Научная статья на тему 'Здоровая образовательная среда здоровый ребенок к итогам Всероссийской конференции с международным участием'

Здоровая образовательная среда здоровый ребенок к итогам Всероссийской конференции с международным участием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
531
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дегтева Г. Н., Зубов Л. А.

8-11 октября 2003 года в Архангельске состоялась Всероссийская с участием ученых Украины, Беларуси и Прибалтики конференция «Здоровая образовательная среда здоровый ребенок». На ней обсуждены проблемы влияния школьных факторов на здоровье учащихся; особенности развития детей и состояния их здоровья в условиях Севера. Шла также речь о здоровьесберегающих технологиях в учебно-воспитательном процессе; физическом воспитании и организации физкультурнооздоровительной деятельности в образовательных учреждениях с учетом здоровья учащихся; питании в общеобразовательных учреждениях; организации коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, проводимой на базе образовательных учреждений; системе социального и медико-психологического сопровождения образовательного процесса в школе. Были подняты вопросы межсекторального взаимодействия врачей и педагогов по проблеме укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений; совершенствования подготовки и переподготовки педагогических и медицинских кадров по проблеме укрепления здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дегтева Г. Н., Зубов Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровая образовательная среда здоровый ребенок к итогам Всероссийской конференции с международным участием»

ЗДОРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК К итогам Всероссийской конференции с международным участием

Г. Н. Дегтева, Л. А. Зубов

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

8—11 октября 2003 года в Архангельске состоялась Всероссийская с участием ученых Украины, Беларуси и Прибалтики конференция «Здоровая образовательная среда

— здоровый ребенок». На ней обсуждены проблемы влияния школьных факторов на здоровье учащихся; особенности развития детей и состояния их здоровья в условиях Севера. Шла также речь о здоровьесберегающих технологиях в учебно-воспитательном процессе; физическом воспитании и организации физкультурнооздоровительной деятельности в образовательных учреждениях с учетом здоровья учащихся; питании в общеобразовательных учреждениях; организации коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, проводимой на базе образовательных учреждений; системе социального и медико-психологического сопровождения образовательного процесса в школе. Были подняты вопросы межсекторального взаимодействия врачей и педагогов по проблеме укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений; совершенствования подготовки и переподготовки педагогических и медицинских кадров по проблеме укрепления здоровья обучающихся.

Архангельск выбран местом проведения конференции не случайно. В области накоплен положительный опыт сотрудничества педагогов, врачей и научных сотрудников в деле охраны здоровья детей в учреждениях образования. В своих докладах представители администрации Архангельской области Т. А. Спиричева (департамент образования) и Т. И. Лихно (департамент здравоохранения) конкретизировали план совместных действий врачей и педагогов по охране и укреплению здоровья детей при осуществлении образовательного процесса. Главными направлениями этой работы являются: создание условий для воспитания и обучения детей, соответствующих санитарным требованиям, подготовка педагогов по вопросам охраны здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды при организации образовательного процесса, введение в содержание воспитания и образования детей знаний о своем здоровье и формирование навыков ценностного отношения к нему, обеспечение двигательной активности детей, организация психолого-меди-ко-педагогической и коррекционной помощи детям.

Высокое качество образования, включая как процесс, так и результат, не может быть достигнуто без учета потенциала здоровья всех участников образовательного процесса. В нашей области в штаты крупных школ введена должность заместителя директора по вопросам охраны здоровья детей, утверждены должностные обязанности для них. В школах и детских садах вводится 650 штатных единиц педагогов дополнительного образования для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Развивается движение «Школы, содействующие укреплению здоровья» — теперь они есть во всех городах и районах, здесь работают подготовленные на базе школы № 10 г. Архангельска специалисты, а сами эти 32 школы стали базой для подготовки других школ, работающих по данной программе. В целях создания нормальных условий для обучения детей реализуется областной проект «Школьная парта» — за три года в школы поставлено почти 8 тысяч комплектов ученической мебели.

В Архангельской области действует программа «Новому веку — здоровое поколение», конкретными результатами ее можно назвать введение третьего урока физической культуры почти в 150 школах, ежегодное проведение спартакиады школьников и учащихся профессиональных училищ по восьми видам спорта. Свыше 40 % школьников занимаются во внеурочное время в спортивных секциях, за последний год эта цифра выросла на 8 %, ежегодно более 120 тысяч детей охвачены организованными формами летнего отдыха и оздоровления. В целях формирования у населения установки на здоровый образ жизни на областном телевидении реализуется проект «Поморские старты», под патронажем глав муниципальных образований в городах и районах области началось строительство спортивных площадок, хоккейных кортов.

Под руководством доктора медицинских наук, профессора Л. К. Добродеевой учеными Архангельского института природных адаптаций Уральского отделения РАН разработана программа профилактики экологически зависимых вторичных иммунодефицитов у детей. В летний период мероприятия по иммунокоррекции проводятся в оздоровительных лагерях северных территорий области.

Организована работа по своевременному выявлению отклонений в здоровье и развитии детей, направленная на раннюю помощь, лечение, коррекцию. В пятнадцати территориях области созданы службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Создаются школьные психолого-педагогические структуры. В дошкольных учреждениях открыто более 500 коррекционных групп, оздоровительных групп для часто болеющих детей — 9 тысяч дошколят находятся в зоне особого внимания педагогов и узких специалистов. В школах работает около 600 групп корригирующей гимнастики.

Участники конференции посетили учреждения образования Архангельска, Северодвинска и Новодвин-ска, где внедрены передовые здоровьесберегающие технологии.

На пленарных и секционных заседаниях конференции подчеркнута необходимость системного подхода к укреплению здоровья школьников.

Факта низкого уровня здоровья школьников не отрицает сегодня никто. При проведении Всероссийской диспансеризации в 2002 году в Архангельской области выявлено 65,6 % детей с отклонениями в состоянии здоровья. За последние пять лет уровень общей заболеваемости увеличился у детей на 21 %, у подростков

— на 24 %, уровень хронической заболеваемости увеличился соответственно на 15,6 и 19 %. Итоги диспансеризации заставляют серьезно задуматься о чрезвычайно высокой распространенности нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонности к частым простудным заболеваниям у школьников. Озабоченность вызывают изменения в состоянии здоровья подростков, сопровождающиеся снижением способностей к учебе, ограничением в выборе профессии, годности к военной службе, репродуктивных возможностей. Продолжает расти количество детей с алиментарно зависимыми заболеваниями, что нередко связано с нарушением рационального питания. Отклонения в физическом развитии зарегистрированы у 13 % детей. Низкую физическую подготовленность имеют 11 % школьников области. В основной физкультурной группе занимаются только 79 % детей и подростков.

Во многих докладах участники конференции высказывались о том, что надо сделать для повышения уровня здоровья будущего поколения. Однако прежде следует разобраться, что именно приводит к ухудшению состояния здоровья учащихся.

Условия жизнедеятельности школьников в современных условиях характеризуются бурным ростом информатизации; использованием новых интенсифи-

цирующих учебную деятельность педагогических технологий; выраженной гипокинезией; нарушениями в питании; ранней трудовой занятостью наряду с обучением и связанной с ней негативной социализацией детей; использованием современных химических материалов в производстве предметов обихода; нездоровым образом жизни, сокращением числа учреждений для организации внешкольного досуга и отдыха; малоэффективной организацией медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

По мнению директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН профессора В. Р. Кучмы, «образовательная деятельность потенциально опасна для детей». Ребенок, получая знания, объем и уровень которых возрастает с каждым днем при неизмененных, а порой и ухудшающихся условиях внутришкольной среды, платит за них своим здоровьем. В живой природе все уравновешено. Если не изменяется окружающая среда при увеличении учебной нагрузки, то должна быть предусмотрена компенсация дополнительных затрат ребенка на ее преодоление. В связи с этим перед внедрением новых технологий обучения в учебный процесс необходима строгая экспертная оценка как самой программы, так и условий ее реализации.

В последние годы с введением различных экспериментальных учебных программ значительно изменилось качество обучения, отмечается непрерывное увеличение объема и сложности учебного материала. Актуальность проблемы выражается тревогой гигиенистов, педиатров и самих учителей о цене внедрения этих нововведений для соматического и психического здоровья учащихся. Новые программы отличаются от типовых высокой интенсивностью учебного труда и, как следствие, требуют от учеников значительных психоэмоциональных затрат. Большие энерготраты влекут за собой и напряжение функциональных систем организма, что, в свою очередь, не может не отразиться на соматическом здоровье ребенка. Это диктует необходимость дифференцированного подхода к приему детей в экспериментальные классы с учетом стартового состояния здоровья и уровня функционального развития.

Гигиенические проблемы модернизации обучения в общеобразовательных учреждениях обсуждались и на проведенном в дни работы конференции пленуме научного совета РАМН и Минздрава России по гигиене и охране здоровья. Председатель научного совета профессор В. Р. Кучма представил проект проведения гигиенической экспертизы программ, методик и режимов воспитания и обучения детей, подростков и молодежи. Гигиенические критерии здоровьесберегающих педагогических технологий должны предусматривать: ранжирование содержания обучения — минимально необходимый уровень (федеральный образовательный стандарт), на освоение которого отводится 75 % учебного времени; средний (15 % учебного времени); высокий (10 % учебного времени); индивидуализацию обучения в зависимости от психофизиологических возможностей, состояния здоровья и темпа

учебной деятельности школьников; построение учебного процесса, направленное на повышение до оптимальных величин двигательной активности учащихся; формирование отношений между учителями и учениками на основе сотрудничества и доброжелательства.

Государственный эксперимент по модернизации общеобразовательной школы требует научного анализа изменений в состоянии здоровья и физическом развитии учащихся; физиолого-гигиенической оценки влияния современных условий жизнедеятельности на организм детей.

Не только новые, неапробированные обучающие технологии формируют нездоровье учащихся, но и невыполнение гигиенических требований нормативных документов службы Госсанэпиднадзора России. О санитарно-гигиеническом неблагополучии образовательных учреждений свидетельствуют следующие факты. Не полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям 70 % образовательных учреждений страны. В каждом восьмом (12,7 %) регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима. В 49 % учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы, в 30 % — низкие уровни освещения, в 22 % — мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся.

Школьная мебель, не соответствующая ростовым показателям учащихся, приводит к развитию нарушений осанки почти у каждого второго ребенка. По мнению специалистов, замена парты Эрисмана столами и стульями существенно ухудшила состояние здоровья детей. Необходимость замены учебных мебельных комплексов партами нового образца (с подлокотниками), уже имеющимися в арсенале мебельной промышленности, очевидна. Исследования показали высокую (54 %) эффективность внедрения новой одноместной парты с подлокотниками, разработанной творческим коллективом Северного государственного медицинского университета (научный руководитель — доктор медицинских наук, профессор Г. Н. Дегтева).

Снижение освещенности в классных комнатах на сегодняшний день привело к высокому числу детей с ослабленным зрением. По данным мониторинга, проводимого с 1995 года Центром госсанэпиднадзора в Архангельской области, среднемноголетний показатель детей с пониженной остротой зрения на 100 осмотренных составил перед поступлением в дошкольное учреждение 2,7, перед поступлением в школу — 7,4. За период обучения в школе доля учащихся с нарушением зрения увеличивается с 13,5 до 25,6 %. Особенно неблагоприятная тенденция отмечена при переходе к предметному обучению. Доля учащихся с нарушением зрения составила 17,6 на 100 осмотренных, а в дальнейшем с увеличением учебной нагрузки установлены более выраженные ухудшения показателей здоровья. К окончанию школы каждый четвертый учащийся имеет патологию органов зрения.

Нарушение температурного режима в учебных комнатах приводит к высоким показателям заболеваемости острыми простудными заболеваниями.

Питание на сегодняшний день является важным фактором, определяющим состояние здоровья. Основными проблемами организации питания школьников названы: недостаточное количество питающихся в школе детей (например, в Архангельской области горячим питанием обеспечены в образовательных учреждениях менее 55 % учащихся); формирование рациона питания школьников (недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, преобладание углеводно-жирового компонента); слабая инфраструктура и материально-техническая база школьного питания; медленное внедрение новых форм организации питания школьников; недостаточная эффективность производственного контроля на объектах школьного питания.

Одним из проявлений ухудшения качества питания детей является рост заболеваемости, связанной с алиментарным фактором. За последние пять лет у детей в возрасте до 14 лет темп прироста по классу «Болезни органов пищеварения» составил 51,5 %. Организация питания учащихся в общеобразовательных учреждениях требует дальнейшего совершенствования: необходима разработка целевой комплексной программы с привлечением заинтересованных органов, служб, организаций, предприятий всех форм собственности, укрепление материально-технической базы школьных столовых, поиск новых форм обслуживания, внедрение новых технологий приготовления пищи, обеспечение продуктами повышенной пищевой и биологической ценности, повышение грамотности работников столовых, педагогов, учащихся, родителей по вопросам правильного питания.

Особо острым вопросом в формировании здоровья стоит физическое воспитание школьников. Двигательная активность детей в школе низка. Для сохранения достаточного уровня работоспособности детей в образовательном учреждении необходимы 7—8 тысяч локомоций (шагов). Три — пять уроков физкультуры в неделю снижают острую заболеваемость в 3—4 раза; увеличивают уровень физической подготовленности; уменьшают распространенность курения и употребления спиртных напитков.

До сих пор вопрос проведения уроков физкультуры по группам с учетом состояния здоровья школьников не решен. Многие дети на длительный срок (от 2 недель до 3 месяцев) освобождаются от уроков физкультуры. Освобожденные от уроков предоставлены сами себе, а известно, что самое лучшее восстановление здоровья — это дозированная физическая нагрузка. С учетом того, что в городских школах число детей, освобожденных от уроков физкультуры на какой-то период, а также детей с хроническими заболеваниями, требующих специфической физической нагрузки, достигает 8 %, введение уроков физической культуры в форме лечебной физкультуры в реабилитационных группах является крайне необходимым. Занятия в таких группах должны проводиться врачами или методистами по лечебной физкультуре или учителями физкультуры, прошедшими специальную подготовку.

Соматическое здоровье нельзя рассматривать в отрыве от психического здоровья и социального положения семьи. В общей системе укрепления здоровья школьников необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Общение ученика с учителем должно быть «комфортным». Вопросы психодиагностики, психокоррекции и психогигиены ложатся на плечи психологов школы. Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях должны быть комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех учащихся, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала, педагогов, родителей. Дальнейшее повышение эффективности профилактической работы возможно за счет межведомственной интеграции медицинского персонала, педагогов, психологов, социальных работников по созданию технологий охраны и активного формирования здоровья детей. Необходимо обогатить сложившуюся в педиатрической практике систему динамического контроля за ростом и развитием ребенка программой медико-психологопедагогического сопровождения детей. Она должна осуществляться при проведении профилактических осмотров, подготовке ребенка к детскому дошкольному учреждению и школе, в период адаптации ребенка к образовательному учреждению, при работе с ребенком в медико-социальном отделении детской поликлиники. В системе межведомственной интеграции ведущим звеном является коллегиальное согласование результатов медицинского, педагогического и психологического освидетельствования и рекомендаций по дифференцированному назначению оздоровительных и коррекционных мероприятий на заседании медико-психолого-педагогического консилиума (комиссии). Каждый из участников консилиума готовит информацию о выявленных отклонениях и особенностях развития ребенка с учетом принципа компетентности и этических правил медицины и психологии, а также прав ребенка. При этом коллегиально намечаются конкретные индивидуальные медицинские и психоло-го-педагогические мероприятия по оздоровлению и коррекции, определяется место их проведения. Внедрение системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей позволит значительно повысить качество и эффективность профилактических осмотров детей в образовательных учреждениях.

Особое значение в настоящее время приобретает проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, обусловленными различными отклонениями в состоянии здоровья. К их числу относятся дети с сенсорными и речевыми нарушениями, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, задержкой психического развития, умственно отсталые дети. Раннее выявление нарушений развития у детей, преемственность в коррекционно-разви-

вающем обучении дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, подготовка и переподготовка кадров специальных педагогов, координация психолого-педагогической и медико-социальной коррекционной работы становятся актуальной проблемой. Все это и предопределило создание в Поморском государственном университете Института развития ребенка. Основной целью создания института было объединение в единую систему специального педагогического образования в Архангельской области, подготовку и аттестацию научно-педагогических кадров высшей квалификации, научно-исследовательскую и практическую деятельность по вопросам здоровья и развития детей, помощь семье и ребенку в реализации их прав на полноценное развитие и образование. Одним из основных направлений деятельности института стало комплексное изучение и коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей, который служит частой причиной формирования школьной дезадаптации в детском и подростковом возрасте. С этой целью решением совместной коллегии департаментов образования и здравоохранения администрации Архангельской области в структуре Института развития ребенка создан региональный научно-практический центр помощи детям, страдающим синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Здоровье ученика во многом зависит и от здоровья учителя. Профессиональные заболевания учителей общеизвестны, и учителям также требуется постоянная коррекция состояния здоровья. С учетом того, что врач обслуживает в школе и учащихся, и учителей, курирует весь учебно-воспитательный процесс, занимается профилактикой травматизма в рамках охраны труда, для выполнения этих и ряда других функций введена новая должность заместителя директора по охране труда и здоровья участников образовательного процесса. В то же время школа не должна подменять поликлинику, и основная направленность работы медицинского персонала школы — профилактическая. В связи с этим должно быть предусмотрено, чтобы исполнять обязанности школьного врача и заместителя директора по охране труда и здоровья участников образовательного процесса могли не только врачи-педиатры при дошкольно-школьных отделах поликлиник, но и врачи медико-профилактического профиля, т. е. выпускники медико-профилактических факультетов медицинских вузов.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются в дошкольном детстве и осложняются в школьном периоде. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима школьной жизни, формирования культа здоровья, создания атмосферы доброжелательности и заботы.

Конференция в Архангельске явилась важным научно-практическим событием для педагогов и медицинских работников страны. Она выработала стратегию совместных действий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, наметила приоритетные научные исследования в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.