Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия "аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста"'

Сущность и содержание понятия "аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГУМЕНТАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / РЕЧЬ-РАССУЖДЕНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ARGUMENTATIVE SKILLS / SPEECH / ARGUMENT / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова А.Р.

Целью статьи является раскрытие сущностных характеристик понятия «аргументативные умения» применительно к детям старшего дошкольного возраста. Представлена структура аргументативных умений дошкольников и качественные характеристики: целенаправленность, динамичность, интегративность и самостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS OF THE CONCEPT "argumentative SKILLS OF children OF SENIOR PRESCHOOL AGE"

The aim of the article is the disclosure of the essential characteristics of the concept of "argumentative skills" in relation to the children of the senior preschool age. The structure of argumentative skills of preschoolers and qualitative characteristics: focus, dynamic, integrative and autonomy.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия "аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста"»

YAK 373.2.016 ББК 74.102.413

A.P. ФИЛИППОВА

A.R. FILIPPOVA

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «АРГУМЕНТАТИВНЫ1Е УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

THE CONTENTS OF THE CONCEPT «ARGUMENTATIVE SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE»

Целью статьи является раскрытие сущностных характеристик понятия «аргумента-тивные умения» применительно к детям старшего дошкольного возраста. Представлена структура аргументативных умений дошкольников и качественные характеристики: целенаправленность, динамичность, интегративность и самостоятельность.

The aim of the article is the disclosure of the essential characteristics of the concept of «argumentative skills» in relation to the children of the senior preschool age. The structure of argumentative skills of preschoolers and qualitative characteristics: focus, dynamic, in-tegrative and autonomy.

Ключевые слова: аргументативные умения, речь-рассуждение, дети старшего дошкольного возраста.

Key words: argumentative skills, speech, argument, children of preschool age.

Становление личности начинается в дошкольном возрасте в процессе общения в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности. В связи с этим создание благоприятных условий для формирования культуры межличностных отношений, развития у каждого ребенка потенциала субъектных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром, а также овладение речью как средством общения и присвоения культуры выступают актуальными задачами современного дошкольного образования. Данные задачи сформулированы в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки РФ (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования РФ до 2025 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и др.).

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из приоритетов образования является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса. При этом особое значение придается созданию условий, необходимых для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих детям активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные, спорные ситуации, возникающие в процессе общения, а центральной технологией, на которую должен ориентироваться педагог, выступает развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками [13]. Успешность адаптации в социальной среде во многом определяется высоким уровнем развития коммуникативных умений, ориентированных на личность другого человека, осведомленностью о правилах общения и коммуникативной активностью в разных видах деятельности.

Исходя из данной ситуации возникла необходимость переосмысления проблемы коммуникативного развития личности на всех ступенях образования начиная с дошкольного периода детства. К сожалению, практика дошкольного образования не показала к настоящему времени существенных

изменений ситуации в данном направлении. Поэтому сегодня актуальны вопросы коммуникативного развития подрастающего поколения.

Современная концепция образования ориентирована на создание в дошкольных образовательных организациях дискуссионной среды, в контексте которой ребенок регулярно оказывается в ситуации необходимости доказательства собственной точки зрения, что влечет за собой децентрацию, т. е. способность соотносить свою точку зрения с точкой зрения другого человека и искать основания для доказательств того или иного утверждения. Данный аспект позволяет нам рассматривать понятие «аргументативные умения» применительно к детям дошкольного возраста и изучать условия и средства формирования данного вида коммуникативных умений в условиях дошкольных образовательных организаций.

На современном этапе понятие «аргументативные умения» рассматривается как риторическое явление, лежащее в основе интеллектуально-коммуникативной деятельности. Достаточно подробно рассматривает данное понятие Н.И. Махновская, которая определяет «аргументативные умения» как освоенные человеком способы выполнения интеллектуально-коммуникативных действий, направленные на объяснение, доказательство той или иной точки зрения и убеждение коммуниканта. На основе деятельностного подхода автор выделяет не только типы аргументативных умений, но и описывает их качественные характеристики без привязки к субъектам коммуникации: целенаправленность, динамичность, продуктивность, интегратив-ность, самостоятельность, иерархичность [12].

По мнению Т.И. Ладыженской, Н.И. Махновской, такие умения представляют собой основу деятельности по созданию аргументативного текста и соотносимы с тезисом, аргументами, со способами доказательства и выводом. Такая деятельность требует работы мысли, понимание особенностей адресата, учета коммуникативной ситуации [8; 12]. Данные положения были взяты нами за основу при определении содержания понятия «аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста», описании их структурных компонентов и функциональных характеристик.

В соответствии с обозначенной позицией обратимся к анализу содержания понятия «аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста». Необходимо отметить, что основой для формирования аргументатив-ных умений детей дошкольного возраста является, прежде всего, диалог со сверстниками и взрослыми, так как он является первичной и естественной формой общения и обучения дошкольников. Кроме того, необходимо отметить, что доминирующими видами речевой деятельности в дошкольном возрасте являются говорение и слушание, от уровня развития которых зависит успешность взаимодействия с окружающими людьми и обучения в школе. Подтверждение вышесказанному мы находим в работах О.С. Ушаковой [16] и А.Г. Арушановой [1], где подчеркивается, что основным видом речевого общения ребенка со взрослыми и сверстниками, в котором объединяются формы речи и формируются разные типы высказываний, является диалог, обеспечивающий содержательность общения, осмысление собственного опыта и реализацию возможности доказать свою позицию. Поддерживая данную мысль, О.С. Ушакова обоснованно утверждает, что речевую активность детей важно развивать с первых дней пребывания в детском саду, необходимо учить детей разговаривать друг с другом, со взрослыми, учить объяснять, рассуждать и доказывать [16, с. 68]. Неспособность многих школьников активно спорить, убеждать, по мнению ученого, идет от того, что дети дошкольного возраста не научены высказываться развернуто. Именно в диалоге у ребенка появляются развернутые, содержательные ответы и, по мере того как он начинает доказывать и объяснять, закладываются зачатки монологической речи.

Следует отметить, что аргументативные умения по своей природе тесно связаны с развитием мышления, с интеллектуальными, познавательными

и речевыми способностями детей. При этом важно подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста дети овладевают основными способами переработки информации, которые играют важную роль в аргументации - это анализ, синтез, сравнение объектов, их отвлечение, абстракция, конкретизация и обобщение. На основе результатов исследований психологов (П.П. Блонского [2], Л.А. Венгера [3], В.В. Давыдова [5], А.В. Запорожца [6], А.Н. Леонтьева [10], С.Л. Рубинштейна [14] и др.) можно утверждать, что дошкольники способны понимать причинно-следственные связи в наблюдаемых природных явлениях и процессах, способны обследовать предметы и, соответственно, вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутого положения в аргументации, подведения высказывания к выводу. Кроме того, дошкольникам доступны элементарные умозаключения, которые, безусловно, вербализуются в развернутых высказываниях детей и являются основой для формирования аргументативных умений. Вместе с тем П.Я. Гальперин и Д.Б. Эль-конин подчеркивают необходимость обучения детей алгоритмам умственных действий, в частности алгоритму умозаключения. В связи с этим важно изучать условия, которые способствуют возникновению первых суждений, появлению в речи детей дошкольного возраста первых доказательств [4; 18].

Аргументативные умения структурно и содержательно взаимосвязаны с речью-рассуждением и теми умениями, которые являются основой для данного типа высказывания. Сравнивая аргументативный текст и текст-рассуждение, необходимо отметить, что первый вариант имеет, по мнению Л.П. Клобуковой, структуру, состоящую из введения, тезиса, антитезиса, аргументации (или опровержения) и заключения. Л.П. Клобукова считает, что в представленном виде рассуждение встречается крайне редко [7].

Аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста можно представить как последовательность элементов, традиционно отражающих структуру аргументации и рассуждения: тезис (гипотеза) - доказательство (аргументы) - вывод. Однако допускается и другой вариант построения аргументации: доказательство тезиса, а затем вывод (или несколько выводов), который впоследствии становится главным тезисом. Композиция может быть вариативной и подвергаться изменениям в зависимости от предметно-тематического содержания высказывания, функционального стиля, жанра, индивидуальной манеры автора. Каждый структурный компонент аргументации (тезис, доказательство, вывод) требует сформированности соответствующего круга умений, позволяющих ребенку получить единое смысловое целое, аргументативное высказывание (например, умение формулировать тезис, подбирать соответствующие аргументы для доказательства выдвинутого тезиса и умение формулировать вывод).

Подобные умения встречаются в исследованиях Л.Г. Щадриной, изучавшей методику обучения детей старшего дошкольного возраста высказываниям типа рассуждений. Результаты исследования ученого позволили определить круг умений, формируемых у детей старшего дошкольного возраста в данном типе высказываний: умение изучать, обследовать предметы; выявлять признаки для доказательства выдвинутых тезисов; умение подбирать аргументы и способы доказательства тезиса; умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи; умение использовать в речи языковые и речевые средства связи [17].

Аргументативные умения, являясь составным компонентом коммуникативных и диалогических умений, имеют общий речевой механизм, который имеет сложную структуру порождения речевого высказывания. По мнению А.А. Леонтьева, речевая деятельность всегда целенаправленна и мотивирована и реализуется языковыми средствами [10]. Аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста обеспечивают потребность в общении, стремление к познанию, оценке других людей, самопознанию и самооценке. Потребность в общении, по мнению А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, определяется мотивами. Для детей старшего дошкольного возраста таким мотивом про-

явления аргументативных умений в общении со сверстниками и взрослыми является потребность разобраться во взаимоотношениях людей, причинах их поступков, отношений, поведения, стремление убедить в правильности рассуждений, объяснить противоречивые процессы, наблюдаемые в окружающем мире.

Замысел, по мнению А.А. Леонтьева, всегда отражает реальность, обобщая содержание, подлежащее вербальному оформлению. На этапе замысла субъект речи знает лишь в самых общих чертах, что он собирается сказать, но еще не располагает планом речевого действия. На этапе замысла происходит определение темы и формы высказывания, его вид (монолог или диалог), вид высказывания (разговорный, научный и др.).

На этапе планирования речевого высказывания, которое заключается в составлении программы высказывания во внутренней речи, аргументатив-ные умения детей старшего дошкольного возраста обеспечивают умение осознавать тему и мысль будущего аргументативного высказывания, намечать ход мысли и структуру высказывания, определять содержание будущих аргументов, доказывающих выдвинутый тезис, последовательность их предъявления. Внутренняя подготовка высказывания завершается выбором соответствующих языковых средств, адекватно отражающих предмет речи, установления связи слов с помощью союзов, речевых клише, необходимых для введения тезиса, для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, во-первых, во-вторых, в-третьих и др.), для формулировки вывода.

На этапе реализации программы во внешней речи воспринимается или создается высказывание, в результате которого появляется результат понимания текста - умозаключение. Аргументативные умения на данном этапе создания речевого высказывания обеспечивают умение формулировать мысли, подчиняя их раскрытию темы и основному замыслу, умение осуществлять выбор вербальных и невербальных средств для убеждения собеседника, соблюдать нормы речевого поведения, выражать согласие/несогласие с собеседником, умение обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений, частей текста между собой. От того, каким арсеналом вербальных и невербальных средств владеет ребенок, зависит, удастся ли ему убедить сверстника включиться в совместную деятельность, разрешить возникшую в ходе общения конфликтную ситуацию.

Сопоставление результата с целью речевой деятельности осуществляется на этапе контроля. По мнению А.Р. Лурия, речевое высказывание включает в свой состав контроль за его протеканием, сознательный выбор нужных речевых компонентов [11]. Аргументативные умения дошкольников на фазе контроля обеспечивают умение понимать авторскую позицию, формулировать отношение к ней, умение оценивать содержание высказывания, вносить исправления в свое высказывание и высказывания сверстников.

Таким образом, аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста представляют собой сложнейшее психологическое образование, которое включает в себя речевые механизмы программирования, планирования, реализации и контроля речевого высказывания. Кроме того, структура и содержание аргументативных умений дошкольников непосредственно связаны со структурой аргументации (тезис, доказательство, вывод) и направлены на овладение умениями формулировать тезис, осуществлять подбор аргументов и способов доказательства к тезису, подводить высказывание к выводу. Наглядно структурные компоненты аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице.

Таблица

Структура аргументативных умений детей старшего дошкольного возраста

Умения Компоненты

Умение формулировать тезис (предположение) умение определять тему высказывания и сохранять ее в процессе аргументации

умение формулировать тезис (тезисы) в соответствии с ситуацией общения

умение вводить тезис в структуру аргументативного текста

умение осуществлять отбор языковых средств, возможных речевых клише для введения тезиса («Я считаю, что...», «Я думаю, что...»)

Умение осуществлять подбор аргументов и способов доказательства к тезису умение вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов

умение осуществлять подбор аргументов в соответствии с ситуацией общения

умение вводить аргументы в структуру текста

умение использовать союзы для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «во-первых», «во вторых»)

умение осуществлять выбор вербальных и невербальных средств для убеждения собеседника согласно ситуации общения

умение выражать согласие/несогласие с собеседником («Я считаю, то вы не правы...», «Я с вами не согласен...», «Вы меня убедили...»)

Умение подводить аргументативное высказывание к выводу умение формулировать вывод (выводы)

умение связывать вывод с основным тезисом

умение использовать языковые средства, выражающие оценку

умение осуществлять отбор языковых средств (в том числе и речевые стереотипы), помогающих сделать вывод («Поэтому...», «Значит...», «Следовательно...», «В связи с этим...»)

умение оценивать аргументативное высказывание сверстников

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил определить ключевое понятие нашего исследования. Аргументатив-ные умения детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как интеллектуально-коммуникативные умения, соответствующие структуре аргументации (тезис, доказательство, вывод), которые формируются в процессе общения со взрослыми и сверстниками и выполняют функции объяснения выдвинутого утверждения или убеждения собеседника.

На наш взгляд, можно выделить следующие качественные характеристики аргументативных умений детей старшего дошкольного возраста:

1. Целенаправленность, которая проявляется как способность ребенка управлять речевой деятельностью по созданию аргументативного высказывания или его фрагментов в соответствии с задуманным замыслом. Целенаправленность характеризует умение ребенка ориентироваться в теме высказывания, сохранять ее в процессе общения с собеседником, включать аргументацию в речевую повседневность в соответствии с ее функциональным назначением. При этом оценивается содержательность аргументов, логичность, эмоциональность, доказательность и убедительность.

2. Динамичность, отражающая способность дошкольников к быстрому нахождению нужных аргументов, способов их представления в высказыва-

нии. Динамичность отражается в скорости аргументативного речевого действия и в его гибкости.

3. Интегративность: в аргументативных умениях детей старшего дошкольного возраста интегрируются вербальные и невербальные умения, коммуникативные способности, навыки владение речевым этикетом и др. Инте-гративность аргументативных умений детей проявляется умением включать в высказывание элементы описания, повествования, рассуждения. Аргумен-тативные умения в силу интегративности представляют собой целую систему умений разного порядка и характера.

4. Самостоятельность, которая проявляется в том, что аргументатив-ные умения детей старшего дошкольного возраста могут быть реализованы в разнообразных жанрах речевого общения с помощью и без участия педагога, с опорой и без наглядного сопровождения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам констатировать отсутствие исследований по проблеме формирования аргументатив-ных умений в период дошкольного детства. Лишь в отдельных исследованиях затронуто содержание, способствующее в некоторой степени реализации поставленной нами цели. Так, в исследовании А.А. Соколовой выделены задачи по формированию аргументативных умений, которые проявляются в умении спросить, уточнить, согласится или опровергнуть чье-либо мнение [15]. В исследованиях О.С. Ушаковой отмечено, что дети подготовительной к школе группы после целенаправленного обучения способны понимать не только термин «рассуждение», видеть специфические черты данного типа высказывания, но и отражать их в своей речи [16]. В исследовании Л.Г. Шадриной, Е.Н. Судаковой изучались особенности формирования речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста. Авторами отмечаются трудности, которые испытывают дошкольники при составлении рассуждения: трудности в словесном выражении причинно-следственных отношений; несоблюдение заданного алгоритма; несодержательность, краткость и обрывистость высказываний; замена другими типами высказываний (описание, повествование) и др. [17]. В исследовании Е.В. Гончаровой при оценке и анализе уровня развития исследовательской деятельности дошкольников отмечается слабо аргументированный характер ответов детей при выдвижении гипотез, формулировки выводов.

Таким образом, мы рассмотрели сущность понятия «аргументатив-ные умения детей дошкольного возраста», обозначили структурные компоненты и качественные характеристики изучаемого явления с точки зрения возрастных особенностей. Даже краткий обзор вышеперечисленных исследований, отражающих лишь отдельные теоретико-педагогические аспекты проблемы формирования аргументативных умений у детей дошкольного возраста, демонстрирует понимание значимости изучаемой нами проблемы и необходимости поиска эффективных средств, способствующих реализации данного процесса.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова // Развитие диалогического общения детей 3-7 лет : метод. пособие для воспитателей детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2004. - 128 с.

2. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П.П. Блонский ; под ред. А.В. Петровского. - М. : Педагогика, 1979. - 306 с.

3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] : коллект. монография / Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер, Р.И. Говорова [и др.] ; под ред. Л.А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.

4. Гальперин, И.Р. Избранные труды [Текст] / И.Р. Гальперин. - М. : Высшая школа, 2005. - 256 с.

5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. -М., 1996. - 544 с.

6. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М. : Педагогика, 1974. - 230 с.

7. Клобукова, Л.П. Обучение языку специальности [Текст] : учеб. пособие / Л.П. Клобукова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 81 с.

8. Ладыженская, Т.А. Речь. Речь. Речь [Текст] : книга для учителя / Т.А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 2008. - 432 с.

9. Лашкова, Л.Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования [Текст] : учеб. пособие / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, А.Р. Филиппова ; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. - М. : Академия Естествознания, 2015. - 142 с.

10. Леонтьев, А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : URSS, 2014. - 312 с.

11. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1998. - 320 с.

12. Махновская, Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и в школе [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Н.И. Мах-новская. - М., 2004. - 636 с.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11 /25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 12.01.2017).

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 1. - 486 с.

15. Соколова, А.А. Методика обучения диалогу детей шести - семи лет в образовательном процессе ДОУ [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / А.А. Соколова. - Екатеринбург, 2006. - 209 с.

16. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.

17. Шадрина, Л.Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования [Текст] / Л.Г. Шадрина, Е.Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 220.

18. Эльконин, Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1965. -349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.