиты работы (Обведите балл, соответствующий Вашей оценке)
Доклад и его презентация Интересный доклад. Яркая презентация, дающая представление о сути работы, отражающая ее характер 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Ответы на вопросы Умение отвечать на вопросы. 5 4 3 2 1
Культура презентации Свобода изложения. Грамотная речь Умение держаться на публике. 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Итоговая оценка выводится по сумме баллов: 85-105 баллов - отлично; 64-84 баллов - хорошо; 43-63 баллов - удовлетворительно; Менее 43 баллов - неудовлетворительно. Итого:
Работа отмечается номинациями № , Эксперт / / подпись ФИО
20
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
Секция «____________________» (5-11 классы) Образовательная организация
Тема работы______________________________________ Класс______________________
Автор (ы)________________________________________ Город____________________________
Критерий оценки Примерное наполнение критерия оценки Кол-во баллов
I раздел Оценка работы (Обведите балл, соответствующий Вашей оценке). Не можете оценить, задайте соответствующий вопрос.
Тема работы Формулировка темы. Глубина раскрытия темы. Насколько точно тема отражает содержание работы. Соответствие возрасту 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Актуальность работы С точки зрения ее научной значимости С точки зрения социальной значимости С точки зрения личностной значимости 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Практическая значимость работы Возможность использования полученных данных в процессе различных видов деятельности. 5 4 3 2 1
Результаты работы (продукт) Наличие в работе практических достижений автора Апробация продукта и результат. 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Изучение источников информации Использование известных результатов и научных фактов Знакомство с современным состоянием проблемы. Полнота цитируемой литературы. Ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой. 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Гипотеза Наличие гипотезы и её подтверждение 5 4 3 2 1
Исследование (эксперимент) Наличие исследовательской (практической) части. Глубина выводов. Ценность исследования. 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Выводы (заключение) Формулировка выводов. Степень достижения цели. 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Раздел II. Оценка защиты работы (Обведите балл, соответствующий Вашей оценке).
Доклад и его презентация Умение правильно, убедительно раскрыть основное содержание работы в устном выступлении. Качество доклада Качество его презентации 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Ответы на вопросы Умение отвечать на заданные вопросы. 5 4 3 2 1
Культура презентации Умение презентировать себя как докладчика 5 4 3 2 1
Итоговая оценка выводится по сумме баллов: 125-101 баллов - отлично; 100-76 баллов - хорошо; 75-51 баллов - удовлетворительно; Менее 51 балла - неудовлетворительно. Итого:
Работа отмечается номинациями № , № Эксперт / / подпись ФИО
Приложение 6
АНКЕТА УЧАСТНИКА
Конференции исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально - действуй локально!»
Дорогие ребята!
У организаторов и участников конференции общее стремление сделать ее интересной, запоминающейся, помогающей в учебе и жизни. Чтобы полнее учесть мнение участников, оргкомитет конференции проводит социологическое исследование. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.
Заполнение анкеты не потребует много времени.
Заранее благодарим за участие в исследовании.
Оргкомитет конференции.
1. В каком классе и школе Вы учитесь?_____________
2. Сколько времени у Вас заняла работа над проектом, исследованием?
(Обведите кружком только один номер предполагаемого ответа)
2.1. от одного до трех месяцев
2.2. от трех до шести месяцев
2.3. от полугода до года
2.4. более года
3. Напишите 3 преимущества проектной и исследовательской деятельности над другими видами учебной деятельности.
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
21
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
3.1. _______________________________________________
3.2. _______________________________________________
3.3. _______________________________________________
4. Напишите 3 затруднения, с которыми Вы столкнулись в период выполнения проектной и исследовательской деятельности?
4.1. _______________________________________________
4.2. _______________________________________________
4.3. _______________________________________________
5. Будете ли Вы и далее разрабатывать проекты, проводить исследования? Почему?
6. Иногда при осуществлении проекта и исследования мы делаем что-то яркое, необычное, выдающееся, но стесняемся сказать об этом. Откровенно напишите свое восклицание, которое бы отражало самый большой успех при создании проекта
7. Оцените по 5-балльной шкале (обведя нужную цифру в кружок) приоритетность каждой ролевой установки научного руководителя проекта, исследования:
7.1. Он провоцирует у учащихся вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные проблемные ситуации 1 2 3 4 5
7.2. Он раскрывает перед учащимися ситуацию проектной и исследовательской деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения 1 2 3 4 5
7.3. Он повышает эффективность процесса выработки решения, создавая для учащихся условия для самостоятельного решения проблемы 1 2 3 4 5
7.4. Он не столько передает знания и умения, сколько создает ситуации их востребованности 1 2 3 4 5
7.5. Он личным примером вовлекает в творческое решение проблемы 1 2 3 4 5
Если считаете нужным, то допишите ролевую установку, которая, с Вашей точки зрения, существует у научного руководителя, но она не указана Выше
7.6. _________________________________________1 2 3 4 5
8. Выпишите в строчку номера высказываний в порядке убывания их важности:
«Я занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью, потому что...»
1. Хочу знать и уметь больше
2. Хочу получить хорошие отметки в семестре (полугодии, году, аттестате)
3. Проект, исследование, возможно, связаны с моей будущей профессией
4. Мне нравится руководитель
5. Работа над проектом, исследованием проходит интересно
6. В школе этот вид деятельности обязателен для всех
7. Чтобы не отставать от одноклассников, друзей
8. Это важно для родителей
9. Это позволяет мне самореализоваться как творческой личности
9. Оцените по 5-балльной шкале, насколько Вам нравится заниматься проектной и исследовательской деятельностью 12 3 4 5
10. Оцените по 5-балльной шкале проведение данной конференции. 1 2 3 4 5
11. Назовите автора (фамилия, имя, школа) и тему самого лучшего проекта, исследования, который был представлен на этой конференции
12. Дайте добрый совет оргкомитету, чтобы следующая конференция была еще лучше
Благодарим за сотрудничество!
АНКЕТА УЧАСТНИКА
Конференции исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально - действуй локально!»
Уважаемый коллега!
У организаторов и участников конференции общее стремление сделать ее интересной, запоминающейся, помогающей в процессе обучения и жизни. Чтобы полнее учесть мнение участников, оргкомитет конференции проводит социологическое исследование. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.
Заполнение анкет не потребует много времени.
Заранее благодарим за участие в исследовании.
Оргкомитет конференции.
1. В какой школе (иной организации) Вы работаете?
2. Сколько времени у Вас заняла работа по научному руководству проектом, исследованием? (Обведите кружком только один номер предполагаемого ответа)
2.1. от одного до трех месяцев
2.2. от трех до шести месяцев
2.3. от полугода до года
2.4. более года
3. Напишите 3 преимущества проектной и исследовательской деятельности над другими видами учебной деятельности.
3.1. ___________________________________________
3.2. ___________________________________________
3.3. ___________________________________________
4. Напишите 3 затруднения, с которыми Вы столкнулись во время научного руководства проектной и исследовательской деятельностью?
4.1. ___________________________________________
4.2. ___________________________________________
4.3. ___________________________________________
5. Будете ли Вы и далее осуществлять научное руководство выполнением проектов, исследований? Почему?
6. Иногда при осуществлении руководства проектом, исследованием мы делаем что-то яркое, необычное, выдающееся, но стесняемся сказать об этом. Откровенно напишите Ваше восклицание, которое бы отражало самый большой успех при научном руководстве по созданию проекта, проведению исследования
7. Оцените по 5-балльной шкале (обведя нужную цифру в кружок) приоритетность каждой ролевой установки научного руководителя проекта, исследования:
7.1. Он провоцирует у учащихся вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные проблемные ситуации 1 2 3 4 5
7.2. Он раскрывает перед учащимися ситуацию проектной и исследовательской деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения 1 2 3 4 5
7.3. Он повышает эффективность процесса выработки решения, создавая для учащихся условия по самостоятельному решению проблемы 1 2 3 4 5
7.4. Он не столько передает знания и умения, сколько создает ситуации их востребованности 1 2 3 4 5
7.5. Он личным примером вовлекает в творческое решение проблемы 1 2 3 4 5
Если считаете нужным, то допишите ролевую установку, которая, с Вашей точки зрения, существует у научного руководителя, но она не указана выше
7.6. ... 1 2 3 4 5
22
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
Реализация ФГОС: Метапредметность в школе
8. Выпишите в строчку номера высказываний в порядке убывания их важности «Проектная и исследовательская деятельность важна для учащегося, потому что...»
1. Он больше узнает
2. Он получит хорошие отметки в семестре (четверти, полугодии, году, аттестате)
3. Проект, исследование, возможно, связаны с его будущей профессией
4. Ему нравится руководитель
5. Работа над проектом, исследованием проходит интересно
6. В школе этот вид деятельности обязателен для всех
7. Чтобы не отставать от одноклассников, друзей
8. Это важно для родителей
9. Это позволяет ему самореализоваться как творческой личности
9. Оцените по 5-балльной шкале, насколько Вам нравится осуществлять научное руководство проектной и исследовательской деятельностью. 12 3 4 5
10. Оцените по 5-балльной шкале проведение данной конференции. 1 2 3 4 5
11. Назовите автора (фамилия, имя, школа) и тему самого лучшего проекта, исследования, который был представлен на этой конференции
12. Дайте добрый совет оргкомитету, чтобы следующая конференция была еще лучше
Благодарим за сотрудничество!
Литература
1. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур.- М.: Высш. шк., 1989.144 с.
2. Бледнова Е. В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6. С. 28-31.
3. Ермаков Д. С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения/ Д. С. Ермаков, Т. И. Рыбкина// Профильное обучение.- 2004.- № 3.- С. 6-11.
4. Краевский, В. В. Дидактика средней школы/ В. В. Краев-ский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев.- М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
5. Лернер И.Я. Исследовательский метод// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1/ Гл. ред. В. В. Да-
выдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-С. 386-387
6. Масленникова Н. А. Индивидуальная консультация и проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 46-49.
7. Николаева Л. А. Конференции старшеклассников.- М.: Просвещение, 1980.- 96 с.
8. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп.-М.: 5 за знания, 2011.- 216 с.
9. Новожилова М. М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения: Монография/ Под науч. ред. С. Г Воровщикова - М.: МПГУ, 2009.- 252 с.
10. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.: Народное образование, 2001.- С. 48-63
11. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии.- 1986.- № 4.- С. 101-108.
12. Сергеева Н. Г. Проектная деятельность как средство повышения эффективности общения старшеклассников. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1.С.76-80.
13. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 25-30.
14. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 1.С.40-48.
15. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 2.С.4-7.
16. Требования к издательствам к авторским рукописям // Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского [Электронный ресурс]. Адрес: http://vernadsky.info/
Эксперимент и инновации в школе 2014/1
23