УДК 372 ББК 74.102
А.С. Микерина
развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, раскрывает педагогические условия развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста. В статье представлены упражнения для развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: педагогические условия, исследовательские способности, способность, развитие, ребенок дошкольного возраста, исследовательская деятельность.
A.S. Mikerina
developing research abilities in preschool children
This article considers the challenge of developing research abilities in preschool children in the course of research activities. The author reveals the content of the basic concepts, conducts a theoretical analysis of the problem under study, and reveals the pedagogical conditions for the development of research abilities in children of senior preschool age. The article presents exercises for the development of research abilities in children of preschool age.
Key words: pedagogical conditions, research ability, ability, development, child, preschool age, research.
О <
Общество нуждается в гражданах, готовых нестандартно мыслить, находить пути решения в сложных ситуациях. Обозначенная способность личности является результатом целостной и систематической интеллектуальной работы, которая берет свое начало еще в дошкольном детстве. В свою очередь, современное дошкольное образование все чаще обращается к проблеме развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста.
Понятие «способность» рассматривается такими науками, как философия, социология, психология и педагогика. Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лей-тес, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и др. В отечественной психологии выделено два основных подхода в трактовке проблемы способностей: психофизиологический и деятельностный.
Психофизиологический подход основан на исследовании связей основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (Э.А. Голубева, В.М. Русалов и др.).
Деятельностный подход подчеркивает связь способностей с деятельностью и предполагает исследование деятельност-ных детерминант развития способностей, при этом роль задатков не рассматривается или только подразумевается (Б.М. Теплов). Существует и третий подход к изучению природы способностей «компромиссный» (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская). Представители данного подхода рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
В психологии разделяют понятия «способности» и «задатки». Под «задатками» следует понимать природную основу развития способностей, а под по-
нятием «способность» индивидуально-психологические особенности, формирующиеся в деятельности на основе задатков, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность в деятельности.
Интересно высказывание А.В. Петровского, сравнивающего способности с зерном: брошенное зерно, как и способность, имеет возможность превратиться в колос (стать знанием и умением) только при определенных условиях. Эти возможности, по мнению ученого, становятся действительностью в результате упорного труда.
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные толкования видов способностей (общие и специальные способности; потенциальные и актуальные способности и др.), но общепринятой считается классификация способностей по видам деятельности. Предметом нашего изучения является исследовательская деятельность, для успешного осуществления которой требуются исследовательские способности.
В психологической науке исследовательские способности рассматриваются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности [4].
По мнению А.И. Савенкова, структура исследовательских способностей представляет собой следующее образование: поисковая активность, дивергентное мышление, конвергентное мышление. Поисковая активность является мо-тивационной составляющей исследовательских способностей; выполняет роль первоисточника и двигателя исследовательского поведения. Поисковая активность предопределена биологически, но развивается непосредственно в деятельности. Наличие поисковой активности характеризуют высокая мотивация, интерес и эмоциональная включенность.
Дивергентное мышление, как компонент исследовательских способностей, определяет умение выявлять проблему, умение осуществлять поиск вариантов решения. К основным характеристикам дивергентного мышления относят ори-
гинальность, гибкость, продуктивность мышления, способность разрабатывать идеи. Дивергентное мышление - это альтернативное мышление, отступающее от логики. Данный вид мышления в психологии относится к творческому, так как он тесно связан с воображением.
Конвергентное мышление наоборот отвечает за способность к анализу и синтезу, оценку ситуации, выработку суждений и умозаключений. Этот вид мышления является логическим, последовательным, однонаправленным, развивается в задачах, требующих поиска единственного логически выведенного верного ответа.
К критериями сформированности исследовательских способностей детей дошкольного возраста относят следующие умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать предположения (гипотезы); формулировать понятия; классифицировать объекты и явления; наблюдать; проводить эксперимент; формулировать выводы и делать умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать выдвинутые идеи [4].
Формировать исследовательские способности детей дошкольного возраста позволяет специально организованная исследовательская деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. В дошкольном образовании данное направление изучалось в трудах С.Л. Новоселовой, А.Н. Леонтьева, Л.М.Маневцовой, Я.А. Пономарева, М.И. Лисиной, А.И. Ивановой, С.Н. Николаевой, О.В. Дыбиной, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенкова и других [2].
Н.Н. Поддъяков выделяет два вида ориентировочно-исследовательской деятельности: активность самого ребенка и деятельность, организатором которой выступает взрослый [1]. Детей необходимо обучать исследованию. Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
Современная зарубежная педагогика выделяет три основных уровня организации исследовательской деятель-
га I-
о
го ^
со О са
о х .0 с; о
3
о
4
>s ф
I-
ф
ф is
о
X
ю о о о с о
о .0 с; ф
I-
го са о
4 Ф
5
о
го CL
о <
ности. Первый уровень предполагает постановку проблемы, выбор стратегии и тактики ее решения педагогом. При этом ребенок самостоятельно находит решение обозначенной проблемы. На втором уровне организации педагог ставит проблему, а способы решения ребенок определяет самостоятельно. Третий уровень ориентирован на самостоятельность детей в постановке проблемы, поиске способов ее исследования и решения.
В процессе организации исследовательской деятельности дошкольников следует придерживаться определенного алгоритма:
• этап выделения и постановки проблемы (выбор темы исследования);
• этап выработки гипотез;
• этап поиска и предложения предполагаемых вариантов решения;
• этап сбора материала;
• этап анализа и обобщения полученных данных;
• этап подготовки и защиты итогового продукта (проекта, презентации, макета, доклада и т.д.) [4].
Данная процедура проведения исследования соответствует последовательности исследований ученых. Исследование может носить индивидуальный или коллективный характер. При реализации индивидуального способа организации исследовательской деятельности дошкольников воспитателю необходимо придерживаться следующего алгоритма:
• определить уровень развития исследовательских способностей ребенка;
• отметить стратегические и тактические цели исследования, а также пути их достижения;
• определить временной ресурс выполнения исследования;
• предусмотреть участие родителей в исследовании;
• наметить способы оценки деятельности ребенка.
Индивидуальная форма организации позволяет эффективно решать творческие задачи. Коллективные исследования направлены на достижение педагогического результата, так как совместная
работа детей дошкольного возраста расширяет диапазон собственных знаний за счет опыта других детей; дает возможность освоить новые способы исследовательского поведения, которыми владеет другой ребенок.
А.И. Савенков объединяет все темы для исследовательской работы в три основные группы: фантастические, эмпирические и теоретические. Фантастические темы ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (например, создание волшебной машины).
Эмпирические темы предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов детей (например, наблюдение за домашними животными, эксперименты с водой).
Теоретические темы ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разнообразных теоретических источниках (книгах, в фильмах, интернете). Например, можно предложить детям собрать информацию о дельфинах, устройстве самолетов, истории игрушек и др.
При выборе темы исследования детей дошкольного возраста необходимо придерживаться определенных правил, а именно, тема должна:
• вызывать интерес у ребенка;
• быть доступной, приносить пользу исследователю;
• быть нестандартной (оригинальной), содержать элемент неожиданности, вызывать удивление;
• не требовать длительного времени на проведение исследования;
• иметь формулировку, соответствующую возрастным особенностям детей;
• учитывать наличие в группе необходимых средств, материалов для проведения исследования [5].
В процессе развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия:
• применять различные упражнения на развитие умений видеть проблему, наблюдать, выдвигать гипотезы и т.д.;
• организовывать взаимодействие с родителями по развитию поисковой ак-
тивности детей старшего дошкольного возраста;
• обогащать предметно-развивающую среду необходимым оборудованием для проведения исследования.
Рассмотрим примеры упражнений, направленные на тренировку умений видеть проблему, наблюдать, выдвигать гипотезы. Так эффективным является упражнение «Посмотри на мир другими глазами». Цель: развивать умение детей видеть проблему, смотреть на объект исследования с разных сторон. Педагог предлагает ребенку представить, что он находится на экскурсии в парке. Как ты отнесешься к появлению радуги? Затем представь, что ты летчик, отправляющийся в полет, или художник, который пишет картины, журналист, снимающий репортаж и др. Ребенок придумывает множество рассказов, что позволяет рассмотреть одно и то же явление с разных точек зрения. В ходе выполнения данного упражнения воспитатель не критикует ребенка, а наоборот хвалит, замечает наиболее яркие и оригинальные ответы, ориентирует отвечать смело и раскованно.
Упражнение «Рассказ от имени другого персонажа». Цель: развивать умение детей видеть проблему, смотреть на мир «другими глазами». Педагог дает ребенку задание: составить рассказ от имени людей разных профессий, живых и неживых существ. Например, представь, что ты на один день стал своим домашним питомцем, домом, книгой, человеком определенной профессии. Расскажи об этой воображаемой жизни. Педагог поощряет оригинальные, интересные ответы ребенка, глубину проникновения ребенка в новый и необычный для себя образ.
Упражнение «Составь рассказ по концовке». Цель: развитие логики и оригинальности изложения рассказа. Педагог предлагает детям конец рассказа и просит придумать его начало. Например, «... Повар испек торт»; «... В комнате сделали ремонт»; «... Когда я вышел на улицу, пошел дождь».
Интересным является упражнение, предложенное американским психологом Дж. Гилфордом, - «Сколько значе-
ний у предмета?». Цель: развивать способность к мысленному перемещению, оригинальность и гибкость мышления, смотреть на проблему с разных точек зрения. Педагог предлагает детям найти как можно больше вариантов нетрадиционного использования хорошо знакомого предмета. Условием выполнения упражнения является реальность предлагаемого варианта. Оценивается оригинальность, неожиданность и количество вариантов ответа.
Упражнение «Наблюдение за объектами». Цель: развитие умения наблюдать за живыми и неживыми объектами. Педагог дает детям задание: рассмотреть знакомые предметы (например, осенние листья, лесные ягоды, съедобные грибы и т.д.). В ходе наблюдения дети отмечают цвет, форму, где растут, почему меняют цвет и опадают (если это листья). По завершении наблюдения дети рисуют наблюдаемые объекты с натуры или по памяти.
Можно предложить детям решение исследовательской задачи, предварительно обозначив проблему исследования: «На территории детского сада есть валун. Он раскололся пополам. Кто его разбил?». Для ответа на этот вопрос используется экран и уточняющие вопросы: о каком объекте говорится в задаче? Из каких частей состоит валун? Где находится валун и др. [3]
Организация взаимодействия с родителями по развитию поисковой активности детей старшего дошкольного возраста требует проведения диагностики родителей на предмет выявления познавательных интересов детей и предпочтений родителей в вопросах взаимодействия с ДОО; проектирование перспективного плана работы с родителями и определение степени их участия в исследовательской деятельности детей; планирование индивидуальной работы по развитию исследовательских способностей в условиях домашнего образования.
Результатом взаимодействия с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников будет:
го н о
го ^
со О ш
о
X .0
о ¡£
3
о
4
>5 ф
I-
ф
ф ь
о
X
ю о о о с о
о .0
с; ф
I-
го ей о
4 ф
5
о
го о.
Разработка рекомендаций родителям «Организация исследовательской деятельности дома».
Разработка и организация мастер-класса «Исследовательская деятельность в домашних условиях».
Рассмотрим несколько примеров для индивидуальной работы родителей с детьми. Например, можно предложить провести дома с ребенком упражнение «Назови причины». Цель: развивать способность вырабатывать гипотезы. Родители просят ребенка назвать реальные причины событий: на улице стало жарко; Сережа улыбнулся; птицы свили гнездо; на небе появилась радуга и др. Далее родители предлагают ребенку назвать 3 самые фантастические и неправдоподобные причины данных событий.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста родители могут использовать упражнение «Три желания». Цель: развитие умения выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи. Родители предлагают ребенку представить, что Золотая рыбка выполнила три желания всех людей на планете. Ребенку необходимо придумать гипотезы и провокационные идеи, объясняющие, что бы произошло в результате.
Обогащение предметно-развивающей среды в условиях ДОО требует от педагога особой внимательности и ответственности. Любое исследование, проводимое педагогом в группе или планируемое, предполагает прогнозирование способов и методов исследования ребенком темы, предоставление ему необходимого оборудования для проведения исследования. Так, при изучении темы «Зачем тигру полоски?» педагог подбирает необходимую литературу (энциклопедии, статьи), видеофильмы, иллюстрации с окраской животных, организовывает экскурсию в зоопарк и другое; те есть создает условия для проведения исчерпывающего исследования.
Обобщая вышеизложенное, следует заключить, что процесс развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста предполагает систематическое и планомерное проведение педагогом исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации; осуществление взаимодействия с родителями, а также обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с планируемыми темами исследований детей.
Библиографический список
1. Дмитриева, Е.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками [Текст]: метод. пособие / Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калини-ченко. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
2. Микерина, А.С. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / А.С. Микерина, С.Д. Кириенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 10. - С. 64-70.
3. Микерина, А.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе [Текст]: монография / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 184 с.
4. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
5. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы [Текст] / А.И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2003. - № 2. - С. 76-86.
References
1. Dmitrieva E.A. Zaitsev O.Yu., Kalinichenko S.A. Children experimentation. Maps for experiments with senior preschoolers: Textbook. M.: TC Sfera, 2017. P. 128. [in Russian].
2. Mikerina A.S., Kirienko S.D. Pedagogical support of research activities of children in preschool age. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo prdagogicheskogo universiteta, 2016. No. 10. P. 64-70. [in Russian].
3. Mikerina A.S. Psychopedagogical support for development of preschool children in the educational process: monograph / Ed. by L. V. Trubaychuk. Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2014. P. 184. [in Russian].
4. Savenkov A.I. The pathway to giftedness: research behavior of preschool children.. SPb.: Piter, 2004. P. 272. [in Russian].
5. Savenkov A.I. How we teach children to generate hypotheses and ask questions. Odarenniy rebenok, 2003. No. 2. P. 76-86. [in Russian].
Сведения об авторе: Микерина Алена Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Mikerina Alena Sergeevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology of Childhood,
South dUral State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378:151.8 ББК 74.480:88.37
Е.В. Попова
условия формирования цЕнностно-смыслового КОМПОНЕНТА психологической КУЛЬТУРЫ у студентов педагогического ВУЗА
В статье рассматривается проблема формирования психологической культуры у студентов педагогического вуза. Проанализированы различные подходы к определению понятия и структуре данного феномена. Особое внимание уделяется ценностно-смысловому компоненту: обоснована его системообразующая функция, названы критерии и условия формирования у студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: психологическая культура, структура психологической культуры личности, ценностно-смысловой компонент психологической культуры, формирование психологической культуры у студентов педагогического вуза.
E.V. Popova
CONDITIONS FOR DEVELOPING AXIOLOGICAL COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF EDUCATIONAL STUDENTS
The article considers the problem of developing psychological culture of educational students. The study analyzes different approaches to the definition and structure of this phenomenon. Special attention is paid to value-semantic component: the author justifies the backbone function, identifies criteria and conditions for its formation.
Key words: psychological culture, structure of personal psychological culture, axiological component of psychological culture, development of students' psychological culture.