Научная статья на тему 'Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях федерального государственного образовательного стандарта'

Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1737
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MODEL / MODELING / SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT / CHILDREN WITH DISABILITIES / PRESCHOOL AGE / YOUNGER SCHOOL AGE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Любченко Ольга Андреевна

Рассмотрена проблема создания системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне дошкольного и начального общего образования в условиях преемственности требований ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ посредством педагогического проектирования. Описан первоначальный этап моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС, результатом которого является модель. Модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС основана на целостности структурных компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального). Все компоненты подробно раскрыты с позиции взаимозависимости и взаимовлияния. Модель содержит описание основных направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне дошкольного и начального общего образования, реализуемого в региональных и муниципальных центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС) и общеобразовательных организациях, а также педагогических условий, способствующих эффективности реализации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Любченко Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE CHILDREN WITH DISABILITIES OF DEVELOPMENT OF IN CONDITIONS OF LEARNING STANDARDS

The problem of creation a system of socio-pedagogical support of children with disabilities from preschool and elementary general education in terms of continuity of requirements of the learning standards of preschool and elementary general education of students with disabilities through pedagogical design is considered. The initial stage of modeling of the process of socio-pedagogical support of children with disabilities in the conditions of learning standards, which result in the model are described. The model of the system of socio-pedagogical support of children with disabilities of preschool and younger school age in conditions of learning standards based on the integrity of the structural components (task, organizational and substantial, effective and criterion). The model contains a description of the main directions of socio-pedagogical support of children with disabilities from preschool and elementary general education, implemented in regional and municipal psychological and pedagogical medical support resource centers, preschool and elementary general education and the pedagogical conditions promoting efficiency of implementation of the model.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях федерального государственного образовательного стандарта»

УДК 373.1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

© Светлана Ивановна КАРПОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Московский городской педагогический университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1

E-mail: [email protected] © Ольга Андреевна ЛЮБЧЕНКО кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Московский городской педагогический университет E-mail: [email protected]

Рассмотрена проблема создания системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне дошкольного и начального общего образования в условиях преемственности требований ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ посредством педагогического проектирования. Описан первоначальный этап - моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС, результатом которого является модель. Модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС основана на целостности структурных компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального). Все компоненты подробно раскрыты с позиции взаимозависимости и взаимовлияния. Модель содержит описание основных направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне дошкольного и начального общего образования, реализуемого в региональных и муниципальных центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС) и общеобразовательных организациях, а также педагогических условий, способствующих эффективности реализации модели.

Ключевые слова: модель; моделирование; социально-педагогическое сопровождение; дети с ограниченными возможностями здоровья; дошкольный возраст; младший школьный возраст; федеральный государственный образовательный стандарт

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-22-29

Активно развивающаяся отечественная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя как неотъемлемую часть систему социально-педагогического сопровождения, направленную на создание условий для оказания комплексной помощи и поддержки различным группам детей с ОВЗ с целью их успешной интеграции в социум.

Проблема сопровождения, в том числе детей с ОВЗ, рассмотрена в многочисленных исследованиях (А.А. Майер, Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, Е.И. Казакова, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, Ю.А. Ра-зенкова, С.А. Расчетина, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, У.В. Ульенкова, Н.Ю. Шведова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына и др.). Во многих работах отмечается, что синонимом понятия «сопровождение» является понятие «педагогическая поддержка», определяемая

как процесс оказания помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций и уменьшение влияния негативных последствий на основе выявления и совместного решения проблемы.

Н.Н. Суртаева выделяет следующие принципы педагогической поддержки: демократичность в оказании помощи (недерек-тивный характер, представление выбора субъектам сопровождения собственного варианта взаимодействия); связь с социализацией ребенка, соответствие требованиям социальной среды при сохранении самостоятельности и противостоянии негативным влияниям (среды); выстраивание в логике возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; равноправный характер взаимодействия поддерживающего и поддерживаемого [1]. С.А. Расчетина прямо указывает, что социально-педагогическое сопровождение является частью процесса педагогической под-

держки, связанно с усилением внимания к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые являются потенциально проблемными [2].

В настоящее время ученые едины во мнении, что сопровождение - это форма реализации пролонгированной социально-психологической и педагогической помощи, которое не предполагает исправления недостатков, а направлено на активизацию скрытых ресурсов развития сопровождаемого, опору на его собственные возможности и создание на этой основе условий для адаптации и вхождения в социум. Е.И. Казакова в своей теории сопровождения детей дошкольного возраста сформулировала основные принципы процесса сопровождения: рекомендательный характер, приоритет интересов ребенка, непрерывность, мультидисцип-линарность и др. [3].

Анализируя в исследованиях сущность социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, можно выделить такие характеристики: системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, недерективность, личностно-ориенти-рованный характер, поэтапное решение задач, взаимосвязанность всех структурных звеньев, преемственность содержания на всех уровнях образования. Целью социально-педагогического сопровождения на каждом возрастном этапе является активизация внутреннего потенциала организма ребенка с ОВЗ для вхождения его «в зону ближайшего развития», создание, по образному выражению А.А. Майера, «условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи» [4].

Несмотря на большое количество исследований в области сопровождения детей с ОВЗ (социального, психологического, медицинского, педагогического), следует отметить, что в условиях модернизации системы отечественного образования на всех уровнях и нестабильной социально-экономической ситуации в стране достаточно сложно выстроить устойчивую и эффективную систему сопровождения лиц с ОВЗ, особенно в инклюзивном образовании. Решению данной задачи призвана содействовать стандартизация в системе отечественного образования. Введение в действие ФГОС ДО (январь 2014 г.) и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (сентябрь 2016 г.), предоставляет возможность для проектирования системы социально-педагогичес-

кого сопровождения детей с ОВЗ на основе преемственности требований ФГОС к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В условиях ФГОС система социально-педагогического сопровождения направлена на оказание каждому ребенку с ОВЗ индивидуальной комплексной помощи и поддержки в достижении им максимально возможных результатов освоения адаптированных основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Процесс социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста имеет специфику, обусловленную как возрастными закономерностями психического и социального развития детей с ОВЗ, так и содержанием требований ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Используемые в образовательной практике технологии социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются инте-гративными и включают комплекс мероприятий (медицинских, психологических, педагогических, социальных), содержание которых проектируется исходя из специфики нарушения в развитии ребенка с ОВЗ, его особых образовательных потребностей, анализа социальной ситуации развития и других факторов [5].

Первоначальным этапом проектирования системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС является этап педагогического моделирования, а результат - создание модели социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе преемственности требований ФГОС к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Анализ содержания и требований ФГОС ДО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ позволил выявить преемственность основных теоретических положений:

- основу обоих ФГОС составляет сис-темно-деятельностный подход, предполагающий формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в процессе активной

деятельности (познавательной, исследовательской, учебной, игровой, художественной

и др.);

- проектирование образовательного процесса на основе возрастных закономерностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка и с опорой на ведущую деятельность;

- проектирование образовательной коррекционно-развивающей работы в образовательных организациях на основе результатов комплексной диагностики, проводимой психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК);

- разработка для каждого ребенка с ОВЗ индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) и выбор адаптированной образовательной программы (АООП) на основе рекомендаций специалистов ПМПК;

- преемственность требований ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ к структуре, условиям и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования [6; 7].

Теоретический анализ нормативно-правовой, медицинской, психолого-педагогической и методической литературы в области проблемы сопровождения лиц с ОВЗ позволил спроектировать модель социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В сложившейся современной отечественной системе сопровождения лиц с ОВЗ основными структурными единицами системы являются ресурсные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центры), а также общеобразовательные организации дошкольного и начального общего образования, в которых обучается ребенок. В модели отражены основные содержательные направления социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, реализуемого на базе региональных (муниципальных) ППМС центров и в образовательных организациях, где дети с ОВЗ учатся по адаптированным программам дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (№ 273-Ф3 РФ) со-

циально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, реализуемое на базе ресурсных ППМС центров, включает: психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их членов семьи, педагогических работников, проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с детьми; организацию логопедической помощи, комплекс реабилитационных и других мероприятий; определение порядка взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ [8].

В региональных и муниципальных ППМС центрах сосредоточены: программно-методические ресурсы (учебно-методические комплекты, адаптированные к потребностям различных групп детей с ОВЗ; наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения; материально-технические ресурсы (специальное оборудование и аппаратура, приспособления и др.); кадровые ресурсы (психологи, педагоги-дефектологи для работы с малочисленными категориями детей: сурдопедагоги, тифлопедагоги).

На базе окружных ресурсных центров функционируют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), специалисты которых проводят комплексное обследование детей с последующим составлением рекомендаций для разработки индивидуальных образовательных маршрутов и рекомендаций по созданию необходимых для каждого конкретного ребенка специальных образовательных условий для освоения основной образовательной программы [9].

Организация и содержание социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, имеют свои особенности, зависящие от реализуемого уровня образования и требований ФГОС.

Общими направлениями социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровнях дошкольного и начального общего образования являются:

- выявление специалистами Психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк) детей с ОВЗ и коллегиальное решение о направлении ребенка в ресурсный центр для обследования

специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

- разработка специалистами ПМПк ДОО или школы индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка на основе рекомендаций ПМПК; определение варианта адаптированной образовательной программы;

- мониторинг результатов освоения ребенком с ОВЗ адаптированной образовательной программы, диагностика его развития.

Предлагаемая модель спроектирована на основе интеграции системного и процессного подходов к управлению, она позволяет встроить содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в общую структуру управления образовательными организациями на региональном и муниципальном уровнях. Структура модели социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает компоненты: целевой; организационно-содержательный и результативно-критериальный.

Целевой компонент является системообразующим компонентом модели и обеспечивает направленность процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на планируемый результат: создание условий для оказания комплексной помощи и поддержки разным категориям детей с ОВЗ в освоении ими адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Целевой компонент определяет: цель (создание условий для оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях ФГОС); принципы (приоритет интересов ребенка с ОВЗ, мультидисциплинарность, системность, непрерывность, преемственность, рекомендательный характер); функции системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (диагностическая, прогностическая, консультационная, координационная, просветительская, коррекционно-педагогическая, рефлексивная).

Организационно-содержательный компонент модели раскрывает задачи и содержание основных направлений социально-педагогического сопровождения, осуществляемого на базе ресурсных психолого-медико-педагогических центров (ППМС центр) и в образовательных организациях, реализующих адаптивные программы дошкольно-

го и начального общего образования в условиях ФГОС ДОО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Результативно-критериальный компонент позволяет соотнести результат с заданной целью и определяет критерии эффективности организации системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС.

При разработке критериев оценки качества системы социально-педагогического сопровождения в условиях ФГОС следует учитывать:

- требования каждого из ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- требования ФГОС к условиям реализации адаптивных образовательных программ дошкольного и начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

- динамику развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения адаптированных образовательных программ;

- степень удовлетворенности организацией комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ со стороны всех участников процесса сопровождения (обучающихся, родителей, педагогов, специалистов ПМПк образовательной организации).

В систему критериев оценки качества системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как неотъемлемой части общей системы образования детей с ОВЗ входит оценка создания условий для реализации АООП, включающая оценку системы специального сопровождения (системы специальной поддержки). Структура системы специального сопровождения создается дифференцированно для каждой группы детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Содержание и формы организации сопровождения оцениваются с учетом типологических и индивидуальных потребностей определенных групп детей с ОВЗ и могут быть различными в работе с детьми с нарушением речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.

Модель социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС представлена на рис. 1.

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

ПРИНЦИПЫ

ЦЕЛЬ

ФУНКЦИИ

Приоритет интересов ребенка с ОВЗ; Мультидисциплинарность Системность; Непрерывность; Преемственность; Рекомендательный характер

Создание условий для оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении АООП в условиях ФГОС

Диагностическая; Прогностическая; Консультационная; Просветительская; Коррекционно-педагогическая; Рефлексивная

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ФГОС ДО)

I

I

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РЕСУРСНЫЙ ППМС ЦЕНТР НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)

1

ФУНКЦИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Проектирование безбарьерной образовательной среды; Разработка и реализация плана коррекционно-развивающих мероприятий на основе ИОМ; Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в период освоения АООП; Динамическое наблюдение за развитием ребенка с ОВЗ; Сотрудничество с родителями; Педагогическое сопровождение семьи Сотрудничество с ППМС центром

ПМП консилиум ДОО

Выявление детей с ОВЗ: решение о проведении обследования на ПМПК; Разработка ИОМ и АООП на основе рекомендаций ПМПК; Уточнение и корректировка ИОМ; Консультирование родителей и педагогов

СОПРОВОЖДЕНИЯ психолого-педагогическое программно-методическое КООРДИНАЦИИ

ДЕЙСТВИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Комплексное обследование ребенка с ОВЗ; Составление рекомендаций для разработки ИОМ и АООП

Проектирование безбарьерной образовательной среды; Разработка индивид. учебного плана, АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС; Составление и реализация плана коррекционных мероприятий; Реализация комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в период освоения АООП НОО; Мониторинг динамики развития ребенка с ОВЗ и успешности освоения АООП НОО; Сотрудничество с родителями; сотрудничество с ППМС центром

ПМП консилиум ШКОЛЫ

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; Определение варианта АООП, условий, содержания и способов организации комплексного сопровождения; Консультирование родителей и педагогов

РЕЗУЛЬТАТИВНО-КРИТЕРИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Критерии по ФГОС ДО

Результаты освоения ребенком с ОВЗ АООП ДО исходя из целевых ориентиров ФГОС ДО; Показатели динамики индивидуального развития ребенка с ОВЗ; Оценка условий для реализации АООП ДО и ИОМ ребенка с ОВЗ; Степень удовлетворенности системой сопровождения со стороны участников процесса (педагогов, детей, родителей, специалистов ПМПк ДОО)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ: проектирование программы сопровождения на основе преемственности требований ФГОС ДОО и ФГОС НОО, организация межведомственного взаимодействия специалистов, участвующих в создании системы комплексного сопровождения; программы мониторинга

Рис. 1. Модель социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС

Таким образом, система социально-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ направлена на оказание комплексной помощи и поддержки разным категориям обучающихся с ОВЗ в освоении ими адаптированной образовательной программы дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Основными характеристиками социально-педагогического сопровождения являются системность, процессуальность, интегратив-ность, непрерывность, комплексность, неде-рективность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, преемственность содержания на всех уровнях образования, доверительный характер отношений между сопровождаемым и сопровождающим.

Одним из ключевых направлений процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста является сотрудничество с родителями (членами семей) в форме педагогического партнерства.

Разработанная модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста основана на целостности составляющих ее компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального). В модели отражены основные направления социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапах дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, показана взаимосвязь в содержании деятельности сопровождения на уровнях дошкольного и начального общего образования.

Основными условиями реализации модели являются:

- проектирование содержания направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности требований ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;

- организация межведомственного взаимодействия специалистов образовательных организаций специального (коррекцион-ного) образования, дошкольного и основного общего образования, ресурсных ППМС центров и других, участвующих в формировании

системы комплексного социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапах дошкольного и начального общего образования;

- разработка системы мониторинга и мониторинговых программ с целью выявления качества образования детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Список литературы

1. Суртаева Н.Н. Философия социально-педагогической поддержки // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. Санкт-Петербург; Тюмень, 2002. С. 8-16.

2. Расчетина С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. Санкт-Петербург; Тюмень, 2002. С. 61-73.

3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998.

4. Майер А.А. Система сопровождения социализации ребенка в образовании // Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации личности в современном образовательном пространстве. Петропавловск, 2011. С. 235-240.

5. Образовательные инновации и психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поли-кашевой. М., 2013.

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. URL: http://base.ga-rant.ru/70862366/ (дата обращения: 06.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 06.12.2016).

8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Гл. 4. ст 42. Психо лого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. URL: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/42/ (дата обращения: 06.12.2016).

9. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Ку-теповой. М., 2014.

References

1. Surtaeva N.N. Filosofiya sotsial'no-pedago-gicheskoy podderzhki [Philosophy of social and pedagogical support]. Sotsial'no-pedagogi-cheskaya podderzhka i soprovozhdenie [Social and Pedagogical Support and Assistance]. St. Petersburg, Tyumen, 2002, pp. 8-16. (In Russian).

2. Raschetina S.A. Fenomen sotsial'no-pedagogicheskoy podderzhki: istoricheskie korni i sovremennoe sostoyanie [Phenomenon of social and pedagogical support: historical roots and modern condition]. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka i soprovozhdenie [Social and Pedagogical Support and Assistance]. St. Petersburg, Tyumen, 2002, pp. 61-73. (In Russian).

3. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo sopro-vozhdeniya rebenka: ot kontseptsii k praktike [System of complex support of the child: from the concept to the practice]. Psikhologo-pedagogicheskoe, mediko-sotsial'noe sopro-vozhdenie razvitiya rebenka [Psychological and Pedagogical Support of Child Development]. St. Petersburg, 1998. (In Russian).

4. Mayer A.A. Sistema soprovozhdeniya sotsiali-zatsii rebenka v obrazovanii [System of support of child socialisation in education]. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa sot-sializatsii lichnosti v sovremennom obra-zovatel'nom prostranstve [Psychological and Pedagogical Support of Process of Socialisation of Personality in Modern Educational Space]. Petropavlovsk, 2011, pp. 235-240. (In Russian).

5. Obrazovatel'nye innovatsii i psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obucheniya, vospitaniya i sotsializatsii detey s OVZ [Educational Innovations and Psychological and Peda-

gogical Support of Education, Upbringing and Socialisation of the Disabled Children]. A.Yu. Belogurov, O.E. Bulanova, N.V. Polika-sheva (eds.). Moscow, 2013. (In Russian).

6. Federal'nyy gosudarstvennyy standart dosh-kol'nogo obrazovaniya [Federal State Standard of Pre-school Education]. Available at: http:// base.garant.ru/70862366/ (accessed 06.12.2016). (In Russian).

7. Russian Federation. Annex to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 1598 of December 19, 2014, Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya [Federal State Educational Standard of Elementary General Education of Disabled Children]. (In Russian). Available at: http://base.garant.ru (accessed 06.12.2016).

8. Russian Federation. Federal Law no. 273-FZ of December 29, 2012, Ob obrazovanii v Rossiy-skoy Federatsii [On education in the Russian Federation], chapter 4, article 42. Psikhologo-pedagogicheskaya, meditsinskaya i sotsial'naya pomoshch' obuchayushchimsya, ispytyva-yushchim trudnosti v osvoenii osnovnykh ob-shcheobrazovatel'nykh programm, razvitii i sot-sial'noy adaptatsii. (In Russian). Available at: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/42/ (accessed 06.12.2016).

9. Inklyuzivnaya praktika v doshkol'nom obra-zovanii. Sovremennyy obrazovatel'nyy standart [Inclusive Politics in Pre-school Education. Modern Educational Standard]. T.V. Volosovets, E.N. Kutepova (eds.). Moscow, 2014. (In Russian).

Поступила в редакцию 15.02.2017 г. Received 15 February 2017

UDC 373.1

MODELING OF THE PROCESS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE CHILDREN WITH DISABILITIES OF DEVELOPMENT OF IN CONDITIONS OF LEARNING STANDARDS

Svetlana Ivanovna KARPOVA

Doctor of Pedagogy, Professor of Preschool Education Department Moscow City Teachers' University

129226, Russian Federation, Moscow, 4 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Bulk 1 E-mail: [email protected] Olga Andreevna LUBCHENCO

Candidate of Pedagogy, Associate Professor Theory and History of Pedagogy Department Moscow City Teachers' University E-mail: [email protected]

The problem of creation a system of socio-pedagogical support of children with disabilities from preschool and elementary general education in terms of continuity of requirements of the learning standards of preschool and elementary general education of students with disabilities through pedagogical design is considered. The initial stage of modeling of the process of socio-pedagogical support of children with disabilities in the conditions of learning standards, which result in the model are described. The model of the system of socio-pedagogical support of children with disabilities of preschool and younger school age in conditions of learning standards based on the integrity of the structural components (task, organizational and substantial, effective and criterion). The model contains a description of the main directions of socio-pedagogical support of children with disabilities from preschool and elementary general education, implemented in regional and municipal psychological and pedagogical medical support resource centers, preschool and elementary general education and the pedagogical conditions promoting efficiency of implementation of the model.

Key words: model; modeling; socio-educational support; children with disabilities; preschool age; younger school age; federal state educational standard

DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4(168)-22-29

Для цитирования: Карпова С.И., Любченко О.А. Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 22-29. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4( 168)-22-29.

For citation: Karpova S.I., Lyubchenko O.A. Modelirovanie protsessa sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v usloviyakh Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [Modeling of the process of socio-pedagogical support of preschool and younger school age children with disabilities of development of in conditions of learning standards]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168),

pp. 22-29. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-22-29. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.