Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с родителями воспитанников'

Профессиональная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с родителями воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова И. Ф.

Целью статьи является акцентирование внимания педагогов на проблеме сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников как государственного требования через указание рисков в профессиональной деятельности педагогов, сфер вовлечения родителей в образовательном процессе детского сада, выделение направлений работы с родителями с учетом компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с родителями воспитанников»

Профессиональная компетентность педагогов в сфере взаимодействия с родителями воспитанников

Слепцова И. Ф.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»,

Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является акцентирование внимания педагогов на проблеме сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников как государственного требования через указание рисков в профессиональной деятельности педагогов, сфер вовлечения родителей в образовательном процессе детского сада, выделение направлений работы с родителями с учетом компетентностного подхода.

Согласно Закону «Об образовании в РФ» № 273 создание государственно-общественной системы управления предполагает выстраивание толерантной культуры отношений между участниками образовательного процесса в детском саду: детьми, педагогами, специалистами, учредителем, родителями, общественниками.

Решение проблемы социального партнерства лежит в плоскости «культуры достоинства» (Асмолов А.Г.), в рамках которой главной ценностью образования является личность ребенка. Выстраивание личностно ориентированной модели взаимодействия строится на основе понимания причин поведения ребенка и содействия взрослого с детьми (Запорожец А.В.).

Одним из главных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка (ФГОС ДО, п. 3.2.5.).

Сотрудничество и партнерство с семьей - обязательное требование введения ФГОС ДО! Родители вовлекаются в образовательный процесс детского сада и участвуют в реализации ФГОС дошкольного образования.

Сущностная характеристика Стандарта заключается в том, что ребенок не является объектом оценки и измерения. ФГОС - это стандарт поддержки разнообразия детства, развития, возможностей, поэтому речь идет о социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 4.1.).

Основные оценочные требования предъявляются к условиям создания социальной ситуации развития ребенка, к педагогическому процессу и к педагогу - чему, как он будет учить? На какой предметности будет выстраивать деятельность? и пр.

Профессиональная деятельность педагога, с учетом компетентностного подхода, будет оцениваться по следующим параметрам:

• динамика развития интегративных качеств у детей;

• степень эмоционального благополучия ребенка в образовательной среде;

• рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды, условий, социальной ситуации развития ребенка;

• изменение форм взаимодействия с детьми;

• реструктуризация содержания образовательной деятельности;

• степень вовлеченности родителей в образовательный процесс детского сада.

Последний показатель - эффективное взаимодействие с родителями - является

условием решения такой образовательной задачи (или инновационной установки ФГОС ДО), как индивидуализация образования: поддержка ребенка, построение его индивидуальной образовательной траектории.

Результаты социологических исследований показывают, что большинство родителей небезразличны к вопросам образования ребенка и нацелены на участие в образовательных проектах детского сада. Однако необходимыми условиями, предъявляемыми со стороны родителей, являются минимальные временные затраты от 5 до 15 мнут в день и обеспечение методическими материалами.

Следует учитывать, что процесс вовлечения родителей в деятельность детского сада и работу педагога сопровождается рядом рисков, среди которых: отсутствие у многих педагогов навыков организации взаимодействия с родителями, недостаток разработки специальных технологий вовлечения родителей в образовательный процесс и др.

Одним из рисков является доминирование сильного социального заказа со стороны родителей на подготовку ребенка к школе, и который в контексте Стандарта, вступает в противоречие с ценностно-целевыми установками современного дошкольного образования. Идеология ФГОС ДО подчеркивает уникальность и самоценность периода дошкольного детства, «как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» (ФГОС ДО, п. 1.2.).

Отсюда, большую важность представляет работа с родителями, направленная на осмысление и понимание общей базы представлений, векторов развития, целевых ориентиров периода дошкольного детства; на формирование ценностных мотивационных установок родительского поведения; на преодоление агрессивных проявлений и воспитание толерантной культуры отношений с указанием не только на права, но и, в первую очередь, на обязанности родителей.

Итак, вовлечение родителей в образовательный процесс имеет широкий диапазон.

Во-первых, родители принимают участие в выборе Примерных Программ. Для этого работники детского сада должны организовать и провести презентацию Программ дошкольного образования с раскрытием основных положений, форм и методов работы с детьми. Выбор осуществлять на основании открытого голосования, результаты которого должны быть отражены в Протоколе.

Во-вторых, родители включаются в процесс разработки и утверждения основной образовательной программы детского сада. С этой целью продумываются формы участия родителей, одной из которых является создание Актива родителей от трех человек с последующим включением в творческие группы педагогов.

Важно отметить, что на титульном листе Программы обязательно ставятся подписи родителей (членов общественного Совета), что, в свою очередь, является государственным требованием.

В-третьих, родители обязательно знакомятся с учебно-методическим обеспечением Программы, с его возможностями и потенциалом, с особенностями его использования в рамках семейного воспитания. Этот этап работы также отражается в Протоколе.

В-четвертых, проведение мониторинга и психологической диагностики допускается в присутствии и с согласия родителей (законных представителей) (ФГОС ДО, п. 3.2.3.).

Согласно Закону «Об образовании в РФ» № 273, статья 64. п.3 - в дошкольной образовательной организации должны быть созданы Консультационные центры для оказания помощи родителям, дети которых не посещают детский сад. Данный вид услуги относится к базису дошкольного образования, включается в первую часть программы, которая отражает 60 % объема образовательной нагрузки, и является обязательной.

Таким образом, заведующая, как руководитель дошкольной образовательной организации, единоначально, без привлечения участников образовательных отношений, теперь управлять не должна.

Согласно новому Закону «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования, одной из ключевых является идея сетевого взаимодействия, которая предполагает

включение не только родителей, но и всего социума (пожарники, медики, библиотекари и др.) в реализацию образовательной функции в детском саду.

Данные положения закреплены на законодательном уровне и отражены в Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Библиография

Волосовец Т.В. Родителям надо объяснять, что детство - самоценный период, задача родителей - создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. - 2013. - № 3 (35) - С. 2630.

Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М.: АРКТИ, 2004. 80 с.

Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. //Дошкольное воспитание № 1, 2014., с. 49.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Свирская Л. Индивидуализация образования: правильный старт. - М.: Линка-Пресс, 2012.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // Ы*р://минобрнауки.рф/документы/2974

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.