Научная статья на тему 'Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности'

Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8542
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ(ООП) / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ / ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В НОРМЕ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ (ПМПК). HEALTH DISABILITIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INCLUSIVE EDUCATION / PSYCHOLOGICAL / MEDICAL AND PEDAGOGICAL COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

В статье рассматриваются проблемы работы с детьми с ограничениями возможности здоровья (ОВЗ). После введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) эти проблемы стали особенно актуальными. Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Автор уделяет особое внимание важности подготовки специалистов для работы с такими детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать психологическую поддержку семье при реализации образовательной деятельности при освоении программы. В статье уделяется внимание необходимости разработки индивидуального маршрута образования для каждого ребенка, создания адаптированных программ, рассматриваются различные формы работы с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of work with children with special educational needs

The article is devoted to the work with children with disabilities. After the introduction of the federal Standard of the preschool education these problems have become especially relevant. A key principle of the Standard is to support the diversity of each child, including the child with health disabilities. The author pays particular attention to the importance of training for work with children. Teachers of preschool educational institutions should know and take into account the individual characteristics of children with health disabilities to acquaint parents with the peculiarities of their interaction with children, to provide psychological support to the family in implementing educational activities in the frame of the developmental program. The article is focused on the need to develop an individual route of education for every child.

Текст научной работы на тему «Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

особый ребенок в доо

Шм_!!!_

Е. Ф. Архипова

Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МГГУ им. М. А. Шолохова

В статье рассматриваются проблемы работы с детьми с ограничениями возможности здоровья (ОВЗ). После введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) эти проблемы стали особенно актуальными. Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Автор уделяет особое внимание важности подготовки специалистов для работы с такими детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать психологическую поддержку семье при реализации образовательной деятельности при освоении программы. В статье уделяется внимание необходимости разработки индивидуального маршрута образования для каждого ребенка, создания адаптированных программ, рассматриваются различные формы работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ограничения возможности здоровья (ОВЗ); особые образовательные потребности (ООП); инклюзивное образование - включение детей с ОВЗ в среду здоровых детей; онтогенез - развитие ребенка в норме; психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

The organization of work with children with special educational needs Arhipova Elena, Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Speech Therapy of Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia) The article is devoted to the work with children with disabilities. After the introduction of the federal Standard of the preschool education these problems have become especially relevant. A key principle of the Standard is to support the diversity of each child, including the child with health disabilities. The author pays particular attention to the importance of training for work with children. Teachers of preschool educational institutions should know and take into account the individual characteristics of children with health disabilities to acquaint parents with the peculiarities of their interaction with children, to provide psychological support to the family in implementing educational activities in the frame of the developmental program. The article is focused on the need to develop an individual route of education for every child. Keywords: health disabilities; special educational needs; inclusive education; psychological, medical and pedagogical commissions.

особый ребенок в доо

Рубрика «Особый ребенок в ДОО» призвана помочь педагогу ДОО познакомиться с особой категорией детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Узнать об их индивидуальных особенностях, которые и составят особые образовательные потребности (ООП). Эти знания будут служить повышению педагогических компетенций всех педагогов детского сада, необходимых при реализации ФГОС ДО, в процессе организации инклюзивного образования в ДОО.

В дальнейших материалах рубрики «Особый ребенок в ДОО» читателям журнала будут предоставлены материалы по выявлению ранних проявлений отставаний в развитии у разных категорий детей не только с ОВЗ, но и детей группы риска по возможному появлению ОВЗ. Будут показаны симптомы, на которые необходимо обращать внимание педагогов и родителей с целью начала ранней профилактики отставания в развитии. Будут предложены педагогу ДОО и родителям детей с ОВЗ здоро-вьесберегающие коррекционно-педагогичес-кие технологии для реализации инклюзивного образования. Материалы этой рубрики будут полезны всем участникам педагогического процесса в ДОО, включившимся в систему инклюзивного образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это означает признание особого более высокого статуса дошкольного образования и его значимости в развитии ребенка. В связи с этим повышаются требования к дошкольному образованию, к профессиональным качествам педагогов ДОО. Внедрение ФГОС ДО в работу детского сада (ДОО) приводит к изменению и расширению функциональных обязанностей педагогов ДОО. Новый стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования. Государство гарантирует каждому ребенку равные возможности получения качественного дошкольного образования. В скором времени планируется введение профессионального стандарта педагога ДОО. В этом документе прописаны профессиональные компетенции педагогов, которые отвечают требованиям Закона об образовании в РФ и ФГОС ДО. Постепенное формирование профессиональных педагогических компетенций у педагогов ДОО должно помочь педагогам ДОО в освоении образовательныхпрограмм в части образования детей с ОВЗ.

На сайте ФИРО в настоящее время представлен большой ряд примерных основных образовательных программ. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой) и «ОткрытиЯ» (под ред. Е. Г. Юдиной) получили грифы УМО.

Одной из инновационных особенностей программы «От рождения до школы» является основательное рассмотрение инклюзивного, коррекционного образования детей с ОВЗ и с ООП при освоении образовательных областей программы в ДОО. В программе «От рождения до школы» выделен целый блок, который называется «Коррекционная и инклюзивная педагогика». В этом разделе программы даны очень ценные рекомендации по организации и содержанию инклюзивного образования в ДОО. Рассматриваются формы и варианты получения образования для детей с ОВЗ. Показаны пути составления адаптированных образовательных программ, организации деятельности групп комбинированной направленности, алгоритм выявления индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. В других разделах коррекционного блока для педагога ДОО можно почерпнуть много полезной информации.

Стандарт разработан с учетом положений «Конвенции ООН о правах ребенка». Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Сейчас ведущим принципом зачисления и образования в ДОО является диагностика развития детей, а не диагностика отбора детей как было раньше.

Кто относится к категории лиц с ОВЗ?

К категории лиц с ОВЗ относится ребенок с ограниченными возможностями здоровья, т.е. физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), эти недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий. К категории ОВЗ относятся дети, которые имеют различные отклонения в своем развитии. У детей с ОВЗ могут быть нарушения слуха, зрения, речи, опорно-

особый ребенок в доо

двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушения интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, комплексные и сложные нарушения развития. В зависимости от индивидуальных особенностей таких детей вытекают и их ООП - особые образовательные потребности. Необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях и эффективности развития ребенка с ОВЗ.

Наибольшая эффективность психолого-педагогического сопровождения и коррекци-онного воздействия при любых отклонениях развития детей достигается при раннем выявлении нарушений развития и своевременном медико-психолого-педагогическом воздействии. Под ранним выявлением нарушений подразумевается обследование детей в младенческий период, т.к. уже в этом возрасте можно и нужно проводить диагностическое скрининговое (предварительное, профилактическое) обследование, которое поможет выявить все отставания ребенка от онтогенеза. Инклюзивная система образования отвечает этим требованиям.

Вопросы зачисления детей с ОВЗ в ДОО решаются на заседаниях психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). В ДОО могут быть зачислены дети с разными нарушениями в развитии на условиях инклюзивного или интегрированного образования. Эти дети имеют особые образовательные потребности, а обычные приемы обучения могут не давать положительных результатов. В связи с этим педагоги ДОО должны не только знать индивидуальные особенности детей, но и уметь создавать особые условия для освоения ими программы ДОО. Самым главным достижением для детей с ОВЗ будет в ходе освоения основных образовательных областей программы приобретение опыта коммуникации и социализации в среде здоровых сверстников. В работе педагог должен учитывать индивидуальные потребности всех детей, в том числе детей с ОВЗ разных категорий.

Согласно требованиям ФГОС ДО, ребенка ценят, а не оценивают. По стандарту дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации для всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. В связи с организацией в ДОО инклюзивного об-

разования возрастают требования к работе педагогов детского сада с семьей, испытывающей трудности взаимодействия с ребенком с ООП. Стандарт направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охрану и укрепление здоровья детей. Наиболее значима эта задача при образовании в ДОО детей с различными нарушениями развития. Педагоги ДОО должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать психологическую поддержку семьи при реализации образовательной деятельности при освоении Программы.

Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу ДОО совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП -особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. С этой целью дети проходят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК, где уточняется структура нарушения, готовятся по результатам обследования рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, определяется коррекционно-образовательный маршрут и планируется индивидуальный план.

Согласно рекомендациям ПМПК в ДОО разрабатываются адаптированные основные общеобразовательные индивидуальные программы. С учетом нового положения о ПМПК заключение, выдаваемое комиссией на ребенка с ОВЗ, действительно в течение календарного года. Следовательно, дети с ОВЗ, зачисленные в ДОО и прошедшие обучение на основе адаптированных программ, на повторных ежегодных комиссиях могут либо получить направление для продолжения инклюзивного образования в ДОО, либо будет пересмотрен образовательный маршрут такого ребенка.

Для детей с ОВЗ со статусом инвалидности для их комплексного лечения и образования разрабатывается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР). Этими вопросами занимаются отде-

особый ребенок в доо

лы медико-социальной экспертизы. В настоящее время медико-социальные экспертизы работают в отдельности от ПМПК и из-за этого в ИПР детей-инвалидов недостаточно полно представлен раздел психолого-педагогического сопровождения. Недавно опубликован документ, регламентирующий совместную работу двух организаций: медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии. После выработки механизма взаимодействия и внедрения в практику совместных обследований детей с ОВЗ появится возможность разработки более полного ИПР.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими программу ДОО, должна учитываться ИПР - индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Таким образом, в сопровождающих документах детей, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного образования, содержатся рекомендации, которые можно использовать для выработки адаптированной образовательной программы.

Для получения без дискриминации (без ущемления прав всех детей с ОВЗ) качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений, развития и социальной адаптации, оказания ранней коррек-ционной помощи. Используются специальные психолого-педагогические подходы, способствующие получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными, комплексными нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Инклюзивное образование организуется для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. С этой целью разрабатывается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизиче-

ского развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. В основу адаптированных программ, которые будут разрабатываться в ДОО для детей с ОВЗ, должны закладываться рекомендации ПМПК, а для детей-инвалидов не только рекомендации медико-социальной экспертизы, но и их совместные разработки с ПМПК.

В чем особенности и отличия инклюзивного образования от интегрированного?

Инклюзивное образование (инклюзия) - это включение детей с ОВЗ в ДОО или школу, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию и раскрытию их потенциальных возможностей. В случае инклюзивного образования вырабатывается адаптация общеобразовательной системы к потребностям ребенка. Ведущими принципами выступают положения, что все дети разные, все дети могут учиться, есть разные способности, нет не-обучаемых детей.

Интегрированное образование (интеграция) - это вхождение детей с ОВЗ в ДОО или школу, где они получают образование в обычных условиях. При интеграции возможна адаптация ребенка к требованиям общеобразовательной системы. В этом случае общеобразовательная система остается неизменной. Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым.

В ряде исследований описываются преимущества инклюзивного образования. Они кратко заключаются в следующем. Постепенно меняется отношение общества к лицам с ОВЗ и инвалидам, воспитывается понимание проблем инвалидности, у здоровых детей воспитываются чувства отзывчивости, толерантности к особым детям. Для лиц с ОВЗ открывается возможность получить полноценное образование, адаптироваться в среде здоровых детей, подготовиться к интеграции и социализации в дальнейшем.

Дети с ОВЗ, которые получили полноценное дошкольное образование в условиях интеграции или инклюзии, имеют возможность успешно получать дальнейшее образование в школе, затем среднее профессиональное

особый ребенок в доо

образование, некоторые имеют шансы получения высшего профессионального образования - бакалавриат. Министерством образования и науки РФ разработана модель «Образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья». По этой модели инклюзивное или интегрированное образование предусматривается по образовательной вертикали для детей и лиц с ОВЗ: дошкольные организации, образовательные организации специального и общего образования, образовательные организации системы среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, у дошкольников с ОВЗ появляются шансы открывать и развивать свои потенциальные возможности по восстановлению, компенсации нарушенных функций, по формированию средств коммуникации, по адаптации и подготовке к успешному инклюзивному образованию. Эти потенциальные возможности тем выше, чем младше возраст ребенка, с которого начинается психолого-педагогическое сопровождение не только ребенка с ОВЗ, но и поддержка семьи такого ребенка. Важно не пропустить период сензитивного, т.е. своевременного и благоприятного периода в формировании всех линий развития ребенка. Для ребенка с ОВЗ, его социализации в дальнейшем очень важен дошкольный период и полноценное и адекватное его особенностям инклюзивное образование. ■

Литература

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2006.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб., 2001.

3. Головчиц ЛА, Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. Программа для специальных дошкольных учреждений. - М., 1991.

4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия / Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д. Соколова. - М., 2005.

5. Екжанова ЕА., Стребелева ЕА. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. -СПб., - 2008.

6. Екжанова ЕА., Стребелева ЕА. Кор-рекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образователь-

ного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М., 2003.

7. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. - М., 2002.

8. Катаева АА., Стребелева ЕА. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.

9. Левченко И.Ю., Киселева НА. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М., 2007.

10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

11. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. - М., 2008.

12. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2005.

13. Открытия. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

14. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.

15. Плаксина Л.И. Коррекционно-разви-вающая среда в детских садах компенсирующего вида. - М., 2008.

16. Программа специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа / Под ред. Л. И. Плаксиной. - М., 2003.

17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 1998.

18. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М., 2003.

19. Степанова ОА. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. - М., 2008.

20. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чир-кина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. - М., 2008.

Статья поступила в редакцию 27.06.201 5 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.