УДК 372 ББК 74.100.53
А.С. Микерина
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМы
формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит ретроспективный анализ изучаемой проблемы, дает характеристику компонентам самостоятельности. В статье представлены психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, формирование, развитие, ребенок дошкольного возраста, познание.
A.S. Mikerina
THEORETICAL SUBSTANTION OF THE PROBLEM
OF FORMING INDEPENDENCE AMONG preschoolers
The problem of formation of independence among preschool children is considered. The author reveals the content of the basic concepts, conducts a retrospective analysis of the problem being studied, gives a description of the components of autonomy. The article presents psycho-pedagogical conditions of forming independence among children of senior preschool age.
Key words: autonomy, initiative, formation, development, child, preschool, cognition.
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, инициативности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Данное направление рассматривается на законодательном уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской и т.д.
Остановимся на определении ключевых понятий изучаемой проблемы. Рассмотрим соотношение терминов «са-
мостоятельность» и «инициативность». В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие «самостоятельность» рассматривается как способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность [4]. В психологии самостоятельность - это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [1]. Как утверждают психологи, самостоятельность - это активная работа мысли, чувств и воли. Она формируется на основе двусторонней связи: развитии мыслительных и эмоционально-волевых процессов, как необходимой предпосылки самостоятельных суждений и действий, а также формировании способности принимать сознательно мотивированные действия и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [1]. Это мотивационное качество, которое рассматривается как волевая характери-
о <
стика поведения человека. В «Советском энциклопедическом словаре» инициатива - это первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Таким образом, инициативность является частным случаем самостоятельности, стремлением к инициативе, изменением форм деятельности или уклада жизни.
Изначально проблема формирования самостоятельности у ребенка была представлена в трудах античных философов: Аристотеля, Сократа, Платона и др. Далее она получила развитие в педагогических идеях Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, в работах отечественных педагогов и революционеров: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Уши-нского, Н.Г. Чернышевского и др.
Сократ уделял особое внимание специальному руководству познавательной активности и самостоятельности у детей. По мнению философа, такое руководство предполагает предварительную подготовку вопросов и заданий. Данный метод получил название эвристическая беседа.
В период Возрождения ценность идеи развития самостоятельности, воспитания ума и критичности мышления представлены в трудах Ф. Рабле, М. Мон-теня, Т. Мора, Д. Локка и др. Активность и самостоятельность как один из ведущих принципов дидактики рассматривали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пе-сталоцци, А. Дистервег, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский.
Ж.Ж. Руссо был сторонником теории свободного воспитания и считал, что двигателем развития ребенка является интерес к деятельности и познанию окружающего мира. В свою очередь опора на интерес ребенка к деятельности позволяет педагогу стимулировать самостоятельность. Я.А. Коменский формировал самостоятельность у детей посредством организации наблюдений, а также в процессе развития речи и в практической деятельности. И.Г. Песталоцци придавал значение эвристическим наблюдениям. А. Дис-тервег считал, что важнейшим средством
умственного развития ребенка является детская самостоятельность в процессе обучения. По мнению Дистервега, «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». К.Д. Ушинский особое внимание придавал труду в процессе усвоения знаний детьми. Он утверждал, что самостоятельность мысли вытекает из самостоятельно приобретенных знаний. Дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [5, с. 256].
Проблема формирования самостоятельности в дошкольном возрасте представлена в работах В.Д. Иванова, А.К. Осницкого, С.Н. Теплюк, Т.А. Марковой, К.П. Кузовковой, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
С.Н. Теплюк считает, что самостоятельность зарождается на втором году жизни ребенка, когда он получает некоторую свободу движений, действий в игре, в восприятии окружающего и в общении. Задача родителей заключается в целенаправленном развитии и закреплении самостоятельных умений детей в разнообразных видах деятельности. Родителям важно помнить о том, что постепенно объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. По мнению С.Н. Теплюк, показателем развития самостоятельности у детей является результативность их деятельности [3].
В.Д. Иванов, изучая данную проблему, рассматривал понятие «достаточный уровень самостоятельности». В качестве компонентов достаточной самостоятельности им определены:
• умение реагировать на критику и принимать ее;
• ответственность за свои действия;
• внешняя и внутренняя дисциплина человека.
По мнению А.А. Люблинской, самостоятельность развивается в раннем детстве на основе закрепления элементарных навыков и привычек поведения [2].
М. Монтессори считала, что самостоятельность - это биологическое качество
личности. Истоки самостоятельности относятся к периоду приобретения детьми умелости в движениях, умении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить.
Е.О. Смирнова под самостоятельностью понимает способность человека постоянно выходить за пределы своих возможностей, ставить новые задачи и находить пути их решения. С целью развития самостоятельности у детей она рекомендовала взрослым оценивать их действия, мотивируя тем самым новые успехи и достижения. С.Л. Рубенштейн рассматривает самостоятельность как способность человека ставить цели и задачи, а также определять направление деятельности.
По мнению И. Молнар, самостоятельность является интегральным выражением эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, направленности и воли. К.П. Кузавкова определила уровни самостоятельности детей дошкольного возраста. Критериями самостоятельности дошкольников являются: содержание конкретной деятельности (предметная, мыслительная, коммуникативная) без помощи других; степень выраженности самостоятельности (настойчивость, сосредоточенность на выполнении задания).
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что самостоятельность является ведущим качеством личности, которое характеризуется в умении ставить цель деятельности, настойчиво и сосредоточенно добиваться ее выполнения без посторонней помощи, проявлять ответственность, инициативность и самоконтроль своей деятельности.
Процесс формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей. Как мы выяснили выше, самыми прочными и ценными знаниями являются те, которые добыты самостоятельным путем. В психологии и педагогике рассматривается исследовательский подход к обучению. Данный подход построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира, определяемого как глубинная, внутренняя, врожденная биологическая потребность человека, которую необходимо поддерживать и развивать. Основой
для проявления данной потребности, по мнению И.П. Павлова, является психическая реакция на новый стимул - «что такое "рефлекс"?».
В свою очередь Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, СМ. Кривина, М.И. Лисина и другие ученые считают, что впервые ребенок проявляет самостоятельность в младшем дошкольном возрасте, когда происходит первоначальное развитие личности. Связано это с прямохождением и свободой при передвижении в пространстве.
Раннее развитие интеллекта у ребенка, по мнению Г. Домана, обуславливается двигательной активностью. Посредством движения ребенок познает окружающую его действительность. Такое явление Глен Доман обозначил понятием «физический интеллект» и выступал против пеленания детей и укладывания ничком, так как усматривал в этом основную причину проявления пассивности в дальнейшем. Создание же условий для свободных и спонтанных движений младенцев, как считает ученый, наоборот обеспечивает поисковую активность в поведении детей. Исследованиями ученых доказано, что ограничение двигательной активности и постоянное употребление речевых запретов («нельзя», «не трогай» и др.) мешает развитию у детей любознательности и самостоятельности.
На степень сложности познания и открытия мира ребенком указывал Джером Брунер. Он идентифицирует умственную деятельность ученого, сделавшего уникальное открытие, с умственной деятельностью ребенка, познающего новое.
Дальнейшее формирование самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком специфических видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, конструктивной, продуктивной и др.), в которых он осваивает позицию субъекта деятельности. Первоначально самостоятельность детей дошкольного возраста носит репродуктивный характер, постепенно приобретая черты осознанной и самоконтролируемой деятельности.
Каждый вид деятельности детей оказывает специфическое влияние на разви-
X
го _ со 2
0 ^
1
2 со Q.O о Cü
fr О
3 о .0
«3 § ° ч
ф ^ ü f
о ч
5 *
ф
ф
н о о
X .0
5 Ф " I-к о , н ф о
Q.O О S Ф го I— о
о <
тие того или иного компонента самостоятельности. Игровая деятельность обеспе-чиваетразвитие активности и инициативности (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), трудовая деятельность способствует формированию целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), продуктивная деятельность позволяет сформировать независимость ребенка от взрослого и способы творческого самовыражения.
Мы придерживаемся точки зрения Т.С. Борисовой, которая считает, что в процессе формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста существуют три основных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Рассмотрим содержание каждого из компонентов.
Сущность интеллектуального компонента состоит в том, что самостоятельность ребенка дошкольного возраста зависит от уровня развития психических функций (мышления, памяти, внимания и т.д.), благодаря которым он может подчинять свои действия поставленным задачам и достигать цели.
Эмоциональный компонент самостоятельности определяют эмоции ребенка дошкольного возраста, которые способны повышать продуктивность интеллектуальной деятельности.
Волевой компонент самостоятельности у дошкольников формируется посредством применения специальных средств, форм и методов воспитания.
М.В. Харламов считает, что основными условиями формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста являются:
• накопление представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознание детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане;
• формирование положительного отношения к деятельности;
• формирование элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности.
К показателям сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста ученые относят:
• готовность и желание решать задачи деятельности без помощи и участия других;
• способность ставить цель деятельности;
• умение планировать деятельность;
• способность реализовывать задуманное и достигать результатов, адекватных поставленной цели.
На основе теоретического анализа изучаемой проблемы нами было проведено исследование уровня сформи-рованности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Исследование осуществлялось в процессе наблюдения и проведения диагностических процедур. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о недостаточном уровне сформирован-ности самостоятельности: чаще всего дети испытывают проблемы в планировании деятельности; сталкиваясь с трудностями, спешат обратиться за помощью к взрослым; теряют цель деятельности в условиях создания помех.
Проведенноеисследованиеопредели-ло необходимость выявления психолого-педагогических условий формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. К ним мы относим:
• организацию взаимодействия педагогов с родителями по вопросам развития у ребенка самостоятельности и инициативы деятельности в системе семейного воспитания;
• создание предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации, способствующей развитию у ребенка заинтересованности и стремления самому решать задачи деятельности без помощи взрослого;
• организацию педагогом специфических видов детской деятельности с целью развития у детей умения ставить цель деятельности, планировать ее, достигать результата;
• позиция педагога в процессе организации детской деятельности, характеризующаяся умением направлять ребенка к достижению поставленной цели.
Результаты повторного педагогического исследования показали, что данные психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
способствуют развитию у ребенка настойчивости в решении задач деятельности, проявлению независимости от взрослого, развитию самоконтроля и
самооценки собственной деятельности, а также является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению.
Библиографический список
1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ; Харвест, 1998. - 660 с.
2. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.
3. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.
4. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель, ООО «Издательство АСТ», 2000. - 848 с.
5. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]: в 11 т. Т. 6 / К.Д. Ушинский. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 447 с.
Referents
1. Golovin S.Y. Dictionary of practical psychologist. M.: AST, Kharvest, 1998. P. 660. [in Russian].
2. Lyublinskaya A.A. Child psychology: a textbook for students of pedagogical institutions. M.: Prosveshchenie, 1971. P. 216. [in Russian].
3. Teplyuk S.N. The origins of the independence of the preschooler. Doshkolnoie obrazovanie, 1991. № 7. P. 67-71. [in Russian].
4. Explanatory dictionary of the Russian language. Ed. D.N. Ushakov. - M: Astrel; AST, 2000. P. 848. [in Rus-
5. Ushinsky K.D. Collected works in 11 t. T. 6. M., L.: Izd-vo akad. ped. nauk RSFSR, 1949. P. 447. [in Russian].
Сведения об авторе: Микерина Алена Сергеевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии детства, факультет дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &maiк [email protected]
Ю и
о 3
с о
ф ч
s >s
I Ф
го CQ 1- Ф
О
X ^
о
о s
ю о 1- о о
ф X
о .0
о ф
ф 1-
т к
s о
1- 1-
ф о
ао
о s
ф го
1— о
Information about the author: Mikerina Alena Sergeevna,
Candidate of Sciences (Education), Senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Faculty of Preschool Education, Chelyabinsk State Pedagogical
X
Œ _ CO 2
ok ^ro
to
University, m
É* ¡É
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]