Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 376.1
К вопросу разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
А. Ю. Квасова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Статья посвящена проблеме разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Описана процедура разработки адаптированной основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации. Раскрыто содержание разделов адаптированной основной образовательной программы.
дошкольное образование, адаптированная основная образовательная программа, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья.
Аннотация.
Ключевые слова:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подчёркивают необходимость учёта индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования. Согласно этим документам особое внимание при организации работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) обращено на удовлетворение их специальных образовательных потребностей, обеспечение качественного образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 установлено, что «... содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой» [1].
Адаптированная основная образовательная программа (далее - АООП) предусматривает создание условий
развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также выбор соответствующих возрасту ребёнка видов деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [2].
Согласно ч. 6. ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 адаптированные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования [1].
В зависимости от условий получения образования детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) возможны следующие варианты основной образовательной программы:
1. ДОО имеет компенсирующий вид - образовательная организация разрабатывает АООП ДО.
2. ДОО имеет комбинированный вид (группы детей с ОВЗ) - образовательная организация разрабатывает ООП ДО, интегрируя в неё АООП для обучающихся с ОВЗ.
3. ДОО имеет детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся в общеразви-вающих группах (инклюзивное образование) - образовательная организация разрабатывает ООП ДО, интегрируя в неё АООП для обучающихся с ОВЗ.
АООП разрабатывается для следующих групп воспитанников с ОВЗ:
- глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенёсшие кохлеарную имплантацию;
- слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержанным психическим развитием;
- дети с расстройствами аутистического спектра;
- дети с нарушениями интеллекта;
- дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Порядок разработки и требования к АООП определяется «Положением об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», которое является локально-нормативным актом каждой дошкольной образовательной организации, содержит следующие структурные компоненты: общие положения; структура АООП; условия реализации АООП; порядок рассмотрения и утверждения АООП.
В общем положении раскрываются основание и порядок разработки АООП, определение и характеристика АООП ДО, категории детей с ОВЗ, для которых предназначена программа, обязательные документы для разработки АООП (заключение ПМПК, ИПР инвалида), регламент утверждения программы и т. д.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязатель-
Педагогический ИМИДЖ
ная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях [2].
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы [2].
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений [2].
Целевой раздел состоит из пояснительной записки и планируемых результатов освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Программы; примерные и/или комплексные программы дошкольного образования, включая программы для обучения и воспитания детей с ОВЗ; описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание взаимодействия взрослых с детьми;
г) описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников;
д) программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проектирование образовательных областей в рамках АООП.
В ДОО компенсирующего вида адаптация образовательной программы будет состоять в её соотнесении с требованиями ФГОС ДО, т. е. содержание программы должно быть представлено по образовательным областям (п. 2.6. ФГОС ДО).
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ содержит: цели и задачи коррекционной работы с детьми на ступени дошкольного образования; перечень и содержание индивидуально ориентированных коррек-ционных направлений работы, способствующих освоению детьми ООП ДО / АООП ДО; индивидуальные образовательные программы и маршруты; описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки воспитанников с ОВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг динамики развития, коррекционную работу; механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие); планируемые результаты коррекционной работы.
Коррекционная работа должна быть направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Организационный раздел содержит описание материально-технических условий реализации АООП, в том числе необходимых для детей с ОВЗ, инвалидностью; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, инвалидностью; характеристику кадровых условий реализации АООП (наличие узких специалистов, соответствие образования др.); описание финансовых условий реализации программы; описание режима дня, в том числе индивидуальных вариантов; требования к организации развивающей предметно-пространственной среды; особенности проведения традиционных праздников, событий, мероприятий [2].
В целях разработки АООП дошкольного образования в ДОО создаётся рабочая группа, состав которой утверждается приказом руководителя дошкольной образовательной организации. Состав рабочей группы по разработке АООП дошкольного образования формируется из числа сотрудников дошкольной образовательной организации и представлен руководителем рабочей группы и её членами.
Рабочая группа осуществляет разработку проекта АООП дошкольного образования, используя в качестве основы ФГОС дошкольного образования и примерную основную образовательную программу дошкольного образования.
Разработанный проект АООП дошкольного образования рассматривается руководителем дошкольной образовательной организации и педагогическим советом. В случае наличия замечаний и предложений проект АООП дошкольного образования отправляется на доработку в рабочую группу. Решение о согласовании АООП с педагогическим советом закрепляется соответствующим протоколом.
Таким образом, логично и содержательно разработанная адаптированная
Педагогический ИМИДЖ
основная образовательная программа дошкольного образования будут способствовать удовлетворению специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, получению ими качественного образования.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2016).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 06.10.2016).
On the Guestion of Designing the Adapted Educational Programme for Preschool Education
Kvasova A. Yu.
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article is devoted to problem of designing the adapted educational programme for preschool education. The algorithm of designing the adapted educational programme for preschool educational organization is given. The content of the units of the adapted basic educational programme is described.
Keywords: preschool education, adapted basic educational programme, preschool children with special needs.
Квасова
Анастасия Юрьевна
аспирант
Иркутский государственный университет
664003 Иркутск, ул. К. Маркса, 1
тел.: 8(3952)426417
e-mail: [email protected]
Kvasova
Anastasiya Yurievna
Postgraduate Student Irkutsk State University
1 K. Marks St, Irkutsk, 664003
tel. 8(3952)426417
e-mail: [email protected]