ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 373.21
ББК Ч410.4 ГСНТИ 14.23.01 Код ВАК 13.00.01
Жданова Наталья Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: [email protected]
Косарева Анжелла Юрьевна
старший преподаватель, кафедра права института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: [email protected]
Яшкина Анна Александровна,
воспитатель, МАДОУ № 20 г. Среднеуральск; магистрант, кафедра акмеологии и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, ул. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольное образование; основная образовательная программа; Федеральный государственный образовательный стандарт; модернизация образования; изменения образовательного пространства.
АННОТАЦИЯ. В статье изложены результаты анализа актуальных изменений, происходящих в дошкольном образовании, связанных с внедрением новых требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменения в законодательстве и общая логика модернизации современного образования предъявляют новые требования к дошкольному образованию как к стартовому этапу в формировании индивидуальной образовательной траектории ребенка на пути непрерывного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования смещаются от когнитивно-социальной подготовки ребенка к школьному обучению к обеспечению индивидуального развития, реализации и воплощению способностей и потенциала. Подобная переориентация требует изменения стиля и методики профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, их обращения к партнерскому взаимодействию с ребенком, формированию среды доверительного общения и свободного самовыражения ребенка в совместной деятельности. Также отмечается необходимость согласованных усилий педагогов и родителей в формировании образовательного пространства ребенка-дошкольника и системы воспитательных воздействий на него. В заключении констатируются важная роль и необходимость повышения квалификации педагогов дошкольного образования в связи с произошедшими изменениями, требующими преобразования не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и ценностных установок и паттернов профессионального поведения.
Zhdanova Natal'ya Evgen'evna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology of Education and Professional Development, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kosareva Anzhella Yurievna,
Senior Lecturer, Department of Law, Institute of Humanitarian and Social and Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg.
Yashkina Anna Aleksandrovna,
Child Care Provider, Kindergarten № 20, Sredneuralsk; Master's Degree Student of Department of Acmeology and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CHANGES OF REQUIREMENTS FOR PRESCHOOL PROGRAMS IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION
KEYWORD: preschool education; basic education program; the Federal State Educational Standard; modernization of education; changes in the educational environment.
ABSTRACT. The article presents the results of the analysis of actual changes, occurring in pre-school education, related to the implementation of the new requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. Changes in legislation and the general logic of modernization of modern education put new requirements to preschool education as the initial stage in the formation of individual educational trajectory of a child in the way of continuing education. Targets of preschool education are shifted from the cognitive-special preparation of the child for school to ensure his individual development, implementation and realization of his own abilities and potential. Such a shift requires a change in style and methods of professional work of teachers of preschool education, their recourse to partnership with the child, creating the atmosphere of trust and communication and free expression of the child in joint activities. It also specifies the need for concerted efforts of teachers and parents in forming the educational environment for the child of preschool age and the system of educational influences on him. In conclusion, the article states the important role and the need for further training of teachers of preschool education in connection with the recent changes that require the transformation not only of their professional knowledge and skills, but also values and patterns of professional conduct.
© Жданова Н. Е., Косарева А. Ю., Яшкина А. А., 2015
Процесс модернизации образовательных систем - общемировая тенденция. В нашей стране на сегодняшний день этот процесс высокоактивен, что приводит к множественным изменениям в формах, структуре и содержании образования [5]. В настоящее время для всех уровней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты, которые являются опорными документами, поясняющими основные требования к процессу и результату освоения образовательной программы в зависимости и соответствии с целями и задачами определенной ступени образования. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства и уникальность индивидуальной траектории в системе преемственных основных образовательных программ всех уровней образования, а также решают задачи духовно-нравственного развития и воспитания молодых поколений.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является на значимым шагом в формировании единого образовательного пространства страны, осуществление которого поможет обеспечить взаимодействие всех уровней и подструктур системы образования, а также повысить его качество и доступность [12].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), разработанный в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», введен в действие с 1 января 2014 года. Одним из нововведений в нем стал иной статус дошкольного образования. Впервые дошкольное образование названо первым уровнем общего образования - наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Соответственно, образование в дошкольном образовательном учреждении стало рассматриваться не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный значимый период в жизни ребенка, как один из ключевых моментов на пути человека в пространстве непрерывного образования.
По мнению А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «задача стандарта - позитивная социализация и индивидуализация личности. В основе стандарта- поддержка разнообразия детства» [1].
ФГОС ДО включает в себя ряд требований: к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования и ее объему, к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования [14].
Инновационные изменения в образовании на современном этапе в достаточно большой степени коснулись педагогов дошкольного образования [4]. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определи принципиальные изменения квалификационных требований к профессиональной компетентности педагогов ДОУ, которые, первыми воплощают идеи государственной политики в области образования и его существенного обновления. Именно от педагогов ДОУ зависит воспитание и развитие опорных социально-личностных характеристик воспитанников, подготавливающих фундамент для обучения на последующих ступенях образования. Однако профессиональная деятельность педагога должна упорядочиваться и соответствовать основной образовательной программе.
Обязательным условием для реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является наличие в учреждении образовательной программы дошкольного образования - это юридический документ, на основе которого может проводиться проверка качества дошкольного образования, в том числе его общественная аккредитация.
Основная образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 12, ч.6) и муниципальных (государственных) заданий, которые получают дошкольные образовательные учреждения.
К разработке программы привлекаются не только педагогические работники, но и все специалисты детского сада, родители воспитанников и представители общественности [3]. Подобная программа дошкольной организации должна предусматривать комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях.
При этом образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна опираться на ряд принципов:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержа-
ния своего образования, становится субъектом образования. Это позволяет сформировать индивидуальную траекторию образовательного маршрута [8] каждого ребенка в соответствии с его возможностями, способностями, но и с учетом общих требований к его социально-личностному развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе проявлении творческой активности ребенком;
- сотрудничество дошкольной организации с семьей, что обеспечивает согласованность системы требований к ребенку и обеспечивает усиление потенциала воспитательных воздействий.
Новизна подхода, реализуемого через ФГОС, состоит в том, что стандарт нацеливает создать условия для позитивной социализации, индивидуализации развития и поддержки детской инициативы и творческих возможностей. Именно эти ценностно-целевые инновационные
установки являются основой для отбора и формирования содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
При разработке программы используется следующая логическая цепочка: целевые ориентиры ФГОС ДО - цели ООП ДО -задачи ООП ДО - умения, навыки, представления детей, в которых выражается данный целевой ориентир - последовательность действий ( методика работы ) педагогов по достижению - содержание и формы привлечения родителей [13].
Часть 2 ст. 64 нового Закона об образовании, определяющая общую направленность образовательных программ дошкольного образования, устанавливает, что образовательные программы дошкольного образования должны быть нацелены на всестороннее развитие ребенка опираясь на специфичные виды деятельности, присущие дошкольникам с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому образование в дошкольной образовательной организации нецелесообразно строить наподобие школьного обучения с применением классно-урочной системы. Наиболее адекватен здесь игровой разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия и психотехнологий развития личности воспитанников [7], более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.
Это предполагает творческий и многовариативный подход к процессу воспитания и обучения дошкольников. Отсюда возникает необходимость делать больший акцент на свободную деятельность дошкольников,
на стимулирование их инициативности через различные формы игры, исследовательской деятельности. В свою очередь методики и технологии, применяемые в дошкольном образовании, необходимо пересмотреть и перевести с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно и органично включен в эмоционально окрашенную игру [10].
В соответствии с ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей [14]:
- социально-коммуникативное развитие детей - развитие навыков общения (в том числе ролевого) в разнообразных ситуациях социального взаимодействия;
- познавательное развитие - формирование и развитие когнитивных функций и операций познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и пр.);
- речевое развитие - развитие речевых функций и обогащение семантической насыщенности речи ребенка;
- художественно-эстетическое развитие детей - формирование чувства прекрасного и приобщение к культуре и искусству;
- физическое развитие - органичное развитие физических способностей ребенка.
При этом в процессе разработке основной образовательной программы дошкольного образования недопустимы перекосы в сторону одного из обозначенных направлений. Смысл предлагаемых ФГОС ДО направлений развития ребенка в их комплексности и взаимосочетаемости, благодаря чему обеспечивается гармоничное развитие личности ребенка. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечить взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Результатом освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО выступают уже не знания, умения и навыки ребенка, а сформированные социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка, выступающие целевыми ориентирами на этапе дошкольного образования.
Подобные целевые ориентиры обеспечивают преемственность дошкольного и начального общего образования, поскольку предпо-
лагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок успешной учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, а также развитие их личности и субъектности в целом [6].
Изменения в системе образования которые произошли с внедрением ФГОС , повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. В этой связи с необходимы существенные изменения в деятельности педагога, перестройка его шаблонов деятельности и профессиональных паттернов поведения [15].
В соответствии с этими требованиями образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна проводиться в партнерской форме, где исключается авторитарный или манипулятивный подход, когда ребенок рассматривается как объект воздействия взрослого.
Профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и владением элементами инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить учебный материал, а также педагог должен обладать личностными характеристиками, значимыми для качественного выполнения профессиональной деятельности: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим [2].
Педагог должен быть ориентирован на то, чтобы при реализации основной образовательной программы дошкольного образования широко использовалась партнерская деятельность с детьми, чтобы были предусмотрены разнообразные виды совместной деятельности (опыты, коллекционирование, моделирование, наблюдение, игры и др.), обеспечивающие расширение зоны ближайшего развития ребенка. При этом партнерство предполагает включенность взрослого в деятельность наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности (без использования принуждения), свободу общения и перемещения детей в процессе деятельности (без установления жестких дисциплинарных рамок), допущение свободы в выборе темпоритма деятельности для каждого ребенка [9].
Таким образом для построения образовательного процесса в ДОУ огромное значение имеет умение педагога мотивировать ребенка, то есть взрослый заинтересовывает детей без принуждения и психологического давления на них.
В связи с выше сказанным педагогические работники, реализующие основную
образовательную программу дошкольного образования, должны обладать основными компетенциями , необходимыми для создания условий развития детей посредством обеспечения их эмоционального благополучия, поддержки детской индивидуальности и инициативы, установления правил взаимодействия детей в разных ситуациях, а также организации взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка [14].
При переходе на новую систему требований в соответствии с ФГОС ДО педагог должен проектировать свою работу по изменению взаимодействия с детьми, изменению содержания образовательной деятельности, изменению развивающей предметно-пространственной среды, а также организации среды доверительного и конструктивного диалога всех субъектов образовательного пространства [11].
В связи с этим необходимо обеспечение повышения квалификации педагогических кадров, создание информационного обеспечения введения ФГОС, обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС для педагогов ДОО, обеспечение консультационной методической поддержки педагогов по вопросам реализации образовательной программы в контексте ФГОС ДО (семинары-практикумы, консультации и иные формы).
Овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Таким образом, современные требования внедренного ФГОС ДО определяют существенные преобразования, касающиеся основных образовательных программ дошкольного образования.
1. Произошло изменение целевых ориентиров дошкольного образования от формирования готовности ребенка к школе к индивидуальному развитию потенциала ребенка в ходе совместной образовательной деятельности в ДОУ.
2. Изменился подход к организации совместной деятельности педагога и ребенка от доминантно-подчиненных отношений к партнерскому взаимодействию, определяющему большую индивидуальную свободу для ребенка в выборе индивидуальной траектории развития в образовательном пространстве ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Культурный ген связи времен // Учительская газета. 2013. 16 июля.
2. Белова Е. Г., Давыдова Н. Н., Крюкова Е. М. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС // Успехи современного естествознания. 2011. № 10. С. 67-68.
3. Верховкина М. Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. СПб. : КАРО, 2014.
4. Виноградова Н. И., Улзытуева А. И., Шибанова Н. М. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования : монография. М. : ФЛИНТА; Наука, 2012.
5. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Аксиологические основания готовности молодежи мегаполиса к образовательным инновациям // Образование и наука. 2015. № 7. С. 90-105.
6. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3. С. 35-45.
7. Воробьева И. В., Шахматова О. Н. Психотехнологии развития личности: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011.
8. Зеер Э. Ф., Попова О. С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе // Образование и наука. 2015. № 4. С. 88-99.
9. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 8. С. 52-56.
10. Максимова Л. А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 108-112.
11. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ #ixzz3VrJebGvg.
12. Серых Л. В., Шинкарева Л. В. Проблемы и перспективы реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях Белгородской области // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-18. С. 4008-4012.
13. Слепцова И. Ф. Алгоритм внедрения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие. М. : Обруч, 2015.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf.
15. Фоменко С. Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетентностного подхода в образовании // Образование и наука. 2012. С. 65-73.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. Kul'turnyy gen svyazi vremen // Uchitel'skaya gazeta. 2013. 16 iyulya.
2. Belova E. G., Davydova N. N., Kryukova E. M. Razvitie pedagogicheskogo potentsiala kak uslovie reali-zatsii FGOS // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2011. № 10. S. 67-68.
3. Verkhovkina M. E. Putevoditel' po FGOS doshkol'nogo obrazovaniya v tablitsakh i skhemakh / pod obshch. red. M. E. Verkhovkinoy, A. N. Atarovoy. SPb. : KARO, 2014.
4. Vinogradova N. I., Ulzytueva A. I., Shibanova N. M. Akmeologiya professional'noy deyatel'nosti pedago-gov doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya : monografiya. M. : FLINTA; Nauka, 2012.
5. Vorob'eva I. V., Kruzhkova O. V. Aksiologicheskie osnovaniya gotovnosti molodezhi megapolisa k obra-zovatel'nym innovatsiyam / / Obrazovanie i nauka. 2015. № 7. S. 90-105.
6. Vorob'eva I. V., Kruzhkova O. V. Model' optimizatsii stanovleniya sub"ektov obrazovatel'noy sredy // Obrazovanie i nauka. 2012. № 3. S. 35-45.
7. Vorob'eva I. V., Shakhmatova O. N. Psikhotekhnologii razvitiya lichnosti: uchebnoe posobie. 2-e izd., pe-rerab. i dop. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2011.
8. Zeer E. F., Popova O. S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie individual'nykh obrazovatel'nykh traektoriy obuchayushchikhsya v professional'noy shkole // Obrazovanie i nauka. 2015. № 4. S. 88-99.
9. Komarova O. A. Vzaimodeystvie pedagoga i detey v razvivayushchey srede // Spravochnik starshego vos-pitatelya doshkol'nogo uchrezhdeniya. 2014. № 8. S. 52-56.
10. Maksimova L. A. Razvitie emotsional'noy sfery detey doshkol'nogo vozrasta sredstvami virtual'noy obrazovatel'noy sredy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 4. S. 108-112.
11. Professional'nyy standart pedagoga. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ #ixzz3VrJebGvg.
12. Serykh L. V., Shinkareva L. V. Problemy i perspektivy realizatsii FGOS v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh Belgorodskoy oblasti / / Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2-18. S. 4008-4012.
13. Sleptsova I. F. Algoritm vnedreniya FGOS DO v detskom sadu: uchebno-metodicheskoe posobie. M. : Obruch, 2015.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf.
15. Fomenko S. L. Protsess osvoeniya pedagogicheskim kollektivom kontseptsii, soderzhaniya i tekhnologiy kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii // Obrazovanie i nauka. 2012. S. 65-73.
Статью рекомендует канд. психол. наук, доцент О. В. Кружкова.