Научная статья на тему 'Психологическое содержание ФГОС для дошкольников'

Психологическое содержание ФГОС для дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна

Целью настоящего теоретического исследования является анализ психологического содержания и концептуальных психолого-педагогических оснований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта личностное развитие ребенка. Ребенок выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди которых инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. То есть сегодня подготовка к школе не является главной целью дошкольного образования. Цель детского сада эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности и желание учиться. При этом необходимо учитывать, что сегодняшние дети иные, существенно отличающиеся от предыдущих поколений. Это дети, которые уже к 2.5-3 годам активно приобщаются к новым информационно-коммуникационным технологиям и становятся «информационными аборигенами». Как утверждают разработчики, основанием для введения ФГОС ДО стал не только закон «Об образовании РФ», но и современная социокультурная ситуация. Можно сказать, что это нестандартный «стандарт» ФГОС ДО, это стандарт условий, поскольку в нем главное не результат, а условия. Условия это социальная ситуация развития ребенка сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным информационным пространством. Если условия созданы Стандарт реализован. Таким образом, концептуальной основой является культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского, объясняющая механизм развития личности. Л.С. Выготский, анализируя личность ребенка, делает вывод о том, что ее развитие происходит по спирали и скачкообразно, тем самым обеспечивается постоянный прогресс в развитии определенной личности. Процесс развития личности детей дошкольного возраста составляет действительное содержание воспитания и развития современного дошкольного образования. Л.С. Выготский определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях». Л.С. Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющегося в наличие) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Применительно к развитию ребенка дошкольного возраста «уровень актуального развития» стартовый уровень. «Уровень потенциального развития» тот, который может достичь ребенок при создании определенных условий. Таким условием является процесс обучения и воспитания, который должен идти впереди детского развития. Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: инициативность; самостоятельность; уверенность в себе; воображение; физическое развитие; волевые усилия; любознательность; интерес ребенка. При этом целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов. Тогда что же будет оцениваться: 1) педагогический процесс; 2) условия (социальная ситуация развития) и 3) педагогические кадры. Следует отметить, что требования к условиям реализации программы в организациях, создающим социальную ситуацию развития личности ребенка занимают ключевое место в структуре требований ФГОС ДО. Так же к достоинствам стандарта, с точки зрения психологического анализа, можно отметить формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников: обеспечение эмоционального благополучия; поддержка индивидуальности и инициативы детей; установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях; построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника; взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В п. 4.1 ФГОС ДО отмечено, что дошкольное детство имеет свою специфику гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность. Дошкольное образование тоже имеет свои системные особенности. Это необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат. Все эти условия делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов организации, реализующей программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. В дальнейшем необходимо рассмотреть и проанализировать преемственность уровней дошкольного и начального общего образования, о которой говорится в задачах обоих стандартов. В настоящее время преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование следует понимать как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание ФГОС для дошкольников»

Психологическое содержание ФГОС для дошкольников

Батенова Юлия Валерьевна

ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет"

Ключевые слова:

федеральный образовательный стандарт, развитие личности дошкольника

Аннотация: целью настоящего теоретического исследования является анализ психологического содержания и концептуальных психолого-педагогических оснований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО).

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта -личностное развитие ребенка. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди которых инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. То есть сегодня подготовка к школе не является главной целью дошкольного образования. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности и желание учиться.

При этом необходимо учитывать, что сегодняшние дети иные, существенно отличающиеся от предыдущих поколений. Это дети, которые уже к 2.5-3 годам активно приобщаются к новым информационно-коммуникационным технологиям и становятся «информационными аборигенами».

Как утверждают разработчики, основанием для введения ФГОС ДО стал не только закон «Об образовании РФ», но и современная социокультурная ситуация.

Можно сказать, что это нестандартный «стандарт» ФГОС ДО, это стандарт условий, поскольку в нем главное не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка -сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным информационным пространством. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Таким образом, концептуальной основой является культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского, объясняющая механизм развития личности. Л.С. Выготский, анализируя личность ребенка, делает вывод о том, что ее развитие происходит по спирали и скачкообразно, тем самым обеспечивается постоянный прогресс в развитии определенной личности. Процесс развития личности детей дошкольного возраста составляет действительное содержание воспитания и развития современного дошкольного образования.

Л.С. Выготский определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях». Л.С. Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющегося в наличие) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Применительно к развитию ребенка дошкольного возраста «уровень актуального развития» - стартовый уровень. «Уровень потенциального развития» - тот, который может достичь ребенок при создании определенных условий. Таким условием является процесс обучения и воспитания, который должен идти впереди детского развития.

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: - инициативность; -самостоятельность; - уверенность в себе; - воображение; - физическое развитие; - волевые усилия; - любознательность; - интерес ребенка. При этом целевые ориентиры не являются

объектом оценки результатов. Тогда что же будет оцениваться: 1) педагогический процесс; 2) условия (социальная ситуация развития) и 3) педагогические кадры.

Следует отметить, что требования к условиям реализации программы в организациях, создающим социальную ситуацию развития личности ребенка занимают ключевое место в структуре требований ФГОС ДО. Так же к достоинствам стандарта, с точки зрения психологического анализа, можно отметить формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников:

- обеспечение эмоционального благополучия;

- поддержка индивидуальности и инициативы детей;

- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;

- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В п. 4.1 ФГОС ДО отмечено, что дошкольное детство имеет свою специфику - гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность. Дошкольное образование тоже имеет свои системные особенности. Это необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат. Все эти условия делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов организации, реализующей программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

В дальнейшем необходимо рассмотреть и проанализировать преемственность уровней дошкольного и начального общего образования, о которой говорится в задачах обоих стандартов. В настоящее время преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование следует понимать как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Список литературы:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 // Российская газета. - 2013. -№265.

Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н.Н. Поддьяков. - СПб.: Образовательные проекты; М.: Обруч, 2013. - 190 с.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.