Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущего воспитателя к организации познавательного развития детей дошкольного возраста'

Профессиональная подготовка будущего воспитателя к организации познавательного развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1725
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TRAINING / VOCATIONAL READINESS / COGNITIVE DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILDREN / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерина Алена Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих воспитателей к организации познавательного развития детей дошкольного возраста. Автор раскрыл понятие «готовность к организации познавательного развития детей дошкольного возраста», раскрывая его компоненты, выявил педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of the future teacher to the organization of the cognitive development of preschool children

This article deals with the problem of training future educators to the organization of the cognitive development of preschool children. The author revealed the concept of "readiness for the organization of the cognitive development of preschool children", revealing its components identified pedagogical conditions of the cognitive development of preschool children.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущего воспитателя к организации познавательного развития детей дошкольного возраста»

УДК 372: 378 ББК 74.104: 74.48

Микерина Алена Сергеевна

аспирант

кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Mikerina Alena Sergeevna Post-graduate

Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Chelyabinsk State Pedagogical University г. Челябинск AlyonkaMikerina@yandex.ru Профессиональная подготовка будущего воспитателя к организации познавательного развития детей дошкольного возраста The training of the future teacher to the organization of the cognitive development of preschool children В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих воспитателей к организации познавательного развития детей дошкольного возраста. Автор раскрыл понятие «готовность к организации познавательного развития детей дошкольного возраста», раскрывая его компоненты, выявил педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста.

This article deals with the problem of training future educators to the organization of the cognitive development of preschool children. The author revealed the concept of "readiness for the organization of the cognitive development of preschool children", revealing its components identified pedagogical conditions of the cognitive development of preschool children.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная готовность, познавательное развитие, дошкольники, педагогические условия.

Key words: training, vocational readiness, cognitive development, preschool children, pedagogical conditions.

Осуществление процесса подготовки будущих воспитателей к организации познавательного развития детей дошкольного возраста является актуальным направлением в современных условиях развития образования. Особенности профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования изучались в исследованиях А. Богуш, Г. Беленькой, Н. Граммы, Н. Емельяновой, Л. Загородней, Н. Ковалевой и др.

Подготовка будущих воспитателей к организации познавательного развития детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации нахо-

дится в прямой зависимости от усвоенных студентами системы знании, умении, сущности и особенностей организации познавательного развития детей дошкольного возраста, собственного уровня владения методами и формами познавательного развития и ориентированности всех компонентов профессиональной педагогической подготовки на формирование определенного вида готовности. Подготовка студентов к организации познавательного развития детей дошкольного возраста является составной частью целостного процесса профессиональной подготовки будущих воспитателей. Целью и результатом профессионально-педагогической подготовки является формирование готовности к указанному виду педагогической деятельности как целостное интегральное личностное образование, отражающее личностную позицию педагога в процессе организации познавательного развития детей дошкольного возраста.

Готовность к организации познавательного развития детей дошкольного возраста следует рассматривать как устойчивую, интегральную характеристику, отражающую личностную позицию воспитателя, его профессиональные знания и умения, уровень владения навыками гностической деятельности, формирование устойчивого ценностно-мотивационного отношения к организации познавательной деятельности детей.

Готовность представляет собой целостное образование, содержащее взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты, такие как: ценностномотивационный, содержательный, операционный и оценочный.

Ценностно-мотивационный компонент включает в себя профессиональные установки, положительное отношение и интерес к профессии, а также ориентацию студентов на доминантные ценности, связанные с когнитивной деятельностью: знания как ценности обеспечивают успех профессиональной деятельности и сам процесс познавательного развития детей дошкольного возраста как педагогической ценности, направленной на духовно-теоретическое усвоение среды.

Содержательный компонент предполагает владение будущими специалистами системой знаний о сущности познавательного развития, познавательной активности, особенностей их развития в дошкольном возрасте и т.д.

Составными операционного компонента готовности будущих воспитателей к организации познавательного развития детей в дошкольной образовательной организации выделены следующие основные группы профессионально-педагогических умений: аналитические, прогностические, конструктивные проективные, гностические, организаторские, коммуникативные, диагностические и рефлексивные.

Оценочный компонент включает самооценку своей подготовленности к организации познавательного развития детей и соответствия процесса решения задач, связанных с познавательной деятельностью детей оптимальным педагогическим образцам.

На наш взгляд, наиболее актуальными на современном этапе развития дошкольного образования является включение педагогами ДОУ в практику своей работы по познавательному развитию дошкольников следующих педагогических условий: детское экспериментирование, решение познавательных задач, проектная деятельность.

Нормативные документы в области дошкольного образования также уделяют особое внимание познавательному развитию детей дошкольного возраста. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из принципов выделяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Программа направлена на создание условий познавательного развития дошкольников. Согласно данному проекту содержание Программы должно охватывать 4 образовательные области, к одной из которых относится познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др. Обращаясь к проблеме познавательного развития дошкольника, нельзя не остановиться на понятии «познание», под которым в психологии понимают «различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации)» [3; 241].

Под познавательным развитием нами понимается процесс познания окружающего мира ребенком в специально организованной совместной деятельности со взрослым.

При определении педагогических условий познавательного развития детей дошкольного возраста мы руководствовались спецификой данного процесса, а также представлениями о сензитивности детей дошкольного возраста в познании окружающего мира.

В современных исследованиях (О.В. Дыбина, Н.Н. Поддъяков,

А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и др.) детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Афанасьева, О.В. Дыбина, А.И. Савенков, и др.).

В качестве примеров детского экспериментирования мы предлагаем применять в практике ДОУ следующие эксперименты: 1. «Есть ли у воды вкус?» Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено). 2. «Испа-

ряется ли вода?» Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ). 3. «Куда делись чернила? Превращение» В стакан

с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).

Под познавательной задачей понимается учебное задание, предполагающее наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности [5; 58]. Примерами познавательных задач могут быть следующие. Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой - снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т. д. Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин - часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря - толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом - ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т. д. [2].

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника; поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [4]. Анализ ряда исследований (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Ма-тяш, В.М. Монахов и др.) свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности.

Проектная деятельность логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) в ситуации неопределенности. Однако наличием самого факта поисковой активности проектная деятельность не может исчерпываться, она имеет определенную структуру, предполагающую на наш взгляд следующие компоненты:

- оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);

- моделирование действий;

- реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения;

- анализ получаемых результатов.

В условиях дошкольного учреждения чрезвычайна важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей дошкольного возраста. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: исследовательские; творческие; игровые (ролевые); инфор-мационно-практико-ориентированные. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога: из носителя готовых знаний он превраща-

ется в организатора познавательной деятельности своих воспитанников.

В практике дошкольных образовательных учреждений в рамках организации 4 линий развития возможно использование следующих проектов:

1. Социальное развитие: индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», групповые проекты «Познай себя»).

2. Физическое развитие: ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

3. Познавательное развитие: клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Зоопарк», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Богатыри земли русской»).

4. Эстетическое развитие: ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Книжкина неделя», «Мир театра», «На арене цирка»).

Данные полученные нами в ходе опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о значительном повышении уровня познавательного развития детей дошкольного возраста. Категория детей дошкольного возраста с высоким уровнем познавательного развития повысилась на 30%, они стали проявлять стойкий познавательный интерес к исследовательской деятельности, проявлять активность в познании окружающего мира. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что профессиональная подготовка будущего воспитателя к организации познавательного развития детей дошкольного возраста играет существенную роль.

Библиографический список:

1. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис // Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2000. - 350 с.

2. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г.Саморуковой. - М. - «Просвещение», 1992. - 224 с.

3. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч / Р.С. Немов. - М.: Издательство Владос-пресс, 2003. - Ч. 2. - 352 с.

4. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - М: Изд.

В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

5. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.

Bibliography

1. Butterworth , J. , Harris , M. Principles of Developmental Psychology / J. Butterworth , M. Harris / / Per. from English. - M.: " Cogito Center ”, 2000 . - 350 p.

2. Methods acquaintance with nature in a kindergarten / ed. P.G.Samorukovoy. M. « Education ," 1992 . - 224 p.

3. Nemov , RS Psychology: Glossary of : 2 h / RS Nemov . M. : Publishing n Press , 2003 . Part 2 . - 352 p.

4. Newest Philosophical Dictionary / Comp. AA Gritsanov . - Moscow : Publishing House . VM Racehorse , 1998 . - 896 p.

5. Pedagogical Encyclopedia : current concepts of modern pedagogy / Ed. NN Tulkibaevoy , LV Trubaychuk . - Moscow: Publishing House of the "East ", 2003 . -274 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.