Научная статья на тему 'Потенциал экологических видов деятельности в формировании аргументативных умений детей старшего дошкольного возраста'

Потенциал экологических видов деятельности в формировании аргументативных умений детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
47
5
Поделиться
Ключевые слова
АРГУМЕНТАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ARGUMENTATIVE SKILLS / PROBLEM SITUATION / COGNITIVE RESEARCH / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Филиппова А.Р.

В статье раскрываются некоторые аспекты проблемы формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается необходимость разработки методики формирования аргументативных умений дошкольников, в основе которой лежит познавательно-исследовательская деятельность в природе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Филиппова А.Р.,

POTENTIAL ECOLOGICAL ACTIVITIES IN THE FORMATION OF THE ARGUMENTATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article describes some aspects of the problem of formation of argumentative skills in children of the senior preschool age. The necessity of development of methods of formation of argumentative skills of preschool children, which is based on cognitive research activities in nature.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Потенциал экологических видов деятельности в формировании аргументативных умений детей старшего дошкольного возраста»

YAK 372.362 ББК 74.102.415

A.P. ФИЛИППОВА

A.R. FI LI PPOVA

ПОТЕНиИАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АРГУМЕНТАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

POTENTIAL ECOLOGICAL ACTIVITIES IN THE FORMATION OF THE ARGUMENTATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

В статье раскрываются некоторые аспекты проблемы формирования аргументатив-ных умений у детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается необходимость разработки методики формирования аргументативных умений дошкольников, в основе которой лежит познавательно-исследовательская деятельность в природе.

The article describes some aspects of the problem of formation of argumentative skills in children of the senior preschool age. The necessity of development of methods of formation of argumentative skills of preschool children, which is based on cognitive research activities in nature.

Ключевые слова: аргументативные умения, познавательно-исследовательская деятельность, проблемная ситуация, дети старшего дошкольного возраста.

Key words: argumentative skills, problem situation, cognitive research, senior preschool children.

Актуальность проблемы формирования аргументативных умений у порастающего поколения подтверждается возросшей потребностью современного общества в личностях с активной жизненной позицией, стремящихся творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, способных договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, умеющих выражать и отстаивать собственную позицию.

В нормативных документах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования), комплексных общеобразовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Открытия», «Успех» и др.) обозначены задачи по созданию развивающей речевой среды, способствующей формированию умений у детей дошкольного возраста решать спорные вопросы, улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Однако поставленные в нормативных документах задачи не в полной мере реализуются в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.

В педагогической теории и практике проблема формирования аргумен-тативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой до сих пор остается слабо разработанной. В научной литературе понятие «аргументативные умения» рассматривается как риторическое явление, лежащее в основе интеллектуально-коммуникативной деятельности. Достаточно подробно данное понятие освещено в работе Н.И. Махновской, которая определяет «аргументативные умения» как освоенные человеком способы выполнения интеллектуально-коммуникативных действий, направленные на объяснение, доказательство той или иной точки зрения и убеждение коммуниканта [9].

По мнению ученых Н.Е. Вераксы [2], Е.С. Ермаковой [3], А.А. Люблинской [7], Н.А. Менчинской [10], С.Л. Рубинштейна [13], формирование ар-гументативных умений детей старшего дошкольного возраста обеспечивается наличием высокомотивирующего информационного контекста, когда дея-

тельность детей осуществляется в логике постановки и решения проблемно-коммуникативных ситуаций. Источником не только проблемных, но и проблемно-противоречивых ситуаций, требующих совершения диалектического умственного действия, оценки объекта или явления, выдвижения гипотезы, подбора аргументов для доказательства выдвинутого тезиса и появления высказываний собственных суждений, является деятельность детей в природе. При этом важна роль педагога, который готов помочь восстановить целостную картину проблемной ситуации, выделить в ней противоположности, показать формально-логические и диалектические отношения, увидеть правомерность высказанных детьми противоположных суждений.

Исследованиями педагогов и психологов (А.В. Запорожец [4], А.А. Люблинская [7], А.М. Леушина [6], С.Л. Новоселова [12], П.Г. Саморукова [13]) доказано влияние обучения, основанного на сочетании усвоенных готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, на умственное и речевое развитие детей. Так, П.Г. Саморукова отмечает, что проблемная ситуация возникает тогда, когда задача, поставленная педагогом, требует от детей усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы [13]. Познавательная задача, по мнению автора, всегда содержит вопрос, включает некоторые известные и неизвестные детям данные. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, наблюдения или эвристического рассуждения. По мнению П.Г. Саморуковой, после принятия детьми задачи под руководством педагога необходимо провести ее анализ: выявить известное и неизвестное, выдвинуть предположения о причинах и возможных последствиях. Выслушав все предположения детей, педагогу необходимо обратить внимание на их противоречивость. В качестве способов проверки предположений педагог может использовать распознающие или сравнительное наблюдения, демонстрацию моделей, эвристические беседы или опыты.

Детское экспериментирование является особой формой познавательно-исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития мотивов личности, проявления познавательной активности детей, формирования таких умений, как умения самостоятельно провести анализ, делать вывод, объяснить новое явление на основе обобщенных представлений о наблюдаемых явлениях окружающего мира. В ряде исследований (Т.И. Бабаева [1], Л.М. Маневцова [8], С.Н. Николаева [11], Н.А. Рыжова [14], А.И. Савенков [15] и др.) подчеркивается особая роль познавательно-исследовательской деятельности для интеллектуального развития дошкольников, формирования умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их: расчленять на части и находить основные; выделять в частях составляющие детали и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения и выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что детское экспериментирование может служить мощным мотивом появления в речи дошкольников аргументации, так как источником экспериментирования являются поисковые детские вопросы: «Почему идет дождь?», «Почему дует ветер?», «Почему комар пищит, когда летит, а сядет - молчит?», «Почему муха не падает с потолка?» и др. В ходе совместного обсуждения и поиска ответов на вопросы детям предлагается провести опыты, результаты которых являются не только источником получения новой информации об обследуемом объекте, его свойствах, качествах, но и поводом для размышления, высказывания предположений и подтверждения детских гипотез. В условиях экспериментирования, по мнению Т.И. Бабаевой, ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации [1]. Именно в экспериментировании отрабатываются механизмы исследовательской активности. Наряду с радостью решения конкретной проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает ему уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.

На каждом этапе развития познавательно-исследовательской деятельности А.И. Савенков [15] предлагает использовать специальные упражнения, взяв их в комплексе или включая некоторые из них в разные виды детской деятельности. Данные упражнения вполне доступны для детей старшего дошкольного возраста и успешно могут формировать аргументативные умения: умение выдвигать тезис (ориентироваться в теме высказывания); подбирать аргументы и способы доказательства выдвинутого тезиса; подводить аргументы к выводу. Например, на развитие умения видеть проблему А.И. Савенков предлагает упражнения: «Сколько значений у предмета», «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ, используя данную концовку»; упражнения на развитие навыка постановки вопроса: «Сколько вопросов у животных?», «Задания на исправления чьих-либо ошибок», «Угадай, о чем спросили», «Найдите причину события с помощью вопросов»; упражнения на умение формулировать и выдвигать гипотезы: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле», «Найди возможную причину событий»; упражнения на развитие умения формулировать умозаключения и выводы: «Назови предметы, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (блестящими, синими и твердыми и т. д.)», «Как люди смотрят на мир» и др. Исследовательская активность дошкольников может успешно развиваться в ходе непосредственно образовательной деятельности, как в совместной, так и самостоятельной деятельности дошкольников. Важное значение в данном случае имеют методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании, способствующие появлению аргументативных высказываний в речи детей старшего дошкольного возраста. Это может быть обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?); использование методов и приемов, ориентированных на развитие у детей умений замечать проблемы, задавать вопросы. Кроме того, возможно организовать обмен интересными фактами («Я сегодня узнала что-то интересное», «Я хочу узнать о...»: детям предлагается выбрать предмет из нескольких предложенных, внимательно рассмотреть и рассказать о том, что бы он хотел узнать о предмете) или использовать варианты приема «Исследователи» (детям предлагается заметить что-то необычное, красивое или неизвестное в объекте, привлечь внимание всех, пояснить, что вызвало интерес).

Основой для формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста является равноправное общение, искренняя заинтересованность в решении проблемной ситуации детей и взрослых, совместное обсуждение которой способствует развитию мыслительных и речевых способностей дошкольников. По мнению Т.И. Бабаевой [1], принцип со-увлеченности должен быть доминирующим в коммуникативной детской деятельности. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы с помощью проблемных вопросов, высказанных сомнений («Боюсь, что я не смогу догадаться! А ты как думаешь?»), высказанных опасений («Вдруг все развалиться?») или явно нелепых предложений («Попробуй использовать это...»), а также искреннего выражения удивления и восхищения («Как это тебе в голову пришло? Я бы никогда не догадалась!») пробудить активность, вселить уверенность в ребенка, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения. Подобные действия, проблемный диалог с ребенком косвенно наталкивает его на размышления, выдвижение предположений и гипотез, поиск новых способов решения проблемы для получения нужного результата. Еще одним, не менее важным принципом диалогического взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками является принцип совместного переживания радости открытий, который помогает объединить детей стремлением к исследованию окружающего мира. В совместной деятельности дошкольники раскрывают «тайны природы», «секреты окружающих предметов»,

исследуют свойства веществ и материалов, учатся доброжелательному общению со сверстниками в соответствии с их интересами и потребностями.

Таким образом, проблемно-коммуникативный подход ориентирует педагогов на новое проектирование и реализацию образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, основой которого является диалогическое взаимодействие всех субъектов коммуникации. Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательной пространство на основе развития его интересов, способностей и познавательных потребностей. Современные технологии, методы и приемы экологического образования дошкольников обладают достаточным потенциалом для формирования аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду: игровые ситуации, игры, этюды [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. -217 с.

2. Веракса, Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1987. -№ 4. - С. 135-139.

3. Ермакова, Е.С. Формирование гибкости мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Ермакова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1990. - № 1 (3). - С. 58-62.

4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. Т. 2. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 296 с.

5. Лашкова, Л.Л. Обучение эффективной коммуникации педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. -2008. - Т. 60. - № 24. - С. 191-195.

6. Леушина, А.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : сб. науч. тр. ЛГПИ им. А.И. Герцена / А.М. Леушина. - Л., 1976.

7. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1972. - 256 с.

8. Маневцова, Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (на материалах природоведения) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Маневцова. - Л., 1975. - 19 с.

9. Махновская, Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и в школе [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Н.И. Махно-вская. - М., 2004. - 636 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Менчинская, Н.А. Особенности ориентировки на слово в условиях решения творческих задач [Текст] / Н.А. Менчинская. - М. : Изд-во МГУ, 1977. -С. 35-37.

11. Николаева, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе как средство умственного воспитания (на материале жизни животных) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Николаева. - М., 1979. - 27 с.

12. Новосёлова, С.Л. Генетически ранние формы мышления [Текст] : дис. в форме научн. докл. ... д-ра психол. наук / С.Л. Новоселова. - М., 2002. - 51 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 486 с.

14. Рыжова, Н.А. Воздух - невидимка [Текст] : пособие по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. - М. : linka-press, 1998 . - 128 с.

15. Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С. 8.

16. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний детей о природе [Текст] / П.Г. Са-морукова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 4. - С. 76-81.