СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Веснина Е. В.
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-медико-педаго-гическая помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку. В современных условиях, определяемых, в том числе, и принятием программы модернизации российского образования, складываются достаточные основания для становления единой культуры, направленной на оказание специализированной комплексной помощи ребенку в образовательном процессе. Становление этой культуры является залогом и гарантом развития системы психолого-педагогической медико-социальной помощи. Специфика данного вида помощи обусловлена ориентацией на антропологический и гуманистический подходы, для которых характерно понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования. Психолого-педагогическая и медикосоциальная помощь детям с отклонениями в развитии направлена на поддержку собственной созидательной активности ребенка, на раскрытие его компенсаторных способностей для самостоятельного решения задач в преодолении тех или иных проблем.
Предметом деятельности учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-
Екатеринбург
психологов, учителей, воспитателей и медицинских работников ГОУ СО СКШИ № 58 является участие в комплексной помощи в образовательном процессе учащимся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Их профессиональная деятельность по психолого-медико-педаго-
гическому сопровождению опирается на особенности учащихся с ТНР. В школу принимаются дети с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием, сложной формой дислалии. Их развитие отстаёт от требований возрастной нормы из-за имеющихся стойких недостатков формирования всех речевых компонентов устной и письменной речи (звуко-произносительного, фонетикофонематического, лексико-грамматического,
лексико-семантического), недоразвития основных психических процессов, эмоциональноволевой сферы.
Результаты изучения развития учащихся с ТНР специалистами школы еще раз подтверждают наличие характерных особенностей высшей нервной деятельности и познавательных процессов у них. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, памяти, внимания. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной и вербальной информации, снижение работоспособности. У детей с первичной речевой патологией имеются недостатки в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Состояние речи свидетельствует о том, что связное высказывание далеко от совершенства. У детей отмечаются затруднения в понимании инструкции и ориентировки в задании, снижение объема воспринимаемой речевой информации, несформированность восприятия сложных смысловых схем речи. Это отчетливо проявляется в трудностях при овладении навыками письма и чтения, приемами вычисления и решения задач. По наблюдениям учителей-
предметников, у учащихся старших классов остаются проявления дефектов сложно организованных форм речи, специфическая недостаточность речемыслительной деятельности и неточность абстрактных представлений. Это приводит к проблемам в усвоении понятийного программного содержания по ряду основных учебных предметов, в самостоятельной жизни для умения общаться в социуме.
Создание системы условий для психо-лого-медико-педагогического сопровождения учащихся с тяжелыми нарушениями речи необходимо рассматривать в материальнотехническом, кадровом и содержательном аспектах. С 2006 года неуклонно улучшается материально-техническое обеспечение образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Для успешной реабилитации учащихся в школе имеется достаточный кадровый потенциал:
• 45 педагогов имеют высшее образование (81,8 %);
•10 - среднее специальное образование (18,1 %);
• 14 специалистов высшей квалификационной категории (23,7 %);
• 34 педагога имеют первую квалификационную категорию (57,6 %);
• 10 педагогов имеют вторую квалификационную категорию (16,9 %);
• 9 человек награждены знаком «Отличник народного просвещения» или нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ»;
• 3 человека награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.
В результате многолетней практики в школе-интернате создана система психолого-медико-педагогического сопровождения, которая предполагает учет следующих требований:
1. Первичное нарушение в развитии выявляется как можно раньше.
2. Специальное коррекционно-развивающее обучение начинается сразу после диагностики первичного нарушения.
3. Дети получают в системе комплексную реабилитацию, сочетающую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь. Игнорирование целенаправленной цепочки помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.
4. В решении развивающих и коррекционных задач обучения процесс реабилитации средствами образования осуществляется квалифицированными специалистами.
5. Учитываются индивидуальные и типологические особенности детей с речевой патологией.
6. В содержание обучения введены специальные разделы и технологии, направленные на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
7. Используются специфические средства и методы диагностики, коррекции, обучения и развития.
8. Разрабатываются индивидуальные пакеты учебно-методического оснащения, поддерживающие мотивацию достижения успехов каждого ребёнка.
9. Все окружающие взрослые подготовлены к участию в решении особых коррекционных задач единого образовательного пространства.
Важнейшим средством формирования коррекционно-образовательной социокультурной среды, способствующей совершенствованию речевой деятельности учащихся, является речевой режим, который реализуется через следующую систему организационно-
педагогических мероприятий:
1. Сотрудники школы осуществляют постоянный контроль над произношением и структурой самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся в ходе всех режимных моментов. Логопедические знания, умения и навыки, а также информацию о состоянии звукопроизношения, структуре и степени выраженности дефекта речи, уровне пси-хо-речевого развития каждого ребёнка педагоги получают в рамках совместных методических объединений, теоретических и практических семинаров, консультаций, психолого-медико-педагогических консилиумов.
2. Руководители методических объединений и творческих групп разрабатывают системы критериев взаимо- и самоконтроля, составляют инструкции, памятки, модели для учащихся, которые всегда находятся в поле зрения или представлены в речевых уголках класса.
3. Логопеды информируют педагогов класса, какие речевые проблемы имеются у каждого из детей, какая ведётся работа в данный момент, что можно сделать для определённого воспитанника.
4. В течение всего дня педагоги ставят воспитанников в ситуации необходимости речевого общения, формируют потребность в правильной речи, большое внимание уделяют активизации речевой деятельности и её мотивации, создают практические ситуации по овладению речью на уроках и во внеурочной деятельности с учётом возрастных и индиви-
дуально-психологических особенностей учащихся, воспитывают культуру общения. Речь самих педагогов является чёткой, выразительной, фонетически правильной и образцовой в литературном отношении.
5. Учителя обязательно планируют произносительную и смысловую отработку нового речевого и понятийного материала по предметам, уделяют значительную часть времени речевой деятельности детей на уроках.
6. Воспитатели предварительно проводят произносительную и смысловую отработку текстов устных публичных выступлений учащихся (праздники, коллективные творческие дела, представления перед ПМПк, конкурсы «Речевой орешек»), стремятся, чтобы любое выступление учащихся перед аудиторией было максимально правильным, внятным, выразительным.
7. Учащиеся стараются чётко проговаривать звуки, соблюдают правила речевого дыхания, употребляют слова, которые лучше выражают мысль, следят не только за своей речью, но и за речью товарищей, придерживаются требований по культуре общения.
8. Родители ориентированы на коррекцию и развитие речемыслительной деятельности детей, переносят требования к их речи в условия семейного воспитания.
На уроке все должно быть подчинено основной цели: усвоение учащимися программного материала с одновременной коррекционной работой, которая заключается в следующем:
1. Закрепление навыка правильного произношения звуков, поставленных на индивидуальных логопедических занятиях и их автоматизация в словах, словосочетаниях и связных текстах, т.к. для всех учащихся, имеющих моторную недостаточность и нарушение в строении артикуляционного аппарата характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия на основе программного материала для правильной дифференциации звуков речи и обозначения их на письме в соответствии с правилами русской орфографии.
3. Выработка навыков ритмикомелодического и интонационного оформления высказывания.
4. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, т.е. развитие лексической основы речи.
5. Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи.
6. Совершенствование форм общения на уроках для обеспечения взаимодействия в различных коммуникативных ситуациях.
7. Формирование учебного высказывания с использованием учебных понятий по типу рассуждения и доказательства.
8. Развитие самостоятельной речевой деятельности.
Взаимодействие педагогов в процессе психолого-педагогического сопровождения
осуществляется через тетрадь взаимосвязи и ПМПК , которые ориентированы на получение и обработку результатов по различным показателям и на использование полученных данных для прогнозирования оптимального преодоления отклонений в развитии учащихся. Это позволяет более объективно оценивать учащихся, определять пути их дальнейшего развития, отслеживать динамику реабилитации.
При разработке структуры и содержания учтены принципиально значимые положения:
• единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• анализ социальной ситуации развития ребенка в семье;
• включение всех педагогов в коррекционнопедагогический процесс и расширение форм их взаимодействия;
• реализация личностно ориентированного подхода в воспитании и обучении, для максимального стимулирования всестороннего развития детей;
• определение базовых достижений учащихся на каждом этапе коррекционноразвивающей работы;
• формирование и коррекция высших психических функций;
• мониторинг эмоциональных проявлений, результатов обучения и коррекции.
Тетрадь взаимосвязи состоит из трёх разделов:
1. Информационный.
2. Педагогический мониторинг (планирование
работы с каждым ребенком и отслеживание её результатов).
3. Итоги реабилитации.
Информационный раздел направлен на глубокое психолого-педагогическое изу-
чение ребенка с целью установления причин трудностей в обучении, характера отклонений в развитии.
В раздел информации, прежде всего, заносятся данные о заключении ПМПК и об общем состоянии соматического и психического здоровья учащихся.
Диагностика ведется по следующим параметрам:
1. Социальная характеристика семьи: жилищно-бытовые условия, среднемесячный
доход, тип семьи, тип воспитания, отношение ребенка к членам семьи.
2. Характеристика эмоциональноволевой сферы: дисциплинированность, самостоятельность, отношение к старшим, отношение к сверстникам, коммуникативность, самооценка, особые черты характера.
3. Анализ мотивов, интересов, склонностей: самый интересный предмет, самый трудный предмет, доминирующий мотив, направленность личности, профессиональное самоопределение.
4. Психическое развитие: восприятие,
память, внимание, мышление.
5. Речевое развитие: экран звукопроиз-ношения, фонематическое восприятие, просодика, состояние словаря, функция словоизменения и словообразования, связная речь, учёт специфических ошибок письма и чтения.
6. Личностный потенциал развития ребенка: мотивация, познавательная активность, уровень обученности, уровень обучаемости.
Получение необходимой информации происходит с помощью опросов (анкетный, выборочный, репрезентативный, социометрический, экспертный); анализа документов (последовательный, системный, структурно-
функциональный). Используются наблюдения (разовое, периодическое, стандартизированное), психолого-педагогическая и логопедическая диагностика. В заполнении информационного раздела принимают участие воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
В разделе «Педагогический мониторинг» отражается индивидуализация процесса обучения, воспитания и коррекции. Педагогическая практика доказывает, что индивидуальный подход к учащимся позволяет создать ситуацию успеха, стимулирует творческий рост каждого ребенка, способствует росту уверенности в своих силах, повышает мотивацию к учебной деятельности. Это в свою очередь мобилизует механизм компенсации. Основываясь на объективно полученной информации, все участники педагогического процесса имеют возможность дать рекомендации по работе с каждым ребенком. Воспитатель во второй половине дня продолжает работу логопеда и учителя, заносит результаты выполнения заданий.
На ПМПК в школе происходит постоянный обмен информацией между педагогами, медиками и родителями, что помогает провести структурный анализ состояния развития ребенка. По решению консилиума определяются микропрограммы коррекционного воздействия, способствующие дальнейшему обу-
чению и воспитанию учащихся. В разделе «Итоги реабилитации» делаются записи о решении ПМПК, вносятся характеристики педагогов на каждого ребенка.
Организация сотрудничества педагогов через тетрадь взаимосвязи и ПМПК оптимизирует образовательный процесс и творческий рост педагогов. В случае выбора оптимального варианта взаимодействия появляется ответственность за успех, целеустремлённость и осознанность в коррекционно-развивающей работе с каждым ребёнком.
Для усиления эффективности психоло-го-медико-педагогического сопровождения в школе работает коррекционная служба. Цель работы специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-фонопедов, врачей) - оказание качественного комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ТНР школьного возраста с целью формирования самостоятельной личности. Основным принципом службы сопровождения является положение гуманистической психологии и педагогики «о сопровождении» ребенка в процессе его развития, а именно: «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагогов.
Главные особенности службы сопровождения - комплексный подход к решению проблем ребенка, непрерывность, объединение усилий всех участников образовательного процесса (ребёнок - педагог - медик - родитель).
Результаты работы по созданию системы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ТНР отражены в следующих статистических данных:
№ п/п Показатели деятельности ПМПК 1990- 1994 1995- 2000 2001- 2006
1. Количество учащихся, зачисленных в школу-интернат. 167 267 528
2. Количество учащихся, выведенных по решению ПМПК в массовые школы. 68 308 394
3. Количество учащихся, выведенных по решению ПМПК в школы VII и УШ вида - 15 36
4. Количество учащихся, выбывших по заявлению родителей. 52 4 3
5. Количество классов. 15 20 23
6. Окончили 9 класс. 70 44 63
В последние годы по причинам неблагоприятной экологической обстановки в Свердловской области, различных внутриутробных инфекций и интоксикаций, случаев неквалифицированного родовспоможения значительно возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья (с 8,83 % до
11,3 %). Этот рост обусловлен в большей степени увеличением категории детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Ежегодно в Свердловской области рождается около 60 детей с ринолалией, значительно возрастает количество детей с дизартрией. Наша школа уже не удовлетворяет социальный спрос на обучение детей с ТНР. Это вызывает необходимость закономерного перехода к интеграционным тенденциям в системе общего и профессионального образования.
В системе образования Свердловской области идёт реализация одного из приоритетных направлений образовательной политики РФ - обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, заложенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
В Концепции отмечается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний в специальных школах и школах-интернатах». Как справедливо замечает Н. Н. Малофеев, директор ИКП РАО, надеяться на успешное обучение таких детей «преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства» можно лишь при условии обеспечения интегрированным учащимся специализированной психолого-педаго-гической помощи силами квалифицированных специалистов, чего до настоящего времени нет. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, закрепляющей гарантии оказания детям с нарушениями в развитии специальных образовательных услуг в условиях обучения в образовательном учреждении общего назначения, а также реорганизация системы специального образования и разработка механизма взаимодействия систем специального и массового образования.
В настоящее время система помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы не удовлетворяет реальную потребность в качественном образовании, индивидуально ориентированной педагогической, психологической, медицин-
ской, социальной и юридической помощи. Создание Областного Речевого Центра, имеющего структурные подразделения различной направленности, поможет решить проблему средовой и психологической дезадаптации вследствие семейной и школьной депривации. Планомерный переход Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 58» в новое состояние призван решить многие проблемы. Это проблемы повышения качества образования, оказания медицинской помощи детям с ТНР, варьирования их сроков пребывания в учреждении с целью удовлетворения социального заказа по обучению и развитию детей с различными речевыми патологиями в условиях функционирования общеобразовательной системы Свердловской области.
Создание Речевого Центра, имеющего комплекс педагогических, медицинских, диагностических, консультационных, социальных услуг, обеспечит адекватное развитие ребёнка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями и поможет в решении проблем, связанных с адаптацией, реабилитацией, социализацией детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Основные задачи деятельности
1. Оказывать помощь детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
2. Проводить психолого-диагностическое изучение и отслеживать структурное развитие детей, получающих сопровождение в условиях Центра.
3. Совершенствовать коррекционно-
развивающую деятельность, направленную на индивидуальное развитие ребёнка в процессе сопровождения через компенсаторные и личностно ориентированные технологии.
4. Определять приоритетные направления в коррекционной работе всех участников образовательного процесса, исходя из структуры дефекта.
5. Разрабатывать новые формы взаимодействия коллектива специалистов, педагогов, медицинских и социальных работников по осуществлению сопровождения детей с речевыми патологиями.
6. Повышать результативность сопровождения детей с нарушениями речи через просветительскую и консультативную работу с родителями и педагогами.
Основные направления деятельности
1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Диагностика уровня психологического, речевого, психофизического развития и отклонений в поведении детей с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Проведение комплекса лечебнооздоровительных мероприятий.
4. Оказание помощи педагогам, родителям по вопросам воспитания и обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Ожидаемый результат деятельности Центра
Своевременное начало коррекционного и медицинского воздействия в системе психо-лого-педагогического сопровождения в условиях Центра должно обеспечить наилучший прогноз преодоления недостатков в речевом развитии и вторичных психических нарушений, повлиять на эффективность педагогического процесса в общеобразовательной школе, расширить социовалентность получения образования детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
© Е. В. Веснина, 2008