Научная статья на тему 'Формирование чувства патриотизма в дошкольном возрасте (из опыта организации краеведческой работы на материале тарского района Омской области)'

Формирование чувства патриотизма в дошкольном возрасте (из опыта организации краеведческой работы на материале тарского района Омской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / LOCAL HISTORY WORK / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Е.В., Гринёва Л.П., Паршукова С.С.

В статье рассматриваются вопросы организации краеведческой работы в дошкольной образовательной организации. Авторы раскрывают потенциал краеведческого материала для всестороннего развития ребёнка, формирования патриотизма и основы его активной жизненной позиции. Авторы подробно останавливаются на организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры и образования, деятельность которых направлена на трансляцию краеведческих знаний детям дошкольного и младшего школьного возраста. При этом сделан акцент на возможности сотрудничества с краеведческим музеем через организацию совместных познавательных мероприятий, экскурсий, музейных уроков. В статье представлена авторская разработка проведения краеведческих занятий в детских садах города Тары Омской области. Предлагаемый тематический план рассчитан на два года обучения. Его содержание охватывает все вехи истории города. Новизна исследования видится в том, что авторская разработка выполнена с учетом принципа системности, что позволяет исключить фрагментарность в организации краеведческой деятельности и сделать эту работу комплексной. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в дошкольной образовательной организации конкретного субъекта РФ, а также использование в качестве модели для организации краеведческой деятельности в других регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Е.В., Гринёва Л.П., Паршукова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FEELING OF PATRIOTISM AT PRESCHOOL AGE (FROM THE EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF REGIONAL WORK ON THE MATERIAL OF THE TARSK DISTRICT OF OMSK REGION)

The article deals with the organization of local history work in a pre-school educational organization. The authors disclose the potential of local history material for the comprehensive development of the child, the formation of patriotism and the basis of his active life position. The authors dwell in detail on the organization of interaction between preschool educational organizations and cultural and educational institutions, whose activities are aimed at translating knowledge to preschool and primary school children. At the same time, the emphasis is placed on the possibilities of cooperation with the museum of local studies through the organization of joint cognitive activities, excursions, museum lessons. The author presents the authors' development of conducting regional studies in kindergartens of the city of Tara, Omsk Region. The thematic plan is designed for two years of study, built from simple to complex, from the known to the unknown. Its contents cover all milestones in the history of the city. The novelty of the research is seen in the fact that the authors' project is carried out taking into account the principle of systemic nature, which makes it possible to exclude fragmentation in the organization of local history activities and make this work comprehensive. The practical significance of the research is the possibility of applying its results in the pre-school educational organization of a particular subject of the Russian Federation, and also using it as a model for organizing of local studies activities in other regions.

Текст научной работы на тему «Формирование чувства патриотизма в дошкольном возрасте (из опыта организации краеведческой работы на материале тарского района Омской области)»

5. Stefanovskaya T.A. Pedagogika: nauka i iskusstvo. Moskva: Sovershenstvo, 1998.

6. Podkovko E.N. Nauchno-pedagogicheskie osnovy monitoringa kachestva obucheniya. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2012; 5 (9).

7. Seregin N.V. Muzykal'naya pedagogika i psihologiya: monografiya. Altajskij gosudarstvennyj institut kul'tury. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. gos. inst. kul'tury, 2017.

8. Seregin N.V. Psihodidaktika muzykal'noj deyatel'nosti: monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2014.

Статья поступила в редакцию 15.06.18

УДК 373.24

Sokolova E.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department, Tarsky branch of Omsk State Agrarian University (Tara, Russia), E-mail: lev-15@mail.ru

Grinyova L.P., senior teacher, Tarsky branch of Omsk State Agrarian University (Tara, Russia), E-mail: l_grineva@mail.ru Parshukova S.S., senior teacher, Tarsky branch of Omsk State Agrarian University (Tara, Russia), E-mail: sve_parshukova@mail.ru

FORMATION OF THE FEELING OF PATRIOTISM AT PRESCHOOL AGE (FROM THE EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF REGIONAL WORK ON THE MATERIAL OF THE TARSK DISTRICT OF OMSK REGION). The article deals with the organization of local history work in a pre-school educational organization. The authors disclose the potential of local history material for the comprehensive development of the child, the formation of patriotism and the basis of his active life position. The authors dwell in detail on the organization of interaction between preschool educational organizations and cultural and educational institutions, whose activities are aimed at translating knowledge to preschool and primary school children. At the same time, the emphasis is placed on the possibilities of cooperation with the museum of local studies through the organization of joint cognitive activities, excursions, museum lessons. The author presents the authors' development of conducting regional studies in kindergartens of the city of Tara, Omsk Region. The thematic plan is designed for two years of study, built from simple to complex, from the known to the unknown. Its contents cover all milestones in the history of the city. The novelty of the research is seen in the fact that the authors' project is carried out taking into account the principle of systemic nature, which makes it possible to exclude fragmentation in the organization of local history activities and make this work comprehensive. The practical significance of the research is the possibility of applying its results in the pre-school educational organization of a particular subject of the Russian Federation, and also using it as a model for organizing of local studies activities in other regions.

Key words: pre-school educational organization, local history work, patriotic education, regional component.

Е.В. Соколова, канд. ист. наук, доц., зав. каф. гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных

дисциплин Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара, Е-mail: lev-15@mail.ru

Л.П. Гринёва, ст. преп. Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара, Е-mail: l_grineva@mail.ru

С.С. Паршукова, ст. преп. Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара, Е-mail: sve_parshukova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА МАТЕРИАЛЕ ТАРСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются вопросы организации краеведческой работы в дошкольной образовательной организации. Авторы раскрывают потенциал краеведческого материала для всестороннего развития ребёнка, формирования патриотизма и основы его активной жизненной позиции. Авторы подробно останавливаются на организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры и образования, деятельность которых направлена на трансляцию краеведческих знаний детям дошкольного и младшего школьного возраста. При этом сделан акцент на возможности сотрудничества с краеведческим музеем через организацию совместных познавательных мероприятий, экскурсий, музейных уроков. В статье представлена авторская разработка проведения краеведческих занятий в детских садах города Тары Омской области. Предлагаемый тематический план рассчитан на два года обучения. Его содержание охватывает все вехи истории города. Новизна исследования видится в том, что авторская разработка выполнена с учетом принципа системности, что позволяет исключить фрагментарность в организации краеведческой деятельности и сделать эту работу комплексной. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в дошкольной образовательной организации конкретного субъекта РФ, а также использование в качестве модели для организации краеведческой деятельности в других регионах.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, краеведческая работа, патриотическое воспитание, региональный компонент.

Введение

Известный исследователь Омского Прииртышья А.П. Долгушин говорил: «К истории своей малой родины можно относиться по-разному - трепетно или, наоборот, равнодушно. Но нельзя не уважать, ибо это история, с которой пересеклись судьбы твоих предков, а в далях ее брезжит твое начало» [1]. Иными словами - знание истории своего края является неотъемлемой частью внутреннего мира любого человека. Это позволяет почувствовать себя частицей своего народа, ощутить своё единство с ним [2].

Теоретический анализ проблемы

Краеведение сегодня рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя всестороннее изучение родного края: его природы, истории, культуры, населения, экономики. И начинать изучение края, а вместе с тем и формирование чувства толерантности, сопереживания, сопричастности, следует с младшего возраста. Необходимость подобного подхода осозна-

ётся и принимается не только каждым членом общества, но и на уровне государства. Так, одним из приоритетов национального проекта «Образование» является патриотическое воспитание человека и становление его гражданской позиции. Сегодня, начиная с начальной школы, дети знакомятся с историей своего края, с культурными традициями территории, с людьми, которые внесли неоценимый вклад в развитие малой родины. Кроме того, первые знания о своей малой родине дети получают в семье и в дошкольном образовательном учреждении.

Говоря о развитии личности ребёнка, психологи выделяют несколько кризисных возрастных периодов, в которые происходят наиболее важные личностные перестройки. К числу наиболее важных периодов относится и период дошкольного детства. Значение данных периодов для развития личности отмечались виднейшими педагогами прошлого - К.Д. Ушинским, П.Ф. Лесгаф-том и другими. В период дошкольного детства, по мнению крупнейшего отечественного психолога А.Н. Леонтьева, происходит

первоначальное фактическое складывание личности [3]. Отечественные учёные А.С. Белкин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие приходят к выводу, что в дошкольном возрасте ребёнок в своём развитии проходит значительный путь, содержание и направленность которого стремительно расширяются и дополняются. В этом возрасте дети приобретают опыт практического мышления в предметном и образном плане. А к шести годам у них основательно формируется позиция «Я и общество» [4, с. 59].

Опыт организации краеведческой работы в детском саду представлен в работах ряда исследователей и практиков: Е.В. Вахрушиной [5], Л.Я. Мусатовой [6], А.А. Нестеровой и Т.С. Щербаковой [7], М.А. Кухар и В.В. Речки [8], Л.Н. Лавровой и И.В. Чеботаревой [9], В.И. Гончаровой и Н.Н. Добрыниной [10], Т.И. Хисматулиной и Т.В. Шестаковой [11], О.В. Бурляевой [12], Т.Г. Гатченко, И.В. Загибаловой, О.М. Тимофеевой [13], О.Д. Очи-ровой [14], О.Е. Веннецкой, О.А. Лакеевой, К.В. Жуковой [15] и ряда других.

Таким образом, изучив имеющуюся по данному вопросу литературу, приходим к выводу: попытки организовать краеведческую работу в детском саду предпринимаются в различных регионах России. Но эта работа на сегодняшний день носит фрагментарный несистемный характер.

Авторская методика организации краеведческой

работы в детском саду

Организация краеведческой работы в дошкольной образовательной организации имеет свои особенности. Это обусловливается, в частности, спецификой образовательной и социальной среды в детском саду. По словам М. Бывшевой: «Социальная среда детского сада не только обеспечивает процесс социализации посредством воспитания подрастающего поколения, но и способствует раскрытию индивидуальности ребёнка» [4, с. 59 -60].

Нами был изучен опыт организации краеведческой работы с дошкольниками со стороны учреждений образования и культуры Тарского муниципального района Омской области. Это, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения (детские сады), имеющие программу развития, составной частью которой является патриотическое воспитание. Анализ программ и деятельности позволяет заключить, что в содержательном плане в программе акцент делается на факты и события общей российской истории; собственно историческая компонента программ не выделена в самостоятельный раздел, а интегрирована в содержании изучения окружающего мира в целом. Следовательно, целенаправленно краеведение в дошкольной организации не изучается. Следует отметить, что собственно краеведческим вопросам, рассчитанным на детей дошкольного возраста, частично уделяют внимание Тарский историко-краеведческий музей и Тар-ская центральная районная библиотека. Представители названных организаций проводят мероприятия, приуроченные к отдельным датам истории и культуры города и района, делая акцент на особенностях быта и праздниках народного календаря. Однако для того, чтобы у ребенка формировалось чувство любви и уважения к Родине, развивался интерес и стремление изучать её историю необходимо вести целенаправленную и систематическую работу. И эта проблема на сегодняшний день остаётся нерешённой. Фрагментарный характер проводимых мероприятий не позволяет создать у дошкольников целостного представления о месте проживания как о малой Родине, почувствовать свою причастность к ней. Бессистемность в организации краеведческой работы обусловлена рядом следующих причин: отсутствие квалифицированных профильных специалистов, отсутствие педагогического опыта проведения подобной работы, отсутствие методической базы, отсутствие дидактических материалов, в том числе и адаптированных для детей дошкольного возраста.

В настоящее время краеведческое образование в воспитательно-образовательном процессе современного детского сада является актуальным вопросом. Использование потенциала краеведения становится возможным при решении задач приобщения детей к национальным культурно-историческим ценностям и традициям.

Считаем, что целенаправленная системная организация краеведческой работы в дошкольном учреждении позволит не только формировать чувство любви и уважения к своей малой Родине, патриотизма, гражданской идентичности, толерантности, становление собственного мировоззрения с раннего возраста, но и вовлечь в формирование городского пространства самых маленьких жителей города.

При организации краеведческой работы в детском саду, следует учитывать пути ее становления в образовательной практике дошкольного учреждения, применяя разные формы работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из интересных и перспективных форм работы является экскурсионная деятельность. Экскурсии в рамках краеведческой деятельности, в первую очередь, могут быть организованы в музей [16]. Занятия по музейному образованию можно проводить не только в пределах детского сада или групп дошкольного учреждения (этнографические уголки), а также в государственных и муниципальных музеях. Содержание краеведческих знаний целесообразно строить от простого к сложному.

В настоящее время рационально использовать не только занятия традиционной культурно-образовательной формы, но и применять занятия инновационной формы: экскурсия-игра, экскурсия-путешествие, музейный урок.

При сотрудничестве родителей, детей и педагогов, а также на основе социального партнерства в региональном культурно-образовательном пространстве использование возможностей музейного образования в обучающем процессе будет успешным.

Введение краеведческой работы в процесс обучения детей дошкольного возраста осуществляется педагогом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, при овладении воспитателем методикой использования краеведческого материала и соответствии предметно-развивающей среды.

Познавательный процесс следует начинать с того, что более доступно пониманию, т. е. с наблюдений ближайшего окружения ребенка.

На занятиях и в повседневной жизни дети дошкольного возраста могут познакомиться с прошлым храмов и монастырей, жизни местных жителей, представителей духовенства; обратиться к различным источникам и памятникам конфессиональной истории и культуры.

Нами был разработан тематический план проведения краеведческих занятий в детском саду, рассчитанный на два года обучения (таблица 1, таблица 2).

Первый год обучения.

Цель краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении: популяризация краеведческих знаний и приобщение ребенка к истории и культуре своей малой родины.

Таблица 1

Тематический план занятий. Первый год обучения

№ Тема занятия Количество

п\п занятий

1. Моя малая родина 1

2. Моя семья 2

3. Мой дом 1

4. Мир вокруг (природа Тарского Прииртышья) 1

5. Мой город (история Тары) 1

6. Герб города Тары 1

7. Так я вижу свой город (творческое занятие) 1

8. Улицы старинного города (топонимика города) 1

9. Тара - город купцов 2

10. Тарский историко-краеведческий музей (занятие экскурсия) 1

11. Тара военная 2

12. Тарские художники 2

13. Тарские поэты 1

14. Театральные традиции Тары 2

15. Итоговое занятие 1

Итого: 20 занятий

Второй год обучения.

В ходе краеведческих занятий второго года обучения продолжается формирование общепредметных умений и навыков, воспитание патриотизма.

Цель: продолжать популяризацию краеведческих знаний и приобщение ребенка к истории и культуре своей малой родины. Задачи:

• Дать знания об истории и культуре своего края;

• Формировать интерес и уважительное отношение к истории своей семьи, своего дома, своего города;

• Вовлекать в краеведческую работу родителей.

Таблица 2

Тематический план занятий. Второй год обучения

Заключение

Формирование личности - сложный и многогранный процесс, на который оказывает влияние совокупность различных факторов. Одним из таких факторов является краеведческое воспитание.

Нами был изучен накопленный опыт по рассматриваемому вопросу. В ходе анализа опубликованных материалов мы пришли к следующим выводам:

- сегодня предпринимаются отдельные попытки организации краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях;

- в ходе изучения краеведческого материала основное внимание уделяется таким вопросам, как народные промыслы отдельных территорий, достопримечательности края, военная история;

- чаще всего, занятия носят фрагментарный характер и не составляют единую систему, обеспечивающую преемственную связь в системе «детский сад - школа»;

- в ходе проведения краеведческих занятий в детском саду осуществляются тесные контакты с культурными учреждениями населённого пункта: музеем, библиотекой и т. д.

Библиографический список

Краеведческая работа в дошкольной образовательной организации представляет собой реализацию регионального компонента государственной политики в сфере образования. Это предполагает следующее:

- знакомство с историей и культурой родного края в контексте изучения общегосударственной истории;

- встраивание краеведческого материала в программу изучения истории по принципу «от более близкого ребёнку - к менее близкому», от истории семьи к истории малой родины;

- основным подходом при организации краеведческих занятий является деятельностный подход, т. е. освоение краеведческих знаний происходит через практическую деятельность (например, рисование);

- осознанный выбор методов знакомства с историей родного края, повышающих эмоциональную и познавательную активность детей.

В дошкольной образовательной организации силами педагогов и родителей создаются все условия для реализации социального познания ребёнка. Его эффективность в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, природной любознательностью, а с другой - использованием специальных психолого-педагогических методов и приёмов.

Важно выделить следующие особенности организации краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении:

- краеведческие занятия в дошкольном образовательном учреждении представляют собой пропедевтический курс, предполагающий продолжение работы в начальной школе;

- изучение краеведческого материала происходит, преимущественно, через игру;

- краеведческие занятия в детском саду всегда носят практический характер;

- занятия проводятся в группе детей с различными познавательными возможностями (в то время, как школьный класс -это группа детей с примерно равными учебно-познавательными возможностями);

- краеведческая работа в детском саду тесно связана с заинтересованностью родителей в данной работе.

Для того, чтобы максимально эффективно организовать краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие моменты:

- для того чтобы заинтересовать детей, важно поставить их в ситуацию субъекта собственной познавательной деятельности;

- доступность материала детям дошкольного возраста, яркость и образность излагаемого материала;

- ведущий вид деятельности, в ходе которого дети получают краеведческие знания и в ходе которой у них формируется определённый круг умений и навыков - игра.

Весомая роль в эффективной организации краеведческой работы принадлежит тесному сотрудничеству педагогов, детей и родителей. Это сотрудничество может быть организовано через совместную деятельность детей и родителей (например, при выполнении проектов «Мой дом», «Моя семья», «Семейные традиции»).

Проблема организации краеведческой работы в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Краеведческие занятия в дошкольной образовательной организации позволяют формировать у детей чувства патриотизма, способствуют закладыванию основ активной гражданской позиции. Кроме того, организация краеведческой работы в детском саду обеспечивает преемственную связь в системе «Детский сад - школа».

№ Тема занятия Количество

п\п занятий

1. Моя Родина на карте 2

2. Праздники моего города: День Сибири 1

3. Семейные традиции 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. История Тары: век XVI 1

5. История Тары: век XVII 1

6. История Тары: век XVIII 1

7. История Тары: век XIX 1

8. История Тары: век XX 1

9. Церкви города Тары 1

10. Современная Тара 1

11. Образовательные учреждения г. Тары

12. Библиотеки г. Тары 1

13. Картинная галерея как транслятор культурных ценностей малого города 1

14. Краеведы г. Тары 1

15. Памятники г. Тары 1

16. Тара военная 1

17. Моя малая Родина (творческое занятие) 1

18. Итоговое занятие 1

Итого: 20 занятий

1. Долгушин А.П. Городища железного века. Иртышский вертоград. Москва, 1998: 109 - 110.

2. Менщиков В.В. Историческое краеведение в контексте современного гуманитарного знания. Регионология. 2003; 3: 293 - 300.

3. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребёнка в школьном возрасте. Дошкольное воспитание. 2009; 1: 11 - 13.

4. Бывшева М. Социальное познания старшего дошкольника: проблемы и их решение. Дошкольное воспитание. 2009; 9: 59 - 67.

5. Вахрушина Е.В. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Моё родное Каргополье». Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Архангельск, 2017: 253 - 257.

6. Мусатова Л.Я. Организация эколого-краеведческой работы в детском саду. Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве. Елец, 2014: 93 - 99.

7. Нестерова А.А., Щербакова Т.С. Формирование представлений старших дошкольников о профессиях: краеведческий подход. Поволжский педагогический поиск. Ульяновск, 2017: 112 - 119.

8. Речка В.В., Кухар М.А. Диагностика краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации. APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2017; 1: 19.

9. Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Современный взгляд на проблему формирования патриотических качеств личности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами краеведения. Педагогика XXI века: стандарты и практики. Липецк, 2016: 100 - 106.

10. Гончарова В.В., Добрынина Н.Н. Особенности работы детского сада, работающего на краеведческой основе. Материалы Международной научно-практической конференции, 20 января, Самара: ОоО «Центр научных исследований и консалтинга», 2018: 55 - 57.

11. Хисматулина Т.И., Шестакова Т.В. Роль краеведческого музея в формировании нравственных позиций ребёнка. Сборник научных трудов SWorld. Иваново, 2011: 44 - 48.

12. Бурляева О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края. Детский сад: теория и практика. 2011; № 9: 82 - 89.

13. Гатченко Т.Г., Загибалова И.В., Тимофеева О.М. Краеведческое образование дошкольников: приобщение к истории и культуре Урала. Детский сад от А до Я. 2010; 4 (46): 38 - 49.

14. Очирова О.Д. Информационно-компьютерные технологии в краеведческом образовании дошкольника. Детский сад от А до Я. 2010; 4 (46): 103 - 108.

15. Веннецкая О.Е., Лакеева О.А., Жукова К.В. Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016; 5: 183 - 185.

16. Булыгина Т.А. Краеведческий музей и источники местной истории. Новая локальная история. Ставрополь, 2006: 45 - 49.

References

1. Dolgushin A.P. Gorodischa zheleznogo veka. Irtyshskij vertograd. Moskva, 1998: 109 - 110.

2. Menschikov V.V. Istoricheskoe kraevedenie v kontekste sovremennogo gumanitarnogo znaniya. Regionologiya. 2003; 3: 293 - 300.

3. Leont'ev A.N. Psihologicheskie voprosy formirovaniya lichnosti rebenka v shkol'nom vozraste. Doshkol'noe vospitanie. 2009; 1: 11 - 13.

4. Byvsheva M. Social'noe poznaniya starshego doshkol'nika: problemy i ih reshenie. Doshkol'noe vospitanie. 2009; 9: 59 - 67.

5. Vahrushina E.V. Vospitanie nravstvenno-patrioticheskih chuvstv u detej doshkol'nogo vozrasta posredstvom realizacii proekta «Moe rodnoe Kargopol'e». Sovremennye podhody k organizacii obrazovatel'nogo processa v usloviyah standartizacii obrazovaniya. Arhangel'sk, 2017: 253 - 257.

6. Musatova L.Ya. Organizaciya 'ekologo-kraevedcheskoj raboty v detskom sadu. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii XXI veka: dialog nauk o detstve. Elec, 2014: 93 - 99.

7. Nesterova A.A., Scherbakova T.S. Formirovanie predstavlenij starshih doshkol'nikov o professiyah: kraevedcheskij podhod. Povolzhskij pedagogicheskijpoisk. Ul'yanovsk, 2017: 112 - 119.

8. Rechka V.V., Kuhar M.A. Diagnostika kraevedcheskoj kompetencii pedagogov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. APRIORI. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017; 1: 19.

9. Lavrova L.N., Chebotareva I.V. Sovremennyj vzglyad na problemu formirovaniya patrioticheskih kachestv lichnosti detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami kraevedeniya. Pedagogika XXI veka: standarty ipraktiki. Lipeck, 2016: 100 - 106.

10. Goncharova V.V., Dobrynina N.N. Osobennosti raboty detskogo sada, rabotayuschego na kraevedcheskoj osnove. MaterialyMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii, 20 yanvarya, Samara: OOO «Centr nauchnyh issledovanij i konsaltinga», 2018: 55 - 57.

11. Hismatulina T.I., Shestakova T.V. Rol' kraevedcheskogo muzeya v formirovanii nravstvennyh pozicij rebenka. Sbornik nauchnyh trudov SWorld. Ivanovo, 2011: 44 - 48.

12. Burlyaeva O.V. Organizaciya raboty po oznakomleniyu doshkol'nikov s istoriej rodnogo kraya. Detskij sad: teoriya i praktika. 2011; № 9: 82 - 89.

13. Gatchenko T.G., Zagibalova I.V., Timofeeva O.M. Kraevedcheskoe obrazovanie doshkol'nikov: priobschenie k istorii i kul'ture Urala. Detskij sad ot A do Ya. 2010; 4 (46): 38 - 49.

14. Ochirova O.D. Informacionno-komp'yuternye tehnologii v kraevedcheskom obrazovanii doshkol'nika. Detskij sad ot A do Ya. 2010; 4 (46): 103 - 108.

15. Venneckaya O.E., Lakeeva O.A., Zhukova K.V. Problemy i praktika vzaimodejstviya pedagogov i roditelej vospitannikov detskogo sada po oznakomleniyu detej s istoriej svoego goroda. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2016; 5: 183 - 185.

16. Bulygina T.A. Kraevedcheskij muzej i istochniki mestnoj istorii. Novaya lokal'naya istoriya. Stavropol', 2006: 45 - 49.

Статья поступила в редакцию 27.06.18

УДК 37.013.43:792:37.015.31

Plyusnin A.D., senior lecturer, Head of Department of Social and Cultural Activities, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: Cafedraskd@mail.ru

Fisyuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: Cafedraskd@mail.ru

THE CREATIVE METHOD OF THEATRICALIZATION AS A PHENOMENON OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT. The article considers the creative method of dramatization from the perspective of the modern paradigm of social and cultural activity-social activity of the individual. The author presented the historical and technological aspect of theatrical as a socio-cultural phenomenon and the problem of transformation of the method, the identification of innovative trends and optimization of its creative possibilities in the context of the organization of political, educational, propaganda, cultural and educational work and social and cultural activities of Russia of the XX - early XXI centuries. The modern trends in the sphere of leisure, which should be reflected in the content of theatrical cultural and leisure programs, are substantiated. The article describes the theoretical approaches to the problem of forming a theatrical cultural and leisure program as an animation project from the perspective of psychological and pedagogical aspects, types of animation that meet the different needs of the participants of cultural and leisure activities. The main directions of animation activities that have been formed in the modern leisure industry-sports and health, information and educational, entertainment, creative and performing became the initial basis for the classification of theatrical cultural and leisure programs.

Key words: theatricalization, historical and technological aspect of theatricalization, paradigm of social activity of person, social and cultural animation, types of animation in leisure industry.

А.Д. Плюснин, доц., зав. каф. социально-культурной деятельности, Алтайский государственный институт культуры, заслуженный работник культуры РФ, г. Барнаул, E-mail: Cafedraskd@mail.ru

Т.Т. Фисюк, канд. пед. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: Cafedraskd@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассмотрен творческий метод театрализации с позиций современной парадигмы социально-культурной деятельности - социальной активности личности. Авторы представили историко-технологический аспект театрализации как социально-культурного феномена и проблему трансформации метода, выявили инновационные тенденции и оптимизацию его творческих возможностей в контексте организации политико-просветительной, агитационно-пропагандистской, культур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.