Научная статья на тему 'Условия включения педагогов ДОУ в разработку раздела основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Содержание коррекционной работы»'

Условия включения педагогов ДОУ в разработку раздела основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Содержание коррекционной работы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ / УСЛОВИЯ СОДЕЙСТВИЯ / ГРУППЫ УСЛОВИЙ СОДЕЙСТВИЯ: НОРМАТИВНО-РЕГЛАМЕНТИРУЮ-ЩИЕ / ПЕРСПЕКТИВНО-ОРИЕНТИРУЮЩИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-СТИМУЛИРУЮЩИЕ / КОММУНИКАТИВНО-ИН-ФОРМАЦИОННЫЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФГТ "КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА". / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION''S BASIC GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM / GROUPS OF CONDITIONS OF ASSISTANCE: STANDARD-REGULATING / THE SOFTWARE OF EDUCATIONAL FSR AREA "CORRECTIONAL WORK" / CONDITIONS OF ASSISTANCE / PERSPECTIVE-FOCUSING / ACTIVITY-STIMULATING / COMMUNICATIVELY-INFORMATION / CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / FSR TO STRUCTURE OF THE BASIC GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Галина Николаевна, Кулькова Жанна Геннадьевна

В свете введения федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования автором предложен алгоритм включения педагогов дошкольных образовательных учреждений в разработку основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в части содержания раздела «Коррекционная работа». Выделены и описаны условия включения педагогов в данный вид деятельности через систему повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврова Галина Николаевна, Кулькова Жанна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of Including PEI Teachers to Working out the General Education Program’ Section about Children with Limited Possibilities of Health «Content of Correctional Work»

Due to introduction of federal requirements to structure of the basic general educational program of preschool education the author offers algorithm of inclusion of teachers of preschool educational institutions in working out of the basic general educational program for children with the limited possibilities of health regarding the section maintenance «Correctional work». Conditions of inclusion of teachers in the given kind of activity through system of improvement of professional skill are allocated and described.

Текст научной работы на тему «Условия включения педагогов ДОУ в разработку раздела основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Содержание коррекционной работы»»

УДК 373

УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ В РАЗРАБОТКУ РАЗДЕЛА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ»

Лаврова Г.Н., Кулькова Ж.Г.

Аннотация. В свете введения федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования автором предложен алгоритм включения педагогов дошкольных образовательных учреждений в разработку основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в части содержания раздела «Коррекционная работа». Выделены и описаны условия включения педагогов в данный вид деятельности через систему повышения квалификации.

Due to introduction of federal requirements to structure of the basic general educational program of preschool education the author offers algorithm of inclusion of teachers of preschool educational institutions in working out of the basic general educational program for children with the limited possibilities of health regarding the section maintenance «Correctional work». Conditions of inclusion of teachers in the given kind of activity through system of improvement of professional skill are allocated and described.

Ключевые слова: ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, основная образовательная программа ДОУ, условия содействия, группы условий содействия: нормативно-регламентирую-щие, перспективно-ориентирующие, деятель-ностно-стимулирующие, коммуникативно-информационные, дети с ограниченными возможностями здоровья, программное обеспечение образовательной области ФГТ «Коррекционная работа».

FSR to structure of the basic general educational program of preschool education, preschool educational institution's basic general educational program, conditions of assistance, groups of conditions of assistance: standard-regulating, perspective-focusing, activity-stimulating, communi-catively-information, children with the limited possibilities of health, the software of educational FSR area «Correctional work».

Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [1].

В целях выполнения данного нормативного документа педагоги дошкольных образовательных учреждений обязаны разработать общеобразовательную программу учреждения с учетом специфики работы с разными категориями детей (норма и ограниченные возможности здоровья), приоритетных направлений развития образовательного учреждения.

Эта работа не специфична для педагогов дошкольных образовательных учреждений, поэтому они испытывают серьезные затруднения в выполнении поставленной задачи.

Для обеспечения включения педагогов ДОУ в разработку основной общеобразовательной программы дошкольного образования в системе повышения квалификации создается модель организационно-педагогических условий содействия педагогам в данного рода деятельности.

Целью включения педагогов в процесс разработки общеобразовательной программы учреждения является разностороннее содействие тому, чтобы все участники этого процесса могли бы как можно полнее проявлять себя в новом виде педагогической деятельности (проектировании общеобразовательной программы ДОУ), во взаимодействии друг с другом, с другими педагогами [2, 3].

Именно поэтому проблема содействия педагогам ДОУ, которые обеспечивают образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования на сегодняшний день является весьма актуальной.

Говоря о проблеме содействия в условиях гуманно ориентированного образования, целесообразно вести речь о создании соответствующих условий работникам ДОУ. Данная точка зрения согласуется с позициями многих исследователей, отстаивающих необходимость содействия [2, 3].

Для успешного освоения нового вида педагогической деятельности человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Существует некоторая совокупность свойств человека, рассматриваемая как его внутренний потенциал (ресурс). В научной литературе эта совокупность свойств обозначается как индивидуальный ресурс профессионального развития. Известно, что профессиональную конкурентоспособность человек обеспечивает, прежде всего, за счет использования своих знаний, умений и профессионального опыта, умения управлять своими профессиональными и личностными ресурсами.

Термин «содействие» означает помощь, поддержку в достижении, развитии чего-либо. В педагогической литературе термин «содействие» означает «создание условий для проявления заложенных в личности задатков». Таким образом, содействие педагогам в осуществлении ими нового вида деятельности (проектировании основной общеобразовательной программы ДОУ) мы будем трактовать как создание условий для проявления их творческого потенциала, для реализации их задатков в области проектирования нормативно-методического документа.

Анализ публикаций по проблеме показывает, что содействие педагогам в осуществлении ими нового вида деятельности предполагает необходимость создания условий, благоприятных для осуществления данного вида деятельности. Условия содействия структурируются в современных исследованиях по следующим основным группам:

— нормативно-регламентирующие;

— перспективно-ориентирующие;

— деятельностно-стимулирующие;

— информационно-коммуникативные [4].

В современных условиях проектирования

основной общеобразовательной программы ДОУ профессиональная компетентность педагогов, осуществляющих данную деятельность,

приобретает особую значимость. От профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения, включенных в процесс разработки основной общеобразовательной программы ДОУ, зависит качество образовательного процесса, как в содержательном, так и организационном аспектах [5].

Вместе с тем, анализ состояния профессиональной компетентности педагогов ДОУ, осуществляющих проектирование общеобразовательной программы, показывает, что оно (состояние) не в полной мере соответствует тем требованиям, которые позволили бы спроектировать грамотный, удовлетворяющий требованиям государства программный документ. Данное обстоятельство обуславливает необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ, включенных в разработку общеобразовательной программы.

Совершенно очевидно, что эта задача должна решаться в ходе повышения квалификации разработчиков программы. В связи с этим для разработчиков программы организуются модульные курсы: «Технологии разработки основной общеобразовательной программы ДОУ». В содержание данного модульного кур -са внесены следующие темы:

— общие положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

— соответствие содержания образовательных областей вариативных программ федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

— содержание и структура раздела «Коррекционная работа» ФГТ,

— структура и содержательное наполнение календарно-тематического планирования,

— содержание коррекционно-развивающей предметной среды групп для детей с ограниченными возможностями здоровья (в зависимости от вида отклонения),

— содержание взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ,

— система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

В чем же конкретно состоит система содействия педагогам в разработке общеобразовательной программы ДОУ в рамках системы повышения квалификации?

Одной из важнейших групп условий в этом направлении становится нормативно-регламен-тирующая группа, которая характеризует правовые и нравственные основания, предопределяющие организацию и осуществление нового вида педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Содержательное представление этой группы условий осуществляется в проектах нормативноправовых и инструктивных (инструктивнометодических) документов (материалов), которые целенаправленно создаются для обеспечения скоординированной деятельности педагогов. В содержание данной группы условий входят как федеральные, так и региональные документы, с которыми слушатели модульных курсов знакомятся в системе повышения квалификации: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре ос -новной общеобразовательной программы до -школьного образования», методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреж -дения Департамента образования города Москвы, Московского института открытого образования, Московского городского психологопедагогического университета; проект государственного общеобразовательного стандарта образования детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет республики Казахстан, система индикаторов компетентностного развития, предложенная также республикой Казахстан. Таким образом, нормативно-регламентирующая группа условий содействия обеспечивает нормативную базу разработки основой общеобразовательной программы.

Перспективно-ориентирующая группа условий служит ориентиром в определении содержания и основных направлений деятельности педагогов при проектировании общеобразовательной программы. Проекты планирования образовательных областей, в частности образовательной области «Коррекционная работа» для дошкольных образовательных учреждений, ра-

ботающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отбор и классификация коррекционных задач становятся предметом обсуждения на семинарских занятиях со слушателями курсов повышения квалификации.

Наличие перспективно-ориентирующей группы условий позволяет донести до слушателей социально-ценностные ожидаемые результаты разработки и реализации основной общеобразовательной программы ДОУ как стандарта дошкольного образования, видение перспектив его осуществления.

В содержание перспективно-ориентирую-щей группы условий включается также анализ имеющегося программного обеспечения системы коррекционного образования детей дошкольного возраста и слушателям курсов повышения квалификации предлагается установить соответствие содержания коррекционных программ дошкольного образования Федеральным государственным требованиям к структуре ос -новной общеобразовательной программмы дошкольного образования.

Деятельностно-стимулирующая группа условий отражает специфику профессиональной деятельности педагогов, занимающихся разработкой основной общеобразовательной программы ДОУ. Это предполагает стимулирование деятельности педагогов. Достигается это за счет создания комплекса психологических, моральных и других условий, благодаря которым педагоги будут защищены от повседневных неудобств и могут конкретно сосредоточиться на разработке общеобразовательной программы ДОУ. В этом аспекте деятельностно-стимули-рующая группа условий может служить одним из источников воздействия на повышение качества нового вида деятельности педагогов ДОУ, на повышение уровня их профессиональной компетентности. В чем же может проявиться реализация данной группы условий в рамках повышения квалификации? В размещении на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО сведений о разработчиках модельной основной общеобразовательной программы ДОУ, материалов творческой группы, в рекомендациях руководителям ДОУ по определению стимулирующих доплат педагогам, участвующим в разработке программы.

Информационно-коммуникативная группа условий отражает взаимосвязи между различ-

ными компонентами профессиональной деятельности педагогов, осуществляющих проектировочную деятельность. Вряд ли стоит сомневаться в том, что повышение качества данной деятельности является настолько целенаправленным, насколько оно обеспечено соответствующей информацией. Насколько педагог информирован об имеющемся опыте проектирования общеобразовательных программ, подходах к организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, настолько он может быть уверенным в целесообразности этой деятельности. Качество осуществления проектировочной деятельности зависит от той информации, которой могут пользоваться педагоги. В связи с этим для слушателей модульного курса создаются пакеты методических и научных материалов, материалы позитивного опыта разработки общеобразовательной программы ДОУ г. Москвы, Казахстана, ХМАО; организуется перекрестная экспертиза промежуточных материалов программы, подбирается выставка книжной продукции по проблеме проектирования общеобразовательных программ учреждений.

Дошкольные образовательные учреждения, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывают раздел программы «Содержание коррекционной работы».

Для того чтобы содержание коррекционной работы было направлено на обеспечение кор -рекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы, педагогам необходимо отобрать данное содержание строго с учетом особенностей развития детей, их возможностей.

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

— выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекоменда-

циями психолого-медико-педагогической комиссии);

— возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Для реализации раздела основной общеобразовательной программы «Содержание коррекционной работы» необходимо описание предметно-развивающей коррекционной среды для детей с различными отклонениями в развитии: с речевыми нарушениями, ЗПР, нарушениями слуха, зрения, интеллекта. В содержание модульного курса «Развитие методической компетентности педагогов ДОУ» включены теоретические материалы по особенностям от -клонений в развитии детей и механизмы отбора содержания предметно-развивающей коррекционной среды. Работа с предложенным курсом содействует овладению педагогами проектированием моделей предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, содержательным наполнением разработанных моделей. Такая работа обеспечивает практико-ориентированное повышение квалификации воспитателей и специалистов, осуществляющих обучение и воспитание детей с различными отклонениями в развитии.

Ниже в качестве примера приведено кален -дарно-тематическое планирование образовательной области «Познание» по теме «Животный мир» для детей 3-4 лет с нарушениями зрения, отражающее основные коррекционные задачи, работу воспитателя в регламентированных формах деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, приведены задания семье для освоения ребенком содержания программы. Планирование составлено на основе программы для специальных коррекционных образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л.И. Плаксиной [6].

Тема: «Животный мир» (3-4 года). Птицы.

1. Коррекция зрительного восприятия.

Задачи:

— закреплять знания о сенсорных качествах и свойствах предметов в разных видах деятельности;

— изучение основных цветов,

— изучение понятия «один», «много», «большой», «маленький»;

— учить соотносить изображение на картинке с силуэтным и контурным изображением.

Календарные сроки: сентябрь 2 неделя.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности детей:

— игры: «Выложи птичку из геометрических фигур», «Разрезные картинки», « Что лишнее?», «Узнай и назови», «Обведи по контуру пальцем, проследи глазами», «Подбери к предмету его изображение», «Покажи нужный цвет».

— работа с трафаретами птиц (обведение, закрашивание).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Формирование навыков выполнения элементарных режимных моментов. Организация игры во время свободной деятельности и прогулки. Во время свободной деятельности ощупывают игрушки животных и птиц. Играют в игры: «Найди изображение», «Лото», «Собери картинку», «Обведи, выложи».

Самостоятельная деятельность:

Создать условия для предметно-игровых действий (игрушки птиц, животных, насекомых). Поместить картинки с изображением животных, птиц, насекомых для самостоятельного разглядывания наглядных пособий.

Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО:

Во время прогулок с ребенком обращайте его внимание на птиц ближайшего окружения: воробьев, голубей, сорок. Учите узнавать и называть их. При рассматривании птиц на картинках предлагайте ребенку показывать голову с клювом, туловище с крыльями, хвост и лапки. Расскажите, что тело птиц покрыто перьями. По возможности дайте ребенку обследовать перо, поиграть с ним.

2. Социально-бытовая ориентировка.

Задачи:

— знакомить со строением птиц,

— учить узнавать целое по его части,

— познакомить с видами зимующих птиц и их детенышей,

— учить различать и называть птиц (например, воробей, голубь, сорока),

— учить узнавать, называть домашних птиц их детенышей,

— воспитывать любовь и бережное отношение к птицам,

— упражнять в локализации птиц, одной породы из 3-4 других в реальной жизни и на картинке.

Ориентировка в пространстве:

— развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения,

— учить различать контрастные по величине предметы, обозначая их пространственными терминами,

— учить дифференцировать правую, левую руки,

— учить понимать словесные указания педагога.

Календарные сроки: сентябрь 2 неделя.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности детей:

— беседа о птицах, рассматривание картин с изображением птиц;

— обсуждение вопросов, «из каких частей состоит птица», «зачем птицам перья», «где они живут и чем питаются»;

— игры: «Помоги птице найти перо», «Найди и покажи всех сорок», «Составь картинку», «Назови ласково.

Ориентировка в пространстве:

— рассматривание иллюстрации с описанием местоположения птиц,

— игры: «Положи, куда я скажу», «Скажи, на какой веточке сидит птица?».

Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО:

Привлекайте ребенка к подкормке зимующих птиц. Объясните и покажите, чем (крошки, семечки) и как (раскрошить, рассыпать по кормушке) подкармливают птиц.

Знакомьте ребенка с изменениями в жизни птиц весной:

— пробуждаются насекомые - бабочки, жучки;

— птиц становится больше, они строят гнёзда, поют.

Насекомые. Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на первые весенние цветы (одуванчик), на появившихся жуков, бабочек.

Учите находить в цветущем растении (натуральный объект или предметное изображение): стебель, листья, цветок.

Предложите ребенку рассмотреть увеличенное изображение жука, бабочки, найти и показать туловище, лапки, голову, крылья.

Поиграйте с малышом в игры «Веселая бабочка», «Хитрый жук» - выполнение выразительных движений в разном темпе, например: медленно - быстро шевелить лапками, махать крыльями.

Поощряйте желание ребенка наблюдать за движущимися объектами: «Проследи, как летит бабочка», «Куда ползёт жучок?».

3. Мелкая моторика рук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи:

- учить обследованию предметов,

- развивать формообразующие движения в процессе лепки,

- формировать осязательное обследование с использованием сенсорных эталонов,

- развивать тонкие дифференцированные движения пальцев,

- учить снимать мышечное напряжение рук, кистей и пальцев.

- развивать умение поочередно действовать правой и левой рукой,

- отрабатывать навык правильного захвата и удержания в процессе оперирования мелкими предметами.

Календарные сроки: сентябрь 2 неделя.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности детей:

Обследование пера птицы. Лепка из пластилина. Сортировка семян, игры с песком или «сухим» бассейном. Игры: «Покорми птичку». Аппликация «Птичка» (по образцу). Массаж рук. Пальчиковая гимнастика: «Птичка».

Тема: «Животный мир» (3-4 года). Животные.

1. Коррекция зрительного восприятия.

Задачи:

- учить соотносить изображение на картинке в силуэтном виде с реальным объектом (игрушка, скульптура),

— упражнять в имитации движений и повадок животных.

Календарные сроки: сентябрь 2 неделя.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности детей:

Игры: «Закрась картинку», «Четвертый — лишний», «Найди тень», «Что перепутал художник?», «Обведи по трафарету», «Прятки» (наложение), «Изобрази животное», «Что лишнее?», «Обведи по трафарету».

2. Социально-бытовая ориентировка.

Задачи:

— дать детям первоначальные представления о животных и их детенышах (домашние, дикие),

— обратить внимание детей на то, что животные покрыты шерстью,

— учить находить у животных: рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного или его части.

Ориентировка в пространстве:

— формировать понятия: справа, слева, далеко, близко, рядом,

— упражнять в практическом определении направления «сверху — вниз».

— учить располагать фигурки животных по памяти, учитывая их пространственное расположение.

Календарные сроки: сентябрь 2 неделя.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности детей:

— Составление описательного рассказа по алгоритму.

— Игры: «Кто, где живет», «Где, чья мама».

Ориентировка в пространстве.

Игры: «Лабиринт», «Расположи животное как на картинке», «Кто, где сидит» (под кустом, на дереве и т.д.).

Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО:

Знакомьте ребенка с изменениями в жизни животных весной:

— у животных появляются детёныши,

— расскажите ребенку о животных, которые живут в лесу,

— помогите научиться узнавать и называть лису, зайца, медведя и др.

Рассматривая иллюстрации с изображением животных, обращайте внимание ребенка на отличительные особенности внешнего вида диких животных (у лисы длинный хвост, у зайца длинные уши, короткий хвостик и т.п.).

Знакомьте ребенка с домашними животными: собакой, кошкой, коровой, козой. Предлагайте находить на картинках животных и их детенышей.

Обращайте внимание ребенка на то, что животные покрыты шерстью (в отличие от птиц). Учите находить и показывать части тела домашних животных: голову, туловище, лапы (ноги), хвост и т.п.

Учите узнавать домашних животных по характерным особенностям: рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного.

Тема «Животный мир» (3-4 года). Насекомые.

1. Социально-бытовая ориентировка.

Задачи:

— учить узнавать и называть жука, бабочке в реальном окружении и в увеличенном изображении (возможно использование лупы),

— учить различать части тела насекомого на укрупненном макете или игрушке: туловище, лапки, головка, крылья,

— продолжать знакомить детей с понятиями быстро — медленно,

— учить выполнять выразительные движения, имитирующие повадки насекомых, в разном темпе,

— учить бережно относится к природе.

Ориентировка в пространстве.

— различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами,

— знакомить детей с пространственными понятиями: на, под, около.

Календарные сроки: сентябрь 2 неделя.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности детей:

— беседа о насекомых, знакомство с бабочкой, жуком, муравьем,

— игры: «Узнай и назови», «Покажи, как летает бабочка», лото.

Таким образом, необходимыми, на наш взгляд, условиями включения педагогов в разработку основной общеобразовательной программы ДОУ являются:

— организация в системе повышения квалификации модульных курсов по данной проблеме, обеспечивающих освоение педагогами технологий проектирования содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования, раздела «Содержание коррекционной работы»;

— реализация условий содействия педагогам в проектировании основной общеобразовательной программы, включающих следующие группы: нормативно-регламентирующую, пер-спективно-ориентируюшую, деятельностно-стимулирующую, информационно-коммуникативную.

Литература

1. Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. N° 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразователь -ной программы дошкольного образования».

2. Ильясов, Д.Ф. Программно-целевой принцип в планировании [Текст] : монография / Д.Ф. Ильясов — Челябинск : Образование, 2000.

— 192 с.

3. Сериков, Г Н. Образование: Аспекты системного отражения [Текст] / Г.Н. Сериков. — Курган, 1997.— 234 с.

4. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация [Текст] : монография / Г.Н. Сериков — Челябинск, 1998.— 341 с.

5. Ильясов, Д.Ф. Проектирование педагогических теорий [Текст] / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — Челябинск: ООО «Пронто», 2010. — № 1(3). — С. 9.

6. Плаксина, Л.И. Программы коррекционных образовательных учреждений IV вида [Текст] / Л.И. Плаксина. — М.: Коррекционная педагогика, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.