ART 76026 УДК 373.2
Филиппова Аксана Равильевна,
старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут [email protected]
Формирование основ аргументативных высказываний у детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрывается значимость формирования аргументативных высказываний у детей дошкольного возраста. На основе анализа общеобразовательных программ дошкольного образования выделяются и характеризуются аргументативные умения, доступные для формирования у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Ключевые слова: речь, речевое высказывание, аргументация, аргументативные умения, дети старшего дошкольного возраста, программы дошкольного образования. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Общественная речевая практика всегда была и будет связана с необходимостью обоснования и доказательства истины, установления ложности фактов, убеждения собеседника в необходимости принятия выдвигаемых тезисов. Аргументирующая речь используется не только как убеждающая - ее элементы проникают в эпидейкти-ческую и в информирующую речь. Она применяется во всех сферах общения: например, обоснование является неотъемлемой частью различных этикетных жанров, научных работ. Востребованность аргументативной речи обусловлена как субъективной, личностной, так и общественной ее значимостью. Поэтому, сегодня трудно представить современное общество без понимания необходимости аргументировать, убедительно отстаивать свою точку зрения, доказывать и объяснять высказанное положение начиная с дошкольного периода детства.
Аргументация является наиболее сложным типом речи, который включается в функциональный состав речи-рассуждения, имеет достаточно сложную структуру и требует глубокого осмысления того, что необходимо доказать. Тем не менее, формирование данного типа речевых умений детей подтверждена отечественными и зарубежными исследованиями, в которых говорится о необходимости создания специальных условий, способствующих появлению у дошкольников мотивации рассуждать, доказывать, обосновывать и аргументировать. Одним из главных условий формирования умений аргументативного типа, по мнению ученых, является наличие у дошкольников достаточного количества представлений и опыта в конкретной области знания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основу образовательной Программы каждой дошкольной образовательной организации, содержание которой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать направления развития и образования дошкольников. Основными ориентирами, на наш взгляд, направленными на формирование основ аргументации у детей дошкольного возраста являются образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
«Речевое развитие» детей дошкольного возраста включает владение «речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1]. Формирование аргументативных высказываний рассматривается как подтип рассуждения, которое в ряде исследований трактуется как определенная коммуникативно-познавательная процедура, функционально-смысловой тип речи (Т. В. Радзиевская, Т. Е. Трошева). По мнению Т. Е. Трошевой «как функционально-смысловой тип речи рассуждение представляет собой разновидность речи, которая соответствует особой форме абстрактного мышления - умозаключению, выполняет особое коммуникативное задание - прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее, оформляется с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики...» [2].
«Социально-коммуникативное направление» развития личности ребенка дошкольного возраста предполагает решение следующих задач, в определенной степени, на наш взгляд, влияющие на формирование основ аргументации у дошкольников: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками...» [1]
Кроме того, главными целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие возрастные характеристики достижений в речевом развитии ребенка: хорошее владение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, желаний и чувств, построение речевого высказывания в ситуации общения.
В современных общеобразовательных программах дошкольного образования все чаще появляется задача создания развивающей речевой среды, способствующей формированию элементарных представлений и умений детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Так, например, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является ребенок, способный договариваться, учитывающий интересы и чувства других людей, адекватно проявляющий свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, старающийся разрешать конфликты. Это ребенок, который должен уметь выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам, умеющим слышать других и стремящимся быть понятым другими.
Содержание образовательной деятельности в программе «От рождения до школы» в соответствии с направлением «Социально-коммуникативное развитие» предполагает решение следующих задач, ориентированных на формирование аргу-ментативных умений детей дошкольного возраста: формирование готовности к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Начиная с младшего дошкольного возраста программой предусматривается создание образовательных ситуаций, способствующих появлению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков детей. В среднем дошкольном возрасте авторами программы предполагается способствовать формированию личностного отношения
научно-методический электронный журнал
ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника. Непосредственно в старшем дошкольном возрасте стоит задача - формировать умение спокойно отстаивать свое мнение, умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Речевое развитие» предполагает создание развивающей речевой среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста умения решат спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи. В данном возрастном периоде необходимо поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища. Детей подготовительной к школе группы необходимо учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения [3].
Приведенные умения являются ключевыми в речеведческом плане и являются, на наш взгляд, показателем развития аргументативной культуры детей дошкольного возраста.
В примерной основной общеобразовательной программе «Успех» под редакцией Н. В. Фединой, так же акцентируется внимание на освоение детьми первоначальных представлений социального характера, включение ребенка в систему социальных отношений. По мнению авторов программы, вне социализации, общения и активного взаимодействия с окружающим миром невозможно полноценное вхождение ребенка в современный мир. При реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» авторы программы предусматривают становление самостоятельности дошкольников, целенаправленности и саморегуляции их собственных действий при формировании первичных представлений о некоторых способах разрешения споров, ликвидации ссор между детьми в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте предлагается учить детей использовать элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов, формировать умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов [4].
Формирование основ аргументативных высказываний у детей дошкольного возраста предполагается в примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», написанной под редакцией авторского коллектива Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. Так, например, задачей образовательной области «Речевое развитие» в среднем дошкольном возрасте является: поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и объяснительной речи; поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; использовать элементы объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов. Результатом образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте является интерес и активное использование в речи детей аргументации, доказательства. В подготовительной группе учат детей самостоятельно пользоваться в процессе общения с взрослыми и сверстниками объяснительной речью, речью-доказательством, речевым планированием.
Результатом образовательной деятельности по формированию основ аргументации у детей дошкольного возраста, по мнению авторов программы, является умение детей в коллективных обсуждениях выдвигать гипотезы, использование речевых
научно-методический электронный журнал
форм убеждения, владение культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умение принять позицию собеседника [5].
Интерес представляет примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Открытия» (пилотный вариант), под редакцией А. Г. Юдиной. В соответствии с установками данной программы, ребенок является не объектом, а субъектом собственного развития, поэтому авторы программы придают особенное значение развитию детской инициативы, автономии, формированию чувства собственного достоинства. Программа, в соответствии с ФГОС ДО, нацелена на создание условий для постоянного осуществления ребенком осознанного ответственного и самостоятельного выбора, способности критически мыслить, ставить и решать проблемы. Авторы программы предлагают создавать в ДОО сообщество детей и взрослых, в рамках которого дошкольникам прививаются навыки свободной дискуссии, сотрудничества и содействия, воспитывается уважение к личности каждого человека. Ключевым моментом в данной программе является создание развивающей образовательной среды в ДОО, в которой «центры активности» соотносятся с пятью образовательными областями ФГОС дошкольного образования. Так, например, «центр сюжетно-ролевой игры» или «центр драматизации» способствует социальному развитию детей, и в тоже время, формирует умение договариваться, обсуждать, отстаивать свою точку зрения. Игра, по мнению авторов, дает возможность практиковаться в разрешении конфликтов. Дети при этом могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других детей. Одновременно они начинают понимать, что со сверстниками лучше договариваться, тогда играть лучше и интереснее.
Умение договариваться и решать различные, возникающие проблемы формируется в «Центре кулинарии», умение размышлять сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы в «Центре песка и воды» и т. д. Программа ориентирована на формирование независимого критического мышления детей, их способности рассуждать и логически мыслить, постепенно поднимая их сознание от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования [6].
Итак, основой аргументативного высказывания детей дошкольного возраста являются следующие умения:
- строить деловой диалог в совместной деятельности, самостоятельно договариваться, разрешать конфликты со сверстниками;
- спокойно отстаивать свое мнение, умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
- высказывать предположения, выдвигать гипотезы и делать простейшие выводы;
- излагать свои мысли понятно для окружающих, используя речевые формы убеждения;
- владеть культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, принять позицию собеседника;
- самостоятельно пользоваться в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительной речью, речью-доказательством, речевым планированием.
Таким образом, в нормативных документах и основных общеобразовательных программах дошкольного образования, разработанных в соответствии с ФГОС дошкольного образования, обозначены целевые ориентиры, включающие решение задач по обучению дошкольников, начиная со среднего дошкольного возраста, высказываниям аргументированного типа. В современных программах основной акцент
сделан на социально-коммуникативном и речевом развитии, как основных направлениях, содержание которых способствует формирования основ аргументативного высказывания у дошкольников.
Ссылки на источники
1. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
2. Трошева Т. Е. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII-XX вв. (сопоставительно с другими функциональными разновидностями). -Пермь: Перм. ун-т, 1999. - 208 с.
3. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - URL: http://www.firo.ru/.
4. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. / под ред. Н.В. Фединой. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 2014. - URL: http://www.firo.ru/
5. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Проект. / под ред. Н. В. Фединой. - URL: http://www.firo.ru/
6. Открытия: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е. Г. Юдиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Aksana Filippova,
Senior Lecturer of the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgut [email protected]
Forming the basis of argumentative comments in preschool children
Abstract. The article reveals the importance of the formation of argumentative statements in preschool children. Based on the analysis of educational programs of pre-school education are allocated and characterized argumentative skills available for the formation of preschool children in the conditions of preschool educational organizations.
Key words: speech, verbal expression, argument, argumentative skills, preschool children, pre-school education.
Рекомендовано к публикации:
Лашковой Л. Л., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
ISSN SM4-120K
? г? 7 г 1 j 4 г a i л ь
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Филиппова А. Р., 2016