Научная статья на тему 'Инновационные формы работы с родителями'

Инновационные формы работы с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10677
940
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ" / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галстян Стелла Гамлетовна

В настоящей статье представлено описание опыта внедрение инновационных форм работы с родителями в дошкольной образовательной организации; раскрыты способы работы педагога по взаимодействию с семьёй, по совместному и согласованному, целесообразному социальному вмешательству в развитие ребенка педагогов и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы работы с родителями»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

53

УДК 37.018.26

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

С. Г. Галстян

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС №337, г. Челябинск

В настоящей статье представлено описание опыта внедрение инновационных форм работы с родителями в дошкольной образовательной организации; раскрыты способы работы педагога по взаимодействию с семьёй, по совместному и согласованному, целесообразному социальному вмешательству в развитие ребенка педагогов и родителей.

Ключевые слова: взаимодействие, инновация, инновационная деятельность, «кризисная семья», семья, семейные традиции, социальное вмешательство.

По мнению значительного числа исследователей (Е. П. Арнаутова В. В. Бойко, Л. В. За-гик, А. Г. Харчев и др.), семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; члены семьи связаны брачными или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Семья для ребёнка дошкольного возраста - главный и основной фактор социализации, вплоть до 3-4-летнего возраста. Проблеме социализующего влияния семьи на ребёнка посвящены исследования Е. П. Арнаутовой, В. В. Бойко, Л. В. Загик и др.

Дошкольное детство это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Издавна между специалистами ведётся спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, заметим, что главный момент в диаде «семья - дошкольное учреждение» - межличностное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания и социализации конкретного ребенка в конкретной семье. Вступая во взаимодействие с родителями, педагог не скрывает, если в чем-то сомневается; педагог просит совета, если не имеет готового решения или, если решение есть, но его необходимо согласовать с родителями; педагог всячески подчеркивает уважение к жизненному опыту родителей, если исполнение принятого совместно с родителями, будет реализовываться, непосредственно, в сфере семьи; педагог всегда с учитывает личностные особенности собеседника, если от них зависит отношение родителя к ребенку. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшая профессиональная компетенция, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение, целесообразное, с точки зрения социализации ребенка в семье, взаимодействие. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования [7] ориентирует на «государственно-общественное управление» (статья 89 Закона РФ «Об образовании...»), означающее, в том числе, и взаимодействие с родителями. Родители могут и должны участвовать в реализации образовательной программы (статья 44 Закона РФ «Об образовании...»), чтобы не упускать возможности активного участия в становлении личности ребенка в важнейший период формирования его личности, не оставаясь, как это, подчас, бывает, как бы, сторонними наблюдателями его развития.

Предъявляемые требования и социальный заказ ставят дошкольную образовательную организацию перед необходимостью работать в режиме развития: это режим можно квалифицировать как «режим инноваций». Основным механизмом функционирования и

54

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

деятельности персонала развивающейся дошкольной образовательной организации является поиск и отбор позитивных, прошедших соответствующую экспертизу, новаций и их освоение. В условиях реализации нового ФГОС ДО осуществляются процедуры внедрения - инновации, способствующие не только количественным, но и качественным изменениям в функционировании дошкольной образовательной организации.

Итак, что же такое инновация?

Инновация - происходит от латинского innovatio (где in - приставка в, а novatio - новое) и в переводе означает «обновление», «изменение», «ново-в-введение». Педагогическая инновация - это «изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников» [5. C. 50].

По мнению В. А. Сластенина, понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового, Применительно к педагогическому процессу инновация «...означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию взаимодействия педагога, воспитанника и родителей» [5. С. 243].

Арнаутова Е. П. [1] считает, что в основе взаимодействия семьи и детского сада лежит идея, что за обучение и воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь им, поддержать, направить, дополнить их образовательную деятельность. И, действительно, на протяжении многих лет складывалось разрушительное отношение к семье и семейному воспитанию. Вследствие этих тенденций у педагогов сложилась уверенность в педагогической некомпетентности родителей, их невежестве в вопросах обучения и воспитания. В свою очередь, педагоги проявили неготовность информирования родителей о содержании, о методиках «социа-лизационно-образовательного вмешательства» (С. Г. Молчанов), которые применяются в дошкольных образовательных организациях [6]. Родители, в силу их невключенности в образовательный процесс, занимали пассивную позицию в отношениях «ДОУ-семья». Их «партисипативность» (С. Г. Молчанов) ограничивалась помощью в уборке, ремонте, благоустройстве и озеленении участков; родители приглашались на детские утренники и родительские собрания [6].

Воспитание - процесс преодоления многих трудностей; процесс многогранный и требует взаимодействия всех его субъектов и объектов (участников); родителей, воспитателей, детей. Взрослые, непосредственно, причастны личностно и организационно к созданию благоприятного климата для ребенка в социальной группе. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями сложились неконструктивно. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья: «родители... имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами» [8. C. 44].

Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются а) отношение к себе, б) его мировоззрение, в целом, в) поведение в разных сферах общественной жизни. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи; это совокупность социальных компетенций, накопленных в семье в виде семейных традиций. Под традициями мы понимаем обычаи, которые поддерживаются всеми членами семьи без принуждения извне.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [3. C. 156].

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание» [3. C. 145].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

55

Кроме традиций, социального потенциала семьи, важное значение имеют и материальные, и бытовые условия; периоды развития семьи, как социального института; структура семьи; характер отношений между членами семьи, как социальной группы; обыденные мелочи повседневности.

Многочисленные исследования позволяют зафиксировать факторы, влияющие, прежде всех остальных, на развитие ребенка, именно, в семье:

Первый. Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.

Второй. Внутрисемейная деятельность каждого члена семьи (внутрисемейное разделение обязанностей и прав) - основное средство социализации человека и приобщение к будущей жизнедеятельности.

Третий. Воспитательная (социализирующая) деятельность родителей по отношению к ребенку, в рамках которой родители выступают в качестве педагогов.

Проблемой семейного воспитания занимались такие ученые педагоги и великие практики, как С. В. Глебова, О. Л. Зверева, А. С. Макаренко, С. Г. Молчанов, В. А. Сухомлин-ский, Г. В. Яковлева и др.

На сегодняшний день воспитательный потенциал семьи существенно ослаблен, так как родители долгие годы были ориентированы на преимущественное значение общественного воспитания. В результате выполнения родителями воспитательных, социали-зационных функций в семье, в настоящее время, значительно ослабло. Причинами этого выступили следующие:

- семьи стали малочисленнее;

- семьи стали непрочными, что ведет к появлению неполных семей и (или) «кризисных семей»;

- многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным, в силу экономических и политических причин;

- низка педагогическая культура большинства многих родителей, особенно, рожденных в 90-е годы прошлого столетия.

Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья - это высшая социальная ценность.

Цель нашего исследования, а наша статья, по существу, является постановкой цели этого длительного исследования: описание целесообразного взаимодействия педагогов (воспитателей ДОО) с семьями воспитанников и вовлечение родителей (законных представителей) в жизнь, в функционирование социальной группы, в деятельность отдельных детей, их подгрупп и всей группы.

Отсюда можно сформулировать проблему, которую нам предстоит решать: найти, отобрать и описать формы, методы, приемы и средства организации взаимодействия педагога с семьей воспитанника.

В рамках нашего исследования представляется также целесообразным решить следующие задачи: 1) изучить имеющиеся в теории и актуальном опыте формы, методы, приемы и средства работы с родителями; 2) отобрать наиболее эффективные (выбрать формы, методы, приемы и средства с семьями; 3) апробировать инновационные формы работы с родителями воспитанников.

В нашем исследовании инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей мы будем считать те из них, которые позволяют не только оснастить родителей педагогическими знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их инновационными инструментами для этой работы. Инновационные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установления формальных и, по возможности и желанию самих родителей, неформальных контактов. В качестве гипотетического предположения мы относим к инновацион-

56

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

ным формам взаимодействия (общения) педагога с родителями следующие: а) информационно-аналитические, б) досуговые, в) познавательные, г) наглядно-информационные. Эти формы номинированы нами на основании многочисленных исследований и имеющейся практики, но в новых, актуальных условиях нуждаются в апробации и экспертном оценивании на предмет их адекватности, операциональности и экономичности. Мы предлагаем, в этой связи, предварительное описание названных форм.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опросы; тесты; анкетирование; социальный паспорт (идентификатор); «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и воспитателям. Цель, например, анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с членами социальной группы. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания и выработать тактику и стратегию своего взаимодействия (общения) с каждой семьей и с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в социализационных потребностях каждой семьи, учесть её институциональные особенности и индивидуальные особенности каждого родителя (взрослого члена семьи).

К досуговым формам мы относим совместные досуги, праздники, выставки, которые имеют своей целью устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения; обеспечивать позитивные эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Рационально организованный досуг (по Аристотелю -от греч. shole - рационально организованный досуг) позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду социо-культурным локус-центром, сплачивающим родителей - единомышленников и педагогов. К досуговым, ныне действующим, формам относятся, например, такие общие, объединяющие и детей, и взрослых праздники («Встреча Нового года», «Масленица», «Колядки», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник воинов Отечества», «Посиделки»,», «Праздник мам», «Сладкий час»). Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психологопедагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических способов воспитания детей в семье.

Но сегодня, основной акцент мы делаем на родительских собраниях инновационной формы. Инновационные!?

Это значит, на родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути каждого собрания (встречи с педагогами), создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания детей в семье.

Однако, об инновационной форме проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в совместных занятиях, использует методы активизации участия родителей в образовательном процессе. Мы проводим, и достаточно эффективно, апробацию таких инновационных форм собраний с условными пока номинациями:

- «Диалоги»;

- «Вечер встреч»;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

57

- «Конкурсы»;

- «Праздники»;

- «Посиделки».

Нами в настоящее время отрабатывается стандартная структура каждой формы родительского собрания. Одновременно с этим мы проводим экспертное оценивание всех этих форм на предмет установления и фиксации наиболее эффективных и продуктивных с точки зрения формирования готовности родителей к воспитанию детей в семье.

Исходя из изложенного, можно сделать предварительные выводы об организации и содержании взаимодействия воспитателей с родителями, с семьей:

во-первых, необходим положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения родителей (других членов семьи) и предложения по взаимодействию, ориентированного на социальное вмешательство в развитие ребенка. Педагоги, в свою очередь, должны быть уверены в поддержке со стороны родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие;

во-вторых, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при организации социального вмешательства в его развитие;

в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в организации и содержания воспитания детей в семье в актуальной социокультурной ситуации, в условиях «демографического кризиса» (В. В. Путин);

в-четвертых, это возможность реализации единой социализационно-образовательной программы обучения, воспитания и социального вмешательства в развитие ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Успех сотрудничества педагогов и родителей во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного, совместного и согласованного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительных выводов о ходе развития ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «Ваш ребенок», «Ваш Саша», подчеркивающие некую отстраненность, отчужденность, педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, поэтому хотелось бы создать такое инструментальное обеспечение этого взаимодействие, которое бы позволяло бы им слышать и понимать друг друга.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы, педагоги, испытываем большие трудности в общении с родителями. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в дошкольной образовательной организации, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса?

58

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

Мы апробируем несколько способов вовлечения родителей в совместную деятельность педагога и родителей в группе и в семье по четырем направлениям:

- информационно-аналитическое;

- познавательное;

- наглядно-информационное (или мастер-класс);

- досугово-семейное.

Предлагаем краткое описание каждого из вышеназванных направлений.

Информационно-аналитическое. Работу с родителями мы начинаем с анкетирования «Родительский курс». На основе данных, полученных при помощи этого анкетирования, мы, как правило, имеем достаточно реальную картину состояния семей и условий развития каждого ребенка. На основе этих сведений мы разрабатываем и тактику, и стратегия своего общения, взаимодействия с каждым из родителей.

Так, анкетирование - «Наш детский сад 2014» - помогло нам ориентироваться в педагогических, социализационных потребностях семьи, их возможных предложениях по улучшению работы дошкольной образовательной организации. Следующим шагом во взаимном сближении детского сада и семьи стало организованное для родителей посещение ими детского сада, с детальным показом помещений и ознакомлением с содержанием и организацией работы в группах. Это мероприятие мы назвали: «Будьте как дома». Нашей целью было создание благоприятной, доверительной обстановки, тёплых взаимоотношений с родителями наших воспитанников.

Позднее мы выделили для себя качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности.

Анкетирование и общение с родителями позволять номинировать такие группы родителей:

1. Родители-лидеры. Это те, кто охотно и активно идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в социализационно-образовательном процессе; видят ценность каждого вида специально организованной работы дошкольной образовательной организации.

2. Родители-исполнители. Эти родители принимают участие при условии значимой для них субъективно мотивации участия в том или ином виде деятельности, мероприятии, событии. Они включаются в деятельность после детальных объяснений педагога о ее смыслах, выслушав внимательно комментарии и задавая множество вопросов.

3. Родители-наблюдатели. И таких родителей, равнодушных, к счастью, не очень много, но они есть. Эти родители говорят - «меня воспитывали так же. Вам платят деньги: вот и воспитывайте».

Познавательное. Это направление ориентировано на просвещение, на обогащение родителей знаниями, умениями и навыками в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В помещении каждой группы детского сада созданы информационные стенды. В их содержании и оформлении каждому воспитателю помогают специалисты детского сада: педагог-психолог, заведующий д/с, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Для эффективной работы воспитателей и родителей в этом направлении нужно поставить перед собой следующие задачи:

- установление доверительных отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

- информировать родителей о новых подходах в воспитании;

- работа в тесном контакте с семьями воспитанников;

- поощрение родителей.

Для этого мы апробируем следующие формы и методы работы:

- общие и групповые родительские собрания;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

59

- встречи с интересными людьми, например, в рамках празднования «23 февраля», «9 мая»;

- работа с родительским комитетом по обсуждению и решению конкретных вопросов жизни определенной группы детей (экскурсии, посещение бассейна, кукольного театра, океанариума и т. п.);

- совместное создание предметно-развивающей среды с участием родителей;

- совместное оформление альбомов, газет, проектов: например, «Наш Край - Урал», «Земля, наш общий дом - украсим нашу землю цветами», «Вред курения», «Кулинарный поединок».

- телефон доверия.

Наглядно-информационное. В рамках этого направления реализуются различные варианты и способы представления родителям различной информации о работе дошкольной образовательной организации:

- наглядные методы представления организации и содержания работы (стенды, ширмы, выставки детских работ и т. п.),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реверсивные папки-передвижки, расположенные в местах пребывания родителей;

- тематические фотовыставки к праздникам (датам, событиям, фактам из жизни отдельных семей);

- совместные (с участием родителей) праздники-развлечения.

Подчеркнем также один, чрезвычайно важный, момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, создав какой-то продукт, нуждается во внешней оценке своего труда, продукта (С. Г. Молчанов). В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна, хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ларошфуко [5. C. 27]. Мы считаем, что это актуально всегда и везде, поэтому педагоги не должны забывать хвалить родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.

Досугово-семейное. Мы исходим из утверждения, что праздник (как форма социа-лизационного занятия) в детском саду - это поддержание некой традиции, демонстрация «учебных достижений» и «внеучебных достижений» [8] воспитанников, это соУЧАСТИЕ в каком важном, социально-значимом СОБЫТИИ и т. п. Наше credo состоит в том, что праздник в дошкольной образовательной организации - это инициация положительных эмоций (радость, веселье, торжество) не только у детей, но у их родителей. Качество образовательно-социализационного воздействия праздников, во многом, зависит от активности участия родителей в их подготовке и проведении. В актуальной образовательной ситуации невозможно, да и не нужно обходиться без поддержки родителей (ст. 44 Закона РФ «Об образовании...») и, именно поэтому, в помещениях групп многое сделано руками мам и пап воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, и вязаные коврики и дорожки, и множество самодельных и фабричных игрушек, соответствующих возрасту.

«Семья» и «детский сад» - два социализационногенных, воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку возможность обрести социальный опыт, но только в их определенных сочетаниях друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Доверительные взаимоотношения родителей и воспитателей возникают не вдруг, не сразу. Это процесс долгий, трудоемкий и иногда «кровопролитный». И только постоянное и тесное сотрудничество воспитателей с семьёй, с каждым родителем, может привести к тому, что родители перестануть быть только зрителями и наблюдателями становятся их дети. Только через тесное взаимодействие они станут активными участниками многих событий, которые станут для них не только принятием мер (мероприятий). Большинство родителей начнут целенаправленно заниматься воспитанием, организаци-

60

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

ей условий для эффективной социализации в семье; увеличатся возможности для более глубокого взаимопонимания между родителями и работниками дошкольного образовательного учреждения; возрастет число родителей, проявляющих не просто искренний и заинтересованный интерес к жизни детей в дошкольной образовательной организации, но активных акторов процесса социализации. Некоторые, уже отработанные способы работы с родителями, мы описали выше, но исполнение ФГОС ДО понуждает практиков дошкольного образования продолжать искать новые пути взаимодействия с родителями, сохраняя и совершенствуя уже имеющиеся практики.

Список литературы

1. Буер, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / Р. С. Буер. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 124 с.

2. Зацептна, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие [Текст] / М. Б. Зацептна. - М. : Мозаика- Синтез, 2008-2010. - 234 с.

3. Петрова, В. И. Нравственное воспитание детском саду : методическое пособие [Текст] / В. И. Петрова, Т Д. Стульник. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010. - 215 с.

4. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. -2004. - № 4. - С. 30-37.

5. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 49-55.

6. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http 13/11/25/doshk-standart-dok.html.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

9. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 4-21.

INNOVATIVE FORMS OF WORK WITH PARENTS

S. G. Galstyan

Preschool N 337, Chelyabinsk, [email protected]

This article describes the experience of the implementation of innovative forms of work with parents in preschool educational institution; discloses methods of work of the teacher in the interaction with families, on the joint and coordinated, appropriate social intervention of educators and parents in child development.

Keywords: collaboration, innovation,”family crisis”, the family, the family tradition, social intervention, socialization.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

61

References

1. Buyer, R. S. (2011) Sotsial’no-nravstvennoye vospitaniye doshkol’nikov: metodiches-koye posobiye [Social and moral education of preschool children: Textbook], Moscow, Mozai-ka-Sintez, 124 p. (In Russ.).

2. Zatseptna, M. B. (2008-2010) Dni voinskoy slavy. Patrioticheskoye vospitaniye doshkol’nikov : metodicheskoye posobiye [Days of Military Glory .Patrioticheskoe education of preschool children: Textbook]. Moscow, Mozaika-Sintez, 234 p. (In Russ.).

3. Petrova, V I. (2006-2010) Nravstvennoye vospitaniye detskom sadu : metodicheskoye posobiye [Moral education kindergarten: Manual], Moscow, Mozaika-Sintez, 215 p. (In Russ.).

4. Arnautova, Ye. P. Sotsial’no-pedagogicheskaya praktika vzaimodeystviya sem’i i detsk-ogo sada v sovremennykh usloviyakh [Social and pedagogical practice of interaction between family and kindergarten in modern conditions], in: Detskiy sad ot A do YA [Kindergarten from A to Z], 2004, no. 4, pp. 30-37. (In Russ.).

5. Doronova, T. and Doronov, S. (2014) Vzaimodeystviye sem’i i detskogo sada kak sred-stvo realizatsii Federal’nogo gosudarstvennogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya [Interaction of a family and a kindergarten as a means of implementation of the Federal state standard of preschool education], in: Doshkol’noye vospitaniye [Preschool Education], no. 1, pp. 49-55. (In Russ.).

6. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii: posobiye dlya rabotnikov doshkol’nogo obrazovaniya [Methods of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) (OS-DOW) in preschool educational institution: A guide for workers of preschool education], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).

7. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. №» 1155 [Federal State Educational Standard of preschool education. on 17.10.2013, no. 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru, accessed 30.03.2015. (In Russ.).

8. Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 g. №273-FZ [The Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 29.12.2012, the № 273], available at: http://www.consultant.ru, accessed 30.03.2015. (In Russ.).

9. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOS DO? [How to perform a section IV of the new standard?], in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21 (In Russ.).

Галстян Стелла Гамлетовна - студент магистратуры I-ого курса, Челябинский государственный педагогический университет; МБДОУ детский сад №337, г. Челябинск, воспитатель.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.