И.Ф Слепцова
Новации программы «От рождения до школы» в контексте ФГОС дошкольного образования
Слепцова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ В ПО МО «Академия социального управления» (г. Москва, Россия), SLirina@mail.ru
В статье дается характеристика, рассматриваются сущностные и отличительные особенности примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом инновационных установок ФГОС ДО - позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Программа «От рождения до школы» имеет системное, комплексное, научно обоснованное представление о задачах и требованиях, которые предъявляются дошкольной образовательной организации. Программа строится на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н. и др.), разработана с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста и полностью соответствует инновационным требованиям ФГОС ДО - позитивная социализация, индивидуализация развития, развитие детской инициативы, готовность к развитию, поддержка разнообразия детства, «занимательность» дошкольного образования, формирование мотивов и потребностей и др.
Ключевые слова: программа дошкольного образования, развитие, детство, обучение, стандарт, вариативность.
Innovative program "From birth to school" in the context of the Standard of the preschool education
Sleptsova Irina,
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Adaptive Education, Academy of Social Control (Moscow, Russia)
The article describes essential and distinctive features of an exemplary basic educational program of preschool education "From birth to school", which is connected with the innovative systems the Standard of the preschool education - positive socialization, individualization of the development, support of children's initiative. The program "From birth to school" has a systemic, comprehensive, science-based understanding of the objectives and requirements that are applied to the preschool educational institutions. The program is based on the scientific psychological-pedagogical school of L.Vygotsky and his followers (A. Zaporozhets, A. Leontyev et al.). The program is developed in accordance with the psychological and physiological characteristics of the children, supports the diversity of childhood, makes preschool education "entertaining" and is aimed at the formation of motives and needs of a child.
Keywords: early foreign language education, intellectual development, intercultural communication, communicative activity.
Наиболее значимые инновационные положения нового ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 касаются вариативности организационных форм дошкольного образования и примерных программ в образовательной организации. Согласно 28 статье ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС ДО с учетом Примерных программ [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»]. Одной из них является основная общеобразовательная программа дошкольного образования нового поколения «От рождения до школы» [4-издание, 2014].
Методологическая основа Программы базируется на фундаментальных положениях отечественной научной школы (культурно-исторический подход (Л.С. Выготский); деятель-ностный подход (А.Н. Леонтьев); личностный подход (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин,
A.В. Запорожец). Основополагающей для дошкольного образования является культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), согласно которой «ребенок как человеческое существо развивается путем присвоения общественно-исторического опыта многих поколений, а носителем и передатчиком этого опыта является взрослый - воспитатель и родитель» [Т.С. Комарова, 2011].
Авторский коллектив программы «От рождения до школы» представлен ведущими специалистам в области дошкольного образования и составляет 27 человек, среди которых: 6 докторов наук и 17 кандидатов наук. Это такие педагоги и ученые, как: Н.А. Арапова-Пискарева, К.Ю. Белая, М.М. Борисова, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.В. Волосовец, В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, Н.С. Денисенкова, А.М. Дорофеева, О.В. Ды-бина, Е.С. Евдокимова, М.В. Жигорева, М.Б. Зацепина, И.Л. Кириллов, Т.С. Комарова, Е.Н. Кутепова, Л.В. Куцакова, Г.М. Лямина,
B.И. Петрова, Л.Ф. Самборенко, О.А. Соло-менникова, Э.Я. Степаненкова, Т.Д. Стульник,
C.Н. Теплюк, О.А. Шиян.
Справедливая оценка программы заключается в «результатах мониторинга, проведенного по инициативе Всемирного банка, свидетельствующего о том, что коллективы детских садов сознательно выбирают эту программу, т.к. ею может пользоваться любой воспитатель», - отмечает Т.С. Комарова [Т.С. Комарова, 2011].
По мнению Тамары Семеновны, «у воспитателей должно быть право выбора, по каким программам работать. Вариативность должна быть, но нужна и независимая экспертиза, потому что появляются разные программы, в том числе и невысокого уровня, не прошедшие апробацию. Систему может выстроить только ученый, который хорошо разбирается в дошкольном воспитании, знает о нем не понаслышке, имеет опыт практической работы с детьми... При вариативности программ нужна достаточно принципиальная оценка... Необходима непредвзятая государственная экспертиза» [Т.С. Комарова, 2011].
И еще одно ценное замечание касается того, что «основная функция педагога, воспитателя - воспитывать, обучать, взращивать ребенка, а не разрабатывать концепции, программы, методики диагностики и т.п. Это задачи ученых, кстати, создание таких документов не под силу и многим управленцам. Поэтому нельзя соглашаться с бесконечными поручениями воспитателям составлять подобные документы. От этого качество воспитательно-образовательной деятельности педагога не повысится» [Т.С. Комарова, 2011].
Программа «От рождения до школы» существенно переработана - изменена по структуре и содержанию. Педагогам важно знать, что вышел пилотный Проект программы.
Наиболее существенные изменения касаются следующих моментов:
Во-первых, изменен принцип подачи материала, который представлен не по возрастным группам, а по блокам, т.е. используется блочный метод.
Во-вторых, образовательная область разбита на тематические (смысловые) блоки, внутри которых осуществляется разделение по возрастам.
Например, образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя смысловой блок «Формирование элементарных математических представлений», содержание которого подразделяется по возрастам.
То есть: образовательная область - смысловой блок - возрастные группы. При такой логике построения Программы педагог ориентируется не только на возраст, но и на уровень актуального развития ребенка.
Важно отметить следующее: Программа составлена по блокам. Каждый блок можно заменить на Парциальную программу, но не на любую, а лишь на ту, которая соответствует концептуальным положениям ФГОС ДО,
а также целям и задачам Программы «От рождения до школы».
Поэтому авторами будет рекомендован список Парциальных программ.
Таким образом, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования не пишется, а конструируется, моделируется (каждый модуль можно заменить), проектируется под особые условия ДОО.
В-третьих, перечень музыкальных произведений и литературы размещен в отдельном Приложении и для каждой возрастной группы, что значительно улучшает восприятие.
В связи с этим содержательная часть Программы облегчена, стала короче, проще и яснее. Она не разрывается перечнем литературы и музыкальных произведений.
К новациям можно отнести появление таких разделов в Программе, как: психолого-педагогические, кадровые условия реализации Программы, рекомендации по написанию примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, глоссарий и др.
В-четвертых, важным в содержании Программы является усиление роли личностного подхода, в противовес предметному принципу, делающему акцент на усвоении определенного объема знаний, умений и навыков (ЗУН).
Таким образом, структура программы видоизменена, она имеет комплексный характер, приобрела модульный подход, в чем заключается ее сущностная особенность и полное соответствие требованиям ФГОС ДО.
Рассмотрим преимущества и отличительные особенности Программы «От рождения до школы» от других образовательных программ дошкольного образования.
• Основная цель Программы совпадает с целью дошкольного образования - формирование личности ребенка. Направленность в развитии личности дошкольника сводится к таким качествам, как: уверенность в себе, активная жизненная позиция, творческий подход, собственное мнение и способность отстаивать его в общении со взрослыми и со сверстниками и др. Данный перечень подчеркивает субъектную позицию ребенка, который ориентирован не столько на послушание и пассивное выполнение требований взрослого, сколько на проявление активности и инициативы.
• Нравственное воспитание и патриотическая направленность в Программе осуществляются с позиций традиционных семей-
ных ценностей и традиционного гендерного воспитания.
• Формирование мотивации к обучению -интерес, любознательность, инициатива, познание и исследование окружающего мира.
• Сильной стороной Программы является сохранение и укрепление здоровья детей. Сделан акцент на формах и методах физического развития, на формировании у детей здо-ровьесберегающих компетенций.
• В основе Программы лежит концептуальное положение ФГОС ДО - индивидуализация развития, предусматривающее учет индивидуальных особенностей детей. Педагог, с учетом уровня актуального развития ребенка, во взаимосвязи со специалистами, определяет зону его ближайшего развития. В процессе взаимодействия педагог должен не только замечать и фиксировать проявления ребенка, но и изменять его индивидуальный маршрут, траекторию развития. Это требует высокого уровня профессиональной подготовки и определенного набора компетенций, которые отражены в Профессиональном стандарте педагога.
• Обеспечение, в первую очередь, эмоционального благополучия каждого ребенка. Дети не должны ощущать враждебности окружающего мира. На основе чувства эмоциональной привязанности к взрослому формируется базис личностной культуры ребенка, включающий в себя такие составляющие, как: уверенность в своих силах, самоуважение, чувство собственного достоинства, гордость за собственные достижения и др.
• За счет новой формы подачи материала -блочного метода - появляется возможность гибкого выбора программного содержания с учетом уровня актуального развития ребенка и последующего определения зоны ближайшего развития.
• Простота введения вариативной части ООП ДО, которая отражает индивидуальные особенности и приоритетные направления ДОО.
• Главное в Программе - игровые способы взаимодействия с детьми. Ранее в ФГТ игровая деятельность детей была отражена лишь в одной образовательной области -«Социализация». Теперь в ФГОС ДО игра представлена во всех пяти направлениях развития детей. В одной образовательной области ее нет и быть не может, т.к. игра как ведущий вид деятельности выступает сквозным механизмом развития ребенка.
• В содержании Программы выделен специальный раздел, который посвящен игре и включает в себя все виды игр: сюжетно-ро-левая, дидактическая, режиссерская, подвижная. Такой подход к построению Программы позволит педагогам видеть динамику развития игровой деятельности и находить педагоги чески целесообразные способы формирования игровых умений и навыков у детей.
• Одно из преимуществ Программы - рекомендуемый перечень литературы, музыкальных и художественных произведений, размещенных в одном Приложении.
• Возрастная периодизация не изменилась. Программа охватывает все возрастные группы от 0 до 7 лет. Однако, возрастной период от 0 до 2 лет ввиду его специфики разделить по блокам очень трудно. Поэтому программный материал здесь представлен в отдельной главе, а форма подачи материала осталась прежней, какой она была в предыдущих вариантах Программы. Т. С. Комарова, ссылаясь на исследования Н. М. Аксариной и Н. М. Щелованова и др., замечает, «что и с совсем маленькими детьми надо работать, они нуждаются в том, чтобы их вели и занимались с самого рождения, как рекомендовал Ф. Фребель и Ян Амос Коменский» [Т.С. Комарова, 2011].
• К Программе с учетом концептуальных положений ФГОС ДО разработан учебно-методический комплект как наиболее полный в образовательном пространстве России. С учетом всех изменений он постоянно дорабатывается и уточняется авторами Программы. Одно из нововведений - издание хрестоматии для всех возрастных групп и разработка медийных ресурсов, электронных пособий. Важно отметить, что то учебно-методическое обеспечение, которое педагоги использовали в своей работе ранее, можно использовать и сейчас!
• В основное содержание Программы авторами планируется вводить парциальные программы, которые позволят педагогам выбирать - использовать основную программу или заменить блоки на парциальные программы.
• Программой предусмотрено тьюторство на рабочих местах. «Педагог должен учиться видеть детей, учиться с ними работать - это всегда бесценный опыт» [Т.С. Комарова, 2011]. Также разработаны курсы повышения квалификации, периодичность прохождения которых определена новым ФЗ «Об образовании в РФ» №273 и составляет 1 раз в 3 года. По этому поводу Т.С. Комарова пишет, что «в свое время ученые, в том числе и А.В. Запорожец,
говорили, что чем младше ребенок, тем более квалифицированным должен быть педагог» [Т.С. Комарова, 2011].
К программе, помимо методических рекомендаций, разработано большое число образных пособий по всем направлениям развития, что обогащает и облегчает труд воспитателя. Они представляют этнопедагогическое, психолого-педагогическое содержание, многие виды народного искусства, которое пронизывает всю жизнь ребенка. Сила искусства выражается в триединстве: добро - мысль - красота, что находит отражение в содержании парциальных программ.
Один из принципов построения и реализации программы - интегрирование воспитательно-образовательной работы. Интеграция есть необходимое явление в работе ДОО и в формировании личности ребенка [Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина, 2014]. В дошкольном образовании нельзя четко разделить образовательные области по предметному принципу, как в школе. Но уже сейчас в системе школьного образования, согласно стандартам нового поколения появляются ростки интеграции, проектной деятельности, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Итак, в системе дошкольного образования предметности нет и быть не может. Образовательные области интегрируются одна в другую, а их выделение очень условно. В этом заключается сила и отличительная особенность Программ дошкольного образования.
Важное место в Программе занимают психологические вопросы, связанные с выстраиванием индивидуальной работы с детьми [Н.Е. Веракса, 2014]. Педагог должен знать закономерности психического развития детей, с учетом которых и выстраивать «детоцент-ристский» процесс, преодолевая риски агрессивной «школяризации» дошкольного детства. Основная задача - обеспечение всестороннего развития личности ребенка.
С этой целью Программой предусмотрен мониторинг детского развития, главная задача которого состоит в оценке индивидуальных особенностей развития детей и поддержки разнообразия детства. Особенность построения Программы заключается в том, что содержание мониторинга и процедура его проведения вынесены за рамки программы и оформлены в качестве отдельного Приложения к ней.
На что ориентироваться педагогам при проведении мониторинговых мероприятий?
Следует ли им заполнять карты развития ребенка?
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» №273 и положениям ФГОС ДО ребенок не является объектом оценки и измерения. Основной акцент при осуществлении мониторинга делается на условиях создания социальной ситуации развития ребенка.
В ФГОС ДО и Программе не стоит задачи тотального выстраивания оценки развития ребенка! Педагогам важно знать, что следует обращать внимание на процесс развития ребенка, а не на результат.
Программой предусмотрено психологическое сопровождение детей, предполагающее взаимодействие педагогов и специалистов ДОО. Специально для психолога детского сада авторами Программы разработано пособие, которое является составной частью учебно-методического комплекта.
В одном из Приложений программы содержатся карты развития ребенка по всем возрастным группам, предназначенные, в первую очередь, для работы психолога. Педагог, на основе наблюдения за детьми, заполняет их, помогает формировать индивидуальный маршрут развития ребенка (а не оценка) и ставить новые образовательные задачи.
Программой предусмотрено 2 вида диагностики: 1) педагогическая и 2) психологическая. Психолог, с учетом уровня своей квалификации, проводит каждую из них, а также осуществляет психологическое сопровождение детей. Педагог, с учетом уровня своей компетенции, принимает участие в проведении педагогической диагностики, которая сопровождается обязательным ведением дневника педагогических наблюдений. Объектом внимания педагога и фиксации в протоколе должны быть личностные и психические проявления ребенка, как основа для выстраивания индивидуализации образовательного процесса. Результаты мониторинга используются для оптимизации работы в группе и обеспечения эффективности образовательной деятельности в детском саду. Мониторинг детского развития не предполагает оценивание детей по пяти образовательным областям и выставление баллов. Также категорически запрещается сравнивать детей между собой! Педагог прослеживает динамику развития каждого ребенка, сравнивая его результаты с предшествующим периодом. Необходимость проведения того или иного диагностического мероприятия определяется программой.
Как правильно следует понимать «оценивание» ребенка взрослым?
В системе обучения, разработанной Т.С. Комаровой, большое значение придается оценке взрослым действий детей. Тамара Семеновна отмечает, что «ребенок осваивает те способы деятельности, без которых невозможно что-либо создать. И здесь очень важна поддержка и оценка взрослых... Не оценивайте рисунки детей, они пришли к нам такие, какие есть, мы их всему научим. Надо похвалить маленького ребенка за те старания, что он предпринял» [Т.С. Комарова, 2011].
Оценивание взрослым ребенка связано с двумя важными моментами. Во-первых, родители должны уметь открывать способности детей. В системе Т.С. Комаровой разработаны обобщенные способы изображения, которые усваивают дети. Занятие строится так - педагог не показывает готовые способы действия, а обращается к опыту детей. Ребенок осваивает предмет движением руки, а ум ребенка, как говорят японцы, находится на кончиках пальцев [Т.С. Комарова, 2011].
Во-вторых, ребенок должен понимать значимость его деятельности. Родители должны акцентировать внимание на продуктах деятельности детей, демонстрировать их, например, рисунки, подчеркивая их ценность и понимание замысла ребенка.
Следует отметить, что современное дошкольное образование не является делом лишь одной страны, а находится в фокусе внимания всех развитых стран, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На современном этапе наблюдаются интеграционные процессы, связанные с созданием единой системы оценки, требований, механизмов, тенденций и векторов развития дошкольного образования.
Один из актуальных вопросов - разработка инструментов оценки качества дошкольного образования в России и за рубежом (Европа, Америка, Азия). По итогам широкой апробации эти инструменты получат возможность применения и в нашей стране.
Фокус инструментов оценки качества образования концентрируется на одном главном вопросе - Как понимать ребенка? Ведь он имеет такие же права, как и взрослый. Например, право планирования образовательного процесса, выбора вида деятельности, игровых средств и пр.
Условиями успешного занятия с детьми в Программе названы следующие: ориентация
педагога на детей, их высказывания; способность услышать ребенка; субъектная позиция ребенка; особая манера общения педагога с детьми [Н. Е. Веракса, 2014].
Последнее отражает две современные тенденции построения взаимодействия с детьми:
1) Педагогоцентрированное общение - акцент сделан, в первую очередь, на методике обучения.
2) Детоцентрированное общение - поощрение детской инициативы, творчества; понимание ребенка; ориентация на мотивы его поведения.
Ведущие отечественные и зарубежные педагоги (Я. А. Коменский, Т. С. Комарова, В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Ф. Фре-бель и др.) подчеркивают, что «педагог должен быть добрым с детьми, чувствовать детей. Надо стараться понять ребенка. Иногда ребенок капризничает, потому что у него что-то болит, он чем-то огорчен, что-то у него не получается. Педагог не замечает этого или не знает, как ему можно помочь» [Т.С. Комарова, 2011].
Положения Программы, отвечающие современным требованиям, подразумевают, что педагог должен уметь совмещать эти две позиции - с одной стороны, ведущая, обучающая роль педагога, а с другой, предоставление ребенку возможности для свободного самовыражения. Идея развивающего обучения, заложенная Л.С. Выготским, находит свое воплощение в такой форме работы с детьми, как совместная партнерская деятельность (Н.А. Короткова и др.). Педагог должен уметь действовать напрямую и опосредованно, задавая, тем самым, стратегию развития ребенка. Интервенция педагога всегда должна быть продуктивной и направлена не на подавление ребенка, а на развитие детской инициативы, как главного целевого ориентира дошкольного образования.
Данный стиль общения получил название «сопричастие» (Н.Е. Веракса). Именно он положен в основу Программы ее авторами, которые отстаивают приоритет субъектной позиции ребенка - утверждать свою личность во взаимодействии с другими людьми. Это приводит к тому, что дети начинают демонстрировать социальные штампы, толерантность, позитивное отношение к другим формам культуры, этносам, продуктивное взаимодействие.
Познавательное развитие детей в Программе зависит от умения педагога не заслонять собой ребенка. Это требует терпения, техники, особого типа взаимодействия, понимания детей. Проектная деятельность предусматри-
вает, в первую очередь, реализацию проектов детей, а уже потом замысла педагога. Педагог не должен стремиться осваивать с детьми все сразу и передавать им одномоментно эти знания. Важна позиция сдерживания! Любое занятие необходимо начинать с опыта детей: ребенок высказывает версии, предложения, свои суждения, обсуждает их со сверстниками, что способствует форми рованию критич ного мы ш-ления, преодолению эгоцентризма.
В этом заключается инновационная позиция педагога, позволяющая решать программные задачи и реализовывать концептуальные положения ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы.
Программой «От рождения до школы» предусмотрено проведение занятий в рамках непосредственно образовательной деятельности, как по подгруппам, так и фронтально, в зависимости от условий детского сада и от вида детской деятельности. Важно отметить, что занятие теперь, в контексте ФГОС ДО, понимается как «занимательное дело», как образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности посредством вариативных форм работы с детьми. Речь идет о партнерской форме занятия в противовес школьно-урочной форме. Программа реализуется в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми без принуждения на основе мотивации. Взрослый не учитель, а партнер, который умеет заинтересовать, увлечь, вызвать познавательную активность к предстоящей деятельности. Отсюда тезисы Л.С. Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие» - ведущая и опосредованная роль взрослого в развитии ребенка; «единство аффекта и интеллекта» - эмоциональная сфера (или формирование «умных эмоций») влияет на интеллектуальную сферу ребенка.
Важным представляется мнение Т.С. Комаровой о роли занятий в обучении детей. «Игра решает многие вопросы, недаром она названа ведущим видом деятельности. Но только игры детям недостаточно. Игра не может быть абсолютизирована, потому что наступает время, когда ребенку хочется учиться. Элементы игры могут присутствовать и на занятиях, но нельзя все сводить только к игре. Кто-то из ведущих психологов сказал, что счастье дошкольного детства состоит в том, что дети любят учиться. Надо помочь детям, обеспечить им возможность систематически приобретать необходимые знания и умения.
Дошкольное детство формирует человека, личность, и если он будет лишь играть, то выйдет в жизнь с представлением, что все можно превратить в игру» [Т.С. Комарова, 2011].
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду является обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Об этом писали и пишут многие ученые, психологи и педагоги, среди которых В.В. Давыдов А. Дистервег, Т.С. Комарова, Я.А. Комен-ский, В.И. Слободчиков, О.А. Соломенникова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.
Программа решает проблему преемственности, которая, по мнению Т.С. Комаровой и авторов, состоит «не в том, чтобы переносить урок из школы в детский сад, а в том, чтобы подготовить ребенка к новому этапу в его жизни» [Т.С. Комарова, 2011].
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» №273 образовательная функция дошкольного образования отнесена к уровню ответственности субъекта РФ. Поэтому реализация Программы в детском саду для родителей всегда осуществляется бесплатно. Финансовые обременения по родительской плате касаются присмотра и ухода за детьми [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»].
На данный момент в структуре Программы «От рождения до школы» отсутствует раздел, касающийся финансирования. Это связано с тем, что в требованиях к примерной программе данное положение пока не прописано.
Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ведется авторами программы совместно с компанией «Элти-Кудиц». По итогам планируется издание пособия для педагогических работников.
Обязательным требованием реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями. К программе разработан учебно-методический комплект («Школа Семи Гномов»), включающий в себя задания для совместного выполнения родителей с детьми и объединяющий, тем самым, дошкольное и семейное воспитание. В ФЗ «Об образовании в РФ» №273 (статья 44) указывается, что первые педагоги -родители, именно они должны заложить основы физического, морального и нравственного воспитания [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»].
Также Программа решает вопросы, связанные с коррекционной работой, которая может быть организована на выбор по образователь-
ным областям или специально для групп комбинированной направленности.
Итак, резюмируя вышесказанное, перечислим сущностные отличительные особенности Программы «От рождения до школы»: акцент на развитии личности ребенка; приоритет патриотической направленности и нравственного воспитания, учет семейных ценностей и традиционное гендерное воспитание; укрепление здоровья детей; формирование мотивов к обучению; простота введения вариативной части ООП ДО; включение игры во все образовательные области; выделение главы «Игровая деятельность» с описанием всех видов игр; объединение дошкольного и семейного воспитания посредством технологии работы с родителями; вариативность организационных форм коррекционной работы; полнота и максимальная разработанность УМК; новая структура программы; блочный метод подачи материала; включение новых разделов; издание хрестоматий и разработка электронных пособий; описание условий создания РППС. ■
Литература
1. Веракса Н.Е. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.
2. Комарова Т.С.,ЗацепинаМ.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 160 с.
3. Комарова Т.С. С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011, № 4. - С. 32.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» // 1пМр://мин-обрнауки.рф/документы/2974
Статья поступила в редакцию 23.06.201 5 г.