Научная статья на тему 'Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников'

Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1049
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / PRESCHOOL AGE / PATRIOTIC EDUCATION / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT EDUCATIONAL RESOURCES / CULTURE AND HISTORY OF THE REGION / SOCIAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Наталья Георгиевна

Целью работы выступает выявление проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе. Автор рассматривает вопросы воспитания маленького гражданина страны с опорой на историю и культуру родных мест. Результаты проведённой работы с детьми подтверждают значимость ближайшей среды в формировании культуры личности ребёнка и накоплении им социального опыта жизни в родном регионе, который является частью Родины. Практическая значимость работы заключается в использовании образовательных ресурсов социокультурной среды, чтобы сформировать действенное отношение к малой родине и стране. Статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT EDUCATIONAL RESOURCESIN THE PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The aim of this paper is to identify the problems of patriotic education of pre-school children at the modern stage. The author considers questions relating to the upbringing of little citizen of the country, basing on the history and culture of their homeland. The results of the work carried out with children confirm the significance of the closest environment in shaping the culture personality of the child and his social experience accumulation in his native region, which is a part of the motherland. The practical value of the work lies in the use of educational resources of sociocultural environment in forming the effective attitude to the hometown and the country. The article is addressed to teachers of pre-school educational institutions and parents.

Текст научной работы на тему «Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников»

УДК 37.035

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-13-20

образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников

Пантелеева Н. Г.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. Целью работы выступает выявление проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе. Автор рассматривает вопросы воспитания маленького гражданина страны с опорой на историю и культуру родных мест. Результаты проведённой работы с детьми подтверждают значимость ближайшей среды в формировании культуры личности ребёнка и накоплении им социального опыта жизни в родном регионе, который является частью Родины. Практическая значимость работы заключается в использовании образовательных ресурсов социокультурной среды, чтобы сформировать действенное отношение к малой родине и стране. Статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям.

Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотическое воспитание, образовательные ресурсы социокультурной среды, культура и история региона, социальный опыт.

sociocultural environment educational resources in the patriotic education of preschool children

N. Panteleeva

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul, Mytishchi, Moscow region 105005, Russian Federation

Abstract. The aim of this paper is to identify the problems of patriotic education of pre-school children at the modern stage. The author considers questions relating to the upbringing of little citizen of the country, basing on the history and culture of their homeland. The results of the work carried out with children confirm the significance of the closest environment in shaping the culture personality of the child and his social experience accumulation in his native region, which is a part of the motherland. The practical value of the work lies in the use of educational resources of sociocultural environment in forming the effective attitude to the hometown and the country. The article is addressed to teachers of pre-school educational institutions and parents.

Keywords: preschool age, patriotic education, sociocultural environment educational resources, culture and history of the region, social experience.

© CC BY Пантелеева Н. Г., 2019.

Проблема воспитания детей дошкольного возраста - одна из важных проблем современности: семьи, общества и государства. В системе целостного развития ребёнка-дошкольника огромное значение имеет патриотическое воспитание, задачей которого является воспитание любви к близким людям, детскому саду, природе, родному городу и стране.

Обзор научных исследований показал, что разработкой вопросов патриотического воспитания дошкольников занимались многие ученые: О. И. Жуковская, А. А. Люблинская, Т. А. Маркова, Т. С. Комарова, А. М. Виноградова, С. А. Козлова, М. Д. Маханева, Т. В. Иванова и др. Каждый исследователь раскрывал задачи одного из назначений патриотического воспитания, например: формирование патриотических представлений на основе окружающего мира, народного творчества, экологических знаний, русского быта и традиций, исторических событий и т. д. В связи с данными направлениями появилось много программно-методической литературы по патриотическому воспитанию дошкольников с планированием и конспектами занятий для проведения педагогической работы в условиях детского сада. Анализ современных исследований подтверждает актуальность патриотического воспитания дошкольников на современном этапе: выступление Президента В. В. Путина на встрече с активом Клуба лидеров, во время которого он объявил, что у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма [3]. Научные работы Д. А. Гусева, К. В. Васильева связывают патриотическое воспитание дошкольников с приобщением к

малой родине, её истории, культуре, природе, это ступенька в воспитании любви к родному краю и Родине [2, с. 172]. По мнению Н. М. Сертаковой и Н. В. Кулдашовой, действенным методом патриотического воспитания является проектно-исследовательская деятельность, так как патриотические чувства многогранны по содержанию [6, с. 6]. По нашему мнению, «современное патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание социальное, формирование ответственности, эмоциональной отзывчивости на происходящее вокруг, т.е. личное участие детей в событиях и жизни взрослых. Например, приучить к чистоте и порядку ближайшего пространства, вызвать желание совместно трудиться, бережно относиться к окружающему как части Земли» [4, с. 184].

Изучение воспитательно-образовательной деятельности детских садов г. Можайска по патриотическому воспитанию показало, что дети практически не знают своего родного города и местности, в которой живут (о других странах знают больше, чем о своей родной стране). Мы констатируем факт, что огромный воспитательный потенциал ближайшей среды города и окрестностей не реализуется в полной мере в практике воспитания. Исходя из сказанного, следует отметить противоречия между:

- социальным заказом государства о необходимости воспитания патриотов страны и недостаточной организацией патриотического воспитания в практике образования;

- воспитательными возможностями ближайшего окружения и недооценкой педагогами и родителями значимости работы в этом направлении.

Противоречия определили проблему: как повысить эффективность патриотического воспитания дошкольников в современных условиях? Названная проблема требует решения и связана с поиском действенных условий, форм и методов работы с дошкольниками. Следовательно, необходимо широко включить в образовательное пространство весь потенциал участников образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), в котором приоритетом будет выступать практическая реализация системы патриотического воспитания. Успеха в патриотическом воспитании можно добиться, если взрослые сами знают и любят свой город и край, тогда они в доступной и увлекательной форме могут преподнести его детям.

Всем хорошо известно, что Родина начинается с семьи. Существенную роль в патриотическом воспитании ребёнка играет семья - это первая эмоционально значимая среда, которая вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д. Главное в том, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, которого так не хватает детям, создаёт общность интересов и сближает их духовно. Любое общение - это влияние с целью обогащения детей: первые рассказы о событиях прошлого, о земляках, прославивших край, о сегодняшней трудовой жизни и прочем должны происходить из уст родителей. Приобщение детей к родному краю по силам любой семье: совместные прогулки выходного дня по памятным местам, посещение культурных центров и мн. др. На данном этапе семейное воспитание не всегда систематично, досугом де-

тей родители занимаются мало, а ведь добрые традиции сплачивают семью; практика показывает, что в семьях, где организуют досуг детей, добиваются хороших результатов в их воспитании. Всё начинается с детства, когда каждое впечатление оставляет глубокий след. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в их жизни станут главными. Именно родители первые воспитатели детей, потому что семья - это старшее поколение, связывающее свой род и родную землю, передавая накопленный опыт жизни.

Путь активизации системы педагогической работы по патриотическому воспитанию - это продуктивная связь с социумом, подразумевающая использование образовательных ресурсов социокультурной среды округа, города, края, взаимодействие с учреждениями культуры: музеем, библиотекой, школой и др., например, ознакомительная практика на базе музея (экскурсия в музей), проведение совместных мероприятий. Это современные условия, в которых будет осуществляться патриотическое воспитание, и понимаются как организация разнообразной содержательной деятельности детей, используя тесную взаимосвязь со средой региона, учитывая возрастные особенности детей.

Социальное окружение в образовании - это новые возможности для улучшения качества образования, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства1. Согласно программным документам

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1, ст. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuItant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 27.11.2018).

дошкольные образовательные организации должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей организации и стать открытой системой1 [5]. Считаем, что только совместными усилиями детского сада, родителей и социума можно добиться положительных результатов в патриотическом воспитании дошкольников.

В период обновления дошкольного образования значительно возросли роль познания культуры и истории малой родины, на основе которого совершается гражданское становление будущего человека, уважения к историческим ценностям народа, ответственности, любви к Отечеству. Проблема патриотического воспитания побуждает вновь обратиться к культурно-исторической концепции и требует иных подходов к организации образовательного пространства дошкольных учреждений [1]. Согласно данной концепции, формирование личности ребёнка происходит через усвоение и присвоение общественно-исторического опыта в результате общения со взрослыми и сверстниками в социокультурной среде. Считаем, что детей надо растить полноценными жителями нашей страны, чтобы воспитать причастность к реальным событиям малой родины, чтобы сформировать эмоционально-ценностное отношение

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020. htm (дата обращения: 10.12.2018); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 27.11.2018).

к социальной жизни страны. Общеизвестно, что воспитание отношения к стране, где живёт ребёнок, начинается с детства и в условиях ближайшей среды, способствующей развитию эмоционального мира и нравственного поведения детей: чем больше дети узнают о своей стране, своём городе, тем бережнее относятся к окружающему. Мы полагаем, что использование культурно-исторического компонента в формировании личности ребёнка и накоплении им социального опыта жизни в родном городе и крае - важное направление педагогической деятельности.

Воспитание патриотизма, чувства любви к своей малой родине, гордости за земляков - одна из важнейших задач современного образования. Считаем, что решению этой задачи способствует окружающая среда региона, предоставляющая богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания культуры личности ребёнка. Ценность ближайшей среды заключается в удовлетворении детей в повседневной жизни и деятельности яркими впечатлениями родной земли, окружающей ребёнка с детства, которые формируют патриотические чувства, переходящие в качества личности. Так, впитывая с детских лет дух своего региона, дети не утрачивают связи с корнями малой родины, в них растёт интерес, любовь и причастность к родным местам. Главное - осуществлять ознакомление с родными местами последовательно и систематически, потому что чувство любви к Родине проявляется не только в сложных жизненных ситуациях, но и в каждодневном труде.

Система работы строится как на традиционных, так и на новых формах - познавательно-исследовательской деятельности, экскурсиях и прогулках, поездках по краю, участии детей в благоустройстве (акции), исторические и познавательные беседы, работа в уголке города, домашние задания, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг, накапливать социальный опыт в своем регионе. Гибкое использование модели обучения: занятия проводятся не только в детском саду, но и за пределами - у памятного места, в музее, на выставке и т. д. Среди разнообразных форм педагогической работы с детьми наиболее значимыми являются экскурсии и поездки по исследованию ближайшего окружения в такой последовательности: родной дом, улица, детский сад, микрорайон, город, край, страна, которые формируют опыт наблюдений, способствуют накоплению представлений о родном городе и крае. Темы разные, чтобы показать прошлую и настоящую жизнь города, деятельность земляков: путешествия по историческим и памятным местам города, достопримечательностям, старым улицам, новостройкам и др. Каждая экскурсия - это совместное наблюдение и обсуждение, способствующие формированию чувств и их выражению в разнообразной деятельности, позитивному отношению к окружающему. Другие формы работы: эмоциональные рассказы педагога, использование образовательных ситуаций, бесед, важных в педагогической деятельности, чтобы возвеличить в глазах ребёнка любую мелочь и сделать её значимой, так как всегда найдётся возможность поселить в душе ребёнка гордость, уважение к

землякам и любовь к родным местам. Познавательные рассказы для детей составляются на основе материала региона и исторических фактов, которые перерабатываются в соответствии с их возрастом и сообщаются в привлекательной форме, рекомендуемые темы: возникновение города, крепость города (древние подмосковные города начинались с крепости), храмы города и окрестностей, улицы (на примере одной), архитектура города: старая часть города и новостройки, памятники, достопримечательности, окрестности, усадьбы и др.

Задача педагогов и родителей - увлечь, заинтересовать красотой и значимостью родных мест, пробудить первые чувства детей, расширяя их интересы, показав через близкое окружение значимость родного города и края. Включить детей в проводимую работу несложно, главное - занимательно и эмоционально преподнести информацию, чтобы у ребёнка появился интерес к познанию, общению и деятельности. В восприятии и познании ценностей ближайшей среды нужна помощь взрослого (педагогов или родителей) в выделении значимого в окружающем, так как ребёнку трудно понять, что улица, по которой он ходит каждый день - это его Родина. Следует готовить детей к восприятию сведений, используя конкретные примеры окружения, т. е. необходимо направить их восприятие на факты и события, которые рядом, развивая чувственное наблюдение, воспитывая интерес и эмоциональное отношение к окружающему, чтобы понять красоту окружающей жизни. От близкого окружения перейти к жизни и истории людей города и края, показать,

что наш город - часть большой страны, расширяя интересы личного мира детей путём знакомства с героической историей края, памятниками старины, искусством, традициями региона (чтить память погибших героев) и т. д. Используя конкретные примеры окружения, узнавая о жизни и деятельности старших поколений, земляках, дети начинают понимать, что Родина - это родная страна, в которой они родились и живут.

Опыт показал, что наиболее полно реализуется потенциал детей, когда используется не только образовательная деятельность, а воспитательные мероприятия с помощью педагогики сотрудничества - это совместная деятельность педагога, детей и родителей, основанная на созидании. При проведении планомерной работы по патриотическому воспитанию выделены следующие условия по приобщению к культурно-историческому наследию края:

- максимальное использование окружения региона; создание развив а-ющей среды в дошкольной организации (создание центра или мини-музея по краеведению: уголка родного края, города, уголка боевой славы, природных зон в группе и на участке, центра полезной деятельности), её вариативности; выставки детского творчества в оформлении помещений;

- подготовка детей к восприятию краеведческих сведений: обогащение эмоциональной сферы (умение удивляться, восторгаться), развитие разных форм образной речи;

- развитие патриотического видения - эмоциональное восприятие среды, отбор познавательного материала с выделением значимого для края, уме-

ние выделять характерное в окружающем для видения её ценностей;

- организация развивающего обучения: разнообразных форм обучения и воспитания (проектно-исследо-вательская деятельность, проблемные обучающие ситуации, культурные практики, историко-познавательные беседы, акции и др.);

- расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом;

- включение в образовательное пространство исторического материала, способного вызвать интерес и эмоциональный отклик, отобрав и переработав его для детей в привлекательную форму;

- работа с социумом, родителями, совместная поисково-исследовательская деятельность со взрослыми;

- самостоятельная деятельность детей на основе интеграции образовательных областей и разных видов деятельности детей.

Каждый уголок русской земли имеет характерные черты исторического развития, неповторимые особенности: природу, историю, культуру, разнообразную архитектуру, традиции, которые сплачивают людей и рассказывают о величии родных мест. История и культура региона хранится в музеях (документы, фотографии, предметы старины), храмах, старинных постройках и т. д. В любом малом городе живут талантливые люди, прославившие его, в честь них называют улицы, парки, возводятся памятники; в городе живут люди, отвечающие за его жизнь: строители, водители, продавцы и т. д. Знакомство дошкольников с трудом взрослых, разнообразными профессиями воспитывает ценностное отноше-

Vjsy

ние к труду. Каждый город по-своему красив, имеет достопримечательности, памятные места воинам, погибшим за Родину, которые надо использовать в образовательной среде детского сада как ресурс обновления патриотической работы.

Приоритетной деятельностью детских садов должны стать формирование культуры личности ребёнка и накопление им социального опыта жизни в родном регионе, который

является частью Родины. Известный отечественный педагог В. А. Сухом-линский говорил, что ребёнок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина. Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю и без бережного доброго отношения к природе [7].

Статья поступила в редакцию 11.01.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. 368 с.

2. Гусев Д. А., Васильева К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). URL: https://moluch. ru/archive/80/13847 (дата обращения: 29.01.2019).

3. Российский патриотизм: исторические традиции и современность / Абрамов А.В., Богатырева С.Н., Бочарников И.В., Гришнова Е.Е., Гуськов Ю.В., Емец В.С., Манойло А.В., Овсянникова О.А., Поляков С.П., Ремарчук В.Н. Грозный, 2016.

4. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей // Психологическая наука и образование: [сайт] 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ ru_2013_4_Panteleeva.pdf (дата обращения: 27.11.2018).

5. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2016. 352 с.

6. Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Волгоград, 2016. 116 с.

7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988. 272 с.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii. Problemy razvitiya psikhiki [Collected works. T. 3. Problems of mental development]. Moscow, 1983. 368 p.

2. Gusev D. A., Vasil'eva K. V. [Small homeland in the patriotic education of preschool children]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2014, no. 21 (80). Available at: https://moluch. ru/archive/80/13847/ (accessed: 29.01.2019).

3. Abramov A. V., Bogatyreva S. N., Bocharnikov I. V., Grishnova Е. Е., Gus'kov Yu. V., Emec V. S., Manojlo A. V., Ovsyannikova O. A., Polyakov S. P., Remarchuk V. N., eds. Rossi-iskii patriotizm: istoricheskie traditsii i sovremennost' [Russian patriotism: the historical traditions and the present]. Grozny, 2016. 266 p.

4. Panteleeva N. G. [Social partnership of the kindergarten and parents]. In: Psikhologiches-kaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2013, no. 4. Available at: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_4_Panteleeva.pdf (accessed: 27.11.2018).

5. Veraksa E., Komarova T. S., Vasilyeva M. A., eds. Programma «Ot rozhdeniya do shkoly». Osnovnaya obshcheobrazova-tel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [The program

"From birth to school". Basic general educational program of preschool education]. Moscow, 2016. 352 p.

6. Sertakova N. M., Kuldashova N. V. Patrioticheskoe vospitanie detei 4-7 let na osnove proek-tno-issledovatel'skoi deyatel'nosti [Patriotic education of 4-7-aged children on the basis of project and research activities]. Volgograd, 2016. 116 p.

7. Sukhomlinskii V. A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Kiev, 1988. 272 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Пантелеева Наталья Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования факультета психологии Московского государственного областного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО); e-mail: natasha53.11@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalia G. Panteleeva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of preschool education, faculty of Psychology, Moscow Region State University, corresponding member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education (MANPO); e-mail: natasha53.11@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Пантелеева Н. Г. Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 13-20. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-13-20

FOR CITATION

Panteleeva N. G. Sociocultural environment educational resources in the patriotic education of preschool children. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 2, рр. 13-20.

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-13-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.