Научная статья на тему 'Стратегии социального партнерства в контексте «Культуры достоинства» как условие индивидуализации развития и ресурс реализации ФГОС дошкольного образования'

Стратегии социального партнерства в контексте «Культуры достоинства» как условие индивидуализации развития и ресурс реализации ФГОС дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ / СЕМЬЯ / СТАНДАРТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / PARTNERSHIP / DEVELOPMENT / FAMILY / STANDARD / INTERACTION / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Ирина Федоровна

В статье рассматриваются стратегии социального партнерства с родителями с учетом инновационных установок ФГОС ДО позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Представлен алгоритм действий администрации и педагогов по эффективному взаимодействию детского сада с семьей в контексте «культуры достоинства» как ресурс реализации ФГОС ДО. Показаны пути реализации идеи сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры, идеи социального партнерства как основополагающие в системе дошкольного образования. Нормативно-правовая основа вопроса отражена в соответствующих статьях ФЗ «Об образовании в РФ», в Конституции РФ, в Конвенции ООН о правах ребенка. Подчеркивается, что методологической основой социального партнерства с родителями выступают основные положения отечественной научной психолого-педагогической школы, представленные подходами к проблеме развития ребенка: культурноисторический, деятельностный, личностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Partnership Strategies in the Context of a “Culture of Dignity” as a Condition of Individualization of Development and Resource Implementation of the Standard of Preschool Education

In article strategy of social partnership with parents taking into account the DO FGOS innovative installations positive socialization, a development individualization, support of a children’s initiative are considered. The algorithm of actions of administration and teachers on effective interaction of kindergarten with a family in the context of “culture of advantage” as a resource of realization of FGOS is presented TO. Ways of realization of idea of network interaction of the preschool educational organization with cultural institutions, ideas of social partnership as fundamental in system of preschool education are shown. The standard and legal basis of a question is reflected in the relevant articles Federal Laws “About Education in the Russian Federation”, in the Constitution of the Russian Federation, in the Convention of the UN on the rights of the child. It is emphasized that as a methodological basis of social partnership with parents the basic provisions of domestic scientific psychology and pedagogical school presented by approaches to a problem of development of the child act: cultural historical, activity, personal.

Текст научной работы на тему «Стратегии социального партнерства в контексте «Культуры достоинства» как условие индивидуализации развития и ресурс реализации ФГОС дошкольного образования»

И. Ф. Слепцова

Стратегии социального партнерства в контексте «культуры достоинства» как условие индивидуализации развития и ресурс реализации ФГОС дошкольного образования

В статье рассматриваются стратегии социального партнерства с родителями с учетом инновационных установок ФГОС ДО - позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Представлен алгоритм действий администрации и педагогов по эффективному взаимодействию детского сада с семьей в контексте «культуры достоинства» как ресурс реализации ФГОС ДО. Показаны пути реализации идеи сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры, идеи социального партнерства как основополагающие в системе дошкольного образования. Нормативно-правовая основа вопроса отражена в соответствующих статьях ФЗ «Об образовании в РФ», в Конституции РФ, в Конвенции ООН о правах ребенка. Подчеркивается, что методологической основой социального партнерства с родителями выступают основные положения отечественной научной психолого-педагогической школы, представленные подходами к проблеме развития ребенка: культурно-исторический, деятельностный, личностный.

Ключевые слова: партнерство, развитие, семья, стандарт, взаимодействие, индивидуализация.

Social Partnership Strategies in the Context of a "Culture of Dignity" as a Condition of Individualization of Development and Resource Implementation of the Standard of Preschool Education

Irina F. Sleptsova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Adaptive Education, Moscow Regional Academy of Public Management (Moscow, Russia)

In article strategy of social partnership with parents taking into account the DO FGOS innovative installations - positive socialization, a development individualization, support of a children's initiative are considered. The algorithm of actions of administration and teachers on effective interaction of kindergarten with a family in the context of "culture of advantage" as a resource of realization of FGOS is presented TO. Ways of realization of idea of network interaction of the preschool educational organization with cultural institutions, ideas of social partnership as fundamental in system of preschool education are shown. The standard and legal basis of a question is reflected in the relevant articles Federal Laws "About Education in the Russian Federation", in the Constitution of the Russian Federation, in the Convention of the UN on the rights of the child. It is emphasized that as a methodological basis of social partnership with parents the basic provisions of domestic scientific psychology and pedagogical school presented by approaches to a problem of development of the child act: cultural historical, activity, personal.

Keywords: partnership, development, family, standard, interaction, individualization.

Слепцова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ В ПО МО «Академия социального управления» (г. Москва, Россия)

Согласно Закону «Об образовании в РФ» №273 создание государственно-общественной системы управления предполагает выстраивание толерантной культуры отношений между участниками образовательного процесса в детском саду: детьми, педагогами, специалистами, учредителем, родителями, представителями общественности.

Решение проблемы социального партнерства лежит в плоскости «культуры достоинства» (Асмолов А.Г., 2011), в рамках которой главной ценностью образования является личность ребенка. Выстраивание личностно-ориентиро-ванной модели взаимодействия базируется на основе понимания причин поведения ребенка и содействия взрослого с детьми (Кудрявцев В.Т., 2013).

Одним из главных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей и соответствующих специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка (ФГОС ДО, п. 3.2.5., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

Сотрудничество и партнерство с семьей -обязательное требование ФГОС ДО. Родители вовлекаются в образовательный процесс детского сада и участвуют в реализации ФГОС дошкольного образования.

Сущностная характеристика Стандарта заключается в том, что ребенок не является объектом оценки и измерения. ФГОС ДО - это стандарт поддержки разнообразия детства, развития, возможностей, поэтому речь идет о социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 4.1., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

Основные оценочные требования предъявляются к условиям создания социальной ситуации развития ребенка, к педагогическому процессу и к педагогу - чему, как он будет учить? На какой предметности будет выстраивать деятельность? и пр. (Короткова Н.А., 2007, 2010; Кудрявцев В.Т., 2013).

Профессиональная деятельность педагога оценивается по следующим параметрам (Шеридан С., 2013; Шиян О.А., 2013):

• динамика развития интегративных качеств у детей;

• степень эмоционального благополучия ребенка в образовательной среде;

• рациональная организация развивающей

предметно-пространственной среды, условии, социальной ситуации развития ребенка;

• изменение форм взаимодействия с детьми;

• реструктуризация содержания образовательной деятельности, основанной на специфических детских видах деятельности;

• степень вовлеченности родителей в образовательный процесс детского сада.

Последний показатель - эффективное взаимодействие с родителями - является условием решения такой важной образовательной задачи (или инновационной установки ФГОС ДО), как индивидуализация образования: поддержка ребенка, построение его индивидуальной образовательной траектории развития (Свирская Л., 2012).

Результаты социологических исследований показывают, что большинство родителей небезразличны к вопросам образования ребенка и нацелены на участие в образовательных проектах детского сада. Однако необходимыми условиями, предъявляемыми со стороны родителей, являются минимальные временные затраты от 5 до 15 мнут в день и обеспечение методическими материалами (Доронова Т.Н., Доронов С.Г., 2014).

Следует учитывать, что процесс вовлечения родителей в деятельность детского сада и работу педагога сопровождается рядом рисков, среди которых: отсутствие у многих педагогов навыков организации взаимодействия с родителями, недостаток разработки специальных технологий вовлечения родителей в образовательный процесс и др.

Одним из рисков является доминирование сильного социального заказа со стороны родителей на подготовку ребенка к школе, который в контексте Стандарта вступает в противоречие с ценностно-целевыми установками современного дошкольного образования (Кравцова Е.Е, Кравцов Г.Г., 2013). Идеология ФГОС ДО подчеркивает уникальность и самоценность периода дошкольного детства, «как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» (ФГОС ДО, п. 1.2., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

Отсюда, большую важность представляет работа с родителями, направленная на осмысление и понимание общей базы представлений, векторов развития, целевых ориентиров периода дошкольного детства; на формиро-

вание ценностных мотивационных установок родительского поведения; на преодоление агрессивных проявлений и воспитание толерантной культуры взаимоотношений с указанием не только на права и обязанности, но, в первую очередь, на ответственность родителей за образование ребенка (ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ст. 44).

Итак, вовлечение родителей в образовательный процесс имеет широкий диапазон (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014).

Во-первых, родители принимают участие в выборе авторских комплексных программ дошкольного образования. Для этого работники детского сада должны организовать и провести презентацию Программ дошкольного образования с раскрытием основных положений, форм и методов работы с детьми. Выбор осуществлять на основании открытого голосования, результаты которого должны быть отражены в Протоколе.

Во-вторых, родители включаются в процесс разработки и утверждения основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. С этой целью проду-мываются формы участия родителей, одной из которых является создание Актива родителей от трех человек с последующим включением в творческие группы педагогов.

Важно отметить, что на титульном листе Программы обязательно ставятся подписи родителей (членов общественного совета), что, в свою очередь, является государственным требованием.

В-третьих, родители обязательно знакомятся с учебно-методическим обеспечением Программы, с его возможностями и потенциалом, с особенностями использования в рамках семейного воспитания. Этот этап работы также отражается в Протоколе.

В-четвертых, проведение мониторинга и психологической диагностики допускается в присутствии и с согласия родителей (законных представителей) (ФГОС ДО, п. 3.2.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

Согласно Закону «Об образовании в РФ» №273, статья 64. п.3 - в дошкольной образовательной организации должны быть созданы Консультационные центры для оказания помощи родителям, дети которых не посещают детский сад. Данный вид услуги относится к базису дошкольного образования, включается в первую часть программы, которая отражает

60% объема образовательной нагрузки и является обязательной.

Таким образом, заведующая, как руководитель дошкольной образовательной организации, единоначально, без привлечения участников образовательных отношений, теперь управлять не должна (Виноградова Н.А., Микляева Н.В., 2007).

Согласно новому Закону «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования, одной из ключевых является идея сетевого взаимодействия, которая предполагает включение не только родителей, но и всего социума (пожарные, медики, библиотекари и др.) в реализацию образовательной функции в детском саду.

Данные положения закреплены на законодательном уровне и отражены в Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Одни из значимых ресурсов реализации ФГОС ДО является сетевое взаимодействие ДОО и учреждений культуры, к которым относятся Организации, разработавшие выездные программы, реализуемые непосредственно в детских садах. Итак, социальными партнерами могут стать: районные библиотеки; Музей игрушки; Музей наивного искусства; Детская музыкальная школа им. Д.Д. Шостаковича; Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки Всероссийского музыкального объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Государственный литературный музей и др.

Далее рассмотрим последовательные действия педагогического коллектива детского сада по организации и проведению работы с семьями воспитанников.

Алгоритм действий администрации и педагогов по эффективному взаимодействию детского сада с семьей

1) Информирование родителей о затратах государства по поддержке системы дошкольного образования в России.

Представляется целесообразным познакомить родителей с затратами, которые осущест-

вляет государство на одного ребенка: плата за землю, коммунальные услуги, аренда, заработная плата сотрудников и пр. Представления родителей о содержании ребенка в детском саду не должны ограничиваться лишь размером родительской платы за присмотр и уход.

2) Проведение работы с родителями по повышению их правовой культуры.

В настоящее время в работе с родителями наиболее остро стоит проблема соотношения таких понятий, как права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений. С целью ее решения необходимо познакомить родителей со статьями Семейного кодекса, проследив его связь с гражданским и уголовным кодексом, организовав встречу с юристом. Основой в работе может стать пособие Л.М. Пчелинцевой «Комментарии к Семейному кодексу» (Пчелинцева Л.М., 2006).

Например, родителей следует ориентировать на то, что в связи с выделением дошкольного образования в качестве первого уровня общего образования, посещение ребенком детского сада должно быть регламентированным. В противном случае, любая дошкольная образовательная организация может бесплатно подать в суд за пропуски занятий детьми.

С целью разрешения данного противоречия, для возможности выбора родителями наиболее удобной формы посещения ребенком детского сада, в ФГОС дошкольного образования предусмотрены разные формы групп, которые раньше существовали как вариативные: группы кратковременного пребывания детей, группы полного и продленного дня, группы круглосуточного пребывания, группы детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, разновозрастные группы (ФГОС ДО, п. 2.5., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

Нормативно-правовой основой дошкольного образования является Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ» и Конвенция ООН о правах ребенка.

Важно указать на то, что в Конституции РФ зафиксировано «право на образование»:

Статья 43: дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях должно быть бесплатным.

Статья 55: в стране не должны приниматься законы, умаляющие или отменяющие права и свободы граждан.

Особое внимание родителей следует обратить на новый ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.

В статье 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» помимо прав и обязанностей родителей впервые за ними закрепляется ответственность за образование ребенка. Приоритет по воспитанию детей остается за семьей. Родители являются первыми педагогами, именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

• выбирать формы получения образования и формы обучения;

• дать ребенку образование в семье.

Ребенок, получающий образование в семье,

на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации:

• знакомиться с уставом организации;

• знакомиться с содержанием образования;

• защищать права и законные интересы обучающихся;

• получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, отказаться от их проведения;

• принимать участие в управлении организацией;

• присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

• обеспечить получение детьми общего образования;

• соблюдать правила внутреннего распорядка организации;

• уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации.

По действующему законодательству родители (законные представители) несовершеннолетних за указанные действия (бездействие) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Помимо этого, если родители уклоняются от выполнения своих обязанностей (в том числе не обеспечивают получение образования своими детьми), то они могут быть лишены родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Таким образом, следует сделать акцент на двух моментах:

• помимо прав и обязанностей добавлена ответственность родителей за образование ребенка;

• детский сад не является сферой услуг. Он выступает как институт социализации личности в контексте «культуры достоинства», где ребенка не оценивают, а ценят. Личность ребенка - главная ценность образования. Поэтому детский сад следует рассматривать не вместо родителей, а в помощь им (Волосовец Т.В., 2013; Карабанова О.А., 2013).

Одним из главных прав ребенка является право на игру! Существует ряд нормативно-правовых документов, в которых зафиксированы и отстаиваются права на детскую игру: Конвенция ООН о правах ребенка и Международная Ассоциация по защите игры, основные положения которых следует раскрыть и представить вниманию родителей.

В частности, члены Ассоциации исследовали причины депривации детской игры, среди которых основными являются следующие:

1. Отсутствие понимания взрослыми, родителями, политиками важности игры в детском возрасте. В большинстве случаев она противопоставляется занятиям и труду.

2. Сокращается безопасное пространство игры. Дети все время находятся под контролем взрослых, из-за этого лишены свободы и практически не играют во дворе. Это приводит к нарушению игрового и предметного пространства.

3. Современные игрушки препятствуют детской игре. В большинстве случаев это игры и игрушки для взрослых, с целью развлечения и привлечения внимания. Все это парализует детскую игру.

4. Приоритет и доминирование в воспитательно-образовательном процессе занятий как дидактической формы учебной деятельности. Умственное воспитание является очень важным, а его результаты всегда очевидны. А в игре, наоборот, результаты ее не видны и последствия всегда отсрочены. Поэтому многими родителями игра воспринимается как бесполезное времяпрепровождение для ребенка.

5. Деятельность детей имеет жесткое программное время деятельности. У современных детей мало времени для игры, которая в большинстве случаев замещается учебными занятиями. Подготовка ребенка к школе остается основным социальным заказом со стороны родителей.

6. Наблюдается технологизация детской игры: компьютерные игры, мультфильмы и пр. Данная деятельность является пассивной и тормозит развитие ребенка, формирует зависимость от постоянного притока внешней сенсорной стимуляции.

Главная причина - непонимание сущности игры. Отсутствие этого препятствует реализации прав ребенка на игру (Короткова Н.А., 2007; Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2012).

Далее, представляется очень важным познакомить родителей со статьями по защите прав педагога. При разрешении конфликтных ситуаций целесообразно привлекать родителей с юридическим образованием, тщательно, на основе всестороннего рассмотрения позиций, составлять договор с родителями. Например, можно указать и прописать, что «дошкольная образовательная организация не несет ответственности за утрату и порчу ювелирных изделий» и пр.

Основополагающим документом является ФГОС дошкольного образования, как

документ государственных гарантий, как общественный договор между обществом и государством, родителями и педагогами (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

Целесообразно выделить и раскрыть содержание наиболее значимых и важных положений ФГОС ДО, отражающих поиск путей социального партнерства с родителями при реализации Стандарта. Среди них следующие:

П. 1.1. - «положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования»;

П. 1.2.1. - «понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду»;

П. 1.2.2. - «гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей»;

П. 1.4.5. - «сотрудничество Организации с семьей»;

П. 1.6.9. - «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»;

П. 1.7.6. - «оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»;

П. 2.11.2 - «содержательный раздел Программы должен включать в себя особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников»;

«часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов»;

П. 2.13. - «краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления»;

П. 3.1. - «создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности»;

П. 3.2.1. - «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях»;

«защита детей от всех форм физического и психического насилия»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность»;

П. 3.2.3. - «участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей)»;

П. 3.2.5. - «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

П. 3.2.6 - «консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)»;

П. 3.2.8. - «предоставление информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности»;

«обсуждение с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы»;

П. 4.4. - «информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации».

Данные положения указывают на гуманистический характер построения образовательных отношений с выделением приоритета личности ребенка как главной ценности образования.

3) Проведение просветительской и консультационной работы с родителями посредством привлечения специалистов из разных научных областей.

С одной стороны, ФГОС дошкольного образования должен отвечать на вызовы современной социокультурной ситуации, а также на запросы, поступающие со стороны педагогов и родителей. С другой стороны, многие требования не могут быть удовлетворены, т.к. противоречат специфике возрастного развития детей дошкольного возраста. Например, раннее обучение чтению, письму, счету являются теми видами деятельности, которые не соответствуют дошкольному периоду, психофизиологическим возможностям детей и впоследствии приводят к появлению признаков агрессивной «школяризации» дошкольного детства в виде психосоматических заболеваний, стресса, неврозов, снижения мотивации и пр. (Короткова Н.А., Нежнов П.Г., 2014; Свирская Л., 2012).

Поэтому при организации взаимодействия детского сада с семьей очень важно привлекать специалистов из разных научных областей (педагоги, психологи, физиологи, дефектологи, логопеды и др.) для проведения просветительской и консультационной работы с родителями с указанием на те последствия, к которым приводит раннее форсирование развития детей.

В этой связи ФГОС дошкольного образования выступает тем ориентиром, навигатором, который определяет вектор развития в периоде дошкольного детства, дает общую базу представлений для педагогов и родителей, указывая на то, что перегрузка ребенка в дошкольном возрасте очень вредна. На первый план выступает проблема неадекватных требований, предъявляемых со стороны взрослого, и которая, в последующем, приводит к формированию неуспешности ребенка. В основе этого состояния лежит физиологический закон, показывающий реакцию головного мозга

на «радость достижения». Если предъявлять неадекватные требования к ребенку, то это не приводит к возникновению и переживанию чувства успеха, тогда прилагаемые усилия бессильны и мозг стирает информацию. А неуспешный ребенок - это неуспешный в будущем взрослый (Безруких М.М., 2009).

Отсюда, проведение просветительской и консультационной работы с родителями является одним из актуальных направлений работы по решению задач установления социального партнерства с родителями при реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, указанный перечень мероприятий описывает алгоритм действий администрации и педагогов по эффективному взаимодействию детского сада с семьей и предполагает осуществление следующих итоговых шагов (Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б., 2004; Доронова Т.Н., Доро-нов С.Г., 2014):

• отразить в Протоколе факт проведения данных мероприятий с указанием даты, места, сроков, содержания работы, ответственных, участников и наличием подписей родителей;

• включить в перечень задач годового плана задачу по разработке алгоритма действий администрации и педагогов по эффективному взаимодействию детского сада с семьей;

• продумать, разработать и включить формы участия родителей в образовательном процессе детского сада (например, создание актива родителей в группе детского сада, функционирование общественного Совета и др.), в реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

• оформить и установить стенд с указанием установочных, мотивационных моментов из нормативно-правовой базы системы образования в виде коротких цитат, определяющих степень ответственности родителей (Конституция РФ, Семейный кодекс, ФЗ «Об образовании в РФ» №273, статья 44. «Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в сфере образования несовершеннолетних обучающихся»). ■

Литература

1. Асмолов А.Г. Стандарт - это норма необходимого разнообразия в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (апрельские тезисы о начальной школе) // Образовательная политика. - 2011. - №6 (56). - С. 3-12.

2. Безруких М.М. Функциональное развитие мозга. Познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Новые исследования. - 2009. -№2. - С. 8-11.

3. Волосовец Т.В. Родителям надо объяснять, что детство - самоценный период, задача родителей - создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. - 2013. - №3 (35) - C. 26-30.

4. Виноградова НА., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2007. - 192 с.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» от 11 октября 2012 г.; Распоряжение от 15 мая 2013 г. №792-р. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (в новой редакции).

6. Данилина ТА., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.

7. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 49.

8. Карабанова ОА. Не надо воспитывать ребенка, с ним надо просто жить, уважая его личность // Современное дошкольное образование. - 2013. - №5(37) - C. 20-25.

9. Конституция Российской Федерации.

10. Конвенция ООН о правах ребенка.

11. Короткова НА, Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. - М.: Линка-Пресс, 2014.

12. Короткова НА Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 208 с.

13. Короткова НА. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей / Под редакцией Н.А. Коротковой. - М.: Линка-Пресс, 2010.

14. Кудрявцев В.Т. Об образовательном статусе дошкольной ступени в свете новейших административных трендов // Современное дошкольное образование. - 2013. - №3 (35) -C. 10-17.

15. Кудрявцев В.Т. Образование до школы - какой ценой? // Дошкольное воспитание. -2013. - № 5. - С. 4-11.

16. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -2013. - №6. - С. 6-17.

17. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

18. Морозова Л.Д. Подготовка специалистов дошкольного образования к проектной деятельности. - М.: Академия, 2008.

19. Михайленко Н.Я., Короткова НА. Как играть с ребенком. - М.: Обруч, 2012.

20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 304 с.

21. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038).

22. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

23. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М.: Норма, 2006.

24. Свирская Л. Индивидуализация образования: правильный старт. - М.: Линка-Пресс, 2012.

25. Свирская Л. Методика ведения педагогических наблюдений. - М.: Линка-Пресс, 2010.

26. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13.

27. Слободчиков В.И. Дошкольное образование - полигон для культурных проб ребенка // Современное дошкольное образование. -2013. - №4 (36) - С. 12-17.

28. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).

29. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

30. Федина Н. О парадигме дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -2013. - № 8. - С. 7-10.

31. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. - Москва - Воронеж, 2009.

32. Шеридан С. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования // Современное дошкольное образование. -2013. - №5(37) - С. 26-29.

33. Шиян ОА. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. -2013. - №5(37) - С. 68-78.

Статья поступила в редакцию 1 7.12.201 5 г.

Смотрите канал журнала «СДО» на YouTube:

http://www.youtube.com/user/JournalPreschool

Читайте все самые свежие новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter:

https://twitter.com/sdo_preschool Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.