Научная статья на тему 'Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи'

Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3081
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ / ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Елена Евгеньевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы обновления способов взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации нового ФГОС ДО; сформулированы принципы и определены задачи совместной деятельности детского сада и семьи; проведен анализ и систематизация организационно-управленческих условий реализации социализационно-образовательного процесса; также описаны психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО; выделены методы организационно-управленческого взаимодействия (воздействия) детского сада и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи»

УДК 37.018.2

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Е. Е. Карпова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 383, г. Челябинск

В статье рассмотрены актуальные вопросы обновления способов взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации нового ФГОС ДО; сформулированы принципы и определены задачи совместной деятельности детского сада и семьи; проведен анализ и систематизация организационно-управленческих условий реализации социали-зационно-образовательного процесса; также описаны психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО; выделены методы организационно-управленческого взаимодействия (воздействия) детского сада и семьи.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, взаимодействие детского сада и семьи, задачи и принципы взаимодействия детского сада и семьи, управление, организационно-управленческие условия, специфика взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС, педагогические условия реализации образовательного стандарта.

Сегодня в обществе идет обновление представлений о статусе подсистемы дошкольного образования в системе образования России, обновление основных ее компонентов: структуры, условий и способов оценивания его результатов [8], создаваемых этой подсистемой продуктов [7; 8] . 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 были утверждены ФГОС ДО, включающие федеральные государственные требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования; а также и цели, и задачи дошкольного образования [9].

Концепция модернизации российского образования, а также и Закон РФ «Об образовании...» (ст. 2, 44)1 подчеркивают исключительную роль семьи в воспитании и социализации подрастающего поколения. Признание приоритета родителей в обеспечении социализации ребенка, первенства и доминирования семейного воспитания, требует обновления форм, методов, приемов и средств взаимодействия (воздействия педагогов на родителей, на семью) семьи и детского сада [3].

Анализ научных исследований и описанных практик [3; 7] по проблеме взаимодействия детского сада и семьи свидетельствует о необходимости новаций и инноваций в пространстве сотрудничества с родителями, реципрокного взаимодействия детского сада и семьи. Необходима разработка и внедрение инновационных [3; 7] форм активного включения родителей в управление социализационно-образовательным процессом в ДОУ (ст. 44, 89). Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных проблем функционирования ДОУ и деятельности работников дошкольной образовательной организации на современном этапе модернизации системы, именно, дошкольного образования.

В основание взаимодействия детского сада и семьи (совместной деятельности педагогов и родителей) заложены следующие принципы:

- партнерства [родители и педагоги являются партнерами в образовании и социализации (обучении и воспитании) детей]; 1

1 В дальнейшем в круглых скобках будем указывать №№ статей Закона РФ «Об образовании...».

- единства способов воздействия (единое понимание педагогами и родителями целей, содержания образования и социализации и способов обучения и воспитания детей);

- опоры на положительное (А. С. Макаренко) в человеке (помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей);

- взаимного обмена информацией (постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада в части образования и социализации, его промежуточных и конечных результатов [1];

В Законе РФ «Об образовании...» (ст. 44) утверждается, что родители являются для ребенка первыми педагогами, т.е. лицами, оказывающими первое в жизни ребенка соци-ализационное воздействие. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка (ст. 44). Помочь родителям делать это правильно и адекватно - сложная и важная часть деятельности педагога по повышения родительской компетентности в части владения способами обучения и воспитания в семье.

Взаимоотношения работников детского сада и родителей на современном этапе развития дошкольного образования одна из самых сложнорешаемых проблем. Существуют различные взгляды и педагогов, и родителей на сотрудничество ДОУ с семьей. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны педагоги детского сада. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - просмотр мультфильмов и прогулки.

Целесообразно организованное взаимодействие воспитателей с родителями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка и достижения положительных результатов воспитания, «внеучебных достижений» (ст. 97), которых можно достичь только при полной согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам теории и практики воспитания и обучения детей в семье.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него из разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а значит, помочь в его развитии.

Укрепление и развитие тесной связи детского сада с семьей, взаимодействие педагогов и родителей обеспечивают благоприятные условия жизни и социализации (воспитания) ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу [4].

В ходе нашего исследования названной выше проблемы, мы выявили, что сотрудничество родителей и педагогов детского сада обеспечивает полноценное психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Но использование только традиционных форм и методов работы с семьей не может обеспечить решение проблемы на качественно новом уровне.

Необходимо отметить, что в детских садах систематически проводятся родительские собрания, беседы, консультации. Однако не все родители откликаются на поддержание конструктивного сотрудничества с педагогами. Это выражается в низкой посещаемости собраний, в пассивности, отсутствии внимания к консультациям и советам педагогов.

Анализ научно-методических исследований и практических разработок, периодической научно-педагогической и методической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Детский сад от А до Я» и др.) позволил произвести систематизацию уже известных форм, методов, приемов и средств взаимодействия работников дошкольного образования с семьей, а также осуществить отбор наиболее эффективных интерактивных способов работы с родителями. Наиболее актуальными из них мы считаем семинары-практикумы, встречи-дискуссии, встречи, диспуты, устные журналы.

Мы придерживаемся мнения, что участие старшего воспитателя, более опытных педагогов в проведении родительского собрания помогает начинающим педагогам приобрести необходимые профессиональные компетенции по созданию психолого-педагогических условий взаимодействия с родителями.

Пытаясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной интегративной образовательной деятельности, мы проводим «Дни открытых дверей».

Налаживание сотрудничества и партнерских отношений детского сада с семьей имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребенку двойную защищенность, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его доминантных способностей, способам общения со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Поэтому взаимоотношения воспитателей с родителями необходимо строить на основе сотрудничества и взаимного уважения. Для эффективного взаимодействия с семьей недостаточно одного желания сотрудничать.

Основополагающим во взаимодействии профессионального сообщества педагогов и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социально-педагогического статуса. Выявить запросы родителей, их проблемы и трудности в вопросах воспитания и обучения детей в семье помогают не только такие способы, как личная беседа и анкетирование, но и использование интерактивных форм взаимодействия. В связи с этим важно привлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными потребителями оказываемых «образовательных услуг» (ст. 97).

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьей являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на разные темы. Проведение таких выставок, как «Осенние фантазии», «Зимушка -зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!», стало стимулом развития эстетических компетенций наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Эффективна организация фотовыставок «Хорошо у нас в саду», которая помогает познакомить родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является привлечение родителей к непосредственному участию в работе детского сада, к организации праздников и развлечений: «Новоселье», «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я -спортивная семья».

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: информационные ширмы, стенды, папки - «передвижки».

Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на ступени дошкольного образования является создание информационных изданий для родителей [5].

Мы придерживаемся точки зрения, что использование различных форм работы с семьей позволяет пробудить чувство уважения и доверия родителей к детскому саду. Но вопрос - «Как организовать эффективное сотрудничество детского сада и семьи в связи с ФГОС ДО?» - остается открытым.

Вопросы организационно-управленческих условий дошкольного образования и обеспечения качества в последнее время становятся предметом исследования ученых и практиков с позиции системного подхода (К. Ю. Белая, Л. М. Денякина, П. И. Третьяков, С. Г. Молчанов, Л. И. Фалюшина, P. M. Чумичева и др.). Авторами изучались функции управленческой деятельности, качество деятельности по ее результату, механизм, технологии управления качеством образования [6]. К организационно-управленческим условиям относятся:

- создание адекватной среды для социализации и образования ребенка дошкольного возраста2;

- формирование целесообразных отношений между участниками образовательного процесса, основанных на гуманном взаимодействии и позитивно-аффективном контакте с детьми;

- мотивирование педагогов и родителей на реципрокное взаимодействие;

- координирование взаимодействия между сотрудниками ДОУ (оперативное руководство текущей деятельностью, постановка и распределение задач между сотрудниками, повышение эффективности функционирования дошкольной образовательной организации);

- установление систематических связей с общественностью, что обеспечивает рост публичного рейтинга образовательной организации, создание ее позитивного имиджа);

- мотивирование родителей на интерактивное взаимодействие с педагогами ДОУ становится возможным, когда работники аргументированно и доступно раскрывают специфику образования и социализации ребенка;

- осуществление планирования функционирования ДОУ, включающее прогнозирование будущего и плана действий (постановка целей, разработка правил и алгоритмов деятельности, инструментарий для оценивания результатов);

- осуществление координации и контроля образовательного и социализационного процессов в ДОУ;

- формирование управленческой культуры администрации ДОУ, включающей современные компетенции, актуальные концепции образования и социализации, наукоемкие технологии.

Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима активности, реализацию программы и цели деятельности [2]. В современных отечественных исследованиях по теории управления детским садом мы можем выделить два основных подхода к определению сущности управления: 1) управление как воздействие управляющей системы на управляемую и 2) управление как взаимодействие управляющей и управляемой систем.

Общим для обоих подходов является признание ведущим признаком управления развивающую объект деятельность. Любой уровень управления, любое административное звено должно исходить в своих решениях из конкретных условий. Таким образом, анализ подходов к выделению организационных и педагогических обстоятельств эффективности управления позволил нам выделить следующие возможные условия:

- параллельное всестороннее развитие личности а) педагога и б) воспитанника;

- футурологическая перспективность дошкольного образования;

- инновационность и разнообразие способов педагогической деятельности;

- опора на основной принцип управления: образовательная система является управляемой системой, а эффективность ее функционирования и развития зависит от управленческой компетентности, которая реализуется через анализ, целеполагание, планирование, организацию, координацию, исполнение и контроль.

Проанализировав подходы к осуществлению сотрудничества детского сада и семьи, мы взяли за основу ФГОС ДО. Необходимо отметить специфику взаимодействия ДОУ с семьей в новых условиях. А они таковы:

- наличие основной общеобразовательной программы, ориентированной на целостное развитие ребенка в процессе социализации в двух социальных институтах: семья и детский сад;

2 В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания.

- готовность педагога к взаимодействию с родителями по модели субъектно-субъектного взаимодействия;

- осуществление образовательной деятельности при взаимодействии с семьями детей по интерактивной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- использование образовательной технологии целостного развития детей, основанной на интеграции всех видов детской деятельности.

Основные принципы управления дошкольным образованием обозначены во ФГОС ДО:

- сотрудничество образовательной организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям (с учетом этнонацио-нальных особенностей) семьи, общества и государства.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста;

- соединение обучения и воспитания в единый, целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах социализации и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС ДО является нормативной основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в укреплении их соматического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и надлежащей коррекции нарушений их развития (ст. 44; 89).

Указанные требования ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Для успешной реализации нового ФГОС ДО, по нашему мнению, в дошкольной образовательной организации должны быть созданы следующие условия:

- квалифицированная поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

- участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

На основании исследований мы определили приоритетные условия, необходимые для создания благоприятной ситуации образования и социализации детей. Это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Исходя из этого, основными актуальными компетенциями педагогического работника дошкольного образования являются: а) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования и социализации ребёнка; б) непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Эти компетенции предполагают оснащение педагогов адекватным инструментарием для решения следующих задач:

- создавать партнерские (равноправные) отношения педагогов с семьей;

- информировать родителей о жизни детей в детском саду;

- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

- активно привлекать родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей;

- способствовать гармонизации детско-родительских отношений в семье.

В рамках исполнения ФГОС ДО наметились и приоритетные направления взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:

- инновационные организационно-управленческие механизмы взаимодействия с семьей: создание банка данных о семьях; мониторинг динамики образования и социализации в семье; маркетинговая деятельность; рекламная деятельность; интерактивное, индикативное планирование;

- аналитическо-информационное взаимодействие с родителями через оформление специальных стендов, рубрик на сайте, баннеров; систематический консалтинг; совместное издание газет и журналов для родителей; оформление страничек отдельных семей на сайте ДОУ; «круглые столы»;

- создание условий для психолого-педагогического самообразования родителей: тематические выставки; экскурсии по ДОУ; «День открытых дверей»; психолого-педагогические библиотеки, видеотеки, игротеки; папки-передвижки;

- создание условий для активного привлечения родителей к образовательному процессу ДОУ: семейные конкурсы; семейные презентации; создание предметно-развивающей среды; ассистирование педагогам в ходе некоторых занятий;

- привлечение родителей к вопросам воспитания детей через «Школу семьи», кружки совместного творчества родителей и детей; родительские собрания; консультирование; тренинговые занятия; клубы по интересам.

К сожалению, в практике работы слабо представлены формы работы с родителями, обеспечивающие их участие в отборе содержания социализации и в оценивании соци-ализованности своих детей и детей в группе воспитании ков. «Задача формирования и формулирования социального заказа при активном участии родителей раскрыта в работе С. Г. Молчанова «Методики отбора содержания социали-зации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованнности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении».

В работе предлагаются две новых формы проведения родительского собрания, кото-рые, целесообразно, использовать, не исключая при этом прежние, традиционные» [3. С. 64].

Нужно помнить, что семья является «преимущественным» (ст. 44) социальным институтом воспитания: в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего существования человечества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов позволяют уточнить, что взаимодействие воспитателей и родителей является необходимым условием всестороннего развития ребенка, позволяет глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Первостепенная роль в сотрудничестве с семьей принадлежит безусловно образовательным организациям, поэтому необходимо обновление методов и технологий работы с семьями детей.

Необходимо заметить, что постоянный контакт с семьей позволяет побуждать чувство привязанности и доверия родителей к детскому саду, создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы, ждущих взаимоприемлемых решений. Выделенные нами направления работы ДОУ с родителями,

а также условия и методы могут выступать отправными точками для модернизации процесса взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Список литературы

1. Березина, В. А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина. - С.-Пб.: Каро, 2005. - 78 с.

2. Богословец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие / Л. Г. Богословец, А. А. Майер // Управление ДОУ - № 3. -М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социальнокоммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. - № 1 (30). - 2015. - С. 62-65.

4. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: Айрис Пресс, 2006.

5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М.: Творческий Центр, 2004.

6. Комарова, Е. С. Качество образования - ключевая проблема развития системы дошкольного образования / Е. С. Комарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 35-43.

7. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования. [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

8. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО? / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 4-21.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Интернет -ресурс http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

METHODS OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE INTERACTION

KINDERGARTEN AND FAMILY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. E. Karpova

Municipal budget preschool educational institution “Kindergarten” № 383, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail. ru

The article deals with topical issues update ways of interacting kindergarten andfamily under the GEF to implement the new; The principles and objectives identified by the joint activity of the kindergarten and the family; analysis and systematization of organizational and management conditions of the implementation of socialization and educational process; described as psychological and pedagogical conditions to the implementation of the GEF; isolated by organizational and administrative interaction (impact) of the kindergarten and the family.

Keywords: federal state educational standards of preschool education, the interaction of the kindergarten and the family, tasks and principles of cooperation between kindergarten and family, management, organizational and managerial terms, the specific interaction of preschool

with your family under the implementation of GEF, pedagogical conditions of realization of educational standards

References

1. Berezina, V A., Vinogradova, L. I., Volzhina, O. I. (2005) Pedagogicheskoe soprovozhde-nie semeynogo vospitaniya: Programmyi roditelskogo vseobucha [Pedagogical support of family education: Program parent universal education], Saint Petersburg, Karo, 78 p. (In Russ.).

2. Bogoslovets, L. G., Mayer A. A. (2009) Upravlenie kachestvom doshkolnogo obra-zovaniya: Metodicheskoe posobie [Quality Management of preschool education: Toolkit], in: Upravlenie DOU [Management POC], no. 3, Moscow, TTs Sfera. (In Russ.).

3. Grigoreva, I. E. (2015) Sozdanie edinogo obrazovatelnogo prostranstva «detskiy sad-semya» cherez formirovanie aktivnoy pozitsii roditeley pri realizatsii sotsialno-kommunika-tivnogo komponenta [Creation of a single educational space “kindergarten-family” through the formation of the active position of the parents in the implementation of social and communicative component], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk humanities], no. 1 (30), pp. 62-65. (In Russ.).

4. Zvereva, O. L., Krotova T. V. (2006) Roditelskie sobraniya v DOU: metodicheskoe posobie [Parent Meeting in preschool: handbook], Moscow, Ayris Press. (In Russ.).

5. Kozlova, A.V, Desheulina R. P. (2004) RabotaDOUs semey: diagnostika, planirovanie, konspektyi lektsiy, konsultatsii, monitoring [Work with your family DOW: diagnosis, planning, lecture notes, consultation, monitoring], Moscow, Tvorcheskiy Tsentr. (In Russ.).

6. Komarova, E. S. (2005) Kachestvo obrazovaniya - klyuchevaya problema razvitiya siste-myi doshkolnogo obrazovaniya [The quality of education - the key issue of pre-school education], in: Upravlenie doshkolnyim obrazovatelnyim uchrezhdeniem [Management preschool educational institution], no. 1., pp. 35-43. (In Russ.).

7. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii: posobiye dlya rabotnikov doshkol’nogo obrazovaniya [Methods of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) (OS-DOW) in preschool educational institution: A guide for workers of preschool education], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).

8. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOS DO? [How to perform a new section IV to the GEF?], in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21 (In Russ.).

9. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. № 1155 [Federal State Educational Standard of preschool education. on 17.10.2013, no. 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru, accessed 15.05.2015. (In Russ.).

Карпова Елена Евгеньевна — «Детский сад» (МБДОУ ДС) № 383 (общеразвивающего вида с приоритетнымосуществлениемфизического направления развитиявоспитанников), г. Челябинск, воспитатель 1-ой квалификационной категории.

molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.