Научная статья на тему 'Разработка рабочей программы тифлопедагога в процессе повышения квалификации'

Разработка рабочей программы тифлопедагога в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / СТАНДАРТ / ТИФЛОПЕДАГОГ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко Елена Валерьевна

В статье представлены структура и содержание рабочей программы тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения с конкретизацией основных структурных элементов программы. Обозначены цели и задачи, принципы и подходы к реализации программы, целевые ориентиры, планируемые результаты. Содержательный раздел отражает особенности коррекционно-развивающей работы, а организационный раздел специальные условия организации предметно-развивающей среды, здоровьесберегающего образовательного пространства для детей с нарушениями зрения. Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для группы детей с нарушениями зрения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения планируемого результата, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрющенко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development work program of visual impairment specialist in the process of advanced training

The article describes the structure and content of the work program of visual impairment specialist of preschool educational institution with a specialization of the main structural elements of the program. Objectives and tasks, principles and approaches to the implementation of the program, targets, and project’s results are designated. Thematic section reflects the characteristics of correctional and developmental work and the organizational section reflects special conditions for the organization of subject-developing environment, health-educational space for children with visual impairments. The work program is an individual tool of the teacher, which identifies the most appropriate and effective content, forms, methods and ways of organizing educational process for a group of children with visual impairments, in order to obtain the intended result that meets the requirements of the Russian Federal State Educational Standard of based education of pupils with disabilities.

Текст научной работы на тему «Разработка рабочей программы тифлопедагога в процессе повышения квалификации»

А

ЧИППКРО

УДК 376.3

Разработка рабочей программы тифлопедагога в процессе повышения квалификации

Е. В. Андрющенко

Development work program of visual impairment specialist in the process of advanced training

E. V. Andryushchenko

Аннотация. В статье представлены структура и содержание рабочей программы тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения с конкретизацией основных структурных элементов программы.

Обозначены цели и задачи, принципы и подходы к реализации программы, целевые ориентиры, планируемые результаты.

Содержательный раздел отражает особенности коррекционно-развивающей работы, а организационный раздел - специальные условия организации предметно-развивающей среды, здоровьесберегающего образовательного пространства для детей с нарушениями зрения. Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для группы детей с нарушениями зрения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения планируемого результата, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. The article describes the structure and content of the work program of visual impairment specialist of preschool educational institution with a specialization of the main structural elements of the program. Objectives and tasks, principles and approaches to the implementation of the program, targets, and project's results are designated. Thematic section reflects the characteristics of correctional and developmental work and the organizational section reflects special conditions for the organization of subject-developing environment, health-educational space for children

with visual impairments. The work program is an individual tool of the teacher, which identifies the most appropriate and effective content, forms, methods and ways of organizing educational process for a group of children with visual impairments, in order to obtain the intended result that meets the requirements of the Russian Federal State Educational Standard of based education of pupils with disabilities.

Ключевые слова: рабочая программа, стандарт, тифлопедагог, структура, содержание.

Key words: work program, standard, visual impairment specialist, structure, content.

С ведением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1] все более актуальным становится вопрос индивидуализации образования с учетом обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогического сопровождения и создания специальных условий для обучения и воспитания.

Вопросы профессионального и личностного развития педагогических работников в условиях реализации федеральных государственных стандартов рассматриваются в современной науке, теории и практике развития инклюзивного образования [2].

Накоплен довольно обширный опыт. Однако проблема сопровождения ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой. Рабочая программа тифлопедагога (далее - Программа) направлена на повышение качества коррекционной работы

в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А также на обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения) на специальную (коррекци-онную) помощь, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей с нарушениями зрения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Программа составляется на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с патологией зрения, и разрабатывается на основе «Программы специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л. И. Плак-синой и основной образовательной программы ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС ДО.

Целью Программы является формирование у детей с нарушениями зрения специальных приемов и способов деятельности, обеспечивающих максимально эффективную ориентировку ребенка в окружающем мире и способствующих социализации детей данной категории, освоению детьми с нарушениями зрения основной образовательной и коррекционной программы. Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:

- изучить актуальное состояние развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, уровень сформированности представлений о мире у дошкольников с нарушениями зрения;

- обучать специальным способам деятельности в познании окружающей действительности;

- развивать зрительное восприятие;

- формировать навыки ориентировки в пространстве;

- развивать социально-бытовую ориентировку;

- развивать осязание и мелкую моторику;

- обеспечить педагогов рекомендациями по оказанию коррекционной помощи детям в познавательной, бытовой, игровой деятельности;

- повышать педагогическую компетентность родителей воспитывающих ребенка с нарушением зрения.

Программа составляется в начале учебного года и содержит планирование и описание работы тифлопедагога на один год, на ту возрастную группу, с которой в данном учебном году работает тифлопедагог.

При наполнении содержания программы необходимо понять, что это рабочая программа, а это означает следующее. Все теоретические аспекты, такие как «Характеристика особенностей развития детей с нарушениями зрения», должны содержать не просто описание особенностей, а быть привязаны именно к конкретным детям (описывается и изучается контингент детей, с которыми работает тифлопедагог, зрительные диагнозы и т. п.).

Программа состоит из 3-х основных разделов: целевой раздел, содержательный и организационный.

В целевом разделе описываются принципы и подходы к реализации программы, определяются цели и задачи, даются характеристики детей с нарушениями зрения, целевые ориентиры. При формировании рабочей программы и в процессе ее реализации необходимо учитывать ряд специфических принципов коррекционно-педагогической деятельности (А. Д. Гонеев): принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; учета индивидуальных и возрастных особенностей; деятель-ностный принцип; принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности; принцип интеграции ближайшего социального окружения.

Наряду с перечисленными принципами, при формировании Программы необходимо учитывать основные принципы организации коррек-ционно-педагогического и образовательного процессов в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями зрения (Л. И. Плаксина): учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения; комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический)

ЧИППКРО

подход; модификация учебных планов и программ при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей; дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира; система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушениями зрения; обеспечение офтальмо-гигиенических условий.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров [3].

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и организации, реализующей Программу.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения раскрывает особенности развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка со зрительной патологией на каждом возрастном этапе. В содержательный раздел Программы размещается материал, необходимый для организации коррекционно-развива-ющей работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Описывается диагностическая методика тифлопедагогического обследования. Согласно пункту 3.2.3 Стандарта «...при реализации

Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».

Целесообразность проведения педагогической диагностики при реализации программного материала обусловлена тем, что позволит определить реальный уровень развития ребенка, адекватно подобрать условия для его обучения, формы и методы работы для достижения его максимально возможного развития. Выделяется контрольно-оценочный компонент, который может использоваться при проведении педагогической диагностики.

Данный раздел содержит также описание структуры образовательного процесса. Описывается содержание образования при реализации образовательных областей. Основной формой обучения социально-бытовой ориентировке, пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия являются коррекцион-но-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые). Коррекционная работа направлена на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Содержание работы базируется на комплексно-тематическом планировании [4].

Также в содержание раздела входит описание методик, технологий, средств воспитания, обучения и развития детей с нарушениями зрения.

Коррекционные знания и умения, привитые детям в дошкольной организации, закрепляются дома в процессе познавательной, трудовой, игровой и др. деятельности.

Для просвещения родителей по вопросам воспитания ребенка с нарушениями зрения и оказания ему коррекционной помощи дома тифлопедагог осуществляет систематическое взаимодействие с семьей. В программе описываются формы работы с родителями, предоставляется план коррекционно-образовательной деятельности в семье.

Необходимым условием качественной реализации коррекционно-образовательной про-

граммы является ее непрерывное сопровождение педагогическими работниками в течение всего времени ее реализации. С этой целью тифлопедагог осуществляет и курирует взаимодействие между всеми специалистами и педагогическими работниками, участвующими в коррекционно-образовательном процессе. В содержательном разделе программы описываются виды взаимодействия.

В организационный раздел Программы входит описание условий реализации рабочей программы. Особенности здоровьесберегающего образовательного пространства для детей с нарушениями зрения, особенности организации предметно-развивающей среды.

Охрана и развитие зрения у дошкольников -одна из важнейших целей, стоящих перед тифлопедагогом. Она достигается проведением широко комплекса взаимодействующих между собой лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий.

С учетом специфических условий организации оздоровительной, коррекционной и образовательной деятельности коррекционную работу по основным разделам Программы тифлопедагог осуществляет в специально созданных условиях своего кабинета, за исключением тех случаев, когда необходимо проведение занятия непосредственно в группе или на улице. В этом разделе дается описание кабинета тифлопедагога с точки зрения организации здоровьесбе-регающего пространства, т. е. соблюдение санитарно-гигиенических норм освещенности кабинета, соблюдение температурного режима и режима проветривания, соответствие мебели росту детей. А также соответствие дидактического материала остроте зрения детей и офтальмологическим диагнозам в соответствии со зрительными нагрузками.

Описывается посадка детей во время занятий в зависимости от рекомендаций врача-офтальмолога.

В организационном разделе представлено программно-методическое обеспечение кор-рекционно-образовательного процесса.

Дидактическое обеспечение должно соответствовать реализуемой программе и способствовать реализации всех направлений коррек-ционной работы: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и

мелкой моторики рук. Демонстрационный и раздаточный материал соответствуют зрительным возможностям и возрасту детей [5].

Важно отметить, что Программа не является статичной по своему характеру. В течение учебного года может происходить изменение в списочном составе, изменение в составе подгрупп, темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. В связи с этим целесообразно наличие в Программе такого раздела, как «Корректировка программы».

В разделе «Корректировка программы» указываются изменения в работе тифлопедагога в течение года. Например: изменение списочного состава группы, изменение состава подгрупп. Изменение состава подгрупп может происходить в середине года, после проведения промежуточной диагностики. Очень важен этот раздел при составлении рабочей программы на первый год обучения. Первичная диагностика в первый год обучения заканчивается не раньше окончания периода адаптации, и составить подгруппы на начало учебного года (сентябрь) сложно. Корректировка состава подгрупп необходима в течение учебного года. Очень часто изменяется и списочный состав, пока формируется группа.

Таким образом, рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей с нарушениями зрения тифлопедагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Библиографический список:

1. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.

2. Конева О. Б. Профессиональное и личностное развитие педагогических работников в условиях реализации инклюзивного образования / О. Б. Конева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2014. - № 4 (21). - С. 5-11

3. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для

ЧИППКРО

детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО / под ред. Г. Н. Лавровой, Г. В. Яковлевой. - Челябинск : Цицеро, 2014. - С. 124.

4. Ильясов Д. Ф. Педагогическое исследование : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации пед. кадров / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : [б. и.], 2007.

5. Дружинина Л. А. В помощь тифлопедагогу ДОУ : учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. - Челябинск : Цицеро, 2010. - С. 190.

Reverences:

1. Order of MES of the Russian Federation "About approval of the federal state educational standards of preschool education " [Prikaz MOiN RF "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo ob-razovanija"] 17.10. 2013 № 1155.

2. Koneva O. B. "Personal and professional development of teachers in the conditions of implementation of inclusive education" // Scientific support of a system of advanced training ["Profes-sional'noe i lichnostnoe razvitie pedagogicheskih rabotnikov v uslovijah realizacii inkljuzivnogo ob-

razovanija" // Nauchnoe obespechenie sistemy po-vyshenija kvalifikacii kadrov], 2014, № 4 (21), pp. 5-11.

3. Algorithm of development work program for correctional and developingwork in preschool educational organization for children with disabilities within adoption of the Russian Federal State Educational Standard [Algoritm razrabotki Rabochej programmy po korrekcionno-razvivajushhej rabote v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov'ja v uslovijah vvedenija FGOS DO] / edited by G. N. Lavrovoj, G. V. Jakovlevoj. Cheljabinsk : Cicero, 2014. 124 p.

4. Iljasov D. F. Pedagogical research: manual for listeners of advanced training course [Pedago-gicheskoe issledovanie : uchebnoe posobie dlja slushatelej kursov povyshenija kvalifikacii ped. kadrov]. Chelyabinsk, 2007.

5. Druzhinina L. A. In aid of preschool educational institution visual impairment specialist : study guide for students of higher educational establishment's speech pathology faculties [V pomoshh' tiflopedagogu DOU : uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij defektolo-gicheskih fakul'tetov]. Cheljabinsk : Cicero, 2010.190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.