Школа и ФГОС второго поколения
J
Л
Кадыкова Ольга Мамедовна
заместитель директора СОШ № 641 имени Сергея Есенина г. Москва koma641@yandex.ru
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - ОСНОВА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
___________________________________________________________С
Аннотация. Автор раскрывает систему работы школьного научного общества как механизма управления учебной исследовательской деятельностью учащихся. Делится опытом реализации общешкольного проекта, как управлять проектно- исследовательской деятельностью учащихся на примере общешкольного проекта « Тропа к Есенину».
Ключевые слова: школьное научное общество, конференция, проектное сознание, субъектное взаимодействие, общешкольный проект «Тропа к Есенину», музейная педагогика.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных ситуаций [2,3,6,7,8]. Обновляющейся школе требуется такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; развивали бы в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся; реализовали бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов [1,4,9,10].
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
■/ Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, не приводит к системности знаний.
S Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.
■/ Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися - репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.
Возникает противоречие между предметными и универсальными умениями и навыками, учебной деятельностью и универсальными способами достижения лично-значимого результата, обособленностью предметных умений и необходимостью их трансформации в метапредметные.
проблема... не достаточно сформированы у выпусшт школы
) Деятельностные компетенции
Исследовательские компетенции Профильное обучение
Ценностно- смысловые компетенции Н Проектно- И Н исследовательская И Н деятельность учащихся И
1 Музейная 1 педагогика 1 Создание развивающейся Щ среды для освоения учащимися требуемых ( Общешкольны^. компетенций, формирования V проекты ) конкурентоспособности на основе применения инноваций и эксперимента
14
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Школа и ФГОС второго поколения
Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно - смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования [5,9,11,12].
Школа - это очень важная составляющая общества, это механизм формирования человека как личности, как гражданина, как работника, т.е. как субъективной социальной системы.
Процесс формирования происходит во времени, во взаимодействии, в пространстве, где время - это школьные годы, определённые системой преемственности: от простого к сложному, от факта к доказательству, от знакомства к пониманию и объяснению, социализации и рефлексии. Основой этого процесса, безусловно, является деятельность в различных формах проявления. Объективность деятельности заключается в обязательности взаимодействия, которое осуществляется во всём многообразии форм, а также в последующем результате, который можно рассматривать как изменение и как продукт личностного и социального характера. Рассмотрим это подробнее: обучающая деятельность - это постоянное состояние и форма существования ученика, результаты которой отслеживает общество в лице педагогов , родителей, окружающих, а такжа эдо состоянде самаго тебёнка, который осознаёт, что он это запомнил, понял, принял, узнает через какое-то время, сможет повторить этот процесс бесконечнд. Не, что снСтвоиэожноноь жид общества и ученике зефггпироваоь оендльоит и птаг дукт этого процесса?
Это реализация на практике получения продукта и использование результатов как некой суммы изменений.
Общество и ученик нуждаются в объективных условиях для фиксирования этого состояния. Единственным условием может быть сама деятельность, взятая в различных целевых и содержательных аспектах.
Примером таких условий является учебная исследовательская деятельность ученика.
Школа единственный социальный институт, который призван создать такие условия, создать соответствующие структуры, управленческие механизмы, построить необходимые формы взаимодействия.
Из схемы видно, что учебная исследовательская деятельность может осуществляться на уроке, как внеурочная в рамках дополнительного об-
разования, при реализации профильного обучения. Эту горизонталь можно рассмотреть в развитии: урок как основа, единица, форма осуществления учебной деятельности требует расширения и дополнения в реализации дополнительного образования, чтобы дать возможность выбора содержания деятельности, а профильное обучение фиксирует субъективный выбор ученика и даёт возможность самореализации в конкретной деятельности с определённым багажом знаний и навыков.
Другие горизонтали показывают функциональность и результативность учебно - исследовательской деятельности. Урок несёт функцию освоения предмета и выводит ученика на творческий уровень усвоения (вертикаль: урок, средство освоения предмета на творческом уровне). Внеурочная деятельность ставит задачу реализации интеграционных процессов, что даёт бесценный опыт коммуникации, исследовательского поведения (вертикаль: внеурочная деятельность, интеграционная функция, коммуникативный опыт и исследовательское поведение). Профильное обучение предполагает углубление в предметную область, на основе которого формируются исследовательские компетенции (вертикаль: профильное обучение, углубление в предметную область, исследовательские компетенции).
Таким образом горизонтальное прочтение схемы позволяет сделать вывод, что учебно - исследова-нсоьвпая деэтвсэнаднэ присодат г сэмоо преенлесаж, а вертикальное восприятие показывает механизм самоуправления проектно - исследовательской деятельностью.
Шодлв днлжнс создавать удесвтд деаформире-оажпя аааносор,оалвдиющиож тякдми компетенци-
Учебно-исследовательскаядеятельность
Урок Внеурочная Профильное
деятельность обучение
Д д Д
Средство Интеграционная Углубление в
освоения функция предметную
предмета область
д Д Д
Предметные Коммуникативный
знания на опыт, Исследовательская
творческом исследовательское компетентность
уровне поведение
ED
CD
CD
m
CP
d
m
d
Ш
HI
□□
Схема:Учебноисследовательскаядеятельность.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
гс
Школа и ФГОС второго поколения
«Общешкольный проект: «Тропа к Есенину»
Уроки посвящённые юбилею поэта. Проектные урок.
Творческие задания. Предметные конкурсы: чтецов, сочинений.
(
^^■Конкурсы плакатов. Страничка
^^Нв электронную энциклопедию. ^ЩКонкурс букетов.
Общешкольная проектная игра.
Проектно-исследовательские работы. Рефераты. Экспонаты для школьного I музея. Литературные альманахи. I Внутришкольный журнал «МирокЪ»
ями. Проеетное обучение,как одно из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящно запроеам общестзт.В п^зонн п|эоовт-ной деялнлекосьенлложона аден о напоахоенности учебно-поенннхтельной д^я^^л!^н^с^ыни швпльнеков нп результат, который получается при решении той или иной пракоятоснооли ьос^ра^з^оь^^з кноеимнй гедлчн. Проект как метод обукеная пнедоотвльет аобойнв-ально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими обучающимися потому, что им интересно найти пдтнаевешонен (оолоьге иоп несдичао1^ьбТе-матика нрньщос опззоды^оея еннкеpшeедей вночиел-стью, а также доступностью выполнения. Используя в обучение ыметод прнекенв, оея^е^^иенсщктогеюы всю техт^лнее нншеж^е задаоеот птитановки поо-блемы до пнодcсодлeооя ще-дльна^
Проектный метод помогает реализовать проблемное обуоееил как екоаяивеpyющее и углубляющее познание, позволеат оТдчать самостоятельному мышлению и деятелнаонта, лысеем номе пддоодз е самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимщ^е^Сст^аою.
Одной ез вндущие водан^гс^^нс^о оелсй мтто-да проектов является овладение новым способом деятельности. Этот процесс нужно организовывать, моделиновпеь так, ч-лбо! лОучаююьпс^о ааучплииь: намечате чадyщеао Te^iaae (прс^з^е^жлт^з^оюоС цеви и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный пута ври нклчнод (альтернативы; осуществлять и аргументеовпто вы6оо; пеедуплатрлсата попдьд-ствия вн1боае; дпйетвосете самoдодяонлынп-бос пов-сказки); сравнивать полученное с требуемым; кор-
еектвоoчнпьяееночннocнь cпчотнспеодпжьтоыкчlx результатов; объективно оценивать процесс (саму де-етeлннoнои) и рлиулвоат поыкконpоденин.
Имеено нpаовтзaя доетннннocнаеезхoлнтcше-стльь г^сл^акт к ер-цвсен г^откиччхгo не^ененло еьо чающимися суммы знаний на овладение им различны-мн вг^епнбaлтдeетenьчеоти вдсннваеь деетупности ннфеpмнLююнных peаыееоо, отп ехособнеоует пктоп-ному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и нестандартные ус-ловез.
Реаяввация проектной деятельности требует универсальной формы, такой как общешкольный проект.
р тнмы.кетеого должан Жлк адеованлн н^ежлрет-иым о со Векнонтно аBpaдознпнл ьноН внeбеl.Л ннп.lеч Центколбьез олссот аш пт-дог: «Лроед к Шнeнтнy». Тема выбрана не случайно: Центр носит имя Сергея Есенина, функционирует музей «Тропа к Есенину», рядом находится Есенинский бульвар, где располо-жпн аяметник Eннннкы Сало здапик ыкoыыcнодево-вано в Есенинской тематике: барельеф поэта, русские петь-ко от пpкжкхлннoбyнaвпдe, до-мбе с синими ныкхлтычнтвeеьлп о нeнннаш зшeго сезена, бщДаыыч ми цветами Сергея Есенина.
Проект: «Тропа к Есенину» реализуется комплек-онь:в отаВной,снc-шнптедкннK, экееероднннлльаей соттеоьпоетх Центпе ыШpтгoчонхд. Опработат ьо-мые различные формы деятельности. Проект имеет особенности:
он трннндиьнвыО, пост-елин аeйстнщoщиО, ь-пео алгпритл, я взлетев унисотcочы^тC унpнатхочеcкoП моделью. Работа над проектом планируется во всех
16
Эбнкeчлоыдт и инновации в школе 2013/5
Школа и ФГОС второго поколения
аспектах, каждое направление имеет раздел по реализации есенинской темы.
Например, учащиеся начальных классов готовят коллективные проекты связанные с народными мотивами в лирике Есенина. Проекты расширяются приобщением детей к народному творчеству: изучение обрядов, поговорок, песен, народных танцев, русского хоровода, бытовых традиций дореволюционной России, христианской культуры.
Учащиеся основной школы приобщаются к проекту через систему дополнительного образования: кружок «Юный экскурсовод», «Есенинский ландшафт», «Литературная гостиная». Проводятся во всех классах Есенинские уроки, классные часы, тематические интеллектуальные игры, конкурсы, викторины. Учащиеся работают над индивидуальными исследованиями по теме: «Есенин и Клюев», «Христианские мотивы в лирике Есенина», «Цвет в Есенинской поэзии».
Постоянно пополнятся экспозиция школьного музея. Экспонатами становятся продукты проектной деятельности: флористические экспозиции, как постоянно действующая выставка « Есенинский букет», тематические подборки материала по творчеству поэта, собрание рефератов, ученических исследований, дневников экскурсий. Особое место занимает сотрудничество с обществом «Радуница», которое хранит память о поэте и поддерживает связь с родственниками С. Есенина, организует в школе встречи с людьми, знавшими Есенина, с артистами и современными поэтами. В школе проводятся дни С. Есенина: для первых классов это первое посещение музея, первая экскурсия к памятнику поэта, первое стихотворение, прочитанное своим одноклассникам.
Для выпускников это публичная защита своего исследования по теме, чтение любимых стихов Есенина, традиционное сочинение « Моя тропа к Есенину».
Данный проект призван обеспечить поступательное развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного общеобразовательного учреждения - работы по организации проектной деятельности обучающихся; ориентирован на основные положения и содержание программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики.
Система рассчитана для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.
Цель реализации общешкольного проекта: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Задачи:
■/ разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы, развитие системы по её организации;
■/ развитие ресурсной базы школы (нормативно-правовой, материально-технической, учебно-методической, информационной, кадровой, организационной), отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включенных в проектную деятельность;
■/ внедрение в образовательную практику школы продуктивных педагогических технологий, методов и форм обучения, повышающих эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;
■/ организация активного и успешного опыта участия обучающихся в межпредметной творческой проектной деятельности;
■/ совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с обучающимися по формированию умений и навыков межпредметного проектирования.
Для оценки эффективности и результативности решения задач предлагается система показателей результативности:
■/ удельный вес численности школьников, вовлеченных в проектную деятельность;
■/ положительная динамика состояния здоровья обучающихся;
■/ повышение качества знаний обучающихся;
■/ рост объема проектных работ;
■/ количество программ, авторских методических разработок, курсов, методических рекомендаций по проблеме;
■/ рост числа педагогов-координаторов школьных проектов;
■/ рост квалификации педагогов;
■/ количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности.
Методологические принципы общешкольного проекта в рамках проектного обучения:
■/ процесс работы не менее важен, чем ее результат;
■/ учебный процесс должен строиться не в логике изучаемых предметов, а в логике деятельности;
■/ опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;
■/ допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех обучающихся;
■/ комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;
■/ система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к её результату;
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
17
Школа иФГОСвтор ого поколения
Схема формирования умений и навыков в проектной деятельности
S гуманистический смысл системы проектного оВучетия оостоио п том, что она не просто лредполагавт доятялппость обучающихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их овоическия опоообняттеГ.
Оерущив тдчи лтгав^зоеии й>ос^оя^тЛ п^^ет^лл(^нд-сти обучающихся:
■/ В центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает яедлвктоие рязочтою ягт оноовтдодзынуттот оамлуч-яслзацие;
S Образовательный процесс строится не в логике учеб-чио т|эодмотов, а в логикядеятяловооти, ИMЛ^L^^о отиооотныс ямивд д.пяoTyлaющосяя, отз пснытает их мотивацию;
S Каждому предоставляется возможность свободно выбирать тему, вид, продолжительность, форму проекта. Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
■/ Индивидуальные темы работы над проектом обеспечивают выход обучающихся на свой уровень развития;
■/ Проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт.
■/ Проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею,
решить какую - либо проблему, принести кому-то пользу.
Общешкольная проектная деятельность реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и ооу|се межсубъектного взаимодействия (совмест-РюитнЛ оря этом формируются умения и навыки про-очторлванло.
Проектная деятельность успешно интегрируется в лоpтиoвaдулоный орз^ссшлооы. °ф основные этапы одогита раятилиз теoлкт^^ыт умооий обучающихся oднaoвоые лоеми.
Направления работы:
1. Орт^оялц^я тинeгзнот деятнроооееи оауидющихся.
Я. Обучнняо п^ольшн умениям т ровноам проектирования.
3. Организация методической работы с педагогами по проблеме.
4. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня.
5. Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования.
В осуществлении программы участвуют: администрация школы, опытно-экспериментальные лаборатории; педагоги; библиотекари; классные руководители; социально-педагогическая служба школы; ШНО «Эврика»; Школьный музей: «Тропа к Есенину».
18
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Школа и ФГОС второго поколения
Схема. Взаимодействие участников проектного процесса
Участники проектного процесса находятся во взаи-модействии,их функциональные обязанности разграничены.
Функции администрации школы, в частности, вкл ючают:
е РчхреЧзтер ся>аэт1^инавиетс^зи^ыеи дикумеивои , япуеделяхеих 6^e6oBBens^,Bpe^6as^Baa^H: к пиави-дению проектных работ.
/Яу^ед^^^хеефы^1^га иноведвиияииыектои,вспюьая ртвевудеиее сдекти, итсоавмызса птывиоеиие кях^и-го из этапов проектной деятельности.
V Осуществление ресурсного обеспечения проектной деиятльиости.
V Осуществление общего контроля за проектной дея-ти^ь^доулф.
Ф-нкца иьуниводителя предметной опытно - экспериментальной лаборатории:
V Определение предметных теоретических блоков, ив аквх киддт-ixao гза Сы исищыстяяхтеся проектная дедтеииность.
V Разработка примерного перечня тем проектных °a°03.
■а иоорлииыити аежыиеоаинныиввнхеи времках проектной деятельности.
V Распределение нагрузки учителей-координаторов проектов.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
19
Школа и ФГОС второго поколения
•Средняя школа (10 -11 классы), Проектная деятельность на уроках и на снятиях элективных курсов,
•Виды проектов:исследовательские, межпредметные, социальные
•Основная школа (5-9 класс). Проектная деятельность на уроках и во внеурочной работе.
•Виды проектов:творческие, социальные
•Начальная школа (1-4 классы). Проектная деятельность во внеурочной работе.
•Виды проектов: информационные, практико-ориентированные, совместные (коллективные, групповые, детн-р од ит ел и)
J
Л
J
Схема. Структура проектного процесса в школе
Педагоги-координаторы проектов, являясь кпю-чевыми фигурами, непосредственно организующими и еонтралиорфми1ои ооущестсииние обучающнми-се проектной деятельности, выполняют следующие функции:
■/ Тромзоесме квгсупетсцин нзоастнигаои пеоекнсс;
■/ Трбамдепие зе сс/^смонс^нмс^Юо^ту^ар^с^м;
S Руководство проектной деятельности в рамках согласованного объекта исследования;
У Оснщзсовлннсн ортсмииосвий поддержки проектной деятстьзосеи;
S Планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода;
■/ Тоэтапнно итмлещиоаасо везвлотатсо в|э^^эеоГ| днм тельассги;
S Координация внутригрупповой работы обучаю-
ЩЯХОЯ.
Футкоаи nonccarc рyнoвoдеттJ^рO:
S Информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и смсктсртроты тaрпсoсктaмн;
■/ Формирование проектных групп и контроль за осуществлением начального периода проектной подготовки;
■/ Организация поддержки ресурсного обеспечения проектов;
■/ Контроль за внешкольной проектной деятельностью;
■/ Помощь в подготовке к общешкольному фестивалю презентаций проектов.
Ответственные задачи в течение всего проектного периода возлагаются на библиотекаря школы и руко-вотетелт дно-мвого еуоеа:
■/ Ресурсное обеспечение проектов.
■/ Планирование работы библиотекаря с учетом проектной деятельности, работы с различными источниками иофсем ации.
■/ Представление участникам проектов возможностей видео, медиатеки.
Немаловажная роль при выполнении проектов от-вемствя родителям обучающихся. Они поддерживают своих детей в течение всего проектного процесса, по-могоюо то.
Длаpоолтзроирняитоелeсноlи в программе задач резербoтвеaттроктеPa грoистеогс процесса в школе.
Формы работы с педагогами в процессе реализа-цаи пpогpсеуеl:
юРд Pопeря^^ин еидтгсгичеркмгсcнвета;
S - Заседание руководителей МО учителей-предметни-ков; кафедр;
S - Заседание опытно-экспериментальных лабораторий;
■/ - Заседание творческих групп педагогов;
■/ - Занятия по обучению координаторов проектов;
■/ - Семинары, семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, методические декадники;
■/ - Консультации по вопросам проектирования;
Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:
■/ - Проектные уроки и уроки с элементами проектной деятельности;
20
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Школа и ФГОС второго поколения
СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ЭВРИКА»
ГУМАНИТАРНАЯ
I
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЕСТВЕСТВЕННО-
НАУЧНАЯ
I
КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ХИМИИ
НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
I
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
г
ИНОСТРАННЫЙ
ЯЗЫК
I
КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОМ И ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕНИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧИТЕЛЬСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Схема: «Структура школьного научного общехтва»
Секции ШНО «Эврика»
Ученическая
конференция
Творческие
конкурсы
Проектноисследовательские
Социализация
сшдашаъ
Экспертный Совет ШНО «Эврика»
Методические
объединения
Учисельская
конференция
Трансляция результатов
Повышение
кеалификации
Самореализация
Схема: ШНО - механизм управления и взаимодействия
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
21
Школа и ФГОС второго поколения
S - Проектная деятельность в рамках предпрофильной подготовки;
■/ - Курс практических занятий «Учимся проектировать»;
■/ - Проектная деятельность на свободной самостоятельной работе;
Деятельность реализуется и управляется на основе функционирования Школьного научного общества « Эврика»:
Структура школьного научного общества «Эврика» секционная, где прослеживается соответствие структурных элементов ученических и учительских образований. Существующие секции ШНО имеют соответствие предметным объединениям учителей: - гуманитарная секция ШНО соответствует методическому объединению учителей русского языка и литературы;
■/ естественно - научная секция ШНО соответствует кафедре биологии и химии;
■/ секция ШНО «Иностранный язык» соответствует кафедре иностранного языка и литературы;
■/ секция ШНО «Начальная школа» соответствует методическому объединению учителей начальной школы.
Их объединяет учительская и ученическая научно-практические конференции, где учащиеся и учителя представляют свои конечные продукты: проекты, рефераты, исследования, методические описания, рекомендации, приёмы, дидактические единицы авторского происхождения и многое другое. Таким образом, ШНО даёт возможность реализации, в рамках структуры, для всех участников деятельности.
Любая структурная единица, в частности ШНО, требует управленческой конкретизации и универсального соответствия видам деятельности, что даёт возможность прогнозирования и конкретизации результата. Таким образом, структура ШНО полностью соответствует структуре экспериментальной деятельности на тему: «Разработка элементов образовательной технологии на основе учебной исследовательской деятельности учащихся».
Структуру ШНО можно также представить как механизм управления и взаимодействия в образовательном процессе.
На схеме представлено соответствие управленческих элементов, относящихся к главному образовательному взаимодействию между субъектами процесса учителем и учеником.
Очевидное структурное соответствие (горизонтали 1,2,3) подкрепляется деятельностным соответствием (горизонтали 4 и 5) и опирается на результат, осознан-
ный субъектами процесса в виде социализации для ученика и самореализации для учителя.
Созданная и отлаженная система работы позволяет реализовывать любые общешкольные проекты, независящие от темы, количества участников, формы представления.
Литература
1. Абрамова М. Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 23-25.
2. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука.- 2012.- № 4. С.39-50.
3. Белкин А. С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997. 185 с.
4. Курушкина С. А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 4.С. 25-28.
5. Марко А. А. Экспериментальное исследование поступательного равнопеременного движения твердого тела. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 2. С. 58-63.
6. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб.- практ пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гном-Пресс, Моск. город. пед. о-во, 1999.- 192 с.
7. Рожкова О. Ю., Евстифеева О. В. От школьного исследования к целостному образовательному пространству. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 5. С. 37-43.
8. Ромек В. Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журн. практ. психолога. 2000. № 3-4. С.218-235.
9. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 1.С. 58-65.
10. Сиденко Е. А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 29-32.
11. Федина Л. С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 4.С. 7-9
12. Федина Л. С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 4.С. 7-9.
22
Эксперимент и инновации в школе 2013/5