Научная статья на тему 'Из опыта реализации концепции интеграции в образовательном процессе речевой школы'

Из опыта реализации концепции интеграции в образовательном процессе речевой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта реализации концепции интеграции в образовательном процессе речевой школы»

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ШКОЛЫ

Шмакова О. Ю.

В законодательной деятельности государства за последнее десятилетие было уделено значительное внимание социально-правовой защите семей и детства. Это вызвано обострением проблем, связанных с обеспечением выживания, защиты и развития детей в условиях современной социально-экономической ситуации.

В настоящее время, по данным Госкомстата, увеличивается количество детей с отклонениями в развитии, что связано как с ослаблением материнского и детского здоровья в целом по стране, так и с успешным применением методов дифференциальной диагностики, которые позволяют все более точно в широких масштабах и в более ранние сроки обнаруживать детей с различными аномалиями.

В соответствии с запросами современного общества наблюдается изменение подходов в организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время одной из актуальных проблем специальной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися сверстниками) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой - поиском оптимальных условий организации реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Существует несколько подходов к процессу интеграции детей с ОВЗ. Намечается новая схема - не изоляция в условиях специализированных учреждений во время обучения, а интеграция, обучение со здоровыми детьми, но непременно с индивидуальной организацией обучения. Следует отметить, что интеграция показана лишь части детей с особыми нуждами. Подлинная интеграция предполагает создание оригинальной модели образования, объединяющей, а не противопоставляющей две системы - массовое и специальное образование. Нашей стране необходимо искать особый путь развития интегративных подходов, который способствовал бы продвижению, взаимодействию структур массового и специального образования, но при этом не приводил бы к свертыванию специальных образовательных учреждений, не блокировал бы развитие системы дифференцированного специального образования.

Екатеринбург

Именно такой путь предложил и развивает Институт коррекционной педагогики РАО, который разработал и экспериментально проверил концепцию образовательной интеграции, учитывающую российские реалии и вариативные модели интеграции детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста в массовое образование. В качестве одного из оптимальных путей развития интегративных подходов предложена интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций. Разрабатываются и экспериментально апробируются комплексные программы ранней психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии и на этой основе как можно более ранней интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Дети, имеющие речевые нарушения, подходят под ту категорию детей, которые имеют возможность интегрированного обучения. Тем более что проблема обучения таких детей остается актуальной.

В настоящее время массовая практика в отношении детей с нарушениями речи состоит в том, что эти дети либо рассеяны по общеобразовательным школам и к ним не осуществляется адекватный подход в развитии их интеллектуальной, мотивационной и произвольной сферы, либо они обучаются в коррекционных школах, в которых оказывается специальная педагогическая и логопедическая помощь, преодолеваются речевые нарушения.

Интересен опыт работы по реализации интегративных подходов к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи в речевой школе - интернате №56 города Екатеринбурга.

В существующей системе специального образования школа - интернат № 56 для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) функционировала как общеобразовательная школа, осуществляющая образовательный процесс в соответствии с двумя ступенями образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);

II ступень - основное общее образование (6 лет).

В результате выпускники заканчивали школу в 19 - 20 лет, а иногда даже в 21, 22 года. Не получив профессионального образования, они с трудом адаптировались в окружающей среде, чувствовали себя беспомощными,

неуверенными из-за длительного пребывания в условиях интерната, вне семьи. С каждым годом в старших классах оставалось все меньше учеников (1993г. - 10 чел., 1995 - 6чел., 1996 -5чел.).

Резкое изменение социальной ситуации в стране в начале девяностых годов, появление новых образовательных потребностей, растущая нестабильность, динамичность и непредсказуемость социальной, экономической и политической обстановки заставили администрацию школы-интерната №56 разработать Концепцию и Программу развития школы, основной идеей которой была интеграция учащихся после I ступени начального специального коррекционного образования в систему массового образования.

Данные катамнеза группы детей, продолжающих обучение после окончания начальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательных учреждениях общего назначения, показывали, что при правильном диагностировании речевых дефектов, использовании адекватных методов коррекционной работы учащиеся с общим недоразвитием речи получают необходимую помощь вовремя. Эти дети успешно продолжают учебу в общеобразовательных школах и быстрее адаптируются в среде нормально развивающихся сверстников. Опрос родителей, учащихся, педагогов, проведенный в 1992 - 1999 годах, данные катамнеза учеников показали, что для более успешной адаптации необходимо сократить сроки пребывания детей с речевой патологией в школе - интернате, учреждении закрытого типа, сначала за 1 год за счет пересмотра учебных планов и программ (с П - 11 кл., 1 - 11 кл., на П - 10 кл., 1 - 10 кл.), а в дальнейшем перейти к обучению в школе I ступени и к более ранней реабилитации детей с речевой патологией с 3х летнего возраста в структуре вновь созданной Школы - комплекса для детей с тяжелыми нарушениями речи. Долгие годы практики показали, что чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее и успешнее ликвидируется или сглаживается речевой дефект. Своевременное выявление и устранение речевых нарушений предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности.

Переход на I ступень обучения отвечает как интересам детей, так и родителей, при этом значительно снижаются негативные стороны пребывания детей в условиях школы -интерната, которые имели место при 1-11 летнем обучении:

- исключение ребенка из социальных связей,

естественных для нормальных детей, контакт с одними и теми же людьми;

- искажение личностного развития, формирование неадекватной самооценки;

- невозможность полноценного влияния родителей на воспитание своих детей;

- регламентированный режим дня, ограничение в пространстве, отсутствие у детей самоконтроля, инициативы, самостоятельности, ответственности;

- завершение образования в школе во многих случаях в 19 - 20 лет.

Таким образом, руководители школы-интерната пришли к пониманию объективной необходимости создания Школы - комплекса для детей с тяжелыми нарушениями речи, объединяющего в своей структуре дошкольные образовательные учреждения и школу I ступени для реализации главной цели: создание необходимых и благоприятных условий для ранней реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелой речевой патологией для продолжения непрерывного образования.

В основу направлений деятельности школы в этот период была положена работа по разработке Положения, Устава, Концепции и Программы развития школы-интерната на десять лет, по обновлению содержания образования, по организации психолого-

педагогической поддержки и диагностики уровня развития личности учащихся, по повышению качества обучения, воспитания и развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Были определены временные рамки, разработаны этапы преобразования школы-интерната, осуществляющей образование на I и II ступенях, сначала в школу I ступени образования с последующим структурным объединением с дошкольными образовательными учреждениями города Екатеринбурга. Работа по созданию Школы - комплекса организационно не завершена в связи с закрытием и расформированием ДОУ, закрепленных за школой, но осуществлен переход на обучение детей с ТНР только в школе I ступени, что дало им возможность воспользоваться правом как можно раньше начать обучение рядом с нормально развивающимися школьниками.

Реализация Программы развития школы осуществлялась в 3 этапа:

1. Подготовительный этап (1995 - 1998 г.г.)

2. Основной этап (1998 - 2004 г.г.)

3. Заключительный этап (2005 - 20010 г. г.)

Были решены следующие вопросы:

• созданы необходимые нормативные документы; произошло концептуаль-

ное осмысление миссии, идей, целей школы, темы, задач, режима деятельности, сущности и модели школы-комплекса; уточнение и осмысление нового социального заказа, его идей, соответствие закону «Об образовании», интересам ребенка, тенденциям общественного развития, определен планируемый результат;

• разработаны учебно-тематические пла-

ны к компилятивной программе по образовательной области «Коррекционный лингвистический курс» с максимальным учетом задач коррекционной направленности, проведена методическая и содержательная стыковка программ. Учебно-тематические планы работы по образовательной области «Коррекционный лингвистический курс» направлены на предупреждение и преодоление возможных отсроченных последствий речевого дефекта. Поэтапное тематическое планирование составлено как с учетом программ общеобразовательной школы, так и психолого-педагогических особенностей учащихся речевой школы, что позволяет реализовать образовательно-

коррекционное воздействие с наибольшей продуктивностью;

• скорректирован и приведен в соответствие с санитарными нормами и правилами базисный учебный план (национальнорегиональный и школьный компоненты);

• организована работа по созданию банка данных по логопедии и коррекционным курсам (медиатека);

• проведена работа по изучению и внедрению современных технологий по развитию у детей с ТНР высших психических функций;

• завершено соединение организационными связями с Институтом специального образования Уральского государственного педагогического университета;

• введены в штатное расписание должности заместителя директора по научно - методической работе и педагога-психолога;

• продолжается подбор и апробация диагностических методик на всех уровнях;

• осуществляется индивидуальный подход к учащимся: индивидуально-ориентированные планы по логопедической и коррекционно - развивающей работе, индивидуальная оценка знаний отдельных учащихся и т.д.

• организовано сотрудничество с Институтом специального образования УрГПУ, НИИ коррекционной педагогики РАО по вопросам совершенствования системы специального образования:

- выступления на семинарах, конференциях;

- создание мультимедийной системы обучения студентов некоторым вопросам образования речевых детей;

- подготовка статей по проблемам обучения детей с ТНР для публикации в сборниках научных трудов;

- повышение квалификации педагогических работников.

С 1998 г. школа - интернат реализует только первую ступень образования, используя полную интеграцию детей после 4 -5 летнего обучения в школе в общеобразовательные учреждения города Екатеринбурга и Свердловской области, около 1,5% учащихся продолжают обучение в системе специального образования. В воспитательно-

образовательном процессе активно используется и временная (эпизодическая) интеграция во внеурочной деятельности, которая связана с подготовкой детей с речевой патологией к обучению в общеобразовательных школах с включением их в социальную среду.

Таким образом, школа создала такую модель обучения, которая соответствует запросам современного общества, и использует новую схему - не изоляцию детей с ТНР в условиях специального (коррекционного) учреждения на 10-12 лет, а более раннюю интеграцию после 4-5 лет обучения в 5 классы общеобразовательной школы. Тем более, что дети с ОНР II - III уровня подходят под ту категорию детей, которая имеет возможность интегрированного обучения.

В настоящее время задачами социально-педагогической реабилитации в рамках школы являются:

- включение ребенка в образовательно - воспитательный процесс массовой школы (полная интеграция детей после завершения обучения в начальной коррекционной школе и временная (эпизодическая) интеграция, при которой все ученики независимо от тяжести речевого дефекта участвуют в различного уровня конкурсах, проектах, соревнованиях наравне с учениками массовых школ);

- внутрипредметная интеграция на уроках грамматики, математики, развития речи, чтения с доминирующим курсом развития речи.

Все учебные предметы включают в себя систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся. На уроках учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности. На уроках ведется работа по развитию разго-

ворной и монологической связной речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

На I ступени начального общего образования обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмов, дисграфии, дислексии) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающихся, первоначальное становление личности, выявление и целостное развитие их способностей, формирование умения и желания учиться. Дети приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

Школа организует целенаправленный процесс коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией в интересах личности, общества, государства для достижения определенного образовательного уровня.

Основная цель Школы - создание условий для обучения, воспитания, лечения, ранней социальной адаптации и интеграции в общество детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с особенностями их психофизического развития и индивидуальными возможностями.

Задачами Школы являются:

♦♦♦ обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи по специальным учебным планам и программам с целью коррекции отклонений в развитии детей, их адаптации к жизни в обществе, социальнопсихологической реабилитации;

♦♦♦ формирование общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

♦♦♦ создание единой комплексной системы коррекционно - развивающего обучения и воспитания, обеспечивающей подготовку детей с речевой патологией к самостоятельной жизни в обществе и труду, к продолжению непрерывного образования;

♦♦♦ воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье, природе, формирование здорового образа жизни.

Школа - интернат располагает хорошо оборудованными кабинетами: начальных классов, ручного труда, музыки и ритмики, педагога - психолога, медицинским, логопедическими кабинетами, игровыми комнатами, спальнями. Дополнительное образование, способст-

вующее развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся, осуществляется по направлениям: декоративно-прикладное, художественное, спортивное.

Основные направления работы педагогического коллектива школы ориентированы на создание необходимых и благоприятных условий для ранней реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелой речевой патологией, для осуществления их непрерывного образования и воспитания. Все поставленные задачи реализуются: продолжается совершенствоваться опыт собственного образовательного учреждения, обобщается опыт работы педагогов по социализации и интеграции детей с речевой патологией; создаются временные творческие и проблемные группы по разработке программно-методических материалов по образовательной области «Коррекционный лингвистический курс»; изучаются потребности субъектов образовательного процесса, проводится анализ ресурсов с целью корректировки Программы развития школы; продолжается совершенствование технологий образовательного процесса (отработка модели гуманистической воспитательной системы школы-интерната, поэтапное внедрение адаптивной модели образовательной системы через актуализацию средств адаптации компонентов образовательной системы к каждому учащемуся с тяжелой речевой патологией); укрепляется материально-техническая база школы путем привлечения спонсорских средств, средств родителей, своевременного целевого использования финансовых потоков.

Администрацию СКШИ № 56 радует тенденция уменьшения на выходе из начальной школы учащихся, имеющих отставание от возрастных норм психического развития. Проводится работа по внедрению инновационных технологий в учебную деятельность, которая имеет под собой научную основу, по следующим направлениям:

> развитие у детей с общим недоразвитием речи высших психических процессов;

^ отбор современных диагностических методик;

> составление индивидуально - ориентированных планов по логопедической и коррекционно - развивающей работе;

> изучение и внедрение технологий индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся с различной речевой патологией;

> дифференцированный подход к организации работы с педагогическими кадрами.

В школе создана Программа по реали-

зации комплекса условий, способствующих успешной адаптации детей с речевой патологией к школе.

Таким образом, школа - интернат:

- внедрила эффективную модель образования детей с речевой патологией, которая обеспечивает гарантию прав детей на реализацию как специальных, так и общих образовательных потребностей;

- использует интеграцию через раннюю коррекцию нарушенных функций как один из оптимальных путей развития интегративных подходов к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] : постановление главы Екатеринбурга . - Екатеринбург, 1996. - 98с.

2. Коркунов, В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации [Текст] : монография / В. В. Коркунов. - Урал. гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 124 с.

3. Малофеев, Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н. Н. Малофеев. // Дефектология. - 2004. - №6.- с.67-74.

4. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учебное пособие для логопедов, воспитателей дет.садов, учителей нач. кл., студентов пед.училищ / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова; / под общ. ред.Г. В. Чиркиной.-М. : АРКТИ, 2002. - 224с.

5. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. П. Капустин. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 216 с.

6. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 228с.

© О. Ю. Шмакова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.