Научная статья на тему 'Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям'

Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1863
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / примерная основная образовательная программа дошкольного образования / психолого-медико-педагогический консилиум / индивидуальная программа реабилитации / адаптированная образовательная программа дошкольного образования для комбинированных (инклюзивных) групп / адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для компенсирующих групп / inclusive education / a model baseline preschool educational program / a psychological / medical and pedagogical consultation / a personal rehabilitation program / a customized educational program for preschool instruction for combined (inclusive) groups / a customized educational program for preschool instruction for compensatory groups

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

В предлагаемой статье описываются методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ (АОП) дошкольного образования по основным образовательным областям в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Автор подробно останавливается на методических рекомендациях по обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования (по пяти образовательным областям) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и детским церебральным параличом (ДЦП). Автор приводит рекомендации к алгоритму составления и содержанию адаптированных образовательных программ (АОП ДО) дошкольного образования из примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО). В статье перечисляются коррекционные методические рекомендации, опубликованные в работах известных авторов, посвященных проблемам психолого-педагогического сопровождения тяжелой категории детей с ОВЗ, а именно детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Для каждой образовательной области составлена модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В конце статьи представлен список нормативно-правовой документации по проблеме образования детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines to Ensure the Remedial Function of Tailored Educational Programs of Preschool Education in Basic Educational Areas

This article describes guidelines that ensure the remedial aspect of customized educational programs for preschool education in basic educational areas in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards for preschool education. The author dwells on the methodological recommendations ensuring the remedial aspect of customized preschool education programs (five educational areas) for children with musculoskeletal system disorders and cerebral palsy. The author gives recommendations for creating an algorithm of drawing up customized preschool educational programs and its content based on the model baseline educational program of preschool education. The article lists remedial guidelines, which have been published in the works by well-known authors and dedicated to the issues of psychological and pedagogical support of children with a severe type of health limitations, i.e. those with cerebral palsy. Each educational area has a model created for conducting remedial work among children with health limitations. The article ends with a list of legal documents on the issue of educating children with health limitations.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям»

•--| ОСОБЫЙ РЕБЕНОК_

Е. Ф. Архипова

Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям

■ Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова (г. Москва, Россия)

В предлагаемой статье описываются методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ (АОП) дошкольного образования по основным образовательным областям в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Автор подробно останавливается на методических рекомендациях по обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования (по пяти образовательным областям) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и детским церебральным параличом (ДЦП). Автор приводит рекомендации к алгоритму составления и содержанию адаптированных образовательных программ (АОП ДО) дошкольного образования из примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО). В статье перечисляются коррекционные методические рекомендации, опубликованные в работах известных авторов, посвященных проблемам психолого-педагогического сопровождения тяжелой категории детей с ОВЗ, а именно детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Для каждой образовательной области составлена модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В конце статьи представлен список нормативно-правовой документации по проблеме образования детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, примерная основная образовательная программа дошкольного образования, психолого-медико-педагогический консилиум, индивидуальная программа реабилитации, адаптированная образовательная программа дошкольного образования для комбинированных (инклюзивных) групп, адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для компенсирующих групп.

Guidelines to Ensure the Remedial Function of Tailored Educational Programs of Preschool Education in Basic Educational Areas Elena F. Arkhipova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Speech Therapy Department, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia) This article describes guidelines that ensure the remedial aspect of customized educational programs for preschool education in basic educational areas in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards for preschool education. The author dwells on the methodological recommendations ensuring the remedial aspect of customized preschool education programs (five educational areas) for children with musculoskeletal system disorders and cerebral palsy. The author gives recommendations for creating an algorithm of drawing up customized preschool educational programs and its content based on the model baseline educational program of preschool education. The article lists remedial guidelines, which have been published in the works by well-known authors and dedicated to the issues of psychological and pedagogical support of children with a severe type of health limitations, i.e. those with cerebral palsy. Each educational area has a model created for conducting remedial work among children with health limitations. The article ends with a list of legal documents on the issue of educating children with health limitations. . Keywords: inclusive education, a model baseline preschool educational program, a psychological, medical and pedagogical consultation, a personal rehabilitation program, a customized educational program for preschool instruction for combined (inclusive) groups, a customized educational program for preschool instruction for compensatory groups.

ФГОС ДО вступил в силу с 1 января 2014 и до 1 января 2016 продолжался переходный период и период апробации Стандарта.

В течение этого времени государственный контроль качества образования в отношении ДОО, реализующих образовательные программы дошкольного образования, не проводился согласно положениям статей 92 и 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В течение переходного периода ДОО могли на основе соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы дошкольного образования.

В мае 2015 года в Реестре примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации была опубликована примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО). В этом документе представлен раздел, посвященный детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим дошкольные образовательные организации и осваивающим образовательную программу в ДОО.

ПООП ДО является учебно-методическим документом, который позволяет ДОО, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать модель, прошедшую экспертизу, для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. ПООП ДО обеспечивает методическую базу полноценного внедрения ФГОС ДО в системе дошкольного образования.

В Программе ПООП ДО представлен раздел, посвященный коррекционно-развиваю-щей работе с детьми с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа в рамках этой Программы для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

В группах же комбинированной направленности должны реализовываться две программы. Для детей с ОВЗ, включенных в группу на основе инклюзивного образования, на базе

основной образовательной программы дошкольного образования должны разрабатываться и реализоваться адаптированная образовательная программа (АОП ДО). Это и будет инклюзивное образование детей с ОВЗ.

В Программе ПООП ДО представлены рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы для инклюзивного образования. Предлагается ориентироваться на формирование личности ребенка с ОВЗ. При этом следует учитывать не только возраст ребенка, но и особенности его физического и психического развития. Далее в Программе ПООП ДО предлагают при составлении адаптированной образовательной программы (АОП ДО) предусмотреть оптимальные условия совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Для этого следует подбирать адекватные вспомогательные средства и педагогические приемы, а также предусмотреть совместные формы работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и родителей ребенка с ОВЗ. Также при составлении адаптированной образовательной программы для инклюзивного образования рекомендуется усилить аспекты социализации ребенка с ОВЗ, опираться на личностно-ориентирован-ный подход к организации всех видов детской деятельности.

Координация реализации адаптированной образовательной программы должна осуществляться на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации АОП ДО.

Для реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ и успешного инклюзивного образования необходимо повышать педагогическую компетенцию родителей, расширять их участие в коррекционном процессе. Важным аспектом при инклюзивном образовании является взаимодействие между всеми педагогами, сотрудниками и специалистами ДОО, реализующими общими усилиями адаптированную образовательную программу ребенка с ОВЗ.

В структуру адаптированной образовательной программы, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести его недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и другие компоненты коррекционного блока.

Инклюзивное дошкольное образование для детей с ОВЗ становится реальностью для многих ДОО. Однако успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательное пространство на принципах инклюзии требует соблюдения определенного регламента. Одним из решающих условий является раннее выявление детей с ОВЗ и осуществление комплексной диагностики. Это обеспечит начало коррекционного воздействия в рамках инклюзивного воспитания и обучения в благоприятные сенситивные периоды для формирования многих линий развития детей с ОВЗ. Следующим не менее важным аспектом является не только коррекция нарушений развития, но и развитие индивидуальных возможностей ребенка, приобретение опыта коммуникации, общения, постепенная социальная адаптация. Все это может быть реальностью для детей с ОВЗ. Для этого должны быть обеспечена обоснованная научно-методическая поддержка педагогов, специалистов, ДОО и наличие адаптивной образовательной среды. Самым главным же и решающим, на наш взгляд, должна быть продуманная и обоснованная адаптированная образовательная программа (АОП).

Для оформления содержания коррекционного блока адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данной статье предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями ОДА.

Можно порекомендовать следующие методические рекомендации, опубликованные в работах известных авторов, посвященных проблемам психолого-педагогического сопровождения тяжелой категории детей с ОВЗ, а именно детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова АА. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. - М.: Книголюб, 2008.

2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001.

3. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. - М.: КАРО, 2006.

4. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое

пособие для педагогов / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др. / Под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004.

5. Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987.

Для оформления коррекционного содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в данной статье предлагается программно-методическое обеспечение коррекционного дошкольного образования детей с нарушениями ОДА.

Для насыщения коррекционным содержанием образовательных областей АОП ДО можно также порекомендовать методические рекомендации, опубликованные в следующих работах, посвященных проблемам развития детей с ОВЗ и ДЦП.

1. Образовательная область:

Социально-коммуникативное

развитие

1. Баряева Л.Б., Герасимова Е.О., Данилина Г.С. и др. Родник: Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. - СПб.: ЛОИРО, 1997.

2. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Симонова Т.Н. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича. - Астрахань, 2008.

4. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. - М.: Книголюб, 2007.

Рис 1. Модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ по образовательной области: Социально-коммуникативное развитие к образовательной программе «От рождения до школы».

2. Образовательная область: Познавательное развитие

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ, Астрель, 2007.

2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. - М.,2012.

3. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-раз-вивающая работа с дошкольниками. - М.: Книголюб, 2008.

5. Мамайчук ИИ. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003.

6. ТитоваО.В.Справа-слева.Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. - М., 2004.

Познавательное IBHTHC

Ознакомление Сенсорное

с социальным развитие

миром (pinURTlICftCCX

восприятия) -

OtHDBHUiHinpiLMHHjl

работы

PjmiTHf

с Формирование Развитие

хкчентврнмх познавательно

матем атшчсскн! ксслелопательской

представлений деятельности

Рис 2. Модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ по образовательной области: Познавательное развитие к образовательной программе «Отрождения до школы».

3. Образовательная область: Речевое развитие

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопеди-ческая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, Астрель, 2008.

4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ, Астрель, 2007.

5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговоря-

щим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997.

6. Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. -М.: Гном-Пресс, 1999.

7. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.

8. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста - СПб., КАРО, 2008.

9. Смирнова ИА Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. - СПб., Детство-Пресс, 2004.

10. Филичева Т.Б., ЧиркинаГ.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009.

Рис 3. Модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ по образовательной области: Речевое развитие к образовательной программе «Отрождения до школы».

4. Образовательная область:

Художественно-эстетическое

развитие

1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М., 2001.

2. Коноваленко С.В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. - М., Книголюб, 2007.

3. Кононова Н.Г. Коррекция функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. - М.: ВЛАДОС, 2008.

4. Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. - М.,1998.

5. Медведева ЕА, Левченко И.Ю., Комиссарская, Л.Н., Добровольская ГА Арт-педагогика и арттерапия в специальном образовании. - М., 2011.

Рис 4. Модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ по образовательной области: Художественно-эстетическое развитие к образовательной программе «От рождения до школы».

5. Образовательная область: Физическое развитие

1. Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. - Москва: Теревинф, 2012.

2. КлюеваН.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - СПб., Детство-Пресс, 2007.

3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. - М., 2006.

4. Малакова И.Б. Абилитация детей с церебральным параличом. Формирование движений. - М.: ГНОМ, 2011.

5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1991.

6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

7. Рунова МА. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. - М., Просвещение, 2007.

8. Рунова МА. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М., Просвещение, 2005.

Рис. 5. Модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ по образовательной области: Физическое развитие к образовательной программе «От рождения до школы».

9. Якубович МА., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физвоспитания. - М.: ВЛАДОС, 2006

10. Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Academia, 2003.

Дополнительные литературные источники

1. АкатовЛ.И.,Артеменко Е.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. -Курск, 2001.

2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипициной. - СПб, 1995.

3. Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. - Пенза, 2005.

4. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие. - М.: Полиграф-Сервис, 2003.

5. Шипицына Л.М.,МамайчукИ.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Владос, 2004.

6. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - М.: ИОИ, 2001.

Литература для родителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вспомогательные средства и приспособления. В помощь детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -Минск, 2010.

2. Смирнова ИА. Наш особенный ребенок. Книга для родителей ребенка с ДЦП. - М., 2006.

3. Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. - М.: Теревинф, 2009.

4. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. - М.:Теревинф, 2007.

5. http://dcp-krug.ru/ ДЦП Круг. Клуб родителей особых детей.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В эту группу входят дети с нарушениями двигательных функций.

Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к нарушению осуществления движений. Большинство из них страдают детским цереб-

ральным параличом (ДЦП). У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация, общая моторика, тонкая моторика рук. Могут быть сенсорные нарушения. Иногда при ДЦП у ребенка выявляются нарушения зрения и слуха. У большинства из них нарушена речь, страдает внимание и память. При ДЦП у многих детей отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы. У одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других заторможенность и вялость. Психические процессы у некоторых детей с ДЦП замедленны, переключаемость затруднена. При организации инклюзивного образования и включении ребенка с ДЦП в общеобразовательную группу необходимо проведение постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения, что определено в его индивидуальном плане реабилитации (ИПР).

Условия обучения и воспитания детей с ДЦП подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы». Эти специфические особенности детей с нарушениями ОДА определяют особые образовательные потребности этих детей. Для таких детей должна в первую очередь создаваться безбарьерная архитектурно-планировочная среда. В течение всего периода инклюзивного образования должны выполняться рекомендации, прописанные в их ИПР, если они имеют статус ребенка-инвалида. Для работы с таким контингентом детей необходима профессиональная подготовка или повышение квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией. Должно проводиться комплексное коррекционно-развивающее воздействие, направленное на развитие всех нарушенных функций: речи, эмоционально-волевой сферы, психического развития, моторики рук, сенсорной сферы и других.

Для формирования функциональной независимости и социализации необходимо осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями.

Не менее значимым условием является специальное оборудование, с помощью которого ребенок с ДЦП может передвигаться, сохранять позу при сидении и пользоваться руками. Для успешной реабилитации и социализации детей с нарушениями ОДА и ДЦП важно включение родителей детей и их активной позиции. Для этого надо проводить целенаправленную

работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их доступным приемам коррекционно-развиваю-щей работы.

Для включения ребенка с нарушениями ОДА и ДЦП в инклюзивное образование в составе группы детей с нормальным психофизическим развитием необходимо воспитывать и здоровых детей. Формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ не только у нормально развивающихся детей, но и всего персонала ДОО, а также у родителей здоровых детей. Важно также включать детей с ОВЗ, с нарушениями ОДА и ДЦП к участию в совместных до-суговых и спортивно-массовых мероприятиях.

В статье приводятся фрагменты «Модели коррекционной работы с детьми с ОВЗ» по образовательным областям к образовательной программе «От рождения до школы». Модель коррекционной работы с детьми с ОВЗ по образовательным областям к образовательной программе «От рождения до школы» разработана и апробирована магистром Н.А. Синицыной по направлению: 050700 «Специальное (дефектологическое) образование». ■

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. №1082. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15).

3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н.

4. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление от 10 июля 2015 года №26. Войдет в силу с 01.09.2016.

Статья поступила в редакцию 14.12.201 5 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.