Научная статья на тему 'Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города'

Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веннецкая Ольга Евгеньевна, Лакеева Оксана Александровна, Жукова Катерина Витальевна

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия между педагогами и родителями детей дошкольного возраста, на основе реализации задач программы «Я в Сарапуле живу". Образовательные ресурсы города включены в содержание программного материала, они позволяют родителям и детям в совместной деятельности знакомиться с историей родного города, а педагогам организовать сотрудничество с родителями в образование детей. В современных условиях введения Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования союз педагогов и родителей воспитанников ориентирован на поддержку индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [1п.5]. Такая установка ФГОС ДО для педагогов и родителей детей дошкольного возраста требует единства взрослых в подходах к образованию ребенка. Для педагогов, согласно ФГОС ДО, взаимодействие должно строиться на: сотрудничестве Организации с семьей [1 п.4.5], обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей[1 п.6.9], оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития[1 п.7.6], создании условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности [1 п.3.1.6.]. Данные позиции требуют от взрослых, воспитывающих одних и тех же детей новых отношений между собой, построенных на поддержке, доверии, помощи, взаимопонимании. Одним из путей объединения педагогов и родителей в решении образовательных задач воспитанников детского сада стала парциальная образовательная программа «Я в Сарапуле живу». Программа разработана на основе многолетнего опыта педагогов дошкольной организации. Авторами программы являются Л.А.Красноперова, преподаватель педколледжа г.Сарапула и сотрудник детского сада «Незабудка» и педагог этого учреждения З.П.Глухова. Они отобрали и систематизировали образовательный материал по истории города Сарапула, разработали механизм реализации регионального образовательного компонента основной образовательной программы организации. В содержании программы собраны разные образовательные ресурсы: литературная серия «Сарапульское детство», «Город-дорог», авторские и народные сказки Среднего Прикамья, детская краеведческая литература. Программа предполагает организацию образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте в реальном природном и социальном окружении ребенка. В рамках программы предусмотрены разные формы взаимодействия взрослых, направленные на знакомство детей с историей своего города. Детский сад расположен в исторической части города Сарапула, и граничит с территорией «Музейного квартала» города, в шаговой доступности находятся: краеведческий музей истории и культуры Среднего Прикамья, художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», музей истории пожарного гарнизона г.Сарапула в здании пожарной каланчи. Такое соседство с историческими объектами города имеет большое значение для создания благоприятных условий знакомства детей с неповторимым колоритом, историей старого купеческого города и с его современной жизнью. Воспитание маленького гражданина начинается с формирования чувства привязанности к родному городу. По идее, именно семья ребенка должна быть заинтересована в этом. Однако, изучение знаний истории города родителями воспитанников показали, что лишь 20% семей ориентированы на знакомство ребенка с достопримечательностями, историческими памятниками, музейными ресурсами. В основном ребенку рассказывают об истории города старшее поколение семьи: бабушки, дедушки, однако в детском саду процент семей, которые живут или пользуются поддержкой бабушек и дедушек составляет 30%. Родители воспитанников не знают об образовательных ресурсах и ресурсах социокультурных учреждений города по знакомству с городом. Лишь 12% семей воспитанников хотя бы 1 раз посещали краеведческий музей, знают о детских программах музея, исторические памятники города, читают с детьми книги о прошлом и настоящем города. Значимость знакомства детей с историей родного города отмечают 70% родителей. На вопрос «Кто должен знакомить детей с историей города?» 2/3 родителей однозначно считают, что этим вопросом должны заниматься педагоги в детском саду. Ресурс современной семьи ребенка дошкольного возраста в изучение исторического образовательного потенциала города очень низкий. Родители воспитанников понимают, что детям необходимо рассказывать об истории города, однако сами не ориентированы на данную деятельность, так как не знают с чего начать, куда обратиться за помощью. Программа «Я в Сарапуле живу» рассматривается нами как средство объединения усилий семьи и детского сада в воспитании маленького гражданина. Основными способами знакомства детей с родным городом по программе стали экскурсии, конкурсы, проекты, образовательные ресурсы социокультурных учреждений макро-социума среды жизнедеятельности ребенка. Они открывают детям неповторимую историю родного города. «Где на Каме Сарапул начинался?», «Поход по тропе Наденьки Дуровой»; «Дача купца Павла Башенина», «История развития цивилизации Сарапула (водопровод, электричество, пожаротушение)», «Госпитальный Сарапул периода ВОВ»; «Сарапул фронту». Город как книга открывает детям и беседы с интересными людьми. Это хозяйка конюшни, заводской художник, труженики тыла и дети войны, глава городской администрации и др. В детском саду по Программе организуется и проводится цикл занятий. В них принимают участие взрослые семьи ребенка. Воспитатели вовлекают родителей в совместные с ребёнком исследовательские проекты и подготовку к презентации их результатов. В контексте Программы наиболее интересны исследования семейного окружения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ничем не заменить не придуманные рассказы самых близких людей и семейные истории, например, о том, что прабабушка была военным врачом, а потом более сорока лет, лечила детей. Или о том, что прадед посылал письма с фронта в Сарапул на улицу Красного Спорта. И разговор с детьми о безопасности становится живым после рассказа-презентации ребёнка «Мой папа пожарный». Очень важна помощь родителей в подготовке к конкурсам, праздникам, выставкам. Особая форма сотрудничества участие родителей в детских походах и экскурсиях: «По Дуровским местам родного города», « По тропе Наденьки Дуровой», на конюшни конноспортивного клуба «Кони и пони» или в музей пожарного гарнизона в здании старой пожарной каланчи. Сначала родители включаются в наблюдение за образовательным процессом, довольно часто удивляясь его результатам. Постепенно они становятся все более заинтересованными его участниками. Изменение позиции родителей открывает для воспитателя мощный потенциал информационной и практической поддержки образовательного процесса и неограниченный резерв обмена опытом семейного воспитания. Семья носитель жизненного опыта. В эффективно организованном сотрудничестве она становится источником «живого» материала. Почти все формы организации и большая часть содержания Программы обращены к восприятию через активизацию, вовлечение и подключение родителей и старшего поколения бабушек и дедушек. Это не клич о помощи. Интересный материал зачастую можно было отработать в узких рамках образовательного процесса. Но следует понимать, что вызвать глубокие чувства и эмоциональный отклик у ребёнка, заложить душевную привязанность, бережное отношение к городу, его истории, географии, к его жителям возможно только через соответствующее отношение родителей. И если это удаётся, то появляется гарантия, что с выпуском ребёнка из детского сада, всё что сделано, не попадёт в полосу забвения. В семейных альбомах останутся странички «Маленькая история моей семьи в большой истории родного города». А в компьютерах презентации: «Наша прабабушка военный хирург», «История ордена», «Мой папа пожарный», «Маленький горожанин» уже не разучится видеть красоту старинных архитектурных жемчужин: каланчи, купеческой дачи, восстановленных храмов. В таких формах сотрудничества семья получает опыт участия в создании и реализации индивидуальной траектории развития своего ребёнка. Родители начинают острее ощущать свою роль партнёра, интеллектуального лидера, образца поведения, первого и ведущего воспитателя и учителя собственных детей. И в дальнейшем они будут открыты к социальному партнерству в образовательном процессе школы. Работа по Программе позволила изменить отношение родителей к участию в образовании ребенка, открыла им пути и средства знакомства с историей города. Участие в разных формах взаимодействия с педагогами помогло семье узнать образовательный ресурс города в воспитании маленького гражданина. Сегодня семьи воспитанников детского сада являются активными посетителями музеев города, в рамках проектной деятельности познакомились с историческими достопримечательностями города, активно пользуются библиотечным фондом: книгами серии Сарапульское детство. Совместно с родителями педагоги и дети созданы папки по теме « Река времени»это тематические проекты по истории города «Первый автобус», «По тропе Наденьки Дуровой », «Кама река», «История цивилизации» ( о Сарапульской пожарной каланче). Сотрудничество педагогов и родителей по Программы «Я в Сарапуле живу» позволило разработать новые способы взаимодействия взрослых, наметить варианты включения семьи в образовательную деятельность детей и создать оптимальные условия для реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веннецкая Ольга Евгеньевна, Лакеева Оксана Александровна, Жукова Катерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города»

Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города.

Веннецкая Ольга Евгеньевна, Лакеева Оксана Александровна, Жукова Катерина Витальевна

РАО г.Москва

Ключевые слова:

воспитание, социокультурное пространство, педагоги и родители, парциальная программа, знакомство с историей города

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия между педагогами и родителями детей дошкольного возраста, на основе реализации задач программы «Я в Сарапуле живу". Образовательные ресурсы города включены в содержание программного материала, они позволяют родителям и детям в совместной деятельности знакомиться с историей родного города, а педагогам организовать сотрудничество с родителями в образование детей.

В современных условиях введения Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования союз педагогов и родителей воспитанников ориентирован на поддержку индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [1п.5]. Такая установка ФГОС ДО для педагогов и родителей детей дошкольного возраста требует единства взрослых в подходах к образованию ребенка.

Для педагогов, согласно ФГОС ДО, взаимодействие должно строиться на: сотрудничестве Организации с семьей [1 п.4.5], обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей[1 п.6.9], оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития[1 п.7.6], создании условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности [1 п.3.1.6.].

Данные позиции требуют от взрослых, воспитывающих одних и тех же детей новых отношений между собой, построенных на поддержке, доверии, помощи, взаимопонимании.

Одним из путей объединения педагогов и родителей в решении образовательных задач воспитанников детского сада стала парциальная образовательная программа «Я в Сарапуле живу». Программа разработана на основе многолетнего опыта педагогов дошкольной организации. Авторами программы являются Л.А.Красноперова, преподаватель педколледжа г.Сарапула и сотрудник детского сада «Незабудка» и педагог этого учреждения З.П.Глухова. Они отобрали и систематизировали образовательный материал по истории города Сарапула, разработали механизм реализации регионального образовательного компонента основной образовательной программы организации.

В содержании программы собраны разные образовательные ресурсы: литературная серия «Сарапульское детство», «Город-дорог», авторские и народные сказки Среднего Прикамья, детская краеведческая литература. Программа предполагает организацию образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте в реальном природном и социальном окружении ребенка. В рамках программы предусмотрены разные формы взаимодействия взрослых, направленные на знакомство детей с историей своего города.

Детский сад расположен в исторической части города Сарапула, и граничит с территорией «Музейного квартала» города, в шаговой доступности находятся: краеведческий музей истории

и культуры Среднего Прикамья, художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», музей истории пожарного гарнизона г.Сарапула в здании пожарной каланчи. Такое соседство с историческими объектами города имеет большое значение для создания благоприятных условий знакомства детей с неповторимым колоритом, историей старого купеческого города и с его современной жизнью.

Воспитание маленького гражданина начинается с формирования чувства привязанности к родному городу. По идее, именно семья ребенка должна быть заинтересована в этом. Однако, изучение знаний истории города родителями воспитанников показали, что лишь 20% семей ориентированы на знакомство ребенка с достопримечательностями, историческими памятниками, музейными ресурсами. В основном ребенку рассказывают об истории города старшее поколение семьи: бабушки, дедушки, однако в детском саду процент семей, которые живут или пользуются поддержкой бабушек и дедушек составляет 30%. Родители воспитанников не знают об образовательных ресурсах и ресурсах социокультурных учреждений города по знакомству с городом. Лишь 12% семей воспитанников хотя бы 1 раз посещали краеведческий музей, знают о детских программах музея, исторические памятники города, читают с детьми книги о прошлом и настоящем города. Значимость знакомства детей с историей родного города отмечают 70% родителей. На вопрос «Кто должен знакомить детей с историей города?» 2/3 родителей однозначно считают, что этим вопросом должны заниматься педагоги в детском саду.

Ресурс современной семьи ребенка дошкольного возраста в изучение исторического -образовательного потенциала города очень низкий. Родители воспитанников понимают, что детям необходимо рассказывать об истории города, однако сами не ориентированы на данную деятельность, так как не знают с чего начать, куда обратиться за помощью.

Программа «Я в Сарапуле живу» рассматривается нами как средство объединения усилий семьи и детского сада в воспитании маленького гражданина.

Основными способами знакомства детей с родным городом по программе стали экскурсии, конкурсы, проекты, образовательные ресурсы социокультурных учреждений макро-социума среды жизнедеятельности ребенка. Они открывают детям неповторимую историю родного города. «Где на Каме Сарапул начинался?», «Поход по тропе Наденьки Дуровой»; «Дача купца Павла Башенина», «История развития цивилизации Сарапула (водопровод, электричество, пожаротушение)», «Госпитальный Сарапул периода ВОВ»; «Сарапул фронту». Город как книга открывает детям и беседы с интересными людьми. Это хозяйка конюшни, заводской художник, труженики тыла и дети войны, глава городской администрации и др.

В детском саду по Программе организуется и проводится цикл занятий. В них принимают участие взрослые семьи ребенка. Воспитатели вовлекают родителей в совместные с ребёнком исследовательские проекты и подготовку к презентации их результатов. В контексте Программы наиболее интересны исследования семейного окружения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ничем не заменить не придуманные рассказы самых близких людей и семейные истории, например, о том, что прабабушка была военным врачом, а потом более сорока лет, лечила детей. Или о том, что прадед посылал письма с фронта в Сарапул на улицу Красного Спорта. И разговор с детьми о

безопасности становится живым после рассказа-презентации ребёнка «Мой папа - пожарный».

Очень важна помощь родителей в подготовке к конкурсам, праздникам, выставкам. Особая форма сотрудничества - участие родителей в детских походах и экскурсиях: «По Дуровским местам родного города», « По тропе Наденьки Дуровой», на конюшни конноспортивного клуба «Кони и пони» или в музей пожарного гарнизона в здании старой пожарной каланчи.

Сначала родители включаются в наблюдение за образовательным процессом, довольно часто удивляясь его результатам. Постепенно они становятся все более заинтересованными его участниками. Изменение позиции родителей открывает для воспитателя мощный потенциал информационной и практической поддержки образовательного процесса и неограниченный резерв обмена опытом семейного воспитания. Семья - носитель жизненного опыта. В

эффективно организованном сотрудничестве она становится источником «живого» материала.

Почти все формы организации и большая часть содержания Программы обращены к восприятию через активизацию, вовлечение и подключение родителей и старшего поколения -бабушек и дедушек. Это не клич о помощи. Интересный материал зачастую можно было отработать в узких рамках образовательного процесса. Но следует понимать, что вызвать глубокие чувства и эмоциональный отклик у ребёнка, заложить душевную привязанность, бережное отношение к городу, его истории, географии, к его жителям возможно только через соответствующее отношение родителей. И если это удаётся, то появляется гарантия, что с выпуском ребёнка из детского сада, всё что сделано, не попадёт в полосу забвения.

В семейных альбомах останутся странички «Маленькая история моей семьи в большой истории родного города». А в компьютерах - презентации: «Наша прабабушка - военный хирург», «История ордена», «Мой папа - пожарный», «Маленький горожанин» уже не разучится видеть красоту старинных архитектурных жемчужин: каланчи, купеческой дачи, восстановленных храмов.

В таких формах сотрудничества семья получает опыт участия в создании и реализации индивидуальной траектории развития своего ребёнка. Родители начинают острее ощущать свою роль партнёра, интеллектуального лидера, образца поведения, первого и ведущего воспитателя и учителя собственных детей. И в дальнейшем они будут открыты к социальному партнерству в образовательном процессе школы.

Работа по Программе позволила изменить отношение родителей к участию в образовании ребенка, открыла им пути и средства знакомства с историей города. Участие в разных формах взаимодействия с педагогами помогло семье узнать образовательный ресурс города в воспитании маленького гражданина. Сегодня семьи воспитанников детского сада являются активными посетителями музеев города, в рамках проектной деятельности познакомились с историческими достопримечательностями города, активно пользуются библиотечным фондом: книгами серии Сарапульское детство. Совместно с родителями педагоги и дети созданы папки по теме « Река времени»- это тематические проекты по истории города «Первый автобус», «По тропе Наденьки Дуровой », «Кама - река», «История цивилизации» ( о Сарапульской пожарной каланче).

Сотрудничество педагогов и родителей по Программы «Я в Сарапуле живу» позволило разработать новые способы взаимодействия взрослых, наметить варианты включения семьи в образовательную деятельность детей и создать оптимальные условия для реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013г. об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Веннецкая О. Е., Тырина И.В. Реализация задач ФГОС ДО через социальное партнерство дошкольной организации с семьей и учреждениями культуры с.6-13 /Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты. материалs VIII Республиканской научно-практической конференции.-Ижевск: АОУ ДПО УР ИРО, 2015 с.71

3. Красноперова Л. А. «Я в Сарапуле живу» Программа реализации регионально-муниципального компонента в ДОУ /Л.А. Красноперова, З.П.Глухова; Растет маленький гражданин большой Страны: пособие по воспитанию любви к малой родине в старшем дошкольном возрасте / Л.В. Вахрушева [и др.] - Сарапул: [б.и.], 2013 (МУП г. Сарапула «Сарапульская типография). - 228 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.