Профессиональная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с родителями воспитанников
Слепцова И. Ф.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»,
Москва, Россия
Аннотация. Целью статьи является акцентирование внимания педагогов на проблеме сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников как государственного требования через указание рисков в профессиональной деятельности педагогов, сфер вовлечения родителей в образовательном процессе детского сада, выделение направлений работы с родителями с учетом компетентностного подхода.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» № 273 создание государственно-общественной системы управления предполагает выстраивание толерантной культуры отношений между участниками образовательного процесса в детском саду: детьми, педагогами, специалистами, учредителем, родителями, общественниками.
Решение проблемы социального партнерства лежит в плоскости «культуры достоинства» (Асмолов А.Г.), в рамках которой главной ценностью образования является личность ребенка. Выстраивание личностно ориентированной модели взаимодействия строится на основе понимания причин поведения ребенка и содействия взрослого с детьми (Запорожец А.В.).
Одним из главных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка (ФГОС ДО, п. 3.2.5.).
Сотрудничество и партнерство с семьей - обязательное требование введения ФГОС ДО! Родители вовлекаются в образовательный процесс детского сада и участвуют в реализации ФГОС дошкольного образования.
Сущностная характеристика Стандарта заключается в том, что ребенок не является объектом оценки и измерения. ФГОС - это стандарт поддержки разнообразия детства, развития, возможностей, поэтому речь идет о социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 4.1.).
Основные оценочные требования предъявляются к условиям создания социальной ситуации развития ребенка, к педагогическому процессу и к педагогу - чему, как он будет учить? На какой предметности будет выстраивать деятельность? и пр.
Профессиональная деятельность педагога, с учетом компетентностного подхода, будет оцениваться по следующим параметрам:
• динамика развития интегративных качеств у детей;
• степень эмоционального благополучия ребенка в образовательной среде;
• рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды, условий, социальной ситуации развития ребенка;
• изменение форм взаимодействия с детьми;
• реструктуризация содержания образовательной деятельности;
• степень вовлеченности родителей в образовательный процесс детского сада.
Последний показатель - эффективное взаимодействие с родителями - является
условием решения такой образовательной задачи (или инновационной установки ФГОС ДО), как индивидуализация образования: поддержка ребенка, построение его индивидуальной образовательной траектории.
Результаты социологических исследований показывают, что большинство родителей небезразличны к вопросам образования ребенка и нацелены на участие в образовательных проектах детского сада. Однако необходимыми условиями, предъявляемыми со стороны родителей, являются минимальные временные затраты от 5 до 15 мнут в день и обеспечение методическими материалами.
Следует учитывать, что процесс вовлечения родителей в деятельность детского сада и работу педагога сопровождается рядом рисков, среди которых: отсутствие у многих педагогов навыков организации взаимодействия с родителями, недостаток разработки специальных технологий вовлечения родителей в образовательный процесс и др.
Одним из рисков является доминирование сильного социального заказа со стороны родителей на подготовку ребенка к школе, и который в контексте Стандарта, вступает в противоречие с ценностно-целевыми установками современного дошкольного образования. Идеология ФГОС ДО подчеркивает уникальность и самоценность периода дошкольного детства, «как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» (ФГОС ДО, п. 1.2.).
Отсюда, большую важность представляет работа с родителями, направленная на осмысление и понимание общей базы представлений, векторов развития, целевых ориентиров периода дошкольного детства; на формирование ценностных мотивационных установок родительского поведения; на преодоление агрессивных проявлений и воспитание толерантной культуры отношений с указанием не только на права, но и, в первую очередь, на обязанности родителей.
Итак, вовлечение родителей в образовательный процесс имеет широкий диапазон.
Во-первых, родители принимают участие в выборе Примерных Программ. Для этого работники детского сада должны организовать и провести презентацию Программ дошкольного образования с раскрытием основных положений, форм и методов работы с детьми. Выбор осуществлять на основании открытого голосования, результаты которого должны быть отражены в Протоколе.
Во-вторых, родители включаются в процесс разработки и утверждения основной образовательной программы детского сада. С этой целью продумываются формы участия родителей, одной из которых является создание Актива родителей от трех человек с последующим включением в творческие группы педагогов.
Важно отметить, что на титульном листе Программы обязательно ставятся подписи родителей (членов общественного Совета), что, в свою очередь, является государственным требованием.
В-третьих, родители обязательно знакомятся с учебно-методическим обеспечением Программы, с его возможностями и потенциалом, с особенностями его использования в рамках семейного воспитания. Этот этап работы также отражается в Протоколе.
В-четвертых, проведение мониторинга и психологической диагностики допускается в присутствии и с согласия родителей (законных представителей) (ФГОС ДО, п. 3.2.3.).
Согласно Закону «Об образовании в РФ» № 273, статья 64. п.3 - в дошкольной образовательной организации должны быть созданы Консультационные центры для оказания помощи родителям, дети которых не посещают детский сад. Данный вид услуги относится к базису дошкольного образования, включается в первую часть программы, которая отражает 60 % объема образовательной нагрузки, и является обязательной.
Таким образом, заведующая, как руководитель дошкольной образовательной организации, единоначально, без привлечения участников образовательных отношений, теперь управлять не должна.
Согласно новому Закону «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования, одной из ключевых является идея сетевого взаимодействия, которая предполагает
включение не только родителей, но и всего социума (пожарники, медики, библиотекари и др.) в реализацию образовательной функции в детском саду.
Данные положения закреплены на законодательном уровне и отражены в Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Библиография
Волосовец Т.В. Родителям надо объяснять, что детство - самоценный период, задача родителей - создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. - 2013. - № 3 (35) - С. 2630.
Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М.: АРКТИ, 2004. 80 с.
Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. //Дошкольное воспитание № 1, 2014., с. 49.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Свирская Л. Индивидуализация образования: правильный старт. - М.: Линка-Пресс, 2012.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // Ы*р://минобрнауки.рф/документы/2974