ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Шарова Лариса Евгеньевна
учитель логопед МОУ Гимназия № 1 г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
J ^
МОНИТОРИНГ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л__________________________________________г
Аннотация. В статье представлена назрела программа коррекционной (логопедической) работы с обучающимися МОУ «Гимназии № 1 г. Нерюнгри». Теоретико-методологической основой программы является взаимосвязь нейропсихологического, комплексного, междисциплинарного подходов. Задачи коррекции нарушенного развития речи успешно решаются в результате совместной деятельности медицинских работников, логопедов, педагогов и психологов.
Ключевые слова: психолого- медико-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи, коррекционная (логопедическая) работа, мониторинг УУД.
Программа ФГОС включает в себя наряду с другими требованиями и программу коррекционно-развивающей работы. Программа коррекционной работы способствует созданию специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [1,4].
В этой связи назрела необходимость создания программы коррекционной (логопедической) работы с обучающимися МОУ «Гимназии № 1 г. Нерюнгри». Теоретико-методологической основой программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов: нейропсихологического, комплексного, междисциплинарного [5]. Выделенные подходы способствуют решению задач коррекции нарушенного развития речи, совместной деятельности медицинских работников, логопедов, педагогов и психологов.
Данная программа разработана с целью создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья по коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся и в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальной адаптации.
Задачи коррекционной (логопедической) работы в начальной школе:
• своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными нарушениями речи;
• определение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
• определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей и создание соответствующих условий;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи;
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с нарушениями речи;
• оказание консультативной и методической помощи родителям детей и педагогам с нарушениями речи.
Программа коррекционной (логопедической) работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:
• логопедическая диагностика - обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи по развитию речи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в устранении недоразвития речи, помощи в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
14
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в условиях общеобразовательного учреждения;
• консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам организации психолого-педагогических условий устранения речевых недостатков, развития и социализации обучающихся;
• информационно-просветительская работа - направлена на разъяснительную деятельность по вопросам недоразвития речи, причин не усвоения учебного материала детей с речевыми нарушениями.
Условия реализации программы: психолого-педагогическое, программно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение. В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить сотрудничество с родительской общественностью [2].
Этапы реализации коррекционной (логопедической) программы в начальной школе:
1. Сбор и анализ информации о раннем речевом развитии ребенка (информационно-аналитическая деятельность).
2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность).
3. Логопедическая диагностика (диагностическая деятельность).
4. Регуляция и корректировка речевого развития.
Обучение в Гимназии № 1 г. Нерюнгри строится
по семестрам, поэтому и свою деятельность логопед выстраивает в соответствии с общегимназическим учебным планом.
Программа коррекционной (логопедической) работы реализуется по следующим модулям: концептуальному, диагностико-консультативному, коррекционно-развивающему, лечебно-профилактическому, социально-педагогическому [3].
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико- психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации специалистов, обеспечивающих сопровождение.
Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы мониторинга, изучения ребенка с нарушениями речи логопедом, педагогами, психологом, медицинскими работниками и консультативную деятельность всех субъектов сопровождения. Диагностико-консультативный модуль решает следующие задачи:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи логопеда;
• диагностика отклонений в речевом развитии и анализ причин данных отклонений;
• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации;
• сбор и изучение информации о развитии речи в анамнезе, постановка речевого диагноза;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с нарушениями речи;
• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
При изучении личностных УУД (внутренняя позиция школьника, школьная мотивация) используются методики С. Д. Забрамной, О. В. Боровик, Р Е. Левиной.
При изучении регулятивных УУД (фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи) используются методики Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой.
Познавательные УУД (общая осведомленность, активный словарь) изучаются с помощью методик И. О. Иншаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.
Коммуникативные УУД (использование речи для регуляции своего действия, использование речевых средств для решения коммуникативных задач) диагностируются методиками О. В. Ефименковой.
Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка с нарушениями речи в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Задачи данного модуля:
• выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушениями речи коррекционных программ (методик), методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организация и проведение логопедом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• развитие личностной сферы ребёнка и коррекция его поведения.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий медицинскими работниками ОУ; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Социально-педагогический модуль нацелен на организацию социально-педагогической помощи детям с нарушениями речи и их родителям. Задачи модуля:
• обеспечение дифференцированных условий: составление расписания индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;
• обеспечение психолого-педагогических условий: соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
• создание специализированных условий: организация работы логопункта для детей с проблемами в устной и письменной речи; организация и проведение коррекционных индивидуальных и групповых занятий,
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
15
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
необходимых для преодоления речевого недоразвития;
• Формирование здоровьесберегающих условий.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
• уменьшение количества учащихся со стойкими речевыми нарушениями;
• социальная адаптация детей с нарушениями речи;
• повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной (логопедической) работы.
По результатам логопедической диагностики в 1 классах за 2010-2011 учебный год в МОУ «Гим-
назия № 1 г. Нерюнгри» выявлены нарушения в звукопроизношении у 15%, нарушения в лексическом строе речи у 26% первоклассников, в грамматическом -у 7%. Таким образом, у 16% первоклассников отмечаются нарушения звуко-слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи.
В качестве примера приведем мониторинг универсальных учебных действий (УУД) на логопедических занятиях ученика 1А класса Иванова И. И. в ходе реализации программы коррекционной (логопедической) работы в 2010-2011 и в 2011-2012 учебных годах (табл. 1).
Таблица 1
Мониторинг I и III семестров в первом и втором классе
I семестр II семестр III семестр
Класс, речевое закл. звукопроизношение УУД звукопроизношение УУД
1 кл. ФФНР; [р] [р'] [л] [л'] [с] [с'] [з] [з'] [ц] [ш] [ж] [щ] [ч]; смена молочных зубов, плохая подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка). [р] [р'] - постановка 1. Личностные - мотивация к учебной деятельности. 2. Регулятивные - умение принимать и сохранять учебную задачу. 3. Познавательные -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. 4. Коммуникативные -использовать речь для регуляции своего действия. [р] [р] - поставлены, автоматизация. 1. Личностные -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к посещениям логопедических занятий. 2. Регулятивные -умение осуществлять пошаговый контроль по результату. 3. Познавательные -уметь осуществлять синтез как составление целого из частей (нахождение заданного звука в слове). 4. Коммуникативные - умение задавать вопросы.
2 кл. 2011-2012 ФФНР; [р] [р'] [л] [л'] [с] [с'] [з] [з'] [ц] [ш] [ж] [щ] [ч] - автоматизация в текстах. коррекция дисграфии и дислексии. [р] [р'] [л] [л'] [с] [с'] [з] [з'] [ц] [ш] [ж] [щ] [ч] -автоматизированы 1. Личностные - формирование у ученика понимания «зачем мне нужно хорошее звукопроизношение?» 2. Регулятивные - проведение индивидуальные и подгрупповых занятий. 3. Познавательные -извлечение необходимой информации из прочитанных текстов, чистоговорок, поговорок. 4. Коммуникативные -точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Коррекция нарушения чтения и письма. 1. Личностные - формирование у ученика понимания «зачем мне нужно научиться читать и писать без ошибок?». 2. Регулятивные - умение принимать и сохранять учебную задачу. 3. Познавательные -выбор вида чтения в зависимости от цели (деформированные тексты, анаграммы, «зашумлённые» тексты и др.). 4. Коммуникативные -использовать речь для регуляции своего действия.
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Таблица 1 (продолжение)
IV-VI семестры первого класса; I и II семестры второго класса 2011-2012 учебного года
IVceM. V сем. Щсем.
звукопроизношение УУД звукопроизношение УУД звукопроизношение УУД
[ш] [ж] [щ] [ч] -поставлены, автоматизация 1. Личностные -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с материалами художествен-ной литературы, используемой на логопедических занятиях. 2. Регулятивные -различать способ и результат действия. 3. Познавательные - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. 4. Коммуникативные - строить монологическое высказывание. [л] [л'] - поставлены, автоматизация. 1. Личностные -ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». 2. Регулятивные -в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. 3. Познавательные - проводить классификацию по заданным критериям. 4. Коммуникативные - строить понятные для партнера высказывания. [с] [с'] [з] [з'] [ц] -постановка, автоматизация. 1 . Личностные - способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности. 2. Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. 3. Познавательные - строить сообщения в устной форме. 4. Коммуникативные - формулировать свое собственное мнение и позицию.
Заключение по результатам проведенной коррекционно-развивающей работы с обучающимся 2 класса Ивановым И. И. в рамках программы коррекционной (логопедической) работы с обучающимися МОУ «Гимназии № 1 г. Нерюнгри»:
1. Поставлены все звуки, [л], [л'], [с], [с'], [ц] - в стадии автоматизации, а далее дифференциации. Причины: на момент поступления нарушено 13 звуков - сложная дислалия, слабость мышц речевого аппарата, ФФНР
2. Психологические показатели: медленный темп деятельности, плохая коммуникация с детьми и взрослыми, застенчивость, плаксивость.
3. Медицинские показатели: ДНЗ II степени, группа здоровья II - ребенок относится к группе детей с ОВЗ.
4. Перспективы: в 2011-2012 учебном году автоматизировать и дифференцировать звуки, организовать коррекционную работу над дисграфией, дислексией, обусловленной ФФНР
Таким образом, оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с речевыми нарушениями и специалистами различного профиля в образовательном процессе, консолидация усилий в области логопедии, психологии,
педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Литература
1. Абрамова Г., Баранова Ю. Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Вестник образования.-2011.- № 10.- С.69-79.
2. Булыгина Л. Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.- С.24-31.
3. Глоссарий ФГОС начального образования // Управление начальной школой.- 2011.- № 1.- С.10-24.
4. Краснова В. П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования // Практика административной работы в школе.- 2011.- № 4.- С.26-30.
5. Рагозинникова Л. Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качество образования // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.-№ 1.- С.40-44.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
17