Научная статья на тему 'Формы взаимодействия педагогов ДОУ и семьи'

Формы взаимодействия педагогов ДОУ и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1690
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАРТНЁРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТКРЫТОСТЬ "ВНУТРЬ" И "ВОВНЕ" (ЗАКРЫТОСТЬ) ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Ольга Валерьевна

Представлено описание опыта выстраивания общей стратегии взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации1 и семьи, некоторых инновационных форм работы: их содержание и организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия педагогов ДОУ и семьи»

22

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И СЕМЬИ

О. В. Галеева

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Представлено описание опыта выстраивания общей стратегии взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации1 и семьи, некоторых инновационных форм работы: их содержание и организация.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, партнёрство, сотрудничество, взаимодействие, открытость «внутрь» и «вовне» (закрытость) дошкольного образования, инновационные формы.

В цивилизованных странах необходимость домашнего и общественного воспитания очень хорошо осознаётся родителями, поэтому остро не ставится вопрос: отдавать ребёнка в детский сад или ограничиться только домашним воспитанием. Большинство семей в экономически развитых странах не мыслят себе воспитание ребёнка без квалифицированной помощи педагогов-профессионалов и идут на значительные материальные затраты, связанные с оплатой дошкольных профессионально-образовательных услуг. Следует также отметить, что ответственность за многие детские сады (материнские школы), в таких странах, как Германия (Франция, Швейцария), принадлежит различным управляющим социальным институтам: конфессиональным организациям (например, церкви), местным (земельным, коммунальным, кантональным) властям, негосударственным (социально-ориентированным) организациям и ассоциациям родителей.

В нашей стране почти половина детей дошкольного возраста воспитывается силами родителей, родственников в домашних условиях. Несмотря на многие недостатки современного дошкольного образования и учитывая потребность в его реформировании, прогрессировании, необходимо признать, что в социальной группе детей дошкольного возраста ребёнок получает неоценимый опыт общения, коммуникативные навыки, инициативность; происходит его социализация.

Е. П. Арнаутова (1) считает, что в основе взаимодействия семьи и детского сада лежит идея, что за обучение и воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь им, поддержать, направить, дополнить их образовательную деятельность.

На протяжении многих лет складывалось разрушительное отношение к семье и семейному воспитанию. Вследствие этих событий у педагогов сложилась уверенность в педагогической некомпетентности родителей, их невежестве в вопросах обучения и воспитания. В свою очередь, педагоги проявили неготовность информирования родителей о содержании, о методиках «социализационно-образовательного вмешательства» (С. Г. Молчанов), которые применяются в дошкольных образовательных организациях [5]. Родители занимали пассивную позицию во взаимодействии ДОУ и семьи. Их «партисипативность» (С. Г. Молчанов) ограничивалась помощью в уборке, ремонте, благоустройстве и озеленении участков; родители приглашались на детские утренники и родительские собрания. Педагоги же взяли на себя главенствующую роль по отношению к семье: поучать, контролировать, указывать на недостатки, ошибки. Поэтому даже выработался патерналистский стиль общения воспитателя с родителями. По нашему мнению, это индикатор коммуникативной некомпетентности педагога.

1 Далее по тексту ДОУ!

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

23

В настоящее время признание семейного воспитания приоритетным требует совершенно других форм развертывания отношений семьи и детского сада. Инновационность этих форм отношений определяется категориями «партнёрство», «сотрудничество», «взаимодействие». Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношения людей, от положения взаимодействующих сторон, как считают В. К. Котырло,

О. М. Урбанская, Т. В. Антонова (цит. по [2]).

Главным в отношениях «семья - дошкольное учреждение», по мнению Т. А. Марковой, Л. В. Загик, является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе обучения и воспитания конкретного ребёнка в конкретной семье. Бесценна помощь двух воспитательных институтов в заботе, понимании ребёнка, в решении его проблем, оптимизации его развития.

В рамках актуальной «закрытости» детского сада выйти на новые формы отношений родителей и педагогов невозможно. Исследования зарубежных и отечественных практик, позволяют рассмотреть «открытость» дошкольного учреждения, направленную на «открытость внутрь» и «открытость вовне». Реализовать принцип «открытости внутрь» означает признание того, что детский сад удовлетворяет потребности ребёнка, а значит, и семьи. Образовательный процесс носит дифференцированный характер, отношения между детьми, педагогами, родителями становятся гуманнее. Возникает возможность создания условий для желания «открыть» самого себя; рассказать о своих переживаниях, радостях, успехах, сомнениях... для всех участников образовательного процесса. Это и дети, и родители, и педагоги. Примером такой «открытости» должен являться педагог, вызывая родителей на ответное доверительное общение; на совместное обсуждение сомнений, тревог; на «реципрокное» [5] переживание успехов и достижений. Родители охотно начинают предлагать свои ответные услуги, свободно высказывают претензии, обращаются за помощью. Таким образом, методика С. Г. Молчанова [5] обеспечивает участие родителей а) в формировании содержания социализации и б) оценивании соци-ализованности детей, включая своих, в группе.

Итак, «открытостью» ДОУ «внутрь» мы можем назвать вовлечение родителей и других законных представителей ребёнка в образовательный процесс детского сада.

«Открытость вовне» означает, что детский сад готов к сотрудничеству с социальными институтами, расположенными в данном микрорайоне. Это, в первую очередь, детские медицинские учреждения, спортивные комплексы, библиотеки, школы (общеобразовательная, музыкальная, спортивная), музеи, театры и т. д.

По мнению Е. П. Арнаутовой, Т. В. Антоновой [2], содержание работы ДОУ в микросоциуме может быть разнообразным, и определяется его спецификой. Ценностью этого сотрудничества является расширение социального опыта детей, творчество педагогов, их активность для поднятия имиджа ДОУ, а это влечёт к упрочнению взаимодействия с семьями детей, посещающих детский сад.

Успех сотрудничества зависит от осознания участниками образовательного процесса необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверия друг другу.

Родители и педагоги в одинаковой степени испытывают недостаток информации о воспитании ребёнка, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скупы на общение друг с другом.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду помогут информационные материалы, размещённые на стендах в групповой комнате, в вестибюле дошкольного учреждения. Очень важно, чтобы материалы были сменяемыми, актуальными и конкретными.

В условиях «открытого» детского сада родители имеют возможность, по своему желанию, прийти в группу, понаблюдать, чем занимается в данный момент ребёнок, поиграть

24

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

с детьми, предложить свои услуги в образовательной деятельности. Ценным результатом таких посещений, является изучение своего ребёнка в обстановке отличной от домашней, наблюдение его в различных видах деятельности, в отношениях со сверстниками.

Таким образом, сотрудничество ДОУ и семьи предполагает, что обе стороны имеют информацию, которой им целесообразно обмениваться, относительно конкретного ребёнка, тенденций его развития.

При этом, в процессе взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе развития дошкольного образования (6) возникает ряд проблем:

• На протяжении долгого времени приоритетной государственной задачей являлась поднятие производства и решение общественных проблем, в ущерб поддержке семейного воспитания; оттеснения родителей от их главной функции и перекладывания всей ответственности за дошкольное обучение и воспитание на общество, на государство.

• Снижение статуса материнства, отцовства; неразрешимыми противоречиями между материальными и духовными ценностями, а также между семейными и производственными обязанностями.

• Подрыв доверия к детскому саду, как образовательной организации. По мнению Т. Дороновой [3] родители начинают относится к ДОУ, как к «камере хранения». Отводя детей после посещения детского сада, в авторские школы, лицеи, гимназии, центры.

• Детские сады продолжают оставаться «закрытыми» учреждениями. Родители не информируются о содержании, методиках образовательной деятельности в ДОУ, поэтому глухи к советам и просьбам педагогов.

• Родители, не понимая механизмов развития ребёнка, не могут правильно сформулировать свои требования, желания, предложения, формируя «социальный заказ» [5].

• Родители и педагоги не чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами.

• Родители требуют от воспитателей подготовки детей к школе, вкладывая в это такое понимание: научить ребенка писать, читать, считать, а не развитие коммуникативных навыков, психических процессов, воспитание позитивных социальных компетенций [5].

• Особая помощь требуется семьям, где растёт ребёнок с проблемами в развитии. Родители либо игнорируют необходимость её решать, либо чрезмерное акцентирование внимания на ОВЗ, провоцирует невроз у малыша.

• Конкуренция детского сада с другими формами образовательных услуг (частный детский сад, центр, студия, гувернантка, и другие)

Таким образом, представители обоих социальных институтов слишком долго действовали разобщено. Пришла пора выстраивать диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, партнёрстве, взаимопомощи. Ведь, изначально, общественное дошкольное обучение и воспитание было создано как помощь семье в образовании ребёнка. Новые условия жизни общества диктуют новые пути взаимодействия.

Так же, как и все педагоги современных ДОУ, мы занимаемся поиском путей ведущих к укреплению сотрудничества ДОУ и семьи, понимая, что именно мы должны сделать первый шаг.

Для того, чтобы наша работа обрела отношения партнёрства, мы решили, для начала, выявить потребности родителей [5], предложив им ответить на вопросы анкеты. Проанализировав результаты мы определили важность критериев для каждой семьи. Это помогло педагогам построить беседу с родителями, не тратя время на «неважные» темы.

Следующим шагом к партнёрским отношениям было выявление «социального заказа» родителей относительно содержания социализации. Используя методику С. Г. Молчанова [5] отбора содержания социализации у детей, педагоги определили направления работы в каждой группе.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

25

Для 80 % родителей, как показал опрос, важным является критерий здоровьесбережения, поэтому в рамках тематической недели «Быть здоровыми хотим» мы провели следующие мероприятия:

1. Мастер-классы «Коррекционные упражнения против плоскостопия, для правильной осанки».

2. «Вечер встречи с интересными людьми» (один из пап наших воспитанников рассказал детям о своей профессии «спасатель»).

3. Мама девочки медсестра, подготовила презентацию, и рассказала детям о здоровом образе жизни.

4. Специалисты с педагогами и детьми изготовили стенгазеты о спортивной жизни ДОУ, об участии в спортивных районных соревнованиях.

В дальнейшие планы ДОУ входит продолжать искать пути для организации партнёрских отношений педагогов и родителей.

Список литературы

1. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. -2004. - № 4. - С. 30-37.

2. Белая, К. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьёй [Текст] / К. Белая, Л. Волобуева, М. Цапенко. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с. Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование».

3. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст]/ Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. 2014. - № 1. - С. 49-55.

4. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.

5. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

FORMS OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND DOW FAMILY

O. V. Galeeva

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. molchanov_chel@mail.ru

In this article the author gives the description of the experience of building a common strategy of interaction of teachers of pre-school educational organizations and families, some innovative forms of work: their content and organization. The author generalizes her experience of working in these forms with parents of children in kindergarten and shows the efficient forms of this cooperation.

Keywords: family, family education, partnership, cooperation, collaboration, openness “inside” and “outside”, pre-school education, innovative forms.

26

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

References

1. Arnautova, Ye. P. (2004), “Sotsial’no-pedagogicheskaya praktika vzaimodeystviya sem’i i detskogo sada v sovremennykh usloviyakh” [=Socio-pedagogical practice of family interaction and a kindergarten in the present conditions], in: Detskiy sad ot A do Ya [=Kindergarten from A to Z], N 4, pp. 30-37 (in Russ.).

2. Belaya, K. Volobuyeva, L. and Tsapenko, M. (2009), Semeynyy detskiy sad i drugiye formy vzaimodeystviya s sem’yoy [=Family kindergarten and other forms of interaction with the family], Chistyye prudy, Moscow, 32 p. (in Russ.).

3. Doronova, T. and Doronov, S. (2014), “Vzaimodeystviye sem’i i detskogo sada kak sred-stvo realizatsii Federal’nogo gosudarstvennogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya” ^Interaction of a family and kindergarten as a means to implement the Federal government standard of preschool education], in: Doshkol’noye vospitaniye [=Preschool education], N 1, pp. 49-55 (in Russ.).

4. Molchanov, S. G. (2012), Metodika otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [=Method of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and estimation socialization of boys and (or) girls (OS-BF) in preschool educational institution], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 260 p. (in Russ.).

5. . Molchanov, S. G. (2013), “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’i” [=Tyutorat-practice: stadium writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Ros-sii) «Ob utverzhdeniifederal’nogo gosudarstvennogo obshcheobrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013g. N1155 [=Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) “On approval of the federal state of general education standard of preschool education” of 17 October 2013, N 1155], available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, accessed 07.05.2014 (in Russ.).

Галеева Ольга Валерьевна - воспитатель МБДОУ ДС № 379 г. Челябинска, старший воспитатель первой категории, студент I-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.