Психологическое содержание ФГОС для дошкольников
Батенова Юлия Валерьевна
ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет"
Ключевые слова:
федеральный образовательный стандарт, развитие личности дошкольника
Аннотация: целью настоящего теоретического исследования является анализ психологического содержания и концептуальных психолого-педагогических оснований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО).
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта -личностное развитие ребенка. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди которых инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. То есть сегодня подготовка к школе не является главной целью дошкольного образования. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности и желание учиться.
При этом необходимо учитывать, что сегодняшние дети иные, существенно отличающиеся от предыдущих поколений. Это дети, которые уже к 2.5-3 годам активно приобщаются к новым информационно-коммуникационным технологиям и становятся «информационными аборигенами».
Как утверждают разработчики, основанием для введения ФГОС ДО стал не только закон «Об образовании РФ», но и современная социокультурная ситуация.
Можно сказать, что это нестандартный «стандарт» ФГОС ДО, это стандарт условий, поскольку в нем главное не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка -сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным информационным пространством. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Таким образом, концептуальной основой является культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского, объясняющая механизм развития личности. Л.С. Выготский, анализируя личность ребенка, делает вывод о том, что ее развитие происходит по спирали и скачкообразно, тем самым обеспечивается постоянный прогресс в развитии определенной личности. Процесс развития личности детей дошкольного возраста составляет действительное содержание воспитания и развития современного дошкольного образования.
Л.С. Выготский определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях». Л.С. Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющегося в наличие) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Применительно к развитию ребенка дошкольного возраста «уровень актуального развития» - стартовый уровень. «Уровень потенциального развития» - тот, который может достичь ребенок при создании определенных условий. Таким условием является процесс обучения и воспитания, который должен идти впереди детского развития.
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: - инициативность; -самостоятельность; - уверенность в себе; - воображение; - физическое развитие; - волевые усилия; - любознательность; - интерес ребенка. При этом целевые ориентиры не являются
объектом оценки результатов. Тогда что же будет оцениваться: 1) педагогический процесс; 2) условия (социальная ситуация развития) и 3) педагогические кадры.
Следует отметить, что требования к условиям реализации программы в организациях, создающим социальную ситуацию развития личности ребенка занимают ключевое место в структуре требований ФГОС ДО. Так же к достоинствам стандарта, с точки зрения психологического анализа, можно отметить формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников:
- обеспечение эмоционального благополучия;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В п. 4.1 ФГОС ДО отмечено, что дошкольное детство имеет свою специфику - гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность. Дошкольное образование тоже имеет свои системные особенности. Это необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат. Все эти условия делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов организации, реализующей программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
В дальнейшем необходимо рассмотреть и проанализировать преемственность уровней дошкольного и начального общего образования, о которой говорится в задачах обоих стандартов. В настоящее время преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование следует понимать как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Список литературы:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 // Российская газета. - 2013. -№265.
Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н.Н. Поддьяков. - СПб.: Образовательные проекты; М.: Обруч, 2013. - 190 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.