Социокультурная среда образовательной организации
13. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.
14. Краснова О. В. Проблема поиска единого механизма функционирования и развития систем педагогических взаимодействий: опыт структурно-динамического исследования // Образование и наука. 2009. № 11 С.123-128.
15. Мокина Е. В., Ерохина И. О., Басырова Р Р Билингвальное и поликультурное развитие младших школьников в условиях гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С.65-73.
16. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-48.
17. Самсонова О. Б., Пермитина О. Н., Ткаченко Т. А. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в учреждении повышенного статуса // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.35-42.
18. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.41-45.
19. Стариков П. А. Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «креативного этноса» современной студенческой молодежи // Образование и наука. 2013. № 7. С.114-125.
20. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.
21. Хотинец В. Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.43-48.
22. Ярославцева Е.Н. Разработка модели системы оценки качества образования, стимулирующей развитие современной гимназии в инновационном режиме // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.70-78.
J
Басенцян Светлана Ивановна
директор
Барановская Надежда Николаевна
заместитель директора МБОУ СОШ № 64 г. Нижний Тагил E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Л_________________________________________________Г
Аннотация. В работе представлена система деятельности по внедрению в практику работы школы организационно-содержательной модели здоровьесберегающей среды школы.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, сетевое взаимодействие.
Завершение двадцатого и начало нового столетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодёжи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваться под нужный ритм. Выраженный дисбаланс нагрузок усиливает дезадаптацию к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками [16,19,20,21]. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей, и это предполагает направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей
ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности [1,2,4,11,18,22]. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников. Анализ научных данных указывает на необходимость осуществления образования в здоровьесберегающей парадигме, что наиболее соответствует современному состоянию здоровья школьников.
Здоровьесохраняющее образование, по нашему мнению, возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению [3,10,13,15]. Возникает необходимость разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни школьников в образовательном учреждении. В то же время налицо противоречия.
• между возрастающими потребностями общества в физически, психически и интеллектуально здоровом подрастающем поколении и недостаточной разработанностью теоретических
52
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
и практических основ формирования здоровьесберегающей среды образовательных учреждений;
• между осознанием педагогическим коллективом необходимости формирования здоровьесберегающей среды школы и недостаточной разработанностью системы комплексного сопровождения формирования здоровьесберегающей среды школы.
В этой связи в период 2011-2014 гг. в МБОУ СОШ № 64 г. Нижний Тагил в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва)
[5,6,7,8,9] велась системная деятельность по решению проблемы преодоления несоответствия между существующим уровнем благополучия школьной жизнедеятельности учащегося и требованиями ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, гарантирующим создание комфортной развивающей образовательной среды [12,14,17].
Тема исследования: Формирование здоровьесберегающей среды школы.
Идея изменения: разработать и внедрить в практику образования организационно-содержательную модель здоровьесберегающей среды школы, критериальную базу сформированно-сти здоровьесберегающей среды, методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей среды школы.
Цель исследованя: определение совокупности форм, методов и средств формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала, безопасного самовыражения.
Объект исследования: здоровьесберегающая среда общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы будет результативным, если:
• ведется системная деятельность по сохранению и развитию здоровья учащихся общеобразовательной школы исходя из влияния на него социальных и педагогических факторов;
• реализуется пролонгированная комплексная диагностика здоровья школьников, коррекция выявленных нарушений уровня физического развития и подготовки, психофизиологической адаптации, показателей физического, психического и социального здоровья ученика;
• здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения создает оптимальный режим для реализации двигательной активности школьника, сохранения и развития их здоровья, отношений партнерства ученика и учителя и т.д.;
• выявлены и экспериментально проверены формы, методы и средства формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников;
• реализуются педагогические технологии сохранения и развития здоровья школьников и др.
Задачи исследования:
• обеспечение благополучия школьной жизнедеятельности учащегося:
- физического (рациональное и качественное питание, медицинское обслуживание и профилактика заболеваний, физическая культура и спорт, осуществление образовательного процесса на основе здоровьесберегающих организационно-педагогических технологий, создание здоровьесберегающей экологии образовательной среды);
- психического (осуществление образовательного процесса на основе здоровьесберегающих психолого-педагогических и учебно-воспитательных технологий, использование возможностей и активизация деятельности службы социальных педагогов, медицинской и психологической службы в пропаганде здорового образа жизни);
- социального (профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья школьников, военно-патриотическое, художественно-эстетическое воспитание, развитие лидерства и созидательной активности и др.);
- духовно-нравственного (усиление воспитательного потенциала образовательного процесса);
• повышение профессиональной компетенции педагогических работников школы по вопросам здоровьесбережения; создание творческим коллективом педагогов организационно-содержательной модели здоровьесберегающей среды школы, разработка критериальной базы по оценке сформированности здоровьесберегающей среды, методических рекомендаций по формированию здоровьесберегающей среды школы.
• объединение в единый образовательный комплекс образовательной, досуговой и оздоровительной деятельности;
• развитие форм социального взаимодействия, социальной практики учащихся.
Методологической основой исследования явились философские идеи о всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений объективной реальности, единства теории и практики, деятельности и общения как важнейших факторов развития человека, социальной обусловленности сущности личности; теории социальной и педагогической интеграции; ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, её взаимодействия с окружающей средой; формирования ценностных ориентации, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений. Междисциплинарный характер разрабатываемой в исследовании проблемы потребовал привлечения теоретических положений и исследований по физиологии, философской и педагогической антропологии.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение философской, социологической, медико-биологической, психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта по проблеме исследования; изучение международных документов, задающих мировые стандарты подходов к исследуемой проблеме, документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования и сохранения и развития здоровья учащейся молодежи; эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы; методы статистической обработки экспериментальных данных.
Основное содержание деятельности по проекту:
• последовательное формирование в школе здоровьесберегающей образовательной среды с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья;
• воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
С целями развития воспитательного потенциала обучения, вовлечения старшеклассников в социальную практику, предоставления возможности деятельности в соответствии с профессиональными интересами и жизненными ориентирами в школе организуется:
• научно-исследовательская деятельность учащихся по проблемам здоровья нации, ценностях семьи, здорового образа жизни, народной медицины, в т.ч. Урала, и др.;
• внутришкольные медицинская и психологическая практики старшеклассников в рамках комплексной программы «Здоровье»: уроки здоровья, тематические классные часы, индивидуальные беседы с курящими, потребляющими алкоголь, др.;
• агитбригады в рамках комплексной программы «Духовнонравственное воспитание учащихся школы»: рейды, темати-
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
53
Социокультурная среда образовательной организации
ческие недели профилактики вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни; участие в благотворительных акциях, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях.
В рамках реализации проекта в школе ведется системное отслеживание изменения отношения участников образовательного процесса к процессу формирования здоровьесберегающей среды в школе. (См. диаграммы рис. 1-3).
Результаты опросов, представленные на диаграммах (рис. 1-3) свидетельствуют о важном значении системной инновационной деятельности для участников образовательного процесса.
В качестве планируемого результата сформированно-сти здоровьесберегающей среды школы выступает снижение факторов риска по проблеме здоровья учащихся и развитие личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и без-
Согласны ли Вы, чтобы в школе проходили изменения
да нет затрудняюсь
Рис.1. Отношение к введению инновацийвшколе
опасного поведения. Учитывая, что в МБОУ СОШ № 64 созданы классы медико-биологического профиля, реализация внутришкольных медицинских и психологических практик учащимися в рамках комплексной программы «Здоровье», призвана способствовать профессиональной ориентации старшеклассников.
Научная новизна связана с разработкой организационно-содержательной модели здоровьесберегающей среды школы и соответствующей критериальной базы сформиро-ванности здоровьесберегающей среды.
Количественные и качественные показатели деятельности школы в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.
В образовательной организации 16 педагогов работают в творческой группе по реализации проекта, остальные занимаются вопросами здоровьесбережения на школьных мето-добъединениях.
Г отовы ли Вы принять участие в этих изменениях
Да Нет Затрудняюсьответить
°ис. °. Участие н фо° онровании здоронь есберегающейсреды в школе
Организационная культура школы Семейная
(клановая) культура (А)
Ролевая
(иерархическая) культу pa(D)
Результативная
(рыночная)
___культупз fcl_
Новаторская (адхократичная) культура (В)
-Текущее состояние -Проектируемое состояние
Рдв. юнценна возвожныа нзменннфй о°чанинацвоннойкунФтуды школо1 в результате работы по проекту
Таблица 1
Публикационная активность педагогического коллектива
Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях
2010 12 - - 1
2011 5 - - 1
2012 12 - - -
2013 14 5 - -
54
Эксееримен т и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
Участие школы в грантах и конкурсах
Таблица 2
Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования
2010 - Участники Всероссийского конкурса «Директор школы - 2010» - Победители Всероссийского конкурса лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» - Лауреаты Всероссийского конкурса учителей физики, биологии и математики фонда «Династия»
2011 Участники городского конкурса методических разработок уроков Победители Всероссийского конкурса лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование»
2012 -- Победители городского конкурса молодых специалистов - Победители городского конкурса педагогических работников - Участники Всероссийского конкурса лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» - Участники Международного образовательного проекта Глобальная школьная лаборатория «GlobalLab» - конкурс «Лучшая идея совместного исследовательского проекта ГлобалЛаб»
2013 Участники областного конкурса методических разработок «Современный урок информатики в условиях введения ФГОС ОО»: - Дипломанты Национальной премии в области образования Всероссийского конкурса «Золотой фонд Российского образования» - Дипломанты Национальной премии в области образования Всероссийского конкурса «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании - 2013» - Участннки Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012-2013 году - Победители Всероссийской дистанционной психолого-педагогической олимпиады для учителей проекта InfoUrok.ru - Дипломанты Общероссийского конкурса «Инновационные методы преподавания в начальной школе»:
Таблица 3
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2011 2 -
2012 1 -
2013 2 - 4 окружных практико-ориентированных семинара - Городской практико-оринтированный семинар «Организационно-педагогические условия сохранения физического здоровья школьников»
Доступность инновационного опыта широкой педагогической общественности обеспечивается размещением информации на сайте школы http://www.school64.ucoz.ru.
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ (г. Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, НТФ «ИРО», МИМЦ г Нижний Тагил, НТГСПА, ГДДЮТ, СЮН, инновационно-активные ОУ Свердловской области.
Литература
1. Баянов О. М., Токарева И. В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. С.25-29.
2. Валюх М. Н., Голева Л. В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.13-15.
3. Васильченко Л. В. Славянские практики здоровьесбережения в современной педагогике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.48-50.
4. Герт В. А. Проблема субъектности в современном образовательном учреждении // Образование и наука. 2011. № 1. С.4-17.
5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети 17. // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
6. Давыдова Н. Н. Сетевая организация научно-методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.13-17.
7. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
8. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.
9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
10. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования // Образование и наука. 2010. № 2. С.3-18.
11. Зарипова М. С., Барон С. А. Создание здоровьесберегающего пространства школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. С.32-36.
12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С.3-15.
13. Куницкая С. В. Технология модульного обучения в системе здоровьесбережения и формирования образованности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 5. С.51-54.
14. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.
15. Решетников В. А. Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.34-38.
16. Самарцева И. Ю., Курбачева Т. Л. Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. С.39-44.
Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
55
Социокультурная среда образовательной организации
18. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.
19. Тараканова В. В., Соловьева Н. Г Здоровье современных подростков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.66-71.
20. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С.112-126.
21. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.66-72.
22. Яшина Г А., Сиденко А. С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.21-25.
J
Л
Быстрова Ольга Аркадьевна
директор
Копылова Татьяна Владимировна
заместитель директора МБОУ СОШ № 23 г. Нижний Тагил E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
_____________________________________Г
Аннотация. В статье представлены подходы к созданию условий и обеспечению возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства в укреплении социального здоровья, где основными критериями социального здоровья являются социально-психологическая адаптированность субъектов социокультурного пространства, самоактуализация, социальная направленность деятельности.
Ключевые слова: социокультурное пространство, социальное здоровье, сетевое взаимодействие.
ктуальность исследования состоит в том, что сегодня образование выполняет по отношению к индивиду ценностно-ориентационную функцию, реализация которой подразумевает и формирование определенных компетентностей (например, социальной), и ряда базовых ценностей, имеющих особую значимость для нашей страны (патриотизм, нравственность, толерантность) [1,3,17,19]. В основе этого лежит позитивный социальный опыт, который получает индивид в процессе творческого преобразования действительности [2]. Указанные характеристики являются ключевыми для социального здоровья, которое рассматривается как гармония взаимоотношений человека с другими людьми, социумом, обществом, культурой, способствующая не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и тому благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, социум, общество и культуру в целом. (Л. А. Байкова). Школа формирует то пространство, в котором на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе [4,16,20,21]. Если социокультурное пространство образовательного учреждения по своему социально- и духовно-ценностному потенциалу превосходит окружающее ее пространство, тогда оно положительно влияет на социокультурное развитие микрорайона ОУ.
В связи с этим, подходы к проблеме сохранения и улучшения здоровья школьников сегодня характеризуются рядом противоречий:
• между особыми социальными потребностями учащихся в формировании позитивного опыта взаимоотношений в социуме
и сложившейся практикой точечных воспитательных воздействий в контексте школы;
• между потребностью образовательного учреждения в мобильном и творческом педагоге и традиционно консервативной позицией педагогического коллектива;
• между стагнацией семейного воспитания в условиях современного российского общества и повышенными требованиями к социальной адаптированности подрастающего поколения;
• между современными требованиями государственной политики в области образования, где школа для ребенка должна стать местом удовлетворения потребности в общении и личностном признании и отсутствием нормативно-методического обеспечения на уровне региона и города;
• между потребностью общества в формировании здорового поколения и реальными условиями жизни и обучения учащихся.
В этой связи в период 2011-2014 гг. в МБОУ СОШ № 23 г. Нижний Тагил в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г Москва) [10,11,12,13,14,15] ведется системная деятельность по разработке модели социокультурного пространства, способствующая укреплению социального здоровья учащихся.
Идея изменений: сущность деятельности в рамках проекта заключается в создании условий и обеспечении возможностей удовлетворения потребности субъектов социокультурного пространства в укреплении социального здоровья, где основными критериями социального здоровья являются:
• социально-психологическая адаптированность субъектов социокультурного пространства;
• самоактуализация;
• социальная направленность деятельности.
56
Эксперимент и инновации в школе 2014/6