Научная статья на тему 'Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС до'

Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7532
2250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. PRESCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS OF PRESCHOOL EDUCATION / EXEMPLARY PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION VARIABILITY:

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема вариативности примерных образовательных программ дошкольного образования. Обосновывается идея о том, что многообразие образовательных программ способствует повышению качества дошкольного образования и его доступности. Затрагиваются проблемные точки и анализируются позитивные моменты внедрения вариативности в систему дошкольного образования, которые позволили автору прийти к выводу, что вариативность дошкольного образования максимальным образом обеспечивает возможную степень индивидуализации образования, делает образовательный процесс «человекоориентированным», формирует его как взаимосвязанную деятельность участников образовательных отношений по достижению целевых ориентиров дошкольного образования в условиях выбора содержания, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования. Автор дает обобщенные характеристики примерным образовательным программам, которые на сегодняшний день разработаны и/или переработаны под требования ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of exemplary educational programs developed in accordance with the Russian Federal Standard of Preschool Education

In the article the problem of variability of exemplary educational programs of preschool education is analyzed. It is shown that a variety of educational programs contribute to the quality of preschool education and its accessibility. The problem areas of Russian preschool education are shown and thepositive aspects of the introduction of variability in preschool education are analyzed. The author stresses that the variability of preschool education ensures the maximum possible degree of individualization of education, makes the educational process “child-centered”, creates special relation of personality to the objectives, content and process of education. The author gives a generalized characteristics of exemplary educational programs, which to date have been developed under the Russian Federal Standard of Preschool Education.

Текст научной работы на тему «Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС до»

Е. В. Михеева

Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассматривается проблема вариативности примерных образовательных программ дошкольного образования. Обосновывается идея о том, что многообразие образовательных программ способствует повышению качества дошкольного образования и его доступности. Затрагиваются проблемные точки и анализируются позитивные моменты внедрения вариативности в систему дошкольного образования, которые позволили автору прийти к выводу, что вариативность дошкольного образования максимальным образом обеспечивает возможную степень индивидуализации образования, делает образовательный процесс «человекоориентированным», формирует его как взаимосвязанную деятельность участников образовательных отношений по достижению целевых ориентиров дошкольного образования в условиях выбора содержания, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования. Автор дает обобщенные характеристики примерным образовательным программам, которые на сегодняшний день разработаны и/или переработаны под требования ФГОС ДО.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные программы дошкольного образования, примерные программы дошкольного образования, вариативность дошкольного образования, вариативность образовательных программ.

Overview of exemplary educational programs developed in accordance with the Russian Federal Standard of Preschool Education

Miheeva Elena, PhD in Pedagogy, Assistant Professor, Department of Pedagogy and Pychology, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)

In the article the problem of variability of exemplary educational programs of preschool education is analyzed. It is shown that a variety of educational programs contribute to the quality of preschool education and its accessibility. The problem areas of Russian preschool education are shown and the positive aspects of the introduction of variability in preschool education are analyzed. The author stresses that the variability of preschool education ensures the maximum possible degree of individualization of education, makes the educational process "child-centered", creates special relation of personality to the objectives, content and process of education. The author gives a generalized characteristics of exemplary educational programs, which to date have been developed under the Russian Federal Standard of Preschool Education.

Keywords: preschool education, educational programs of preschool education, exemplary program of preschool education, preschool education variability.

m

Михеева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета, сотрудник Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Оренбург, Россия)

Анализ существующих ныне программ дошкольного образования, обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).

Проблема вариативности образовательных программ сегодня приобретает особую значимость для всей системы образования в России. Основы личности, заложенные в дошкольном детстве, станут фундаментом всей жизнедеятельности человека, поэтому сейчас такой акцент делается на качестве дошкольного образования, огромное влияние на которое оказывают те программы, по которым осуществляют свою деятельность дошкольные образовательные учреждения.

Было время, когда мы все работали по одной единственной программе и педагоги неукоснительно соблюдали ее требования. При таком подходе не оставалось места для разнообразия и творчества. Сейчас ситуация изменилась. Новый «Закон об образовании в Российской Федерации» на законодательном уровне разрешил использовать вариативные программы. Педагогам стало интереснее работать, появились возможности для творчества. Родители теперь могут выбирать детский сад с теми программами, которые соответствуют интересам их детей.

Не обошлось без проблемы - программ стало слишком много, педагогам сложно ориентироваться во всем этом многообразии и делать выбор, поэтому требования ФГОС ДО к программам, дающие четкие ориентиры того, какой должна быть программа дошкольного образования, были восприняты педагогическим сообществом как позитивный момент.

Однако приходилось не раз слышать опасения о том, что внедрение Стандарта снова приведет к единообразию, к утверждению единой образовательной программы для ДОО. Но это не так!

Во-первых, мы понимаем и осознаем, что вариативность образования сегодня является одним из основополагающих принципов и направлением развития современной системы образования России.

Во-вторых, социально-экономические преобразования XXI века в нашей стране привели к многообразию социальных ситуаций развития детей дошкольного возраста, при которых вариативность содержания, форм и методов

образования приобретает свою актуальность и становится особо востребованной.

В-третьих, мы сегодня не можем игнорировать тот факт, что детей с особыми образовательными потребностями становится все больше. Данную категорию составляют уже не только дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в истинной образовательной и социальной инклюзии. Все чаще педагогам-практикам приходится сталкиваться с социальной инклюзией. Сегодня в школьные классы и дошкольные группы приходят дети разных культур, языков, традиций, и педагогу необходимо иметь под рукой наиболее подходящие для таких детей программы и строить содержание образования в соответствии с возникшей образовательной ситуацией.

Все это говорит о том, что мы не можем сегодня отказаться от того опыта, который был накоплен ранее и должны выработать практические шаги по тому, как адаптировать все то ценное, что наработано под требования Стандарта и для современного поколения.

Сегодня вариативность дошкольного образования предстает как качество образовательной системы, предоставляющей участникам образовательных отношений варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг, соответствующих изменяющимся от возраста к возрасту образовательным потребностям и возможностям воспитанников.

Говоря о системе дошкольного образования, мы можем выделить следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ:

• наличие оптимальной образовательной программы, которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;

• построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым» (Диалог: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2013);

• ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» («Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 г.);

• учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка (Диалог: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2013);

Таким образом, вариативность дошкольного образования максимальным образом обеспечивает возможную степень индивидуализации образования, делает образовательный процесс «человекоориентированным», формирует его как взаимосвязанную деятельность участников образовательных отношений по достижению целевых ориентиров дошкольного образования в условиях выбора содержания, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Итак, обратимся к существующим ныне примерным образовательным программам и дадим им краткие характеристики.

Главная цель программы «От рождения до школы» (От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2014) заключается в создании в дошкольном образовательном учреждении благоприятных условий, которые будут способствовать полноценному проживанию ребенком дошкольного детства. Как утверждают авторы, эти условия должны способствовать формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения выделенных в Программе целей и решения обозначенных задач педагогам рекомендуется с первых дней пребывания ребенка в ДОУ осуществлять систематическую и целенаправленную работу по поддержке различных форм детской активности и инициативы. Большое значение в становлении личности подрастающего человека имеет степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Авторы отмечают, что высокий уровень общего развития детей возможен только при наличии у педагога-воспитателя педагогического мастерства, культуры, любви к детям, что, в свою очередь, диктует достаточно серьезные требования к компетентности педагога современного ДОУ. Областью его професси-

ональных усилий сегодня становится не только забота о здоровье и всестороннем воспитании детей, но и стремление сделать счастливым детство каждого ребенка.

2 декабря 2014 года программе «От рождения до школы» присвоен гриф УМО.

Программа «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования, 2014) нацелена на создание в ДОО для каждого ребенка таких условий, которые дадут педагогу возможность развивать его способности, будут способствовать широкому взаимодействию ребенка с миром, обеспечат активную культурную практику и творческую самореализацию. Поддержка стремления ребенка к самостоятельности, становление познавательной и коммуникативной компетентности - одни из основных направлений Программы. Значимым и важным делом авторы Программы считают развитие у детей социальной уверенности и ценностных ориентиров, которые определяют поведение детей, их деятельность, картину мира и систему отношения к нему.

В Программе даются ориентиры для воспитателя, соблюдение педагогом которых будет способствовать развитию личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Педагог при этом должен учитывать возрастные, индивидуальные и психофизиологические особенности своих воспитанников. Развивающая образовательная среда рассматривается в программе как «система условий социализации и индивидуализации детей».

Также в Программе выдвигаются и обосновываются требования к условиям развития ребенка. Они должны открывать возможности для его позитивной социализации, обеспечивать личностное развитие, способствовать развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и самореализации в естественных видах деятельности, соответствующих возрастному периоду дошкольного детства.

Целевые ориентиры программы «Истоки» (Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования, 2014) заключаются в обеспечении полноценного, разностороннего развития каждого ребенка.

Делается акцент на поддержании у детей базового доверительного отношения к окружающему миру, обращается пристальное внимание на развитие универсальных, в том числе творческих, способностей, которые должны отвечать требованиям, предъявляемым к ним

современным обществом, и быть сформированы на уровне, соответствующем возрастной специфике дошкольного детства. Программа помогает педагогу осмыслить способы создания для детей с разными возможностями равных условий развития.

Комплексный характер программы способствует обогащению процесса детского развития, обеспечивает взаимосвязь всех его сторон. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и ФГОС ДО, программа «Истоки» позволяет реализовать права ребенка на полноценное развитие на дошкольной ступени, включая компоненты физического, интеллектуального, социального и эмоционального, а также при переходе к начальному школьному обучению.

Авторы примерной основной образовательной программы «Радуга» (Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014) утверждают, что переработанная под ФГОС психолого-ориентированная программа является удобным для творческой группы ДОО инструментом по созданию уникальной образовательной программы своей организации. В новой редакции Программа представляет собой своеобразную программу-конструктор и любая ДОО, в процессе ее реализации, сможет по максимуму эффективно использовать те ресурсы и возможности, которыми располагает. Кроме того, данная версия Программы позволяет учреждению определить желаемые направления развития организации на ближайшее время и отдаленную перспективу.

Примерная основная общеобразовательная программа «Березка» (Березка: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2014) представляет собой новый вариант реализации вальдорф-ской педагогической системы, адаптированный к условиям российской действительности. Программа сформирована с опорой на длительный опыт работы вальдорфских детских садов различных стран мира и достаточно длительный опыт работы российских педагогов вальдорфской системы.

Обобщение и интеграция основополагающих достижений мировой и отечественной дошкольной психологии, педагогики, нейрофизиологии и других наук позволили авторскому коллективу под руководством Н. М. Крыловой разработать новую версию программы «Детский сад - Дом радости» (Детский сад -Дом радости: Примерная образовательная

программа дошкольного образования, 2014). Серьезная переработка Программы в условиях модернизационных изменений системы дошкольного образования позволила считать ее инновационным вариантом проектирования образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Авторы рассматривают дошкольника как неповторимую индивидуальность, выражают собственную авторскую концепцию образования дошкольника, в основу которой положена амплификация развития и «саморазвитие его самосознания».

Всегда заслуженной популярностью пользовалась в дошкольном образовании система Марии Монтессори. Не потеряла она своей актуальности и сегодня. На основе педагогической системы известного педагога и психолога была разработана программа «Детский сад по системе Монтессори» (Детский сад по системе Монтессори: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014). Программа соответствует требованиям ФГОС ДО. Концептуальные основы системы Марии Монтессори сохранились в Программе в полной мере. При этом в ней представлены новейшие достижения педагогики и психологии и опыт работы мон-тессори-педагогов в России и за рубежом.

Несмотря на более чем 100-летний возраст системы М. Монтессори, Программа полностью соответствует принципам современного дошкольного образования, так как имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, предполагает социокон-структивистский подход к образованию ребенка и опирается на концепцию свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде.

Документом нового поколения является программа «Мир открытий» (Мир открытий: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014), которая, при соответствии ФГОС ДО, позволяет удовлетворить социальный запрос общества и семьи к воспитанию ребенка от младенчества до школы.

Программа рассматривает современного ребенка как центральную фигуру образовательного процесса, как уникальную и творческую личность. Базисное содержание дошкольного образования, представленное в Программе, обеспечивает поддержку индивидуальности каждого ребенка, его гармоничное и разноплановое развитие. В основу программы положен

системно-деятельностный подход, который способствует созданию в ДОО условий для самоизменений и саморазвития как детей, так и педагогов и родителей, т.е. всех участников образовательных отношений.

Программа «Мозаика» (Мозаика: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014) ориентирована на расширение возможностей для полноценного развития личностного потенциала каждого малыша в ДОО при поддержке его индивидуальности и способностей.

Одной из главных задач Программы является создание условий для здорового образа жизни и безопасности детей. Серьезное внимание в Программе уделяется приобщению детей к социокультурным нормам общества и государства в целом, а также детской субкультуре и традициям семьи. При этом приобщение рекомендуется осуществлять через те виды деятельности, которые соответствуют индивидуально-возрастным особенностям детей.

Авторы отмечают, что при соблюдении прав всех участников образовательных отношений Программа обеспечит поддержание интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству при реализации как базового компонента дошкольного образования, так и вариативных образовательных программ.

Учебно-методический документ - программа «На крыльях Детства» (На крыльях Детства: Примерная образовательная программа дошкольного образования, 2014) предлагает к реализации эффективную модель внедрения ФГОС ДО. Программа раскрывает специфику методического сопровождения образовательного процесса в ДОО как с обычными детьми раннего и дошкольного возраста, так и с детьми с особыми образовательными потребностями.

Основными идеями программы авторы называют концепцию педагогической поддержки и концепцию комплексного сопровождения детей. И та и другая концепции обеспечивают учет видового разнообразия групп в ДОО и ориентируют педагога на разработку для каждого ребенка индивидуального образовательного маршрута. Также идейной основой Программы стала «концепция формирования событийно организованного образовательного процесса на основе детской игры».

Авторы Программы отмечают, что детский сад является целостным и гибким образова-

тельным пространством, и предлагают модели и проекты организации образовательного процесса. Заслуживает внимания описанная в Программе модель адаптации и социализации детей раннего и дошкольного возраста. Большой интерес представляют модели организации интегрированного образовательного процесса, предложенные для различных временных периодов (день, неделя, месяц, год). В моделях представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы, учитывающие возрастные и возможные индивидуальные особенности детей, а также специфику их познавательных интересов и образовательных потребностей. Следует отметить, что в данных моделях освещается достаточно сложный для понимания вопрос педагогического сопровождения культурных практик дошкольников. Актуальны на сегодняшний день проекты Программы по проблеме интеграции основного и дополнительного образования в ДОО, а также создания образовательного и виртуального пространства для обеспечения образовательных отношений.

Авторы программы «Первоцветы» (Первоцветы: Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2014) понимают детскую игру как феномен дошкольного детства, а дошкольное образование рассматривают как одну из основных форм психолого-педагогической поддержки подрастающего человека в меняющемся мире.

Значимыми идеями Программы выступают:

• учет индивидуально-возрастных особенностей воспитанников ДОО при уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса;

• формирование и изменение образовательного пространства группы детского сада, его адаптация, модерация и трансформация в событийно-ориентированное пространство детского сада.

Авторы выделяют специфические особенности Программы. С одной стороны - это «концепция формирования интерактивной предметно-развивающей среды»; с другой -«событийная и блочно-модульная модели реализации содержания программы на практике». Заявленные концепции позволяют выстроить модели образовательного процесса на разные временные периоды и отразить специфику взаимодействия в дошкольной группе. Заслуживает внимания представленная

в Программе идея признания ценностей общения ребенка и взрослого и на этой основе способы формирования смыслов педагогического взаимодействия. Процесс формирования культурных практик детей авторы называют основой событийности совместной деятельности детей и взрослых.

Авторы программы «ОткрытиЯ» (ОткрытиЯ: Примерная образовательная программа дошкольного образования, 2014) отмечают, что она появилась на свет как ответ на модернизационные изменения в системе дошкольного образования. Она разработана в соответствии с ФГОС ДО, и в ней четко прослеживается возрастная адресованность. Программа опирается на закономерности дошкольного возраста и полностью исключает подмену специфических задач данного возраста задачами более старших возрастных периодов.

Основополагающими в Программе стали принципы сотрудничества и содействия ребенка со сверстниками в детской субкультуре и с близкими взрослыми при совместном взаимодействии. Основным правилом организации образовательных отношений в Программе названо уважение и поддержка личности маленького Человека. Большое внимание авторы уделяют системе «взрослые - дети» и способам построения в ней позитивных отношений, которые будут способствовать раз-

витию детской инициативы, создадут условия для поддержки самостоятельности у детей и становлению ответственности за свою жизнь и деятельность.

2 декабря 2014 года программе «ОткрытиЯ» присвоен гриф УМО.

Программа «Разноцветная планета» (Разноцветная планета: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014) нацелена на обеспечение равного старта для каждого ребенка, проживающего на территории России, что позволит ему эффективно обучаться на последующих ступенях системы образования как на русском, так и на других языках народов РФ. Программа предполагает ин-тегративный подход к развитию ребенка, в котором интеграция обеспечивается организацией игровой деятельности детей на основе сказки.

С одной стороны, Программа предполагает общекультурное развитие детей через ознакомление с мировым культурным наследием, с другой - осуществление диалога культур народов России.

Значительной отличительной особенностью Программы является ее билингвальное и поликультурное построение. Эта особенность обеспечивает и уникальность Программы, так как педагог, реализуя Программу, получает возможность при необходимости включить любой

родной для ребенка язык в образовательное и воспитательное пространство.

Программа «Тропинки» (Тропинки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014) предназначена для работы с детьми 3-7 лет, определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми данного возрастного диапазона и, как заявляют авторы, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности.

Современная программа «Тропинки» построена на идеях развивающего дошкольного образования. Авторы Программы рассматривают творческое воображение как универсальную способность человека и как средство общего психического развития детей 3-7 лет, для чего в Программе выделяют необходимые для создания в ДОО условия. Также разработчики отмечают значимость освоения ребенком общечеловеческой культуры и заявляют, что данный процесс должен носить творческий характер. По мнению авторов, приобщение ребенка к началам человеческой культуры в творческом процессе, затрагивающем все сферы развития и интегрирующем образовательные области, будет способствовать становлению у ребенка важнейших созидательных способностей: продуктивному воображению, постигающему мышлению, ориентации на позицию другого человека, произвольности, элементам рефлексии и др. Данные способности обеспечат эффективное освоение ребенком программы дошкольного образования и дальнейшее успешное обучение в школе.

Впервые выпущенная в рамках внедрения ФГТ программа «Успех» (Успех: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2015) переработана под требования ФГОС ДО и стремится к достижению главной цели образования - образованию Человека. Отличительной особенностью Программы является календарь праздников, который обеспечивает усвоение детьми содержания программы в творческой, эмоционально насыщенной атмосфере.

Годовой ритм Программы от праздника к празднику (его подготовка и проведение) делает работу педагога по ее реализации технологичной и способствует «проживанию» участниками образовательных отношений содержания Программы в разных видах деятельности.

Календарь праздников, многообразие форм их подготовки и проведения обеспечивают социально-личностную направленность

Программы, а эмоциональность процесса подготовки и проведения праздника - мотивацию всех видов детской деятельности и поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка.

Преемственность между возрастными группами детского сада реализуется за счет принципа построения программы по спирали, последовательно от простого к сложному. Это достигается за счет того, что в каждом последующем возрастном подпериоде пребывания ребенка в детском саду повторяется некоторая часть праздников с определенным усложнением решаемых каждым ребенком творческих задач и возрастанием степени его включенности в деятельность по подготовке и проведению праздника.

Особо следует отметить тот факт, что при реализации Программы укрепляются детско-родительские отношения, происходит сплочение общественного и семейного воспитания.

Представленный в Программе календарь праздников становится также основой для разработки части программы, формируемой участниками образовательных отношений. При этом педагоги имеют возможность изменять календарь праздников в зависимости от интересов, желаний, потребностей и способностей детей, уточнять его и дополнять актуальным содержанием.

Программа «Золотой ключик» (Золотой ключик: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014) предназначена для образовательной работы с детьми от 3 до 10 лет. Целью Программы является создание в ДОУ таких условий, которые будут с одной стороны способствовать максимально полному развитию воспитанников в соответствии с их возрастом; с другой - обеспечат детям радостную, счастливую жизнь в учреждении и их эмоциональное благополучие.

Целевые установки и содержание Программы обеспечивают преемственность двух смежных возрастов: дошкольного и начального образования; способствуют эффективному решению задач психологической подготовки детей к школьному обучению.

В основу Программы положена культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, в связи с чем за основу образовательного процесса взято «построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой». Для обеспечения такого общения в учреждениях, реали-

зующих данную программу, формируются разновозрастные группы.

Игру и традиционные виды детской деятельности авторы рассматривают как приоритетные формы организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, а в работе с младшими школьниками приоритетной называют задачу становления полноценной учебной деятельности.

Программа «Миры детства» (Миры детства: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2014) нацелена на создание в ДОУ условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие воспитанников и поддержку их естественного положительного отношения к себе, к другим людям, базового доверия к окружающему миру, их полноценное развитие в пяти образовательных областях.

Авторы предлагают в Программе для реализации новые средства организации образовательной работысдетьми дошкольного возраста, дают их описание. Авторы обращают наше внимание на то, что данные средства ранее широко не использовались, однако они имеют большой педагогический потенциал, так как с их помощью «взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении». Этими средствами являются измененные формы взаимодействия взрослого и ребенка; отказ от структурирования образовательной деятельности; рационализация развивающей предметно-пространственной среды; тесное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников на принципах взаимного уважения и доверия. Все это позволит педагогу, не ущемляя, направлять детскую инициативу в педагогически ценное русло и тем самым эффективно реализовывать Стандарт.

Программа «Диалог» (Диалог: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2013) соответствует принципам развивающего обучения и обеспечивает исчерпывающую реализацию пяти образовательных областей в соответствии с требованиями Стандарта. Авторский коллектив Программы при формировании ее содержания учел новую стратегию дошкольного воспитания: основными приоритетами Программы являются развитие игровой деятельности детей, а также физических, личностных и интеллектуальных качеств.

Выделенные авторами приоритетные задачи рекомендуется решать в ходе совместной (партнерской) деятельности ребенка со взрослыми и другими детьми. Психолого-педагогические и методические технологии, обозначенные в Программе, обеспечивают возможность мягкого перехода от традиционного занятия к формам совместной деятельности.

Программу отличает полнота содержания, в котором представлена работа с детьми раннего возраста (1-3 года), решение задач предшкольного образования, обеспечение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, помощь детям с проблемами в развитии.

Структура и содержание программы позволяют любому педагогу выбрать свой методический пласт в зависимости от уровня профессиональной подготовленности, а также обеспечивают возможность эффективной работы с детьми независимо от их особенностей и уровня развития.

Программа «Вдохновение» (Вдохновение: Примерная основная образовательная программа, 2014) реализует один из главных принципов ФГОС ДО -принцип детоцентризма и утверждает принципы уважения к личности ребенка. В основе программы лежит современное представление о компетентном ребенке, появляющимся на свет с природной мотивацией к учению и участию в окружающей действительности. Задача программы -поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка.

Программа создает социальные и материальные условия для раскрытия способностей и талантов ребенка с учетом его индивидуальности. Предлагая работать в русле позитивной социализации и индивидуализации личности, авторы Программы рекомендуют учитывать возрастные возможности детей и предлагают методики разностороннего целостного личностного, социального, умственного и физического развития детей. При инвариантности целей в программе заложена вариативность способов их достижения: в зависимости от состава детей в группе детского сада, конкретных условий, возможностей, особенностей социальной и культурной среды месторасположения детского сада, квалификации, предпочтений и интересов педагогического коллектива и родителей.

Таким образом, мы можем отметить, что появление столь большого разнообразия примерных образовательных программ дошкольного образования способствует усилению вариативности дошкольного образования, что, в свою очередь, является показателем его гуманитарности, повышает его субъектность и обеспечивает системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации. ■

Литература

1. Вдохновение: Примерная основная образовательная программа / Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Национальное образование, 2014. - 192 с.

2. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, ин-тегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. - М.: Сфера, 2014. - 264 с.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.

4. Диалог: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О.Л. Соболевой. -М.: Дрофа, 2013. - 864 с.

5. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.

6. На крыльях Детства: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. -М.: ИД Карапуз, 2014. - 202 с.

7. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программадошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 333 с.

8. Первоцветы: Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Коллектив авторов под руководством Н.В. Микляевой. - М.: Аркти, 2014. - 252 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

10. ОткрытиЯ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. - М., 2014.

11. Детский сад по системе Монтессори: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. - М.: Национальное образование, 2014. - 186 с.

12. Тропинки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 170 с.

13. Золотой ключик: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Г.Г. Кравцова. - М.: Левъ, 2014. - 168 с.

14. Миры детства: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Т.Н. Дороновой. -М.: ФГАУ ФИРО, 2014.

15. Мир открытий: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. -М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.

16. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 464 с.

17. Березка: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. - М., 2014.

18. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.

19. Разноцветная планета: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой. - М.: Ювента,

2014.

20. Успех: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.В. Федина и др. - М.: Просвещение,

2015. - 235 с.

21.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья поступила в редакцию 06.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.