Научная статья на тему 'Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школ'

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ПРАВО / ADAPTATION / INTERACTION / OPPORTUNITIES / INCLUSIVE EDUCATION / INDIVIDUAL / INTEGRATION / INFORMATION / COMMUNICATION / NEEDS / RIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пханаева Саида Нурбиевна, Хамукова Бэла Хасанбиевна

Актуальность проблемы социальной адаптации детей-инвалидов имеет не только морально-этическое, но и политическое и экономическое значение. Данная статья посвящена вопросу организации инклюзивного образования, от качества которого зависит подготовка детей с ограниченными возможностями к активной жизни в обществе. В решении рассматриваемой проблемы существенную роль играет взаимодействие детей с ограниченными возможностями со всем коллективом общеобразовательного учреждения. Целесообразность совместного обучения, заключающего в себе огромный гуманистический потенциал, диктуется, прежде всего, тем, что детям-инвалидам предоставляется возможность полноценного общения как со здоровыми ровесниками, так и родными и близкими. Важно отметить, что при инклюзивном подходе реализуются индивидуальные потребности учеников, что соответствует принципам современной образовательной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития всех детей и подростков. Описанные понятия и принципы инклюзивного обучения могут быть востребованы в отечественной практике образовательной интеграции. Результаты исследования могут быть также полезны субъектам системы образования, перед которыми стоит задача преодоления трудностей организации обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пханаева Саида Нурбиевна, Хамукова Бэла Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDING CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL REQUIREMENTS AT A REGULAR SCHOO

The relevancy of the issues of a social adaptation of disabled children has not only moral-ethical importance, but political and economic significance as well. The article deals with the problem of establishment of an inclusive education which quality impacts upon preparation of children with disabilities to an active life in society. Interaction of disabled children with all members of an educational institutions plays a significant role in resolving given problem. The reasonability of collaborative learning yields an enormous humanistic potential and it is specified by the fact that disabled children are given an opportunity of full-fledged communication with both agemates in good health and friends or family members. It is important to note that individual needs of students are materialized while applying the inclusive approach which is in accordance with the principles of the modern educational policy aimed at establishing favorable conditions for a development of all children and adolescents. The described notions and principles of the inclusive education can be highly sought in the national practice of the educational integration. The results of the research can be also useful for members of the educational system which are challenged to overcome obstacles of establishing education for disabled children in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школ»

УДК 376:316

ПХАНАЕВА Саида Нурбиевна Адыгейский государственный университет г. Майкоп, Россия [email protected]

ХАМУКОВА Бэла Хасанбиевна Адыгейский государственный университет г. Майкоп, Россия [email protected]

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Saida N. PHANAEVA, Adyghe State University, Maikop, Russia [email protected]

Bella Kh. HAMUKOVA,

Adyghe State University, Maikop, Russia [email protected]

GUIDING CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL REQUIREMENTS AT A REGULAR SCHOOL

Актуальность проблемы социальной адаптации детей-инвалидов имеет не только морально-этическое, но и политическое и экономическое значение. Данная статья посвящена вопросу организации инклюзивного образования, от качества которого зависит подготовка детей с ограниченными возможностями к активной жизни в обществе. В решении рассматриваемой проблемы существенную роль играет взаимодействие детей с ограниченными возможностями со всем коллективом общеобразовательного учреждения. Целесообразность совместного обучения, заключающего в себе огромный гуманистический потенциал, диктуется, прежде всего, тем, что детям-инвалидам предоставляется возможность полноценного общения как со здоровыми ровесниками, так и родными и близкими. Важно отметить, что при инклюзивном подходе реализуются индивидуальные потребности учеников, что соответствует принципам современной образовательной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития всех детей и подростков. Описанные понятия и принципы инклюзивного обучения могут быть востребованы в отечественной практике образовательной интеграции. Результаты исследования могут быть также полезны субъектам системы образования, перед которыми стоит задача преодоления трудностей организации обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: адаптация, взаимодействие, возможности, инклюзивное образование, индивидуальный, интеграция, информация, общение, потребности, право.

The relevancy of the issues of a social adaptation of disabled children has not only moral-ethical importance, but political and economic significance as well. The article deals with the problem of establishment of an inclusive education which quality impacts upon preparation of children with disabilities to an active life in society.

Interaction of disabled children with all members of an educational institutions plays a significant role in resolving given problem. The reasonability of collaborative learning yields an enormous humanistic potential and it is specified by the fact that disabled children are given an opportunity of full-fledged communication with both age-mates in good health and friends or family members. It is important to note that individual needs of students are materialized while applying the inclusive approach which is in accordance with the principles of the modern educational policy aimed at establishing favorable conditions for a development of all children and adolescents.

The described notions and principles of the inclusive education can be highly sought in the national practice of the educational integration. The results of the research can be also useful for members of the educational system which are challenged to overcome obstacles of establishing education for disabled children in an educational institution.

Key words: adaptation, interaction, opportunities, inclusive education, individual, integration, information, communication, needs, right

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет. По оценкам Министерства образования и науки РФ, сегодня в России живет 450 тысяч детей школьного возраста с разной степенью отклонений в развитии и здоровье. В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Поэтому сегодня перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества [3].

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различныхкатегорий детей с ограниченными возможностями здоровья, где образовательные потребности удовлетворяются в плане оказания обучающимся медико-педагогической и социальной помощи. Но сложившаяся система, как показывает опыт, ограничивает выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводит к дальнейшей маргинализации молодых людей.

Некоторые специализированные школы действительно укомплектованы штатом высокопрофессиональных педагогов, дефектологов, логопедов, тифло- и сурдопедагогови прочих специалистов, но большая частьтаких школ - интернаты. И если данноеучреждение находится далеко от места жительства семьи, где воспитывается ребенокс ограниченными возможностями здоровья,семья должна быть готова оставлять его вучебном заведении на длительное время,что лишает родителей и ребенка полноценного общения, разрывает в большей степенисемейные узы, приводит к семейной депривации. Родители теряют возможность воспитывать своего ребенка в соответствии ссобственными жизненными установками.

На сегодняшний день система специального образования находится на пороге неизбежных изменений. В Концепции модернизации российского образования отмечается,что «дети с ограниченными возможностямиздоровья должны обеспечиваться медикосоциальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира,процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Этап этот связан с переосмыслением обществоми государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование [3].

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации инклюзивного обучения. Инклюзия - это система взглядов, основанная на соблюдении прав человека, которые ему гарантирует Конституция. Дети с недостатками развития, так же как и нормальноразвивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества. Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой [2].

Внедрение системы инклюзивного образования в конкретной школе необходимо начинать с подготовки преподавательского состава на специальных курсах и семинарских занятиях, где участникам раскрываются теили иные аспекты совместного обучения, а также общеправовые вопросы.

Основной из них заключается в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но и чтобы в полной мере были реализованы его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей [6].

Важную роль в развитии инклюзивного образования играет информационное обеспечение этого процесса. Набор в школу детей сОВЗ должен осуществляется силами учреждений различной ведомственной принадлежности (образование, здравоохранение, социальная защита) на основе разработанного и постоянно совершенствующегося алгоритма взаимодействия. Информация, направленнаяна привлечение внимания детей-инвалидови их родителей должна быть размещена в городских газетах, на радио и телевидении.

Родителям необходимо знать, что дети сограниченными возможностями принимаются в школу на всех этапах образовательного процесса. Ребёнок может быть зачислен в школу, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым классом. Для этого необходимо письменное заявление ребёнка и его родителей на имя директора школы, а также справка от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), о том, что такому ученику не противопоказано по здоровью заниматься в обычной школе.

Расписание занятий в инклюзивной школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Воспитание детей соспециальными образовательными потребностями опирается на общую программу воспитания, однако ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей.

Учителя инклюзивных классов составляют календарно-тематическое планирование, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учебные планы и цели подстраиваются под способности, возможности и потребности «особых детей».

Особенно актуально вопрос инклюзивного образования проявляется в деятельности по вовлечению в социальную среду людей, имеющих определённые физические недостатки. Среди них значительный процент составляют дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата.

Для инклюзивного обучения детей с ДЦП важным условием является организация безбарьерной среды, позволяющей ребенку свободно передвигаться по всем помещениям образовательного учреждения, применение различных видов помощи.

Учителям инклюзивных классов, где обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата важно знать ряд особенностей характерных для детей с ДЦП. Это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Особенности психического развития детей с ДЦП связаны с поражением двигательной сферы. Это, прежде всего, нарушения речи. Часто отмечаются снижения слуха. Это приводит к определенным трудностям при обучении письму и чтению. Расстройства внимания и памяти могут проявляться в повышенной отвлекаемости, сужении объема внимания, в преобладаниислуховой памяти над зрительной. Эмоциональные нарушения, свойственные детям с ДЦП могут проявляться в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата чрезмерно чувствительны, беспокойны, пассивны, излишне расторможены или безынициативны. Склонность к колебанию настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Часто у детей с ДЦП часто нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, в неумении складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибкив графическом изображении букв и цифр(асимметрия, зеркальность). Дети не могутсоблюдать линейки в тетради, различать ееправую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетрадиили альбома, читать с середины страницы.

Для обучения письму детей с ДЦП необходимо сформировать готовность руки. Дляэтого применяются специальные упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков.Почти для всех детей с ДЦП характерен психический инфантилизм. Это выражается вналичии у них несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности,склонности к фантазированию и мечтательности, преобладанию игровых интересов.

Обычно такие дети до поступления в школуне имели возможности полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром были крайне ограничены.

При инклюзивном обучении детей с ДЦПучитель должен определить место ребенкав классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты. Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т. д. Понаблюдав за учеником первое время, учителю нужно понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя.

Необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков. В связи с тем, что детям с ДЦП характерна плохая координация движений и нарушенная речь, форма выполнения некоторых видов заданий и ответов на вопросы может быть изменена. Им дают меньший объём письменных работ, а если это необходимо, то для них предусматриваются, либо карточки, с вариантами ответов, которые они выбирают, либо бланки, с которыми дети работают по типу тестирования.

Система сдачи ЕГЭ для детей с ДЦП также отличается от обычной. Для них предусмотрена щадящая форма сдачи экзамена. Это обоснованно особенностями их психики -достаточно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания и трудностями физического плана, мешающими, например, написать сочинение. В период проведения экзаменов таким детям предоставляется возможность прорепетировать сам процесс экзамена и оценить свои возможности, насколько они готовы его сдавать и какая помощь им требуется в процессе подготовки и сдачи экзамена. Подготовка к ЕГЭ в настоящий момент осуществляется на общих основаниях, однако вопрос сдачи ЕГЭ такими детьми остаётся пока открытым.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы.

При зачислении ребенка с ДЦП для обучения в инклюзивный класс важно учитывать критерии, способствующие инклюзии, это отсутствие сниженного интеллекта, отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, недоразвития речи), достаточно развитые навыки самообслуживания, разборчивая речь. Существуют также критерии, препятствующие инклюзии детей с ДЦП, это, прежде всего наличие судорожных припадков, сниженный интеллект, отсутствие речи (анартрия), плохо развитая манипулятивная функция рук, отсутствие навыков самообслуживания.

Таким образом, инклюзивное обучение гарантирует родителям право обучать ребенка с проблемами в развитии в общеобразовательных заведениях. Однако следует помнить, что включение детей данной категории в систему общеобразовательной школы - это не самоцель, а способ создания наиболее благоприятных условий для развития ребенка. Процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и школы будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но ина формирование у членов общества гуманного милосердного отношения, сочетающегося с реальным знанием о возможностях детей со специальными образовательными потребностями, конкретной практической помощью во всех сферах его жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Астоянц М.С. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ,2007. - 150 с.

2. Инклюзивное образование. Выпуск Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. -240 с.

3. Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) // Дефектология. - 2005. - №5. - С. 17-18.

4. Назарова Н. М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. - М., Просвещение, 1996. - С. 28-38.

5. Назарова Н. М. Истоки интеграции: уроки для будущего // В сб.: «Ребенок в современном мире». - СПб, ПГУ, 2008. - С. 49-85

6. Романов П. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260с.

7. Ярская В. Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. - Саратов: Научная книга, 2008. - 250 с.

REFERENCES

1. Astoyants MS Social exclusion in modern Russian society: sotsiokul-diffraction analysis [Astojanc M. S. Social'naja jekskljuzija v sovremennom rossijskom obshhestve: sociokul'turnyj analiz]. - Rostov n / D: PI IPO SFU, 2007. - 150 p.

2. Inclusive education. Issue Guidelines on the organization of educational process in an inclusive kindergarten [Inklyuzivnoe obrazovanie. Vypusk Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii inklyuzivnogo obrazovatel'nogo protsessa v detskom sadu]. - M .: Center "School Book", 2010. -240 p.

3. Malofeev N. Western European experience in supporting students with special educational needs in an integrated environment training (based on the report of the European Agency for Development of Special Education) [Malofeev N. N. Zapadnoevropeyskiy opyt soprovozhdeniya uchashchikhsya s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v usloviyakh integrirovannogo obucheniya (po materialam Doklada Evropeyskogo agenstva po razvitiyu spetsial'nogo obrazovaniya)] // Defectology. - 2005. - №5. - S. 17-18.

4. Nazarova NM Laws of development of integration as a social and pedagogical phenomenon // compensating exposure: experience, problems, prospects [Nazarova N.M. zakonomernosti razvitiya integratsii kak sotsial'nogo i pedagogicheskogo fenomena//Kompensiruyushchee obuchenie: opyt, problemy perspektivy]. - M., Education, 1996. - P. 28-38.

5. Nazarova NM origins Integration: Lessons for the future [Nazarova N.M. Istoki integratsii: uroki dlya budushchego] // In .: "The child in the modern world." - St. Petersburg, PSU, 2008. - P. 49-85

6. P. Romanov disability policy: social citizenship of people with disabilities in Russia [Romanov P. Politika invalidnosti:sotsial'noe grazhdanstvo invalidov v sovremennoy Rossii] . - Saratov: Science Book, 2006. - 260s.

7. Iarskaia VN Inclusion - a new code of social equality [Yarskaya V. N. Inklyuziya - novyy kod sotsial'nogo ravenstva] // Education for All: the policy and practice of inclusion. Collection of scientific articles, scientific and methodological materials. - Saratov: Science Book, 2008. - 250 p.

Информация об авторе

Пханаева Саида Нурбиевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета г. Майкоп, Россия [email protected]

Хамукова Бэла Хасанбиевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета г. Майкоп, Россия [email protected]

Получена: 11.05.2016

Для цитирования статьи: Пханаева С.Н, Хамукова Б. Х., Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 203-207

Information about the author

Saida N. Panaewa, Cand. PED. Sciences. associate Professor, Adyghe state University, Maikop, Russia [email protected]

Bella H. Khamukova, Cand. PED. Sciences. associate Professor, Adyghe state University Maikop, Russia [email protected]

Received: 11.05.2016

For article citation: Panaewa S. N.,

Khamukova B. H., Guiding children with special educational requirements at a regular school. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 203-207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.