4. Comenius J.A. Selected pedagogical works. M.: Prosveshchenie, 1976. P. 651. [in Russian].
5. Petrov AV.Developing training. Basic questions of the theory and practice of university teaching physics. Chelyabinsk. Izd-vo CGPU "Fakel", 1997. P. 261.[in Russian].
6. Robert I.V. Modern information technologies in education: didactic problems; Application prospects. M.: Shkola Press, 1994. P. 205. [in Russian].
7. Khozyainov G.I. Learning tools as a component of the pedagogical process. Jubilee collection of works of scientists dedicated to the 80th anniversary of the Academy. In 5 t. T. 5. M.: MIR,1998. P. 130-136. [in Russian].
8. Steinberg V.E. The didactic multidimensional tools: theory, methodology, practice. M.: Prosveshchenie, 2002. P. 304. [in Russian].
Сведения об авторах: Карасова Ирина Степановна,
доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры теории и методики
обучения физике,
Южно-Уральский
государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail:karasovais@cspu.ru
Быбина Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, преподаватель физики, Челябинский медицинский колледж, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: natalya-bybina@mail.ru
Information about authors: Karasova Irina Stepanovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: karasovais@cspu.ru
Bybina Natalia Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Education), Professor of Physics, Chelyabinsk College of Medicine, Chelyabinsk, Russia. E-mail: natalya-bybina@mail.ru
о
X
Ф S
S
ci
О
(О X s
Œ ф
О <
УДК 372 ББК 74.100
А.С. Микерина, С.Д. Кириенко
педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста1
В данной статье рассматривается проблема педагогического сопровождения исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, раскрывает педагогические условия организации исследовательской деятельности дошкольников. В статье представлены результаты научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогические условия, развитие, ребенок дошкольного возраста, исследовательская деятельность.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательских работ по теме «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников в рамках реализации ФГОС» (договор на выполнение НИР от 18.10.2016 г. № 16-1305, заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).
A.S. Mikerina, S.D. Kirienko
pedagogical support of the research activities
of preschool children1
The problem of pedagogical support of research activities in preschool educational organizations is discussed. The author reveals the content of the basic concepts, conducts a theoretical analysis of the problem being studied, reveals the pedagogical conditions of organization of research activity preschoolers. The article presents the results of the research work.
Key words: pedagogical support, pedagogical conditions, development, child, preschool age, research.
Современное дошкольное образование ориентировано на организацию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность поднятой проблемы определяется содержанием, представленным в нормативных документах дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как одно из значимых направлений в процессе развития самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. В свою очередь, практика детских садов направляет нас на необходимость разработки педагогических условий организации исследовательской деятельности в детском саду.
Исследовательская деятельность -это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с неизвестным заранее решением; такая деятельность предполагает наличие основных этапов научного исследования. Значительный вклад в развитие теории и практики исследовательской деятельности в дошкольной педагогике внесли: С.Л. Новоселова, А.Н. Леонтьев, Л.М. Маневцова, Я.А. Пономарев, М.И. Лисина, А.И. Иванова, С.Н. Николаева. О.В. Дыбина, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков и другие [5].
Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у
ребенка позиции исследователя, «ученого» [2]. С.Л. Рубинштейн указывал, что для ребенка дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться, становиться тем, кто он есть, в процессе исследовательской деятельности. А.И. Савенков замечал, что «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в "готовом виде"» [3]. В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость.
Исследовательская деятельность формирует у дошкольников исследовательское поведение, которое служит источником получения представлений об окружающем мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад». Исследовательская деятельность строится на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска. Таким образом, исследовательскую деятельность необходимо рассматривать как интеллектуально-
!The article is prepared as a publication on the theme "Organization of preschoolers experimental work within FSES implementation: (research contract of 18.10.2016, № 16-1305, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev)
о
О -О
tu
fe 2 со S3 о
Ч Q.
Ф СО ^ О о ш
i2 ф о
n
со о
о ч
О ф ф ^
s s
о н ф о
ü 1- -О
о С
m «
S1"
Ф ф
о
X
Ф
S ^
S
d
о
го
X
s ^
Ф
О <
творческую деятельность, которая возникает на основе поисковой активности субъекта и исследовательского поведения личности.
Исследовательская деятельность может выступать в следующих формах организации:
• совместная: наблюдение, макетирование, моделирование, эксперимент, проекты.
• совместно-групповая: познавательно-исследовательская учебная деятельность.
• индивидуальная: исследование.
Под экспериментированием понимают форму поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.
В современных исследованиях (Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, О.В. Дыбина, А.И. Савенков, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, О.В. Афанасьева) детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева). У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.
Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская активность позволяет ребенку дошкольного возраста получить ответы на множество «почему».
Структура проведения экспериментов:
Постановка, формулировка проблемы (познавательные задачи).
Выдвижение предложений (гипотез), отбор,способы проверки.
Проверка выдвинутых гипотез.
Подведение итогов эксперимента, формулировка основного вывода.
Фиксация результатов.
Вопросы детей.
Макетирование направлено на разработку макета, отражающего существенные особенности натуры, значимые стороны и признаки объекта. Может быть напольным, настольным, настенным и др. Представляет собой результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей.
Под моделированием в педагогике понимают совместную деятельность воспитателя и дошкольника, которая направленна на создание и использование моделей. Основной принцип применения моделирования - это принцип замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об окружающем мире.
Модель представляет собой систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала. Модель - это заместитель изучаемой системы. Модель служит обобщённым отражением явления. В дошкольном образовании различают следующие виды моделей:
• предметные;
• предметно-схематические;
• графические модели.
Моделирование позволяет решать следующие задачи:
• развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, умение сравнивать;
• формировать умение выделять главные признаки предметов, классифицировать объекты;
• формировать умение наблюдать и понимать связи и зависимости в окружающем мире;
• развивать речь, психические процессы у детей дошкольного возраста.
Проект ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка, которую ребенок выполняет в течение определенного отрезка времени. Данная форма организации исследовательской деятельности предполагает решение обозначенной проблемы, предполагающей применение разнообразных методов, приемов, средств обучения, обеспечивает интеграцию знаний детей.
Исследование предполагает индивидуальную исследовательскую практику ребенка. Ребенок дошкольного возраста сам планирует свое время, выбирает тему и предмет для исследования. Главная задача педагога заключается в поощрении и деликатном направлении исследовательской инициативы ребенка.
Как считает Н.Л. Коноваленко, педагогическое сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий принятия субъектом развития (ребенком дошкольного возраста) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста предполагает тип деятельности, который состоит в оказании ребенку помощи в познании окружающего мира со стороны участников образовательного процесса (воспитателя, родителей, педагогического коллектива ДОО) путем реализации педагогических условий организации исследовательской деятельности.
В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» понимается как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого обязательно следует существование данного явления. В психологии понятие «условие», как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конеч-
ные результаты [4]. Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать. Как считает Н.М. Яковлева, педагогические условия - это совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [1]. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.
В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей».
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.
Обобщив материалы ряда исследований, мы выявили, что педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса.
При рассмотрении данной проблемы нами была проведена диагностика уровня развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. По результатам диагностики было выявлено, что только 10 % детей старшего дошкольного возраста умеют определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять на-
о ¡£ о
-О
си го
т Ез о
Ч О.
Ф СО
с; о о ш
ё£ ф о
n
СТ о со о
о ч
О ф ф ^
е *
О I-
ф о
II
1- -О
о С т Ф
Ф ф
с ч
о
X
ф
С) го
X
ф
О <
блюдение и делать основные выводы. Обозначенные результаты связаны с тем, что исследовательская деятельность редко используется в образовательной работе детского сада. С целью определения заинтересованности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности нами была проведена методика «Выбор деятельности». Результаты показали, что 80 % детей старшего дошкольного возраста по степени важности в первую очередь выбирают исследовательскую деятельность (экспериментирование). Данная диагностика определила необходимость разработки педагогических условий организации исследовательской деятельности дошкольников в детском саду.
В качестве педагогических условий организации исследовательской деятельности нами были выделены следующие:
Взаимодействие с детьми дошкольного возраста путем организации разнообразных форм исследовательской деятельности;
Методическая работа с коллективом дошкольной образовательной организации;
Взаимодействие с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи.
Взаимодействие с детьми дошкольного возраста было организовано через разнообразные формы исследовательской деятельности: проект, экспериментирование, моделирование и т.д. Для реализации первого педагогического условия нами разработан проект «научно-исследовательской лаборатории», в котором представлено содержание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов в работе с детьми дошкольного возраста.
Оборудование «научно-исследовательской лаборатории»:
• приборы: лупа, весы, песочные часы, компас, магниты и др.;
• сосуды из разных материалов;
• природный материал: камни, глина, песок, ракушки, шишки, мох, желуди, листья и др.;
• бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
• бумага: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• красители: пищевые и непищевые;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль и др.
При выборе оборудования «научно-исследовательской лаборатории» и места для ее создания учитывались следующие требования:
• обеспечение безопасности жизни и здоровья детей;
• обеспеченность лаборатории необходимым оборудованием;
• доступность расположения оборудования в лаборатории.
Методическая работа с коллективом дошкольной образовательной организации предполагала разработку методического обеспечения и методическое сопровождение. Нами были составлены учебно-методическое пособие, рекомендации для проведения исследовательской деятельности; подготовлен банк опытов и экспериментов для работы с детьми дошкольного возраста; разработаны и проведены семинар и конференция на тему «Организацияисследовательскойдеятель-ности с детьми дошкольного возраста».
Взаимодействие с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников предполагало:
Разработку рекомендаций родителям по вопросам организации исследовательской деятельности в условиях дома;
Разработку и организацию мастер-класса «Опыты и эксперименты в домашних условиях».
Взаимодействие с родителями также осуществлялось в процессе индивидуального консультирования и помощи в подборе опытов и экспериментов.
Реализация педагогических условий организации исследовательской деятель-
ности детей дошкольного возраста привела к определенным результатам: 30 % детей старшего дошкольного возраста умеют определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдение и
делать основные выводы. Выбор деятельности в пользу исследовательской повысился на 15 %. Таким образом, выделенные педагогические условия имеют качественный результат.
Библиографический список
1. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст]: монография / О.В. Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
2. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.html/ А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.
3. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2007. - 32 с: ил.
4. Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника / Л.В. Семенова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - С. 68-71.
5. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.
References
1. Dubina, O.V. Gaming technology familiarize preschoolers with objective reality. Practice-oriented monograph. M.: Pedagogical society of Russia, 2008. P. 128. [in Russian].
2. Lyublinskaya, A.A. Child psychology: a textbook for students of pedagogical institutions. M.: Prosveshchenie, 1971. P. 216. [in Russian].
3. Savenkov A.I. Methodology of educational research in kindergarten. Samara: Izd-vo Uchebnaia literatura. 2007. P. 32. [in Russian].
4. Semenova, L.V. Research as the development of cognitive activity of younger schoolboys. Nachalnaia shkola plus Do i Posle, 2013. № 1. P. 68-71. [in Russian].
5. Teplyuk S.N. The origins of the independence of the preschooler. Doshkolnoie obrazovanie, 1991. № 7. P. 67-71. [in Russian].
Сведения об авторах: Микерина Алена Сергеевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: mikerinaas@yandex.ru
Information about the authors: Mikerina Alena Sergeevna,
Candidate of Sciences (Education),
Senior lecturer,
Department of Pedagogy
and Psychology of Childhood,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: mikerinaas@yandex.ru
Кириенко Светлана Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: cdk_09@mail.ru
Kirienko Svetlana Dmitrievna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Academic Title of Associate Professor South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: cdk_09@mail.ru