ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДОО
Шм_
Е. Ф. Архипова
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Адаптированные программы
Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета £ МГГУ им. М.А. Шолохова (г. Москва, Россия)
Основная задача данной статьи - помочь педагогу ДОО познакомиться с организацией и содержанием коррекционного образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эта категория детей имеет особые образовательные потребности (ООП). Дети с ОВЗ могут получать дошкольное образование в группах комбинированного или компенсирующего направления в ДОО. В группах компенсирующей и комбинированной направленности в ДОО организация и реализация образовательного процесса детей с ООП и ОВЗ осуществляется по адаптированным основным образовательным программам. Особое внимание автор уделяет разработке адаптированных программ. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (ПООП) опубликована в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. В ПООП представлен раздел «Программа коррекционно-разви-вающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». В данном разделе показан алгоритм разработки адаптированных программ для детей с ООП и ОВЗ. Эти знания будут служить повышению педагогических компетенций всех педагогов детского сада, необходимых при реализации ФГОС ДО, в процессе организации инклюзивного образования в ДОО.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); особые образовательные потребности (ООП); инклюзивное образование; онтогенез; психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК); психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) дошкольной образовательной организации; примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП).
Model Basic Educational Program of Preschool Education. Customized Programs
Arhipova Elena,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Speech Therapy of Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia)
The main objective of this article is to help a preschool teacher to get acquainted with the organization and contents of the corrective educational process for children with disabilities. This category of children has special educational needs. Children with disabilities can receive preschool education in groups of combined or compensatory patterns in preschool educational facilities. Preschool education groups of compensating and combination patterns organize and implement the educational process for children with disabilities and special needs in accordance with customized educational programs. The author's focus is on the development of such customized programs. "Model Basic Educational Program of Preschool Education" (MBEP) has been published in the Russian Federation Education and Science Ministry's official register of model basic education programs. MBEP contains a section called "Program of corrective and developing work for children with disabilities and special needs." This section shows an algorithm for developing customized programs for children with disabilities and special needs. This knowledge will help to enhance kindergarten teachers' pedagogical skills necessary to implement the Federal State Education Standard in preschool education in the process of organizing inclusive education in preschool educational establishments.
Keywords: special needs and disabilities; special educational needs; inclusive education; psychological, medical and pedagogical commission; psychological, medical and pedagogical consultation for a preschool educational institution; model basic educational program for preschool education.
особый ребенок в доо
В нормативно-правовых документах, касающихся дошкольного образования, уделяется большое внимание категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Эта категория детей при обучении и воспитании в ДОО испытывает особые образовательные потребности (ООП) и для успешного освоения образовательной программы нуждается в особых образовательных условиях.
В мае 2015 года решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) была одобрена «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (далее ПООП).
ПООП была опубликована в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. В документе представлен раздел, посвященный детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим дошкольные образовательные организации и осваивающим образовательную программу в ДОО.
Раздел 2.5 ПООП называется: «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Коррекционно-развивающая работа в рамках ПООП для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности. Осуществляться коррекционно-развивающая работа должна во время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и других, а также в ходе режимных моментов.
При этом еще предусмотрена квалифицированная коррекция недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений в Программе указано взаимодействие педагогов ДОО с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
При реализации образовательной программы в ДОО должны решаться следующие задачи:
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
• формирование предпосылок учебной деятельности;
• сохранение и укрепление здоровья;
• создание современной развивающей
предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ООП (ОВЗ), так и для нормально развивающихся;
• формирование у детей общей культуры.
Таким образом, будут последовательно решаться задачи инклюзивного и коррекционно-го образования, а для этого должны разрабатываться примерные адаптированные основные образовательные программы.
ФГОС ДО рекомендует разрабатывать программы в ДОО в следующих пропорциях: объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема; объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса в ДОО, должен составлять не более 40%.
Система оценки качества реализации программы в ДОО будет направлена в первую очередь на оценивание созданных в ДОО условий внутри образовательного процесса.
В группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности будет проводиться коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ООП и ОВЗ.
В группах компенсирующей и комбинированной направленности в ДОО при организации образовательного процесса и реализации адаптированной основной образовательной программы образования детей с ООП и ОВЗ предполагается соблюдение следующего порядка (регламента):
• регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ООП (ОВЗ) специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;
• регламент и содержание работы тьютора (помощника, ассистента);
• регламент и содержание работы психолого-меди ко-педагоги ческого консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации (следует различать ПМПК-комиссию и ПМПк-консилиум).
В зависимости от вида группы, в ДОО (компенсирующей и комбинированной направленности) будут реализовываться разные программы.
В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
В группах комбинированной направленности должны реализовываться две программы.
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДОО
Для ребенка с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа. Эти дети с ОВЗ включены в образование в ДОО на условиях инклюзивного образования. Адаптированная программа для конкретного ребенка с ОВЗ должна разрабатываться с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и призвана обеспечивать коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности, не имеющие ООП и ОВЗ, обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования ДОО.
При составлении адаптированной образовательной программы необходимо ориентироваться:
• на использование методов обучения и воспитания, адекватных возрасту ребенка с ОВЗ, его физическому и психическому состоянию;
• на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников (без ОВЗ и ООП);
• на использование адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов;
• на организацию совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и на другие ориентиры.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП) прописывает порядок организации приема детей с ОВЗ, их обследования, составления для них адаптированной программы и ее реализации. Предполагается, что в течение месяца с начала посещения ребенком с ООП и ОВЗ группы или продолжения посещения после летнего периода будет осуществляться педагогическая и психологическая диагностика, в том числе ребенка с ОВЗ. Обследование детей по ФГОС ДО допускается с согласия и разрешения родителей. Результаты проведенного обследования развития ребенка используются для составления адаптированной образовательной программы. Основой для адаптированной образовательной программы должна являться основная образовательная программа группы ДОО. В адаптированной программе прописываются специальные условия образования ребенка, его особые образовательные потребности и индивидуальные особенности. Создание специальных условий и учет индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ будет способствовать освоению образовательной программы в ДОО.
В адаптированной образовательной программе ребенка с ООП и ОВЗ могут быть определены следующие позиции:
• специфическое для каждого ребенка с ООП и ОВЗ соотношение форм и видов деятельности;
• индивидуализированный объем и глубина содержания;
• специальные психолого-педагогические технологии;
• учебно-методические материалы и технические средства;
• содержание работы тьютора (помощника, ассистента).
Разработанная адаптированная образовательная программа должна обсуждаться и ре-ализовываться с обязательным участием родителей и с последующим вовлечением их в реализацию адаптированной программы в домашних условиях.
В структуру адаптированной образовательной программы, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести его недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и другие компоненты коррекционного блока.
В реализацию адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ включаются все участники образовательного процесса в ДОО, в том числе и родители ребенка с ООП и ОВЗ. В ходе реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ должны быть организованы специальные условия для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе. Для более успешного включения ребенка с ОВЗ в инклюзивное образование в ДОО важна предварительная подготовка ребенка к обучению с раннего возраста.
В настоящее время Минобрнауки РФ разработало и активно распространяет проект «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья». В рамках этого проекта работают стажировоч-ные площадки. Кроме того, в Москве прошел Всероссийский семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей. Внедрение ранней диагностики и службы ранней помощи
О С О Б Ы Й Р Е Б Е Н О К В Д О О
детям с ООП и ОВЗ позволит осуществить инклюзивное коррекционное образование в наиболее благоприятный для ребенка сензитивный период.
Одним из самых важных условий эффективности реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ является продуктивное взаимодействие с родителями. С этой целью должен разрабатываться индивидуальный маршрут взаимодействия педагогов и родителей на каждом этапе инклюзивного включения. Координация реализации вариативных программ образования детей с ОВЗ в ДОО осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.
Встает вопрос: кто в ДОО будет реализо-вывать «Программу коррекционно-развиваю-щей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»?
Ответ находим в статье 13 п. 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статье, ДОО (образовательная организация) может реализовывать Программу как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации. А это значит, что в реализации Программы может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с ДОО.
В ПООП можно найти ответы и на кадровые условия реализации адаптированных программ в ДОО. Так, в разделе 3.3.3. по кадровому обеспечению в ДОО указывается, что при работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО (компенсирующие группы) должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей, из расчета не менее одной должности на группу детей.
При работе в комбинированных группах, т.е. при организации инклюзивного образования, когда в общеобразовательную группу включаются дети с ООП и ОВЗ, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. Соответствующие должности иных педагогических работников устанавливаются ДОО
самостоятельно в зависимости от содержания Программы.
В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования» (ПООП), опубликованной в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на ДОО возлагается ответственность за профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров. В целях эффективной реализации программ в ДОО должны создаваться условия для профессионального развития педагогов.
Для консультативной поддержки педагогов по вопросам образования детей, в том числе реализации адаптивных коррекционно-разви-вающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников, ДОО может привлекать другие организации в рамках сетевого взаимодействия.
В последующих статьях мы хотели бы представить практический материал, который можно применять при реализации адаптированных программ в рамках осуществления здоровье-сберегающих образовательных коррекцион-ных технологий. ■
Литература
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., №996-р).
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г., №2/15).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155.
4. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082, г. Москва.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Статья поступила в редакцию 24.08.201 5 г.