^ННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИеПРОЕКТЫ^1РОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
В статье описывается опыт работы общеобразовательной школы №20 города Стерлитамак Республики Башкортостан по организации интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Авторы рассказывают об условиях, необходимых для обеспечения коррекционной работы в классах IV и V видов.
Цуканова Ольга Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Директор
Республика Башкортостан, город Стерлитамак E-mail: [email protected] Юшина Ольга Петровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Заместитель директора по УВР Республика Башкортостан, город Стерлитамак E-mail: [email protected]
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
в Условиях общеобразовательной школы
Как подготовить и осуществить обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы?
Ключевые слова: интегрированное обучение, коррекционная работа, медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, учебный план, мониторинг образования.
На современном этапе развития России общественное сознание постепенно переживает радикальные изменения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Конвенция «О правах ребенка» (1989) определяет право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на особую заботу, обеспечение доступа к образованию, профессиональной подготовке к трудовой деятельности, медицинскому обслуживанию, восстановлению здоровья и т.д.
Известно, что нарушения речи и других высших психических функций являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей, подростков и взрослых. Статистика утверждает, что ими страдают до 12% населения. Среди дошкольников процент страдающих нарушениями высших психических функций, в том числе речи, достигает 20-25%, у обучающихся 7-13 лет - 10-15%. Более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести. Некоторые из них со временем компенсируются, однако наиболее сложные виды остаются на долгие годы и существенно влияют на жизнедеятельность человека.
В связи с увеличением числа детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями речи и зрения, и в нашем городе потребовалось открытие логопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях и специализированного детского сада для детей с ослабленным зрением.
Позднее появилась необходимость обеспечить этих детей местами в специализированных образовательных учреждениях, так как обучение детей с нарушениями в развитии в общеобразовательном классе приводит к отставанию в учебе, снижению самооценки, неудовлетворенности собою и учебой, замкнутости, затруднениям в адаптации среди сверстников. Оказалось, что необходимых специализированных образовательных учреждений в нашем городе нет. Таким образом, возникает противоречие:
- между ростом детей с тяжелыми нарушениями речи и зрения и отсутствием необходимых образовательных учреждений для их обучения;
- между требованиями, которые предъявляет современная социальная ситуация к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его возможно-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
35
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
стями реализовать себя вне системы традиционного обучения;
- между потребностями семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в корркционно-развивающей помощи и отсутствием апробированной системы этой работы вне системы специального образования.
В «Законе об образовании» (глава V, статья 50, пункт 10), 2008 г. предусматривается возможность построения новых форм организации специального обучения. Одной из возможных форм стала частичная интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждения. Базовым правовым документом для реализации программы интегрированного обучения является Закон РФ о специальном образовании. В Законе интегрированное обучение для лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, признано одной из равнозначных форм получения ими образования (раздел II ст.7 п.1в; раздел III ст.10, ст. 11 п.1). Закон предписывает Российской Федерации и ее субъектам «способствовать развитию интегрированного обучения в его основных видах» (раздел III ст. 11 п.1).
По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г.), установлено, что три четверти стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе.
В нашей стране на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием, первым указал Л.С. Выготский. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь.
Николай Николаевич Малофеев (член-корреспондент РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) считает, что «наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения - учреждения, в состав которых входят как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы».
Изученные документы, научные разработки и социальная необходимость побудили нас к формированию в нашей школе классов V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) и классов IV вида (для детей с ослабленным зрением).
Успех интегрированного обучения во многом зависит от хорошо организованного психолого-педагогического сопровождения обучающихся как со стороны специальной, так и массовой школы. Поэтому главной целью школы при комплектовании классов IV и V видов стало создание системы коррекционной работы в обучении детей с особыми образовательны-
ми потребностями в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Укомплектовать узкими специалистами штат общеобразовательного учреждения для проведения коррекционной работы в классах IV и V вида.
2. Укрепить материально-техническую базу ОУ.
3. Разработать программы и тематическое планирование по обучению грамоте, произношению и развитию речи для классов V вида и по коррекционной подготовке для классов IV вида.
4. Разработать дидактические и методические пособия, наглядный материал для обеспечения успешного учебно-воспитательного процесса.
5. Систематически вести мониторинг результативности обучения и воспитания.
6. Целенаправленно проводить подготовку кадров, используя возможности работы творческой группы, курсовой подготовки, семинаров-практикумов, поддерживать такой уровень профессиональной компетенции, который может обеспечить максимально возможное качество обучения ребенка с нарушениями в развитии.
7. Совершенствовать содержание учебных программ с учетом практического опыта.
В Концепции интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья написано: «Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами». Поэтому первоначально необходимо было укомплектовать педагогический штат узкими специалистами. Так для работы в нашу школу были приглашены логопеды, дефектолог, психолог, медицинская сестра-ортоптистка, врач-окулист, массажист, инструктор ЛФК.
На данном этапе были составлены учебные планы для классов IV и V видов, началась разработка необходимых программ, тематических планов, методического и дидактического материала.
С целью организации консультационной помощи и оказания практического содействия учителям, планирующим работу в коррекционных классах, в школе была создана творческая группа «Использование методов и приемов коррекционной работы в классах IV и V вида».
Результатом этой работы стало:
1. Наглядно-методическое пособие «Знаковое письмо», которое позволяет развивать память, логическое мышление.
2. Программа коррекционно-лингвистического курса для детей с тяжелыми нарушениями речи для 1-7 классов.
3. Рабочие тетради по развитию речи.
4. Пособие «Волшебные игры и упражнения для глаз».
5. Тренажеры для глаз.
6. CD пособия «Разработки коррекционных занятий».
7. Выпуск приложения к школьной газете «Планета 20» со статьями из опыта работы в кор-
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
рекционных классах, включающими в себя нестандартной формы и методы работы, а также советы логопедов и узких специалистов для родителей.
Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и создание системы коррекционной работы потребовали формирования необходимой материально-технической базы. Так были открыты:
- кабинет лечебной физкультуры, оборудованный тренажерами и другим спортивным инвентарем;
- массажный кабинет;
- кабинет психологической разгрузки, в котором проходят коррекционные занятия с психологом;
- кабинет охраны зрения, оснащенный медицинским оборудованием;
- логопедические кабинеты, в которых проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению звукопроизношения.
В 2004 году, благодаря совместной работе с дошкольными образовательными учреждениями и психолого-медико-педагогической комиссией, был скомплектован первый коррекционный класс V вида (для детей с нарушениями речи), а в 2005 году - класс IV вида (для детей с нарушениями зрения). В настоящее время таких классов в школе 10 (4 - IV вида и 6 -V вида). В них обучаются 90 человек, что составляет 14,7% от всех обучающихся школы.
Учебный план для классов IV и V вида составлен на основе базисного учебного плана. Наряду с чётко регламентированным федеральным компонентом, в учебном плане предусмотрены региональный и школьный компоненты, благодаря которым школа получила возможность адаптировать содержание образования к условиям, сложившимся в учреждении с учётом опыта коррекционной работы, наличия квалифицированных кадров и специфики дефектов детей.
Получение основного общего образования в классах IV вида сочетается с социальной адаптацией на основе развития у обучающихся компенсаторных механизмов в условиях специальной коррекционной работы.
Компенсация нарушенных функций осуществляется на специальных индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных занятиях по охране зрения и развития зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики, мимики и пантомимики, социально-бытовой ориентировки, ЛФК, ритмики.
В школе функционирует кабинет для проведения физиотерапевтических процедур для слабовидящих детей, где они получают лечение и постоянно наблюдаются врачом-офтальмолог и закрепленной за классом медицинской сестрой-ортоптисткой. Кабинет оборудован набором пробных очковых линз, микропроцессорным устройством для определения порога электрической чувствительности и чрезкожной импульсной электростимуляции элементов зрительного анализатора (он предназначен для чрезкожной лечебной стимуляции глаз импульсным электрическим током при поражении нервных элементов зрительного анализатора), офтальмотерапевтическим лазерным
аппаратом (лечит лазерным излучением красной области спектра), магнитотерапевтическим аппаратом «Амо-Атос».
Детям предоставляются следующие виды лечения:
1. Медикаментозное лечение (закапывание в глаза, витаминизация)
2. Лечение сменными линзами (по Дашевскому)
3. Лечение-электростимуляция глаз
4. Лазеростимуляция
5. Магнитостимуляция
6. Подбор очков по результатам проврки зрения
7. Лечебная физкультура
8. Массаж шейного отдела позвоночника и спины.
Корркционные занятия с дефектологом создают
условия для развития личности ребенка, дают им знания об искусстве человеческих взаимоотношений, формируют эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе и окружающим, способствуют приобретению навыков, умений и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе.
Учебным планом в классах V вида предусмотрены, наряду с общеобразовательными, такие предметы, как логоритмика, а в рамках коррекционно-лингвистического курса - произношение, развитие речи, индивидуальные, групповые и подгрупповые коррекционные занятия в объеме 6-7 часов в неделю. Эти курсы ведут учителя-логопеды.
Комплектуя коррекционные классы, в начале учебного года учителя-логопеды проводят комплексное обследование обучающихся и формируют индивидуальные программы развития детей. На протяжении всех лет обучения ведется диагностика и учет индивидуальных продвижений каждого ученика коррекционного класса. Исследуются учебная деятельность, нарушения звукопроизношения детей с ТНР
Педагоги в этих классах работают над устранением нарушений звукопроизношения, расширением активного словаря, формированием грамматического строя, развитием функций языкового анализа и синтеза, совершенствованием психических функций.
Учителя-логопеды помогают поставить ребенку дефектные звуки, дифференцировать смешиваемые звуки, формируют полноценное представление о звуковом составе слова.
Кроме этого, обучающиеся специализированных классов регулярно посещают коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом школы, кабинет лечебной физкультуры.
В целях социализации и более успешной адаптации к общеобразовательной среде, дети, обучающиеся в коррекционных классах нашей школы, принимают активное участие во всех общешкольных и городских мероприятиях. Более того, в некоторых конкурсах и смотрах им удается занимать призовые места.
Статистика показывает, что дети, обучающиеся в коррекционных классах нашей школы, талантливые, творческие, работоспособные, что является показателем высокой организации коррекционного обучения, развития и воспитания в этих классах.
Успешная коррекционная работа в школе невозможна без привлечения родителей. С этой целью для родителей детей с особыми образовательными
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
37
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
потребностями проводятся тематические лектории, индивидуальные консультации с психологом, дефектологом, логопедами, медицинскими работниками.
С целью диагностики и измерения результатов образования ведется мониторинг развития у обучающихся классов V вида навыков и умений звукопроизношения, слогового структурирования слова, словообразования, лексико-грамматического оформления речи, развития познавательной деятельности.
Измерения результатов инновации проводятся на основе тестов-обследований, составленных кандидатами психологических и педагогических наук.
В ходе исследования выявлены показатели сфор-мированности вышеперечисленных умений и навыков у обучающихся класса V вида первого и пятого годов обучения. Результаты исследования показывают положительную динамику развития речевых компетенций обучающихся. Умение звукопроизношения повысилось от низкого до выше среднего уровня, что составило 80%. Динамика познавательной деятельности и словообразования составила 30%. Сформиро-ванность лексико-грамматического оформления речи достигла среднего уровня. Необходимо отметить, что наибольшие затруднения у детей с тяжелыми нарушениями речи вызывает словообразование и слоговое структурирование слова.
Также ведется мониторинг и с обучающимися классов IV вида. Отслеживаются показатели по сохранению зрительного анализатора. Данные обследования показали, что за период трехлетнего обучения в школе у 45 % обучающихся 4 Г класса IV вида зрение сохранилось и осталось на прежнем уровне, а у 55% - зрение улучшилось. Обратите внимание, что ни у одного ребенка зрение не ухудшилось, несмотря на максимальную нагрузку зрительного анализатора в процессе обучения.
В классах IV вида проводится мониторинг таких умений, как социально-бытовая ориентировка, мелкая моторика рук, развитие осязания, мимики и пантомимики.
Диаграмма показывает, что и в классах IV вида наблюдается повышение уровня сфомированности контролируемых умений и навыков, а наибольшие затруднения у детей с ослабленным зрением вызывает развитие осязания.
Опыт работы наших учителей коррекционных классов востребован в городе и в республике. Начиная с 2005г. на базе нашей школы проходят республиканские и городские семинары-практикумы для педагогов школ города и логопедов детских садов.
Коррекционная работа была представлена на 1 и 2 городских педагогических форумах и Всероссийской научно-практической конференции в г. Бирске. В 2008г. школа участвовала в республиканской выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов в г. Мелеуз, в 2009 году - во Всероссийском образовательном форуме «Все об образовании, все для образования» в г. Москва.
Интегрированное обучение в массовой школе, на наш взгляд, должно строиться с учетом следующих организационно-методических подходов, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями:
1. Углубленная психолого-медико-педагогическая диагностика, позволяющая выявить у детей сохранные возможности с целью максимального использования в образовательном процессе. Эту деятельность осуществляют психологи, педагоги, логопеды и медицинские работники, взаимодействуя с ПМПк. Основой их деятельности является комплексный подход и комбинирование медицинских, педагогических и психологических воздействий на ребенка.
2. Реализация адекватной учебной программы и регулярный контроль её соответствия реальным достижениям обучающегося, индивидуализация обучения.
3. Введение в содержание обучения специальных (коррекционных) занятий, обеспечивающих компенсацию первичного дефекта в развитии обучающихся и предотвращение вторичных отклонений.
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
________________________5^,
41
"48"
□ 1 класс D4 класс
социально-бытовая мелкая моторика рук развитие осязания развитие мимики и
ориентировка пантомимики
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
4. Использование специальных методов, приемов и средств обучения с учетом первичного дефекта ребенка (при необходимости применение специальных технических устройств).
5. Формирование субъект-субъектных отношений (сотрудничества, сотворчества) в процессе взаимодействия педагогов с учениками.
6. Обязательное включение родителей в процесс реабилитации ребенка.
Литература
1. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России [Текст] / Д.В. Зайцев. - Саратов, 2003.
2. Коноплева А.Н. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями
[Текст] / А.Н. Коноплева. - Минск: Национальный институт образования, 2005.
3. Малофеев Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н.Н. Малофеев //Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М., 2001. - С. 8-13.
4. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития [Текст] / М.И. Никитина // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. - СПб., 1997. -Ч. 2. - С. 152.
5. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения [Текст] / Г.Ф. Федорец. - Л.,1990.
6. Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Шамсутдинова. - Казань, 2002.
В статье автор предлагает пакет документов для диагностики и оценки уровня адаптации первоклассника, даёт рекомендации педагогам и родителям, позволяющие выявить и вовремя предотвратить проявления дезадаптации школьника.
Никитина Елена Александровна
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84»
г. Кемерово [email protected]
ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД
адаптации к учебным Условиям
Как помочь ребенку адаптироваться к учебным условиям?
Ключевые слова: симптомы, поведение, здоровье, учебная нагрузка, перенапряжение, «паспорт здоровья», «Карта здоровья».
Предлагаем коллегам единые способы фиксации динамики развития детей младшего школьного возраста в образовательной среде, направленной на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни.
I. Карта наблюдения за состоянием ребёнка
Карта заполняется родителями по результатам наблюдения за ребёнком в течение недели.
Дата________________________________________
Фамилия, имя ребёнка________________________
№ школы и класса____________________________
Возрастребёнка______________________________
Критерии оценки: 0 - симптомы отсутствуют; 1 -слабо выражены, отмечаются изредка; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Показатели состояния 0 1 2 3
1 2 3 4 5
1. Ребёнок под разными предлогами неохотно идёт в школу (не выспался; плохое общее самочувствие; болит живот, голова, горло и т.п.)
2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей
3. Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбуждённый, раздражительный, агрессивный
4. Наблюдаются частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту
5. К вечеру чрезмерно возбуждён, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
39