Научная статья на тему 'Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор)'

Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2959
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / "ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ" / ПЕДАГОГИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНЦЕПЦИИ / ПРОГРАММЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / "HEALTH SCHOOLS" / HEALTH / TEACHERS / HEALTH PROMOTING TECHNOLOGIES / CONCEPTS / PROGRAMS / CRITERIA OF AN ESTIMATION / SCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маркова Алла Иннокентьевна

Обсуждаются детерминанты снижения здоровья школьников, связанные с обучением. Рассматриваются образовательные учреждения как субъекты по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся. Существует множество "школ здоровья", использующих в своей деятельности различные подходы и здоровьесберегающие методы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Показаны результаты деятельности этих школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маркова Алла Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health promoting schools and health of schoolchildren (Analytical review)

The determinants of the decrease in health of the school age children, connected with their studies are discussed. The educational institutions are considered as the subjects of healthy way of life formation and strengthening of health of schoolchildren. There is a number of "health schools", using in their activity various approaches and health promoting methods for preservation and strengthening of health of schoolchildren. The results of activity of these schools are shown.

Текст научной работы на тему «Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор)»

[гиена и санитария 3/2013

в сочетании с высокими показателями успеваемости можно характеризовать как существенный показатель оптимизации обучения студентов на основе требований

фгос-з.

На основании анализа выполненных нами психофизиологических исследований определены основные показатели и разработаны критерии оценки эффективности занятий при изучении дисциплины: высокая успеваемость учащихся, полнота выполнения ими учебных заданий, положительная динамика умственной работоспособности (по количественным и качественным критериям оценки) в недельном цикле занятий, которые могут быть использованы при проведении комплексных физиолого-гигиенических и психолого-педагогических исследований в высшей школе.

Литер атура

1. Сыркин Л.А. К итогам дискуссии "О подготовке санитарных врачей". Гигиена и санитария. 1946; 4: 37-42.

2. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Школа университетской гигиены Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Вестник РАМН. 2010; 11: 16—21.

Reference s

1. Syrkin L.A. To discussion results "About preparation of health officers". Gigiena i sanitarija. 1946; 4: 37—42.

2. Minnibaev T.Sh., Timoshenko K.T. School of university hygiene of the I . M . Setchenov Moscow medical academy . Vestnik RAMN. 2010;11: 16—21.

Поступила 21.05.12

© а.и. Маркова, 2013

УДК 613.955:616-057.874-084

А.И. Маркова

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ и ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 119021, Москва

Обсуждаются детерминанты снижения здоровья школьников, связанные с обучением. Рассматриваются образовательные учреждения как субъекты по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся. Существует множество "школ здоровья", использующих в своей деятельности различные подходы и здоровьесберегающие методы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Показаны результаты деятельности этих школ.

Ключевые слова: школьники; здоровье; "школы здоровья"; педагоги; здоровьесберегающие технологии; концепции; программы; критерии оценки

A. I. Markova - HEALTH PROMOTING SCHOOLS AND HEALTH OF SCHOOLCHILDREN (ANALYTICAL REVIEW)

Scientific research institute of public health and healthcare management of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russian Federation, 119021

The determinants of the decrease in health of the school age children, connected with their studies are discussed. The educational institutions are considered as the subjects of healthy way of life formation and strengthening of health of schoolchildren. There is a number of "health schools", using in their activity various approaches and health promoting methods for preservation and strengthening of health of schoolchildren. The results of activity of these schools are shown.

Key words: school age children; health; "health schools"; teachers; health promoting technologies; concepts; programs; criteria of an estimation

На протяжении последних десятилетий сохраняется негативная тенденция снижения уровня здоровья детей и подростков. Ежегодно увеличивается заболеваемость по обращаемости на 2—4%. Распространенность функциональных отклонений и хронической патологии продолжает увеличиваться, уменьшается число здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Отмечается низкий показатель физического развития, физической работоспособности и подготовленности [1—5].

В декларации по охране здоровья школьников в Европе (Дубровник, Хорватия, 2005) отмечено, что болезни в детском и подростковом возрасте в Европейском регионе изменились. Социальные изменения привели к новым проблемам в состоянии здоровья школьников, обусловленным питанием (избыточная масса тела — ИМТ, нарушение обмена веществ и др.), а также повсеместными стали нарушения осанки, близорукость,

для корреспонденции: Маркова Алла Иннокентьевна, e-mail: alelakov@yandex. ru .

неврастения, патология эндокринной системы. Протестные формы поведения подростков наносят существенный ущерб здоровью. По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, 24% подростков в возрасте 15 лет курят; 29% еженедельно употребляют спиртные напитки и большинство из них ведут малоподвижный образ жизни; нередки случаи беременности в подростковом возрасте; распространены инфекции, передаваемые половым путем [6]. В проспективных исследованиях выявлена корреляционная зависимость таких поведенческих факторов, как курение и потребление алкоголя и рост частоты заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, ЛОР-органов у подростков к окончанию школы [2, 7]. Таким образом, школы как структурированные коллективы являются наиболее массовыми образовательными учреждениями, в силу чего показатели здоровья подростков выступают индикаторами санитарно-гигиенического неблагополучия среды жизнедеятельности [8].

Установлено, что детерминанты образования и здоровья школьников взаимосвязаны. Выявлены типичные

60

причины, провоцирующие снижение уровня их здоровья в процессе обучения [2, 7, 9]. Реорганизация системы образования, сопровождающаяся интенсификацией учебного процесса и увеличением потока информации, следствием которых являются высокая утомляемость и высокая физиологическая стоимость школьных нагрузок, вносят существенный вклад в снижение уровня здоровья школьников [2, 9].

Существенным фактором риска для здоровья подростков следует считать нарушение гигиенических норм поведения, непосредственно связанных с учебой, - это нарушения режима дня, питания, двигательной активности [2, 5, 10, 11].

Серьезным недостатком системы образования является неадекватность гигиенического обучения по формированию прикладных жизненных навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к своему здоровью [8, 9, 12].

Значительным прорывом в идеологии школьного образования стало осознание наиболее передовыми педагогическими коллективами необходимости и своей причастности к охране здоровья учащихся. Овладение педагогами новой, не свойственной им функции при отсутствии методологической базы для реализации идей охраны здоровья учащихся создавало лишь иллюзию гигиенической деятельности в виде отдельных, даже разнообразных, но не связанных между собой мероприятий (т. е. бессистемная деятельность), которые не оказывали оздоравливающего эффекта (результата) [5, 19]. В то же время этот первый опыт явился стимулом для массового движения школ в направлении оздоровления учащихся.

Несмотря на то что многие "школы здоровья" декларируют свою деятельность в области здоровьесбережения учащихся, объективно существующие школьные факторы риска негативно отражаются на здоровье учащихся: стрессовая педагогическая практика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса, неадекватная система физического воспитания, отсутствие системы по формированию ЗОЖ [9]. Комплексная работа по формированию ценности здоровья и ЗОЖ даже при наличии обучающих программ по формированию гигиенической культуры реализуется лишь в 20% школ. Во многих школах указанная работа проводится фрагментарно, бессистемно в виде бесед с учащимися (90,5%) и родителями (89%), выпуска газет, санбюллетеней (21-26%), проведения дней здоровья (70-77%) [9]. В то же время школы как популяционные коллективы являются идеальной моделью для управления факторами, направленными на повышение резервов здоровья учащихся.

Интеграция проблем здоровья в образовательный процесс способствовала распространению в научной литературе таких словосочетаний, как "здоровьесберегающее образование", "здоровьеукрепляющее образование", "здоровьеформирующее образование". Часто эти понятия употребляются как идентичные и строго не дифференцируются. По мнению некоторых авторов, правильнее говорить о "здоровьеформирующем образовании", так как оно в большей степени соответствует смысловому содержанию деятельности (организовать, создавать) по обучению здоровью [12].

Концепция "здоровья" предполагает формирование культуры здоровья как составной части общей культуры человека. Культура здоровья - это виды деятель-

ности человека и их результаты в аспекте здоровья, представляющие ценность как для личности, так и для общества в целом. Культура здоровья, имеющая целью повышение уровня здоровья и его сохранение посредством здорового стиля жизни, базируется на усвоении и использовании медико-гигиенической информации в жизни. Воспитание культуры здоровья в условиях школы возможно при наличии "активных" носителей культуры здоровья, передающих ее своим ученикам. Такими носителями культуры здоровья должны быть педагоги (и другие взрослые) в качестве образцов (моделей), источников влияния [12, 13]. Однако желаемый образец педагога, сочетающий в себе профессиональные качества и пример культуры здоровья в широком смысле слова, в школьной среде пока еще не сформирован.

Эффективность обучения здоровью во многом зависит и от использования здоровьесберегающих технологий. Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появились в педагогической интерпретации в последние годы как система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие различных факторов на всех этапах обучения молодого человека. В качестве основополагающих принципов ЗОТ выделяют:

- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессовых ситуаций в ходе учебновоспитательного процесса и атмосферы доброжелательности;

- творческий характер образовательного процесса;

- обеспечение мотивации образовательной деятельности;

- рациональную организацию двигательной активности;

- обеспечение адекватного восстановления сил: смену видов деятельности, чередование напряженной работы и расслабление [5].

Не отвергая изложенное, с нашей точки зрения, ЗОТ непосредственно в учебном процессе включают прежде всего компетентность учителя в области охраны здоровья и его мастерство в преподнесении знаний. Однако обучение здоровью как направление деятельности образовательного учреждения, кроме общепедагогических приемов и методов, обеспечивающих учебный процесс, должно включать специфические подходы, методы и методики, ориентированные на формирование ценности здоровья, высокий уровень информированности о здоровье, формирование практических навыков здорового поведения. И только в этих случаях можно говорить о здоровьеформирующем образовании. Вместе с тем большинство педагогов не владеют такими методами, в силу чего качественно не осуществляется обучение здоровью [13].

Школы, выполняющие одновременно функции обучения, образования молодого поколения и управления его здоровьем, - принципиально новый тип образовательных учреждений и могут называться "школами здоровья" [8, 14].

Укрепление здоровья базируется на теоретическом обосновании, разработке методологии и практическом решении вопроса, что было представлено в разработанной нами концепции "Здоровье в общеобразовательной школе" [15].

Модель здоровьесбережения субъектов школьного сообщества предполагает наличие программы укрепления здоровья, условий для организации самого процесса, менталитета и единства педагогического коллектива в реализации деятельности по укреплению и сохранению здоровья школьного коллектива. Программа здоровьес-

61

[гиена и санитария 3/2013

береження основывается на паритетности образования и здоровья, формировании ценностного отношения к здоровью н ЗОЖ, внедрении в учебный процесс здоровьес-берегающнх технологий на базе научных достижений.

Функции управления здоровьем учащихся должны выполнять центры здоровья на базе школы со штатом медработников, занятых на постоянной основе. Следует отметить, что в настоящее время такие школы, в составе которых имеются центры здоровья, скорее исключение, чем сложившаяся практика. Однако их опыт работы подтверждает нашу гипотезу о целесообразности приближения медицинской службы к детям и оказание им лечебно-профилактических услуг непосредственно в стенах учебного заведения. В этом плане показательна деятельность в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, где с начала 90-х годов прошлого столетия начала разворачиваться активная деятельность по созданию оздоровительных центров на базе общеобразовательных учреждений. Так, в структуре школы № 8 г. Кстово Нижегородской области с 1992 г. функционирует центр восстановительного лечения, благодаря которому ей присвоен статус "школы здоровья". Направления оздоровительной деятельности в школе включают обеспечение оптимальных гигиенических условий, мероприятия по предупреждению переутомления, повышение двигательной активности, проведение лечебных процедур, организационно-педагогические воздействия. Комплекс всех мероприятий способствовал снижению числа детей, требующих диспансерного наблюдения, сокращению численности детей с обострением хронических заболеваний и длительно болеющих. Анализ заболеваемости школьников показал, что есть стабильное ежегодное улучшение состояния их здоровья [3].

Значительные успехи достигнуты в оздоровлении учащихся в школе № 33 Нижнего Новгорода. С 1996 г. при содействии детской городской поликлиники № 48 на базе школы функционирует школьный реабилитационный центр, в структуру которого входят 12 оснащенных современным оборудованием медицинских кабинетов (кинезитерапия, физические факторы воздействия, фитотерапия, психокоррекция и др.). Рациональная организация работы медицинского блока позволяет проводить всем учащимся школы 2 раза в год курсовые оздоровительно-восстановительные мероприятия. В рамках авторской программы "Учиться быть здоровым" в учебном процессе используются здоровьесберегающие технологии. Мониторинг состояния здоровья учащихся свидетельствует о положительной динамике по основным показателям здоровья: более чем в 2,5 раза увеличилось число практически здоровых детей, а число детей с хроническими заболеваниями сократилось на 10%, число учащихся, занимающихся в основной физкультурной группе, возросло на 14%, в 2,5-3 раза улучшились показатели, характеризующие уровень тревожности, умственную работоспособность, качество жизни; показатель знаний возрос в 1,4 раза [16].

В настоящее время нет государственных документов, регламентирующих деятельность "школ здоровья". Многие общеобразовательные учреждения инициативно взяли на себя функции оздоровления учащихся при поддержке департамента образования. Это объясняет разнообразие программ, методов и средств оздоровления, компетентность педагогов, участие медицинского персонала.

Создание в школе условий, не ухудшающих здоровье, а способствующих его сохранению и укреплению,

- основная задача школ. Ее реализация зависит от системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков для здоровья, эффективного использования физической культуры. Определив приоритеты оздоровительной деятельности, коллектив школы здоровья "Самсон" (частная школа Москвы) включил все возможные резервы. Медицинское обеспечение школы позволяет контролировать здоровье учащихся (ежегодные осмотры), осуществлять профилактику простудно-вирусных заболеваний, санацию ротовой полости, массаж и физиотерапию, диетическое питание по показаниям. Значительное внимание уделяется формированию мотиваций к ведению ЗОЖ. Устойчивое развитие здоровьесберегающего образовательного пространства обеспечивается повышением компетентности учителей и медицинского персонала по проблемам охраны здоровья учащихся [17].

В области охраны здоровья детей и подростков наибольшую известность получила международная программа "CINDI-Дети", которая развивается с 1998 г. при участии 11 российских городов. Образовательные программы направлены на модификацию поведения для снижения факторов риска у детей и подростков. Эффективность программы "CINDI-Дети" в Оренбурге подтверждена результатами, свидетельствующими о позитивных сдвигах: информированность детей и подростков о факторах риска заболеваний пищеварительной системы возросла с 30 до 99%; в старших классах 87% подростков считают нежелательным курение. Среди поведенческих факторов риска в группе активного вмешательства отмечено снижение курения с 25 до 18%, низкая двигательная активность уменьшилась с 60 до 36%. В 10% случаев родители изменили привычки питания в сторону снижения потребления жира. Среди родителей и педагогов 54% женщин и 28% мужчин стали следить за своей массой тела [18]. Положительный опыт применения данной программы имеется и в некоторых других городах.

Повышение информированности учащихся о факторах риска и качественные изменения поведенческих характеристик (курение, гипокинезия) следует рассматривать как позитивный результат проекта, как важный этап на пути достижения улучшения здоровья.

В Европейском регионе при поддержке ВОЗ, Совета Европы и Европейского комитета в 1991 г. создана Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья (ENHPS). Опыт этих школ стал основой для сети "Школ здоровья в Европе". Были локальные проекты: "Школы здоровья", "Классы, свободные от курения" и др.

Школы укрепления здоровья - это учреждения, способствующие укреплению здоровья и обучению с использованием широкого диапазона программ и услуг в области медико-санитарного просвещения, пропаганды ЗОЖ и укрепления здоровья [8, 11, 12, 14]. Взяв за основу повышение успеваемости учащихся (нездоровые дети учатся хуже) и улучшение показателей образовательной деятельности школ, проект "Школы укрепления здоровья" (ШУЗ) базируется на расширении партнерских связей между секторами образования и здравоохранения, а школьные программы включают информационный блок, направленный на формирование ЗОЖ, стимулирующего мотивации и личную ответственность за здоровье. Среди показателей эффективности деятельности ШУЗ оценивались показатели здоровья учащихся как показатели образовательной деятельности. Однако мировой опыт показал, что положительный результат программ обучения здоровью и профилактических программ укрепле-

62

ния здоровья достигается при длительном и успешном опыте их внедрения [18, 19].

В 1994 г. к Европейской сети "Школ укрепления здоровья" подключилась Российская Федерация. Цели и принципы сохранения здоровья учащихся в ШУЗ согласуются с целями и принципами сохранения здоровья детей в ШУЗ Европы: повышением академической успеваемости, формированием мотивации к ведению ЗОЖ путем повышения уровня осведомленности и формирования необходимых когнитивных, поведенческих навыков и навыков социального взаимодействия [14]. Однако результативность деятельности ШУЗ в нашей стране оказалась неоднозначной. В одних школах отмечены значительные результаты, в других - более скромные.

Опыт совместной работы экспертов России и Европейского Союза в пилотных ШУЗ Вологды на основе разработанного проекта демонстрирует процесс достижения модели образовательного учреждения, в котором учащиеся получают образование в соответствии с государственным стандартом наряду с формированием ценностных ориентаций на ЗОЖ [11]. Проводился количественный анализ состояния здоровья учеников и работников школы и качественный анализ образа жизни школьников. В результате двухлетнего функционирования ШУЗ на основании проведенного исследования показано, что у школьников еще недостаточно сформированы привычки здорового питания (более 60% школьников недостаточно потребляют овощи, фрукты, молочные продукты); сохраняется на высоком уровне гипокинезия (занимаются физкультурой 1 ч в неделю более 50% учащихся); высока распространенность табакокурения (курят 30% мальчиков и 23% девочек) и потребления алкогольных продуктов (пиво - 67%, вино -41%, крепкие напитки - 25%).Выявлена неадекватность самооценки здоровья: 80% школьников оценили свое здоровье как отличное при наличии жалоб на здоровье (45-63%), приеме лекарственных препаратов (90%) и выраженных признаках нейротизма. В целом уровень здоровья школьников за 1998-2000 гг. не изменился.

Проект "Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации" (2003-2005), который финансировался Евросоюзом, осуществлялся в четырех пилотных регионах (Псковская и Ростовская области, Республики Татарстан и Чувашия). При сотрудничестве школ с региональными министерствами образования и здравоохранения разработана школьная программа по обучению здоровью, основанная на опыте европейских стран с учетом национальных особенностей нашей страны. Программа представлена в качестве модели для разработки школьных программ, ориентированных на возможности конкретных школ [20].

В процессе реализации образовательной программы проводился анализ знаний, умений и навыков (ЗУН) школьников, способствующих их физическому, психическому и социальному благополучию. Исследование проводилось методом социологического опроса по анонимной анкете, разработанной экспертами проекта с учетом ранее проведенных исследований в европейских странах и России. Анкета включала разделы: объективная оценка здоровья (наличие хронических заболеваний, избыточная масса тела), субъективная оценка здоровья (наличие ежедневных болевых симптомов, самооценка здоровья), умения и навыки здорового образа жизни, вредные привычки, школьная атмосфера. Выявлены достоверные различия по шкале субъективной оценки здоровья (ежедневные головные боли, боли в желудке,

плечевом поясе, усталость, напряженность), которые у учащихся пилотных школ выражены в меньшем проценте случаев, чем в контрольных школах [21].

Как отмечает региональный координатор проекта в Чувашской Республике [20], практически каждый выпускник общеобразовательных школ владеет в той или иной степени информацией о здоровье, принципах ЗОЖ, но далеко не всегда эти знания обеспечивают на практике адекватное здоровьесберегающее поведение. В то же время известно, что поведение находится под влиянием ценностей индивидуума, его убеждений и отношений к здоровью. По мнению автора, нездоровые проявления в жизни человека будут до тех пор, пока не сформируются ценностные ориентиры, а навыки здорового поведения не станут нормой жизни. В связи с этим школьный период жизни становится критическим временем по использованию возможности формирования положительных навыков и привычек.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации функционирует более 3,5 тыс. ШУЗ. Однако в научной литературе представлены единичные публикации об их деятельности. Вполне понятно, что результаты творческой деятельности ШУЗ на первоначальном этапе достаточно скромны и говорить даже о тенденциях в динамике состояния здоровья школьников преждевременно. В то же время повышение уровня информированности о здоровье и здоровом образе жизни, формирование навыков здорового поведения свидетельствуют о положительном влиянии ШУЗ на учащихся и являются этапами, без которых невозможно улучшение здоровья школьников.

Выбор приоритетных стратегий и направление программ интегрированной профилактики заболеваний у школьников с научной точки зрения должны базироваться на маркетинговых и эпидемиологических исследованиях конкретных возрастных групп в конкретных регионах с учетом традиций, возможностей, в том числе медицинской службы, культуры населения, менталитета административного аппарата. В течение ряда лет проводился мониторинг факторов риска и неинфекционных заболеваний школьников Оренбурга, который явился основой для разработки сотрудниками Госмедакадемии моделей профилактических программ, включая мониторинг факторов риска, образования всех представителей социального окружения детей вплоть до представителей СМИ и методов профилактического воздействия. Как отмечают Г.Ю. Евстифеева и С.Е. Лебедькова, преимущества программы заключаются в сочетании популяционного и индивидуального подходов, экономичности метода, возможности его внедрения без отрыва от процесса обучения. Оценка эффективности программы, действующей с 2007 г. в четырех школах города, проводилась по уровню информированности целевой группы о факторах риска, изменения поведения и распространенности факторов риска, улучшения здоровья школьников. Среди управляемых факторов снизилась распространенность ИМТ (с 18,6 до 12,8%), частота АГ уменьшилась на 2,5%, достоверно ниже стала распространенность дислипиде-мий, уменьшились число курящих школьников с 24,5 до 18,4%, а низкая физическая активность - с 60,3 до 36,4%. В целом снизилась распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сколиозов, плоскостопия, миопий [4].

Базисные исследования и выявление определенных тенденций в образе жизни школьников явились предпосылкой для разработки концептуальной модели формирования здоровья в условиях образовательных учреждений "Здоровье в общеобразовательной школе" [15].

63

[гиена и санитария 3/2013

Стратегическое направление концепции определяет формирование здоровья и профилактику заболеваний школьного сообщества. Ядром этой деятельности как залога здоровья является образовательный блок, направленный на повышение информированности о факторах риска и мотивированном гигиеническом поведении учащихся и их воспитателей (учителей, родителей).

В методологическом плане за основу обучения здоровью был взят предмет ОБЖ (дисциплина в базовых школах преподается до настоящего времени). Раздел по ЗОЖ преподносился по авторской программе. Вопросы ЗОЖ рассматривались междисциплинарно, а также были интегрированы во внеклассную работу (работу кружков, проектно-исследовательскую деятельность учащихся, на праздниках, экскурсиях и т. д.), что позволило расширить спектр знаний о здоровье. Для освещения отдельных вопросов (половое воспитание, профилактика болезней, передаваемых половым путем, и в том числе ВИЧ-инфекции, потребление психоактивных веществ и др.) привлекались ученые из НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Одновременно решались вопросы профилактики школьных факторов риска: переутомления и повышения работоспособности, увеличения двигательной активности, обеспечение горячим питанием, молоком, соками и фруктами.

Функционирование медицинского центра позволило проводить динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся и профилактические мероприятия, оказывать первую помощь. Составлялась и корректировалась индивидуальная программа лечения и профилактики на основе выявленных факторов риска. Обрабатывались навыки гигиенического поведения.

Повышение уровня гигиенических знаний, формирование мотиваций и практических навыков ЗОЖ мы рассматриваем в качестве критериев оценки комплексной программы по обучению ЗОЖ учащихся. Реализация комплексной программы в условиях образовательного процесса способствовала осознанию учащимися ценности (значимости) здоровья для жизнедеятельности (81,4%), взаимосвязи поведения и здоровья (83,8%).

Использование такого активного метода обучения, как обучающая компьютерная программа (в базовых школах № 523, 539, 1205, 1726), работающая как в режиме репетитора, так и в режиме экзаменатора, способствовала в 95-98% случаев значительному приросту знаний по профилактике наркомании. Уровень усвоения информации рассматривается как индикатор эффективности данного метода обучения [22]. Уроки по профилактике табакокурения в 6-7-х классах (школа № 523) проводились в комплексе с вопросами по ЗОЖ не только на понятийно-мотивационном уровне, но и с вовлечением школьников в активные мероприятия и использованием интерактивных методов обучения. В процессе обучения выявлен достоверный прирост знаний у учащихся экспериментальных классов о влиянии табакокурения на здоровье по сравнению со сверстниками параллельных классов, обучавшихся по программе ОБЖ. Положительным моментом антитабачного воспитания является осуждение подростками курения сверстников (57,3% юношей, 64,0% девушек), что оптимизирует их активную позицию к неприятию курения в перспективе. Отмечены положительные тенденции в мотивации учащихся (убеждены во вреде курения). Среди старшеклассников после обучения 44,7% получили новую, а 23,4% - дополнительную информацию о вреде курения.

С 1998 г. в стране функционирует Национальный центр поддержки Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья (РСШ СУЗ), на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

Центр поддержки РСШ СУЗ координирует деятельность школ, содействующих здоровью детей и подростков, и в качестве стратегических задач предполагает расширить сеть ШУЗ до 2012 г. В Европейском регионе ШУЗы распространены широко и, по мнению экспертов ВОЗ, являются перспективными в работе с учащимися через содействие формирования у них социально позитивных потребностей и установок для построения своей жизнедеятельности. В нашей стране ШУЗы как модель деятельности по укреплению здоровья учащихся в настоящее время не являются массовыми и повсеместными. Анализ текущего состояния ШУЗ и проблемы изложены в руководстве для медицинских и педагогических работников школ "Школы здоровья в Европе и России" [14]. Помимо указанных в руководстве, следует отметить и ряд других причин, тормозящих развитие сети ШУЗ.

Первостепенно следует отметить недооценку обществом кризисного состояния здоровья подрастающего поколения на уровне как политиков, руководителей органов и учреждений здравоохранения, так и населения. Одной из причин непонимания является то, что результаты профилактического вмешательства наблюдаются через много лет после принимаемых сегодня решений [18, 19]. Не создана нормативно-правовая база таких образовательных учреждений, что не способствует активности ни педагогов, ни медиков в этом направлении [23]. Несмотря на то что педагоги являются высококвалифицированными специалистами в своей области, у них в значительном проценте случаев не сформирована мотивация к гигиеническому обучению и воспитанию учащихся по причине неподготовленности к этой работе, дефицита медико-гигиенической информации и отсутствия учебно-методических материалов [9, 13].

Существенным фактором является отсутствие условий для реализации оздоровительной деятельности в школе. Большинство школ построено в 60-70-х годах прошлого века по типовым проектам, в которых не предусмотрены производственные цеха по приготовлению горячей пищи; имеется один спортзал, не обеспечивающий проведение трех уроков физкультуры в неделю; мебель в классах не соответствует возрастным параметрам учащихся средних и старших классов; отсутствуют помещения для тренажеров; медицинский блок представлен одним кабинетом и др. Система медицинского обеспечения учащихся массовых школ не ориентирована на активное участие образовательных учреждений и семьи в реализации мер по укреплению здоровья детей. Медицинские кабинеты не оснащены технологичным оборудованием для диагностики функциональных состояний и оценки уровня здоровья учащихся, на основе которых разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и укрепления здоровья немедикаментозными средствами [24]. Школьные врачи не владеют методами гигиенического обучения и воспитания учащихся. Ощущается острый дефицит медицинских кадров. Средняя укомплектованность штатными должностями педиатров в стране составляет 40,8%, медсестрами - 44,1% [24].

Указанные причины не позволяют школам в полной мере практически реализовать задачи по оздоровлению учащихся. Большинство современных школ, даже име-

64

ющих статус "школ здоровья", не соответствуют критериям школ, содействующих укреплению здоровья [14].

Интенсификация образовательного процесса является результатом общего технического прогресса, который будет продвигаться дальше. В этих условиях необходимо не только сохранять здоровье учащихся, но и укреплять, совершенствовать его для оптимальной трудовой деятельности в будущем. Именно гармоничное развитие школьников - физическое, психическое, интеллектуальное, социальное - может соответствовать понятию "здоровье". Чтобы эффективно осуществить педагогическую задачу в аспекте укрепления здоровья учащихся, необходимы долгосрочные программы, подготовленные педагогические кадры, технологии обучения в широком смысле.

Но и в существующих условиях, в которых учатся сегодняшние школьники, с педагогов не снимается ответственность за здоровье учащихся. Как показано в обзоре, только комплексная разнонаправленная деятельность специалистов, ответственных за здоровье подрастающего поколения, способна и в наше нестабильное время улучшить показатели их здоровья.

Международный опыт показал, что программа CINDI имела успехи и достижения (разной степени) благодаря активной работе врачей первичной службы здравоохранения. Наилучшие результаты получены в Финляндии и Канаде. Их позитивный опыт рекомендован в Декларации по охране здоровья школьников [18].

Концепция укрепления здоровья детей и подростков в школе получила свое продолжение и становится реальной на базе центров здоровья в государственных учреждениях здравоохранения - в условиях детских поликлиник (приказы Минздравсоцразвития России № 302-н от 10.06.09, № 597-н от 19.08.09).

Литер атура

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2006.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2009.

3. Гашкова С.Н. Здоровьесберегающие технологии в условиях школы здоровья. В кн.: Материалы 2-го Всероссийского форума "Здоровье нации - основа процветания России". Москва, 29 мая - 3 июня 2006 г. М.; 20о6: 69-72.

4. Евстифеева Г.Ю., Лебедькова С.Е. Профилактические программы в популяции детей 6-17 лет. В кн.: Мониторирова-ние состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения. М.; 2011: 115-7.

5. Усанова Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М.; 1997.

6. Факты и цифры ЕРБ ВОЗ/06/04. Копенгаген, 6 сентября 2004.

7. БарановА.А., КучмаВ.Р., ЗвездинаИ.В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. М.: Литература; 2007.

8. Коновалова Т.А., Талалаева А.А., Тибекин А.Т. Концептуальные основы создания системы обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и охраны здоровья школьников. Здравоохранение Российской Федерации. 2001; 2: 16—8.

9. Безруких М.М., Сонькин В.Д., ред. Здоровьесберегающие

технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации. М.: Триада-фарм; 2002.

10. Маркова А.И., Ляхович А.В. О представлениях и реальном поведении по отношению к своему здоровью московских школьников: результаты социологического исследования. Вопросы современной педиатрии. 2010; 9 (6): 19—25.

11. Костович Л., Сенников С.А. Школы укрепления здоровья. Рекомендации по внедрению программы. М.; 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Масленникова В.И., Салиева Г.И. Здоровьеформирующее образование как фактор оптимальной жизнедеятельности молодого поколения (концептуальные идеи). Казань; 2007.

13. Маркова А.И., Ляхович А.В. Готовность педагогов к работе по профилактике табакокурения в школе. Проблемы управления здравоохранением. 2010; 4: 72—9.

14. Бейс Г., Кучма В. Школы здоровья в Европе и России. М.; 2009.

15. Ляхович А.В., Здоровье в общеообразовательной школе. Здоровье детей. М.: Первое сентября; 2005; 13: 3—14.

16. Жиляева-ФоминаЕ.В., ЧекалинаН.Г., СилкинЮ.Р. Внедрение здоровьесберегающих технологий на базе интегрированной, индивидуальной, групповой, познавательно-оздоровительной детско-взрослого сообщества образовательного учреждения. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21—22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 67—8.

17. Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21—22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 39—40.

18. Глазунов И.С., Stachenko S., ред. Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации. Public Health Agency of Canada; 2006.

19. De Vries H. et al . The European Smoking Prevention Framework Approach (ESPFA) effects after 24 and 30 month. Health Educ. Res. 2006. 21 (1): 111—32.

20. Федорова Н.В. Школьная команда здоровья — опыт, результаты, проблемы, перспективы. В кн.: Здоровые дети — здоровое будущее: Сборник докладов заключительной конференции 03.02-04.02 2005 г., Москва. М.; 2005: 37—8.

21. Сихвола Сейя, Петсонен Риикка, Якимович М., Зиганшина Г. Оценка знаний, умений и навыков учащихся в отношении здоровья. В кн.: Здоровые дети — здоровое будущее: Сборник докладов заключительной конференции 03.02-4.02 2005 г., Москва. М.; 2005: 28—9.

22. Ляхович А.В., Лозовская А.С. Методика разработки обучающей компьютерной программы с тестированием знаний по профилактике наркоманий. Проблемы управления здравоохранением. 2006. 4: 63-70.

23. Жданова А.А., Шишкова А.В., Бобошко И.Е. Перспективные направления совершенствования школьного здравоохранения. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21—22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 64.

24. Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., Рапопорт И.К. Перспективы подготовки школьных врачей в России. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21—22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 96.

References

1. Baranov A.A., Kuchma V. R., Suchareva L.M. Childrens health state estimation New approaches to the prevention and health promotion in schools. Мoscow; 2006 (in Russian).

2. Kuchma V.R, Suhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic problems of school innovations. Мoscow; 2009 (in Russian).

3. Gashkova S.N. Health preservation technologies in health pro-

65

[гиена и санитария 3/2013

moting schools. In: proceedings of the second All-Russian Forum "Health of the nation - a basis of prosperity of Russia. Moscow; 2006; 69-72 (in Russian).

4. Evstifeeva G.Ju., Lebedkova S.E. Preventive of the program in population of children of 6—17 years. In: Monitoring of a state of health, quality and a way of life of the population of Russia. Influence of behavioural risk factors on population health. Moscow; 2011; 115—7 (in Russian).

5. Usanova E.P. State of the schoolboys, new forms of the organization of medical aid, preventive and improving work. Diss. Moscow; 1997 (in Russian).

6. The facts and figures of ERB B03/06/04. Copenhagen, 6 September. 2004.

7. Baranov A.A., Kuchma V.R., Zvezdina I.V Tobacco smoking of children and teenagers: hygienic and mediko-social problems and decision ways. Moscow; 2007 (in Russian).

8. Konovalova T.A., Talalaeva A.A., Tibekin A.T. Conceptual of a basis of creation of system of safety of the environment of ability to live and health protection of schoolboys. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2001; 2: 16—8 (in Russian).

9. Health preservation technologies at comprehensive school: methodology of the analysis, the form, methods, application experience Methodical recommendations (under the editorship of Bezrukih M.M., V.D. Sonkin). Moscow; 2002 (in Russian).

10. Markova A.I., Lyakhovich А.В. About representations and real behaviour in relation to the health of the Moscow schoolboys: results of sociological research Voprosy Sovremennoy Pediatrii 2010; 9 (6): 19—25 (in Russian).

11. Kostovitch L., Sennikov S.A. Health promoting schools . Recommendations for program implementation. Moscow; 2002 (in Russian).

12. Maslennikova V.I., Salieva G.I. Health development as the factor of optimum ability to live of young generation (conceptual ideas). Kazan; 2007 (in Russian).

13. MarkovaA.I., LyakhovichA.V. Readiness of teachers to work on tobacco smoking preventive maintenance at school Problemy Upravleniya Zdravookhraneniem. 2010; 4 (53): 72—9 (in Russian) .

14. Beiss Г., Kuchma V Schools of health in Europe and Russia. Moscow; 2009 (in Russian).

15. Lyakhovich A.V. Health in the comprehensive school . Health of children. Moscow; 2005; 13: 3—14 (in Russian).

16. Zhiljaeva-Fomina E.V., Chekalina N.G., Silkin J.R . Introduction health preserving technologies on the basis of integrated, individual, group, is informative-improving the child-adult community of educational institution. In: First congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 67—8 (n Russian).

17. Virabova A.R. Management of health preserving environment at school on a resource basis. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 39—40 (in Russian).

18. Strengthening of health and preventive maintenance noninphec-tion in Russia and Canada. Experience and recommendations (under the editorship of Glazunov I . S . and S . Stachenko) . Public Health Agency of Canada. 2006.

19. De VriesH. et al . The European Smoking Prevention Framework Approach (ESPFA) effects after 24 and 30 month. Health Educ. Res. 2006; 21 (1): 111—32.

20. Fjodorova N.V School a health command experience, results, problems, prospects. In: Healthy children — the healthy future. Moscow; 2005: 37—8 (in Russian).

21. Sihvola С., PetsonenР., YakimovichМ, Ziganshina G. Results of knowledge, skills of pupils concerning health. In: Healthy children — the healthy future. 3.02—4.02. 2005, Moscow; 2005: 28—9 (in Russian)

22. Lyakhovich A.V., Lozovskaya A.S. Technique of working out of the training computer programm with testing of knowledge on preventive maintenance of drug addition. Problemy Upravleniya Zdravookhraneniem. 2006; 29: 63—70 (in Russian).

23. Zhdanova А.А., Shishkova A.V., Boboshko I.E. Perspective of a direction of perfection of school public health services. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 64 (in Russian).

24. Kuchma V.R., Jamshchikova N.L., Rapoport I.K. Prospect of preparation of school doctors in Russia. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health Moscow; 2008; 96 (in Russian).

Поступила 13.03.12

© л.п. Банникова, м.д. себирзянов, 2013

УДК 613.95:159.922.73]-07

Л.П. Банникова1, М.Д. Себирзянов2

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

психического развития, посещающих дошкольные образовательные организации компенсирующей направленности

1ГБОУ ВПО "Челябинская государственная медицинская академия" Минздрава России, 454092, Челябинск; 2ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть № 15" Федерального медико-биологического агентства России, 456770, Челябинск

Исследование посвящено изучению умственной работоспособности детей 6-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности. Под наблюдением находилось 160 детей, из них 87 - дети с ЗПР и 73 - дети, чье психическое развитие соответствует возрасту, - группа контроля. Выявлены особенности динамики умственной работоспособности у детей с задержкой психического развития в сравнении с детьми группы контроля. Установлено, что показатели их умственной работоспособности находятся в зависимости от организации воспитательнообразовательного пространства, что можно достичь только в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности. Выявлено, что ЗПР у детей в большей степени обусловлена соматогенными причинами.

Ключевые слова: дети с ЗПР; умственная работоспособность; заболеваемость

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.