Научная статья на тему 'Создание организационного обеспечения введения фгос дошкольного образования'

Создание организационного обеспечения введения фгос дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ОРИЕНТИРЫ / ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕТСТВО. STANDARD / GUIDELINES / PARTNERSHIPS / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Ирина Федоровна

В статье раскрываются организационные вопросы обеспечения введения ФГОС дошкольного образования в детском саду с учетом трех основных стержневых (или инновационных) задач ФГОС дошкольного образования: позитивной социализации, индивидуализации развития, поддержки детской инициативы. Подчеркивается особый тип Стандарта, связанный с поддержкой разнообразия детства, необходимостью осуществления единого стратегического направления деятельности в системе дошкольного образования на современном этапе с сохранением принципа вариативности. Автор приводит примеры мероприятий, которые необходимо запланировать и осуществлять для организации действиями по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в детском саду: создание государственно-общественной системы управления в детском саду; система работы по государственно-общественному управлению в детском саду; изучение основных нормативных документов по введению ФГОС дошкольного образования; изучение методических пособий по организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста; организация и просмотр открытых занятий с детьми дошкольного возраста; создание системы повышения квалификации сотрудников на уровне детского сада; анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОО на соответствие ее развитию детской инициативы; работа с коллективом детского сада по отбору, анализу и оценке парциальных программ; изучение потребностей и интересов родителей воспитанников; мониторинговые социологические исследования; планирование содержания и форм контроля реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of organizational support the introduction of Federal State Educational Standard of preschool education

The article reveals organizational issues of introducing the preschool education FSES in kindergartens based on its three main core/innovative objectives: positive socialization, development individualization, support of children’s initiative. The author stresses the particular type of the Standard which is associated with support for childhood diversity, the need to pursue common strategic activities in the present day pre-school educational system while reinforcing the diversity principle. The author provides examples of activities that should be planned and implemented to ensure the introduction of the preschool education Federal State Educational Standards in kindergartens: to create a government and state-controlled system of kindergarten management; to streamline state and public management in preschools; to study main regulations on the Federal Educational Standards introduction in preschool education; to study manuals and aids on organizing joint partnership activities between adults and preschool children; to organize and attend model lessons with preschool children; to create a system of staff development at the kindergarten level; to analyze the developing object-spatial environment in preschool education and see if it corresponds to the development of initiatives in children; to collaborate with kindergarten staff in selecting, analyzing and evaluating partial programs; to study the needs and interests of preschoolers’ parents; to monitor social studies; to plan the content and ways of monitoring the preschool Federal State Education Standard implementation in kindergarten.

Текст научной работы на тему «Создание организационного обеспечения введения фгос дошкольного образования»

И. Ф. Слепцова

Создание организационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования

Слепцова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ В ПО МО «Академия социального управления» (г. Москва, Россия)

В статье раскрываются организационные вопросы обеспечения введения ФГОС дошкольного образования в детском саду с учетом трех основных стержневых (или инновационных) задач ФГОС дошкольного образования: позитивной социализации, индивидуализации развития, поддержки детской инициативы. Подчеркивается особый тип Стандарта, связанный с поддержкой разнообразия детства, необходимостью осуществления единого стратегического направления деятельности в системе дошкольного образования на современном этапе с сохранением принципа вариативности. Автор приводит примеры мероприятий, которые необходимо запланировать и осуществлять для организации действиями по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в детском саду: создание государственно-общественной системы управления в детском саду; система работы по государственно-общественному управлению в детском саду; изучение основных нормативных документов по введению ФГОС дошкольного образования; изучение методических пособий по организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста; организация и просмотр открытых занятий с детьми дошкольного возраста; создание системы повышения квалификации сотрудников на уровне детского сада; анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОО на соответствие ее развитию детской инициативы; работа с коллективом детского сада по отбору, анализу и оценке парциальных программ; изучение потребностей и интересов родителей воспитанников; мониторинговые социологические исследования; планирование содержания и форм контроля реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду.

Ключевые слова: стандарт, ориентиры, партнерство, социализация, детство.

The creation of organizational support the introduction of Federal State Educational Standard of preschool education Sleptsova Irina, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Adaptive Education, Moscow Regional Academy of Public Management (Moscow, Russia) The article reveals organizational issues of introducing the preschool education FSES in kindergartens based on its three main core/innovative objectives: positive socialization, development individualization, support of children's initiative. The author stresses the particular type of the Standard which is associated with support for childhood diversity, the need to pursue common strategic activities in the present day pre-school educational system while reinforcing the diversity principle. The author provides examples of activities that should be planned and implemented to ensure the introduction of the preschool education Federal State Educational Standards in kindergartens: to create a government and state-controlled system of kindergarten management; to streamline state and public management in preschools; to study main regulations on the Federal Educational Standards introduction in preschool education; to study manuals and aids on organizing joint partnership activities between adults and preschool children; to organize and attend model lessons with preschool children; to create a system of staff development at the kindergarten level; to analyze the developing object-spatial environment in preschool education and see if it corresponds to the development of initiatives in children; to collaborate with kindergarten staff in selecting, analyzing and evaluating partial programs; to study the needs and interests of preschoolers' parents; to monitor social studies; to plan the content and ways of monitoring the preschool Federal State Education Standard implementation in kindergartens. Keywords: standard, guidelines, partnerships, socialization, childhood.

Модернизация российского образования, изменения в системе управления дошкольным образованием на современном этапе связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта.

В современной образовательной политике появилась новая конструкция - «детоцент-ризм» (демограф А. Вишневский), которая на первый план ставит ценность ребенка и семьи. Стратегия дошкольного образования сегодня - это детство ради детства (А.Г. Асмолов). Современная система дошкольного образования характеризуется сменой ценностно-целевых, мотивационных установок, которые выражаются в трех основных стержневых (или инновационных) задачах ФГОС дошкольного образования: 1) позитивная социализация ребенка; 2) индивидуализация развития ребенка; 3) поддержка детской инициативы.

Что может сделать детский сад, чтобы подготовиться к введению ФГОС ДО и к реализации вышеуказанных концептуальных положений и установок? Ведь за этими действиями стоит юридическая ответственность руководителя и всего педагогического коллектива!

Для организации действиями по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в детском саду необходимо запланировать и осуществлять ряд мероприятий, которые должны быть отражены в журнале: «План действий по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду».

Оформление титульного листа

Журнал

НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Организация действиями по обеспечению введения

ФГОС дошкольного образования

(в соответствии с требованиями Минобрнауки РФ)

НАЧАТО С 01.01.2014 г.

ОКОНЧАНИЕ 31.12.2015 г.

Ответственный:

Ф.И.О. заведующей ДОО.

Участники:

Заместитель по ВМР

Старший воспитатель

Педагогические работники

Специалисты

Родители воспитанников

Представители общественности

Содержание журнала

Мероприятие Содержание работы Сроки исполнения Ответственные / участники

1 2 3 4

Рассмотрим каждое мероприятие в отдельности.

Мероприятие 1. Создание государственно-общественной системы управления в детском саду

ФГОС ДО, с опорой на ФЗ «Об образовании в РФ» №273, предусматривает смену системы управления в детском саду. На всех этапах введения Стандарта управление строится на государственно-общественном уровне. Теперь по Закону тотальное единоначалие в действиях руководителя (когда заведующая выступает в одном лице) - недопустимо!

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 26) управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. При государственно-общественной системе управления участниками образовательных отношений в рамках реализации ФГОС ДО являются: заведующая, старший воспитатель, педагогические работники, все специалисты детского сада, родители, представители общественности. Поэтому на этапах разработки и реализации Плана действий осуществляется распределение функций между всеми сотрудниками детского сада.

Государственно-общественная система управления предполагает:

Включение родителей и общественности в образовательный процесс детского сада.

Необходимо подобрать и привлечь людей с высоким индексом доверия: родители, бывшие педагоги, специалисты профильных учреждений и др. Общественники - это не случайные, а мотивированные люди, отвечающие современным требованиям:

• важны такие личностные качества, как скромность, трудолюбие, образованность;

• не приветствуются следующие качества: конфликтность, стремление к власти, завышенная самооценка;

• знание компьютера, владение современными средствами общения (Интернет), наличие высшего образования (предпочтение филологическому);

• обеспечение делового фона деятельности за счет вовлечения в образовательный процесс мужчин; отдавать приоритет папам воспитанников.

Организация и проведение работы с родителями включает в себя:

• целенаправленное наблюдение педагогами детского сада за родителями воспитанников;

• отбор кандидатов в соответствии с обоснованными критериями;

• создание актива родителей;

• проведение руководителем и педагогами индивидуального собеседования с претендентами.

Важно знать, что сопровождение образовательного процесса данными формами работы с родителями является обязательным требованием государственно-общественной системы управления.

Согласно 44 статье ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Первые педагоги - родители. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Родители отвечают за индивидуализацию развития ребенка.

Условия создания Актива родителей

Рекомендуется отказаться от добровольного участия родителей в общественных советах. Отбор кандидатов и формирование актива родителей осуществляется по следующим критериям:

• анализ уровня образования родителей;

• общекультурный уровень родителей;

• владение компьютерной грамотностью;

• наличие коммуникативных качеств личности.

Далее, по итогам коллективного обсуждения, педагоги составляют списки претендентов и предоставляют их заведующей, которая организует и проводит с каждым из них индивидуальное собеседование.

В ходе беседы необходимо делать акценты на:

• повышении самооценки родителя, дать разъяснения относительно того, что его кандидатура выбрана не случайно, а общим решением педколлектива, как достойная личность;

• объяснении необходимости участия родителей в управлении Организацией как государственное требование. Единоначалие заведующей запрещено. Разработка и утверждение документации, которая сопровождает образовательный процесс в детском саду, возможна только при участии родителей;

• разъяснении того, что взаимодействие родителей и детского сада будет регулировать-

ся совместно разработанным Положением, в котором определяются права и обязанности сторон, прописываются организационные моменты, отражающие периодичность встреч, сроки и время проведения совместных мероприятий (1 раз в месяц или 2 раза в год и пр.). Обмен информацией осуществляется посредством современных средств связи.

Создание общественного совета в детском саду

Содержание работы включает в себя:

• издать приказ о создании общественного Совета;

• осуществлять последовательное формирование Совета;

• разработка Положения о Совете (через согласование с юристом);

• внести соответствующие изменения в Устав;

• прописать права и обязанности сторон;

• обсудить данное Положение на общем собрании коллектива, с родителями и представителями общественности;

• отразить итоговые решения в Протоколе.

Таким образом, в виде родительской общественности мы получаем силы, направленные на реализацию образовательной функции в детском саду с целью достижения целевых ориентиров и инновационных установок ФГОС дошкольного образования - позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы.

Какие общественные организации могут быть созданы в дошкольной образовательной организации?

В образовательной организации может быть создано несколько советов с опорой на ФЗ «Об образовании в РФ» №273 (Статья 26. Управление образовательной организацией. Статья 27. Структура образовательной организации. Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации).

Мероприятие 2. Описание системы работы по государственно-общественному управлению в детском саду

Содержание этого этапа предусматривает разработку алгоритма действий обществен-

ников (родители, бывшие педагоги и др.), которые принимают участие в содержании и контроле по реализации ФГОС ДО. Одно из направлений работы относится к разработке основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО: создание инициативной группы, выделение творческих групп, включение родителей в процесс разработки ООП ДО, постановка задач, работа с содержанием целевых ориентиров, взаимообсуждение и пр. Родители и представители общественности принимают участие в выборе примерных программ, познакомятся с учебно-методическим обеспечением, с комплексом мониторинговых мероприятий, проводимых в детском саду.

Мероприятие 3. Организация изучения основных нормативных документов по введению ФГОС дошкольного образования

Содержание работы этого этапа включает в себя два направления деятельности:

1) Создание информационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования.

2) Организация и осуществление обучающей функции в работе с педагогами детского сада.

Первое направление решает задачи, связанные с информационным просвещением и ознакомлением всех участников образовательного процесса с основными положениями ФГОС ДО. Для этого необходимо продумать и включить в работу детского сада формы информационного обеспечения введения Стандарта:

• размещение информации на сайте Организации;

• подготовить материалы для родителей;

• разработать содержание стендов и оформить их;

• представить информацию на электронных носителях (диски);

• подготовить и раздать распечатки педагогам и пр.

Особое внимание следует обратить на Требования к оформлению стендов. ФГОС дошкольного образования, в первую очередь, представляет собой не столько сумму новых нормативно-правовых документов, сколь-

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТОО включает следующие аишшвцп блоки:

ДВА ОСНОВНЫХ БЛОКА СОСТАВЛЯЮЩАЯ

СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ СВОБОДНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМЕ кУЧЕБНОГОЗАНЯТИЯ»

1 1

СОЦНАЛНЗА ЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКАЯ ИНИЦИАТИВА

ДВУХЧАСТНАЯ СТЕРЖНЕВАЯ СТРУКТУРА С ПРИВНЕСЕНИЕМ «УЧЕБНОЙ» СОСТАВЛЯЮЩИЕ!! В КОНЦЕ СТАРШЕГО ДВ

Рис. 1

ко совокупность новых смыслов, ценност-но-мотивационных установок в отношении дошкольного детства. Поэтому содержание стендов не должно быть связано с документацией и с отражением документальной базы Стандарта.

Приведем пример оформления стенда (Рис. 1).

Второе направление непосредственно связано с деятельностью старшего воспитателя, перед которым стоит задача продумать формы обучения педагогов детского сада и включить их в процесс самообразования. С этой целью необходимо разработать вопросник (или тест) для педагогов. Одним из ключевых должен быть вопрос об инновационных установках ФГОС ДО, а именно: Что является основанием (или новизной) ФГОС дошкольного образования? (Ответ: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы - это стержень ФГОС ДО, вокруг которого строится все содержание дошкольного образования).

Мероприятие 4.

Изучение методических пособий по организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста

Рекомендуются следующие основные направления в реализации ФГОС дошкольного образования:

1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми (социализация);

2) самостоятельная деятельность детей (инициатива, индивидуализация).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В чем отличие совместной партнерской деятельности от традиционного образования ребенка при участии взрослого? Организация обучения без психологического давления на ребенка на основе мотивации, т.е. без принуждения. Педагог должен уметь заинтересовать ребенка. В этом педагогическое мастерство педагога.

Старший воспитатель должен разработать алгоритм действий по изучению организации совместной партнерской деятельности педагога с детьми. Практическую работу с педагогами целесообразно проводить один раз в неделю. Формы обучения могут быть следующими: собеседование с воспитателями, круглые столы, мастер-классы, практикумы, открытые занятия, реферат и пр.

Необходимо создать условия для включения педагогов в процесс самообразования. С этой целью целесообразно разработать анкету и включить в нее вопросы по организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Например:

1. Опишите алгоритм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

2. В чем специфика совместной партнерской деятельности (в продуктивной деятельности, в познавательно-исследовательской деятельности, в игровой деятельности и др.)?

3. В чем отличие воспитателя-партнера от воспитателя-учителя?

4. Назовите особенности организации совместной партнерской деятельности и классно-урочной системы. Укажите отличительные признаки? и др.

Мероприятие 5. Организация и просмотр открытых занятий с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель составляет план проведения открытых занятий в ДОО по теме: «Педагогические условия организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми».

В основу проведения открытых занятий следует положить содержание, отражающее концептуальные положения ФГОС дошкольного образования:

• найти и продемонстрировать новые вариативные формы взаимодействия с детьми;

• реструктуризировать содержание образовательной деятельности, показать способы организации детских видов деятельности;

• способы и приемы рациональной организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада;

• технологии обеспечения эффективного взаимодействия с родителями;

• переработать материалы под совместную партнерскую деятельность;

• показать отличие партнерской деятельности от свободного воспитания и школьно-урочной системы;

• показать специфику совместной партнерской деятельности в продуктивной деятельности, в познавательно-исследовательской деятельности, в игровой деятельности и др.;

• способы и приемы организации свободной самостоятельной деятельности детей;

• специфику специально организованного обучения в форме «учебного занятия» в подготовительной группе;

• сравнить признаки поведения воспитателя-партнера и воспитателя-учителя;

• показать способы организации рабочего пространства и позиций участников при разной форме организации занятия: партнерской и школьно-урочной.

Мероприятие 6. Создание системы повышения квалификации (ПК) сотрудников (всех специалистов) на уровне детского сада

Система повышения квалификации на уровне детского сада имеет исключительно практическую направленность и связана с отработкой целевых ориентиров. Практическая работа по обучению педагогов предусматривает участие педагогических работников, всех специалистов, но в первую очередь, ориентация на тех, кто не имеет базового профессионального образования по профилю деятельности.

Задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы последовательно расписать этапы достижения целевых ориентиров, которые по итогам освоения программы выражаются в сформированных у детей практических умениях и навыках, свойствах и качествах личности.

Целевой ориентир Формы Методы Приемы Средства Технологии

Овладение ос-

новными культур-

ными способами

деятельности

Проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности и др. (см. ФГОС ДО, п. 4.6.)

Практическая отработка целевых ориентиров строится с учетом системно-деятельнос-тного подхода, согласно которому в работе педагога выделяются следующие этапы: 1) показ; 2) образец; 3) упражнение; 4) творчество ребенка.

Мероприятие 7. Провести с педагогическим коллективом работу по анализу развивающей предметно-пространственной среды в ДОО на соответствие ее развитию детской инициативы

Развитию детской инициативы, как основного целевого ориентира, способствует изменение среды, которая должна обладать новизной, привлекательностью, трансформироваться под новые образовательные задачи. В таблице приведены требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования через сравнение с ФГТ.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

ФГТ ФГОС ДО

Вариативность Полифункциональность Трансформируемость Информативность Педагогическая целесообразность Насыщенность Вариативность Полифункциональность Трансформируемость Доступность Безопасность

Алгоритм работы по анализу развивающей предметно-пространственной среды в ДОО на соответствие ее развитию детской инициативы включает в себя следующие этапы:

1) Создание творческой группы из числа работников детского сада под руководством старшего воспитателя.

2) Подобрать критерии анализа среды.

Чтобы профессионально оценить развивающую предметно-пространственную среду детского сада необходимо использовать методику оценки среды, разработанную Центром психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ (www.psytoys.ru).

3) Проведение мониторинга развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Процедура мониторинга среды включает в себя следующие вопросы:

1) На что работает среда в группе детского сада?

2) Обеспечивает ли среда поддержку инициативы ребенка в разных видах деятельности?

3) Направлена ли среда на реализацию индивидуальных потребностей ребенка?

4) Побуждает ли среда к проявлению инициативы ребенка?

5) Соответствует ли среда возрастным особенностям детей и содержанию Программы?

6) Обладает ли среда свойствами трансфор-мируемости и полифункциональности? и др.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада должна обеспечивать:

• эмоциональное благополучие ребенка;

• условия организации совместной партнерской деятельности взрослых и детей;

• возможность общения и уединения;

• удовлетворение потребности детей в двигательной активности и др.

Одним из важных моментов является создание условий для игры, которая предполагает:

• более свободную структуру Программы без поминутного планирования детских видов деятельности;

• время для детской активности;

• наличие воображаемого пространства, где дети активны и свободны;

• обучение педагогов игре.

Концепция проектирования среды строится с учетом специфики дошкольного возраста и основных видов деятельности детей. Новая модель среды отвечает принципу вариативности, предусматривает реструктуризацию содержания образовательного процесса на основе включения «культурных практик» ребенка: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы.

Мероприятие 8. Организовать работу с коллективом детского сада по отбору, анализу и оценке парциальных программ

Содержание данного мероприятия включает в себя два направления деятельности. Первое направление характеризуется тем, что старший воспитатель ставит перед педагогами и специалистами детского сада задачу - установить соответствие парциальных программ основаниям ФГОС дошкольного образования:

• индивидуализация развития;

• позитивная социализация;

• развитие детской инициативы.

Отвечают ли парциальные программы на

вопросы, поставленные в Стандарте?

Второе направление предполагает на основе организации взаимодействия с родителями и социальными партнерами поиск ответов на следующие вопросы:

• как соотнести парциальные программы с дополнительными услугами?

• с национальными, социокультурными условиями?

• с потребностями педагогов, родителей и детей?

• какие традиции сложились и существуют в детском саду?

• как их можно отразить в парциальных программах? и др.

На основании полученных ответов осуществлять отбор парциальных программ.

Мероприятие 9. Внести в парциальные программы коррективы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

С учетом задач предыдущего этапа старший воспитатель ориентирует педагогов и специалистов детского сада на следующие действия:

• переработать материал под совместную партнерскую деятельность (что понимается как реструктуризация содержания образовательной деятельности);

• продумать новые формы взаимодействия с детьми.

Следует помнить, что ориентация - на целевые ориентиры!

Каждый педагог и специалист детского сада, осуществляющий разработку и выбор Программ, должен руководствоваться 4 основаниями:

Смогу ли я, используя данную Программу:

1) Изменить формы взаимодействия с детьми.

2) Реструктуризировать содержание образовательной деятельности.

3) Рационально организовать предметно-пространственную среду.

4) Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями.

При разработке и отборе парциальных программ необходимо учитывать психолого-педагогические условия создания социальной ситуации развития детей (см. ФГОС ДО, п. 3.2.).

Мероприятие 10.

Выявить и изучить потребности

и интересы родителей

воспитанников

Реализация ФГОС ДО требует организации взаимодействия с родителями, которые, в первую очередь, обеспечивают индивидуализацию развития детей. Позитивная социализация и индивидуализация образовательного процесса требуют изучения потребностей и интересов родителей воспитанников. С этой целью необходимо провести анкетирование и опросы респондентов, на основании ответов которых и осуществлять выбор парциальных программ, но с ориентацией на целевые ориентиры!

Результаты социологических исследований показали, что основное качество, которое родители хотят видеть у своего ребенка - это доброта и отзывчивость к людям (70%).Поэтому главное в детском саду - сохранить чувственную основу детской жизни, развивать эмоциональный опыт у детей через выстраивание событийных мероприятий, реализацию комплексно-тематического принципа планирования на основе проектной деятельности взрослых и детей. Главная задача - это формирование базиса личностной культуры ребенка. Отсюда детский сад по сути - это Сад по взращиванию детской души.

Мероприятие 11. Провести мониторинговые социологические исследования

Работать по ФГОС дошкольного образования - значит отвечать на вызовы современной социокультурной ситуации. Речь идет о разных стартовых возможностях и социокультурных ситуациях развития детей. Важно понять, что должна и может компенсировать общественная система дошкольного образования при реализации ФГОС ДО. Чем я могу помочь ребенку из неполной семьи или с низким уровнем стартовых возможностей?

Назовем тематику социологических исследований, которые необходимо проводить в детском саду при реализации ФГОС дошкольного образования: Родители и взаимодействие с детьми. Эмоциональное самочувствие взрослого при общении с ребенком. Родительские стратегии воспитания. Ценностные ориентации родителей и воспитания. Ситуация развития ребенка в семье. Структура семейного досуга. Динамика изменения игровых предпочтений. Удовлетворенность системой дошкольного воспитания.

Мероприятие 12. Руководитель планирует содержание и формы контроля реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду

Целесообразность этих мер обусловлена тем, что заведующая несет юридическую от-

ветственность за реализацию ФГОС ДО и отчитывается на предмет качества дошкольного образования.

В основу реализации контролирующей функции следует положить критерии деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО, о которых говорилось выше:

1) изменяет ли педагог формы взаимодействия с детьми;

2) реструктуризирует ли содержание образовательной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) рационально ли организует предметно-пространственную среду;

4) обеспечивает ли эффективное взаимодействие с родителями.

Все вышесказанное подчеркивает особый тип Стандарта, связанный с поддержкой разнообразия детства, необходимостью осуществления единого стратегического направления деятельности в системе дошкольного образования на современном этапе с сохранением принципа вариативности. ■

Литература

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: Сфера, 2005.

2. Журнал динамики достижений детей группы детского сада / С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская. - М.: Линка-Пресс, 2008.

3. Короткова НА. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 208 с.

4. Свирская Л. Индивидуализация образования: правильный старт. - М.: Линка-Пресс, 2012.

Статья поступила в редакцию 1 7.06.201 5 г.

Г ^ Смотрите канал журнала «СДО» ЛтЩ на YouTube: http://www.youtube.com/user/JournalPreschool Читайте все самые свежие новости v ш дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool /Л Facebook: ^ ЧГ https://www.facebook.com/sdojournal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.