УДК 373.1:159.94 ББК 74.202.42:88.4
ПХАНАЕВА Саида Нурбиевна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия
ХАМУКОВА Бэлла Хасамбиевна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная наука, в частности, специальная педагогика, характеризуется сменой парадигм. Система специального образования, претерпевшая множество изменений, пришла в итоге к необходимости давать детям не только знаниями в различных областях, но и максимально готовить их к самостоятельной жизни в обществе. Одним из приоритетных направлений образования детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является их социальная интеграция, что отражено в основных нормативных документах. Тяжелые нарушения речи препятствует полноценному общению, формированию психологической и социальной готовности жить и трудиться в новых условиях, достойно выходить из необычных и сложных ситуаций, моральной устойчивости, усвоению социальных норм и ценностей - развитию социального поведения.В статье рассматривается проблема развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Раскрыто понятие ТНР, рассмотрены виды патологий речевого развития.
Ключевые слова: речь, речевая деятельность, дефекты речи, инклюзивное образование, речевое развитие, речевые нарушения, интегрированная группа, психогимнастика, логопедия, речевые патологии
Saida N. PHANAEVA, Adyghe State University, Maikop, Russia
Bella Kh. HAMUKOVA,
Adyghe State University, Maikop, Russia
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECT OF WORKING WITH CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
Modern science, including special education, is characterized by a change of paradigms. Special education system has undergone many changes came as a result of the need to give children not only knowledge in various fields, but also to prepare them for independent life in society. One of the priority directions of education of children with severe speech disorders is their social integration, as reflected in the basic regulatory documents. Speech disorder prevents the full communication, the formation of psychological and social readiness to live and work in a new environment, meet unusual and complex situations, moral stability, assimilation of social norms and values, development of social behavior. In the article the problem of development of children with severe speech disorders under conditions of inclusive education. This concept describes the types of abnormalities of speech development.
Keywords: speech, speech activity, speech, inclusive education, speech development, speech disorders, integrated group, psihogimnastiki, speech therapy, speech pathology
Разработка и внедрение новых подходов к развитию детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач на современном этапе реформирования образования. Только в инклюзивном обществе каждый сможет чувствовать причастность к развитию демократии и гуманизма; иметь возможность личностной самореализации, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом [4]. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и организации обучения таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Е.А. Екжанова[3] указывает, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей, и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.
В развитии ребенка как личности, как члена сообщества, речь играет огромную роль, особенно в реализации коммуникативных потребностей. Любые отклонения в речевом развитии могут повлечь за собой самые разнообразные проблемы в психической жизни индивидуума: трудности в общении с окружающими, искажения в познавательной деятельности, серьезные препятствия в социализации и самореализации личности. Своевременное выявление речевых нарушений позволит эффективно их корректировать и избежать многих проблем впоследствии.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока),
отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии (понятийный инструментарий). Среди факторов, способствующих возникновению таких нарушений различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Так, внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода, в частности, к речевой патологии: внутриутробная гипоксия, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, алкоголизм, курение, ионизирующая радиация, постоянная вибрация и т.п. Особенно вредное влияние оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития (чаще от 4 недель до 4-х месяцев). Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие у слышащих детей, воспитываемых глухими родителями, появление заикания у ребенка, живущего в семье, где хотя бы один из родителей имеет такое же речевое нарушение.
В современной логопедии существует две основных классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей. В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиология) и патологических проявлений речевой недостаточности. Это нарушение голоса (дисфония, афония), нарушение темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание; дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушение письма и чтения (дисграфия, аграфия, алексия, дислексия. В соответствии с особенностями нарушений для каждой речевой патологии разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.
Дефекты речи делятся на две группы: 1)фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи; 2)заикание.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне произвольности и осознанности; внимание неустойчивое, трудности при включении, переключении и распределении; нарушения всех свойств памяти.
У детей с ТНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а также: выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенная впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами; чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость [3].
Несформированность речевых и неречевых психических функций негативно отражается на формировании такого сложного вида деятельности, как учебная, являющейся ведущей в школьном возрасте. Усвоение учебного материала, базовых знаний, овладение практическими умениями и навыками, особенно в области языка, предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых способностей, психологическую готовность к выполнению учебной деятельности.
Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти. Специальными психолого-педагогическими исследованиями
доказано наличие у детей с ТНР отклонений в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, а также нарушений мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несовершенство устной речи учащихся с речевой патологией препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи, как необходимого элемента социальной культуры и общения.
Ситуация длительного неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только имеющегося речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Если родители своевременно не акцентируют должного внимания на негативных проявлениях речевого недоразвития и не обращаются за помощью к специалистам, то может наблюдаться неблагоприятная картина в формировании психики и поведении ребенка. Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у обучающихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.
Адаптация учебной программы при включении коррекционно-лингвистического курса позволяет проводить коррекцию речевых нарушений, оптимизировать коммуникативных навыков обучающихся и готовить их к успешному усвоению различных разделов основной общеобразовательной программы. Недостаточный лингвистический опыт у детей с ТНР не позволяет им усвоить материал учебных дисциплин без дополнительной подготовки (специальные дисциплины, логопедические занятия) и создания специальных условий, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания.
При структурировании учебного материала важно выделять существенное и опустить второстепенное. В зависимости от конкретной цели урока отбирать языковый материал, определять виды речевой деятельности, создавать речевые ситуации, которые максимально приближаются к обиходно-бытовой и изучаемой тематике. Важно соблюдать функциональный подход к отбору и подаче материала в процессе обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать, что язык можно изучить с двух позиций: как он устроен и действует и как им практически пользоваться. Необходимо упреждающее повторение изученного и на этой основе должно вестись изучение нового материала.
Так, обязательным компонентом образования обучающегося с ТНР в условиях инклюзии при изучении общего курса «Русского языка» является развитие способности к словесному творчеству и воспитание языкового чутья. Обязательным условием освоения первого варианта обучения является систематическая логопедическая помощь, оказывающая пропедевтическое и коррекционное воздействие на появление школьных трудностей в усвоении программы русского языка и формирования, необходимых социально-коммуникативных компетенций, соответствующих возрасту ребенка. Работа по освоению синтаксиса и пунктуации осуществляется за счет использования в речи различных синтаксических конструкций и в то же время доступных для индивидуального усвоения каждым обучающимся, создавая тем самым оптимальные предпосылки к обогащению и качественному улучшению речевой практики учащихся данной категории.
Для качественного и полноценного усвоения комплексной общеобразовательной программы и дальнейшего обучения в школе, с этими детьми необходимо проводить ежедневную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу.
Активные методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей школьного возраста с ТНР. Цель использования активных методов и приемов - научить детей с ТНР связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Использование нетрадиционных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.
Эффективно применяются в работе здоровьесберегающие технологии, например: упражнения с использованием психогимнастики, релаксации; упражнения на развитие речевого дыхания;комплексы артикуляционных упражнений;упражнения для профилактики нарушений зрения;упражнения на развитие мелкой моторики;комплексы физминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической осанки и предупреждения утомления. Попытки обучения учеников, имеющих ТНР, на общих основаниях, как правило, приводят к их стойкой неуспешности, как в области освоения программных требований, так и психологической устойчивости и социальной адаптации. В требованиях к стандарту выделяется два варианта инклюзивного обучения: 5 - обучение по основной образовательной программе с обязательным включением программы коррекционной работы для обучающихся нарушениями технической и смысловой сторон письменной речи (чтения и письма), обусловленные недостаточным уровнем сформированности механизмов и операций, лежащих в их основе различного патогенеза у подростков при нормативном развитии устной речи и интеллекта; с недостатками темпоритмической стороны речи, в том числе, с тяжелой формой заикания; с нарушениями голоса; - обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с резистентной к коррекционному воздействию формой недоразвития речи первичного генеза, проявляющейся в несформированности всех языковых средств; с низким уровнем сформированности процессов письменной речи (чтения и письма), обусловленных недостатками развития всех сторон устной речи; - обучение по основной образовательной программе с обязательным включением программы коррекционной работы или по адаптированной образовательной программе для обучающихся с нарушениями (распадом) устной и письменной речи различного патогенеза, обусловленных наличием заболеваний, оперативного вмешательства, травм и проч., проявляющихся в виде нарушения всех сторон речи или отдельных ее компонентов и выраженные в такой степени тяжести, которая препятствует успешному обучению или социализации обучающегося, при условии наличия сохранного интеллекта. Для всех категорий учащихся с тяжелыми нарушениями речи в зависимости от решения ПМПК (ПМПк) возможно обучение по индивидуальному учебному плану.
Упражнения с использованием психогимнастики оказывают положительное влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Практический материал помогает создать на организованных занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.
Таким образом, ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС. М., Просвещение, 2014г.
2. Войтас, С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования /С.А. Войтас. - М., МГППУ, 2011.
3. 3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008.
4. Лубовский, В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения [Текст] /В.И.Лубовский //Специальная психология. - 2008. - №4. - С. 11-15.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-еизд., испр. - М.: АРКТИ, 2003.
REFERENCES
1. Baranova Yu.Yu. Solodkova I.M., Yakovleva G.V. the Program of correctional work. Recommendations for the development. Elementary school. GEF. M., Prosveschenie, 2014.
2. Voytas, S. A. the Normalization conditions for the upbringing and education of children with disabilities in the inclusive education /S. A. Wojtas. - Moscow, msupe, 2011.
3. Ekzhanova E. A., Reznikova E. V. Fundamentals of integrated education: textbook for universities. - M.: Drofa, 2008.
4. Lubovsky, V. I. Psychological and pedagogical problems of differential and integrated education [Text] /V. I. Lubovsky //Special psychology. - 2008. - No. 4. - S. 11-15.
5. The basics of speech therapy with children: a tutorial for speech-language pathologists, kindergarten teachers, elementary school teachers, students of pedagogical high schools / Under the General editorship of doctor of pedagogical Sciences, Professor G. V. Chirkina. - 2-e Izd., Rev. - M.: of arkti, 2003.
Информация об авторе
Пханаева Саида Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка и методики преподавания, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия [email protected]
Хамукова Бэлла Хасамбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и педагогических технологий, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия [email protected]
Получена: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Пханаева С.Н., Хамукова Б.Х. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 144-148
Information about the author
Saida N. Phanaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Russian Language and Teaching Methods, Adyghe State University, Maikop, Russia [email protected]
Bella Kh. Hamukova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Adyghe State University, Maikop, Russia [email protected]
Received: 15.05.2016
For article citation: Phanaeva S.N., Hamukova B.Kh. Psikhologo-pedagogicheskiy aspekt raboty s det'mi s tyazhelymi narusheniyami rechi v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. [Psychological-pedagogical aspect of working with children with severe speech disorders under conditions of inclusive education]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 144-148